ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МЕТОДИКА ОЦЕНКИ
МОСКВА
Предисловие Сведения о рекомендациях 1 РАЗРАБОТАНЫ Открытым акционерным обществом «Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем» совместно с Федеральным государственным учреждением «Консультационно-внедренческая фирма в области международной стандартизации и сертификации» (Фирма «Интерстандарт») 2 ВНЕСЕНЫ Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии 3 УТВЕРЖДЕНЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 сентября 2006 г. № 191-ст 4 ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящих рекомендаций, изменениях и поправках к ним, а также тексты изменений и поправок публикуются в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомления и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ
Дата введения - 2007-01-01 1 Область примененияНастоящие рекомендации по стандартизации (далее - рекомендации) устанавливают методологический подход к оценке стоимости разработки национальных стандартов Российской Федерации (далее - национальные стандарты), подходы к оценке стоимости экспертизы стандартов и экономической эффективности от их внедрения, а также исходные данные, порядок расчета, нормативы трудоемкости, используемые при планировании их разработки. Настоящие рекомендации распространяются на национальные стандарты и предназначены для применения организациями, предприятиями и другими субъектами научной и хозяйственной деятельности независимо от форм собственности и подчиненности, участвующими в работах по стандартизации, техническими комитетами по стандартизации, а также федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, участвующими в обосновании трудоемкости разработки национальных стандартов в соответствии с действующим законодательством, их экспертизе и анализе экономической эффективности от их внедрения. 2 Нормативные ссылкиВ настоящих рекомендациях использованы ссылки на следующие стандарты: ГОСТ 1.1-2002 Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения ГОСТ Р 1.12-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку. 3 Термины и определенияВ настоящих рекомендациях применены термины по ГОСТ 1.1 и ГОСТ Р 1.12. 4 Общие положения4.1 Оценка стоимости, включая ее исходную трудоемкость (далее - оценка стоимости) приведена в настоящих рекомендациях для вновь разрабатываемых национальных стандартов. 4.2 Оценку стоимости этапов разработки, пересмотра и внесения изменений в национальные стандарты - для различных видов национальных стандартов, а также проведение их экспертизы устанавливают в процентах к стоимости вновь разрабатываемого национального стандарта в соответствии с положениями настоящих рекомендаций. 4.3 Настоящие рекомендации предусматривают оценку стоимости разработки национального стандарта как методом прямого применения в Российской Федерации соответствующего международного стандарта, так и путем разработки национального стандарта, гармонизированного с другими нормативными документами в области стандартизации. 4.4 Оценка стоимости разработки национального стандарта и ее обоснование проводится заинтересованными организациями на этапе формирования предложений в проект Программы национальной стандартизации, при заключении договоров между заинтересованными организациями на разработку национальных стандартов, а также при разработке других видов программ стандартизации (целевых, ведомственных, межведомственных и др.). 4.5 Проверку правильности оценки стоимости разработки национального стандарта проводят технические комитеты по стандартизации для представления в Национальный орган по стандартизации при формировании проекта Программы национальной стандартизации, а также заказчик - при согласовании проектов других программ стандартизации. 5 Оценка стоимости разработки национального стандарта5.1 Методика оценки трудоемкости разработки национального стандарта 5.1.1 На основании проведенного анализа стоимостных характеристик при разработке нормативных документов предложен следующий методический подход к оценке трудоемкости разработки национальных стандартов. 5.1.2 При оценке трудоемкости разработки конкретного национального стандарта целесообразно провести оценку базовой трудоемкости (Тб) применительно к разработке одной страницы национального стандарта. 5.1.3 При оценке трудоемкости разработки национального стандарта необходимо учитывать содержание работ и требуемую для их выполнения квалификацию специалистов-разработчиков. 5.1.4 Оценка общей трудоемкости разработки национального стандарта, состоящего из N страниц, Тст, чел./день, осуществляется в соответствии с выражением Tст = Tб × N × qNc × qмас × qнов × qсрок, (1) где Тб - базовая трудоемкость разработки одной страницы стандарта, чел./день; N - число страниц разрабатываемого и планируемого к утверждению национального стандарта; qNc - коэффициент нелинейности трудоемкости разработки, зависящий от объема (в страницах) стандарта, равный qNc = 1 + DNc, где DNc = x × j(N2)/N,
