Проектно-конструкторский и технологический
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
139-06 ТК
УТВЕРЖДАЮ Генеральный директор, к.т.н. ___________ С.Ю. Едличка «06» сентября 2006 г. Первый заместитель генерального директора - главный инженер _____________ А.В. Колобов Начальник отдела _____________ Б.И. Бычковский В технологической карте представлены схема устройства опалубки лестничных маршей, контроль качества и приемки опалубочных работ, требования безопасности и охраны труда, приведена потребность в машинах, механизмах и приспособлениях, технико-экономические показатели. Карта предназначена для производителей работ, мастеров и бригадиров, занимающихся устройством опалубки лестничных маршей, а также работников технического надзора заказчика и инженерно-технических работников строительных организаций, связанных с производством и контролем качества опалубочных работ. В разработке технологической карты участвовали сотрудники ОАО ПКТИпромстрой: - Новикова Е.И. - разработка технологической карты, компьютерная обработка и графика; - Савина О.А. - компьютерная обработка и графика; - Черных В.В. - общее технологическое сопровождение; - Бычковский Б.И. - разработка технологической карты, техническое руководство, корректура и нормоконтроль; - Колобов А.В. - общее техническое руководство; - к.т.н. Едличка С.Ю. - общее руководство разработкой технологической документации.
СОДЕРЖАНИЕ 1 ОБЩИЕ ДАННЫЕ1.1 Настоящая технологическая карта разработана на устройство разборно-переставной мелкощитовой опалубки, предназначенной для возведения монолитных лестничных маршей при строительстве жилых, административных и промышленных зданий и сооружений. 1.2 Лестницы подразделяются на одномаршевые прямые и многомаршевые прямые и винтовые (полностью или частично) из монолитного или сборного железобетона. В настоящей технологической карте в качестве примера принят лестничный марш размером в плане 5,80×3,00 м из монолитного железобетона при высоте типового этажа Н = 3,2 м, конструкция которого представлена на рисунке 1. Рисунок 1 - Конструкция лестничного марша 1.3 При привязке карты к конкретным объектам и условиям производства работ подлежат уточнению объемы работ по разногабаритным щитам, потребность в материально-технических ресурсах, калькуляция затрат труда и машинного времени и календарный план производства работ. 1.4 Форма использования технологической карты предусматривает обращение ее в сфере информационных технологий с включением в базу данных по технологии и организации строительного производства автоматизированного рабочего места технолога строительного производства (АРМ ТСП), подрядчика и заказчика. 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА2.1 До начала производства работ по устройству опалубки лестничных маршей необходимо: - выполнить бетонирование монолитного перекрытия нижележащего этажа с набором бетоном 80 % прочности от проектной, выше которого будут выполняться работы по бетонированию лестничных маршей; - забетонировать стены лестничных клеток с формированием специальных ниш для опирания промежуточных лестничных площадок посредством закладки специальных шпонок, которые при демонтаже опалубки стен удаляются; - выставить временное инвентарное ограждение по периметру перекрытия, проемов лестничных клеток и лифтовых шахт, при этом монтажник, производящий установку временного ограждения, должен быть закреплен предохранительным поясом за страховочный канат, который закрепляется к перекрытиям в местах, указанных мастером или прорабом; - организовать площадки складирования основных элементов опалубки перекрытия (стойки, главные и второстепенные балки, щиты фанеры); - выполнить противопожарные мероприятия; - выполнить мероприятия, обеспечивающие безопасность производства работ. 2.2 Поступившие на строительную площадку элементы опалубки размещают в зоне действия крана. Все элементы опалубки должны храниться под навесом в условиях, исключающих их повреждения, рассортированные по маркам и типам размеров. Балки и щиты опалубки укладывают в штабели на деревянные прокладки. Стойки и крепежные элементы складируются в металлических ящиках. 