Документы Федеральной службы Серия 26 Экспертиза промышленной безопасности Выпуск 7 ЭКСПЕРТИЗА Сборник документов 2009 Ответственные составители: В.Б. Артемьев, В.Л. Беляк, Г.Д. Трифанов В настоящий Сборник включены руководящие документы Ростехнадзора, разработанные для реализации в угольной и горнорудной отраслях промышленности требований ст. 7 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в части проведения экспертизы промышленной безопасности технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, в процессе их эксплуатации. Приведенные в Сборнике руководящие документы предназначены для использования эксплуатирующими и экспертными организациями, осуществляющими эксплуатацию, техническое обслуживание и экспертное обследование очистных механизированных комплексов, шахтных подъемных установок и ленточных конвейеров, в том числе при решении вопросов продления сроков их службы. СОДЕРЖАНИЕ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ РД-15-03-2006 ______________ 1 В разработке настоящих Методических указаний принимали участие: В.Л. Беляк (Ростехнадзор); Г.Д. Трифанов, канд. техн. наук, директор, Ю.Д. Фирстов, зам. директора по экспертизе, С.В. Воробель, инженер ООО «Региональный канатный центр»; А.П. Никулин, главный механик ОАО «Сильвинит». I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ1. Методические указания по проведению экспертизы промышленной безопасности шахтных копровых шкивов (далее - Методические указания) разработаны в соответствии с требованиями следующих нормативных правовых актов и документов: Федерального закона от 21.07.97 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 30. - Ст. 3588); постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.01 № 241 «О мерах по обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 15. - Ст. 1489); Правил проведения экспертизы промышленной безопасности (ПБ 03-246-98), утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 06.11.98 № 64, зарегистрированным Минюстом России 08.12.98, регистрационный № 1656, с Изменением № 1 (ПБИ 03-490(246)-02), утвержденным постановлением Госгортехнадзора России от 01.08.02 № 48, зарегистрированным Минюстом России 23.08.02, регистрационный № 3720. Положения о порядке продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах (РД 03-484-02), утвержденного постановлением Госгортехнадзора России от 09.07.02 № 43, зарегистрированным Минюстом России 05.08.02, регистрационный № 3665. 2. В Методических указаниях используются термины, установленные в Правилах проведения экспертизы промышленной безопасности, а также термины и их определения, приведенные в приложении 1. 3. Целью проведения экспертизы является определение технического состояния и принятие решения о возможности и условиях дальнейшей безопасной эксплуатации шахтных копровых шкивов (далее - ШКШ). 4. Методические указания определяют совокупность и последовательность действий эксплуатирующей и экспертной организаций по проведению экспертизы промышленной безопасности (далее - экспертиза) находящихся в эксплуатации шахтных копровых (на многоканатных подъемных установках - отклоняющих) шкивов диаметром 3 м и более слитым и штампованным (в том числе футерованным) ободом как составных частей шахтных подъемных установок. 5. Методические указания являются обязательными для экспертных организаций, имеющих лицензию на право проведения экспертизы, и организаций, эксплуатирующих стационарные подъемные установки в угольной и горнорудной промышленности. 6. Экспертиза ШКШ проводится: по истечении нормативного срока эксплуатации; после проведенного капитального ремонта; в случаях возникновения в процессе эксплуатации непредусмотренной (сверхнормативной) нагрузки на оси (при обрыве подъемного каната, зависании или заклинивании подъемного сосуда в проводниках). 7. Экспертиза ШКШ планируется и проводится таким образом, чтобы соответствующее решение было принято до достижения ими нормативно установленного срока эксплуатации. Контроль за своевременным проведением экспертизы осуществляет служба производственного контроля эксплуатирующих организаций. 8. Методические указания распространяются на ШКШ отечественного и иностранного производства. 9. Экспертиза ШКШ не заменяет проводимых в плановом порядке их освидетельствований и технических обслуживании. II. ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ10. Экспертизу ШКШ проводят экспертные организации, имеющие соответствующую лицензию. 11. Экспертизе должны подвергаться ШКШ, находящиеся в рабочем состоянии, по графику, согласованному с соответствующим территориальным органом надзора. 12. Экспертиза проводится на основании заявки заказчика или других документов в соответствии с согласованными экспертной организацией и заказчиком условиями. В документах: определяются договаривающиеся стороны; определяются объекты экспертизы; приводится перечень информации, необходимой для проведения экспертизы объекта в соответствии с действующей нормативной документацией (далее - НД); подтверждается заказчиком согласие выполнить требования, обязательные для проведения экспертизы, в частности по принятию эксперта или группы экспертов и оплате расходов на проведение экспертизы независимо от ее результата; определяются сроки проведения экспертизы. 