Система стандартов безопасности труда СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА Общие требования ILO-OSH
2001 Предисловие Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-97 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены» Сведения о стандарте 1 ПОДГОТОВЛЕН рабочей группой, состоящей из представителей ООО «Центр безопасности и гигиены труда» и Федерации независимых профсоюзов России, на основании собственного аутентичного перевода Руководства, указанного в пункте 4 2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии 3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 28 от 27 марта 2007 г. по переписке) За принятие проголосовали:
4 Настоящий стандарт идентичен документу Международной организации труда ILO-OSH 2001 Guidelines on occupational safety and health management systems (Руководство по системам управления охраной труда). Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования международного документа для приведения в соответствие с ГОСТ 1.5-2001 (подраздел 3.6) 5 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 июля 2007 г. № 169-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2009 г. (Измененная редакция. Изм. № 1) 6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта публикуется в указателе «Национальные стандарты». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в указателе «Национальные стандарты», а текст этих изменений - в информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в информационном указателе «Национальные стандарты» СОДЕРЖАНИЕ Введение Положительное воздействие внедрения систем управления охраной труда на уровне организации1), выражающееся как в снижении воздействия опасных и вредных производственных факторов и рисков, так и в повышении производительности, в настоящее время признано правительствами, работодателями и работниками. ___________ 1) Определение см. в разделе 2 «Термины и определения». Требования к системам управления охраной труда разработаны Международной организацией труда (МОТ) на основе широкомасштабного подхода в соответствии с общепризнанными международными принципами, которые определены входящими в МОТ представителями трех сторон социально-трудовых отношений. Этот трехсторонний подход обеспечивает силу, гибкость и надлежащую основу для развития стабильной культуры безопасности труда в организации. Эти добровольно принимаемые к исполнению требования к системам управления охраной труда отражают ценности и средства МОТ, связанные с обеспечением безопасности и охраны здоровья работников. Практические рекомендации, содержащиеся в настоящем стандарте, предназначены для использования всеми, на кого возложены обязанности и ответственность за управление охраной труда. Они не являются обязательными и не направлены на замену национального законодательства, действующих правил или утвержденных стандартов. Результат их применения не обязательно должен подвергаться сертификации. Примечание - Сертификация системы управления охраной труда является целесообразной и желательной, но не обязательной процедурой при применении требований настоящего стандарта. На работодателя возлагается непосредственная ответственность и обязанности по организации работ по охране труда. Применение системы управления охраной труда способствует выполнению этих обязанностей. Поэтому настоящий стандарт является практическим инструментом содействия организациям и компетентным учреждениям в осуществлении непрерывного совершенствования деятельности по охране труда. (Новая редакция. Изм. № 1) МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Дата введения - 2009-07-01 1 Область примененияПрименение настоящего стандарта направлено на содействие защите работников от опасных и вредных производственных факторов и исключению связанных с их работой травм, ухудшений здоровья, болезней, смертей, а также инцидентов (опасных происшествий). На национальном уровне стандарт должен служить: а) для установления национальных основ применения систем управления охраной труда, подкрепленных национальными законами и иными нормативными правовыми актами; б) руководящими указаниями по применению добровольных мероприятий по охране труда в организациях, направленных на соблюдение норм и правил, ведущих к непрерывному совершенствованию деятельности в области охраны труда; в) руководящими указаниями для разработки общенациональных и специальных стандартов и иных нормативных и методических документов по системам управления охраной труда для качественного обеспечения практических потребностей организаций в соответствии с их размером и характером деятельности. На уровне организации стандарт предназначен: а) служить руководящими указаниями по объединению элементов системы управления охраной труда в организации в качестве составной части общей политики и системы управления; б) способствовать активизации всех членов организации, в том числе работодателей, собственников, управленческого персонала, работников и их представителей с целью применения современных принципов и методов управления охраной труда, направленных на непрерывное совершенствование деятельности по охране труда. Примечание - Под членами организации понимают всех непосредственно связанных с деятельностью организации физических лиц, а не только работников. (Новая редакция. Изм. № 1) 2 Термины и определенияВ настоящем стандарте применяемые ниже термины имеют следующие значения с соответствующими определениями: (Новая редакция. Изм. № 1) 2.1 инцидент (incident): Небезопасное происшествие, связанное с работой или произошедшее в процессе работы, но не повлекшее за собой несчастного случая. 2.2 комитет (комиссия) по охране труда (safety and health committee): Комитет или комиссия, в состав которых входят представители работников по охране труда и представители работодателя, созданные и функционирующие на уровне организации согласно национальным законам, правилам и практике. (Новая редакция. Изм. № 1) 2.3 компетентное лицо (competent person): Лицо, обладающее необходимой подготовкой и достаточными знаниями, умениями и опытом для выполнения конкретной работы. 2.4 компетентное учреждение (competent institution): Государственный орган или другая организация, обладающая полномочиями по определению национальной политики, разработке национальных основ применения систем управления охраной труда в организациях и формулированию соответствующих нормативных документов. 