ОДМ 218.5.002-2009 ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО
Москва 2009 Предисловие1 РАЗРАБОТАН Московским автомобильно-дорожным институтом (Государственный технический университет), Центром метрологии, испытаний и сертификации МАДИ (ГТУ) при участии АНО «НИИ ТСК». 2 ВНЕСЕН Управлением научно-технических исследований, информационного обеспечения и ценообразования Федерального дорожного агентства. 3 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 28.07.2009 г. № 271-р. 4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР. Раздел 1. Область примененияНастоящий отраслевой дорожный методический документ (далее - ОДМ) распространяется на работы по устройству асфальтобетонных слоев на основе применения перегружателей асфальтобетонной смеси (на примере машин «Roadtec SB-2500 Shuttle Buggy») при строительстве, реконструкции и всех видах ремонта автомобильных дорог и устанавливает порядок и рекомендации к их выполнению. В соответствии с данным ОДМ могут использоваться и другие перегружатели асфальтобетонной смеси с аналогичными техническими возможностями. Раздел 2. Нормативные ссылкиВ настоящем ОДМ использованы ссылки на следующие стандарты: ГОСТ 9128-97 Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия. ГОСТ 12801-98 Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний. Раздел 3. Термины и определенияВ настоящем ОДМ применяются следующие термины с соответствующими определениями: фракционная сегрегация - неоднородность зернового состава асфальтобетонной смеси в различных точках ее объема; температурная неоднородность - неоднородность температуры асфальтобетонной смеси в различных точках ее объема; замер температуры: однократное определение температуры в одной точке укладываемого слоя поверхности, находящейся на расстоянии 0,3 - 2,0 м от плиты асфальтоукладчика; температурный профиль: серия замеров температуры вдоль линии перпендикулярной оси дороги. Расстояние между замерами не должно превышать 30 см; температурное поле покрытия: серия последовательных температурных профилей с расстоянием между ними не более одного метра. Температурное поле должно включать не менее 5 температурных профилей; разность температур поля покрытия: разница между наиболее высоким и наиболее низким значением измерения температуры укладываемого покрытия в границах температурного поля. (Измененная редакция. Изм. от 15.05.2017 г.) Раздел 4. Основные технологические операции с применением машин - перегружателей асфальтобетонной смесиа) Устранение фракционной и температурной сегрегации достигается путем применения в технологической цепочке укладки асфальтобетонной смеси дополнительной машины - перегружателя асфальтобетонной смеси (далее - перегружателя), являющейся промежуточным звеном между автомобилем-самосвалом и асфальтоукладчиком. б) Технологические особенности перегружателя: - непрерывная перегрузка асфальтобетонной смеси с устранением контакта грузовика и укладчика при ее выгрузке из кузова автомобиля-самосвала; - дополнительное перемешивание асфальтобетонной смеси трехшаговым шнеком; - обеспечение накопления асфальтобетонной смеси в бункере перегружателя; кроме того, при наличии бункера-вставки асфальтоукладчика - до 20 т в бункере асфальтоукладчика; - увеличение скорости разгрузки автомобилей-самосвалов; - увеличение скорости укладки смеси; - возможность подачи относительно малого количества асфальтобетонной смеси к рабочим, использующим ручной инструмент при работе на небольших площадях; - возможность забора материала с поверхности; - использование асфальтоукладчиков в тоннелях, под мостами, под контактной сетью и там, где невозможна разгрузка самосвалов из-за ограничения по высоте; - возможность отклонения конвейера от центра в обе стороны. в) Принципиальная схема перегружателя приведена в Приложении А. г) Принципиальная схема устройства трехшагового шнека приведена в Приложении Б. Раздел 5. Порядок устройства асфальтобетонных слоев на основе применения перегружателей асфальтобетонной смесиУкладка асфальтобетонной смеси при использовании в составе машин перегружателя производится в следующем порядке: а) Оператор перегружателя подает сигнал на подход автомобиля-самосвала с асфальтобетонной смесью. Автомобиль-самосвал задним ходом подают к отвальному бункеру перегружателя до касания колесами упорных валиков. б) При работе одного перегружателя смесь из автомобиля-самосвала выгружают в отвальный бункер перегружателя. В процессе выгрузки автомобиль-самосвал либо разгружается в неподвижный перегружатель, если приемный бункер асфальтоукладчика заполнен, либо перемещается вместе с перегружателем, если одновременно происходит выгрузка смеси из перегружателя в асфальтоукладчик. в) При работе двумя перегружателями один из перегружателей разгружается в приемный бункер асфальтоукладчика, в то время как второй находится под загрузкой, и автомобили-самосвалы разгружаются в него без движения. В результате работы двумя перегружателями достигается сокращение сроков разгрузки и увеличение скорости укладки смеси. Особенно данный способ эффективен при укладке асфальтобетонной смеси одним асфальтоукладчиком шириной 9 - 16 м и более. г) Смесь из