ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАДЗОР РОССИИ ПО ЯДЕРНОЙ И РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (ГОСАТОМНАДЗОР РОССИИ)
РУКОВОДЯЩИЕ ДОКУМЕНТЫ
ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРОВЕРКЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИНСПЕКЦИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ОБЪЕКТОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ
УТВЕРЖДЕНА Приказом начальника Госатомнадзора России от 20 декабря 2002 г. № 127
ВВЕДЕНА В ДЕЙСТВИЕ с 1 марта 2003 г.
РД-08-27-2002
Содержание
I. Общие положения1. Инструкция по проверке подразделений ведомственной охраны при проведении инспекций физической защиты объектов использования атомной энергии (далее - Инструкция) разработана в соответствии с федеральными законами "Об использовании атомной энергии", "О ведомственной охране", "Об оружии", постановлениями Правительства Российской Федерации от 7 марта 1997 г. № 264 "Об утверждении Правил физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов", от 12 июля 2000 г. № 514 "Об организации ведомственной охраны", от 30 декабря 1999 г. № 1436 "О специальных средствах и огнестрельном оружии, используемых ведомственной охраной", от 26 января 2000 г. № 73 "Об утверждении правил приобретения, хранения, учета, ремонта и уничтожения специальных средств, используемых работниками ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее создание", от 22 февраля 2001 г. №139 "Об утверждении Положения о ведомственной охране Министерства Российской Федерации по атомной энергии", от 19 марта 2001 г. № 198 "Об утверждении Положения о ведомственной охране Российского агентства по судостроению", Правилами физической защиты радиационных источников, пунктов хранения, радиоактивных веществ (НП-034-01), Положением об организации государственного надзора за безопасностью при использовании атомной энергии (РД-03-43-98), а также нормативными актами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих управление использованием атомной энергией и организующих физическую защиту ядерных установок, радиационных источников, ядерных материалов, радиоактивных веществ, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ. 2. Инструкция определяет порядок и объем проверки должностными лицами Госатомнадзора России деятельности подразделений ведомственной охраны при проведении инспекций физической защиты объектов использования атомной энергии (далее - ОИАЭ). Инструкция определяет также взаимоотношения должностных лиц Госатомнадзора России с подразделениями ведомственной охраны и полномочными представителями ОИАЭ при проверке деятельности подразделений ведомственной охраны. 3. Требования Инструкции обязательны для специалистов структурных подразделений центрального аппарата Госатомнадзора России и его межрегиональных территориальных округов, к компетенции которых относятся вопросы организации и осуществления государственного надзора за обеспечением физической защиты ОИАЭ. 4. Проверка деятельности подразделений ведомственной охраны является составной частью комплексных, целевых и оперативных инспекций физической защиты ОИАЭ. В процессе указанных инспекций подразделения ведомственной охраны в зависимости от решения должностного лица, назначившего инспекцию, могут проверяться по всем направлениям, указанным в п. 13 Инструкции, или по определенной части этих направлений. 5. Организационные вопросы проведения инспекций физической защиты ОИАЭ, в том числе с проверкой деятельности подразделений ведомственной охраны, определяются Положением о проведении целевой инспекции физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов (РД-08-12-97), Положением о надзоре за обеспечением физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов (РД-08-15-98), Методическими указаниями по осуществлению надзора за обеспечением физической защиты радиационных источников, радиоактивных веществ, пунктов хранения радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов (РД-08-21-2000), Типовой программой инспекции физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов (РД-08-20-2000) с учетом требований Положения об организации государственного надзора за безопасностью при использовании атомной энергии (РД-03-43-98). 6. Основной целью проверки деятельности подразделений ведомственной охраны является определение соответствия организации и практики их деятельности требованиям нормативных правовых актов федерального уровня, регламентирующих вопросы физической защиты ОИАЭ, а также способности указанных подразделений к выполнению задач по своему предназначению. 7. Все проверки деятельности подразделений ведомственной охраны и иные связанные с ними действия инспектирующих лиц должны проводиться в присутствии ответственных представителей службы безопасности инспектируемого ОИАЭ, а при необходимости, представителей структурного подразделения центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление использованием атомной энергии, или органа управления ведомственной охраной. 