2.3 Основными составляющими опалубки лестничного марша являются аналогичные опалубкам перекрытий элементы, представленные на рисунке 2: - опалубка ступеней; - стойки опалубки (инвентарные телескопические стойки); - опорные стойки из бруса 100×100 мм; - прогоны из бруса 150×100 мм; - листы фанеры толщиной 18 ÷ 21 мм (либо деревянные щиты). Рисунок 2 - Вариант установки основных элементов опалубки лестничного марша Поддерживающая конструкция опалубки лестничного марша состоит из одного или двух рядов прогонов из брусьев сечением 150×100 мм, опирающихся на деревянные опоры (опорные стойки из бруса 100×100 мм) или стальные опоры (инвентарные телескопические стойки). Однако наклонное положение плит лестничного марша затрудняет размещение опор на наклонной части лестницы, располагающихся вертикально в соответствии с вертикальным давлением бетона, а это, в свою очередь, затрудняет установку брусьев на оголовки опор. В связи с этим иногда предпочитают наклонное положение опор, при этом под нижней поверхностью плит лестничного марша они стоят вертикально. Опалубка нижней стороны плит лестничного марша и площадок, а также боковин лестницы устраивается из досок или щитов. Кроме этого, может быть использована бакелизированная фанера толщиной 18 - 21 мм. На верхней стороне лестницы необходима опалубка для передних сторон ступенек. Она состоит из досок, крепящихся к опалубке боковин короткими прижимными брусками. Особое внимание следует уделять тщательному креплению стоек с прогонами и наклонных брусьев в целях обеспечения восприятия сдвигающих усилий. Опалубка ступеней показана на рисунке 3. Рисунок 3 - Опалубка ступеней лестничного марша Если при широких лестницах возникает опасность прогиба щитов ступенек из-за большого расстояния между конечными точками крепления, то необходимо установить посередине дополнительный брус с планками на каждой ступеньке. Схема опалубки ступеней с дополнительным бруском показана на рисунке 4. Этот дополнительный элемент жесткости соединяется проволочной стяжкой с брусьями поддерживающей конструкцию. Его необходимо закрепить на нижнем конце для предотвращения сдвига вдоль лестницы. Для этого его крепят подпорками к существующим стенам. Можно также крепить к закладным, заделанным в бетон площадкам, если бетон к моменту бетонирования ступенек набрал достаточную прочность. Рисунок 4 - Опалубка ступеней лестничного марша с дополнительным бруском 2.4 Фанера, применяемая в качестве палубы опалубки, должна иметь водостойкое покрытие, пропитку или другую обработку рабочих поверхностей. Торцы фанеры и древесные материалы формирующих элементов опалубки должны быть защищены от механических повреждений и проникновения влаги герметиком. 2.5 Установку элементов опалубки лестничных маршей выполнять в следующей технологической последовательности: - выставить временное инвентарное ограждение по всему периметру перекрытия с ограждением всех монтажных проемов, а также проемов лифтовых шахт и лестничных клеток; - установить на нижележащий лестничный марш инвентарные телескопические стойки опалубки или, там где это невозможно, стойки из бруса 100×100 мм, а по ним укладывать прогоны из бруса сечением 150×100 мм (поперек лестничного марша); - при помощи винтовых устройств инвентарных стоек выставить прогоны по высоте, прогоны укладывать с инвентарных площадок монтажника Н = 1,5 м; - на прогоны внахлестку уложить брусья сечением 100×150 (h) мм (вдоль лестничного марша). Схема расстановки опорных стоек и раскладки опорных брусьев в продольном и поперечном направлениях показана на рисунке 5; Рисунок 5 - Схема расстановки опорных стоек и раскладки опорных брусьев в продольном и поперечном направлениях - уложить на брусья листы фанеры (палубу) с закреплением их к поперечным балкам шурупами или гвоздями; - выставить, где необходимо, торцевую опалубку; - установить опалубку ступеней, закрепив ее с палубой из фанеры; - произвести смазку палубы и торцевых поверхностей опалубки; - сдать опалубку по акту приемки-сдачи. Схема установки опалубки лестничного марша смотри на рисунке 2. 2.6 Плоскости опалубки до начала работ по ее установке должны быть очищены от остатков старого бетона, грязи, ржавчины, наледи и снега и смазаны антиадгезионной смазкой. Все резьбовые соединения должны быть проверены и смазаны. Установка опалубки производится по чертежам проекта производства работ. Смонтированная опалубка должна быть принята по акту. Опалубку, установленную в проектное положение, удобнее смазывать распылительными удочками типа 6943/9Б и УС-2. Вязкие смазки наносят с помощью валиков или пистолетов. 