ГОССТРОЙ РОССИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ЦЕНТР НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ
РЕКОМЕНДАЦИИ
Москва - 1998
«Рекомендации» по экологическому сопровождению инвестиционно-строительных проектов. - М.: ГП «ЦЕНТРИНВЕСТпроект» 1998 г. Настоящие рекомендации входят в систему организационно-методических документов по оказанию инжиниринговых услуг при создании и реализации инвестиционно-строительных проектов. «Рекомендации» приводят оптимальный порядок организации и выполнения работ по экологическому сопровождению инвестиционно-строительных проектов. «Рекомендации» предназначены для специалистов, участвующих в инвестиционно-строительной деятельности: служб заказчика (инвестора), проектных или инжиниринговых фирм, органов управления местных администраций и государственного надзора. «Рекомендации» разработаны авторским коллективом в составе: к.т.н. Пулико В.И., к.т.н. Павлов Н.Н. («ЦЕНТРИНВЕСТпроект»), к.т.н. Абарыков В.П., к.т.н. Хачатурьян В.Х. (Госстрой России) и рекомендованы Управлением государственной экологической экспертизы Госкомэкологии России для использования участниками инвестиционно-строительной деятельности при разработке предпроектной и проектной документации.
Госстрой России Государственное предприятие Центр научно-методического
обеспечения
РЕКОМЕНДАЦИИ
Госстрой России одобрил и рекомендует для применения организационно-методические документы, разработанные Государственным предприятием «ГП ЦЕНТРИНВЕСТпроект» Госстроя России: «Рекомендации по экологическому сопровождению инвестиционно-строительных проектов» и «Практическое пособие к СП 11-101-95 по разработке раздела «Оценка воздействия на окружающую среду» при обосновании инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений». Настоящие документы согласованы с Госкомэкологии России. Данные документы ориентированы на оказание инжиниринговых услуг при разработке и реализации инвестиционно-строительных проектов в части обеспечения экологической безопасности различных объектов на основе взаимосвязи требований нормативных документов Госстроя России и Госкомэкологии России. Б них устанавливается состав и порядок экологического сопровождения инвестиционно-строительных проектов, порядок разработки, согласования и утверждения отдельных этапов; по этапу ОВОС детально даются рекомендации по выполнению прогнозных оценок воздействия проектируемого объекта на окружающую природную среду. Документы предназначены для широкого круга специалистов, участвующих в инвестиционно-строительной деятельности: проектно-изыскательских и научно-исследовательских организаций, служб заказчика (инвестора), землепользователей и землевладельцев, органов управления всех уровней, государственного надзора и местной администрации, экспертных органов, инжиниринговых и консалтинговых фирм, общественных организаций и объединений. Осуществление консультаций и разъяснений по вопросам применения данных документов поручено ГП «ЦЕНТРИНВЕСТпроект Госстроя России» (125057, Москва, Ленинградский проспект 63, т. (095) 157-60-87). О.С. Фоменко СОДЕРЖАНИЕ
Управление государственной экологической экспертизы Госкомэкологии России информирует, что Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды рассмотрел. «Рекомендации по экологическому сопровождению инвестиционно-строительных проектов» и «Практическое пособие к СП 11-101-95 по разработке раздела «Оценка воздействия на окружающую среду» при обосновании инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений», разработанные ГП «ЦЕНТРИНВЕСТпроект» и рекомендовал их для использования участниками инвестиционно-строительной деятельности при разработке предпроектной и проектной документации (письмо № 02-13/16-277 от 18.06.98). Поскольку указанные документы были разработаны с учетом положений нормативных актов в области охраны окружающей среды и природных ресурсов и предназначены для широкого круга специалистов, участвующих в инвестиционно-строительной деятельности, Управление государственной экологической экспертизы Госкомэкологии России рекомендует использовать данные документы в практической деятельности при экспертизе предпроектной и проектной документации. Прошу также проинформировать проектные организации Вашего региона о наличии указанных документов и необходимости их использования в практической деятельности. Начальник Управления государственной экологической экспертизы Г.