13. Экспертиза ШКШ должна проводиться в соответствии с программой, согласованной с руководством эксплуатирующей организации. 14. Продолжительность проведения экспертизы не должна превышать трех месяцев со дня получения экспертной организацией предусмотренного комплекта документов. 15. Программа работ по экспертизе ШКШ оформляется в соответствии с требованиями гл. III Методических указаний. 16. Документация, представляемая заказчиком для проведения экспертизы, включает: данные о заказчике; паспорт (формуляр) на ШКШ; техническое описание и инструкцию по эксплуатации ШКШ; отчет о проведении ревизии и наладки подъемной установки специализированной организацией (при наличии); акты геометрической проверки углов отклонения (девиации) струны канатов; акты выполненных работ по ремонту ШКШ; справку о применяемых на ШКШ смазочных материалах; справку о наработке (сроке службы) ШКШ; предписания органов надзора; результаты предыдущих экспертиз ШКШ; акты расследования аварий, связанных с эксплуатацией подъемной установки. 17. При непредставлении запрашиваемых документов в согласованный заказчиком и экспертной организацией срок экспертиза не проводится. При отсутствии у заказчика технической документации на ШКШ эту документацию сначала требуется восстановить. 18. Экспертная организация назначает состав и руководителя экспертной группы по проведению экспертизы ШКШ. 19. При проведении практических работ в процессе экспертизы работники экспертной организации обязаны соблюдать требования безопасности, изложенные в гл. VI Методических указаний. III. ПРОГРАММА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ20. Программа проведения экспертизы ШКШ разрабатывается экспертной организацией, согласовывается с заказчиком и утверждается руководителем экспертной организации. 21. Программа экспертизы ШКШ должна предусматривать: проверку наличия и анализ документации, представленной заказчиком в соответствии с перечнем, указанным в п. 16 Методических указаний; проверку выполненных эксплуатирующей организацией работ по подготовке ШКШ к экспертному обследованию; разработку рабочей карты экспертного обследования; экспертное обследование элементов ШКШ; подготовку итогового заключения экспертизы; разработку эксплуатирующей организацией мероприятий по устранению недостатков, выявленных в процессе экспертизы. 22. При наличии организационно-технических возможностей (аттестованные лаборатории, персонал) некоторые работы по обследованию элементов ШКШ по согласованию с экспертной организацией могут выполнять эксплуатирующие организации, что должно быть отражено в программе проведения экспертизы. IV. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ23. Анализ технической документации, представленной заказчиком в соответствии с п. 16 Методических указаний, проводится до начала экспертного обследования ШКШ на месте установки. Цели анализа - установление номенклатуры технических параметров, предельных состояний, выявление наиболее вероятных отказов и повреждений для более полного и качественного экспертного обследования. В процессе анализа устанавливаются фактические технические параметры эксплуатации ШКШ и сравниваются с заданными или предельно допустимыми параметрами по паспорту и проекту. Производится сравнение с паспортными и проектными данными следующих параметров, характеризующих условия эксплуатации ШКШ: соответствие диаметра шкива диаметру подъемного каната (требования установлены отраслевыми правилами безопасности); угол отклонения (девиация) струны каната; угол наклона струны каната к горизонту; длина струны каната без поддерживающих роликов; фактический диаметр каната; максимальная скорость вращения ШКШ; фактическая нагрузка на ось ШКШ при максимальной загрузке скипа (клети). 24. Проверка выполненных эксплуатирующей организацией работ по подготовке к экспертному обследованию ШКШ. Заказчик экспертизы должен обеспечить: очистку элементов ШКШ от грязи, пыли, смазки и коррозии; доступ экспертов к элементам и узлам ШКШ; проведение необходимых работ по техническому обслуживанию; выполнение необходимых мероприятий по обеспечению безопасности, в том числе по допуску персонала к работе. 25. Разработка рабочей карты обследования. Рабочая карта составляется на основании анализа представленной документации по форме приложения 2. В нее должны быть включены перечень рассматриваемых документов и перечень элементов ШКШ, подлежащих экспертному обследованию. По результатам экспертного обследования в карте указываются состояние обследованного элемента и выявленные дефекты. 