Постановление Правительства Москвы (с изменениями от 4 августа 2009 г., 7 сентября 2010 г.) Во исполнение постановления Правительства Москвы от 3 октября 2006 г. № 759-ПП "О формировании заданий по ремонту и разметке дорог на 2007 год и мерах по улучшению состояния дорожных покрытий улиц и магистралей города Москвы", в целях консолидации действий городских органов власти, служб и организаций, направленных на развитие дорожно-ремонтной отрасли, формирование комплексного подхода к организации ремонта и содержания улично-дорожной сети, совершенствование нормативной правовой базы, внедрение современных методов планирования, организации и контроля работ по ремонту и содержанию улично-дорожной сети, Правительство Москвы постановляет: 1. Одобрить Концепцию развития дорожно-ремонтной отрасли и формирования комплексного подхода к организации ремонта и содержания улично-дорожной сети города Москвы (приложение). 2. Установить, что основной целью развития дорожно-ремонтной отрасли города Москвы является создание комфортных и безопасных условий для участников дорожного движения, обеспечение высоких показателей надежности и безопасности перевозок за счет улучшения качественных характеристик и технического состояния улично-дорожной сети. 3. Государственным заказчикам на содержание, текущий и капитальный ремонт объектов дорожного хозяйства в обязательном порядке обеспечить: 3.1. Включение в проектно-сметную документацию на капитальный ремонт объектов дорожного хозяйства мероприятий, предусматривающих: 3.1.1. Создание безбарьерной среды для маломобильных групп граждан. 3.1.2. Создание безопасных остановок городского общественного транспорта и пешеходных переходов. 3.1.3. Согласованность планов по капитальному ремонту объектов дорожного хозяйства с планами по перекладке инженерных коммуникаций. 3.2. Переход на новейшие материалы при проведении дорожно-ремонтных работ, в том числе щебеночно-мастичных асфальтобетонов и битумно-резиновых композитов. 3.3. Приемку объектов дорожного хозяйства по окончании капитального ремонта на основании данных инструментального контроля. 3.4. Контроль за качеством производства работ по содержанию, капитальному и текущему ремонту объектов дорожного хозяйства. 3.5. Сбалансированность мероприятий по капитальному и текущему ремонту объектов дорожного хозяйства с целью увеличения доли капитального ремонта в общем объеме работ по ремонту улично-дорожной сети. 4. Руководителю Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы обеспечить при территориальном планировании на территориях районов города Москвы наличие зон для размещения дорожно-эксплуатационных комплексов, дорожно-эксплуатационных участков (средств малой механизации, дорожных рабочих и так далее). 5. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы в установленном порядке заказать, а Москомархитектуре до 1 июня 2011 г. обеспечить разработку схемы размещения дорожно-эксплуатационных комплексов, дорожно-эксплуатационных участков на территории районов города Москвы, расположенных в непосредственной близости от убираемых территорий. 6. Департаменту имущества города Москвы, Москомархитектуре совместно с префектурами административных округов города Москвы до 1 июня 2011 г. подготовить предложения по зданиям и земельным участкам, которые могут быть использованы под размещение дорожно-эксплуатационных участков (ДЭУ), дорожно-эксплуатационных комплексов (ДЭК) с целью приобретения их в собственность города Москвы и последующего предоставления организациям, выигравшим торги на содержание и эксплуатацию ДЭУ и ДЭК. 7. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы при участии ГУ "Мосдорэкспертнадзор": 7.1. Начиная с 2009 года не реже двух раз в год в целях формирования и ведения базы данных непрерывного компьютерного мониторинга производить инструментальное обследование улично-дорожной сети города Москвы с использованием дорожных лабораторий. 7.2. До 1 августа 2011 г. разработать и представить на рассмотрение Правительства Москвы проект городской целевой программы содержания и ремонта дорог на 2012 - 2014 годы. 8. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы: 8.1. Утвердить в установленном порядке план мероприятий по нормативно-техническому обеспечению развития дорожно-ремонтной отрасли города Москвы и план мероприятий по переходу на нормативное содержание и ремонт автомобильных дорог в городе Москве. 8.2. До 1 марта 2009 г. подготовить и направить обращение в Правительство Российской Федерации по вопросу внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 "О Правилах дорожного движения" в части введения запрета использования ошипованных шин в летний период. 9. Разрешить Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы в порядке эксперимента заключить трехлетние контракты на капитальный ремонт отдельных объектов дорожного хозяйства. 10. Признать утратившим силу пункт 5.2.3.5 постановления Правительства Москвы от 12 февраля 2008 г. № 112-ПП "О предварительных итогах выполнения Программы Правительства Москвы за 2007 год и Программе Правительства Москвы на 2008 год". 11. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Бирюкова П.П. О ходе выполнения постановления доложить Мэру Москвы в декабре 2009 г.