С. Чегасов РЕКОМЕНДАЦИИ 1. ВВЕДЕНИЕНастоящие рекомендации входят в систему организационно-методических документов по оказанию инжиниринговых услуг при разработке и реализации инвестиционно-строительных проектов в части обеспечения экологической безопасности строительства различных объектов. Рекомендации разработаны на основе законодательных и нормативных актов Российской Федерации, регулирующих инвестиционно-строительную деятельность и направленных на защиту окружающей среды (Земельный кодекс РСФСР, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды», Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Закон РФ «О недрах», Закон РСФСР «Об охране атмосферного воздуха» и др.), нормативных актов Госстроя России (СНиП 11-01-95, СНиП 11-02-96, СП 11-101-95 и др.), Госкомэкологии России и других министерств и ведомств. Целью настоящих рекомендаций является разработка системы процедур экологического сопровождения инвестиционно-строительных проектов (порядок разработки, состав и согласование), функционально взаимосвязанных со всеми его этапами (от инвестиционного замысла до эксплуатации, реконструкции и ликвидации объекта), при этом этапы самого экологического сопровождения должны быть также взаимоувязаны между собой. Рекомендации предлагают общий состав требований и операций, необходимых при проведении различных этапов инвестиционного процесса для обеспечения экологической безопасности объекта на основе взаимосвязи требований нормативных документов Госкомэкологии России с нормативными документами Госстроя России, отражающими специфику строительной деятельности. Рекомендации не распространяются на уникальные объекты, оказывающие на окружающую среду региональное воздействие; в этих случаях необходимы специальные природно-экологические исследования и регламентация, разрабатываемые в рамках индивидуальных программ. Рекомендации имеют многоцелевое назначение, предназначены для использования всеми участниками инвестиционно-строительного процесса при принятии организационных решений и будут способствовать разработке пакета методических документов (пособий, руководств), ориентированных на разработчиков конкретных разделов (ОВОС, ООС, экологический мониторинг и т.д.). 2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ2.1. Экологическое сопровождение инвестиционно-строительных проектов1 это система процедур, направленных на обеспечение экологической безопасности в районе строительства проектируемого объекта, охрану природной среды и здоровья человека от вредных воздействий работающего предприятия. Для его выполнения проводится регламентация проектной деятельности на всех этапах инвестиционно-строительного проекта (выбор места размещения объекта, определение его мощности, подбор технологических процессов, строительных решений, эксплуатационных режимов и др.). 1 далее «экологическое сопровождение» 2.2. Экологическое сопровождение состоит из: □ экологического обоснования2 инвестиционно-строительного проекта; □ экологического мониторинга окружающей среды при реализации инвестиционно-строительного проекта3. 2 далее «экологическое обоснование» 3 далее «экологический мониторинг» Основой системы экологического сопровождения является инвестиционно-строительный проект4. Система экологического сопровождения содержит требования к его проведению на различных этапах инвестиционного процесса, комплекс выходных документов, необходимых для регламентации инвестиционной деятельности и согласования экологических требований, и обеспечение сопровождения, соответствующими законодательными, нормативно-методическими документами и информационными материалами (Рис. 1 и 2). 4 инвестиционно-строительный проект - комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения, в течение заданного времени и при установленном бюджете, поставленных задач с четко определенными целями. 2.3. Экологическое обоснование должно обеспечить экологическую безопасность проектируемого объекта на всех этапах инвестиционно-строительного проекта, от формирования инвестиционного замысла до разработки проектной документации. Для этого составляются прогнозы воздействия объекта на окружающую среду, проводится оценка экологического и социального ущербов при строительстве и эксплуатации объекта и разрабатываются необходимые природоохранные мероприятия. 2.4. Экологическое обоснование содержит: □ оценку современного состояния природной среды при существующих формах хозяйственной деятельности и санитарно-эпидемиологической обстановке на территории строительства объекта (в том числе на альтернативных участках размещения объекта); □ характеристику инвестируемого объекта (предприятия, здания и сооружения); □ прогнозную оценку состояния природной среды и санитарно-эпидемиологической обстановки при функционировании объекта; □ предложения по разработке природоохранных мероприятий; □ программу организации экологического мониторинга и необходимых эко-, логических изысканий и исследований. Рис. 1. Принципиальная схема экологического сопровождения инвестиционно-строительных проектов ГП ЦЕНТРИНВЕСТпроект *) Огранизационно-методические документы **) Инвестиционно-строительный проект Рис. 2. Принципиальная схема нормативно-методического обеспечения экологического сопровождения инвестиционно-строительных проектов Проведение указанных работ направлено, кроме того, на предотвращение вредных воздействий, минимизацию остаточных воздействий, разработку соответствующих мероприятий, введение системы экологического мониторинга и послепроектного анализа. Состав и детальность экологического обоснования определяется этапом инвестиционно-строительного проекта. По мере перехода от одного этапа к другому (от формирования инвестиционного замысла до разработки проектной документации), степень детализации экологического обоснования возрастает. 