N - число страниц стандарта; x - экспертный коэффициент повышения сложности работ в зависимости от характера и вида объекта стандартизации; qмас - коэффициент уровня гармонизации, определяющий применение для рассматриваемой конкретной области стандартизации новых специальных терминов, семантических конструкций и введенных в действие гармонизированных национальных стандартов; qнов - коэффициент новизны конкретной области стандартизации (функционально связан с неустоявшейся или новой терминологией, а также динамикой развития рассматриваемой области стандартизации), равный qнов = 1 + Diнов, где D1нов = 0 для традиционных областей стандартизации (простые изделия или услуги); D2нов = 0,5 для традиционных областей машиностроения и социальной сферы; D2нов = 1,5 - для динамично развивающихся областей стандартизации в сфере высоких наукоемких технологий; qсрок - коэффициент срочности выполнения работ, равный qсрок = 1 + Dic, где Dic определяет долю повышения производительности выполнения работ в течение восьмичасового рабочего дня по сравнению с базовой производительностью. 5.1.5 Базовая трудоемкость в общем виде на разработку одной страницы национального стандарта с определением содержательной части работ, а также требуемой для их выполнения квалификации специалистов-разработчиков и экспертов, приведена в таблице А.1 (приложение А). 5.2 Разработка национального стандарта методом прямого применения международного стандарта 5.2.1 В состав работ по оценке трудоемкости разработки национального стандарта методом прямого применения международного стандарта входят все этапы разработки национального стандарта от технического задания до его представления для утверждения. 5.2.2 При оценке трудоемкости разработки национального стандарта методом прямого применения международного стандарта могут быть приняты следующие значения исходных параметров, влияющих на уровень стоимости работ: x = Diнов = Dic = 0; qмас = 1. 5.2.3 При разработке национального стандарта методом прямого применения международного стандарта учитывают все составляющие базовой трудоемкости от аутентичного перевода международного стандарта до утверждения его в качестве национального стандарта: Тб = Т1 + Т2 + Т3 + Т4, при этом Т1, Т2, Т3, Т4 > 0. 5.2.4 При принятых допущениях выражение (1) для расчета общей трудоемкости разработки национального стандарта, состоящего из N страниц, Тст, чел./день, будет иметь вид 5.2.5 Нормативы трудоемкости работ при разработке национального стандарта методом прямого применения международного стандарта приведены в таблице А.2 (приложение А). 5.2.6 Стоимость разработки национального стандарта Сст в рублях определяют методом прямого применения международного стандарта по формуле Cст = Tст × (1 + q0 + qк.р.)Зс.д., (3) где Тст - общая трудоемкость разработки национального стандарта, чел./день; q0 - норматив отчислений из фонда заработной платы, установленный действующими нормативными актами; qк.р. - коэффициент косвенных расходов организации, разрабатывающей национальный стандарт; Зс.д - заработная плата в день специалистов, участвующих в разработке национального стандарта, в рублях. 5.3 Разработка национального стандарта 5.3.1 В состав работ по определению трудоемкости разработки национального стандарта входят все этапы разработки национального стандарта от технического задания до его представления для утверждения. 5.3.2 Исходными данными для расчетов трудоемкости разработки национального стандарта являются: - базовый норматив трудоемкости разработки национального стандарта; - коэффициент сложности; - коэффициент, учитывающий число страниц национального стандарта. 5.3.3 Трудоемкость разработки национального стандарта Тн.ст, чел./мес, вычисляют по формуле где Тб.н - базовый норматив трудоемкости разработки национального стандарта, чел.-мес; qcп - коэффициент сложности разработки национального стандарта; qс - коэффициент, учитывающий число страниц национального стандарта. Исходные показатели Тб.