Приложение Концепция развития дорожно-ремонтной отрасли и формирования комплексного подхода к организации ремонта и содержания улично-дорожной сети города Москвы Раздел 1. Цели разработки КонцепцииУлично-дорожная сеть является одним из важнейших элементов городской инфраструктуры, а уровень комфорта проживания в городе находится в прямой зависимости от качества ее состояния. Поэтому одним из условий повышения уровня комфорта проживания в городе Москве является реализация целевой задачи - создание комфортных и безопасных условий для участников дорожного движения и обеспечение высоких показателей надежности и безопасности перевозок за счет улучшения качественных характеристик и технического состояния улично-дорожной сети. Настоящая Концепция определяет основные задачи и ключевые направления деятельности по созданию в дорожно-ремонтной отрасли механизма управления системой организации и производства дорожно-ремонтных работ, ориентированного на достижение требуемых транспортно-эксплуатационных показателей городской улично-дорожной сети при максимально эффективном использовании бюджетных средств, выделяемых на ее ремонт и содержание, а также совершенствованию системы организации и производства дорожно-ремонтных работ. В основу разработки Концепции положены результаты изучения существующего положения дел в дорожно-ремонтной отрасли, а также анализ состояния улично-дорожной сети, системы контроля качества и действующей схемы организации дорожно-ремонтных работ в городе Москве и в целом по Российской Федерации. Раздел 2. Анализ сложившейся ситуации и направления дальнейшего развития дорожно-ремонтной отраслиЭффективность использования средств, выделяемых на дорожное хозяйство, в значительной степени определяется качеством и обоснованностью проведения дорожных работ. За последние 15 лет в отрасли осуществлен большой объем работ по совершенствованию системы контроля качества, что было обусловлено изменением экономической модели функционирования национальной экономики. Проведены работы по созданию механизма контроля качества, ориентированного на соблюдение требований действующих нормативных документов и проектной документации. Это позволило существенно повысить уровень качества дорожных работ, уменьшить количество отклонений от установленных требований. С целью обеспечения качества ремонта и содержания объектов улично-дорожной сети города Москвы, совершенствования системы технологического контроля и надзора за качеством асфальтобетонных покрытий дорог, координации проведения указанных работ в начале 2008 года создано государственное учреждение города Москвы "Московская городская служба дорожной экспертизы и надзора" (ГУ "Мосдорэкспертнадзор"), к основным функциям которой относятся: 1. Ведение мониторинга и представление анализа о транспортно-эксплуатационном состоянии городской улично-дорожной сети, об эффективности планирования и качестве выполнения работ по ремонту и содержанию объектов городской улично-дорожной сети, а также качестве применяемых в ходе дорожно-ремонтных работ материалов. 2. Ведение сводного учета паспортных характеристик объектов городской улично-дорожной сети. 3. Подготовка предложений для планирования работ по капитальному ремонту и ремонту дорог с учетом обоснованности включения объектов улично-дорожной сети в планы указанных ремонтов на основании данных мониторинга. 4. Проведение и учет результатов контроля качества: - исходных материалов, используемых асфальтобетонными заводами для производства асфальтобетонных смесей; - асфальтобетонных смесей, выпускаемых асфальтобетонными заводами, осуществляющими поставки продукции для города Москвы; - выполненных работ по ремонту и содержанию объектов городской улично-дорожной сети. 5. Осуществление контроля за работой специализированных лабораторий, выполняющих работы по контролю качества материалов и дорожно-ремонтных работ. 6. Участие в работе комиссий по комплексному обследованию улично-дорожной сети, приемочных комиссий по приемке объектов в эксплуатацию после завершения дорожно-ремонтных работ. 7. Организация и проведение входного контроля качества и норм расхода противогололедных материалов, проверок условий хранения и отпуска противогололедных материалов с регулярным отбором проб и направлением их для исследования на соответствие требованиям природоохранного законодательства, государственных контрактов, ГОСТ и ТУ. С 2008 года при проведении мониторинга состояния дорог в опытном режиме осуществляется лабораторное обследование улично-дорожной сети с применением специализированных дорожных лабораторий, что в значительной степени повышает достоверность сведений о качестве дорожных работ. Однако если перейти от качественных показателей отдельных дорожных работ к показателям состояния улично-дорожной сети в целом, то необходимо отметить, что объем нерешенных задач в последние годы возрастает. Эксплуатационные показатели состояния улично-дорожной сети свидетельствуют о необходимости их существенного улучшения. Эта проблема не только комфортности и безопасности проезда, но и скорости доставки грузов, транспортных издержек, эффективности функционирования экономики в целом. В то же время дорожно-транспортная обстановка в городе Москве остается сложной, при этом отмечается несоответствие роста автомобильного парка протяженности и техническим параметрам улично-дорожной сети. На сегодняшний день в городе эксплуатируется более 3 млн. транспортных средств. Ежегодный прирост городского парка достигает 200 тыс. единиц. На 1000 жителей приходится около 300 автомобилей, кроме того, из-за пределов МКАД в город ежедневно пребывает от 480 до 550 тыс. автомобилей. Через 10 лет, учитывая устойчивую тенденцию увеличения, городской парк транспортных средств может возрасти до 5 млн. единиц. По улично-дорожной сети города в часы "пик" одновременно двигаются более 1 млн. автомобилей со средней скоростью в дневное время 24 км/час. При этом, когда число транспортных средств достигает 1,5 млн., движение значительно затрудняется, несмотря на то, что в настоящее время протяженность улиц и дорог составляет порядка 5000 км, в том числе магистральной - 1302 км, количество транспортных сооружений - 323 единиц (в том числе 69 мостов и 253 путепроводов и транспортных развязок). Плотность магистральной дорожной сети составляет 1,21 км/км кв. территории города, что в 1,8 раза ниже нормативной. Общий дефицит протяженности дорог составляет около 350 км. В свою очередь площадь дорожного покрытия в городе Москве составляет около 90 млн. кв. метров. При этом на ремонт и содержание улично-дорожной