2.5. Экологический мониторинг проводится с целью обеспечения экологической безопасности объекта при реализации инвестиционно-строительного проекта (строительство, эксплуатация, реконструкция, ликвидация). В процессе экологического мониторинга осуществляется отслеживание экологической и социальной обстановки на определенной территории при функционировании объекта, проводится сопоставление прогнозной и фактической ситуации, на основе которого принимаются необходимые решения. Для решения этих задач необходимо иметь данные о фоновом загрязнении окружающей среды по материалам инженерно-экологических изысканий, проводимых параллельно с разработкой проектной документации, 2.6. Экологическое сопровождение осуществляется с учетом информации, условий и положений, содержащихся в федеральных, региональных и отраслевых программах развития производительных сил, комплексных схемах использования природных ресурсов, земельных и водных кадастрах, статистических данных территориальных органов Госкомэкологии России, Госкомсанэпиднадзора России, Роскомзема и др., а также анализа материалов объектов-аналогов, экспертных оценок, результатов исследований, изысканий и экологического мониторинга. 2.7. Для осуществления процедур экологического сопровождения заказчик (инвестор) привлекает на договорной основе разработчика экологического обоснования (оценки воздействия на окружающую среду) и при необходимости проектные, проектно-изыскательские, консалтинговые, научно-исследовательские организации и другие юридические и физические лица, получившие в установленном порядке право на соответствующий вид деятельности. 3. СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ3.1. Природно-экологическая оценка района размещения объекта 3.1.1. Природно-экологическая оценка района размещения объекта осуществляется при разработке и рассмотрении Ходатайства (Декларации) о намерениях. 3.1.2. Цель этапа - определение экологического риска намечаемой деятельности в предполагаемом районе расположения объекта, оценка возможных последствий для окружающей среды при различных вариантах размещения предприятий, зданий и сооружений и различных технологических процессах. Результаты природно-экологической оценки района размещения используются при рассмотрении Ходатайства, для получения исходных данных, технических условий, требований о размещении объекта строительства. 3.1.3. Природно-экологическая оценка территории возможного размещения объекта осуществляется, как правило, в рамках административных границ области, района или города, в пределах которых планируется размещение объекта. В случае возможного влияния объекта на соседнюю административную территорию, природно-экологическая оценка распространяется также на последнюю. 3.1.4. При разработке этапа решаются следующие задачи: · составляется общая характеристика современных природных условий, экологической, социальной и санитарно-эпидемиологической обстановки территории; · подготавливается общая характеристика загрязняющих веществ, образующихся в процессе производства на проектируемом объекте; · проводится оценка вероятности возникновения на объекте аварийных ситуаций; · выявляется необходимость декларирования безопасности объекта в связи с повышенной опасностью его деятельности; · проводится оценка возможных способов утилизации отходов производства. 3.1.5. Источниками исходной информации для природно-экологической оценки территории возможного размещения объекта могут быть материалы государственных органов по охране окружающей среды и природных ресурсов и их территориальных подразделений, данные федеральных, целевых территориальных программ развития производительных сил, комплексных схем использования природных ресурсов, земельных и водных кадастров, данные статистической отчетности, материалы анализа объектов - аналогов, различные фондовые материалы. 3.2. Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)1 1 По отдельным несложным объектам по решению органов исполнительной власти предварительное согласование места размещения объекта может быть оформлено на основании Ходатайства. В этом случае необходимые согласования осуществляются на основании природно-экологической оценки района размещения объекта. 