Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека от 3 декабря 2008 г. № 01/14303-8-32 Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека направляет для использования в работе рекомендации по применению федеральных законов от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании", от 12.06.2008 г. № 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию", от 24.06.2008 г. № 90-ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию". Прошу организовать изучение рекомендаций и до 10 декабря 2008 г. направить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека свои предложения и замечания по существу затрагиваемых вопросов и подходов к формированию административной практики выявления и пресечения нарушений обязательных требований технических регламентов.
Приложение Рекомендации по применению технических регламентов при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей 1. Вопросы организации мероприятий по контролю соблюдения требований технических регламентовМероприятия по контролю в целях осуществления государственного контроля (надзора) соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований технических регламентов проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) с учетом требований, установленных: - Федеральным законом "О техническом регулировании" (ст. 32 - 34, ст. 39, ст. 40); - Федеральным законом "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" (ст. 18, ч. 3 ст. 19, ч. 3 ст. 24, ст. 27, ст. 28), - Федеральным законом "Технический регламент на масложировую продукцию" (ст. 25, ст. 26). Основанием для проведения внепланового мероприятия по контролю соблюдения требований технических регламентов является факт получения Роспотребнадзором или его территориальным органом информации о несоответствии продукции, выпущенной в обращение, требованиям технических регламентов. Источниками поступления информации могут являться: 1. Изготовитель продукции; 2. Продавец продукции; 3. Лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя продукции; 4. Иные лица, кроме указанных в пунктах 1 - 3, в т.ч. граждане, юридические лица, индивидуальные предприниматели, государственные или муниципальные органы власти; 5. Результаты мероприятия по контролю. При оформлении распоряжения о проведении мероприятия по контролю следует строго руководствоваться требованиями статьи 7 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" и Административного регламента, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 19.10.2007 № 658. При получении информации о несоответствии выпущенной в обращение продукции требованиям технических регламентов следует обратить внимание на сроки передачи такой информации, установленные ст. 37 ФЗ "О техническом регулировании". В нижеследующей таблице указаны сроки с момента получения тем или иным лицом информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов:
2. Осуществление действий, направленных на достижение целей мероприятия по контролю2.1. При проведении проверки информации о несоответствии выпущенной в обращение продукции требованиям технических регламентов должностным лицам, уполномоченным провести мероприятия по контролю, в первую очередь следует потребовать от продавца такой продукции предъявления документов, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов (сертификат соответствия или декларация о соответствии), или их копии (см. ст. 34 ФЗ "О техническом регулировании"). При этом следует обращать внимание на: - дату выпуска молока и молочной продукции, а также масложировой продукции в обращение, - дату выдачи сертификата соответствия или декларации о соответствии на такую продукцию. Это важно учитывать в связи с тем, что в соответствии с частью 3 статьи 43 ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" со дня вступления в силу данного Закона (т.е. с 17 декабря 2008 года) молоко и молочная продукция, выпущенные после 16 декабря 2008 года в обращение на территории Российской Федерации, подлежат обязательному подтверждению соответствия в порядке, установленном данным Законом. Т.е. не допускается нахождение в обращении молока и молочной продукции (выпущенных в обращение с 17 декабря 2008 года) без сертификата соответствия или декларации о соответствии требованиям ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию". В соответствии же с частью 1 ст. 28 ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию" сертификат соответствия и декларация о соответствии на масложировую продукцию, выданные до дня вступления в силу данного Закона (т.е. до 29 декабря 2008 года) действуют до окончания сроков действия такого сертификата (декларации). Также и масложировая продукция, изготовленная или импортированная до 29 декабря 2008 года, допускается к выпуску в обращение в течение сроков ее годности или хранения. Таким образом, с 29 декабря 2008 года не допускается к выпуску в обращение масложировая продукция, изготовленная или импортированная без сертификата соответствия или декларации о соответствии требованиям ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию". 