СБОРНИК ИНСТРУКЦИЙ ИОТ 11233753-001-2007 ОАО «Ассоциация «Монтажавтоматика» ООО «НОРМА-РТМ» 2007 ПРЕДИСЛОВИЕ 1 РАЗРАБОТАН: Главным специалистом ООО «НОРМА-РТМ» Чудиновым М.А. 2 СОГЛАСОВАН: Техническим Советом ОАО - Ассоциация «Монтажавтоматика» 18.09.2007 3 УТВЕРЖДЕН: Техническим директором ОАО - Ассоциация «Монтажавтоматика» Сиротенко B.C. 12.11.2007 ВЗАМЕН: ИОТ 11233753-001-96 Срок введения 1.01.2008 Настоящая инструкция по охране труда разработана в соответствии с действующими правилами и нормами и предназначена для рабочих, участвующих в ведении специальных монтажных и наладочных работ. Перечень документов по охране труда и технике безопасности, использовавшихся при разработке инструкции, приведен в ИМ 14-52-2007. Сборник инструкций ИОТ 11233753-001-2007 Введение Настоящий сборник инструкций по охране труда разработан для рабочих предприятий и организаций ОАО «Ассоциации Монтажавтоматика». При разработке сборника использовались типовые инструкции для работников строительства, строительной индустрии и промышленности стройматериалов, утверждённые Министерством строительства РФ, а также инструкции по охране труда, ранее применявшиеся организациями Минмонтажспецстроя СССР и организациями других ведомств, учтён опыт разработки инструкций организациями ОАО «Ассоциация Монтажавтоматика». При разработке инструкций учтены новые нормативные документы, нормы и правила, действующие в Российской Федерации, в том числе: ТИ Р М-012-2000, ТИ Р М-015-2000, ТИ Р М-016-2000, ТИ Р О 001-2003, ТИ Р О 005-2003, ТИ Р О 006-2003, ТИ Р О 014-2003, ТИ Р О 018-2003, ТИ Р О 023-2003, ТИ Р О 026-2003, ТИ Р О 027-2003, ТИ Р О 029-2003, ТИ Р О 040-2003, ТИ Р О 042-2003, ТИ Р О 046-2003, ТИ Р О 047-2003, ТИ Р О 051-2003, ТИ Р О 052-2003, ТИ Р О 053-2003, ТИ Р О 055-2003, ТИ Р О 056-2003, ТИ Р О 057-2003, ТИ Р О 059-2003, ТИ Р О 060-2003, ПОТ Р М 016-2001 с доп. РД 153-34.0-03 и др. Настоящий сборник инструкций по охране труда рабочих, включает инструкции на специальные монтажные и наладочные виды работ, как для отдельных профессий рабочих, так и для особых условий работ, которые могут возникать при выполнении отдельных видов работ рабочими с разным профессиональным составом. Инструкции должны быть введены приказом по организации для применения, либо, при необходимости, предварительно доработаны в каждой организации с учетом особых условий работы. В каждом конкретном случае работниками должны использоваться наборы инструкций, соответствующие характеру выполняемой работы. Пример 1. Слесарь по монтажу приборов и средств автоматизации при монтаже металлоконструкций с подмостей с применением электроперфоратора, должен быть ознакомлен со следующими инструкциями: 1 Инструкция по охране труда для рабочих строительства и стройиндустрии; 2 Инструкция по охране труда для слесаря-монтажника по приборам и аппаратам автоматического контроля, регулирования и управления; 3 Инструкция по охране труда для работников, выполняющих верхолазные работы; 4 Инструкция по охране труда при работе с ручными электрифицированными, пневматическими и пороховыми инструментами. Пример 2. При монтаже разделок кабельных с использованием термоусаживаемых материалов и пропановой горелки, электромонтажник должен быть ознакомлен со следующими инструкциями: 1 Инструкция по охране труда для рабочих строительства и стройиндустрии; 2 Инструкция по охране труда для электромонтажника; 3 Инструкция по охране труда при выполнении работ с применением пропан - бутана. Сборник инструкций по охране труда и технике безопасности должен находиться у прораба (мастера), а также в доступном для ознакомления месте в рабочей бригаде. С инструкциями согласно характеру выполняемой работы должен быть ознакомлен под роспись каждый работник. Отдельные инструкции сборника могут быть выданы работнику на руки, либо предоставлена возможность пользования ими в зоне выполняемых работ. 25 Инструкция по охране труда для водителей грузовых автомобилей (Разработана с учетом типовой инструкции по охране труда для водителей грузовых автомобилей ТИ Р О-005-2003). 25.1 Общие требования безопасности25.1.1. Работники не моложе 18 лет, прошедшие соответствующую подготовку, имеющие удостоверение на право вождения грузовых автомобилей, не имеющие противопоказаний по полу при выполнении отдельных работ, перед допуском к самостоятельной работе должны пройти: обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования) для признания годными к выполнению работ в порядке, установленном Минздравом России; обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда. 25.1.2. Водители обязаны соблюдать требования безопасности труда для обеспечения защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов, связанных с характером работы: движущиеся машины, механизмы и их подвижные части; повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны; повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте; эмоциональные перегрузки. 