сети города Москвы в 2005 году было выделено 16,437 млрд. рублей, в 2006 году - 18,328 млрд. рублей, а в 2007 году - 21,489 млрд. рублей, что составляет более 40 % средств, выделенных федеральным бюджетом на содержание всей сети федеральных дорог. Таким образом, существующее состояние улично-дорожной сети и потребности национальной экономики требуют перехода на новый уровень понимания качества в дорожной отрасли, характеризуемый выдвижением на первый план не отдельных параметров дорожных работ, а показателей состояния улично-дорожной сети в целом. В существующем административном механизме управления качеством ремонта и содержания дорог в городе недостает одной весьма важной составляющей - системы оценки и учета фактического состояния улично-дорожной сети, выраженного через конкретные параметры - показатели качества. В настоящее время, как в целом по городу, так и в отдельности по государственным заказчикам система учета фактического состояния улично-дорожной сети требует серьезного совершенствования. К основным причинам, затрудняющим совершенствование указанной системы учета, следует отнести: - во-первых, до настоящего времени не существует нормативно-технического документа, определяющего параметры, по которым должно оцениваться качество состояния улично-дорожной сети мегаполиса; - во-вторых, на сегодняшний день не отработана технология проведения работ по измерению этих параметров, т.е. технология проведения диагностики улично-дорожной сети; - и, в-третьих, до сих пор не создан эффективный инструмент (информационная система) для ведения учета показателей измеренных параметров состояния улично-дорожной сети, позволяющий в электронном виде формировать и вести единую базу данных о техническом состоянии объектов городской улично-дорожной сети. Решение указанных трех проблем позволит получать наглядную оценку состояния улично-дорожной сети, выраженную в конкретных цифрах. Возможность сопоставления фактических показателей состояния улично-дорожной сети с нормативно установленными критериями ее оценки, позволит получить заключение о качестве содержания улично-дорожной сети и выводы об эффективности работы субъекта, ответственного за ее содержание. При этом наличие объективной информации о состоянии улично-дорожной сети обеспечит персональную ответственность конкретных должностных лиц за ненадлежащее содержание улично-дорожной сети, а также позволит сосредоточить ответственность за достижение результатов и эффективно воздействовать на процесс управления качеством улично-дорожной сети в городе. Раздел 3. Технические особенности содержания улично-дорожной сети города МосквыНа сегодняшний день требования к эксплуатационному состоянию дорог определяются ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", 1993 г. (далее - ГОСТ). Указанные в ГОСТе требования в большей степени подходят для загородных дорог, но не приемлемы для Москвы и других мегаполисов. Так, например, указанный ГОСТ допускает в весенний период для дорог 1-й категории наличие до 1,5 кв. метров разрушений на 1000 кв. метров дорог, что эквивалентно 20 разрушениям среднего размера (25×25 см), а для дорог III-й категории - 7,0 кв. м разрушений на 1000 кв. метров дорог, что эквивалентно 112 разрушениям. При средней ширине городских улиц - 15 метров, среднее расстояние между разрушениями в первом случае составит 3,5 метров, а во втором - 60 см. При этом ГОСТом установлен срок устранения разрушений от 5 до 10 суток. Для сравнения по результатам мониторинга московских дорог в весенний период 2008 года количество не отремонтированных разрушений, приведенное к единице площади, в среднем по городу составляло 8 разрушений на 100 тыс. кв. метров дорог, т.е. более чем в 800 раз меньше, чем этого требует ГОСТ, а устранение разрушений производилось в течение одних суток. Раздел 4. Основные задачи развития дорожно-ремонтной отраслиДля достижения уровня качественных показателей транспортно-эксплуатационного состояния объектов городской улично-дорожной сети, при котором будут обеспечиваться условия максимально комфортного передвижения транспорта и пешеходов необходимо решение ряда стратегических задач. 4.1. Создание единой системы планированияСистема планирования должна быть сориентирована на достижение целевых показателей транспортно-эксплуатационного состояния и развития улично-дорожной сети, результативности деятельности городских и окружных государственных организаций, ответственных за содержание и ремонт улично-дорожной сети, в том числе: 4.1.1. Формирование системы целевых показателей транспортно-эксплуатационного состояния и развития улично-дорожной сети, включающей показатели текущих и конечных результатов и использованных ресурсов. 4.1.2. Разработка методической базы, обеспечивающей возможности расчета и оценки целевых показателей транспортно-эксплуатационного состояния и развития улично-дорожной сети, результативности деятельности органов управления улично-дорожным хозяйством. 4.1.3. Совершенствование методологии и порядка формирования программ дорожных работ, ориентированных на достижение целевых показателей, на основе вариантного планирования программных мероприятий и планов деятельности органов управления улично-дорожным хозяйством в зависимости от установленного ресурсного и финансового обеспечения. 4.1.4. Разработка и внедрение методики определения требуемого уровня целевых показателей деятельности органов управления улично-дорожным хозяйством. 4.1.5. Разработка и утверждение Правительством Москвы нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание улично-дорожной сети и правил расчета размера ассигнований бюджета города Москвы на указанные цели. 4.2. Повышение эффективности использования бюджетных средств и государственного имуществаЭффективность использования бюджетных средств и государственного имущества должна быть обеспечена за счет: 4.2.1. Совершенствования процессов ценообразования в соответствии с категорией объектов улично-дорожной сети. 4.2.2. Формирование системы финансирования дорожного хозяйства на основе трехлетнего программно-целевого планирования. 