2.5 наблюдение за производственной средой (surveillance of the working environment): Общий термин, включающий идентификацию и оценку таких факторов окружающей производственной среды, которые могут воздействовать на здоровье работников. Он охватывает оценки санитарно-гигиенических условий труда, факторов организации труда, которые могут представлять риск для здоровья работников, средства коллективной и индивидуальной защиты, воздействие на работников опасных и вредных веществ и системы защиты от них, разработанные для их устранения и снижения. С позиций обеспечения здоровья работников, наблюдение за производственной средой может быть посвящено (но не ограничиваться только ими) проблемам эргономики, профилактике несчастных случаев и заболеваний, гигиене труда на рабочем месте, организации труда и социально-психологическим факторам на работе. Пункты 2.4, 2.5 (Новая редакция. Изм. № 1) 2.6 наблюдение за состоянием здоровья работников (workers' health surveillance): Процедуры и обследования состояния здоровья работников для обнаружения и определения отклонений от нормы. Примечание - Результаты наблюдения за состоянием здоровья работников должны использоваться для защиты и оздоровления, как отдельных работников, так и группы работников на рабочем месте, а также работников, подвергаемых воздействию вредных и опасных производственных факторов. Процедуры наблюдения за состоянием здоровья работников могут включать медицинские осмотры, биологический контроль, рентгенологические обследования, опрос или анализ данных о состоянии здоровья работников и другие процедуры. 2.7 непрерывное совершенствование (continual improvement): Последовательно повторяющийся процесс повышения эффективности системы управления охраной труда, направленный на улучшение деятельности организации по охране труда в целом. 2.8 опасность (hazard): Производственный фактор, способный причинить травму или нанести иной вред здоровью человека. 2.9 организация (organization): Компания, фирма, проект, предприятие, учреждение, завод, фабрика, объединение, орган власти, общественный институт или ассоциация и т.п. либо их части, входящие или не входящие в их состав, различных форм собственности, которые имеют собственные функции и управление. В организациях, имеющих более одного структурного подразделения, каждое отдельно взятое структурное подразделение может рассматриваться как организация. Пункты 2.8, 2.9 (Новая редакция. Изм. № 1) 2.10 оценка опасностей (hazard assessment): Систематическое оценивание опасностей. 2.11 оценка риска (risk assessment): Процесс оценивания рисков, вызванных воздействием опасностей на работе, для определения их влияния на безопасность и сохранение здоровья работников. 2.12 подрядчик (contractor): Физическое лицо или организация, предоставляющее услуги работодателю на территории работодателя в соответствии с согласованными техническими требованиями, сроками и условиями. Пункты 2.11, 2.12 (Новая редакция. Изм. № 1) 2.13 представители работников (workers’ representative): Любые лица, признанные таковыми исходя из национального законодательства и практики. Примечание - Представителями работников могут быть: а) представители профессиональных союзов, назначенные или избранные профессиональными союзами или членами таких профсоюзов; б) выборные представители, свободно избранные работниками организации в соответствии с требованиями национальных законов, правил или коллективных договоров, и чьи функции не включают деятельность, которая признана в соответствующем государстве в качестве исключительной прерогативы профессиональных союзов. 2.14 представители работников по охране труда (workers’ safety and health representatives): Представители работников, избранные или назначенные в соответствии с национальными законами или практикой для представления интересов работников по охране труда на месте их работы. (Новая редакция. Изм. № 1) 2.15 проверка (audit): Систематический, независимый, оформленный в виде документа процесс получения и объективной оценки данных степени соблюдения установленных критериев. Примечание - Термин необязательно означает независимую внешнюю проверку (проводимую проверяющим или проверяющими со стороны). 2.16 место проведения работ (worksite): Физическая зона, находящаяся под контролем работодателя, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть для выполнения трудовых обязанностей. (Новая редакция. Изм. № 1) 2.17 работник (worker): Физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. 2.18 работодатель (employer): Физическое или юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. 2.19 работники и их представители (workers and their representatives): Упоминание работников и их представителей указывает на то, что там, где существуют такие представители, они должны привлекаться к консультациям с целью обеспечения надлежащего участия работников. В ряде случаев целесообразно привлекать всех работников и всех их представителей. 2.20 реагирующий мониторинг (reactive monitoring): Проверка того, что допущенные недостатки в мероприятиях по предотвращению и защите от воздействия опасностей и рисков, а также в функционировании системы управления охраной труда, о чем свидетельствуют случившиеся травмы, ухудшения здоровья, болезни и инциденты, идентифицированы и устранены. (Новая редакция. Изм. № 1) 2.21 риск (risk): Сочетание вероятности возникновения в процессе трудовой деятельности опасного события, тяжести травмы или другого ущерба для здоровья человека, вызванных этим событием. 2.22 система управления охраной труда (occupational safety and health management system): Набор взаимосвязанных или взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели по охране труда и процедуры по достижению этих целей. 2.23 текущий контроль (active monitoring): Текущая деятельность по проверке того, что меры по предупреждению и регулированию опасностей и рисков, а также мероприятия системы управления охраной труда соответствуют установленным критериям. 