3.2.1. Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) осуществляется при разработке обоснований инвестиций в строительство. 3.2.2. Цель этапа - определение возможных экологических последствий и связанных с ними других последствий реализации инвестиционно-строительного проекта при различных вариантах размещения и функционирования объекта (мощность, номенклатура продукции, основные технологические и строительные решения, нормальный и экстремальный режим эксплуатации), а также оценка инвестиционных затрат на обеспечение экологической безопасности прилегающей к объекту территории. 3.2.3. При разработке ОВОС осуществляется ориентировочная количественная и качественная оценка воздействия объекта на окружающую среду по каждому варианту функционирования и размещения предприятия. Основные задачи (виды работ), выполняемые при разработке ОВОС, приведены в Приложении 1.1. 3.2.4. При осуществлении ОВОС рекомендуется использовать следующую информацию: □ результаты анализа воздействия объектов-аналогов на состояние окружающей среды; □ материалы территориальных подразделений Госкомэкологии России, Минтруда России, Госкомсанэпиднадзора России, Роскомзема, Рослесхоза, Роскомрыболовства, Минсельхозпрода России, МПР России, Госгортехнадзора России, Минтопэнерго России, МЧС России, данные статистической отчетности, фондовые материалы; □ материалы рекогносцировочных обследований и выборочных инженерно-экологических изысканий, характеризующих природные и техногенные условия намечаемых вариантов размещения участка строительства. 3.2.5. Результаты ОВОС включаются в раздел 4. Состав и содержание обоснования инвестиций (подраздел 4.7) СП 11-101-95 и являются одним из оснований для предварительного согласования места размещения объекта и составления Акта выбора земельного участка. 3.3. Оценка воздействия на окружающую среду при разработке раздела «Охрана окружающей среды» (ООС) 3.3.1. Раздел «Охрана окружающей среды» (ООС) в составе ТЭО (проекта) строительства. 3.3.1.1. Цель этапа - экологическое обоснование строительных решений, обеспечивающее экологическую безопасность окружающей среды и проживающего населения в период эксплуатации объекта. 3.3.1.2. Разработка раздела ООС осуществляется для выбранной площадки строительства объекта и в зоне влияния объекта на окружающую среду. 3.3.1.3. При разработке раздела ООС осуществляются детальное уточнение и оценка экологического и социального ущербов при эксплуатации предприятия, разрабатываются необходимые природоохранные мероприятия. Основные задачи (виды работ), выполняемые при разработке раздела ООС в составе ТЭО (проекта) приведены в Приложении 1.2. 3.3.1.4. При разработке раздела ООС используется следующая информация: □ материалы инженерно-экологических исследований и комплексных инженерных изысканий, характеризующих: · существующее состояние компонентов окружающей природной среды (атмосферу, почвы, подземные и поверхностные воды, растительный и животный мир); · состояние экосистем, их устойчивость к воздействиям и способность к самовосстановлению; · границы зоны воздействия объекта по основным компонентам природной среды; · интенсивность опасных природно-техногенных процессов, влияющих на изменение экологической обстановки; □ данные экологического мониторинга, характеризующие динамику состояния компонентов окружающей среды (в ретроспективе); □ данные мониторинга социальной и санитарно-гигиенической обстановки (статистические отчеты), характеризующие динамику изменения социальных условий жизни населения на территории района размещения объекта. 3.3.2. Раздел «Охрана окружающей среды» (ООС) в составе проекта организации строительства - ПОС 3.3.2.1. Цель этапа - экологическое обоснование строительных решений, обеспечивающее экологическую безопасность окружающей среды и проживающего населения в период строительства объекта, выявление потребности в природных ресурсах и условий землепользования в процессе производства строительных работ. Основные задачи (виды работ), выполняемые при разработке раздела ООС в составе проекта организации строительства, приведены в Приложении 1.3. 3.3.2.2. Разработка раздела ООС осуществляется для выбранной площадки строительства объекта и в зоне влияния объекта на окружающую среду. 3.3.2.3. При разработке раздела ООС используются материалы детальных инженерных изысканий на строительной площадке, характеризующих состояние компонентов окружающей природной среды, выполняется оценка развития опасных природных явлений, особенно инженерно-геологических, состояния и запасов природных ресурсов. 