8. При проведении проверки деятельности подразделений ведомственной охраны нельзя оставлять без внимания обнаруженные нарушения по вопросам: а) находящимся в компетенции Госатомнадзора России, но не включенным в программу проведения проверки; б) находящимся в компетенции других федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии. В первом случае оформляются в установленном порядке предписания об устранении обнаруженных недостатков, во втором - об обнаруженных нарушениях уведомляется соответствующий орган государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии. II. Направления проверки деятельности подразделений ведомственной охраны9. Устанавливаются следующие направления проверки деятельности подразделений ведомственной охраны: - организационное обеспечение деятельности подразделений ведомственной охраны; - укомплектованность подразделений ведомственной охраны работниками и обеспеченность этих подразделений огнестрельным оружием и боеприпасами, специальными средствами, средствами связи и транспорта, их соответствие установленным нормам обеспечения; - организация подбора, медицинского освидетельствования, профессиональной подготовки, прохождения периодической аттестации и порядок допуска к выполнению служебных обязанностей работников подразделений ведомственной охраны; - организация и несение караульной службы; - работа бюро пропусков и уровень знаний работниками подразделений ведомственной охраны должностных обязанностей, требований организационно-распорядительных документов по обеспечению охраны ОИАЭ в штатных и чрезвычайных ситуациях и их практическое выполнения; - работоспособность инженерно-технических средств физической защиты, находящихся в ведении подразделений ведомственной охраны; - управление подразделениями ведомственной охраной и их практическими действиями по установленному сигналу; - результаты ведомственного и объектового контроля деятельности подразделений ведомственной охраны. Вопросы, подлежащие проверке по каждому из перечисленных направлений, определены в главах III, IV, V, VI, VII, VIII, IX, X Инструкции. III. Вопросы, подлежащие проверке по направлению "Организационное обеспечение деятельности подразделений ведомственной охраны"10. Проверке подлежат: а) обеспеченность ОИАЭ нормативными правовыми актами федерального уровня и ведомственными организационно-распорядительными документами, регламентирующими вопросы деятельности подразделений ведомственной охраны (перечень соответствующих нормативных правовых актов федерального уровня приведен в приложении к Инструкции); б) наличие внутриобъектовых организационно-распорядительных документов по организации и осуществлению физической защиты ОИАЭ, в части деятельности подразделений ведомственной охраны: - положения о пропускном режиме и о разрешительной системе допуска и доступа к ядерным материалам, ядерным установкам и пунктам хранения ядерных материалов; - плана охраны и обороны ядерно-опасного объекта; - плана взаимодействия администрации, службы безопасности, подразделений охраны и персонала ядерно-опасного объекта в штатных и чрезвычайных ситуациях; - плана взаимодействия администрации, службы безопасности и подразделений охраны ядерно-опасного объекта с органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации в штатных и чрезвычайных ситуациях; - перечня угроз для ОИАЭ; - материалов с анализом уязвимости ОИАЭ, оценкой уязвимых мест и их учетом при организации охраны; - акта ведомственной комиссии по охране объекта; - актов ведомственной комиссии о частичном изменении охраны объекта; - положения о службе безопасности; - плана охраны и обороны радиационных источников, пунктов хранения, радиоактивных веществ; - документов о назначении должностных лиц службы безопасности и ответственного за систему физической защиты радиационных источников, пунктов хранения, радиоактивных веществ; - положения о разрешительной системе доступа работников (персонала), командированных лиц, посетителей и транспортных средств в охраняемые помещения, здания и на территории, где проводятся работы с радиационными источниками, радиоактивными веществами, радиоактивными отходами; - перечня лиц, имеющих разрешение на проведение работ с радиационными источниками, радиоактивными веществами, радиоактивными отходами; - плана взаимодействия администрации эксплуатирующей организации, организации, предприятия, службы безопасности, подразделений охраны и работников (персонала) в штатных и чрезвычайных ситуациях; - положения о самоохране радиационных источников, пунктов хранения, радиоактивных веществ; - плана проверки технического состояния и работоспособности инженерно-технических средств физической защиты; - должностных инструкций работников, осуществляющих руководство службой безопасности, и ответственного за систему физической защиты радиационных источников, пунктов хранения, радиоактивных веществ; - формуляра объекта, охраняемого подразделением ведомственной охраны; - документов по организации охраны при транспортировании радиационных источников, ядерных материалов и радиоактивных веществ; - документов по организации службы на центральном и локальном пунктах управления; - документов по организации оповещения и связи. в) соответствие содержащихся в вышеперечисленных документах организационных норм и установлений требованиям законов и нормативных правовых актов в области физической защиты ОИАЭ; г) устранение нарушений, отмеченных в ранее