Автомобильные транспортные средства СЦЕПЛЕНИЯ СУХИЕ ФРИКЦИОННЫЕ Общие технические требования и методы испытаний Vehicles. Friction dry clutches. General technical requirements and test methods
Дата введения 2010-07-01
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Сведения о стандарте 1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт" (ФГУП "НАМИ") 2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 56 "Дорожный транспорт" 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 октября 2009 г. N 451-ст 4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
1 Область применения1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на сцепления сухие фрикционные (далее - сцепления), их узлы и детали, предназначенные для трансмиссий автотранспортных средств категорий M и N по ГОСТ Р 52051, а также для других транспортных средств, машин и механизмов.
Примечание - Данный стандарт не исключает применение согласованных между изготовителем и потребителем соответствующих ТУ на отдельные компоненты сцепления.
2 Нормативные ссылки2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 52051-2003 Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения
ГОСТ 2.314-68 Единая система конструкторской документации. Указания на чертежах о маркировании и клеймении изделий
ГОСТ 8.051-81 Государственная система обеспечения единства измерений. Погрешности, допускаемые при измерении линейных размеров до 500 мм
ГОСТ 9.014-78 Единая система защиты от коррозии и старения. Временная противокоррозионная защита изделий. Общие требования
ГОСТ 1786-95 Накладки фрикционные. Общие технические требования
ГОСТ 2991-85 Ящики дощатые неразборные для грузов массой до 500 кг. Общие технические условия
ГОСТ 14192-96 Маркировка грузов
ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ 16536-90 Ящики деревянные для продукции автомобильной промышленности. Технические условия
ГОСТ 22061-76* Машины и технологическое оборудование. Системы классов точности балансировки. Основные положения ______________ * На территории Российской Федерации действует ГОСТ ИСО 1940-1-2007, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.
ГОСТ 24634-81Э Ящики деревянные для продукции, поставляемой для экспорта. Общие технические условия
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по [1].
4 Основные параметры и/или размеры4 Основные параметры и/или размеры
4.1 К основным параметрам и размерам сцепления относят:
- максимальный крутящий момент, передаваемый сцеплением;
- ход выключения сцепления;
- усилие выжима сцепления при указанном в конструкторских документах (КД) ходе концов рычагов (упорного кольца, пяты, концов лепестков);
- монтажный размер (расстояние от поверхности трения маховика до опорной поверхности муфты выключения сцепления, с которой контактирует вилка выключения сцепления). 4.2 К основным параметрам и размерам отдельных составляющих (ведущие диски, ведомые диски, муфты выключения, тросы приводов, гидроцилиндры приводов), входящих в комплекты сцеплений, относят:
для ведущего (нажимного) диска с кожухом в сборе:
- дисбаланс,
- усилие выжима сцепления при указанном в КД ходе концов рычагов (упорного кольца, пяты, концов лепестков),
- торцовое биение концов рычагов (упорного кольца, пяты, концов лепестков),
- расстояние от концов рычагов (упорного кольца, пяты, концов лепестков) до поверхности трения маховика,
- перемещение нажимного диска при выключении сцепления;
для среднего ведущего диска двухдискового сцепления:
- дисбаланс,
- погрешность величины перемещения диска к положению равновесия после прижатия диска к опорной поверхности;
для ведомого диска сцепления:
- дисбаланс,
- торцовое биение диска,
- расстояние от головок заклепок до поверхностей трения накладок,
- момент трения демпфера сцепления,
- максимальное относительное угловое перемещение ведущего и ведомого звеньев демпфера сцепления,
- момент замыкания демпфера сцепления,
- толщина ведомого диска по накладкам при включенном сцеплении,
- наружный диаметр накладки,
- внутренний диаметр накладки;
для муфты выключения сцепления см. таблицу 1;
для троса привода - перемещение троса в оболочке;
для гидроцилиндров привода - перемещение поршня главного и рабочего цилиндров в осевом направлении.
5 Общие технические требования 5 Общие технические требования
5.1 Сцепления должны соответствовать требованиям настоящего стандарта и КД, утвержденной в установленном порядке. 5.2 Сцепление должно обеспечивать плавное, без рывков и вибраций, трогание транспортного средства с места.