2.2. Результаты проверки документов, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов, могут повлечь следующие последствия: 1. В случае отсутствия декларации о соответствии или сертификата соответствия при продаже продукции (т.е. в месте ее продажи) наступает административная ответственность, предусмотренная частью 2 статьи 14.4 КоАП, в соответствии с которой возможно применение дополнительного наказания в виде конфискации этой продукции (применяется судом). До применения административного наказания, предусмотренного указанной нормой КоАП, лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу, следует выдать предписание об устранении выявленного нарушения требований технических регламентов и о представлении отсутствующих на момент проверки документов, подтверждающих соответствие реализуемой продукции техническим регламентам, в установленный срок. В случае неисполнения такого предписания в установленный срок, виновное лицо подлежит административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.5 КоАП. Кроме того, частью 1 статьи 19.19 КоАП, предусмотрена административная ответственность за уклонение от представления документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора). В данном случае правонарушение состоит в намеренном неисполнении продавцом требований, предписанных ему уполномоченным должностным лицом. 2. В случае предъявления продавцом декларации о соответствии или сертификата соответствия продукции должностное лицо приступает к проведению оценки соответствия продукции обязательным требованиям технических регламентов путем ее идентификации. Целями идентификации молока и продуктов его переработки в соответствии с частью 1 статьи 24 ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" являются: - отнесение молока и продуктов его переработки к сфере применения ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию"; - установление соответствия молока и продуктов его переработки, в том числе их наименований и идентификационных показателей, требованиям Технического регламента на молоко и молочную продукцию; - установление соответствия молока и продуктов его переработки сведениям, содержащимся в информации для потребителей, декларации о соответствии или сертификате соответствия, предоставленных изготовителем или продавцом. Для достижения этих целей статьей 25 ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" предусмотрены процедуры идентификации, в том числе: 1) экспертиза документов, в соответствии с которыми произведен конкретный продукт. Если такая экспертиза проводится в целях установления соответствия конкретного продукта виду, конкретной партии, подтверждения однородности партии этого продукта, то такая экспертиза осуществляется посредством: - исследования сопроводительных документов; - исследования соответствия сопроводительных документов маркировке на потребительской упаковке и транспортной таре, внешнему виду идентифицируемого продукта и упаковки; 2) испытания (исследования) молочной продукции (конкретного продукта) в аккредитованных испытательных лабораториях (центрах), в том числе в случаях: - недостаточности или недостоверности информации, полученной при экспертизе документов; - если соответствие молока и продуктов его переработки требованиям Технического регламента на молоко и молочную продукцию подтверждено; - при необходимости подтверждения факта фальсификации молока и продуктов его переработки; 3) экспертиза документов, в соответствии с которыми произведен конкретный продукт, и результатов испытания этого продукта. При осуществлении мероприятия по контролю на первом этапе оценки соответствия молочной продукции требованиям технических регламентов осуществляется первая из перечисленных выше процедур, т.е. в первую очередь проводится экспертиза документов, в соответствии с которыми произведен конкретный продукт. Переход к процедурам, указанным в пунктах 2 и 3, осуществляется при получении (подтверждении) информации о несоответствии идентифицируемой продукции требованиям ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию". В процессе идентификации молока и продуктов его переработки используются сведения, указанные в следующих статьях ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию": - статья 2, устанавливающая перечень объектов технического регулирования; - статья 4, определяющая понятия (молока, продуктов его переработки и др.); - статья 14, определяющая понятия продуктов детского питания; - статья 26, устанавливающая показатели идентификации молока и продуктов его переработки. Показатели идентификации молока и продуктов его переработки содержатся в приложениях №№ 9 - 14 к ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию". В ходе оценки идентификационных показателей могут использоваться описания молока и продуктов его переработки, содержащиеся в: - нормативных документах федеральных органов исполнительной власти; - международных стандартах; - национальных стандартах; - стандартах организаций; - сопроводительных документах на эти продукты; - договорах поставок на эти продукты; - контрактах на эти продукты; - спецификациях на эти продукты; - информации на этикетках