4.2.3. Формирование расходов бюджета города Москвы на очередной финансовый год или плановый период на капитальный ремонт, ремонт и содержание улично-дорожной сети на основании нормативов финансовых затрат на указанные дорожные работы с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик улично-дорожной сети в соответствие с требованиями технических регламентов. 4.2.4. Долгосрочного (трехлетнего) характера договорных отношений. 4.2.5. Учета компенсации потерь стоимости объектов дорожного хозяйства в результате их текущего использования, в том числе с обеспечением выполнения принятых подрядными организациями гарантийных обязательств при проведении ремонтных работ. 4.3. Совершенствование системы инструментального контроля транспортно-эксплуатационного состояния объектов дорожного хозяйстваСовершенствование системы мониторинга транспортно-эксплуатационного состояния и развития улично-дорожной сети, внедрение системы контроля достигаемых результатов и мониторинга оценки эффективности управленческих решений, в том числе: 4.3.1. Проведение инвентаризации, паспортизации и диагностики дорог, улиц и искусственных сооружений с применением автоматизированной системы управления "Учет объектов Комплекса городского хозяйства", в том числе на предмет наличия объектов, обеспечивающих безбарьерную среду для маломобильных групп граждан. 4.3.2. Создание системы диагностики, включающей блок оценки и мониторинга транспортно-эксплуатационного состояния дорог, целевых показателей, качества дорожных работ, технических и технико-эксплуатационных показателей готовых сооружений, а также материалов, конструкций и изделий на всех этапах их жизненного цикла. При этом необходимо: - установить формы оценки соответствия нормативным требованиям; - повысить достоверность результатов мониторинга транспортно-эксплуатационного состояния за счет унификации методов определения технических параметров дорог и улиц; - разработать количественные критерии оценки потребительских характеристик улично-дорожной сети. 4.4. Совершенствование системы управления улично-дорожным хозяйствомСовершенствование системы управления улично-дорожным хозяйством, оптимизация состава органов управления улично-дорожным хозяйством, повышения их ответственности за результаты деятельности, реформирование кадровой политики, в том числе: 4.4.1. Проведение классификации (функциональной и технической) и идентификации дорог и улиц, перераспределение и закрепление дорог и улиц по уровням публичной власти в соответствии с особенностями территориального устройства города Москвы, а также действующими законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации. 4.4.2. Реформирование кадровой политики в улично-дорожном хозяйстве, ориентированной на привлечение квалифицированных кадров, стимулирующей профессиональную подготовку, повышение квалификации работников и уровня оплаты их труда. 4.4.3. Формирование информационно-аналитической системы в улично-дорожном хозяйстве, включающей в себя подсистемы получения (съема) информации, отраслевые базы данных, подсистемы обработки и передачи информации. 4.4.4. Разработка и внедрение управленческого учета, позволяющего планировать и распределять ресурсы по поставленным задачам, а также обеспечивать контроль за достижением результатов и определять персональную ответственность руководителей и должностных лиц за решение указанных задач. 4.4.5. Создание и последующий ввод в промышленную эксплуатацию автоматизированных систем управления "Учет объектов Комплекса городского хозяйства" и "Объединенная диспетчерская служба Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы". 4.5. Обеспечение безопасностиЗадача обеспечения безопасности дорожного движения, а также безопасности работников дорожно-ремонтной отрасли, принимающих непосредственное участие в процессе эксплуатации и ремонта улично-дорожной сети, включает: 4.5.1. Разработку проектов стандартов и нормативов, определяющих необходимые требования к качеству и безопасности улично-дорожных объектов, а также требования к безопасности проведения дорожных работ. 4.5.2. Создание в рамках проведения дорожно-ремонтных работ безопасных остановок городского общественного транспорта и пешеходных переходов. 4.5.3. Создание системы контроля за соблюдением заказчиками и подрядчиками норм по охране труда при производстве работ по эксплуатации и ремонту объектов улично-дорожной сети. 4.5.4. Создание системы сбора показателей по улично-дорожной сети, по дорожно-транспортным происшествиям (ДТП), совершению которых сопутствовали неудовлетворительные дорожные условия, по предприятиям дорожного хозяйства, по объемам выполнения и финансирования дорожных работ, по использованию полосы отвода. 4.5.5. Обязательное использование прогрессивных проектных решений и качественных материалов, увеличивающих долговечность дорожных объектов и продлевающих сроки эксплуатации улично-дорожной сети. 4.5.6. Усиление системы внутриведомственного технического контроля, развитие системы соответствия управления качеством дорожных работ международным стандартам. 4.6. Организация безбарьерной среды для маломобильных групп гражданС целью создания безбарьерной среды для маломобильных групп граждан на объектах улично-дорожной сети города Москвы необходимо: 4.6.1. Провести комплексный анализ мирового опыта создания безбарьерной среды для маломобильных групп граждан на объектах дорожного хозяйства, определив наиболее подходящие для города Москвы технические решения. 