На главную | База 1 | База 2 | База 3

Постановление Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 352
"Об утверждении Положения о системе государственного учета и контроля ядерных материалов"

(с изменениями от 22 апреля 2009 г., 4 февраля 2011 г.)

 

В соответствии с федеральными законами "Об использовании атомной энергии" и "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и в целях совершенствования нормативного правового обеспечения учета и контроля ядерных материалов Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Положение о системе государственного учета и контроля ядерных материалов.

Перечень ядерных материалов и специальных неядерных материалов, подлежащих государственному учету и контролю.

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 1996 г. № 1205 "О Концепции системы государственного учета и контроля ядерных материалов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 43, ст. 4918);

постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 1998 г. № 746 "Об утверждении Правил организации системы государственного учета и контроля ядерных материалов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 29, ст. 3559);

постановление Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. № 962 "О порядке ведения государственного учета и контроля ядерных материалов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 52, ст. 5145);

постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2004 г. № 59 "О внесении изменений в Положение о государственном учете и контроле ядерных материалов, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. № 962" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 7, ст. 529);

пункты 24 и 74 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 49 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 7, ст. 560).

Председатель Правительства Российской Федерации

В. Зубков

 

Положение о системе государственного учета и контроля ядерных материалов

(утв. постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 352)

(с изменениями от 22 апреля 2009 г., 4 февраля 2011 г.)

I. Общие положения

1. Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области обращения с ядерными материалами и специальными неядерными материалами (далее - ядерные материалы) и определяет порядок организации системы государственного учета и контроля ядерных материалов и осуществления учета и контроля ядерных материалов, обязательный для выполнения всеми юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности на ядерные материалы, осуществляющими деятельность по производству, использованию, переработке, хранению, транспортированию и перемещению через таможенную границу Российской Федерации ядерных материалов, а также органами государственного управления использованием атомной энергии и органами государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии.

2. Порядок учета и контроля ядерных материалов, используемых при разработке, изготовлении, испытании, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных установок военного назначения, определяется иными нормативными правовыми актами.

3. Система государственного учета и контроля ядерных материалов является элементом системы государственного управления использованием атомной энергии и предназначена для выполнения следующих задач:

а) обеспечение контроля за обращением ядерных материалов;

б) обеспечение сохранности, своевременного выявления и предотвращения потерь, несанкционированного использования и хищений ядерных материалов;

в) предоставление органам государственной власти Российской Федерации, органам управления использованием атомной энергии, органам государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии и другим заинтересованным федеральным органам исполнительной власти необходимой для выполнения ими своих полномочий информации о наличии и перемещении ядерных материалов, включая их перемещение через таможенную границу Российской Федерации;

г) определение наличного количества ядерных материалов в местах их нахождения;

д) обеспечение необходимых условий для применения гарантий Международного агентства по атомной энергии, а также реализации двусторонних договоренностей о контроле за ядерными материалами.

4. Система государственного учета и контроля ядерных материалов включает в себя:

а) органы управления, обеспечивающие ее функционирование на федеральном уровне и в организациях, осуществляющих обращение с ядерными материалами;

б) нормативное правовое обеспечение деятельности по учету и контролю ядерных материалов;

в) информационно-аналитическое обеспечение функционирования системы, а также обработки и передачи информации о наличии и перемещении ядерных материалов;

г) системы учета и контроля ядерных материалов организаций, в которых осуществляется обращение ядерных материалов;

д) контроль и надзор за состоянием учета и контроля ядерных материалов.

5. Система государственного учета и контроля ядерных материалов должна обеспечивать:

а) совершенствование системы измерений, обеспечивающей получение данных о количестве и составе ядерных материалов;

б) профессиональную подготовку и переподготовку персонала в области учета и контроля ядерных материалов;

в) ограничительный порядок доступа к информации в области государственного учета и контроля ядерных материалов в целях защиты сведений, отнесенных к государственной тайне или служебной информации ограниченного распространения.

II. Термины и определения

6. Понятия, используемые в настоящем Положении, означают следующее:

"аномалия в учете и контроле ядерных материалов (аномалия)" - расхождение значений фактически наличного количества ядерных материалов и данных учетных документов, выходящее за установленные пределы, недостача (излишек) учетной единицы с ядерными материалами;

"баланс ядерных материалов" - сравнительный итог зарегистрированного и фактически наличного количества ядерных материалов;

"зона баланса материалов" - территориально и административно установленная в пределах ядерной установки или пункта хранения ядерных материалов зона для учета и контроля ядерных материалов, в которой на основании измерений определяется количество ядерных материалов при каждом их перемещении в зону и из нее и подводится баланс ядерных материалов за установленный период времени;