потребительских упаковок; - других содержащих описание этих продуктов документах. Признаками фальсификации молока и продуктов его переработки в соответствии с частью 2 ст. 24 ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" являются: - содержащаяся в сопровождающих документах и на этикетках информация о продукции не соответствует наименованиям и (или) показателям идентификации, установленным Техническим регламентом на молоко и молочную продукцию; - содержащаяся в сопровождающих документах и на этикетках информация о продукции является недостоверной. Фальсифицированные молоко и продукты его переработки подлежат принудительному отзыву по решению суда. До принятия судом решения о принудительном отзыве фальсифицированных молока и продуктов его переработки должностным лицам Роспотребнадзора следует принимать в установленном порядке меры по: - приостановлению производства и реализации фальсифицированных молока и продуктов его переработки путем выдачи соответствующего предписания (см. ст. 18 ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию"); - информированию потребителей о приостановлении производства и реализации фальсифицированных молока и продуктов его переработки (через СМИ, а также с привлечением изготовителя и (или) продавца). Целями идентификации масложировой продукции в соответствии со ст. 4 ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию" являются: 1) установления принадлежности продукции к сфере действия ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию"; 2) предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей; 3) отнесение процессов производства, хранения и перевозки масложировой продукции, указанной в ст. 2, к сфере действия ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию". В соответствии с частями 5 - 7 статьи 25 ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию" государственный контроль (надзор) проводится в формах: 1) визуального контроля; 2) инструментального контроля. При проведении визуального контроля проверяются наличие маркировки масложировой продукции и ее соответствие требованиям ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию". При проведении инструментального контроля с помощью средств измерений устанавливается соответствие масложировой продукции требованиям ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию" путем отбора образцов для проведения исследований масложировой продукции как на месте проведения государственного контроля (надзора), так и вне его. Статьей 4 ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию" предусмотрены следующие способы идентификации масложировой продукции (в зависимости от поставленных целей): 1) В целях установления принадлежности продукции к сфере действия ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию": - визуальное сравнение наименования масложировой продукции, указанного на упаковке, с наименованием, установленным ст. 2, - для продукции в потребительской упаковке; - визуальное сравнение наименования масложировой продукции, указанного в документе, подтверждающем переход права собственности на продукцию, с наименованием, установленным ст. 2, - для продукции в не потребительской упаковке; - визуальное сравнение наименования масложировой продукции, указанного в информации изготовителя или продавца, с наименованием, установленным ст. 2, - для продукции, изготавливаемой в личных подсобных хозяйствах. 2) В целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей: - установление соответствия идентифицируемой продукции признакам, установленным ст. 3; - установление соответствия идентифицируемой продукции информации, указанной в маркировке и (или) документе, подтверждающем переход права собственности на продукцию, или информации изготовителя или продавца, - для продукции, изготавливаемой в личных подсобных хозяйствах. 3) В целях отнесения процессов производства, хранения и перевозки масложировой продукции, указанной в ст. 2, к сфере действия ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию": - установление, что данные процессы обеспечивают производство, хранение и перевозку масложировой продукции, указанной в ст. 2, в соответствии с требованиями, установленными статьями 9 - 20 ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию". 2.3. Оформление сведений, полученных по результатам оценки соответствия (идентификации) продукции обязательным требованиям ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" и ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию", осуществляется в соответствии с требованиями, установленными ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Уполномоченное должностное лицо территориального органа Роспотребнадзора, при наличии к тому оснований, принимает меры административного воздействия в пределах полномочий, предусмотренных законодательством. При получении информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов законодательством в области технического регулирования предусмотрено исполнение федеральными органами государственного контроля (надзора) и их должностными лицами следующих полномочий (см. таблицу).
