Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России)
Руководящие документы
ТИПОВАЯ ПРОГРАММА
УТВЕРЖДЕНА Приказом начальника Госатомнадзора России от "05" октября 2000 г. № 82
ВВЕДЕНА в действие с "01" декабря 2000 г.
РД-08-22–2000
I. Общие положения1. Настоящая Типовая программа устанавливает типовые объем и содержание мероприятий, подлежащих выполнению органами (представителями) Госатомнадзора России в период проведения целевой инспекции физической инвентаризации ядерных материалов на ядерных установках по производству топлива из низко-обогащенного урана для атомных станций с реакторами ВВЭР-440 и ВВЭР-1000 (далее указанная целевая инспекция физической инвентаризации ядерных материалов именуется - целевая инспекция). 2. Типовая программа разработана на основе законодательства Российской Федерации в области использования атомной энергии, Концепции системы государственного учета и контроля ядерных материалов, Правил организации системы государственного учета и контроля ядерных материалов и Положения о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности. 3. Требования Типовой программы обязательны для должностных лиц и работников Госатомнадзора России, принимающих участие в организации и проведении целевых инспекций. 4. Целевая инспекция должна проводиться в период проведения физической инвентаризации ядерных материалов на ядерных установках и непосредственно после ее окончания. 5. Термины, используемые в настоящей Типовой программе, и их определения приведены в приложении 1. II. Типовые объем и содержание целевой инспекции6. Типовая программа предусматривает: - проверку наличия, содержания и правильности оформления организационно-распорядительных документов, а также эксплуатационной учетной и отчетной документации ядерной установки по вопросам учета, контроля и физической инвентаризации ядерных материалов и ее результатам; - проверку порядка проведения физической инвентаризации; - проверку фактического наличия ядерных материалов; - проверку баланса ядерных материалов; - проверку выполнения ранее выданных предписаний Госатомнадзора России по вопросам учета и контроля ядерных материалов. А. Проверка наличия, содержания и правильности оформления организационно-распорядительных документов, а также эксплуатационной учетной и отчетной документации по вопросам учета, контроля и физической инвентаризации ядерных материалов7. В части, касающейся организационно-распорядительных документов, проверке подлежат: а) наличие и содержание "Инструкции по подготовке и проведению физической инвентаризации ядерных материалов" и цеховых инструкций. При этом анализируется согласованность организационных норм указанных инструкций с требованиями "Типовой инструкции по проведению физической инвентаризации ядерных материалов на ядерных установках по производству топлива", если таковая имеется, а также соответствие внесенных в нее изменений (дополнений) положениям документов, явившихся основанием для этих изменений; б) наличие и содержание приказа (распоряжения) руководителя ядерной установки или замещающего его должностного лица о проведении физической инвентаризации ядерных материалов в конкретной ЗБМ. При этом анализируется соответствие указанного документа требованиям "Инструкции по подготовке и проведению физической инвентаризации ядерных материалов". В процессе проверки документов, указанных в подп. "а" и "б" настоящего пункта, оценивается их соответствие требованиям федеральных и ведомственных норм и правил в области учета и контроля ядерных материалов, а также иных действующих в этой области нормативных правовых актов. Комиссия должна проверить наличие и качество организационно-распорядительной документации, предусмотренной для работников ядерной установки, принимающих участие в проведении физической инвентаризации, а также уровень квалификации и порядок допуска работников ядерной установки к проведению физической инвентаризации. По завершении проверки наличия и содержания организационно-распорядительных документов должно быть в обязательном порядке проанализировано и оценено выполнение требований этих документов на практике к началу проведения физической инвентаризации. Кроме того, проверке подлежит соблюдение периодичности проведения физической инвентаризации ядерных материалов по ЗБМ, установленной "Инструкцией по подготовке и проведению физической инвентаризации ядерных материалов". 