26. Экспертное обследование элементов ШКШ включает этапы: визуальный и измерительный контроль (далее - ВИК); неразрушающий контроль (далее - НК). ВИК элементов ШКШ проводится в целях выявления изменений их формы, поверхностных дефектов в материале и соединениях (в том числе сварных) деталей, наплавках, образовавшихся в процессе эксплуатации трещин, коррозионных и эрозионных повреждений, деформаций, ослаблений болтовых и заклепочных соединений и пр. ВИК элементов ШКШ проводится в соответствии с Инструкцией по визуальному и измерительному контролю (РД 03-606-03), утвержденной постановлением Госгортехнадзора России от 11.06.03 № 92, зарегистрированным Минюстом России 20.06.03, регистрационный № 4782. Предельные значения контролируемых параметров с указанием способов контроля приведены в приложении 3. Приведенный перечень может быть уточнен или дополнен на основании анализа эксплуатационной и ремонтной документации исходя из особенностей конструкции обследуемого ШКШ. 27. Идентификация ШКШ в целях установления соответствия конструкции, компоновки изделия паспортным и проектным данным. При идентификации в первую очередь обращается внимание на наличие металлической таблички на наружной поверхности одной из крышек подшипника, которая содержит: товарный знак завода-изготовителя; обозначение шкива в соответствии с ГОСТом или ТУ; диаметр каната, мм; максимально допустимое усилие на шкиве, кгс; заводской порядковый номер; год изготовления. При идентификации элементов ШКШ проверяется его комплектность, а также соответствие отдельных элементов конструкторской документации (далее - КД). В случае несоответствия элементов ШКШ КД проверяются документы на внесение конструктивного изменения. При этом следует иметь в виду, что изменение конструкции эксплуатирующей организацией или ремонтным предприятием должно быть произведено в установленном порядке [в угольной отрасли - в соответствии с Положением о порядке изменений конструкций отдельных экземпляров оборудования, используемого на угольных и сланцевых шахтах (РД 05-447-02), утвержденным постановлением Госгортехнадзора России от 28.06.02 № 40]. 28. ВИК технического состояния элементов ШКШ. При ВИК технического состояния проводят: внешний осмотр обода, спиц, подшипниковых узлов, опор; проверку лакокрасочного покрытия; проверку наличия и качества смазки в подшипниковых узлах; проверку качества соединений элементов металлических конструкций, выявление ослабленных болтовых и заклепочных соединений; измерения деформаций конструкций и отдельных поврежденных элементов (при наличии); оценку степени коррозии элементов; выявление расслоений основного металла; измерение радиального биения ручья и осевого биения реборд обода; визуальный контроль сварных соединений. При визуальном контроле элементов ШКШ и сварных соединений проверяют: отсутствие (наличие) механических повреждений поверхностей; отсутствие (наличие) изменений формы элементов конструкций (деформированные участки, коробление, провисание и другие отклонения от первоначального расположения); отсутствие (наличие) трещин и других поверхностных дефектов, образовавшихся (получивших развитие) в процессе эксплуатации. При измерительном контроле состояния конструкций и сварных соединений определяют: размеры механических повреждений конструкций; размеры деформированных участков материала конструкций и сварных соединений, в том числе длину, ширину и глубину вмятин, выпучин; прямолинейность спиц; глубину коррозионных язв и размеры зон коррозионного повреждения, включая их глубину; измерения с помощью специальных шаблонов износа ручья и реборд обода. Визуальный контроль следует проводить с применением лупы 6 - 10-кратного увеличения. Измерительный контроль проводится с применением средств измерения в соответствии с рекомендациями приложения 4. Все выявленные дефекты должны быть отражены в рабочей карте обследования. 29. Проверка элементов металлических конструкций методами НК. При обнаружении признаков наличия трещин в металлических конструкциях или сварных швах при ВИК места обнаружения подвергают дополнительной проверке с помощью одного из методов НК: ультразвукового (далее - УК); магнитопорошкового (далее - МК); проникающими веществами (капиллярного) (далее - ПВК). УК позволяет обнаруживать поверхностные и внутренние плоскостные (трещины) и объемные дефекты, определять координаты и расположение дефекта в детали. МК позволяет определять наличие трещин у поверхности, расслоений, различных включений, находящихся на небольшой глубине. ПВК позволяет определять наличие трещин, характер их развития по поверхности детали. НК выполняется организацией, имеющей лабораторию, аттестованную в соответствии с Правилами аттестации и основными требованиями к лабораториям неразрушающего контроля (ПБ 03-372-00), утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 02.06.00 № 29, зарегистрированным Минюстом России 25.07.00, регистрационный № 2324. Оборудование и приборы перед проведением НК должны быть проверены в установленном порядке. УК осей ШКШ проводится