Отклонение от соосности осей валов агрегатов, соединяемых сцеплением, не должно быть более:
- 0,1 мм - при максимальном числе оборотов коленчатого вала двигателя свыше 3000 мин
- 0,2 мм - при максимальном числе оборотов коленчатого вала двигателя до 3000 мин 5.3 Максимальный крутящий момент, передаваемый сцеплением, должен быть в пределах:
- 1,20-1,75 Ме
- 1,60-2,25 Ме
- 2,00-3,00 Ме
Ме 5.4 Ход выключения сцепления должен обеспечивать отсоединение двигателя от трансмиссии без явлений "ведения". 5.5 Допустимый дисбаланс (ГОСТ 22061) ведущего (нажимного) диска с кожухом, ведомого диска, среднего ведущего диска двухдискового сцепления не должен быть более произведения их массы и допустимого удельного дисбаланса, указанного в таблице 2.
5.6 Торцовое биение концов рычагов (упорного кольца, пяты, лепестков) ведущего (нажимного) диска сцепления не должно быть более:
- 0,65 мм - для легковых автомобилей с системой привода выключения сцепления без постоянного поджатия муфты выключения сцепления к концам рычагов (упорного кольца, пяты, лепестков) ведущего (нажимного) диска сцепления;
- 0,80 мм - для остальных автомобилей. 5.7 Перемещение нажимного диска при установленном перемещении концов рычагов (упорного кольца, пяты, лепестков) должно быть не менее суммы увеличения толщины ведомого диска при снятии осевой нагрузки и максимально допустимого его торцового биения плюс 0,2 мм. 5.8 Погрешность перемещения среднего ведущего диска двухдискового сцепления к положению равновесия после прижатия его к опорной поверхности не должна быть более 0,1 мм. 5.9 Торцовое биение ведомого диска, измеренное на расстоянии, равном внутреннему радиусу накладок плюс 2/3 их ширины, не должно быть более:
- 0,5 мм - для легковых автомобилей;
- 0,8 мм - для грузовых автомобилей, автобусов.
Примечание - Допускается проводить комплексный контроль торцового биения поверхностей трения фрикционных накладок, их отклонений от плоскостности и параллельности с использованием приспособления, между двумя дисками которого, расположенными на заданном в КД расстоянии друг от друга, на шлицевом вале посажен контролируемый ведомый диск. В этом приспособлении сопротивление вращению ведомого диска не должно превышать заданного в КД значения крутящего момента. 5.10 Отклонение от параллельности поверхностей накладок ведомого диска не должно быть более:
- 0,2 мм - для легковых автомобилей;
- 0,6 мм - для грузовых автомобилей и автобусов под нагрузкой сжатия, соответствующей включенному состоянию сцепления. 5.11 Расстояние от головок заклепок до поверхностей трения накладок ведомого диска должно быть не менее:
- 1,0 мм - для легковых автомобилей;
- 1,5 мм - для сцеплений грузовых автомобилей и автобусов. 5.12 Момент замыкания демпфера сцепления должен быть в пределах 1,0-1,4 Ме 5.13 Технические требования к фрикционным накладкам - по ГОСТ 1786. 5.14 Торцовое биение поверхностей муфты, контактирующих с элементами ведущего диска сцепления (рычагами, упорным кольцом, пятой, лепестками), не должно быть более:
- 0,1 мм - для легковых автомобилей;
- 0,2 мм - для грузовых автомобилей и автобусов. 5.15 Усилие и радиальное перемещение подвижного в радиальном направлении подшипника муфты выключения сцепления должны обеспечивать его самоустановку и фиксацию его положения в процессе работы сцепления. 5.16 Перемещение муфты выключения сцепления в осевом направлении, относительное угловое перемещение элементов муфты выключения сцепления, перемещение троса привода выключения сцепления в осевом направлении относительно его оболочки, перемещения поршней главного и рабочего цилиндров гидравлической системы привода выключения сцепления в осевом направлении должны быть плавными и без заеданий.