25.1.3. Для защиты от механических воздействий и загрязнений водители обязаны использовать предоставляемые работодателями бесплатно комбинезон хлопчатобумажный, рукавицы комбинированные, костюмы на утепляющей прокладке и валенки для зимнего периода. 25.1.4. Находясь на территории строительной (производственной) площадки, в производственных и бытовых помещениях, участках работ и рабочих местах, водители обязаны выполнять правила внутреннего трудового распорядка, принятые в данной организации. Допуск посторонних лиц, а также работников в нетрезвом состоянии на указанные места запрещается. 25.1.5. В процессе повседневной деятельности водители должны: применять в процессе работы машины и механизмы по назначению, в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей; поддерживать порядок на рабочих местах, очищать их от мусора, снега, наледи, не допускать нарушений правил складирования материалов и конструкций; быть внимательными во время работы и не допускать разрушений требований безопасности труда. 25.1.6. Водители обязаны немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя работ о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о появлении острого профессионального заболевания (отравления). 25.2 Требования перед началом работы25.2.1 Перед началом работы водитель обязан: а) получить наряд-задание на выполнение работы и путевой лист, пройти инструктаж по специфике предстоящих работ и предрейсовый медицинский осмотр (там, где он проводится); б) надеть спецодежду и спецобувь установленного образца. в) убедиться в наличии удостоверения на право управления автомобилем и о проверке знаний безопасных методов работ; г) иметь при себе талон технического паспорта автомобиля и путевой (маршрутный) лист; 25.2.2 После получения наряда-задания водитель обязан: а) проверить наличие медицинской аптечки, огнетушителей и комплекта инструментов; б) в целях обеспечения безопасной и бесперебойной работы на линии проверить техническое состояние автомобиля, обратив внимание на исправность шин, тормозов, рулевого управления, болтов крепления карданного вала, исправность проводки, фар, стоп-сигнала, указателей поворотов, звукового сигнала, контрольно-измерительных приборов, зеркал заднего вида; в) произвести ежесменное техническое обслуживание и заправку автомобиля топливом, маслом, водой, антифризом (в холодное время года) и тормозной жидкостью (если эти операции не производятся специально-назначенными лицами, или установлено другое время для производства этих работ), проверить уровень электролита в аккумуляторной батарее; г) после заправки автомобиля топливом и маслом вытереть насухо все части машины, испачканные нефтепродуктами. Пролитые во время заправки горючесмазочные материалы убрать с помощью ветоши, песка или опилок; д) проверить работоспособность и исправность двигателя на холостом ходу, осветительных и контрольно-измерительных приборов, а также проверить на малом ходу работу тормозов и рулевого управления; е) предъявить автомобиль ответственному за выпуск технически исправных машин из гаража (механику) и получить отметку в путевом листе о технической исправности автомобиля. 25.2.3 Водитель не должен выезжать на линию при следующих нарушениях требований безопасности: а) неисправностях механизмов и систем, при которых запрещается эксплуатация автомобиля; б) несоответствии характеристик автомобиля характеристикам грузоподъемности, длине и другим параметрам; в) отсутствии или неисправности осветительных приборов, зеркал заднего вида, сигнального устройства, огнетушителей. Обнаруженные нарушения следует устранять собственными силами, а при невозможности сделать это водитель обязан сообщить о них лицу, ответственному за содержание автомобиля в исправном состоянии, а также лицу по надзору за безопасной эксплуатацией автомобилей. 