Центральный научно-исследовательский (Цнииомтп)
ТИПОВЫЕ НОРМЫ
МДС 12-32.2007
Москва 2007
Типовые нормы периодичности, трудоемкости и продолжительности технического обслуживания и ремонта грузоподъемных кранов. МДС 12-32.2007/ ЦНИИОМТП. - М.: ФГУП ЦПП, 2007. - 25 с. Типовые нормы разработаны специалистами ЦНИИОМТП и предназначены для организаций, эксплуатирующих грузоподъемные краны и выполняющих их техническое обслуживание и ремонт. Нормы могут быть полезны также для конструкторских и проектных организаций при решении вопросов технического обслуживания и ремонта грузоподъемных кранов. Взамен МДС 12-10.2001.
СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯНастоящий документ распространяется на грузоподъемные краны, применяемые при строительстве (реконструкции, ремонте) жилых, общественных и производственных зданий. 2. НОРМАТИВНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫВ настоящем МДС использованы ссылки не следующие документы: ПБ 10-382-2000 Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ГОСТ Р ИСО 9001-2001 Системы менеджмента качества. Требования ГОСТ 2.601-2006 ЕСКД. Эксплуатационные документы ГОСТ 2.602-95 ЕСКД. Ремонтные документы ГОСТ 15150-69* Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов ГОСТ 25044-81 Техническая диагностика. Основные положения ГОСТ 25646-95 Эксплуатация строительных машин. Общие требования ГОСТ Р 51248-99 Наземные рельсовые крановые пути. Общие технические требования МДС 12-12.2002 Методические указания по разработке и внедрению системы управления качеством эксплуатации строительных машин МДС 12-13.2003 Годовые режимы работы строительных машин МДС 12-21.2004 Сдача в ремонт и выдача из ремонта строительных машин 3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ3.1. Для обеспечения безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (далее - кранов) организации разрабатывают и внедряют согласно требованиям ГОСТ 25646-95 и с учетом ГОСТ Р ИСО 9001-2001 системы управления качеством эксплуатации кранов. Основой систем управления качеством являются стандарты предприятия, в которых регламентируется порядок выполнения в данной организации требований, изложенных в Правилах устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382-2000) (надзора, технического обслуживания и ремонта, обучения и проверки знаний работников, обеспечения документацией и т.п.). Безопасная эксплуатация башенных кранов в стесненных условиях городской застройки обеспечивается путем монтажа на них систем ограничения зон работы. 3.2. Техническое обслуживание по ГОСТ 25044-81 и ремонт кранов выполняются на основе диагностики технического состояния их агрегатов, узлов, систем, масел, рабочих жидкостей и т.п. Мероприятия по техническому обслуживанию и ремонту кранов разрабатываются и осуществляются с учетом эксплуатационной и ремонтной документации по ГОСТ 2.601-95 и ГОСТ 2.602-95 заводов-изготовителей, требований к техническому состоянию машин и правил безопасной эксплуатации, установленных Госгортехнадзором (ныне - Ростехнадзор), Госавтоинспекцией и государственными нормативными документами. Эксплуатация рельсовых крановых путей осуществляется с учетом требований ГОСТ Р 51248-99. 3.3. Проводятся следующие виды технического обслуживания по ГОСТ 25646-95: а) ежесменное техническое обслуживание (ЕО), выполняемое перед началом или после использования крана в течение смены; б) техническое обслуживание (ТО), выполняемое через плановые периоды наработки; в) сезонное обслуживание (СО), выполняемое два раза в год при подготовке крана к использованию в летний или зимний периоды. Некоторым видам ТО конкретных кранов может присваиваться в зависимости от периодичности выполнения и состава работ порядковый номер: ТО-1, ТО-2, ТО-3. 3.4. Выполняются по ГОСТ 25646-95 плановые ремонты: текущий (Т) и капитальный (К). Текущий ремонт обеспечивает ресурс крана до очередного ремонта. Капитальный ремонт обеспечивает полный или близкий к полному ресурс крана путем восстановления и замены сборочных единиц (узлов) и деталей, включая базовые. Краны, потерявшие работоспособность в результате отказа, а также по результатам обследования, подвергаются неплановому ремонту. 3.5. Техническое диагностирование входит в состав технического обслуживания (ТО) и ремонта и обеспечивает их проведение по фактическому состоянию кранов. В результате диагностирования прогнозируется техническое состояние крана и его остаточный ресурс, принимается решение о его дальнейшей эксплуатации, определяется потребность в техническом обслуживании и ремонте. 3.6. Настоящие типовые нормы содержат сводные данные из эксплуатационной и ремонтной документации о видах технического обслуживания и ремонта, периодичности их проведения для каждого вида и типа кранов. Типовые нормы трудоемкости и продолжительности выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту разработаны на основе указаний по составу работ, содержащихся в эксплуатационной и ремонтной документации, а также фактических затрат труда и времени на эти работы в организациях (предприятиях). При эксплуатации кранов в северных или в южных климатических районах по ГОСТ 15150-69* вводятся коэффициенты, соответственно ужесточающие или понижающие нормы до 1,2 раза. 3.7. Периодичность проведения технического обслуживания и ремонтов должна осуществляться в первую очередь с учетом сведений, изложенных в инструкции по эксплуатации и паспорте крана. Периодичность технических обслуживаний и ремонтов установлена в часах наработки кранов. Планируемую наработку кранов определяют по методическим указаниям МДС 12-13.2003. Фактическая наработка кранов определяется по показаниям приборов-счетчиков. Наработка кранов, не имеющих счетчиков, определяется по данным учета сменного времени, скорректированного с помощью коэффициента внутрисменного использования. 