6 Правила приемки6 Правила приемки
6.1 До проверки сцеплений на соответствие требованиям настоящего стандарта они должны быть приняты службой технического контроля (далее - СТК) согласно технологическому процессу. 6.2 Сцепления должны быть подвергнуты сплошному или выборочному контролю СТК.
Объем и методы приемки сцеплений СТК должны быть установлены в КД.
Положительные результаты приемки удостоверяют клеймом СТК. Метод и место нанесения клейма СТК должны быть установлены в КД.
По согласованию с потребителем допускаются иные условия приемо-сдаточного контроля. 6.3 Периодические испытания сцеплений проводят не реже одного раза в год и не менее трех сцеплений каждого варианта конструкции. 6.4 Параметры, контролируемые при контроле СТК и периодических испытаниях, представлены в таблице 3.
Если в проверяемой партии окажутся сцепления, не удовлетворяющие требованиям настоящего стандарта, то контролю подвергают удвоенное количество сцеплений.
В случае получения неудовлетворительных результатов при повторной проверке всю партию бракуют и возвращают предприятию-изготовителю.
Примечания 1 Предприятие-изготовитель имеет право провести разбраковку партии и предъявить ее к приемке потребителю повторно. 2 Партией считают:
- у изготовителя - количество сцеплений, одновременно предъявленных для контроля;
- у потребителя - количество сцеплений, одновременно поступивших от изготовителя по одному отгрузочному документу.
7 Методы испытаний7 Методы испытаний
7.1 Контроль линейных размеров осуществляют средствами линейных измерений с допустимыми погрешностями, установленными ГОСТ 8.051. 7.2 Торцовое биение ведущего (нажимного), ведомого дисков и муфты выключения сцепления определяют при установке в центрах на специальных приспособлениях. 7.3 Для определения дисбаланса объекта испытаний (ведущего диска с кожухом в сборе, среднего ведущего и ведомого дисков сцепления) осуществляют его балансировку на специальном стенде или приспособлении.
Точность определения дисбаланса - 2,5% допустимой величины. 7.4 Крутящий момент, передаваемый сцеплением, момент замыкания и момент трения демпфера сцепления определяют на крутильной машине с точностью 2,5% максимального значения. 7.4.1 Момент замыкания демпфера сцепления определяют с помощью регистрируемой при испытаниях диаграммы "крутящий момент - угловое перемещение", и он соответствует крутящему моменту, при котором рост углового перемещения резко уменьшается. 7.4.2 Момент трения демпфера сцепления определяют с помощью регистрируемой при испытаниях диаграммы "крутящий момент - угловое перемещение" как полуразность моментов для ветвей нагружения и разгружения при угле закручивания, соответствующем максимальному ее значению. 7.5 Усилие выжима сцепления и ход выключения сцепления, перемещение нажимного и среднего дисков определяют на стенде "растяжение-сжатие".
Точность определения усилия выжима сцепления - 2,5%, а хода выключения сцепления, перемещения нажимного и среднего дисков - 1,5% максимальных значений. 7.6 Погрешность перемещения нажимного диска при установленном перемещении концов рычагов (упорного кольца, пяты, лепестков) измеряют в трех точках, расположенных по наибольшей окружности нажимного диска через 120°. 7.7 Шероховатость поверхности скольжения муфты выключения сцепления определяют с помощью профилометра. 7.8 Плавность перемещения муфты выключения сцепления в осевом направлении, плавность относительного углового перемещения элементов муфты выключения сцепления, перемещений троса в оболочке, поршней главного и рабочего цилиндров привода выключения сцепления определяют при зафиксированном положении соответствующего контртела.
8 Маркировка8 Маркировка
8.1 В целях идентификации сцепления должны иметь маркировку, содержащую:
- идентификационный номер СЧ по [2];
- наименование предприятия-изготовителя или его товарный знак (марку), зарегистрированный в установленном порядке;
- чертежное обозначение модели сцепления с указанием категории эксплуатации по ГОСТ 15150;
- дату изготовления, состоящую из двух и разделенных пробелом четырех цифр. Первые две цифры указывают месяц, а последующие четыре - год изготовления сцепления;
- клеймо СТК. 8.2 Содержание, способ маркировки и место нанесения маркировки должны быть установлены в КД на изделие по ГОСТ 2.314.