4.6.2. В рамках работ по капитальному ремонту улично-дорожной сети обеспечить в обязательном порядке проведение мероприятий по созданию безбарьерной среды для маломобильных групп граждан. Раздел 5. Механизмы развития дорожно-ремонтной отрасли5.1. Общие положенияАнализ комплекса вопросов, определяющих состояние дорожно-ремонтной отрасли, позволил выделить следующие виды деятельности (сгруппированные по направлениям решения проблем), правильная организация которых позволит обеспечить высокое качество содержания и ремонта объектов дорожного хозяйства: - создание Каталога нормативных, технических и методических документов, необходимых для эффективного проведения дорожных работ в городе Москве; - оценка соответствия и мониторинг транспортно-эксплуатационного состояния улично-дорожной сети; - создание высокоэффективных инструментов и средств планирования дорожно-ремонтных работ; - проектирование объектов улично-дорожной сети с учетом реальных транспортных нагрузок; - применение на объектах дорожного хозяйства только высококачественных материалов; - обеспечение высокого качества производства работ по ремонту и содержанию объектов; - создание на объектах улично-дорожной сети безбарьерной среды для маломобильных групп граждан; - повышение безопасности дорожного движения, в том числе обеспечение безопасности остановок городского общественного транспорта и пешеходных переходов; - метрологическое обеспечение; - кадровое обеспечение; - решение вопросов охраны труда; - сервис и охрана окружающей среды; - информационно-управляющие системы; - финансовое обеспечение. Развитие дорожно-ремонтной отрасли предлагается осуществить на основе: - реализации научных исследований; - внедрения современных технических и организационных решений и технологий; - внедрения программно-целевого планирования дорожно-ремонтных работ. 5.2. Обоснование использования программно-целевого метода для организации дорожно-ремонтных работПрограммно-целевой подход является альтернативой существующей системе организации ремонта и содержания улично-дорожной сети, основанной на сметном финансировании отдельных видов работ при отсутствии комплексного контроля качества работ и эксплуатационного состояния улично-дорожной сети в целом. Как показывает международный опыт развития различных производственных сфер, внедрение современных методологий, обеспечивающих качество, дает значимый экономический эффект и позволяет: - повысить производительность труда; - снизить себестоимость работ за счет: уменьшения объемов исправления брака, сокращения периода строительства объектов, более эффективного использования материалов и ресурсов; - повысить качество производимых работ и условий труда с одновременным повышением заработной платы; - повысить ответственность за выполнение дорожных работ; - достичь высокого уровня конкурентоспособности; - создать оптимальные условия для наиболее полного удовлетворения требований, запросов и ожиданий заказчиков и потребителей работ; - обеспечить безопасность дорожного движения и проведения дорожных работ. 5.3. Нормативное обеспечение развития дорожно-ремонтной отраслиВ целях развития существующей нормативно-технической базы по ремонту и содержанию дорог необходимо: 5.3.1. Осуществить анализ, отбор и унификацию технических документов на работы по городскому заказу, в том числе на проектирование, содержание, капитальный и текущий ремонт дорог, а также мониторинг технико-эксплуатационного состояния улично-дорожной сети, поскольку действующие технические документы не соответствуют современным эксплуатационным нагрузкам на улично-дорожную сеть мегаполисов, техническим требованиям и требованиям по безопасности. 5.3.2. Провести классификацию и категорирование дорог и улиц по функциональному и техническому признаку с учетом имеющихся аналогий на территории Российской Федерации, а также перераспределение и закрепление дорог и улиц по уровням публичной власти города Москвы. 5.3.3. В целях обеспечения единства информационного пространства города разработать и вести на постоянной основе каталог документов в сфере дорожно-ремонтной отрасли, регламентирующих требования к ремонту и содержанию улично-дорожной сети. 5.3.4. Обеспечить разработку новых и актуализацию действующих расценок по содержанию и ремонту улично-дорожной сети. 5.3.5. Разработать порядок проведения технической экспертизы документов, касающихся вопросов дорожного хозяйства, перед их внесением на рассмотрение в соответствующие органы государственной власти города Москвы и вышеуказанный каталог, в том числе обеспечивающий: - своевременное обновление действующих городских нормативных, технических и методических документов дорожного хозяйства путем внесения в них изменений, дополнений, а также, при необходимости, пересмотра и отмены устаревших положений; - разработку программ и планов проведения работ по стандартизации в дорожном хозяйстве города; - обеспечение широкого обсуждения разрабатываемых нормативных документов; - согласованность разработки ведомственных документов в дорожном хозяйстве, которые должны учитывать требования технических регламентов, международных и национальных стандартов. 5.3.6. Ввести единую систему контроля за качеством материалов и выполняемых работ с определением единой организации, отвечающей за мониторинг технико-эксплуатационного состояния улично-дорожной сети и проведение единой технической политики в данной области (ГУ "Мосдорэкспертнадзор"), в том числе на основе: - разработки и внедрения системы материального стимулирования всех участников дорожных работ за высокое качество; - введения в промышленную эксплуатацию автоматизированных систем управления "Учет объектов Комплекса городского хозяйства" и "Объединенная диспетчерская служба Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы" в соответствии с техническими заданиями, утвержденными в Управлении информатизации города Москвы и Департаменте жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы; - разработки рекомендуемых форм типовых договоров на основные виды дорожных работ, определяющие финансовую ответственность за несоблюдение обязательств по срокам и качеству выполняемых работ; - разработки количественных критериев финансовой ответственности подрядчика за некачественное выполнение работ в зависимости от величины отклонений от требований контрактной документации с внедрением элементов страхования рисков; - повышения требований к квалификации подрядчика и качества ранее выполненных им работ при проведении итогов торгов (аукционов); - определения функций, прав, обязанностей и ответственности организаций, осуществляющих оценку качества дорожных работ, в том числе технического надзора со стороны заказчика; - установления наиболее рациональных требований к безопасности и качеству продукции дорожного хозяйства. 