2.24 связанные с работой травмы, ухудшения здоровья и болезни (workrelated injuries, ill health and diseases): Результаты отрицательного воздействия на здоровье работника химических, биологических, физических факторов производственной среды, факторов трудового процесса и организации труда, социально-психологических и иных факторов на работе. Примечание - Устойчивое словосочетание и важнейшее международное понятие отрицательного воздействия неблагоприятных условий работы, продвигаемое МОТ, включающее в себя перечень всех возможных негативных последствий неблагоприятных условий труда, а не только учетные производственные травмы (несчастные случаи на производстве) и профессиональные болезни. Пункты 2.23, 2.24 (Новая редакция. Изм. № 1) 3 Национальные основы систем управления охраной труда(Новая редакция. Изм. № 1) 3.1 Национальная политика3.1.1 В установленном порядке следует определить компетентное учреждение или несколько учреждений для формулирования, применения и периодического пересмотра согласованной национальной политики по созданию и содействию развития систем управления охраной труда в организациях. Согласованную национальную политику по управлению охраной труда в установленном порядке определяют, реализовывают и периодически пересматривают путем обсуждения с наиболее представительными организациями работодателей и работников и, при необходимости, с другими органами власти или общественными объединениями. (Новая редакция. Изм. № 1) 3.1.2 Национальная политика по системам управления охраной труда должна устанавливать общие принципы и процедуры для: а) содействия использованию и объединению систем управления охраной труда с общей системой управления организацией в качестве подсистемы; б) создания основы с целью облегчения и совершенствования выполнения мероприятий по систематическому анализу, планированию, применению и совершенствованию деятельности по охране труда на национальном уровне и на уровне организации; в) содействия участию работников и их представителей в работах по обеспечению охраны труда в организации; г) осуществления непрерывного эффективного и результативного совершенствования систем управления охраной труда без излишнего бюрократизма, администрирования и издержек; д) содействия сотрудничеству и поддержке систем управления охраной труда в организации инспекциями труда, службами охраны труда и другими национальными органами государственного надзора и контроля и направления их деятельности по использованию управления охраной труда; е) оценки через определенные промежутки времени эффективности национальной политики и национальной структуры систем управления охраной труда с целью ее совершенствования; ж) оценки и пропаганды имеющимися средствами эффективности систем управления охраной труда и практики их применения; и) обеспечения применения требований по охране труда, установленных в организации, подрядчиками и их работниками, в том числе временными работниками, непосредственно нанятыми работодателем. (Измененная редакция. Изм. № 1) 3.1.3 С целью обеспечения согласованности национальной политики по охране труда и мероприятий по ее применению компетентное учреждение должно устанавливать национальные основы систем управления охраной труда для: а) определения и установления соответствующих функций и обязанностей различных учреждений, призванных осуществлять национальную политику и выполнять соответствующие мероприятия для обеспечения необходимой координации между ними; б) публикации и периодического пересмотра национального стандарта по добровольному применению и функционированию систем управления охраной труда в организациях; в) установления в установленном порядке критериев для назначения учреждений, ответственных за разработку, внедрение и применение специальных стандартов по системам управления охраной труда в организациях, и определения их соответствующих обязанностей; г) обеспечения доступности национальных и специальных стандартов, а также иных руководящих указаний работодателям, работникам и их представителям для использования ими преимуществ национальной политики. Примечание - Под службами охраны труда в настоящем стандарте в соответствии с международной практикой понимают внешние для работодателя организации, профессионально оказывающие услуги по охране труда. Пункты 3.1.3, 3.1.4 (Новая редакция. Изм. № 1) 3.2 Национальный стандарт3.2.1 Национальный стандарт, устанавливающий порядок добровольного применения и систематического использования систем управления охраной труда, должен быть разработан на основе подхода, приведенного в разделе 4, с учетом национальных условий и практики. (Новая редакция. Изм. № 1) 3.3 Специальные стандарты3.3.1 Специальные стандарты, отражая общие цели настоящего стандарта, должны включать базисные элементы национального стандарта и отражать специфические условия и нужды организаций или групп организаций, учитывая: а) их размер (крупный, средний и малый) и инфраструктуру; и б) типы опасностей и значимость рисков. (Новая редакция. Изм. № 1) 3.3.2 Элементы национальных структур управления охраной труда и связи между ними представлены на рисунке 1. Рисунок 1 - Элементы национальных структур систем управления охраной труда 4 Система управления охраной труда в организацииОбеспечение охраны труда, включая соответствие требованиям охраны труда, установленным национальными законами и правилами, входит в обязательства и обязанности работодателя. Работодатель должен продемонстрировать свои безусловное руководство и приверженность деятельности по охране труда в организации и организовать создание системы управления охраной труда. Основные элементы системы управления охраной труда - политика, организация, планирование и осуществление, оценка и действия по совершенствованию - представлены на рисунке 2. (Новая редакция. Изм. № 1) Рисунок 2 - Основные элементы системы управления охраной труда Политика4.1 Политика в области охраны труда4.1.1 Работодатель, консультируясь с работниками и их представителями, должен изложить в письменном виде политику по охране труда, которая должна: а) отвечать специфике организации и соответствовать ее размеру и характеру деятельности; б) быть краткой, четко изложенной, иметь дату и вводиться в действие подписью либо работодателя или по его доверенности, либо самого старшего по должности ответственного лица в организации; в) распространяться и быть легкодоступной для всех лиц на их месте работы; г) анализироваться для постоянной пригодности; д) быть доступной в соответствующем порядке относящимся к делу внешним заинтересованным сторонам. 4.1.2 Политика в области охраны труда должна включать, как минимум, следующие ключевые принципы и цели, выполнение которых организация принимает на себя: а) обеспечение безопасности и охрану здоровья всех работников организации путем предупреждения связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов; б) соблюдение соответствующих национальных законов и иных нормативных правовых актов, программ по охране труда, коллективных соглашений по охране труда и других требований, которые организация обязалась выполнять; в) обязательства по проведению консультаций с работниками и их представителями и привлечению их к активному участию во всех элементах системы управления охраной труда; г) непрерывное совершенствование функционирования системы управления охраной труда. Подпункты 4.1.1, 4.1.2 (Новая редакция. Изм. № 1) 4.1.3 Система управления охраной труда должна быть совместима или объединена с другими системами управления организации. 