25.3 Требования безопасности во время работы25.3.1 По прибытии на объект, указанный в путевом листе, водитель обязан: а) явиться к руководителю работ, в распоряжение которого направлен, предъявить путевой лист и удостоверение о проверке требований безопасных методов труда, получить производственное задание и пройти инструктаж на рабочем месте по специфике выполняемых работ; б) ознакомиться с местом погрузки и разгрузки, убедиться в безопасности и удобстве подъездов, и достаточной освещенности площадки; в) обратить внимание на качество дорожного покрытия и его состояние (наличие выбоин, луж, штырей, арматуры, а в холодное время года - снега и льда); 25.3.2 Во время работы водитель автомобиля обязан: а) выполнять маневрирование, только предварительно убедившись в безопасности маневра для окружающих пешеходов и в отсутствии помех для других транспортных средств; б) перед подачей транспортного средства назад водитель должен убедиться в отсутствии людей и препятствий для движения. При ограниченной обзорности водитель должен прибегнуть к помощи сигнальщика, находящегося вне транспортного средства; в) перед выходом из кабины автомобиля выключить двигатель, включить стояночный тормоз и первую передачу, вынуть ключ из замка зажигания, а после выхода из кабины запереть дверцы; г) убедиться в отсутствии движущихся транспортных средств и попутном и встречном направлениях прежде чем выйти из кабины на проезжую часть; д) подавать автомобиль при сцепке к прицепу на минимально возможной скорости; е) осуществлять сцепку автопоезда в одиночку в исключительных случаях с соблюдением указанной последовательности операций; затормозить прицеп стояночным тормозом; проверить исправность буксирного устройства; подложить упоры под задние колеса прицепа, сцепить автомобиль и прицеп; закрепить страховочный трос прицепа за поперечину рамы автомобиля; соединить разъемы гидравлической, пневматической и электрической систем автомобиля и прицепа; ж) находясь на линии, периодически проверять исправное состояние прицепа и буксирного устройства; з) при необходимости разгрузки самосвала у откоса, оврага или обрыва и отсутствии колесоотбойного бруса устанавливать его не ближе 1 м от края обрыва; и) при управлении автомобилем с цистерной, заполненной менее чем на 3/4 ее объема, снижать на поворотах скорость до минимальной. 25.3.3 Запрещается подавать автомобиль на погрузочно-разгрузочную эстакаду, если на ней нет ограждения и колесоотбойного бруса. 25.2.4 Места разгрузки автомобилей-самосвалов у откосов, оврагов и т.п. должны оборудоваться специальными колесоотбойными брусами, при необходимости разгрузки самосвала у откоса, оврага и обрыва и отсутствии колесоотбойного бруса устанавливать его не ближе 1 м от края обрыва. 25.3.5 Борта полуприцепов должны быть при сцепке закрыты. Перед сцепкой нужно убедиться в том, что седельно-сцепное устройство, шкворень и их крепление исправны; полуприцеп заторможен стояночным тормозом; передняя часть полуприцепа по высоте располагается так, что при сцепке передняя кромка опорного листа попадает на салазки или на седло. При необходимости следует поднять или опустить переднюю часть полуприцепа. 25.3.6 Соединительные шланги и электропровода должны быть подвешены при помощи оттяжной пружины на крючок переднего борта полуприцепа, чтобы они не мешали сцепке. 25.3.7 Перед заправкой топливом газобаллонного автомобиля следует убедиться в отсутствии людей в кабине, выключить двигатель, избегать попадания газа на открытые участки кожи (для исключения обморожения в результате испарения газа), перед включением зажигания и пуском двигателя в течение 3 мин держать капот открытым до полного выветривания газа. 25.3.8 Перед постановкой газобаллонного автомобиля на крытую стоянку или при техническом обслуживании необходимо закрыть вентиль баллона и выработать весь газ из системы питания. 25.3.9 Для заливки горячей воды при разогреве двигателя следует использовать специальные ведра с носиком в верхней части, создающим направленную струю. При разогреве двигателя при помощи пара или горячего воздуха шланг необходимо присоединить к горловине радиатора и надежно закрепить. 25.3.10 После использования калорифера для прогрева двигателя кабину автомобиля следует проветрить для удаления продуктов сгорания. 25.3.11 При выполнении ремонтных работ водитель обязан выключить двигатель, затормозить автомобиль стояночным тормозом и включить первую передачу. 25.3.12 При остановке на уклоне необходимо подложить под колеса не менее чем два противооткатных упора. 25.3.13 Неисправности системы питания следует устранять только после охлаждения двигателя, а засорившиеся топливопроводы и жиклеры продувать с помощью насоса. 25.3.14 Перед подъемом автомобиля домкратом следует удалить пассажиров из кабины, затормозить автомобиль стояночным тормозом, подложить противооткатные упоры под колеса, не подлежащие подъему, выровнять площадку под домкрат и подложить под него широкую подкладку из древесины. 25.3.15 Выполняя работы, связанные со снятием колес, водитель обязан подставить козелки, а под неснятые колеса - подложить противооткатные упоры. 