"зона отчетности" - территориально и административно установленная в организации, осуществляющей обращение с ядерными материалами, зона, объединяющая одну или несколько зон баланса материалов, в целях формирования отчетности для представления в федеральную автоматизированную информационную систему государственного учета и контроля ядерных материалов;

"инвентаризационная разница" - разница между фактически наличным и документально зарегистрированным количеством ядерного материала;

"контроль ядерных материалов" - административный контроль за наличием и перемещением ядерных материалов с целью предотвращения их несанкционированного использования;

"надзор за системой государственного учета и контроля ядерных материалов" - проверка соблюдения норм и правил уполномоченными федеральными органами исполнительной власти при осуществлении государственного учета и контроля ядерных материалов;

"незаконный оборот ядерных материалов" - деятельность, связанная с изготовлением, поставкой, получением, обладанием, хранением, использованием, передачей, перемещением, транспортированием или переработкой ядерных материалов, совершаемая с нарушением требований законодательства Российской Федерации;

"система измерений ядерных материалов" - совокупность методик и средств измерений, стандартных образцов, а также организационных мероприятий, позволяющая выполнять учетные и подтверждающие измерения с требуемой точностью;

"сохранность ядерных материалов" - предотвращение несанкционированного доступа к ядерным материалам, их утери, хищения или иных несанкционированных действий с ними путем реализации комплекса мер, осуществляемых в соответствии с требованиями нормативных правовых актов по учету, контролю и физической защите ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов;

"специальные неядерные материалы" - материалы, не содержащие или не способные воспроизвести ядерные материалы, но которые могут быть использованы в устройствах, предназначенных для осуществления взрывного выделения внутриядерной энергии (ядерного взрыва);

"учет ядерных материалов" - определение количества ядерных материалов, составление, регистрация и ведение учетных и отчетных документов;

"физическая инвентаризация" - определение фактического количества ядерных материалов, имеющихся в наличии в зоне баланса материалов.

III. Государственный учет и контроль ядерных материалов

7. Государственный учет и контроль ядерных материалов включают в себя сбор, регистрацию и анализ информации о количестве, качественном составе и перемещении ядерных материалов и осуществляются путем сплошного непрерывного документального учета всех хозяйственных и технологических операций с ядерными материалами на основе результатов измерений характеристик ядерных материалов, а также проверки достоверности этой информации и ее соответствия фактическому наличию ядерных материалов в местах их нахождения.

8. Перечень ядерных материалов, подлежащих государственному учету и контролю в Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.

9. Минимальное количество ядерных материалов в организации, начиная с которого они подлежат государственному учету и контролю, определяется федеральными нормами и правилами государственного учета и контроля ядерных материалов, кроме того, федеральные нормы и правила учета и контроля ядерных материалов устанавливают:

а) порядок постановки на учет, ведения учета, контроля и снятия с учета ядерных материалов;

б) категории ядерных материалов и меры по их учету и контролю в зависимости от состава и количества ядерных материалов, находящихся в зоне баланса материалов;

в) требования к организации зон баланса материалов;

г) требования к ведению учетной документации, периодичность представления и объем информации, содержащейся в отчетной документации;

д) порядок и требования к проведению измерений состава и количества ядерных материалов или применению расчетных методов (методик) для определения состава и количества этих материалов;

е) требования к порядку организации и проведению физической инвентаризации, периодичность и объем ее проведения;

ж) требования к порядку подведения баланса ядерных материалов и определению величины допустимой инвентаризационной разницы;

з) требования к определению допустимых значений расхождений данных отправителя и получателя о наличии ядерных материалов и мероприятия при обнаружении превышения этих значений;

и) требования к учету и контролю ядерных материалов при их экспорте и импорте;

к) периодичность, объем и вид проверок, проводимых органами государственного управления использованием атомной энергии, осуществляющими учет и контроль ядерных материалов на федеральном уровне, управление использованием атомной энергии, государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью.

10. Ядерные материалы, находящиеся в составе облученных тепловыделяющих сборок и отработавшего ядерного топлива, учитываются в системе государственного учета и контроля ядерных материалов.

Порядок перевода ядерных материалов в категорию радиоактивных веществ или радиоактивных отходов определяется федеральными нормами и правилами ведения государственного учета и контроля ядерных материалов.