4.2 Участие работников и их представителей4.2.1 Участие работников является важнейшим элементом системы управления охраной труда в организации. 4.2.2 Работодатель должен привлекать работников и их представителей по охране труда к консультациям, информированию и повышению их квалификации по всем аспектам охраны труда, связанным с их работой, включая мероприятия, в процессе возможных аварий. 4.2.3 Работодатель должен так организовать мероприятия для работников и их представителей по охране труда, чтобы они имели время и возможности для активного участия в процессах организации, планирования и реализации, применении, оценки и действий по совершенствованию системы управления охраной труда. 4.2.4 Работодатель должен обеспечивать создание, формирование и эффективное функционирование комитета (комиссии) по охране труда и признание представителей работников по охране труда в соответствии с национальными законами и практикой. Организация4.3 Обязанности и ответственность4.3.1 Работодатель должен нести всеобъемлющие обязательства и ответственность по обеспечению безопасности и охране здоровья работников и обеспечивать руководство деятельностью по охране труда в организации. 4.3.2 Работодатель и руководители высшего звена должны распределять обязанности, ответственность и полномочия по разработке, осуществлению и результативному функционированию системы управления охраной труда и достижению соответствующих целей по охране труда. Должны быть установлены структуры и процессы, которые бы: а) обеспечивали управление охраной труда в виде линейной управленческой функции, известной и признанной на всех уровнях; б) определяли и доводили до членов организации обязанности, ответственность и полномочия лиц, которые выявляют, оценивают или регулируют опасности и риски охраны труда; в) осуществляли при необходимости эффективное оперативное руководство, чтобы гарантировать обеспечение безопасности и охрану здоровья работников; г) способствовали сотрудничеству, передаче и обмену информацией между членами организации, включая работников и их представителей, при осуществлении элементов системы управления охраной труда данной организации; д) соблюдали принципы построения систем управления охраной труда, содержащиеся в соответствующих национальном стандарте, специальных стандартах или иных руководствах, а также в добровольных программах, осуществление которых организация приняла на себя; е) устанавливали и осуществляли ясную политику по охране труда и измеримые цели; ж) устанавливали эффективные мероприятия по идентификации и устранению или ограничению опасностей и рисков и способствовали сохранению здоровья на работе; и) устанавливали программы профилактики заболеваний и оздоровления; к) гарантированно обеспечивали эффективные мероприятия по полному участию работников и их представителей в выполнении политики по охране труда; л) предоставляли необходимые ресурсы для того, чтобы лица, несущие обязанности по охране труда, включая членов комитета (комиссии) по охране труда, могли правильно выполнять свои функции; и м) гарантированно обеспечивали эффективные мероприятия для полного участия работников и их представителей в комитетах (комиссиях) по охране труда там, где они существуют. 4.3.3 На уровне руководителей высшего звена организации должно быть назначено лицо или лица, наделенные обязанностями, ответственностью и полномочиями по: а) развитию, применению, периодическому анализу и оценке системы управления охраной труда; б) периодической отчетности высшему руководству о результативности функционирования системы управления охраной труда; в) содействию в участии всех членов организации. Подпункты 4.3.1 - 4.3.3 (Новая редакция. Изм. № 1) 4.4 Компетентность* и подготовка___________ * Компетентность по охране труда включает образование, опыт работы и подготовку либо их сочетание. (Новая редакция. Изм. № 1) 4.4.1 Требования к необходимой компетентности по охране труда должны быть определены работодателем. При этом следует устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии мероприятия, обеспечивающие наличие у всех лиц необходимой компетентности для выполнения своих служебных обязанностей и обязательств, относящихся к обеспечению безопасности и охране здоровья. 4.4.2 Работодатель должен быть достаточно компетентным (или иметь возможность стать им) в области охраны труда для определения и устранения или регулирования опасностей и рисков, связанных с работой, и применения системы управления охраной труда. 4.4.3 Программы подготовки, осуществляемые в рамках требований, упомянутых в 4.4.1, должны: а) охватывать всех членов организации в соответствующем порядке; б) проводиться компетентными лицами; в) предусматривать эффективную и своевременную первоначальную и повторную подготовку с соответствующей периодичностью; г) включать оценку слушателями доступности и прочности усвоения материала подготовки; д) периодически анализироваться. Анализ должен включать анализ подготовки членами комитета (комиссии) по охране труда, там, где они существуют, и программ подготовки, пересматриваемых, по мере необходимости, для гарантированного обеспечения их соответствия и эффективности; и е) документироваться в установленном порядке и сообразно размеру и характеру деятельности организации. Пункты 4.4.1 - 4.4.3 (Новая редакция. Изм. № 1) 4.4.4 Подготовка должна предоставляться всем слушателям бесплатно и осуществляться, по возможности, в рабочее время. 4.5 Документация системы управления охраной труда4.5.1 В зависимости от размера, характера и вида деятельности организации следует устанавливать и совершенствовать документацию системы управления охраной труда, которая может содержать: а) политику и цели организации по охране труда; б) распределение ключевых управленческих ролей по охране труда и обязанностей по применению системы управления охраной труда; в) наиболее значительные опасности/риски, вытекающие из деятельности организации, и мероприятия по их предупреждению и снижению; г) положения, процедуры, методики, инструкции или другие внутренние документы, используемые в рамках системы управления охраной труда. (Новая редакция. Изм. № 1) 4.5.2 Документация системы управления охраной труда должна: а) быть оформлена и изложена так, чтобы быть понятной пользователям; б) периодически анализироваться, при необходимости, своевременно корректироваться, распространяться и быть легкодоступной для всех работников организации, кому она предназначена и кого касается. (Измененная редакция. Изм. № 1) Примечание - Записи данных - общепринятое в практике системного управления наименование документов, фиксирующих прошедшие события и факты. В охране труда эти данные нужны при расследовании. 