25.3.16 При накачивании шины колеса, снятого с автомобиля, следует использоваться приспособлением, предохраняющем от удара при выскакивании замочного кольца. 25.3.17 Для выполнения работ под поднятым кузовом самосвала необходимо закрепить кузов специальными страховочными упорами. 25.3.18 Водителям запрещается: а) перевозить пассажиров в кузове необорудованного автомобиля и без соответствующей записи в путевом (маршрутном) листе; б) управлять автомобилем в нетрезвом состоянии; в) ставить газобаллонный автомобиль на длительную стоянку с открытыми вентилями баллонов и системы питания; г) использовать камеры для заливки горячей воды при подогреве двигателя; д) применять для разогрева двигателя газовые горелки, не оборудованные сигнальными устройствами и устройствами, автоматически отключающими подачу газа при его утечке или погасании горелки; е) пользоваться прямой передачей во время длительного спуска; ж) двигаться на крутом спуске с выключенным сцеплением или передачей; з) закреплять страховочный канат или цепь прицепа за крюк буксирного устройства; и) буксировать порожним автомобилем груженый прицеп; к) применять в качестве козелков и подставок для автомобиля со снятыми колесами случайные предметы (камни, доски, бочки, диски колес и т.п.); л) отдыхать или спать в кабине автомобиля с работающим двигателем. м) осуществлять движение транспортного средства с поднятым кузовом; и) допускать к ремонту транспортного средства посторонних лиц. 25.3.19 При эксплуатации автомобиля в неблагоприятных атмосферных условиях водитель обязан: а) во время тумана, сильного снегопада или дождя сбавить скорость и не обгонять транспортные средства, движущиеся в попутном направлении; б) не открывать резко дроссельную заслонку и избегать быстрых поворотов рулевого колеса; в) трогаться с места на обледеневшей дороге на одной из низших передач при слабо открытой дроссельной заслонке; г) при спуске с уклона торможение выполнять двигателем и притормаживать рабочим тормозом; д) двигаться по льду рек, водоемов только в случае наличия разрешения службы безопасности движения и по специально оборудованным съездам и дорогам, обставленным вехами и имеющим указатели и дорожные знаки; е) при остановке или стоянке транспортного средства в условиях недостаточной видимости включать габаритные или стояночные огни. 25.3.20 Перед перевозкой пассажиров на оборудованном грузовом автомобиле водитель обязан проинструктировать пассажиров о порядке высадки и посадки, предупредить их о том, что стоять в кузове движущегося автомобиля запрещено. Перевозка детей на грузовых автомобилях не допускается. 25.3.21 Проезд в кузовах грузовых автомобилей, не оборудованных для перевозки пассажиров, разрешается только лицам, сопровождающим (получающим) грузы, при условии, что для них оборудовано место, расположенное ниже уровня бортов, а груз относится к категории малоопасных (отсутствуют горючие жидкости и газы, асфальт, пылящие - цемент, металлоконструкции и др.). 25.3.22 Запрещается перевозка людей на бортовых платформах, на грузе, размещенном на уровне или выше бортов кузова, на длинномерном грузе и рядом с ним, на цистернах, прицепах и полуприцепах всех типов, в кузовах автомобилей - самосвалов и специализированных грузовых автомобилей (рефрижераторов и др.). 25.3.23 Запрещается провозить в кабине, кузове, салоне большее количество людей, чем указано в паспорте завода-изготовителя. 25.3.24 Запрещается движение автомобиля при нахождении людей на подножках, крыльях, бамперах, а также на бортах. 25.3.25 Лица, находящиеся в автомобиле, должны выполнять требования водителя по соблюдению требований техники безопасности. 25.3.26 Если водитель или лицо сопровождающее автомобиль при тех или иных работах может подвергнуться опасности для жизни и здоровья (несоответствие погрузочно-разгрузочных площадок и подъездных путей установленным правилам, отсутствие механизации при погрузке или разгрузке тяжеловесных грузов, невозможность обеспечения безопасных условий для грузчиков при погрузке и т.д.), водитель обязан потребовать от грузоотправителя или грузополучателя немедленно прекратить погрузку или разгрузку, а в случае невыполнения его требований, сообщить своей администрации и сделать отметку о своем заявлении в путевом листе. Работа может быть продолжена только после устранения опасности. 25.3.27 Запрещается выполнять работы по ремонту и обслуживанию автомобиля под приподнятым кузовом самосвала, а также во время погрузочно-разгрузочных работ и в случае установки автомобиля в опасной зоне действующих грузоподъемных механизмов. 