МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РФ
ИНСТРУКЦИЯ
МОСКВА 1998
В целях сокращения расходов по содержанию грузовых вагонов инвентарного парка железных дорог Российской Федерации, в условиях его избытка на предъявляемые объемы перевозок, на железных дорогах создается запас вагонов грузового парка Министерства путей сообщения Российской Федерации (далее - запас). I. Общие положения1. Отстановке в запас подлежат излишние для перевозок грузовые вагоны инвентарного парка железных дорог Российской Федерации независимо от даты последнего планового ремонта (далее - вагоны). Вагоны должны быть комплектными за исключением платформ, которые могут быть отставлены без досок пола и бортов. В целях сохранности, в зависимости от местных условий, допускается демонтаж с вагонов отдельных деталей. Снятые детали должны количественно учитываться за отставленными вагонами по каждой железнодорожной станции. Для оптимального регулирования рабочего парка вагонов из состава запаса должны выделяться технически исправные вагонов, очищенные от остатков перевозимых грузов, срок планового ремонта которых наступает не менее чем через три месяца. Задание на отстановку таких вагонов по дорогам устанавливается отдельным приказом МПС России. 2. Срок содержания вагонов в запасе не должен превышать нормативного срока службы (за исключением полувагонов и цистерн, которые могут находиться в запасе с истекшим сроком службы). Время простоя в запасе не учитывается при расчете срока очередного планового ремонта, но не более 6 месяцев. 3. Отстановка в запас и изъятие из него производится по письменным указаниям Министра путей сообщения Российской Федерации (далее - Министра) или его заместителя, с указанием количества загонов по родам, в том числе количества технически исправных (для вагонов, предназначенных для погрузки специальных грузов, в приказе должно быть указано, каким требованиям они должны соответствовать). 4. Ответственность за соблюдения положений настоящей Инструкции возлагается: на железной дороге - на начальника железной дороги, на отделении железной дороги - на начальника отделения железной дороги (при безотделенческой структуре управления - на начальника железной дороги), на станции на начальника железнодорожной станции, начальника вагонного депо. II. Порядок отстановки вагонов в запас5. Начальники железных дорог в соответствии с указанием Министра или его заместителя, своим приказом устанавливают задания вагонным депо на подборку подвижного состава по количеству и роду вагонов, подлежащих отстановке в запас. Устанавливают нормативы количества вагонов запаса, в том числе технически исправных, по каждому отделению железной дороги, определяют условия по обеспечению сохранности вагонов в запасе. 6. Начальники отделений железных дорог (при безотделенческой структуре управления начальники железных дорог), в соответствии с установленными нормативами, своим приказом определяют перечень железнодорожных станций с указанием по каждой - количества вагонов, подлежащих отстановке в запас, и наименованием путей для отстоя вагонов запаса, с выделением железнодорожных станций для отстоя технически исправных вагонов, а также вагонное депо, которое обеспечивает направление на железнодорожную станцию вагонов, подлежащих отстановке. 7. Вагонные депо подбирают в соответствии с установленным заданием вагоны, подлежащие отстановке в запас, осуществляют подготовку групп вагонов, направляемых на станции отстоя вагонов запаса, обеспечивая безопасность движения поездов, в составы которых включаются вагоны, подлежащие отстановке. 8. В целях безусловного обеспечения условий, указанных в пунктах 1 и 7 настоящей Инструкции, порядок действий по каждому вагонному депо, производящему подбор и подготовку вагонов к отстановке в запас, должен регламентироваться соответствующей инструкцией, разработанной, исходя из местных условий, и утверждаемой начальником вагонного депо. 9. Начальники железнодорожных станций размещают вагоны запаса на путях, определенных приказом начальника отделения железной дороги (при безотделенческой структуре управления - начальника железной дороги), обеспечивают их сохранность и соответствующий учет. В случае отставления составов (групп вагонов) на станционных путях на срок более трех суток изолированные участки на этих путях должны быть выключены из зависимости без сохранения пользования сигналами. В местной инструкции о порядке пользования устройствами СЦБ станции отстоя вагонов запаса МПС должен быть отражен порядок включения и выключения станционных путей при длительном отстое подвижного состава (более трех суток), обкатке малодеятельных стрелочных участков и путей, оборудованных рельсовыми цепями. Технически