3.4. Экологический мониторинг окружающей среды 3.4.1. Цель экологического мониторинга - создание банка данных состояния окружающей среды, выявление причин ухудшения экологической ситуации, принятие оперативных решений по обеспечению экологической безопасности. 3.4.2. Экологический мониторинг проводится на территории района, попадающего в зону влияния объекта и осуществляется в течение всего жизненного цикла объекта (от разработки проектной документации до эксплуатации, реконструкции и ликвидации объекта). 3.4.3. На предпроектной стадии осуществляется мониторинг социальной и экологической обстановки, данные, которого используются для оценки возможности адаптации проектных решений к конкретным социально-экологическим условиям, обсуждения и разъяснения населению и общественности основных положений проекта, выявления спорных вопросов для учета их в дальнейших разработках. 3.4.4. На стадии проектирования и строительства осуществляется мониторинг окружающей природной среды и социально-экологической обстановки, данные, которого используются для создания объекта, оказывающего минимальное воздействие на окружающую среду, уточнения прогнозов и выявления непрогнозированных процессов взаимодействия объекта и окружающей среды, имеющих тенденцию к динамичному изменению. 3.4.5. В процессе эксплуатации объекта осуществляется мониторинг хозяйственной деятельности, природной среды, социально-экологической обстановки: отслеживается и анализируется хозяйственная деятельность и состояние природной среды, социальной и санитарно-гигиенической обстановки; по данным мониторинга выявляется соответствие режима эксплуатации проектному, корректируются прогнозы изменения состояния окружающей среды, проектные решения, экологические и технологические нормативы. Основные задачи (виды работ), выполняемые при проведении экологического мониторинга, приведены в Приложении 1.4. 3.4.6. При проведении мониторинга и анализе получаемых данных используются все материалы исследований и изысканий, приведенные в разделах 3.1.4, 3.2.2, 3.3.1.4, 3.3.2.3. 4. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ, СОГЛАСОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ ЭТАПОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ4.1. Природно-экологическая оценка района размещения объекта (при формировании инвестиционного замысла и разработке Ходатайства) 4.1.1. Основные результаты природно-экологической оценки включаются в Ходатайство (раздел 12. «Возможное влияние предприятия, сооружения на окружающую среду») в соответствии с условиями, изложенными в СП 11-101-95. 4.1.2. При положительном рассмотрении Ходатайства органом исполнительной власти, территориальные природоохранные органы (на основании результатов природно-экологической оценки территории) устанавливают дополнительные требования к условиям природопользования и охране окружающей среды, которые должны быть учтены при разработке экологического обоснования (ОВОС) для предварительного согласования места размещения объекта. 4.1.3. По отдельным несложным объектам, по решению органа исполнительной власти (с привлечением при необходимости территориальных природоохранных органов), Ходатайство, составленное с учетом природно-экологической оценки района строительства, может служить основанием для предварительного согласования места размещения объекта. 4.2. Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) (при разработке обоснования инвестиций) 4.2.1. Согласование предпроектных решений в части условий природопользования1 при подготовке обоснования инвестиций осуществляется в процессе предварительного выбора места размещения объекта местным органом исполнительной власти и органами охраны окружающей среды, собственниками земли, землевладельцами, землепользователями, арендаторами, а также общественными организациями. В тех случаях, когда влияние объекта на окружающую среду (по данным ОВОС) затрагивает прилегающий административный район (область), в согласовании участвуют органы администрации соседней территории. Для объектов, зона воздействия которых затрагивает территории нескольких субъектов Российской Федерации, согласование материалов ОВОС проводится в Госкомэкологии России. 1 Рекомендуемая форма согласования условий природопользования приведена в Приложении 2.2. 4.2.2. Материалы ОВОС при разработке обоснования инвестиций служат основой для подготовки и согласования условий природопользования с органами по охране окружающей среды и местной администрацией. При согласовании предварительного места размещения объекта и условий природопользования, что подтверждается составлением соответствующих документов, осуществляется утверждение (одобрение) обоснования инвестиций. 