3. Исполнение отдельных полномочий3.1. Приостановление производства и (или) реализации продукции, несоответствующей требованиям технических регламентов Статьей 18 ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" предусмотрено принятие мер по приостановлению производства и (или) реализации продуктов переработки молока. Решение по приостановлению производства и (или) реализации таких продуктов принимают: - изготовители данных продуктов; - продавцы данных продуктов; - Роспотребнадзор; - суд. Изготовители и продавцы продуктов переработки молока могут самостоятельно приостановить производство и (или) реализацию продуктов, несоответствующих установленным требованиям. В соответствии со статьей 19 Федерального закона "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" не соответствующие его требованиям продукты подлежат утилизации. Утилизация осуществляется изготовителем или продавцом этих продуктов способом, согласованным с соответствующим федеральным органом исполнительной власти (в т.ч. Роспотребнадзором) в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 29.09.1994 № 1263. Если изготовители или продавцы не принимают вышеназванные меры своевременно, то приостановление применяется в административном порядке Роспотребнадзором на основании получения соответствующей информации. Роспотребнадзор принимает решение о приостановлении производства и реализации продуктов переработки молока в форме предписания, выдаваемого изготовителю или продавцу таких продуктов. При этом Федеральный закон допускает два вида выдаваемых предписаний: - о приостановлении реализации продуктов переработки молока; - о приостановлении производства и реализации продуктов переработки молока. В связи с тем, что вышеназванные предписания отличаются от предписаний об устранении выявленных нарушений, следует разработать соответствующие бланки предписаний. Выдача таких предписаний является правом должностных лиц Роспотребнадзора, таким образом, решение вопроса о приостановлении производства и (или) реализации должностные лица Роспотребнадзора вправе передать и на усмотрение суда. Для выдачи предписания о приостановлении реализации продуктов переработки молока необходимо только одно основание, а именно получение Роспотребнадзором информации о несоответствии продуктов переработки молока требованиям Федерального закона "Технический регламент на молоко и молочную продукцию". В связи с этим, выдавать такое предписание допустимо до начала проведения изготовителем проверки достоверности информации о несоответствии продуктов. Это не соответствует правилам, предусмотренным частью 1 статьи 38 Федерального закона "О техническом регулировании", но в данном случае применимы нормы Федерального закона "Технический регламент на молоко и молочную продукцию", а не Федерального закона "О техническом регулировании". Для выдачи предписания о приостановлении производства и реализации продуктов переработки молока необходимо наличие фактов: - подтверждающих несоответствие продуктов требованиям законодательства РФ в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, законодательства РФ о защите прав потребителей и Федерального закона "Технический регламент на молоко и молочную продукцию"; - подтверждающих, что продукты представляют угрозу здоровью и жизни граждан, их имуществу, окружающей среде. Таким образом, выдача продавцу предписания о приостановлении реализации продуктов, может стать первым шагом к тому, чтобы направить предписание о приостановлении производства и реализации изготовителю такой продукции. На первом этапе одновременно с выдачей предписания о приостановлении реализации продуктов решается вопрос о направлении образцов этих продуктов в аккредитованную испытательную лабораторию (центр) в целях проведения испытаний этих продуктов. Срок, необходимый для получения протокола испытаний, одновременно является сроком приостановления реализации соответствующих продуктов переработки молока и должен быть указан в предписании. В связи с этим, день получения протокола испытаний является последним днем действия предписания даже в том случае, если срок, указанный в предписании не истек. Если же указанный в предписании срок истек до получения протокола испытания, такой срок подлежит продлению. На следующем этапе, т.е. после поступления протокола испытаний, территориальный орган Роспотребнадзора, при наличии к тому оснований, принимает решение о принудительном отзыве продукции. 3.2. Решение о принудительном отзыве продукции (ст. 40 ФЗ "О техническом регулировании") принимается в случаях: 1. Невыполнения предписания о разработке изготовителем (продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) программы мероприятий по предотвращению причинения вреда; 2. Невыполнения программы мероприятий по предотвращению причинения вреда. Решение о принудительном отзыве продукции является обоснованным, если результаты испытаний подтверждают несоответствие образцов продуктов требованиям технических регламентов. Такое решение вправе принимать орган государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией в форме иска о принудительном отзыве продукции, направляемом в суд по правилам соответствующего судопроизводства. В состав передаваемых в суд материалов следует включить: - собственно исковое заявление с обоснованием требования о принудительном отзыве продукции; - предписание о разработке программы мероприятий по предотвращению причинения вреда, - материалы по результатам мероприятия по контролю, включая доказательства неисполнения предписания о разработке программы мероприятий по предотвращению причинения вреда или невыполнение этой программы; - другие