25.3.28 При производстве погрузочно-разгрузочных работ водитель должен выйти из кабины водителя и наблюдать за правильностью погрузки или разгрузки автомобиля. Погрузку и разгрузку грузов, а также их крепление на автомобиле следует осуществлять силами и средствами грузоотправителей, грузополучателей или специализированных организаций с соблюдением правил техники безопасности. Водитель обязан проверить соответствие укладки и надежность крепления груза на транспортном средстве, а в случае обнаружения нарушений в укладке и креплении груза - потребовать от грузоотправителя устранить их. Погрузка прицепа должна осуществляться с передней части, а разгрузка - с задней части во избежание его опрокидывания. 25.3.29 При размещении автомобилей на погрузочно-разгрузочных площадках расстояние между автомобилями, стоящими друг за другом (в колонну) должно быть не менее 1 м, а между автомобилями, стоящими в ряд - не менее 1,5 м. Если автомобили устанавливаются для погрузки или разгрузки вблизи здания, то между зданием и задним бортом автомобиля должен соблюдаться интервал не менее 1,5 м. Расстояние между автомобилем и штабелем груза должно быть не менее 1 м. 25.3.30 При загрузке кузова автомобиля навалочным грузом он должен укладываться не выше борта кузова (стандартного и наращенного) и должен располагаться равномерно по всей площади пола. Штучные грузы, возвышающиеся над бортами кузова, необходимо увязывать крепкими исправными канатами. 25.3.31 Ящики, бочки и другой штучный груз должны быть уложены плотно, без промежутков, укреплены или увязаны так, чтобы при движении (резком торможении, трогании с места и крутых поворотах) они не могли перемещаться по полу кузова. При наличии промежутков между местами груза, следует вставлять между ними прочные деревянные прокладки и распорки. При укладке грузов в катно-бочковой таре в несколько рядов их накатывают по слегам или покатам боковой поверхностью. Бочки с жидким грузом устанавливают пробкой вверх. Каждый ряд должен укладываться на прокладках из досок с подклинкой всех крайних рядов. 25.3.32 При перевозке баллонов с газом автомобиль должен быть обеспечен углекислотным огнетушителем, должны быть установлены флажки. Перевозка баллонов должна производиться в специальных поддонах, контейнерах с навернутыми защитными колпаками. 25.3.33 Грузы, превышающие габариты грузовой платформы автомобиля по длине 2 м и более (длинномерные грузы), должны перевозиться на автомобилях с прицепами-роспусками, к которым грузы должны надежно крепиться. При погрузке длинномерных грузов (труб, рельсов, бревен и др.) на автомобиль с прицепом-роспуском необходимо оставлять зазор между щитом, установленным за кабиной автомобиля, и торцами груза для того, чтобы на поворотах груз не цеплялся за щит. Для предупреждения перемещения груза вперед при торможении и движении под уклон груз должен быть надежно закреплен. Запрещается перевозить грузы с концами, выступающими за боковые габариты автомобиля; загораживать грузом двери кабины водителя; располагать длинномерные грузы выше стоек. 25.3.34 При ремонте автомобиля на линии водитель обязан соблюдать правила техники безопасности, установленные для ремонта и технического обслуживания автомобиля. В условиях плохой видимости сзади (из-за груза в кузове, при выезде задним ходом из ворот и т.п.) водитель должен требовать выделения человека для организации движения автомобиля. 25.3.35 Запрещается выполнение каких-либо работ по обслуживанию и ремонту подвижного состава ближе чем на 3 м от зоны действия погрузочно-разгрузочных механизмов. 25.3.36 При остановке и стоянке на неосвещенных участках дороги в темное время суток или при других условиях недостаточной видимости на автомобиле должны быть включены габаритные или стояночные огни. 25.3.37 Буксировка неисправных автомобилей должна осуществляться автомобилями, оборудованными прицепными приспособлениями. При буксировке автомобилей обязательно соблюдение следующих требований: буксируемый автомобиль должен иметь исправные тормоза, при неисправности их буксировку производят на жесткой сцепке; длина жесткой сцепки должна быть не более 4 м; при неисправности рулевого управления буксируемый автомобиль перевозится на платформе другого автомобиля; при использовании гибкой сцепки её длина должна быть в пределах 4 - 6 м, связующее звено такой сцепки через каждый метр обозначается сигнальными флажками или щитками; на буксируемом автомобиле может находиться только водитель; буксируемый автомобиль должен быть обеспечен звуковым сигналом. На горных дорогах запрещается буксировка при гололеде и на гибкой сцепке. 