4.2.3. Утвержденные обоснования инвестиций являются основанием для разработки раздела ООС в составе проектной документации, которая разрабатывается на конкурсной основе. 4.2.4. Материалы ОВОС являются основой для установления экологических требований к ТЭО (проекту), которые включаются в условия конкурса (тендера подряда на проектирование) и задания на проектирование. 4.3. Оценка воздействия на окружающую среду (при разработке проектной документации) 4.3.1. Раздел ООС выполняется в соответствии с условиями природопользования, согласованными при выборе места размещения объекта и разрабатывается по одной, согласованной с органами местного самоуправления, площадке размещения. При необходимости раздел ООС в ТЭО (проекте) может разрабатываться и для других реально возможных вариантов размещения объекта. 4.3.2. На основании решения инвестора по рекомендациям территориальных организаций Госкомэкологии России на экологически опасные виды деятельности (когда воздействие носит долговременный характер или обладает межрегиональным масштабом воздействия) для обоснования раздела ООС проводятся специальные исследования по прогнозу воздействия объекта на окружающую среду, которые следует включать в состав изыскательских работ. 4.3.3. Основные результаты этапа включаются в состав проектной документации подраздел 4.1.8 «Охрана окружающей среды» (Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений СНиП 11-01-95). 4.3.4. В раздел ООС включаются основные результаты проведения оценки воздействия на окружающую среду, в том числе обсуждения всеми заинтересованными сторонами (общественными организациями, центрами экологического движения, населением района, местными органами власти и др.), для последующего учета в проектных решениях всех предполагаемых экологических и связанных с ними социальных, экономических и других возможных последствий реализации проекта (Приложение 2.1). 4.3.5. Раздел ООС в составе проектной документации подлежит государственной экологической экспертизе в соответствии с порядком, установленным в Российской Федерации. Положительное заключение экологической экспертизы является одним из оснований для утверждения ТЭО (проекта), рабочего проекта) на строительство объекта и обязательным документом для выдачи разрешения на природопользование и изъятия земельного участка для строительства. 4.4. Экологический мониторинг окружающей среды 4.4.1. Система экологического мониторинга окружающей среды в соответствии с Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды» состоит из службы наблюдений за состоянием окружающей природной среды, государственного, производственного, общественного контроля. 4.4.2. Экологический мониторинг природной среды осуществляется предприятием (локальный мониторинг), а также территориальными службами экологического контроля с участием представителей общественных организаций. Данные мониторинга периодически обрабатываются и систематизируются и представляются в местные органы исполнительной власти и в территориальные органы Госкомэкологии России для подготовки и принятия решений по дальнейшим этапам инвестиционно-строительного проекта. 4.4.3. На основании данных производственного экологического контроля периодически осуществляется экологическая оценка, результаты которой включаются в экологический паспорт промышленного предприятия1, содержащий данные по использованию ресурсов и влиянию производства на окружающую среду. 1 Форма и содержание экологического паспорта установлены ГОСТом 17.0.0.04-90. Экологический паспорт предприятия. Основные положения. 4.4.4. Экологический паспорт предприятия разрабатывает предприятие за счет своих средств. Экологический паспорт передается руководителем предприятия местным органам исполнительной власти и территориальным органам Госкомэкологии России. Приложение 1.1ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВУ И СОДЕРЖАНИЮ РАЗДЕЛА ОВОС ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПРЕДПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ:ОБОСНОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ 1. Раздел должен содержать следующие данные: A. Оценка современного состояния окружающей среды: ♦ оценка современного состояния природной окружающей среды (атмосфера, гидросфера, геологическая и почвенная среда, растительный и животный мир); ♦ оценка существующей техногенной нагрузки на компоненты окружающей среды; ♦ оценка современной социальной, санитарно-эпидемиологической обстановки. Б. Ориентировочная количественная оценка воздействия объекта на окружающую среду по каждому варианту функционирования и размещения предприятия: ♦ характеристика планируемого объекта (выбросы в атмосферу, сбрасываемые сточные воды, отходы производства, загрязняющие окружающую среду); ♦ оценка воздействия объекта на компоненты окружающей природной