4.5.4 Работники должны иметь право доступа к записям данных, относящимся к их производственной среде и здоровью, с учетом требований конфиденциальности. 4.5.5 Записи данных по охране труда могут включать: а) записи данных, вытекающие из осуществления системы управления охраной труда; б) записи данных о связанных с работой травмах, ухудшениях здоровья, болезнях и инцидентах; в) записи данных, вытекающие из национальных законов или правил по охране труда; г) записи данных о воздействиях вредных производственных факторов на работников и наблюдений за производственной средой и за состоянием здоровья работников; и д) результаты текущего контроля и реагирующего мониторинга. Пункты 4.5.3 - 4.5.5 (Новая редакция. Изм. № 1) 4.6 Передача и обмен информациейа) получения, документирования и реагирования на внешние и внутренние сообщения, связанные с охраной труда; б) обеспечения внутренней передачи и обмена информацией по охране труда между соответствующими уровнями и функциональными структурами организации; в) обеспечения получения, гарантированного рассмотрения и подготовки ответов на запросы, идеи и предложения работников и их представителей по охране труда. (Новая редакция. Изм. № 1) Планирование и применение4.7 Исходный анализ4.7.1 В процессе исходного анализа оценивают существующую в организации систему управления охраной труда и соответствующие мероприятия. При отсутствии системы управления охраной труда или в случае, если организация создана заново, исходный анализ служит основой для создания системы управления охраной труда. 4.7.2 Исходный анализ проводят компетентные лица с учетом обсуждения с работниками организации и (или) их представителями. Они должны: а) определить действующие национальные законы и правила, национальные и специальные стандарты, программы по охране труда и другие требования, соблюдение которых организация принимает на себя; б) идентифицировать, предвидеть и оценить опасности и риски для безопасности и здоровья, вытекающие из существующей или предполагаемой производственной среды и организации труда; в) определить адекватность планируемых или действующих мер защиты для устранения опасностей или ограничения рисков; г) проанализировать результаты наблюдений за состоянием здоровья работников. (Новая редакция. Изм. № 1) 4.7.3 Результат исходного анализа должен: а) быть документально оформлен; б) стать основанием для принятия решений о применении или совершенствовании системы управления охраной труда; в) определить базовый уровень для сравнения и оценки непрерывного совершенствования системы управления охраной труда в организации. (Измененная редакция. Изм. № 1) 4.8 Планирование, разработка и применение системы управления охраной труда4.8.1 Целью планирования должно быть создание системы управления охраной труда, поддерживающей: а) как минимум, соответствие с национальными законами и правилами; б) основные элементы системы управления охраной труда в организации; в) непрерывное совершенствование деятельности по охране труда. (Новая редакция. Изм. № 1) 4.8.2 Мероприятия по качественному планированию охраны труда должны основываться на результатах исходного анализа, последующих анализов или других имеющихся данных. Эти мероприятия по планированию должны обеспечивать безопасность и охрану здоровья на работе и включать: а) ясное определение, расстановку приоритетности и, где это целесообразно, количественную оценку целей организации по охране труда; б) подготовку плана достижения каждой цели с распределением обязанностей и ответственности за достижение цели, сроками выполнения мероприятий по улучшению условий и охраны труда с ясными критериями результативности деятельности для каждого подразделения и уровня управления; в) отбор критериев сравнения для подтверждения достижения цели; г) предоставление необходимой технической поддержки, ресурсов, включая человеческие и финансовые. (Измененная редакция. Изм. № 1) 4.8.3 Мероприятия по планированию охраны труда в организации должны включать разработку, развитие и функционирование всех элементов системы управления охраной труда, описанных в разделе 4 и представленных на рисунке 2. 4.9 Цели по охране труда(Новая редакция. Изм. № 1) 4.9.1 В соответствии с политикой по охране труда и на основе исходного или последующих анализов следует установить измеримые цели охраны труда, которые должны быть: а) специфичными для организации, а также приемлемыми и соответствующими ее размеру и характеру деятельности; б) согласованными с требованиями соответствующих и применимых национальных законов и правил, а также с техническими и коммерческими обязательствами организации, относящимися к охране труда; в) направленными на непрерывное совершенствование защитных мероприятий охраны труда работников для достижения наилучшей результативности деятельности по охране труда; г) реалистичными и достижимыми; д) задокументированными и доведенными до всех соответствующих функциональных структур и уровней организации; и е) периодически оцениваемыми и, в случае необходимости, обновляемыми. (Новая редакция. Изм. № 1) 4.10 Предотвращение опасностей4.10.1 Предупредительные и регулирующие меры(Новая редакция. Изм. № 1) 4.10.1.1 Опасности и риски для безопасности и здоровья работников должны быть определены и оценены на постоянной основе. Предупредительные и регулирующие меры должны быть осуществлены в следующем порядке приоритетности: а) устранение опасности/риска; б) ограничение опасности/риска в его источнике путем использования технических средств коллективной защиты или организационных мер; в) минимизация опасности/риска путем проектирования безопасных производственных систем, включающих меры административного ограничения суммарного времени контакта с вредными и опасными производственными факторами; г) там, где оставшиеся опасности/риски не могут быть ограничены средствами коллективной защиты, работодатель должен бесплатно предоставить работникам соответствующие средства индивидуальной защиты, включая спецодежду, и принять меры по обеспечению их использования и поддержания в рабочем состоянии. 