5.4. Мероприятия по совершенствованию системы планированияВ целях совершенствования системы планирования работ и обеспечения качества подготовки проектно-сметной документации необходимо: 5.4.1. Обеспечить своевременную и достоверную оценку технических показателей дорожных работ, готовых сооружений, а также материалов, конструкций и изделий на всех этапах жизненного цикла, в том числе посредством: - установления форм оценки соответствия в дорожном хозяйстве; - выработки критериев оценки соответствия в зависимости от выбранной формы оценки соответствия; - разработки процедур и правил проведения работ по оценке соответствия; - повышения достоверности и объективности результатов мониторинга транспортно-эксплуатационного состояния за счет унификации методов определения технических параметров объектов улично-дорожной сети; - разработки количественных критериев оценки потребительских характеристик улично-дорожной сети; - развития и модернизации системы учета интенсивности движения и обеспечения доступности информации; - обеспечения мониторинга состояния дорожной разметки и выполнения гарантийных обязательств по срокам ее службы; - разработки методики мониторинга состояния объектов улично-дорожной сети с применением новых материалов, конструкций и технологий; - проведения учета подтопляемых участков объектов улично-дорожной сети города, в местах отсутствия дождеприемных устройств и ливневой канализации; - разработки системы оценки качества дорожных работ через динамику изменения транспортно-эксплуатационных показателей объектов улично-дорожной сети. 5.4.2. Обеспечить переход городских и окружных заказчиков на трехлетнее программно-целевое планирование дорожно-ремонтных работ, утвердив для каждого административного округа города Москвы трехлетние адресные производственные программы. 5.4.3. Осуществлять планирование дорожно-ремонтных работ исключительно на базе результатов мониторинга объектов улично-дорожной сети города, который должен осуществляться: - два раза в год (весной и осенью) - в обязательном порядке; - с привлечением специализированных дорожных лабораторий, обеспечивающих сбор объективной информации о состоянии объектов улично-дорожной сети города, причем собранная информация должна быть доступной, в том числе для автоматизированного анализа. Для реализации указанного порядка необходимо разработать систему показателей, комплексно характеризующих качество объектов городской улично-дорожной сети. Эти показатели должны характеризовать соответствие состояния объекта его назначению (магистральные улицы, улицы и дороги местного значения, площади и места массовых мероприятий, др.) и допустимые отклонения от средних показателей. 5.4.4. Осуществление перехода к планированию работ и разработке проектно-сметной документации на основании фактического состояния улично-дорожной сети, с учетом потребности в выполнении необходимых видов работ и применения материалов требуемого качества в соответствии с категориями объектов улично-дорожной сети. 5.4.5. Создание инструмента планирования и оптимизации дорожно-ремонтных работ на основе единой городской информационной системы формирования и ведения электронной базы данных о технико-эксплуатационном состоянии объектов улично-дорожной сети и выполненных ремонтах. При этом должна быть обеспечена интеграция указанной информационной системы в автоматизированную систему управления "Учет объектов Комплекса городского хозяйства", а также: - разработка программного обеспечения с возможностью графического отображения объектов улично-дорожной сети и показателей их технико-эксплуатационного состояния; - наполнение информационной системы; - ввод в промышленную эксплуатацию; - формирование и ведение базы данных на основе результатов диагностики состояния и сведений о выполненных ремонтах объектов улично-дорожной сети. 5.4.6. Использование при проектировании ремонта объектов улично-дорожной сети города современных отечественных и зарубежных технических решений, обеспечивающих высокий уровень безопасности участников дорожного движения, высокую долговечность и межремонтные сроки эксплуатации объектов, эффективное и оптимальное использование финансовых ресурсов. Основой для этого должны стать: - разработка конструкций дорожных одежд, отвечающих современным требованиям по безопасности и комфорту; - совершенствование норм проектирования объектов улично-дорожной сети с высокими потребительскими характеристиками; - разработка методов комплексной оценки эффективности различных вариантов проектных решений; - создание системы экспертизы проектов, направленной на комплексную оценку предлагаемых технических решений; - оптимальное применение современных перспективных материалов и технологий; - обеспечение проведения работ по авторскому и техническому надзору со стороны заказчика на объектах улично-дорожной сети города. 5.4.7. Создание системы координации производства работ по ремонту и реконструкции: дорог, трамвайных путей, автоматизированных систем управления движением (АСУД), подземных коммуникаций (включая работы по ремонту смотровых колодцев и закладке резервных труб), объектов озеленения с разработкой регламента взаимодействия соответствующих городских служб, в том числе для учета и обмена информацией о действующих АСУД в автоматизированных системах управления "Учет объектов Комплекса городского хозяйства" и "Объединенная диспетчерская служба Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы". 