среды, социальные условия и здоровье населения; ♦ оценка возможности развития опасных техногенных процессов и аварийных ситуаций; ♦ оценка возможных мероприятий по предотвращению (минимизации) воздействия; ♦ разработка системы локального мониторинга объекта. B. Эколого-экономическая оценка инвестиций в строительство: ♦ оценка экологического и экономического ущерба для природной среды и здоровья населения при различных вариантах функционирования и размещения объекта; ♦ альтернативная оценка стоимости природоохранных мероприятий, обеспечивающих экологическую безопасность природной среды и населения; Г. Выбор варианта функционирования и размещения объекта с эколого-экономической позиции. Д. Рекомендации по последующим этапам разработки экологического обоснования (ООС), а при недостатке исходной информации - предложения по проведению специальных исследований по изучению окружающей природной среды. ПРИЛОЖЕНИЕ 1.2ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВУ И СОДЕРЖАНИЮ РАЗДЕЛА ООС ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ:ТЭО (ПРОЕКТА), РАБОЧЕГО ПРОЕКТА 1. Раздел ООС в составе проектной документации должен содержать комплекс предложений по рациональному использованию природных ресурсов при осуществлении намечаемой хозяйственной деятельности и технических решений по предупреждению негативного воздействия проектируемого объекта на окружающую природную среду. Состав и содержание раздела уточняются применительно к требованиям проектирования с учетом специфики предприятий соответствующих отраслей промышленности или параметров жилищно-гражданских объектов. 2. Разделы ООС в проектной документации должны содержать следующие основные главы: □ охрана атмосферного воздуха от загрязнения; □ охрана поверхностных и подземных вод от загрязнения и истощения; □ охрана и рациональное использование земель при строительстве объекта; □ эколого-экономическая эффективность строительства (реконструкции) объекта. В тех случаях, когда проектируемый объект может оказывать интенсивное воздействие на прилегающую территорию, в разделе ООС добавляются главы: □ охрана санитарно-гигиенических условий жизни и здоровья населения; □ охрана растительности и животного мира. 3. При составлении раздела ООС необходимо пользоваться руководящими материалами и нормативно-методическими документами по охране окружающей среды, утвержденными Госкомэкологии России, различными главами СНиП и инструкциями, утвержденными Госстроем России, ГОСТами и стандартами, отражающими требования по охране природы при строительстве объектов различного назначения. 4. Охрана окружающей природной среды и рациональное использование природных ресурсов при разработке раздела должны рассматриваться с учетом природных особенностей района расположения проектируемого объекта и существующей техногенной нагрузки. Все параметры объекта следует оценивать по уровню их воздействия на экологию прилегающего района и возможности предупреждения негативных последствий функционирования предприятий в ближайшей и отдаленной перспективе. 5. При разработке разделов ООС в составе проектной документации должны быть выявлены: ♦ существующие природно-климатические характеристики района расположения объекта; ♦ характер, объем и интенсивность предполагаемого воздействия проектируемого объекта на компоненты окружающей среды в процессе строительства и эксплуатации; ♦ количество отходов производства, степень их токсичности, условия складирования, захоронения или утилизации; ♦ возможность использования отходов на других производствах и в других отраслях хозяйства; ♦ возможность аварийных ситуаций на объекте и их последствия; ♦ изменения параметров окружающей среды под воздействием проектируемого объекта (намечаемой хозяйственной деятельности); ♦ экологические и социальные последствия строительства и эксплуатации объекта; ♦ обоснование системы локального экологического мониторинга объекта. 6. Для всех перечисленных видов и форм воздействия объекта в разделе ООС должны быть подобраны проектные решения и мероприятия по нейтрализации (или уменьшению) негативного влияния объекта на окружающую среду. При этом следует провести обоснование и выбор наилучших технических решений, обеспечивающих предотвращение или сокращение выбросов в атмосферу, водную среду, снижающих землеемкость объекта, уменьшающих количество и токсичность отходов производства и т.п. 7. Обоснование технических решений должно быть подкреплено расчетами эколого-экономической эффективности применяемых природоохранных мероприятий. При определении эффективности следует сопоставлять затраты на реализацию природоохранных мероприятий с величиной предотвращенного ущерба, выявляемого для всех видов реципиентов (ущерб от воздействия объекта на окружающую среду является комплексной величиной и представляет собой потери и затраты в районе расположения объекта от его техногенного воздействия на компоненты среды, социальные условия жизни и здоровье населения). 