2.7 Все элементы опалубки перекрытия (опорные стойки, балки и листы фанеры) подавать в контейнерных ящиках, имеющих монтажные петли. Все элементы укладывать в ящики по высоте менее 100 - 150 мм его верхнего бортового ограждения. Схемы строповки элементов опалубки даны на рисунке 6. Рисунок 6 - Схемы строповки грузов 2.8 Демонтаж опалубки лестничного марша согласно СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции» при пролете до 6 м разрешается производить только после достижения бетоном не менее 70 % проектной прочности. Снятие опалубки следует производить после предварительного отрыва от бетона при отсутствии нагрузок на марш, превышающих допустимые. При распалубке лестничных маршей палубу вместе с продольными и поперечными балками при помощи винтовых устройств опор отрывают от бетона и опускают. Затем извлекают опалубку ступеней, опалубку боковых поверхностей и устанавливают стойки переопирания. Стойки переопирания устанавливают в наклонном положении, при этом под нижней поверхностью лестничного марша они стоят вертикально. На опорной поверхности их снабжают подкладками и заклинивают. Схема переопирания стоек показана на рисунке 7. Рисунок 7 - Схема переопирания стоек 2.9 Демонтаж всех элементов опалубки выполняется вручную со складированием их на перекрытии, последующей укладкой их в металлические ящики, строповкой их краном и переносом на новый участок работ. 2.10 Все листы фанеры каждый раз после демонтажа надо очищать от налипшего цементного раствора, при необходимости смазать. Смазку следует наносить не более чем за 2 часа перед следующим бетонированием. 2.11 В качестве дополнительных средств подмащивания при демонтаже элементов опалубки необходимо использовать площадку монтажника Нр.н. = 1,50 м (проект 4624 ГП Мосоргстрой). 2.12 При разборке опалубки необходимо принимать меры против случайного падения элементов опалубки, обрушения поддерживающих лесов и конструкций. 2.13 Монтаж опалубки лестничного марша следующего участка начинать после установки стоек переопирания на предыдущем участке. 2.14 Монтаж и демонтаж основных элементов опалубки следует производить, соблюдая правила производства и приемки работ согласно СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции». 2.15 Все поверхности опалубки, не соприкасающиеся с бетоном, должны быть окрашены красками, стойкими к окружающей среде в условиях эксплуатации. Лицевые и торцевые поверхности палубы должны быть защищены от механических повреждений и увлажнения водостойкими покрытиями. 3 ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ И ПРИЕМКЕ РАБОТ3.1 Контроль качества работ по устройству опалубки лестничных маршей при монолитном строительстве должен осуществляться специалистами (мастером и (или) прорабом) или специальными службами, входящими в состав строительных организаций или привлекаемыми со стороны, и оснащенными техническими средствами, обеспечивающими необходимую достоверность и полноту контроля. 3.2 Контроль качества работ осуществляют на всех стадиях технологической цепи, начиная от разработки проекта и кончая его реализацией на объекте на основе ППР и технологических карт. Производственный контроль качества должен включать входной контроль рабочей документации, поступающих материалов и изделий, качества поверхности основания, операционный контроль производства работ по установке опалубки лестничных маршей и оценку соответствия выполненных работ по установке опалубки лестничного марша нормативным требованиям. 3.3 При входном контроле рабочей документации проводится проверка ее комплектности и достаточности в ней технической информации. При входном контроле поступающих на объект материалов и изделий для устройства опалубки лестничных маршей проверяется соответствие их стандартам, требованиям рабочих чертежей, наличия сертификатов соответствия, гигиенических и пожарных документов, паспортов и других сопроводительных документов. Результаты входного контроля должны регистрироваться в «Журнале входящего учета и контроля качества получаемых деталей, материалов, конструкций и оборудования». 3.4 При приемке установленной опалубки проверяется вертикальность опорных стоек и горизонтальность продольных, поперечных балок и листов фанеры, смещение осей опалубки от проектного положения, правильность установки закладных деталей и проемообразователей. Результаты проверки установленной опалубки регистрируются в «Журнале производства работ». 3.5 Точность изготовления и установки опалубки, а также допустимая прочность бетона при распалубливании должны соответствовать требованиям, приведенным в таблице 1. Таблица 1 - Требования, предъявляемые к опалубке (СНиП 3.03.01-87)