IV. Деятельность органов государственного управления использованием атомной энергии
в области государственного учета и контроля ядерных материалов

11. Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" в пределах своих полномочий:

а) проводит государственную политику в области государственного учета и контроля ядерных материалов;

б) осуществляет государственный учет и контроль ядерных материалов, находящихся на территории Российской Федерации, независимо от формы собственности на эти материалы;

в) осуществляет методическое руководство и координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих управление использованием атомной энергии, в области государственного учета и контроля ядерных материалов;

г) ведет государственный регистр ядерных материалов, находящихся в федеральной собственности;

д) формирует перечень ядерных материалов, находящихся в собственности юридических лиц Российской Федерации, а также принадлежащих иностранным государствам и иностранным юридическим лицам, временно находящихся на территории Российской Федерации;

е) ведет регистрацию зон баланса материалов и зон отчетности;

ж) предоставляет по запросам органов государственной власти Российской Федерации, органов государственного управления использованием атомной энергии, органов государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии информацию о наличном количестве и перемещении ядерных материалов, необходимую для выполнения ими своих полномочий;

з) обеспечивает создание, развитие и функционирование федеральной автоматизированной информационной системы учета и контроля ядерных материалов, создает информационно-аналитические организации и (или) центры сбора и обработки информации;

и) разрабатывает и утверждает формы отчетных документов в области государственного учета и контроля ядерных материалов, порядок и периодичность их представления;

к) разрабатывает и утверждает форму государственного регистра ядерных материалов, находящихся в федеральной собственности, и форму перечня ядерных материалов, находящихся в собственности юридических лиц Российской Федерации, а также принадлежащих иностранным государствам и иностранным юридическим лицам, временно находящихся на территории Российской Федерации;

л) разрабатывает федеральные нормы и правила ведения государственного учета и контроля ядерных материалов;

м) создает центры по подготовке и переподготовке специалистов в области учета и контроля ядерных материалов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, обеспечивает их функционирование;

н) осуществляет контроль за состоянием и функционированием системы государственного учета и контроля ядерных материалов в Российской Федерации независимо от формы собственности на ядерные материалы;

о) осуществляет контроль за обращением с ядерными материалами;

п) обеспечивает совместно с Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии проведение сертификации средств и аттестации методик для выполнения измерений характеристик ядерных материалов.

12. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие управление использованием атомной энергии в пределах своих полномочий, в системе государственного учета и контроля ядерных материалов:

а) осуществляют координацию деятельности находящихся в их ведении организаций, осуществляющих обращение с ядерными материалами, в области учета и контроля ядерных материалов;

б) участвуют в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в разработке федеральных норм и правил государственного учета и контроля ядерных материалов;

в) разрабатывают и утверждают в соответствии с федеральными нормами и правилами ведения учета и контроля ядерных материалов нормативные и распорядительные акты, в которых отражаются особенности учета и контроля ядерных материалов в подведомственных им организациях.

13. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие управление использованием атомной энергии, могут разрабатывать по согласованию с Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" положения по учету и контролю ядерных материалов, а также создавать центры сбора, обработки и анализа информации о ядерных материалах, находящихся в подведомственных им организациях.

14. Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие управление использованием атомной энергии, а также организации, не находящиеся в ведении органа государственного управления использованием атомной энергии, незамедлительно информируют Министерство внутренних дел Российской Федерации и Федеральную службу безопасности Российской Федерации о выявленных фактах незаконного обращения с ядерными материалами и хищения ядерных материалов.

V. Учет и контроль ядерных материалов организацией, осуществляющей обращение
с ядерными материалами

15. Организации, осуществляющие обращение с ядерными материалами:

а) ведут учет и контроль ядерных материалов и проводят физические инвентаризации ядерных материалов в зонах баланса материалов;

б) представляют отчеты о количестве и перемещении (изменении инвентарного количества) ядерных материалов в соответствии с порядком, установленным Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом";

в) оснащают системы учета и контроля ядерных материалов методиками, техническими и программно-техническими средствами, обеспечивающими выполнение требований учета и контроля ядерных материалов;

г) осуществляют подбор, подготовку и повышение квалификации персонала, осуществляющего учет и контроль ядерных материалов;

д) обеспечивают сохранность ядерных материалов.

16. Учет и контроль ядерных материалов организацией, осуществляющей обращение с ядерными материалами, проводятся по зонам баланса материалов в соответствии с федеральными нормами и правилами государственного учета и контроля ядерных материалов, нормативной и технической документацией, разрабатываемой и утверждаемой этими организациями во исполнение федеральных норм и правил государственного учета и контроля ядерных материалов.

Зоны баланса материалов устанавливаются указанной организацией по согласованию с Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом".

17. Учет и контроль ядерных материалов в зоне баланса материалов проводятся материально ответственным лицом или должностным лицом, ответственным за учет ядерных материалов, в соответствии с инструкцией, положениями об учете и контроле ядерных материалов, утвержденными руководителем организации, осуществляющей обращение с ядерными материалами.

18. Местонахождение ядерного материала в зоне баланса материалов, его количество и изменение инвентарного количества этого материала регистрируются в учетной документации.