8. При проведении инспекции необходимо убедиться, что в приказе о проведении физической инвентаризации предусмотрены и на практике выполнены следующие требования: - во время инвентаризации всякие перемещения и передачи ЯМ внутри и между ЗБМ прекращены. - технологическое оборудование остановлено в срок, определенный приказом руководителя ядерной установки. В этот период должно быть также прекращено поступление исходного сырья в ЗБМ, а готовые изделия отправлены в ЗБМ, где осуществляется их хранение. - все растворы из технологических аппаратов, в которых не обеспечиваются требования представительности отбора проб, должны быть переведены в те аппараты, где эти требования обеспечиваются. - все технологические аппараты должны быть очищены от пульп, илов и других трудно растворимых остатков. Полуфабрикаты должны быть удалены из производственного процесса и переведены в измеряемую форму. - скрап, образующийся при зачистке технологического оборудования, должен быть помещен в контейнеры известной массы. У скрапа должна быть определена масса и от него должны быть взяты пробы на содержание урана и его изотопный состав. - после отбора проб, контейнеры со скрапом должны быть опломбированы уполномоченным представителем службы учета и контроля ядерных материалов ядерной установки и помещены в места временного хранения до окончания физической инвентаризации. - хранение скрапа и растворов должно осуществляться в таре, позволяющей производить контрольное взвешивание и отбор проб. - во всех технологических аппаратах и коммуникациях, а также в газоочистном оборудовании, должны быть оценены (измерены) количество и изотопный состав ядерных материалов, адсорбированных на стенках, и накопленных на фильтрах газоочистки. 9. Необходимо проверить, что новые учетные единицы, появившиеся при остановке и зачистке технологического оборудования, внесены в список учетных единиц. 10. Выборочно (проверкой нескольких учетных единиц, либо проб "балк" - формы ядерного материала) следует убедиться, что о ядерном материале имеется полная информация, включающая в себя: - название зоны баланса (номер цеха, номер ЗБМ); - дату проведения инвентаризации; - учетный период (дата начала и дата его окончания); - наименование ядерного материала (стержни, ТВЭЛ, ТВС, диоксид, закись - окись, т.п.); - номер партии или номер контейнера, или номер скомплектованного пучка; - количество упаковок в партии (где необходимо); - данные о массе брутто контейнера (для материалов в "балк"-форме) (в граммах); - тип ядерного материала; - данные о массе брутто и нетто в каждой упаковке (для обогащенного урана - в граммах с одним десятичным знаком; - для природного и обедненного урана в килограммах с одним десятичным знаком; - концентрация ядерного материала (для растворов); - данные о массе смеси изотопов урана (в граммах); - содержание 235U (в %); - данные о массе 235U (в граммах), (для природного урана не указывать); - место нахождения учетных единиц или "балк" - формы ядерного материала; - источник весовых данных (измерения проводились поставщиком или на предприятии). Б. Проверка порядка проведения физической инвентаризации11. Для анализа и оценки порядка проведения физической инвентаризации в ЗБМ должны быть предусмотрены проверки: - перечня наличного количества ядерных материалов, который должен включать сведения о недоступных для проверки ядерных материалах, находящихся в технологическом оборудовании; - методов идентификации и подсчета учетных единиц; - процедур проведения физической инвентаризации в различных технологических участках ЗБМ; - отсутствия получения, отправления и перемещения ядерных материалов в процессе проведения физической инвентаризации. Когда измерения ядерных материалов невозможны или их проведение затруднено (например, ядерный материал, оставшийся после зачистки скрубберов, емкостей, технологического оборудования, технологической вентиляции), следует выборочно убедиться, что количественная оценка ядерных материалов произведена утвержденными расчетными методами и данные этих оценок включены в список наличного ядерного материала. Кроме того, необходимо проверить, что при проведении измерений и оценок во время физической инвентаризации было обеспечено соблюдение требований по обеспечению качества измерений и оценок, а также правильности калибровки измерительного оборудования. В. Проверка фактического наличия ядерных материалов12. Для анализа и оценки фактического наличия ядерных материалов должны быть предусмотрены: - полная или выборочная идентификация учетных единиц ядерных материалов в ЗБМ; - выборочная проверка соответствия данных об учетных единицах, данным, приведенным в списке наличного количества ядерных материалов, составленного для всех участков ЗБМ с их идентификацией и указанием места нахождения учетных единиц; - проверка совпадения сведений, содержащихся в предварительно подготовленном списке учетных единиц со сведениями, содержащимися в общем списке наличного количества ядерных материалов, подготовленном в результате работы инвентаризационной комиссии. 