5.4.8. Создание механизма подготовки улично-дорожной сети (высвобождения от припаркованного автотранспорта) для производства дорожно-ремонтных работ. 5.5. Развитие системы обеспечения качества используемых материаловВ целях развития системы обеспечения качества используемых материалов необходимо: 5.5.1. Внедрение современных средств и методов операционного контроля качества дорожно-строительных материалов. 5.5.2. Организация контроля на объектах, как со стороны подрядчика, так и со стороны заказчика. 5.5.3. Переход к определению приведенной стоимости единицы покрытия с учетом стоимости его строительства, ремонтных и эксплуатационных работ в течение проектного срока службы и межремонтных сроков. 5.5.4. Совершенствование системы управления качеством производства асфальтобетонных смесей и дорожно-ремонтных работ: - повышение качества проектирования работ по капитальному ремонту дорог (определение требований, проведение экспертизы); - обязательное доведение результатов аттестации поставщиков щебня и битума (фирм-производителей и трейдеров с учетом объемов и ритмичности поставок, гарантий качества поставляемых материалов, уровня цен) и асфальтобетонных заводов до всех организаций-заказчиков; - создание для города Москвы собственных месторождений-карьеров щебня с примыкающими к ним железнодорожными ветками; - внесение соответствующих критериев о технических, технологических и качественных характеристиках асфальтобетонных смесей в конкурсную документацию или документацию об аукционе; - анализ причин низкой эффективности работы технадзора городских и окружных заказчиков с разработкой рекомендаций по ее повышению. 5.5.5. Создание механизма использования вторичного сырья (отфрезерованного асфальтобетона) при проведении дорожно-ремонтных работ. 5.6. Совершенствование системы контроля и управления качеством работВ целях совершенствования системы контроля и управления качеством работ необходимо: 5.6.1. Повысить уровень метрологического обеспечения за счет достижения требуемой точности измерений и обеспечения их достоверности путем: - обеспечения единства и требуемой точности измерений, повышения уровня и развития техники измерений; - разработки и внедрения современных методов и средств измерений, автоматизированного контрольно-измерительного оборудования, информационно-измерительных систем и комплексов, эталонов, применяемых для калибровки средств измерений; - создания специализированной городской метрологической службы с калибровочным центром; - метрологической аттестации средств измерений, проверки своевременности представления их на испытания в целях утверждения типа; - разработки методик выполнения измерений и испытаний; - проведения метрологической экспертизы технических заданий, проектной, конструкторской и технологической документации и других нормативных документов; - организации и проведения оценки соответствия компетентности (аттестации, аккредитации) испытательных подразделений; - разработки программ и планов проведения работ по метрологическому обеспечению в дорожном хозяйстве; - содействия развитию калибровки отраслевых средств измерений. 5.6.2. Усовершенствовать систему производства работ по комплексному содержанию объектов городской улично-дорожной сети с разработкой жесткой контрактной системы, основанной на нормативах, устанавливающих требования по качеству и лимиты финансирования работ по текущему ремонту и содержанию объектов улично-дорожной сети и механизм штрафных санкций и страхования рисков. 5.6.3. Для обеспечения объективности проведения работ по контролю качества: - разработать и широко внедрять современные оперативные методы контроля качества дорожно-строительных материалов и работ; - в обязательном порядке восстановить практику геодезического обеспечения производства и приемки работ при реконструкции и капитальном ремонте, ужесточить требования к наличию на всех объектах производства работ вне зависимости от их значимости технологических карт, схем укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси, план-графиков поставки асфальтобетонной смеси (разработка технологических регламентов по конкретным объектам и видам работ); - широко использовать методы межлабораторных сравнительных испытаний, обеспечивающие получение объективной и достоверной информации о компетентности испытательных лабораторий и степени обеспечения единства результатов контроля; - разработать современные методики оценки качества дорожно-строительных работ; - организовать независимый контроль качества и приемку дорожных работ с разделением ответственности между участниками дорожных работ. 5.6.4. Для сокращения плеча пробега уборочной техники: - разработать схему размещения дорожно-эксплуатационных комплексов, дорожно-эксплуатационных участков на территории всех районов города Москвы (в непосредственной близости от убираемых территорий); - на основании разработанной схемы приобрести в собственность города Москвы земельные участки и здания, которые могут быть использованы под дорожно-эксплуатационные комплексы или дорожно-эксплуатационные участки (для размещения дорожных рабочих, средств малой механизации, уборочной техники и т.д.). 5.6.5. Стимулировать внедрение в организациях системы менеджмента качества и с целью перехода к обеспечению качества. Переход от контроля качества к его обеспечению возможен на основе комплексного анализа качества в дорожном хозяйстве, выделения ключевых направлений деятельности, приоритетов и планирования целевых мероприятий. Такой подход позволит существенно повысить прозрачность механизма деятельности в сфере дорожного хозяйства, оценить его эффективность на основе показателей, связанных с транспортно-эксплуатационным состоянием объектов улично-дорожной сети города. 