4.10.1.2 Следует установить процедуры или мероприятия по предупреждению и регулированию опасностей и рисков, которые должны: а) соответствовать опасностям и рискам, наблюдающимся в организации; б) регулярно анализироваться и, при необходимости, модифицироваться; в) выполнять требования национальных законов и иных нормативных правовых актов и отражать передовой опыт; г) учитывать текущее состояние знаний, включая информацию или отчеты организаций, таких как инспекции труда, службы охраны труда и других служб, в соответствии с обстоятельствами. Подпункты 4.10.1.1, 4.10.1.2 (Новая редакция. Изм. № 1) 4.10.2 Управление изменениями4.10.2.1 Влияющие на охрану труда внутренние изменения (такие как прием на работу, применение новых технологических и трудовых процессов или организационных структур) и внешние изменения (например, в результате совершенствования национальных законов и иных нормативных правовых актов, слияния компаний, развития знаний по охране труда и технологии) должны быть оценены, а соответствующие предупредительные меры выполнены еще до введения изменений в практику. 4.10.2.2 Перед любым изменением или применением новых приемов труда, материалов, процессов или оборудования должны быть выполнены определение опасностей и оценка рисков на рабочих местах. Такая оценка должна быть сделана с учетом обсуждения с участием работников, их представителей и комитета (комиссии) по охране труда, где это необходимо. 4.10.2.3 При выполнении «решений об изменениях» следует обязательно обеспечивать качественное и своевременное информирование и подготовку всех работников организации, которых затрагивает это решение. 4.10.3 Предупреждение аварийных ситуаций, готовность к ним и реагирование(Новая редакция. Изм. № 1) 4.10.3.1 Следует установить и поддерживать в рабочем состоянии мероприятия по предупреждению аварийных ситуаций, обеспечению готовности к ним и реагированию. Эти мероприятия должны определять возможный характер и масштаб несчастных случаев и аварийных ситуаций и предусматривать предупреждение связанных с ними рисков в сфере охраны труда. Все мероприятия должны быть разработаны в соответствии с размером и характером деятельности организации. Они должны: а) гарантировать, что имеющаяся необходимая информация, внутренние коммуникативное взаимодействие и координация обеспечат защиту всех людей в случае аварийной ситуации в рабочей зоне; б) предоставлять информацию соответствующим компетентным органам, территориальным структурам окружающего района и службам аварийного реагирования и обеспечивать коммуникативное взаимодействие с ними; в) предусматривать оказание первой и медицинской помощи, противопожарные мероприятия и эвакуацию всех людей, находящихся в рабочей зоне; и г) предоставлять соответствующую информацию и возможность подготовки всем членам организации на всех уровнях, включая проведение регулярных тренировок по предупреждению аварийных ситуаций, обеспечению готовности к ним и реагированию. 4.10.3.2 Мероприятия по предупреждению аварийных ситуаций, обеспечению готовности к ним и реагированию должны быть согласованы с внешними аварийными службами и другими органами там, где это необходимо. Подпункты 4.10.3.1, 4.10.3.2 (Новая редакция. Изм. № 1) 4.10.4 Снабжениеа) соответствие с требованиями обеспечения безопасности и охраны здоровья в организации будет идентифицировано, оценено и включено в условия материально-технического снабжения и аренды; б) требования национальных законов и правил, а также собственные требования организации по охране труда будут идентифицированы до приобретения товаров и услуг; и в) мероприятия по достижению соответствия с этими требованиями будут выполнены до использования этих товаров и услуг. (Новая редакция. Изм. № 1) 4.10.5 Подрядные работы4.10.5.1 Устанавливают мероприятия по применению подрядчиками и их работниками требований организации по охране труда, а также обеспечивают своевременную корректировку этих мероприятий. 4.10.5.2 Мероприятия в отношении подрядчиков, работающих на площадке организации, должны: а) включать критерии охраны труда в процедуры оценки и выбора подрядчиков; б) устанавливать эффективную текущую связь и координацию между соответствующими уровнями управления организации и подрядчиком до начала работы. При этом следует обеспечить условия для информирования об опасностях и меры по предупреждению и ограничению их воздействия; в) включать мероприятия по уведомлению о травмах, ухудшениях здоровья, болезнях и инцидентах с работниками подрядчика при выполнении работ для организации; г) обеспечивать соответствующие ознакомление с опасностями рабочих мест для обеспечения безопасности и охраны здоровья и подготовку для подрядчиков или их работников перед началом работы или в ходе работы, в зависимости от необходимости; д) методично отслеживать соблюдение требований охраны труда в деятельности подрядчика на площадке организации; и е) гарантировать, что требуемые процедуры и мероприятия по охране труда на площадке организации будут выполнены подрядчиком (подрядчиками). (Новая редакция. Изм. № 1) Оценка4.11 Мониторинг исполнения и оценка результативности(Новая редакция. Изм. № 1) 4.11.1 Постоянно действующие процедуры наблюдения, измерения и учета деятельности по охране труда следует разрабатывать, устанавливать и периодически анализировать. Обязанности, ответственность и полномочия по наблюдению на различных уровнях управленческой структуры должны быть распределены. 4.11.2 Выбор показателей деятельности проводят в соответствии с размерами и характером деятельности организации и целями охраны труда. (Новая редакция. Изм. № 1) 4.11.3 Измерения должны быть как качественные, так и количественные, соответствующие потребностям организации. Они должны: а) базироваться на выявленных в организации опасных и вредных производственных факторах и рисках, принятых обязательствах, связанных с политикой и целями по охране труда; б) поддерживать процесс оценки деятельности организации, включая анализ эффективности управления руководством. (Измененная редакция. Изм. № 1) 4.11.4 Мониторинг исполнения (контроль за исполнением) и оценка результативности должны: а) использоваться как средства для определения степени, с которой политика и цели по охране труда осуществляются, а риски регулируются; б) включать результаты как текущего контроля, так и реагирующего мониторинга, и не опираться только на статистику связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов; и в) фиксироваться документально. (Новая редакция. Изм. № 1) 4.11.5 Наблюдение должно обеспечивать: а) обратную связь по результатам деятельности в области охраны труда; б) информацию для определения, результативности и эффективности текущих мероприятий по определению, предотвращению и ограничению опасных и вредных производственных факторов и рисков; в) основу для принятия решений о совершенствовании как определения опасностей и ограничения рисков, так и самой системы управления охраной труда. (Измененная редакция. Изм. № 1) 4.11.6 Текущий контроль должен содержать элементы, необходимые для функционирования упреждающей системы профилактических мер и предупредительных мероприятий, и включать: а) контроль выполнения конкретных планов, установленных критериев результативности исполнения и целей; б) систематическую проверку производственных систем, помещений, цехов и оборудования; в) наблюдение за производственной средой, включая организацию труда; г) наблюдение за состоянием здоровья работников, где это целесообразно, путем соответствующих медицинских осмотров, в том числе периодических, для раннего выявления признаков и симптомов нарушения здоровья с целью определения эффективности профилактических и регулирующих мер; д) оценку соответствия с применимыми национальными законами и иными нормативными актами, коллективными соглашениями и другими обязательствами по охране труда, принятыми на себя организацией. 