13. В эксплуатационных учетных, балансовых и отчетных документах проверке подлежат: - сведения о местонахождении и количестве ядерных материалов в проверяемой ЗБМ; - факт наличия и содержание акта инвентаризационной комиссии по проведению физической инвентаризации ядерных материалов, - факт наличия и содержание предварительно подготовленного перечня наличного количества ядерных материалов; - список фактически наличного количества ядерных материалов (в сроки, установленные инструкциями, действующими на ядерной установке); - материально-балансовый отчет (в сроки, установленные инструкциями, действующими на ядерной установке), включающий сведения о: - сведения о начальном наличном количестве ядерных материалов; - сведения о конечном зарегистрированном инвентарном количестве; - сведения о расхождении в данных отправителя и получателя; - сведения о конечном наличном количестве ядерных материалов. Нарушения в ведении указанной документации отмечаются в акте-предписании (Приложение 2). 14. Для учетных единиц (готовых тепловыделяющих сборок), находящихся на складе готовой продукции, если он входит в состав проверяемой ЗБМ, производится: - подсчет количества всех учетных единиц; - полная или выборочная идентификация учетных единиц по номерам; - выборочная проверка обогащения ядерных материалов в учетных единицах неразрушающим методом анализа (например, прибором типа JMCA 1200 InSpector), сверка результатов измерений с документацией ядерной установки. Измерениям неразрушающим методом подлежит не менее 1/6 всех учетных единиц топлива ВВЭР-1000 и не менее 1/20 - ВВЭР-440. Выборка учетных единиц может быть также рассчитана с вероятностью не обнаружения 50 % и менее по формуле, приведенной в п. 1 Приложения 3. Выборка учетных единиц может быть меньше при применении средств контроля доступа, принадлежащих Госатомнадзору России. Расчет выборки в этом случае производится в соответствии с рекомендациями, изложенными в п. 2 приложения 3, для указанных вероятностей не обнаружения. Г. Проверка баланса ядерных материалов17. Проверка баланса ядерных материалов (число учетных единиц и граммов ядерных материалов) осуществляется на основе проверки величины инвентаризационной разницы между зарегистрированным (учтенным) количеством ЯМ и его фактически наличным количеством, определяемой по формуле: ИР = ФК - ЗК, где ИР - инвентаризационная разница; ФК - установленное во время физической инвентаризации фактически наличное количество ядерных материалов; ЗК - зарегистрированное инвентарное количество ядерных материалов, при этом ЗК = НК + Ув - Ум, где НК - начальное фактическое количество материала на период баланса материала, полученное в результате предыдущей физической инвентаризации; Ув - сумма увеличений инвентарного количества ядерных материалов: получения и уточнение в получении; Ум - сумма уменьшений инвентарного количества ядерных материалов: отправление, потери. 18. В случае направления инспектируемой организацией в округ Госатомнадзора России утвержденных материально-балансовых документов и списка наличного количества ядерных материалов после даты начала целевой инспекции - руководство округа Госатомнадзора России организует выявление причин нарушений и предпринимает адекватные меры реагирования. 19. При обнаружении расхождений в сведениях о результатах выборочных измерений со сведениями, полученными при проведении целевой инспекции или выявлении других нарушений руководство округа Госатомнадзора России организует выявление причин нарушений и предпринимает адекватные меры реагирования или проводит дополнительную целевую инспекцию, включающую проверку соответствия данных, заявленных в отчетных документах ядерной установки. В случае, если при проведении целевой инспекции в выборочных измерениях имели место различия в результатах измерений с результатами, представленными инспектируемой организацией и полученная в результате целевой инспекции физической инвентаризации величина инвентаризационной разницы не соответствует величине инвентаризационной разницы приведенной в акте инвентаризационной комиссии, то комиссия Госатомнадзора России должна потребовать от администрации ядерной установки расследования причин выявленного расхождения. Д. Проверка выполнения ранее выданных предписаний Госатомнадзора России по вопросам учета и контроля ядерных материалов20. Для анализа и оценки выполнения ранее выданных предписаний Госатомнадзора России должны быть предусмотрены проверки: - наличия утвержденного руководителем инспектируемой организации документа, предписывающего устранить нарушения, выявленные по результатам предыдущих инспекций; - полноты содержания данного документа в отношении всех нарушений, отмеченных в ранее выданных предписаниях Госатомнадзора России; - сроков устранения нарушений; - наличия документов, подтверждающих устранение нарушений, отмеченных в ранее выданных предписаниях. Если те или иные указанные в предписаниях нарушения не устранены, то в отношении организации (ее должностных лиц) должны применяться в установленном порядке соответствующие санкции. 21. Результаты целевой инспекции оформляются актом (если при ее проведении не обнаружено нарушений установленных требований в части, относящейся к предмету проверки) или актом-предписанием (при выявлении нарушений вышеуказанного характера) в соответствии с требованиями РД-03-43-98. Форма акта-предписания приведена в приложении 3.