5.6.6. Разработать положения, регламентирующие деятельность технического надзора, научного сопровождения, а также авторского надзора за выполнением работ. 5.7. Внедрение новых технологий по ремонту и содержанию дорог, повышение квалификации персоналаВ целях стимулирования внедрения новых технологий по ремонту и содержанию дорог, повышения квалификации персонала необходимо: 5.7.1. Создание открытого банка технологий по ремонту и содержанию дорог с учетом передового отечественного и зарубежного опыта. 5.7.2. Использование новейших образцов техники и технических средств для проведения дорожно-ремонтных работ. 5.7.3. Расширение инфраструктуры рынка дорожно-ремонтных работ путем: - создания отраслевого центра внедрения новых технологий; - повышения уровня оснащенности предприятий, посредством изменения объемов и схем финансирования соответствующих работ не только на период экспериментальных испытаний и внедрения, но и на послевнедренческий период в рамках вновь разработанного плана внедрения новой техники; - разработки городских требований к молодым специалистам с высшим образованием с введением (по согласованию) соответствующих элективных дисциплин на старших курсах высших учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов для дорожной отрасли, с гарантией их распределения; - развития среднего профессионального дорожного образования с учетом специфики мегаполиса на основе актуализации содержания и повышения качества профессиональной подготовки на всех уровнях образования вплоть до специализации по городским дорогам для нужд города; - изменения требований к программам повышения квалификации специалистов и дорожных рабочих; - установления уровня квалификационных требований для разных категорий работников дорожной отрасли и методов их достижения. 5.8. Мероприятия по обеспечению безопасностиВ целях повышения безопасности дорожного движения при проведении дорожно-ремонтных работ необходимо: 5.8.1. Разработать комплекс мероприятий по повышению безопасности движения транспортных средств и пешеходов. 5.8.2. Обеспечить маршрутное ориентирование в процессе работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию объектов улично-дорожной сети. 5.8.3. Разработать систему по обеспечению безопасности труда при производстве работ на улично-дорожной сети. 5.8.4. Подготовить предложения о внесении в Кодекс города Москвы об административных правонарушениях изменений в части усиления ответственности за создание помех уличному движению, загрязнение окружающей среды при стоянке автотранспортных средств на газонах, использование дворовых территорий и местных проездов и улиц для отстоя грузовых автомобилей и автобусов вне зависимости от формы собственности на транспортные средства. 5.8.5. Обеспечить объективную оценку качества и технико-эксплуатационного состояния объектов улично-дорожной сети. 5.8.6. Включить мероприятия по обеспечению безопасности пешеходных переходов и остановок городского общественного транспорта в проектно-сметную документацию на капитальный ремонт объектов дорожного хозяйства. 5.9. Мероприятия по организации безбарьерной среды для маломобильных групп гражданДля создания безбарьерной среды для маломобильных групп граждан необходимо: 5.9.1. Провести инвентаризацию всех объектов дорожного хозяйства города Москвы на предмет наличия объектов, обеспечивающих безбарьерную среду. 5.9.2. В обязательном порядке обеспечить включение мероприятий по созданию безбарьерной среды (понижение ботового камня, создание сходов, модульных конструкций и т.д.) в проектно-сметную документацию на капитальный ремонт объектов дорожного хозяйства. Раздел 6. Показатели эффективности реализации КонцепцииС целью определения эффективности мероприятий по реализации Концепции следует использовать следующие целевые показатели (индикаторы): 6.1. Увеличение межремонтных сроков паспортизированных участков улично-дорожной сети города Москвы. 6.2. Рост удовлетворенности граждан качеством эксплуатации и ремонта улично-дорожной сети города Москвы, определенный по репрезентативной выборке. 6.3. Увеличение числа квалифицированных (имеющих соответствующее образование) специалистов на всех уровнях организации и производства работ по содержанию и ремонту улично-дорожной сети города Москвы. 6.4. Ежегодное сокращение количества ДТП, совершению которых сопутствовали неудовлетворительные дорожные условия, по отношению к показателям предыдущего года. 6.5. Сокращение травмирования работников дорожно-ремонтной отрасли из-за ненадлежащего обеспечения безопасных условий труда. 6.6. Сокращение доли региональных (муниципальных) дорог в городе Москве, не отвечающих нормативным требованиям. Раздел 7. Ожидаемые результатыВ результате реализации Концепции планируется: 7.1. Создать комплекс нормативных и технических документов, удовлетворяющих современным требованиям технико-эксплуатационного состояния улично-дорожной сети мегаполисов. 7.2. Сформировать систему комплексной организации ремонта и содержания улично-дорожной сети. 7.3. Повысить качество производства работ и срок службы объектов улично-дорожной сети. 7.4. Создать безбарьерную среду для маломобильных групп граждан на объектах улично-дорожного хозяйства. 7.5. Обеспечить безопасность пешеходных переходов и остановок общественного городского транспорта в городе Москве. 7.6. Создать эффективную систему контроля качества дорожных ремонтных работ. 7.7. Повысить квалификацию работников дорожно-ремонтных служб. 7.8. Создать систему оперативного мониторинга состояния улично-дорожной сети. 7.9. Увеличить эффективность бюджетных расходов на ремонт и содержание улично-дорожной сети. 7.10. Повысить безопасность и комфорт участников дорожного движения. 7.11. Увеличить эффективность транспортной инфраструктуры города, обеспечив ослабление инфраструктурных ограничений экономического роста. 7.12. Повысить привлекательность города для инвесторов и туристов.
|