3.6 Операционный контроль осуществляют непосредственно в процессе выполнения операций по устройству опалубки лестничного марша, а также сразу после завершения работ. При операционном контроле следует проверять соблюдение технологии устройства опалубки, соответствие выполняемых работ рабочим чертежам, строительным нормам, правилам и стандартам. Результаты операционного контроля должны фиксироваться в журнале работ. 3.7 При оценке соответствия необходимо производить проверку качества выполненных работ. Приемке подлежат законченные устройства элементов опалубки лестничного марша, выполненные в соответствии с проектом, а именно: опалубка лестничных площадок, ступеней, боковая опалубка, опорные стойки, крепеж. Приемка производится с составлением акта на скрытые работы до установки арматуры и укладки бетона. 3.8 Состав производственного контроля качества опалубочных работ приведен в таблице 2. Таблица 2 - Состав производственного контроля качества
3.9 Для проведения контроля качества опалубочных работ следует применять контрольно-измерительный инструмент: рулетку, отвес строительный, нивелир, теодолит, линейку металлическую, соответствующим образом аттестованные и поверенные установленным порядком. 4 ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНЫ ТРУДА, ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ И ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ4.1 При производстве опалубочных работ необходимо строго соблюдать требованиям СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие положения», СНиП 12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство» и государственных стандартов ССБТ. 4.2 Все рабочие, выполняющие опалубочные работы, должны иметь удостоверение на право производства данного вида работ, а также пройти инструктаж по безопасности труда в соответствии с требованиями ГОСТ 12.0.004-90 «ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения». 4.3 При монтаже опорных стоек, продольных и поперечных балок особое внимание обратить на их устойчивость и надежное закрепление их опорных вилок. 4.4 Элементы монтируемой опалубки во время перемещения должны удерживаться от раскачивания и вращения гибкими оттяжками. 4.5 Устанавливать щиты или панели опалубки следует с соблюдением следующих правил: - устанавливаемые панели должны быть надежно скреплены; - освобождать щит или панели опалубки от крюка крана разрешается после их надежного закрепления. 4.6 Приготовление и нанесение смазок на палубу опалубки необходимо производить с обязательным соблюдением всех условий санитарии и требований безопасности. 4.7 При установке опалубки в несколько ярусов каждый последующий ярус следует устанавливать только после закрепления нижнего яруса. 4.8 Ответственность за пожарную безопасность на строительной площадке, за соблюдение противопожарных требований, своевременное выполнение противопожарных мероприятий и исправное содержание средств пожаротушения, несет начальник строительного участка. 4.9 К разборке опалубки можно приступать только после достижения бетоном заданной прочности с разрешения производителя работ. 4.10 При производстве опалубочных работ запрещается: - размещать на опалубке оборудование и материалы, не предусмотренные проектом производства работ, а также пребывание людей, непосредственно не участвующих в производстве работ, на настиле опалубки; - работать неисправным инструментом и на неисправном оборудовании; - ходить по смазанной поверхности форм; - складывать на подмостях или на рабочем настиле разбираемые элементы опалубки, а также сбрасывать их; - работать с приставных лестниц; - загромождать проходы и доступы к противопожарному инвентарю, огнетушителям и гидрантам; - курить в местах, специально не отведенных для курения; - разводить огонь на опалубке или устанавливать нагревательные электроприборы, которые не предусмотрены проектом производства работ; - скопление людей на рабочем полу опалубки; - допуск посторонних лиц на строящийся объект; - одновременное производство работ в двух и более ярусах по одной вертикали без защитных устройств (настилов, навесов); - производить работы на опалубке во время грозы или при силе ветра более шести баллов. 4.11 Приказом по строительному управлению назначить ответственного из числа ИТР за охрану труда и выдачу наряд-допуска и пожарную безопасность. 