4.11.7 Реагирующий мониторинг должен включать определение, уведомление и расследование: а) связанных с работой травм, ухудшений здоровья (включая мониторинг совокупных данных о временной нетрудоспособности), болезней и инцидентов; б) других потерь, таких как имущественный ущерб; в) неудовлетворительных результатов деятельности по выполнению требований безопасности и охраны здоровья и недостатков системы управления охраной труда; г) программ трудовой реабилитации и восстановления здоровья работников. Подпункты 4.11.6, 4.11.7 (Новая редакция. Изм. № 1) 4.12 Расследование связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов и их воздействие на деятельность по обеспечению безопасности и охраны здоровья(Новая редакция. Изм. № 1) 4.12.1 Расследование возникновения и первопричин связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов должно выявлять любые недостатки в системе управления охраной труда и быть задокументировано. (Новая редакция. Изм. № 1) 4.12.2 Такие расследования проводят компетентные лица при соответствующем участии работников и их представителей. 4.12.3 Результаты таких расследований доводят до сведения комитета (комиссии) по охране труда там, где он существует, который должен сформулировать соответствующие рекомендации. 4.12.4 Результаты расследований и рекомендации комитета (комиссии) по охране труда доводят до сведения соответствующих лиц с целью выполнения корректирующих действий, включают в анализ эффективности системы управления охраной труда руководством и учитывают в деятельности по непрерывному совершенствованию. 4.12.5 Корректирующие действия, вытекающие из подобных расследований, выполняют в целях предотвращения повторения связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов. (Новая редакция. Изм. № 1) 4.12.6 Отчеты, подготовленные внешними расследующими организациями, такими как инспекции и учреждения социального страхования, рассматривают и принимают к исполнению в том же порядке, что и результаты внутренних расследований, с учетом требований конфиденциальности. 4.13 Проверка4.13.1 Устанавливают мероприятия по периодическому проведению проверок с целью определения эффективности и результативности системы управления охраной труда и ее элементов по обеспечению безопасности и охраны здоровья работников и предотвращению инцидентов. 4.13.2 Разрабатывают политику и программу проверок, включающих определение компетенции проверяющего, масштаб, частоту и методологию проведения проверки, а также формы отчетности. 4.13.3 В зависимости от целесообразности проверка включает оценку элементов системы управления охраной труда в организации или ее подсистем. Проверка должна охватывать: а) политику в области охраны труда; б) участие работников и (или) их представителей; в) обязанности и ответственность; г) компетентность и подготовку; д) документацию системы управления охраной труда; е) передачу и обмен информацией; ж) планирование, развитие и функционирование системы управления охраной труда; и) предупредительные и регулирующие меры; к) управление изменениями; л) предупреждение аварийных ситуаций, готовность к ним и реагирование; м) снабжение; н) подрядные работы; п) мониторинг исполнения и оценку результативности; р) расследование связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов и их воздействие на деятельность по обеспечению безопасности и охране здоровья; с) анализ функционирования управления охраной труда руководством; т) предупредительные и корректирующие действия; у) непрерывное совершенствование; ф) любые другие цели и объекты в зависимости от необходимости. 4.13.4 В выводах проверки должно быть определено, являются ли функционирующие элементы системы управления охраной труда или их подсистемы: а) эффективными для реализации политики и целей организации по охране труда; б) эффективными для содействия полному участию работников; в) реагирующими на оценку результативности деятельности по охране труда и предыдущих проверок; г) обеспечивающими соответствие требованиям национальных законов и правил, относящихся к деятельности организации; д) обеспечивающими непрерывное совершенствование и применение передового опыта по охране труда. Подпункты 4.13.3, 4.13.4 (Новая редакция. Изм. № 1) 4.13.5 Проверку проводят компетентные, несвязанными с проверяемой деятельностью лица, работающие или не работающие в организации. 4.13.6 Результаты проверки и ее выводы доводят до лиц, ответственных за корректирующие мероприятия. 4.13.7 Согласование назначения проверяющего и все этапы проверки на рабочем месте, включая анализ результатов проверки, должно осуществляться с участием работников в установленном порядке. 4.14 Анализ эффективности системы управления охраной труда руководством4.14.1 При анализе эффективности системы управления охраной труда руководство: а) оценивает общую стратегию системы управления охраной труда для определения достижимости запланированных целей деятельности; б) оценивает способность системы управления охраной труда удовлетворять общим потребностям организации и ее заинтересованных сторон, включая работников и органы управления, надзора и контроля; в) оценивает необходимость изменения системы управления охраной труда, включая политику и цели по охране труда; г) определяет, какие действия необходимы для своевременного устранения недостатков, включая изменение других сторон управленческой структуры организации и измерение эффективности результатов; д) обеспечивает обратную связь, включая определение приоритетов, в целях рационального планирования и непрерывного совершенствования; е) оценивает прогресс в достижении целей организации по охране труда и своевременности корректирующих действий; ж) оценивает эффективность действий, намеченных руководством при предыдущих анализах эффективности системы управления охраной труда. (Измененная редакция. Изм. № 1) 4.14.2 Частоту и масштаб периодических анализов эффективности системы управления охраной труда работодателем или лицом, обладающим наибольшей ответственностью, следует определять в соответствии с необходимостью и условиями деятельности организации. 