н и qсл, используемые при расчете трудоемкости разрабатываемого национального стандарта, приведены в таблице А.3 (приложение А). 5.3.4 Значение базового норматива трудоемкости и коэффициент сложности разработки национального стандарта выбирают, учитывая следующие величины: Тб.н - базовый норматив трудоемкости разработки стандарта конкретного вида, основанный на установившемся среднестатистическом подходе к оценке его сложности, в частности наукоемкости; qсл - коэффициент сложности разрабатываемого стандарта, учитывающий: перспективные показатели достижений современной науки и техники; показатели, соответствующие стандартам ИСО, МЭК и других международных и региональных организаций по стандартизации; принципиально новые решения, вновь вводимые требования в области стандартизации. Коэффициент сложности разработки национального стандарта qсл в зависимости от степени влияния вышеуказанных факторов может иметь три значения (начальное, промежуточное и конечное): qсл.нач - учитывает уровень разукрупнения стандартизуемого объекта, предусматривает до пяти стандартизуемых показателей и до 10 организаций, которым документ рассылается на отзыв; qсл.пром - учитывает уровень разукрупнения стандартизуемого объекта (однородные группы продукции), разработку плана организационно-технических мероприятий по внедрению стандарта, предусматривает не более 15 стандартизуемых показателей и не более 20 организаций, которым национальный стандарт рассылается на отзыв; qсл.кон - учитывает уровень разукрупнения стандартизуемого объекта (системы, комплексы, образцы), предусматривает более 15 стандартизуемых показателей и более 20 организаций, которым национальный стандарт рассылается на отзыв, а также принципиально новые научные решения и требования, разработку национального стандарта с учетом международного стандарта, дополненного специфическими требованиями к объекту стандартизации. 5.3.5 Коэффициент qc, учитывающий число страниц (формат А4, в формате Word - шрифт 14) разрабатываемого национального стандарта, должен быть: qс.нач = 1,04 - при числе страниц национального стандарта до 30; qс.пром = 1,2 - при числе страниц национального стандарта до 70; qс.кон = 1,5 - при числе страниц национального стандарта более 70. 5.3.6 Распределение трудоемкости по этапам разработки национального стандарта должно быть следующим: 10 % - разработка и утверждение технического задания; 65 % - разработка и рассылка на отзыв проекта первой редакции стандарта; 25 % - разработка, согласование и представление окончательной редакции проекта стандарта для принятия. 5.3.7 Стоимость разработки национального стандарта Сн.ст в рублях определяется по формуле Cн.ст = Tн.ст(1 + q0 + qк.р)Зс.м., (5) где Tн.ст - трудоемкость разработки национального стандарта, чел./мес; q0 - норматив отчислений из фонда заработной платы; qк.р - коэффициент косвенных расходов организации, осуществляющей разработку национального стандарта; Зс.м - месячная заработная плата специалистов, участвующих в разработке национального стандарта, в рублях. 6 Экспертиза национальных стандартов6.1 Экспертизу национального стандарта, включая процедуру нормативного контроля проекта стандарта на соответствие требованиям стандартов Национальной системы стандартизации, проводят для оценки качества его разработки. 6.2 Экспертизу разработанного проекта национального стандарта допускается проводить как научным организациям, подведомственным Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии, так и соответствующим техническим комитетам по стандартизации. 6.3 Стоимость работ по проведению экспертизы Сэ в рублях определяют по формуле Сэ = Тэ(1 + q0 + qк.р)Зэ.д, (6) где Тэ - трудоемкость выполнения работ по экспертизе, чел./день; q0 - установленный норматив отчислений из фонда заработной платы; qк.р - коэффициент косвенных расходов организации, осуществляющей проведение работ по экспертизе; Зэ.д - заработная плата специалиста-эксперта в день в рублях. 6.4 Стоимость экспертизы разработанного проекта национального стандарта может составлять до 40 % - 45 % стоимости его разработки. В исключительных случаях для объектов стандартизации сложной наукоемкой продукции, работ или услуг стоимость экспертизы может быть соизмерима со стоимостью разработки проекта национального стандарта. Приложение А
|
Содержательная часть работы |
Базовая трудоемкость Тб, чел./день* |
|
1 Переводчик 1-й категории |
Аутентичный перевод и редактирование международного стандарта |
T1 |