9 Упаковка, транспортирование и хранение9 Упаковка, транспортирование и хранение
9.1 Упаковка 9.1.1 Индивидуальная упаковка сцеплений должна обеспечивать их сохранность от механических повреждений, воздействия атмосферных осадков и загрязнений. Вид упаковки должен быть установлен в договоре на поставку. 9.1.2 Сцепления в индивидуальной упаковке укладывают в деревянные ящики по ГОСТ 16536 и ГОСТ 2991 или ГОСТ 24634 - при поставках на экспорт. 9.1.3 Сцепления должны быть подвергнуты консервации в соответствии с требованиями ГОСТ 9.014. 9.1.4 В упаковочную тару помещают упаковочные листы, в которых должны быть указаны:
- наименование предприятия-изготовителя или его товарный знак (марка), зарегистрированный в установленном порядке;
- адрес предприятия-изготовителя;
- чертежное обозначение модели сцепления с указанием условий хранения;
- количество сцеплений в таре;
- дата консервации;
- конечный срок хранения законсервированных сцеплений;
- штамп СТК.
Упаковочный лист, отгрузочная спецификация и сертификат о качестве составляет и оформляет изготовитель. 9.1.5 При отгрузке сцеплений в деревянных или из гофрированного картона ящиках маркировка на ящике должна соответствовать ГОСТ 14192 и дополнительным требованиям, указанным в договорах на поставку или документах, заменяющих их. 9.2 Транспортирование и хранение 9.2.1 Транспортирование сцеплений допускается проводить любым видом транспорта, обеспечивающим их сохранность от механических повреждений, загрязнений и атмосферных осадков. Группа условий транспортирования - 6 (ОЖ2). 9.2.2 Группа условий хранения - 3 (ЖЗ) по ГОСТ 15150. 9.2.3 Допускается применять другие условия транспортирования и хранения по ГОСТ 15150, которые отличаются от указанных в 7.3.1 и 7.3.2, если это оговорено в договоре на поставку сцеплений. 9.2.4 Сцепления, поставляемые на комплектацию, должны быть установлены на автомобиле не позднее чем через 6 мес со дня отгрузки с предприятия-изготовителя. 9.3 Для сцеплений, поставляемых в качестве запасных частей на экспорт, упаковка, условия транспортирования и хранения должны быть оговорены в договоре (соглашении) на поставку сцеплений.
10 Указания по эксплуатации10 Указания по эксплуатации
10.1 Эксплуатацию сцеплений, а также их техническое обслуживание осуществляют в соответствии с руководством по эксплуатации автомобилей, для которых они предназначены.
11 Гарантии изготовителя11 Гарантии изготовителя
11.1 Предприятие-изготовитель гарантирует соответствие сцеплений требованиям настоящего стандарта при соблюдении установленных правил эксплуатации, транспортирования и хранения. 11.2 Гарантийный срок эксплуатации и гарантийная наработка сцеплений, поставляемых в качестве комплектующих, должны быть не менее гарантийного срока и гарантийной наработки автомобилей, для которых они предназначены.
Гарантийный срок сцеплений, поставляемых в качестве запасных частей, - 18 мес с момента установки их на автомобиль. 11.3 Гарантийный срок хранения сцеплений - 12 мес.
При необходимости более длительного хранения сцеплений, в том числе поставляемых на экспорт, они должны быть законсервированы по ГОСТ 9.014 с соответствующим гарантийным увеличением срока хранения.
Гарантийный срок хранения сцеплений исчисляют с даты их отгрузки потребителю.
БиблиографияБиблиография
[1] ОСТ 37.001.286-84 Фрикционные сцепления. Приводы управления сцеплением. Термины и определения
[2] ОСТ 37.001.269-96 Транспортные средства. Маркировка
|