в сроки, установленные отраслевыми правилами безопасности и другими нормативными документами, а также в случае возникновения в процессе эксплуатации непредусмотренной (сверхнормативной) нагрузки на оси (при обрыве подъемного каната, зависании или заклинивании подъемного сосуда в проводниках). УК осей ШКШ проводится в соответствии с РТМ 07.01.021-87 «Технологическая инструкция по дефектоскопии деталей тормозных устройств подъемных машин, подвесных и парашютных устройств подъемных сосудов, осей копровых шкивов». Если ко времени проведения экспертизы ШКШ установленный срок проведения УК осей не истек, то в процессе экспертизы такой контроль не проводится, а экспертная организация в своем заключении использует материалы предшествующего УК. V. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРТИЗЫ30. Результаты экспертизы оформляются каждым членом экспертной группы в виде частного акта (приложения 6, 7). Руководитель экспертной группы обобщает информацию, изложенную в частных актах, и на этой основе составляет проект экспертного заключения на ШКШ в целом. 31. Заключение экспертизы должно содержать: наименование заключения экспертизы; данные о заказчике; наименование объекта экспертизы, его краткую характеристику; цель экспертизы; вводную часть, включающую основание для проведения экспертизы, сведения об экспертной организации, сведения об экспертах и наличии лицензии на право проведения экспертизы промышленной безопасности технических устройств; сведения о рассмотренных в процессе экспертизы документах (проектных, конструкторских, эксплуатационных, ремонтных и др.); результаты проведенной экспертизы; заключительную часть с обоснованными выводами, а также рекомендациями по проведению (при необходимости) мероприятий по устранению недостатков, выявленных в процессе экспертизы. При проведении экспертизы в связи с истечением нормативного срока эксплуатации ШКШ разрабатываются также рекомендации по продлению срока его эксплуатации; приложения, содержащие перечень использованной при экспертизе нормативной, технической и методической документации. 32. Результаты рассмотрения документации, ВИК, НК оформляются экспертами в виде актов и протоколов и утверждаются руководителем экспертной организации по форме, принятой в экспертной организации. Оформленные в надлежащем порядке акты и протоколы подшиваются к заключению экспертизы промышленной безопасности и являются его неотъемлемой частью. 33. В заключении экспертизы в обязательном порядке констатируется факт соответствия (или несоответствия) технического состояния ШКШ установленным требованиям и в зависимости от этого формулируется один из следующих выводов: о продолжении эксплуатации ШКШ в режиме установленных рабочих параметров; о продолжении эксплуатации ШКШ в режиме ограничения установленных рабочих параметров; о необходимости ремонта (доработки, реконструкции) ШКШ (с указанием конкретного объема выполняемых работ); о необходимости прекращения эксплуатации (вывода из эксплуатации) ШКШ. 34. По окончании экспертизы ее заказчику (эксплуатирующей организации) передается (направляется) подлинный экземпляр заключения с приобщенными к нему первыми экземплярами соответствующих актов и протоколов, подписанный руководителем экспертной организации, а также перечень выявленных в процессе экспертизы недостатков. 35. В соответствии с вышеуказанным перечнем эксплуатирующая организация разрабатывает план мероприятий по устранению недостатков, выявленных в процессе экспертизы ШКШ (приложение 5), который утверждает руководитель этой организации. План мероприятий выполняет эксплуатирующая организация или другая по ее поручению (заказу). О выполнении плана эксплуатирующая организация обязана официально уведомить экспертную организацию. 36. После выполнения плана корректирующих мероприятий в формуляр (паспорт) ШКШ вносится запись о результатах проведенной экспертизы (с указанием даты и номера соответствующего заключения), которую удостоверяет руководитель экспертной группы. 37. Копия экспертного заключения с приобщенными к ней копиями актов и протоколов хранится в экспертной организации до вывода ШКШ из эксплуатации. VI. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРТНОЙ ГРУППОЙ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ШАХТНЫХ КОПРОВЫХ ШКИВОВ38. Работники, проводящие экспертизу ШКШ, должны пройти в установленном порядке обучение и аттестацию по вопросам промышленной безопасности. 39. К проведению УК, ВИК допускаются члены экспертной группы, прошедшие аттестацию на право выполнения этих работ. 40. Перед проведением практических работ, предусмотренных процедурой экспертизы, все члены экспертной группы обязаны получить от уполномоченного представителя эксплуатирующей организации инструктаж по мерам безопасности (в том числе по безопасной работе на высоте). 41. При проведении практических работ, предусмотренных процедурой экспертизы, все члены экспертной группы должны соблюдать общие требования безопасности технических устройств и частные требования промышленной безопасности эксплуатируемых объектов. 