исправные вагоны должны размещаться, как правило, целыми составами, которые формируются из однотипного подвижного состава по длине обращающихся поездов на железнодорожных станциях массовой погрузки, установленных начальником железной дороги. Эти вагоны ежеквартально подлежат комиссионному осмотру начальником железнодорожной станции и начальником вагонного депо с целью определения условия их технической сохранности с последующим опробованием тормозов и прокаткой вагонов. После прицепки локомотива к составу, подлежащему «прокатке», производится полное опробование тормозов. При выводе вагонов для включения в состав поезда, простоявших более трех месяцев на пути их отстоя, работу по обкатке рельсов, а также прокатку вагонов с выездом на перегон производить по предоставлению «окна», организованного для выполнения этой работы в соответствии с приказом начальника отделения или заместителя начальника железной дороги по перевозкам (с указанием проведенных подготовительных работ, порядка выпуска состава на перегон и пропуска по участку, назначения лица, ответственного за передислокацию). Копия приказа, с указанием ответственного руководителя работ, предоставляется в диспетчерский центр для организации контроля проездными диспетчерами. При приготовлении маневрового маршрута следования, перевод стрелок производить только после доклада начальника станции или его заместителя с места работы о фактической свободности от подвижного состава стрелочных изолированных участков, входящих в маршрут следования. Маневровые передвижения по выводу вагонов запаса МПС с пути их отстоя производить при запрещающих показаниях светофоров. Прокатку вагонов, находящихся в запасе МПС, производить с закрытием перегона путем трехкратного опробования автотормозов на эффективность при следовании по перегону в порядке, установленном приказом начальника железной дороги. Готовность вагонов к отправлению после их прокатки, в том числе определение шунтирующего эффекта колесных пар, устанавливать комиссией, назначенной приказом по отделению (железной дороге), с указанием технологии проверки. Включение в централизацию изолированных участков на путях, с которых выведены вагоны запаса МПС, производить только в дневное время после комплексной проверки технического состояния всех элементов рельсовых цепей, проверки их шунтовой чувствительности и с соответствующей записью в Журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети формы ДУ-46. (Измененная редакция, Изм. от 24.07.02 г.). III. Содержание вагонов запаса10. Вагоны, отставленные в запас, закрепляются в соответствии с требованиями техническо-распорядительного акта (ТРА) станции. 11. На путях, выделенных для отстоя, должны находиться только вагоны запаса. Стрелки, ведущие на выделенный путь отстоя, на период нахождения вагонов в запасе должны быть в положении, исключающем возможность случайного заезда подвижного состава. IV. Изъятие вагонов из запаса12. Изъятие вагонов из запаса осуществляется по указаниям Министра или заместителя Министра, на основании заявок начальников железных дорог или их первых заместителей. К заявке должен прилагаться список номеров вагонов запаса с указанием по каждому из них вида ремонта (деповской, капитальный, капитально-восстановительный) с оценкой суммы средств, необходимых для обеспечения ремонта. Отдельно даются заявки на изъятие технически исправных вагонов. Техническое состояние вагонов запаса, вида ремонта и сумма средств необходимых для его производства определяется комиссионно. Комиссию возглавляет начальник вагонного депо в составе ревизора отделения железной дороги по безопасности движения поездов и приемщика вагонов. Изымаемые из запаса, технически исправные вагоны, могут быть использованы для перевозок грузов только после их подготовки к перевозкам. 13. Департаменты вагонного хозяйства, управления перевозками и экономики в трехсуточный срок обеспечивают рассмотрение заявок железных дорог на изъятие вагонов из запаса, подготавливая соответствующие предложения на утверждение Министром или его заместителем. 14. На основании указания Министра или его заместителя начальники железных дорог дают приказы начальникам отделений железных дорог (при безотделенческой структуре управления - начальникам железнодорожных станций), а они в свою очередь начальникам железнодорожных станций на изъятие вагонов из запаса. При этом определяются вагоноремонтные предприятия, обеспечивающие восстановление технического состояния или реализацию вагонов изымаемых из запаса. При необходимости направления вагонов, изымаемых из запаса, в ремонт должна быть обеспечена безопасность движения поездов. V. Учет отстановки вагонов запаса15. Вагоны, отобранные вагонными депо для отстановки в запас, числятся за ними на остатке неисправных вагонов. При пересылке вагонов на станции постоянной дислокации, они подбираются группами по роду вагона. Перемещение их производится по натурному листу с отметкой «В запас МПС», проставляемой в правом верхнем углу формы ДУ-1, по приказу начальника отделения железной дороги (при безотделенческой структуре управления - начальника станции), с соблюдением требований безопасности движения поездов. 