25.3.38 Памятка водителю при перевозке людей. Перевозка людей должна производиться на транспортных средствах, специально оборудованных для этой цели. Автомобили, на которых осуществляется систематическая перевозка людей, предъявляются на осмотр в Госавтоинспекцию два раза в год. Число перевозимых людей на грузовых автомобилях не должно превышать число оборудованных мест. Кузова закрытых автомобилей типа «Фургон» должны иметь достаточную вентиляцию, сигнальную световую связь с водителем и надежные запоры дверей, обязательно допускающие возможность открывания их снаружи и изнутри, также лесенку для входа и выхода людей. Выход людей из кузова грузового автомобиля разрешается только на обочину дороги через задний борт. Выхлопная труба глушителя должна выходить за габариты кузова. Кузова открытых грузовых автомобилей, занятых систематической перевозкой людей, должны быть оборудованы лесенкой, тентом и освещением. Все грузовые автомобили и автобусы должны быть укомплектованы легкосъемными огнетушителями емкостью не менее 2 литров. При перевозках людей на грузовых автомобилях должны быть установлены красные флажки размером 20´20 см. Во всех случаях скорость движения грузового автомобиля, в кузове которого находятся люди (независимо от их числа), не должна превышать 50 км/час. Водитель, осуществляющий перевозку людей обязан: перед выездом на линию ознакомиться с маршрутом движения и проверить техническое состояние автомобиля, обращая особое внимание на исправность тормозов, рулевого управления, резины, приборов освещения и сигнализации, исправность огнетушителя, внешний вид и порядок в салоне (кузове); посадку и высадку людей производить в специально предусмотренных расписанием перевозок местах у бровки тротуара (обочины дороги) после полной остановки автомобиля; трогать с места и останавливать автомобиль плавно, без рывков, переезжать ухабы и рытвины на пониженной скорости; следить за размещением людей в кузове автомобиля. В случае нарушения порядка и дисциплины в движении со стороны перевозимых людей водитель обязан потребовать от них прекращения нарушений в противном случае прекращать перевозку. 25.4 Требования безопасности в аварийных ситуациях25.4.1 При выходе из строя деталей или агрегатов движущегося автомобиля водитель обязан съехать с проезжей части дороги, включить первую передачу и стояночный тормоз, подложить под колеса противооткатные упоры и установить на расстояние 15 - 30 м позади него знак аварийной остановки. 25.4.2 В случае возгорания топлива или перевозимого груза водитель должен погасить огонь при помощи огнетушителей, кошмы, брезента, песка и других подручных средств. При невозможности самостоятельной ликвидации пожара водитель должен вызвать пожарную охрану в установленном порядке и сообщить руководителю работ. 25.4.3 При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан: а) без промедления остановиться и не трогать с места транспортное средство, а также другие предметы, имеющие отношение к происшествию; б) вызвать в случае необходимости «Скорую помощь», а если это невозможно, отправить пострадавших на попутном или отвезти на своем транспорте в ближайшее лечебное заведение и сообщить там свою фамилию, номерной знак транспортного средства, после чего возвратиться на место происшествия. в) сообщить о случившемся в ГАИ, записать фамилию и адреса очевидцев происшествия и ожидать прибытия работников милиции или следственных органов; г) если невозможно движение других транспортных средств, освободить проезжую часть, предварительно зафиксировав положение транспортного средства и относящихся к дорожно-транспортному происшествию предметов и следов. 25.5 Требования безопасности по окончании работы25.5.1 По окончании работы водитель обязан: а) сдать путевой лист и проверить вместе с механиком автомобиль после возвращения с линии; б) в случае необходимости оставить заявку на текущий ремонт с перечнем неисправностей, подлежащих устранению; в) выключить двигатель; г) при безгаражном хранении автомобиля в зимнее время слить воду из радиатора и двигателя, затянуть рычаг стояночного тормоза; д) закрыть кабину на замок; е) сообщить руководителю работ или ответственному за содержание автомобиля в исправном состоянии о всех неполадках, возникающих во время работы. Приложение АВыписка из типовых отраслевых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на строительных, строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах. Утверждены постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 25 декабря 1997 г. № 667. Газосварщик: ....