42. Управлять движением ШКШ в ходе обследования должны работники шахтного подъема, назначенные администрацией. Присутствие посторонних лиц в зоне воздействия обследуемого оборудования не допускается. 43. Подшкивная площадка шахтного копра должна иметь ограждения, исключающие попадание человека в зону вращения ШКШ. 44. Все работы по ВИК, а также УК шкивов непосредственно на месте их эксплуатации должны проводиться в соответствии с требованиями безопасности при работе на высоте. 45. При экспертном обследовании ШКШ необходимо соблюдать режим труда и отдыха, особенно при работе с приборами УК. Параметры ультразвука, действующего на оператора во время работы, и уровень шума на рабочих местах не должны превышать величин, регламентированных соответствующими нормативными документами. 46. Руководитель эксплуатирующей организации назначает должностное лицо, ответственное за обеспечение безопасных условий труда экспертной группы. 47. Руководитель экспертной группы является ответственным за соблюдение членами этой группы установленных требований безопасности. Приложение 1Термины и их определенияДефект - каждое отдельное несоответствие элементов ШКШ требованиям рабочей документации или НД. Исправное состояние - состояние элементов ШКШ, при котором он соответствует требованиям НД и КД. Неисправное состояние - состояние элементов ШКШ, при котором он не соответствует хотя бы одному из требований НД или КД. Предельное состояние - состояние элементов ШКШ, при котором его дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна либо восстановление его работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно. Критерий предельного состояния - признак или совокупность признаков предельного состояния элементов ШКШ, установленные НД и (или) КД. Документация эксплуатационная - техническая документация (часть общей конструкторской или проектной документации), которая поставляется заводом-изготовителем вместе с ШКШ, включающая паспорт (формуляр), техническое описание, руководство (инструкцию) по эксплуатации, инструкцию по монтажу и т.п. Ресурс - суммарная наработка ШКШ от начала его эксплуатации или ее возобновления после ремонта до перехода в предельное состояние. Нормативный срок эксплуатации - календарная продолжительность эксплуатации до достижения ресурса ШКШ, записанная в паспорте либо установленная НД. Экспертное обследование - комплекс работ по техническому диагностированию ШКШ в целях получения информации о его техническом состоянии. Эксплуатация - стадия жизненного цикла ШКШ, на которой реализуются, поддерживаются и восстанавливаются его качества и которая включает: использование ШКШ по назначению, транспортирование, хранение, монтаж (демонтаж), техническое обслуживание и ремонт. Вывод из эксплуатации - событие, фиксирующее невозможность или нецелесообразность дальнейшего использования по назначению и ремонта ШКШ и документально оформленное в установленном порядке. Техническое обслуживание - комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности ШКШ при использовании по назначению. Приложение 2Форма рабочей карты экспертного обследования___________________________________________________________________________ (наименование) Тип ___________________________, год выпуска _____________________________, зав. номер ________________________, изготовитель _____________________________
Приложение 3Критерии предельных состояний ШКШ
Приложение 4Средства измерения и инструменты, требующиеся для экспертного обследования ШКШСредства измерений
Инструменты
Приложение 5Форма плана мероприятий по устранению недостатков, выявленных в процессе экспертизы ШКШ
Заказчик _____________________________________________ Адрес ________________________________________________ Дата экспертизы _______________________________________
Приложение 6Форма акта визуального и (или) измерительного контроля
Приложение 7Пояснения к оформлению акта визуального и (или) измерительного контроля1. В п. 1 указываются вид контроля - визуальный, измерительный или визуально-измерительный, а также наименование контролируемого объекта (деталь, узел, конструкция), выборка дефектного участка в материале и (или) сварном соединении, а также наименование и (или) шифры нормативного документа, регламентирующего требования к оценке качества контролируемого объекта при ВИК. 2. При контроле сварных соединений в п. 1 указываются схемы расположения сварных соединений, а также размеры деталей соединения (диаметр, толщина). При контроле выборок дефектных мест указываются наименование и размеры объекта (диаметр, толщина), а также расположение выборки. 3. В п. 2 указываются все отступления от норм нормативно-технической документации, выявленные при контроле конкретных объектов (элементов конструкции, участков, соединений и пр.), в привязке их к номерам рабочей карты обследования. |