4.14.3 Анализ функционирования системы управления охраной труда руководством должен учитывать: а) результаты расследования связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов, наблюдения и измерения результатов деятельности и проверок; б) дополнительные внутренние и внешние факторы, а также изменения, включая организационные, которые могут влиять на систему управления охраной труда. 4.14.4 Выводы из анализа функционирования системы управления охраной труда руководством должны быть документально зафиксированы и официально доведены до сведения: а) лиц, ответственных за конкретный(е) элемент(ы) системы управления охраной труда для принятия соответствующих мер; б) комитета (комиссии) по охране труда, работников и их представителей. Подпункты 4.14.3, 4.14.4 (Новая редакция. Изм. № 1) Действия по совершенствованию4.15 Предупреждающие и корректирующие действия4.15.1 Следует устанавливать и своевременно корректировать мероприятия по проведению предупреждающих и корректирующих действий, являющихся следствием наблюдения и оценки результативности системы управления охраной труда, проверок системы управления охраной труда и анализа эффективности системы управления охраной труда руководством. Эти мероприятия должны включать: а) определение и анализ первопричин любого несоблюдения правил по охране труда и (или) мероприятий систем управления охраной труда; б) инициирование, планирование, реализацию, проверку эффективности и документального оформления корректирующих и предупреждающих действий, включая внесение изменений в саму систему управления охраной труда. (Измененная редакция. Изм. № 1) 4.15.2 Если оценка системы управления охраной труда или другие источники показывают, что предупреждающие и защитные меры от опасных и вредных производственных факторов и рисков неэффективны или могут стать таковыми, то соответствующие обстоятельствам другие меры, согласно принятой иерархии предупредительных и регулирующих мер, должны быть своевременно предусмотрены, полностью выполнены и документально оформлены. 4.16 Непрерывное совершенствование4.16.1 Следует устанавливать и своевременно выполнять мероприятия по непрерывному совершенствованию соответствующих элементов системы управления охраной труда и системы управления охраной труда в целом. Эти мероприятия должны учитывать: а) цели организации по охране труда; б) результаты идентификации и оценки опасных и вредных производственных факторов и рисков; в) результаты контроля за исполнением и оценки результативности исполнения; г) расследования связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов, результаты и рекомендации проверок/аудитов; д) выходные данные (выводы) анализа управления системы управления охраной труда руководством; е) предложения по совершенствованию, поступающие от всех членов организации, включая комитеты (комиссии) по охране труда там, где они существуют; ж) изменения в национальных законах и иных нормативных правовых актах, программах по охране труда, а также коллективных соглашениях; и) новую информацию в области охраны труда; к) результаты выполнения программ защиты и поддержки здоровья. (Новая редакция. Изм. № 1) 4.16.2 Процессы выполнения организацией требований обеспечения безопасности и охраны здоровья сравнивают с достижениями других организаций в целях совершенствования деятельности по охране здоровья и обеспечению безопасности. БиблиографияСо времени своего основания в 1919 г. МОТ разработала и приняла 19 международных Конвенций (и сопровождающих их 19 Рекомендаций), имеющих прямое отношение к охране труда, а также много сводов правил и технических документов по различным аспектам этого вопроса. Они представляют собой внушительный по объему свод определений, принципов, обязательств, обязанностей и прав, а также технические руководства, отражающие согласованные точки зрения входящих в МОТ представителей трех сторон социально-трудовых отношений из 185* стран - членов по большинству направлений охраны труда». __________ * По данным на июнь 2012 г. Конвенции и Рекомендации МОТ, относящиеся к системе управления охраной труда Конвенции
Рекомендации
Избранные кодексы правил безопасности, разработанные МОТ Предупреждение крупных промышленных аварий (Женева, 1991) Безопасность труда и здоровья при работе в открытых разработках (Женева, 1991) Безопасность и охрана труда в строительстве (Женева, 1992) Безопасность при работе с химическими веществами (Женева, 1993) Предупреждение несчастных случаев на борту судна в море и порту (Женева, 2-е изд., 1996) Управление вопросами, связанными с алкоголем и наркотиками, на рабочем месте (Женева, 1996) Учет и уведомление о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях (Женева, 1996) Защита персональной информации о работниках (Женева, 1997) Безопасность и охрана труда при работе в лесном хозяйстве (Женева, 2-е изд., 1998) Факторы окружающей среды на рабочем месте (Женева, 2001) Публикации по данному вопросу ILO: Declaration on Fundamental Principles and Rights at Work and its Follow-up, adopted by the International Labour Conference at its 86th Session, 1998. Geneva, 1998 (Декларация МОТ о фундаментальных принципах и правах работников и контроле за их соблюдением. Принята на 86-й сессии Международной Конференции Труда 1998 г. Женева, 1998) ILO: Encyclopaedia of occupational health and safety, edited by Jeanne Mager Stellman. Geneva, 4th edition, 1998; 4-volume print version and CD-ROM (Энциклопедия МОТ по безопасности и гигиене труда. Под редакцией Джин Мейджер Стеллмэн. Женева, 4-е изд., 1998, четырехтомное издание или CD-ROM) ILO: Tehnical and ethical guidelines for workers health surveillance, Occupational Safety and Health Series, № 72. Geneva, 1998 (MOT: технические и этические принципы наблюдения за состоянием здоровья работников. Серия «Безопасность и гигиена труда», вып. 72, Женева, 1998) United Nations Conference on Environment and Development (UNCED): Agenda 21 (Chapter 19 on environmentally sound management of chemicals). Rio de Janeiro, Brazil, 1992 (Конференция ООН по окружающей среде и развитию (ЮНСЕД). Повестка дня 21 век (Глава 19 об экологически рациональном управлении химическими веществами). Рио-де-Жанейро, Бразилия, 1992)
|