доказательства, необходимые для обоснования требований истца. В случае удовлетворения иска о принудительном отзыве продукции суд обязывает ответчика совершить определенные действия, связанные с отзывом продукции, в установленный судом срок, а также довести решение суда не позднее одного месяца со дня его вступления в законную силу до сведения приобретателей через средства массовой информации или иным способом. Принудительно отозванные решением суда продукты переработки молока подлежат утилизации на основании постановления федерального органа исполнительной власти об утилизации. Если такое постановление было вынесено территориальным органом Роспотребнадзора, то данный орган обязан осуществить контроль за утилизацией (часть 3 ст. 19). В случае неисполнения ответчиком решения суда в установленный срок исполнение решения суда осуществляется в принудительном порядке, установленном ФЗ "Об исполнительном производстве". При этом Роспотребнадзор вправе информировать приобретателей через средства массовой информации о принудительном отзыве продукции. 3.3. Уголовная ответственность При исполнении полномочий по привлечению виновных в совершении правонарушений в области технического регулирования лиц к ответственности, в обязательном порядке следует учитывать, исходя из оценки наступивших последствий совершенного правонарушения, наличие оснований для привлечения указанных лиц к уголовной ответственности, предусмотренной статьей 238 Уголовного кодекса Российской Федерации. Части 1 статьи 238 УК РФ указанной статьи установлена уголовная ответственность - за производство, хранение или перевозку в целях сбыта либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, а равно неправомерную выдачу или использование официального документа, удостоверяющего соответствие указанных товаров, работ или услуг требованиям безопасности. В части 2 статьи 238 УК РФ - за те же деяния, которые указаны в части 1, но при этом, если они: а) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; в) совершены в отношении товаров, работ или услуг, предназначенных для детей в возрасте до шести лет; г) повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека. В части 3 статьи 238 УК РФ - за деяния, предусмотренные частями 1 или 2 данной статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц. Материалы по данным фактам передаются в правоохранительные органы по правилам, установленным Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
4. Соотношение требований к порядку принятия мер административного воздействия, предусмотренных законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, с требованиями, установленными законодательством в области технического регулирования.В соответствии со статьей 33 ФЗ "О техническом регулировании" объектами государственного контроля (надзора) за соблюдением требований в области технического регулирования являются: - требования технических регламентов к продукции на стадии ее обращения; - требования технических регламентов к процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, связанные с требованиями к продукции. В отношении Роспотребнадзора действующим Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 322, функция надзора за соблюдением требований именно технических регламентов отдельно не установлена. Не упоминаются технические регламенты в Федеральном законе "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (статьи 1 и 3), а также в Положении о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании. Однако федеральные законы "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" (ст. 28) и "Технический регламент на масложировую продукцию" (часть 4 ст. 25) решают данную проблему путем прямого соотношения объекта государственного контроля (надзора) за соблюдением требований к объекту технического регулирования с государственным органом, уполномоченным осуществлять такой контроль (надзор). Исходя из этого, Роспотребнадзор наделен функциями осуществлять государственный контроль (надзор) в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и на потребительском рынке, в том числе контроль (надзор) соблюдения требований технических регламентов, в той их части, которая регулирует вышеперечисленные области правоотношений.
5. Квалификация административных правонарушенийНарушение требований технических регламентов влечет для лиц, допустивших такие нарушения, ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Назначение административных наказаний осуществляется в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП). КоАП в описательной части статьей, относящихся к компетенции должностных лиц Службы (как в целях рассмотрения дел об административных правонарушениях, так и в целях составления соответствующих протоколов), новеллы законодательства не отражает: такое понятие, как "технический регламент" - не используется. В связи с этим возникает затруднение в применении административных санкций к лицам, допустившим нарушения технических регламентов. Необходимость внесения соответствующих поправок в КоАП очевидна. Но в настоящее время, т.е. до внесения изменений в КоАП, в случаях выявления нарушений требований технических регламентов предлагаем ориентироваться на следующие статьи КоАП: 1. По Федеральному закону "Технический регламент на молоко и молочную продукцию":
2. По Федеральному закону "Технический регламент на масложировую продукцию":
______________ * Требуется внесение соответствующих дополнений в Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании в части соотношения санитарно-эпидемиологических требований с техническими регламентами. ** См. сноску № 1. *** См. сноску № 1.
|