выданных руководству ОИАЭ актах-предписаниях комиссий и предписаниях должностных лиц Госатомнадзора России. IV. Вопросы, подлежащие проверке по направлению "Укомплектованность подразделений ведомственной охраны работниками и обеспеченность этих подразделений огнестрельным оружием и боеприпасами, специальными средствами, средствами связи и транспорта, их соответствие установленным нормам обеспечения"11. Проверке подлежат: а) организационно-штатная структура и штатное расписание подразделений ведомственной охраны; б) списочная численность работников подразделений ведомственной охраны; в) обеспеченность подразделений ведомственной охраны: - служебными удостоверениями и жетонами по установленным образцам; - специальными средствами; - служебным огнестрельным оружием и патронами к нему; - боевым ручным стрелковым оружием и боеприпасами к нему; - средствами связи и транспортом; г) соответствие обеспеченности подразделений ведомственной охраны стрелковым оружием, специальными средствами, средствами связи и транспорта установленным нормам обеспечения. V. Вопросы, подлежащие проверке по направлению "Организация подбора, медицинского освидетельствования, профессиональной подготовки, прохождения периодической аттестации и порядок допуска к выполнению служебных обязанностей работников подразделений ведомственной охраны"12. Проверке подлежат: а) организация и порядок приема на работу лиц, предусматриваемых к назначению в подразделения ведомственной охраны, соблюдение ограничений при приеме на работу и отсутствие медицинских противопоказаний к владению оружием; б) организация ежегодных медицинских осмотров и периодических проверок работников на годность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия; в) организация допуска работников к выполнению служебных обязанностей: - наличие разработанных должностных инструкций работников охраны; - выполнение требований по квалификации при подборе работников охраны; - проведение профессионально - психологического отбора работников охраны; - наличие удостоверений об окончании курсов повышения квалификации работников охраны; - наличие разрешений на право хранения и ношения огнестрельного оружия; г) организация и проведение профессиональной подготовки: - наличие плана подготовки работника охраны при испытательном сроке после приема на работу; - наличие и выполнение планов организации и проведения мероприятий профессиональной подготовки, создания и совершенствования учебной материально-технической базы подразделений ведомственной охраны, планов организации контроля и оказания помощи работниками службы безопасности в проведении мероприятий профессиональной подготовки и расписаний занятий с работниками подразделений ведомственной охраны по их категориям; д) организация и проведение аттестации: - наличие планов и приказов на проведение аттестации; - соблюдение периодичности проведения аттестации; - полнота охвата работников охраны при проведении аттестации; - наличие протоколов заседания аттестационной комиссии; - наличие приказов о допуске работников охраны к исполнению обязанностей по результатам аттестации; е) порядок реагирования на случаи ненадлежащего исполнения трудовых договорных обязательств работников охраны и отстранения их от выполнения служебных обязанностей. VI. Вопросы, подлежащие проверке по направлению "Организация и несение караульной службы"13. Проверке подлежат: - наличие документов по планированию, организации и несению караульной службы и соответствие их номенклатуры и содержания установленным требованиям, своевременность их корректировки; - укомплектованность караула постовыми; - обеспеченность караула предусмотренным вооружением и необходимыми техническими средствами согласно действующим нормам; - знание начальником караула и постовыми своих обязанностей (в том числе при действиях по тревоге); - соответствие оборудования караульного помещения и постов установленным требованиям; - порядок смены постовых на постах, система докладов по телефону начальнику караула о приеме и сдаче поста; - порядок ведения постовой ведомости и регистрации докладов постовых с постов; - наличие графиков контроля за службой постовых на постах; - наличие и работоспособность средств связи и системы тревожного оповещения (кнопки экстренного вызова тревожной группы на посты); - выполнение обязанностей постовыми на постах с пропускными функциями; - осуществление контроля за наличием и состоянием вооружения и боеприпасов. VII. Вопросы, подлежащие проверке по направлению "Работа бюро пропусков и уровень знаний работниками подразделений ведомственной охраны должностных обязанностей, требований организационно-распорядительных документов по обеспечению охраны ОИАЭ в штатных и чрезвычайных ситуациях и их практическое выполнение"14. Проверке подлежат: а) работа бюро пропусков (в случае, когда вопросы обеспечения деятельности бюро пропусков входят в компетенцию подразделений ведомственной охраны): - наличие и знание должностных инструкций работниками бюро пропусков; - организация и ведение делопроизводства; - наличие и правильность оформления образцов пропусков; - порядок составления и ведения номенклатуры дел, книг и журналов; - порядок изготовления, получения, учет, хранение