Ведение учетных документов в зоне баланса материалов основывается на результатах измерений характеристик ядерных материалов. Ведение учетных документов по ядерным материалам, входящим в состав неразборных изделий (учетных единиц), допускается проводить на основании результатов измерений характеристик ядерных материалов, полученных заводом-изготовителем, или с использованием расчетных методов, основанных на результатах экспериментальных исследований.

Бухгалтерский учет должен основываться на учетных данных ядерных материалов, полученных в результате измерений материалов, в соответствии с учетной документацией зоны баланса материалов.

19. Во время физической инвентаризации ядерных материалов определяются фактически наличное количество, качественный состав и состояние ядерных материалов, находящихся в зонах баланса материалов.

Порядок организации и проведения физической инвентаризации ядерных материалов, периодичность ее проведения и объем устанавливаются организацией, осуществляющей обращение с ядерными материалами, в соответствии с федеральными нормами и правилами государственного учета и контроля ядерных материалов и должны основываться на технологическом процессе, оснащенности зоны баланса материалов инженерными и техническими средствами физической защиты, а также на применении мер и средств контроля доступа к этим материалам.

По результатам физической инвентаризации ядерных материалов в каждой зоне баланса материалов подводится баланс ядерных материалов и составляется материально-балансовый отчет, который утверждается руководителем организации. Материально-балансовый отчет зоны баланса материалов содержит сведения о фактическом и зарегистрированном количествах ядерных материалов, инвентаризационной разнице и ее погрешности.

20. Для обеспечения представления в Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" отчетов, содержащих информацию, необходимую для выполнения задач, поставленных перед системой государственного учета и контроля ядерных материалов, организация, осуществляющая обращение с ядерными материалами, по согласованию с указанной корпорацией формирует зоны отчетности.

21. Организации, осуществляющие обращение с ядерными материалами, сообщают о выявленных аномалиях в учете и контроле ядерных материалов в Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" и в федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие управление использованием атомной энергии, в ведении которых находятся эти организации, а также в территориальные органы регулирования безопасности. Порядок представления информации о такой аномалии и организации работ по выявлению причин ее возникновения устанавливается федеральными нормами и правилами государственного учета и контроля ядерных материалов.

22. Для накопления, систематизации и анализа информации о состоянии учета и контроля ядерных материалов, подготовки и представления отчетов в организации, осуществляющей обращение с ядерными материалами, может создаваться центр (центры) сбора, обработки и передачи информации.

VI. Государственный учет и контроль ядерных материалов на федеральном уровне

23. Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" ежегодно, до 1 июля года, следующего за отчетным, формирует государственный регистр ядерных материалов, находящихся в федеральной собственности, а также перечень ядерных материалов, находящихся в собственности юридических лиц Российской Федерации, принадлежащих иностранным государствам и иностранным юридическим лицам.

Государственный регистр ядерных материалов, находящихся в федеральной собственности, относится к федеральным информационным ресурсам и подлежит инвентарному учету в Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".

24. Министерство внутренних дел Российской Федерации и Федеральная служба безопасности Российской Федерации ежегодно, до 1 февраля года, следующего за отчетным, представляют в Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" и Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору сводную информацию о выявлении, предупреждении и раскрытии незаконных действий в отношении ядерных материалов, а также причинах их совершения.

25. Федеральная таможенная служба ежегодно, до 1 марта года, следующего за отчетным, представляет в Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" обобщенную информацию, содержащуюся в грузовых таможенных декларациях, о перемещениях через таможенную границу Российской Федерации ядерных материалов.

При необходимости Федеральная таможенная служба представляет по запросу Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации сведения по отдельным фактам перемещения через таможенную границу Российской Федерации ядерных материалов.

VII. Надзор за системой государственного учета и контроля ядерных материалов

26. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять государственное регулирование ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности при использовании атомной энергии, в пределах своих полномочий:

осуществляют надзор за системой государственного учета и контроля ядерных материалов;

разрабатывают, утверждают и вводят в действие в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, федеральные нормы и правила в области государственного учета и контроля ядерных материалов.

27. Надзор за системой государственного учета и контроля ядерных материалов включает в себя проверку выполнения требований федеральных норм и правил, организационно-распорядительных документов в области государственного учета и контроля ядерных материалов, условий лицензий, а также состояния государственного учета и контроля ядерных материалов и их наличия на территории Российской Федерации, осуществляемую путем проведения инспекций.

28. Порядок организации и осуществления надзора за системой государственного учета и контроля ядерных материалов определяется положением, утверждаемым в установленном порядке Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

VIII. Ответственность за нарушение порядка ведения государственного учета
и контроля ядерных материалов

29. За нарушение установленного порядка ведения государственного учета и контроля ядерных материалов должностные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.