3.8. Типовые нормы трудоемкости включают средние суммарные затраты труда в человеко-часах на выполнение всех операций, определяемые конструкцией крана и его техническим состоянием. 3.9. Продолжительность технического обслуживания и ремонта установлена в часах - это затраты времени на выполнение всех операций, определяемые конструкцией и техническим состоянием крана, рациональным составом рабочих бригад и оснащенностью их технологическим оборудованием, приборами и инструментом. 4. ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА КРАНОВ4.1. Организации (предприятия) - владельцы кранов разрабатывают годовой план и месячные планы-графики технического обслуживания и ремонта кранов. Рекомендуемые формы плана и плана-графика приведены в табл. 1 и 2. Годовой план технического обслуживания и ремонта является основанием для расчета потребности в материальных и трудовых ресурсах, в производственных площадях ремонтных мастерских и профилакториев, в технологическом оборудовании, приборах и инструменте. 4.2. Годовым планом определяется число технических обслуживаний и ремонтов по каждому крану. Исходными данными для планирования являются: фактическая наработка на начало планируемого года со времени проведения последнего технического обслуживания или ремонта (или с начала эксплуатации) и планируемая наработка на год, показатели периодичности и трудоемкости выполнения работ. 4.3. Месячным планом-графиком устанавливаются дата технического обслуживания или ремонта и продолжительность простоя крана. 4.4. Допускается по результатам технического освидетельствования и диагностики перенос срока выполнения капитального ремонта крана. 5. ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА КРАНОВ5.1. Техническое обслуживание и ремонт кранов выполняются организациями (предприятиями) - владельцами, специализированными ремонтными предприятиями, предприятиями сервисного обслуживания заводов-изготовителей, имеющими соответствующие лицензии. Сдача кранов в ремонт на ремонтные предприятия и приемка из ремонта производится по методическим указаниям МДС 12-21.2004. 5.2. Организация (предприятие) - владелец крана, выполняющая техническое обслуживание и ремонт, регламентирует в стандартах предприятия (согласно МДС 12-12.2002) порядок выполнения работ: технологической подготовки и планирования производства, материально-технического снабжения, метрологического, информационного и правового обеспечения, подготовки и обучения кадров и т.п. 5.3. Ежесменное техническое обслуживание проводится, как правило, рабочими-операторами (машинистами) кранов. Периодическое техническое обслуживание и ремонт кранов выполняются централизованно, специализированными службами (бригадами). 5.4. Слесарные и прочие работы по техническому обслуживанию и текущему ремонту выполняются во взаимосвязи с диагностическими работами. Работы выполняют в следующей последовательности: моечно-очистные работы, диагностические операции для определения технического состояния крана, далее - необходимые работы по техническому обслуживанию и текущему ремонту, затем - диагностические операции для оценки качества выполненных работ и определения остаточного ресурса крана. 6. УЧЕТ И КОНТРОЛЬ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА КРАНОВ6.1. Организации (предприятия) - владельцы кранов ведут учет их наработки в объеме, определяемом эксплуатационной документацией. 6.2. По результатам диагностирования заполняется диагностическая карта, в которой регистрируются сведения: объект диагностирования и диагностические параметры, значения номинального, допустимого, при замере и после регулировки (ремонта) параметров, заключение о техническом состоянии и необходимом виде воздействия. Карта подписывается инженерно-техническим работником, выполнившим диагностические работы. Рекомендуемая форма карты приведена в табл. 3. 6.3. Выполненные технические обслуживания и ремонты регистрируют в журналах учета технических обслуживаний и ремонтов. Рекомендуемые формы журналов приведены в табл. 4 и 5. 6.4. Порядок ведения учета и контроля технических обслуживаний и ремонтов устанавливается в стандарте предприятия (по МДС 12-12.2002). Таблица 1 ПЛАН технического обслуживания и ремонта кранов на 200_ г.
Таблица 2 ПЛАН-ГРАФИК технического обслуживания и ремонта кранов на 200_ г.
Таблица 3 Диагностическая карта крана
Таблица 4 ЖУРНАЛ учета технического обслуживания и ремонтов грузоподъемных кранов за _______________ 200__ г.
Таблица 5 ЖУРНАЛ неплановых ремонтов грузоподъемных кранов за __________ 200 г.
7. ТИПОВЫЕ НОРМЫ ПЕРИОДИЧНОСТИ, ТРУДОЕМКОСТИ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ КРАНОВ
|