2 Специалист-разработчик (кандидат технических наук) в конкретной предметной области при разработке стандартов на продукцию (работы, услуги); определяют согласно классификации в соответствии с действующими нормативными документами в области стандартизации |
Анализ соответствия новых терминов и семантических конструкций, разработка требований к объектам стандартизации и научное редактирование с учетом гармонизации разрабатываемого стандарта с международными стандартами |
Т2 |
3 Специалист в области стандартизации (кандидат технических наук) |
Соответствие требований разрабатываемого стандарта положениям Национальной системы стандартизации и гармонизация с введенными в действие национальными и (межгосударственными) стандартами и стандартами ИСО (МЭК), включая обеспечение терминологического единства и разработку предложений по внесению изменений в действующие национальные (межгосударственные) стандарты |
Т3 |
4 Менеджер 1-й категории |
Управление проектом |
Т4 |
* Тб = Т1 + Т2 + Т3 + Т4. |
Таблица А.2 - Нормативы трудоемкости работ при разработке национального стандарта методом прямого применения международного стандарта
Норматив трудоемкости работ, чел./день* |
|||||
T1 |
T2 |
T3 |
T4 |
T1 + T2 + T3 + T4 |
|
Общетехнические и организационно-методические |
0,5 |
0,9 |
1,4 |
0,3 |
3,1 |
На продукцию |
0,75 |
1,4 |
2,0 |
0,45 |
4,6 |
На процессы |
1,0 |
1,7 |
2,2 |
0,6 |
5,5 |
На методы (методики) контроля (испытаний, измерений, анализа) |
0,75 |
1,4 |
2,2 |
0,45 |
4,8 |
Другие виды стандартов |
0,5 |
0,9 |
1,4 |
0,3 |
3,1 |
* Определяют на основании экспертных оценок. |
Таблица А.3 - Базовые нормативы трудоемкости работ и коэффициент сложности при разработке национального стандарта
Базовый норматив трудоемкости Тб.н, чел./мес |
Значение коэффициента сложности qсп |
|||
начальное |
промежуточное |
конечное |
||
Основополагающие организационно-методические и общетехнические стандарты |
||||
Термины и определения |
20,0 |
1,1 |
1,2 |
1,31 |
Обозначения |
19,0 |
1,12 |
1,21 |
1,31 |
Общие (основные) положения |
19,0 |
1,12 |
1,21 |
1,31 |
Правила построения и изложения |
18,1 |
1,1 |
1,27 |
1,45 |
Общий порядок (правила) |
18,0 |
1,16 |
1,27 |
1,43 |
Методы (методики) |
19,6 |
1,17 |
1,32 |
1,48 |
Общие требования и нормы, величины |
19,4 |
1,16 |
1,27 |
1,43 |
Типовые технологические процессы |
17,8 |
1,15 |
1,27 |
1,41 |
Номенклатура |
18,1 |
1,13 |
1,24 |
1,35 |
Стандарты на продукцию |
||||
Общие технические условия |
24,6 |
1,25 |
1,42 |
1,6 |
Общие технические требования |
20,8 |
1,21 |
1,39 |
1,57 |
Параметры и размеры |
14,0 |
1,2 |
1,32 |
1,40 |
Типы, виды |
15,0 |
1,15 |
1,28 |
1,41 |
Конструкции |
15,3 |
1,29 |
1,40 |
1,50 |
Сортамент, марки |
14,0 |
1,16 |
1,29 |
1,42 |
Правила приемки |
14,5 |
1,2 |
1,4 |
1,55 |
Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение |
13,5 |
1,16 |
1,31 |
1,43 |
Правила эксплуатации и ремонта |
14,0 |
1,22 |
1,37 |
1,53 |
Стандарты на процессы |
||||
Общие (основные) требования |
17,0 |
1,21 |
1,38 |
1,55 |
Стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа) |
||||
Методы (методики) контроля |
17,0 |
1,17 |
1,33 |
1,5 |
Б.1 Для формирования методологического подхода к вопросу об экономической эффективности применения (внедрения) национальных стандартов целесообразно в качестве основы провести анализ сущности стандартизации.
Стандартизация представляет собой деятельность, направленную на достижение оптимальной степени упорядочения в конкретной области стандартизации посредством установления единых положений для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач.
Национальный стандарт как результат деятельности по стандартизации представляет собой нормативный документ, разработанный на основе консенсуса заинтересованных сторон, принятый признанным на соответствующем уровне органом по стандартизации, устанавливающий для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов, и направленный на достижение оптимальной степени упорядочения в конкретной области стандартизации.
Национальные стандарты оказывают большое положительное влияние на развитие промышленности и бизнеса. При взаимодействии поставщиков и потребителей национальные стандарты становятся главными инструментами для снижения расходов на бизнес-операции и оценки возможностей рынка, играют существенную роль в расширении роли глобализации в мире. Предприятия рассматривают применение европейских и международных стандартов как часть экспортной стратегии, обеспечивающей соответствие выпускаемой продукции данным стандартам.