бланков, пропусков и учетных документов, печатей и штампов и их соответствие установленным образцам; - порядок работы и общие правила оформления, выдачи и ежедневного учета движения пропусков; - наличие материалов расследования по фактам утери пропусков; - порядок уничтожения пропусков; - соблюдение установленной периодичности перерегистрации пропусков всех видов (постоянных, временных, разовых, материальных) и замены проставляемых на них шифров и штампов; - наличие и правильность ведения книги приема и сдачи пропусков; - порядок проверки бюро пропусков правомочными должностными лицами; б) знание работниками подразделений ведомственной охраны должностных обязанностей, табеля поста, требований организационно-распорядительных документов по обеспечению охраны объекта в штатных и чрезвычайных ситуациях и их практического выполнения; в) порядок действий подразделений ведомственной охраны при обеспечении пропускного режима: - наличие и полнота должностных инструкций для работников охраны на КПП (включая инструкцию начальнику бюро пропусков), в том числе на постах с пропускными функциями; - знание должностных обязанностей работниками охраны на постах с пропускными функциями; - знание работниками охраны порядка проверки документов, удостоверяющих личность, а также документов, дающих право на вход (выход) лиц, въезд (выезд) транспортных средств, внос (вынос), ввоз (вывоз) имущества на охраняемый объект и с охраняемого объекта; - знание работниками охраны порядка производства личного досмотра граждан и транспортных средств при входе (выходе) и въезде (выезде) на/с охраняемый объект; - умение использования стационарных и переносных технических средств; г) порядок действий подразделения ведомственной охраны при соблюдении режима внутри объекта: - знание работниками охраны порядка производства административного задержания и доставления в служебное помещение или орган внутренних дел лиц, совершивших преступления или административные правонарушения на охраняемом объекте; - знание порядка применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. VIII. Вопросы, подлежащие проверке по направлению "Работоспособность инженерно-технических средств физической защиты, находящихся в ведении подразделений ведомственной охраны"15. Объем и порядок проверки состояния инженерно-технических средств физической защиты (охраны), находящихся в ведении подразделений ведомственной охраны, определены в Типовой программе инспекции физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов (РД-08-20-2000) и в Инструкции по проведению инспекции инженерно-технических средств физической защиты ядерно-опасных объектов (РД-08-19-2000). IX. Вопросы, подлежащие проверке по направлению "Управление подразделениями ведомственной охраны и их практическими действиями по установленному сигналу"16. Проверке подлежат: а) знание руководящим составом подразделений ведомственной охраны обстановки и поставленных задач по охране объекта, своевременность реагирования на изменения обстановки, обоснованность принимаемых решений и порядок постановки задач подразделениям; б) порядок назначения должностных лиц охраны в караул; в) порядок прохождения информации о нарушениях внутриобъектового режима; г) материалы проведения учений и тренировок с участием подразделений ведомственной охраны; д) порядок взаимодействия подразделений ведомственной охраны ОИАЭ с органами ФСБ России и МВД России в штатных и чрезвычайных ситуациях; е) действия работников подразделений ведомственной охраны при чрезвычайных ситуациях. X. Вопросы, подлежащие проверке по направлению "Результаты ведомственного и объектового контроля деятельности подразделений ведомственной охраны"17. Порядок осуществления контроля за деятельностью подразделений ведомственной охраны ОИАЭ определяется соответствующими министерствами, ведомствами и руководством объектов. В ходе инспекции проверяются результаты ведомственного и объектового контроля деятельности подразделений ведомственной охраны: а) наличие материалов ведомственного и объектового контроля; б) меры, принятые администрацией ОИАЭ по устранению отмеченных недостатков в установленный срок. XI. Порядок оформления результатов проверки деятельности подразделений ведомственной охраны18. Результаты проверки подразделений ведомственной охраны ОИАЭ при проведении инспекции оформляются в соответствии с требованиями РД-03-43-98, РД-08-12-97, РД-08-21-2000. Выявленные в процессе проверки нарушения должны быть проанализированы с целью определения: - степени их влияния на обеспечение физической защиты и антитеррористической защищенности ОИАЭ; - причин и условий приведших к нарушениям. Выявленные нарушения вносятся в акт-предписание (предписание), оформляемые по результатам инспекции. 19. Сроки устранения нарушений устанавливаются руководителем (председателем) комиссии или инспектирующими лицами Госатомнадзора России с учетом предложений инспектируемой организации. Эти сроки не должны превышать необходимого для выполнения соответствующих работ времени. На период устранения нарушений в деятельности ведомственной охраны администрацией ОИАЭ должны приниматься соответствующие компенсирующие меры. ПриложениеК п. 10 а) РД-08-27-2002
Перечень
|