Приложение 1Основные термины и определения В Типовой программе использованы термины и определения, приведенные в Федеральном законе "Об использовании атомной энергии", в Концепции системы государственного учета и контроля ядерных материалов, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 1996 г. № 1205, и в руководящих документах Госатомнадзора России. Баланс ядерных материалов - сравнительный итог зарегистрированного и имеющегося в наличии количества ядерных материалов; Зона баланса материалов (ЗБМ) - территориально и административно установленная в пределах ядерной установки или пункта хранения ядерных материалов зона для учета и контроля ядерных материалов, в которой на основании измерений определено количество ядерных материалов при каждом перемещении в зону и из нее и подведен баланс ядерных материалов за установленный период времени. Инвентаризационная разница - разница между зарегистрированным и имеющимся в наличии количеством ядерных материалов; Инспекция - форма государственного надзора, включающая изучение, проверку деятельности, а также проверки, наблюдения, испытания, измерения, проводимые уполномоченными представителями Госатомнадзора России и его территориальными органами или от их имени представителями других организаций в целях оценки и определения соответствия работ, объектов использования атомной энергии, их сооружений, систем, оборудования, изделий, документации и квалификации работников установленным требованиям безопасности в области использования атомной энергии. Контроль ядерных материалов - административный контроль за перемещением и наличием ядерных материалов с целью предотвращения их несанкционированного использования. Учет ядерных материалов - определение количества ядерных материалов, составление, регистрация и ведение учетных и отчетных документов. Учетная единица - поддающийся идентификации предмет, содержащий ядерные материалы (имеющий индивидуальный номер или другой идентификатор), целостность которого остается неизменной в течение установленного периода времени. Физическая инвентаризация ядерных материалов - определение фактического количества ядерных материалов, имеющихся в наличии в зоне баланса материалов; Эксплуатационные учетные документы - документы, которые ведутся на ядерной установке и содержат: а) систематизированные данные о ее эксплуатации, в том числе: данные, используемые для определения изменений количества и состава ядерных материалов; данные, полученные в результате калибровки емкостей, содержащих ядерные материалы в виде растворов, и контрольно-измерительных приборов, а также полученные в результате пробоотбора и анализа, проведения процедур контроля качества измерений и оценок случайных и систематических ошибок; или б) требования к: последовательности действий, предпринимаемых при подготовке и определении имеющегося в наличии количества ядерных материалов, с целью обеспечения правильности и полноты такого определения; последовательности действий, предпринимаемых для установления причины и размера любой потери в результате происшествия или любой аварии в ходе эксплуатации или неизмеренной потери, которая могла иметь место. Ядерные материалы - материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества. Перечень ядерных материалов, подлежащих государственному учету и контролю, установлен Концепцией системы государственного учета и контроля ядерных материалов. Ядерные установки - сооружения и комплексы с ядерными реакторами, в том числе атомные станции, суда и другие плавсредства, космические и летательные аппараты, другие транспортные и транспортабельные средства; сооружения и комплексы с промышленными, экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами; сооружения, комплексы, полигоны, установки и устройства с ядерными зарядами для использования в мирных целях; другие содержащие ядерные материалы сооружения, комплексы, установки для производства, использования, переработки, транспортирования ядерного топлива и ядерных материалов. Приложение 2
Приложение 3Расчет выборки учетных единиц для целей верификации ядерных материалов методом неразрушающего анализа при проведении целевой инспекции физической инвентаризации ядерных материалов в хранилище ТВС для реакторов ВВЭР-440 и ВВЭР-1000 1.
Расчет выборки учетных единиц для измерений методом неразрушающего анализа при
проведении целевой инспекции физической инвентаризации ядерных материалов
производится по формуле: n - минимальное число учетных единиц для проверки методом неразрушающего анализа; N - общее число учетных единиц; b - вероятность не обнаружения потери 1 учетной единицы; x - средняя масса U-235 в учетной единице (400 0,04 = 16кг - для ВВЭР-1000 и 120 0.04 = 4.8 - для ВВЭР-440); М - пороговое количество U-235 (70 кг для U-235 c обогащением < 20 % по изотопу U-235) Таблица 1 Минимальное число учетных единиц для измерений методом неразрушающего анализа в зависимости от вероятности не обнаружения потери порогового количества U-235 при общем количестве учетных единиц равным 200.
2. Вероятности не обнаружения (b) для расчета выборки учетных единиц по формуле п.1 при применении средств контроля доступа (СКД) к ядерному материалу для измерений методом неразрушающего анализа, в случае, если средства контроля доступа указывают на отсутствие несанкционированного доступа к ядерному материалу. Таблица 2 Вероятности не обнаружения потери порогового количества ядерных материалов для расчета объема выборки неразрушающих измерений
СОДЕРЖАНИЕ
|