отвального бункера при помощи расположенных в нем вибраторов поступает на сходящийся трехшаговый шнек, который, перемешивая асфальтобетонную смесь, перемещает материал прямо по заднему конвейеру в промежуточный бункер; затем смесь с помощью двух трехшаговых шнеков, находящихся в нижней части промежуточного бункера, перемешивается и подается на задний конвейер, тем самым устраняя фракционную сегрегацию и температурную неоднородность. д) Асфальтобетонная смесь с заднего конвейера поступает непосредственно в приемный бункер асфальтоукладчика, оснащенный специальным устройством (вставкой) для массовой подачи материала прямо на пластинчатый конвейер укладчика. План потока при устройстве асфальтобетонных слоев на основе применения двух перегружателей приведен в Приложении В. Раздел 6. Контроль качестваа) Устройство асфальтобетонного покрытия с применением перегружателей должно производиться в соответствии с [1]. б) Основные геометрические параметры и характеристики уложенного асфальтобетонного слоя должны соответствовать требованиям [1], в частности: ширина слоя; толщина слоя; ровность; поперечный уклон; высотные отметки по оси; коэффициент уплотнения; коэффициент сцепления шины автомобиля с покрытием (для верхних слоев). Примечания: 1 Температура асфальтобетонной смеси при укладке в покрытие должна быть не ниже 120 °С. Допускается ее снижение на 20 °С при условии использования ПАВ или активированных минеральных порошков. 2 Коэффициент уплотнения через 1 - 3 суток после укатки должен быть не ниже: - 0,99 для плотного асфальтобетона из горячих смесей типов А и Б; - 0,98 для плотного асфальтобетона из горячих смесей типов В, Г и Д, пористого и высокопористого асфальтобетона. 3 Верхний слой асфальтобетонного покрытия должен иметь ровную однородную шероховатую поверхность без разрывов и раковин, с ровными кромками. Дефектные места не допускаются. в) Операционный контроль качества представлен в таблице 1. г) Отбор проб осуществляют согласно ГОСТ 12801. д) Физико-механические показатели материала устроенного асфальтобетонного слоя должны соответствовать требованиям ГОСТ 9128. Таблица 1
е) При проведении работ по укладке верхних слоев асфальтобетонного покрытия, необходимо обеспечить следующие показатели равномерности температуры за асфальтоукладчиком: Разность температур температурного поля укладываемого асфальтобетонного покрытия должна составлять не более 7 °С. В случае, если разность температур в одном температурном поле покрытия составляет от 7 °С до 10 °С, организация, осуществляющая укладку, должна принять необходимые меры по устранению температурной сегрегации асфальтобетонной смеси. При повторной фиксации разницы температур в температурном поле покрытия в пределах от 7 °С до 10 °С или разовом выявлении температурной сегрегации >10 °С, укладка асфальтобетонного слоя должна быть приостановлена, а участок покрытия должен быть заменен на новый, соответствующий вышеуказанным требованиям. (Измененная редакция. Изм. от 15.05.2017 г.) Библиография
Приложение АПринципиальная схема перегружателя асфальтобетонной смеси
1 - отвальный бункер перегружателя; 2 - конвейер; 3 - бункер, оснащенный трехшаговым шнеком; 4 - задний конвейер Приложение БПринципиальная схема трехшагового шнека
1 - трехшаговый шнек; 2 - ленточный скребковый конвейер; 3 - асфальтобетонная смесь; 4 - стенка бункера перегружателя Приложение ВПлан потока при устройстве асфальтобетонных слоев на основе применения двух перегружателей Направление потока
1 - поливомоечная машина; 2 - автогудронатор; 3 - автомобиль-самосвал; 4 - перегружатели асфальтобетонной смеси; 5 - асфальтоукладчик; 6 - отряд катков согласно выбранному режиму уплотнения Приложение ГОпределение температурного поля покрытия - Температурное поле покрытия определяется с целью контроля температурной сегрегации асфальтобетонной смеси с целью недопущения неравномерности уплотнения верхних слоев асфальтобетонного покрытия. Разрывы между температурными полями не допускаются. - Формирование температурного поля асфальтобетонного покрытия производится за счет последовательного определения температурных профилей с расстоянием между ними не более одного метра. Температурное поле должно включать не менее 5 температурных профилей. - Температурный профиль в свою очередь формируется последовательными замерами температуры, определенными на расстоянии 0,3 - 2,0 м от плиты асфальтоукладчика с расстоянием между замерами не более 30 см. - Разность температур температурного поля определяется как разница между наиболее высоким и наиболее низким значением измерения температуры укладываемого покрытия внутри одного температурного поля. - Температурное поле покрытия может определяться с использованием бесконтактных инфракрасных термометров (пирометров), а также тепловизоров и автоматизированных систем контроля температуры. Технические характеристики применяемого оборудования должны быть не ниже: - Диапазон измерений от +40 °С до +250 °С - Диапазон рабочих температур воздуха от -5 °С до +55 °С - Погрешность измерения не более ±3 °С. (Приложение Г введено дополнительно. Изм. от 15.05.2017 г.) СОДЕРЖАНИЕ (Измененная редакция. Изм. от 15.05.2017 г.)
|