4.12 Все лица, находящиеся на строительстве, обязаны носить защитные каски. 4.13 При производстве работ необходимо руководствоваться СП 12-135-2003 «Безопасность труда в строительстве. Отраслевые типовые инструкции по охране труда». 4.14 Рабочие, занятые на работах с электроинструментом, должны быть аттестованы на II группу по электробезопасности. 4.15 Строповку грузов краном производить аттестованными стропальщиками. 4.16 На всех рабочих местах должны находиться щиты со схемами строповок. 5 ПОТРЕБНОСТЬ В МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РЕСУРСАХ5.1 Потребность в машинах, оборудовании и механизмах для установки щитов опалубки при возведении стен здания, приведенных в таблице 3, определяется с учетом объемов выполняемых работ и технических характеристик. Таблица 3 - Ведомость потребности в машинах, механизмах, инструментах и приспособлениях
6 ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ6.1 Работы по установке и демонтажу элементов опалубки лестничного марша выполняются бригадой в следующем составе из 6 человек: машинист крана 5 разряда - 1 человек такелажник 2 разряда - 1 человек плотники (монтажники) 4 разряда - 1 человек 3 разряда - 1 человек 2 разряда - 1 человек слесарь строительный 4 разряда - 1 человек 6.2 Затраты труда и машинного времени подсчитаны из расчета установки элементов опалубки лестничного марша на один этаж здания. Подсчет выполнен по «Единым нормам и расценкам на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы», введенным в действие в 1987 г. и приведен в таблице 4. Таблица 4 - Калькуляция затрат труда и машинного времени на устройство опалубки лестничного марша Измеритель конечной продукции - лестничный марш
6.3 Календарный план производства работ приведен в таблице 5. 6.4 Технико-экономические показатели при устройстве опалубки лестничного марша на один этаж составят: затраты труда, чел.-час. - 33,16 затраты машинного времени, маш.-час. - 0,05 продолжительность работ, часов - 10,7 7 ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1 СНиП 12-01-2004 Организация строительства. 2 СНиП 3.01.03-84 Геодезические работы в строительстве. 3 СНиП 3.03.01-87 Несущие и ограждающие конструкции. 4 СНиП 12-03-2001 Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования. 5 СНиП 12-04-2002 Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство. 6 ГОСТ 12.0.004-90 ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения. 7 ГОСТ 12.3.002-75* ССБТ. Процессы производственные. Общие требования безопасности. 8 ГОСТ 12.4.010-75* ССБТ. Средства индивидуальной защиты. Рукавицы специальные. Технические условия. 9 ГОСТ 12.4.011-89 ССБТ. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация. 10 ГОСТ Р 12.4.026-2001 ССБТ. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний. 11 ГОСТ 12.4.087-84 ССБТ. Строительство. Каски строительные. Технические условия. 12 ГОСТ 5547-93 Плоскогубцы комбинированные. Технические условия. 13 ГОСТ 5781-82* Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия. 14 ГОСТ 7211-86* Зубила слесарные. Технические условия. 15 ГОСТ 7502-98 Рулетки измерительные металлические. Технические условия. 16 ГОСТ 7948-80 Отвесы стальные строительные. Технические условия. 17 ГОСТ 9416-83 Уровни строительные. Технические условия. 18 ГОСТ 11042-90 Молотки слесарные стальные. Технические условия. 19 ГОСТ 25573-82* Стропы грузовые канатные для строительства. Технические условия. 20 ГОСТ Р 52085-2003 Опалубка. Общие технические условия. 21 ПБ 10-382-00 Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов. Госгортехнадзор России, М., 2000. 22 ППБ 01-03 Правила пожарной безопасности в Российской Федерации. МЧС России, М., 2003. 23 ЕНиР. Единые нормы и расценки на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы. Сборник 4. Монтаж сборных и устройство монолитных железобетонных конструкций. Выпуск 1. Здания и промышленные сооружения. 24 СП 12-135-2003 «Безопасность труда в строительстве. Отраслевые типовые инструкции по охране труда». 25 Шмит О.Т. «Опалубки для монолитного бетона», М., Стройиздат, 1987. 26 Рекомендации по установке и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, строительных подъемников, грузоподъемных кранов-манипуляторов и подъемников (вышек) при разработке проектов организации строительства и проектов производства работ. ОАО ПКТИпромстрой, М., 2004 г.
|