16. В период перемещения вагоны учитываются на остатке неисправных. 17. На путях, выделенных для отстоя, вагоны комиссионно осматриваются начальником станции и начальником вагонного депо с оформлением акта формы ДУ-6 и передачей его начальнику станции. 18. Железнодорожная станция, в порядке установленном для предоставления отчетных данных, передает через ИВЦ железной дороги в ГВЦ МПС России данные о номерах вагонов, дате отстановки их в запас, а также номере и дате указания МПС России. Моментом перечисления вагонов за баланс считается дата оформления акта формы ДУ-6. Изменения балансового наличия вагонов отражаются в формах ДУ-8, 9, 16 и ДО-2 со ссылкой на номер и дату указания МПС России. Вагоны, отставленные в запас, учитываются в общем наличии отделения железной дороги за балансом с отражением в соответствующих статистических отчетных формах. Отделение железной дороги (при безотделенческой структуре управления - служба статистики железной дороги) обеспечивает отдельный учет вагонов запаса по каждой из железнодорожных станций, определенных для этих целей. VI. Учет вагонов, изъятых из запаса19. Изъятие вагонов из запаса оформляется станцией на основании приказа начальника отделения железной дороги (при безотделенческой структуре управления - приказа начальника железной дороги). В акте формы ДУ-6 в соответствующей графе проставляется дата и номер указания МПС России об изъятии вагонов. 20. Моментом изъятия вагонов из запаса считается время получения станцией приказа на изъятие, которое фиксируется в книге приказов. Изъятые из запаса вагоны перечисляются на остаток неисправных с отражением в учетно-отчетных документах со ссылкой на номер и дату указания МПС России, о чем станция телеграммой докладывает в отделение железной дороги (при безотделенческой структуре управления - в службу статистики железной дороги). Пономерные данные с указанием даты изъятия вагонов из запаса со ссылкой на номер и дату указания МПС России в установленном порядке для представления отчетных данных сообщаются в ГВЦ МПС России через ИВЦ железных дорог. Технически исправные вагоны зачисляются в рабочий парк. 21. Железные дороги и отделения железных дорог (при безотделенческой структуре управления - железные дороги) перечисляют вагоны, изымаемые из запаса, на остаток неисправных на основании телеграмм станций с отражением изменений наличия вагонов грузового парка в соответствующих учетно-отчетных формах. VII. Учет вагонов запаса в целом по сети железных дорог22. ГВЦ МПС России ведет электронную картотеку, в которой на основании сообщений ИВЦ железных дорог отражает по каждому вагону: его инвентарный номер; год постройки; даты отстановки и изъятия с отражением соответствующих номеров и дат указаний МПС России; даты последних капитального и деповского ремонтов; балансовую и остаточную стоимость. 23. ГВЦ МПС России обобщает данные об отстановке, наличии и изъятии вагонов запаса, формируя их по выделенным родам за каждые отчетные сутки и нарастающим итогом с отражением данных в приложении к Суточному отсчету о работе железных дорог по форме, согласованной с департаментами управления перевозками, вагонного хозяйства и Управлением статистики МПС России. При формировании ГВЦ МПС России пономерных списков вагонов, отставленных в запас, технически исправные вагоны, срок планового ремонта которых наступает не менее чем через три месяца, должны иметь отличительный электронный признак. 24. ГВЦ МПС России ежемесячно представляет в Департамент финансов МПС России и финансовые службы железных дорог информацию о стоимостных показателях грузовых вагонов запаса по форме, установленной Департаментом финансов МПС России. 25. Контроль за выполнением положений настоящей Инструкции осуществляется департаментами управления перевозками, вагонного хозяйства и Управлением статистики МПС России. 26. Инструкция о порядке отстановки, содержания, изъятия и учета запаса вагонов Министерства путей сообщения Российской Федерации, утвержденная МПС России 16 февраля 1998 г. № ЦД-ЦВ-ЦЧУ/539, считается утратившей силу. Руководитель Департамента управления перевозками В.С. Захаренко Руководитель Департамента вагонного хозяйства С.С. Барбарич Начальник Управления статистики Г.В. Бугров СОДЕРЖАНИЕ
|