С точки зрения макроэкономической перспективы важно, что национальные стандарты вносят более значительный вклад в рост отечественной экономики, чем патенты или лицензии. Это свидетельствует о том, что для ориентированных на экспорт секторов экономики Российской Федерации использование национальных стандартов становится стратегией в открытии новых рынков, а также, что стандарты способствуют развитию новых технологий.
Национальные стандарты не только оказывают положительное влияние на экономику Российской Федерации в целом, но также обеспечивают преимущества для индивидуального бизнеса тем, кто использует их в качестве стратегических рыночных инструментов.
Предприятия, активно участвующие в работах по стандартизации, чаще получают краткосрочные и долгосрочные выгоды в снижении расходов на производство и повышении конкурентоспособности по сравнению с предприятиями, не участвующими в этих работах. Участвующие в работах по стандартизации предприятия имеют большее влияние на принятие национальных стандартов в качестве европейских или международных. В этом случае конкретное предприятие получает конкурентные преимущества, так как ему не нужно вносить большие изменения в процесс производства продукции для обеспечения соответствия европейскому или международному стандарту.
После принятия национальных стандартов в качестве европейских и международных участие предприятий в работах по стандартизации дает преимущества в снижении расходов на производство и повышении конкурентоспособности.
Предприятия получают преимущество в повышении конкурентоспособности благодаря влиянию на содержание национальных стандартов.
Национальные стандарты, гармонизированные с европейскими и международными стандартами, способствуют:
- снижению торговых расходов;
- упрощению двухсторонних и многосторонних соглашений между заинтересованными сторонами;
- снижению торговых барьеров.
По оценкам ряда зарубежных экспертов стоимость бизнес-операций значительно сокращается в результате использования национальных стандартов, так как они обеспечивают доступ к информации для всех заинтересованных сторон.
Применение национальных стандартов и участие в работах по стандартизации, соответствующей рынку поставщиков, позволит конкретному предприятию оказывать рыночное воздействие на поставщиков. Следовательно, благодаря стандартизации зависимость бизнеса предприятия от единственного поставщика может быть уменьшена.
Очевидно, что сотрудничество между предприятиями в вопросах стандартизации является экономически эффективным потому, что результирующие совместные и однородные действия могут способствовать сокращению расходов и увеличению прибыли предприятий.
Предприятия путем участия в стандартизации не только уменьшают экономический риск, связанный с научными исследованиями и разработками, но могут также сократить расходы на научную деятельность.
Так как национальные стандарты отражают состояние развития науки и техники, они могут способствовать уменьшению риска ответственности предприятий, что также подчеркивает экономическую эффективность внедрения национальных стандартов.
Потенциал инноваций сам по себе не является достаточным для поддержания конкурентоспособности предприятия. Эффективное распространение инноваций посредством национальных стандартов является непременным условием экономического роста предприятия.
Национальные стандарты являются положительным стимулом для инноваций. При этом распространение инноваций посредством национальных стандартов является одним из решающих факторов экономической эффективности от их внедрения.
Предприятия, использующие национальные стандарты, получают преимущества в стоимости и качестве продукции.
Результаты макроэкономического анализа показывают, что экономические выгоды от стандартизации составляют приблизительно 1 % валового национального продукта. При этом макроэкономические выгоды от стандартизации превышают сумму индивидуальных преимуществ предприятий.
Положительное макроэкономическое влияние, превышающее сумму индивидуальных выгод для отечественной экономики, оправдывает общественную финансовую поддержку работ по стандартизации и обеспечивает стандартизации прочное место в экономической политике и стратегии государства, учитывая связь между инновациями и их распространением посредством национальных стандартов.
Б.2 Можно утверждать, что стандартизация как деятельность и, соответственно, национальный стандарт как продукт этой деятельности являются эффективными, поскольку предполагают решение оптимизационных задач.
Учитывая, что конкретный национальный стандарт применяется при разработке новой продукции (услуги) или нового процесса другими разработчиками этой продукции (услуг) или процессов многократно, они не несут затрат на его создание. Следовательно, отсутствие затрат на разработку данного национального стандарта определяет экономический эффект от его применения.
Ключевые слова: рекомендации по стандартизации, оценка стоимости, трудоемкость, национальный стандарт, межгосударственный стандарт, экспертиза стандартов, экономическая эффективность
СОДЕРЖАНИЕ