29. Маляр строительный (в том числе по художественной отделке)
31.... машинист бурильно-крановой самоходной машины
32. Машинист компрессора передвижного с электродвигателем; машинист компрессорных установок
33. Машинист автовышки и автогидроподъемника; машинист автоямобура
42. Машинист крана автомобильного; машинист крана (крановщик); водитель автомобиля; водитель погрузчика; тракторист
47.... монтажник приборов и аппаратуры автоматического контроля, регулирования и управления
55. Наладчик приборов, аппаратуры и систем автоматического контроля, регулирования и управления (наладчик КИП и автоматики)
83. Электросварщик ручной сварки; сварщик на машинах контактной (прессовой) сварки; электрогазосварщик;
Примечания: 1. Средства индивидуальной защиты (предохранительный пояс, диэлектрические галоши и перчатки, диэлектрический резиновый коврик, защитные очки, респиратор, противогаз, защитный шлем, каска и др.) рабочим всех профессий выдаются в зависимости от характера и условий выполняемых профессий выдаются в зависимости от характера и условий выполняемых работ, как дежурные, если они не предусмотрены настоящими Нормами. 2. При работе в мокром грунте и воде работникам выдаются дополнительно сапоги резиновые или галоши резиновые (дежурные), если они не предусмотрены настоящими Нормами. 3. Рабочим, занятым на строительстве объектов для нефтяных месторождений в открытом море (при постоянной работе в море), выдаются: а) куртка на утепляющей прокладке на 2 года и брюки на утепляющей прокладке на 3 года в том случае, если они не предусмотрены настоящими Нормами; б) вместо предусмотренной настоящими Нормами хлопчатобумажной спецодежды может выдаваться брезентовая спецодежда на тот же срок носки. 4. В зависимости от производственных и климатических условий работодатель по согласованию с государственным инспектором по охране труда может заменить валенки на валенки обрезиненные или на сапоги кожаные со съемным утеплителем, или на сапоги резиновые утепленные. 5. Рабочим, профессии которых предусмотрены в пунктах 1, 4, 5, 10, 14, 15, 16, 64 и 65 настоящих Норм, вместо курток и брюк на утепляющей прокладке могут выдаваться костюмы для защиты от пониженных температур из шелковых и шерстяных тканей с тем же сроком носки. 6. Рабочим, профессии которых предусмотрены в пункте 82 настоящих Норм, вместо курток и брюк на утепляющей прокладке могут выдаваться: в I, II и III поясах - костюмы зимние для сварщиков с накладками из ткани ИМ - 1, а в IV и особом поясах - костюмы зимние для сварщиков с накладками из ткани ИМ - 1 с утепленным бельем с тем же сроком носки. 7. Работодатель может по согласованию с соответствующим профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом выдавать работникам, осуществляющим работу по техническому перевооружению и реконструкции производства в действующих цехах с вредными условиями труда без остановки производства, спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты по нормам, установленным для эксплуатационного персонала указанных цехов. НОРМЫ бесплатной выдачи работникам теплой специальной одежды и теплой специальной обуви по климатическим поясам, единым для всех отраслей экономики (кроме климатических районов, предусмотренных особо в Типовых отраслевых нормах бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам морского транспорта; работникам гражданской авиации; работникам, осуществляющим наблюдения и работы по гидрометеорологическому режиму окружающей среды; постоянному и переменному составу учебных и спортивных организаций Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО) Утверждены постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 31 декабря 1997 г. № 70 Теплая специальная одежда и теплая специальная обувь как средство защиты от холода выдаются работникам по профессиям и должностям, предусмотренным Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты со сроком носки «по поясам». Сроки носки теплой специальной одежды и теплой специальной обуви (куртка на утепляющей прокладке, брюки на утепляющей прокладке, куртка лавсано-вискозная на утепляющей прокладке, брюки лавсано-вискозные на утепляющей прокладке и валенки) устанавливаются в годах в зависимости от климатических поясов:
Примечания: 1. В особом климатическом поясе дополнительно к теплой специальной одежде (куртка на утепляющей прокладке, брюки на утепляющей прокладке выдаются: полушубок - на 4 года; шапка-ушанка - на 3 года; меховые рукавицы - на 2 года. 2. Предусмотренные Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты (далее - Типовые отраслевые нормы) полушубки в I, II и III климатических поясах могут, как исключение, заменяться на куртки для защиты от пониженных температур с пристегивающейся утепляющей прокладкой, меховым воротником, ветрозащитным клапаном и капюшоном со сроком носки: в I поясе - 3 года; II поясе - 3 года; III поясе - 2,5 года. 3. При постоянной работе в высокогорных районах теплая спецодежда и теплая спецобувь выдаются: на высоте от 1000 до 2000 м над уровнем моря на сроки носки, установленные для районов III климатического пояса; на высоте от 2000 м над уровнем моря и выше - на сроки носки, установленные для районов IV климатического пояса. 4. Работникам, занятым на наружных работах зимой в районах, отнесенных ко II, III, IV и особому климатическим поясам, дополнительно к теплой спецодежде, предусмотренной Типовыми отраслевыми нормами, выдаются электрообогревающие комплекты к специальной одежде типа «Пингвин « со стационарным источником питания сроком носки 2 года. 5. Работникам, которым Типовыми отраслевыми нормами предусмотрена бесплатная выдача теплой спецодежды со сроком носки «по поясам» (куртка на утепляющей прокладке, брюки на утепляющей прокладке), в районах, не отнесенных к климатическим поясам, зимой выдаются соответственно куртка лавсано-вискозная на утепляющей прокладке, брюки лавсано-вискозные на утепляющей прокладке сроком носки 3 года. КЛИМАТИЧЕСКИЕ ПОЯСА I пояс Астраханская область Белгородская область Волгоградская область Калининградская область Республика Калмыкия Ростовская область Ставропольский край II пояс Брянская область Владимирская область Воронежская область Ивановская область Калужская область Курская область Ленинградская область Липецкая область Республика Марий Эл Республика Мордовия Московская область Нижегородская область Новгородская область Орловская область Пензенская область Приморский край Псковская область Рязанская область Самарская область Саратовская область Смоленская область Тамбовская область Тверская область Тульская область Ульяновская область Чувашская республика Ярославская область III пояс Республика Алтай Оренбургская область Амурская область Пермская область Республика Башкортостан Сахалинская область (кроме районов, перечисленных ниже) Республика Бурятия Вологодская область Свердловская область Иркутская область (кроме районов, перечисленных ниже) Республика Татарстан Томская область (кроме районов перечисленных ниже) Республика Карелия Кемеровская область Республика Тыва Кировская область Тюменская область (кроме районов, перечисленных ниже) Костромская область Красноярский край (кроме районов, перечисленных ниже) Удмуртская республика Хабаровский край (кроме районов, перечисленных ниже) Курганская область Новосибирская область Челябинская область Омская область Читинская область IV пояс Архангельская область (кроме районов, расположенных за Полярным кругом) Иркутская область (районы: Бодайбинский, Катангский, Киренский, Мамско-Чуйский) Камчатская область Республика Карелия (севернее 63° северной широты) Республика Коми (районы, расположенные южнее Полярного круга) Красноярский край (территории Эвенского автономного округа и Туруханского района, расположенного южнее полярного круга) Курильские острова Магаданская область (кроме Чукотского автономного округа и районов, перечисленных ниже) Мурманская область Республика Саха (Якутия) (кроме Оймяконского района и районов, расположенных севернее Полярного круга) Сахалинская область (районы: Ногликский, Охтинский) Томская область (районы: Бакчарский, Верхнекетский, Кривошеинский, Молчановский, Парабельский, Чаинский и территории Александровского и Карагасокского районов, расположенные южнее 60° северной широты) Тюменская область (районы Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных кругов, кроме районов, расположенных севернее 60 северной широты) Хабаровский край (районы: Аяно-Майский, Николаевский, Охотский, им. Полины Осипенко, Тугуро-Чумиканский, Ульчский) Особый пояс Магаданская область (районы: Омсукчанский, Ольский, Северо-Эвенский, Среднеканский, Сусуманский, Тенькинский, Хасынский, Ягодинский) Республика Саха (Якутия) (Оймяконский район) Территория, расположенная севернее Полярного круга (кроме Мурманской области) Томская область (территории Александровского и Каргасокского районов, расположенные севернее 60° северной широты) Тюменская область (районы Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, расположенные севернее 60° северной широты) Чукотский автономный округ Приложение БРекомендуемая форма вкладыша в удостоверение по охране труда(выдаётся после заполнения на каждый объект работ)
СОДЕРЖАНИЕ
|