8. В разделах ООС должен также разрабатываться прогноз изменения состояния природной среды и социально-экономических условий жизни населения в районе размещения объекта: ♦ изменения качественного состояния атмосферного воздуха с учетом его дополнительного загрязнения от выбросов проектируемого (реконструируемого) объекта; ♦ изменения качественного и количественного состояния поверхностных и подземных вод района расположения объекта; ♦ изменения в характере землепользования рассматриваемой территории; ♦ характер нарушений геологической среды, возможность активизации опасных геологических процессов и предполагаемый уровень загрязнения почв; ♦ характер воздействия объекта на растительность и животный мир и их изменения под влиянием строительства и эксплуатации объекта; ♦ изменения социально-экономической обстановки и условий жизни населения, проживающего в районе размещения объекта. ПРИЛОЖЕНИЕ 1.3ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ (виды работ), ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ПРИ РАЗРАБОТКЕ РАЗДЕЛА ООС В СОСТАВЕ ПРОЕКТАОРГАНИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬСТВА (ПОС) 1. Оценка воздействия источников загрязнения на природную и социальную среду в период строительства включает: □ перечень источников загрязнения, вызванных созданием временных хранилищ и сооружений, связанных со строительством; □ оценка влияния сбросов, сточных вод и других отходов строительства на компоненты окружающей природной среды; □ оценка воздействия строительства на санитарно-гигиеническую обстановку. 2. Эколого-экономическая оценка воздействия производства строительных работ на окружающую среду. 3. Разработка природоохранных мероприятий в период строительства. ПРИЛОЖЕНИЕ 1.4ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ (ВИДЫ РАБОТ), ВЫПОЛНЯЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ1. Мониторинг хозяйственной деятельности □ Сбор сведений о деятельности предприятий (в ретроспективе), расположенных в зоне влияния эксплуатируемого объекта. □ Наблюдения за функционированием эксплуатируемого объекта (технология, производимая продукция, мощность, используемое сырье, водопотребление и водоотведение, сбросы, выбросы, инженерное оборудование, природоохранные сооружения и др.). 2. Мониторинг состояния природной среды □ Наблюдения за состоянием отдельных компонентов природной среды, их загрязнением, установление границ санитарно-защитной зоны, уточнение перечисленных сведений за прошлый период (до начала эксплуатации объекта). □ Наблюдения за развитием опасных природно-техногенных процессов в зоне влияния эксплуатируемого объекта и выявление их воздействия на состояние объекта и окружающей среды. 3. Мониторинг социально-экологической обстановки □ Наблюдение за уровнем социально-бытовых условий жизни населения: медико-биологическое состояние населения, комфортность проживания, санитарно-эпидемиологическое состояние территории, миграция населения, обеспеченность населения объектами социальной сферы. □ Наблюдение за состоянием памятников архитектуры, истории, культуры. □ Анализ соответствия состояния объекта и окружающей среды заданным экологическим условиям его функционирования и разработка управленческих решений для обеспечения этих условий. □ Выявление спорных вопросов с местным населением и общественностью, разработка мероприятий по их решению и снятию социальной напряженности. ПРИЛОЖЕНИЕ 2.1ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ ПО ОЦЕНКЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ В ПРОЦЕССЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯПроведение работ по оценке воздействия на окружающую среду осуществляется в соответствии с утвержденным заказчиком Техническим заданием на проведение этих работ и состоит в последовательном выполнении следующих этапов: ♦ формулирование цели проводимых исследований исходя из стадии разработки предпроектной (проектной документации) инвестиционно-строительного проекта; ♦ характеристика намечаемого инвестиционно-строительного проекта; ♦ характеристика района размещения намечаемой деятельности: состояние природной среды, социально-экономической и санитарно-эпидемиологической ситуации, наличие и характер антропогенной нагрузки; ♦ оценка вида, характера, степени, масштаба распространения воздействий намечаемой деятельности на окружающую среду, включая возможные аварийные ситуации, экологические, социальные и экономические последствия воздействия планируемой деятельности; ♦ определение (и разработка) мероприятий по предотвращению отрицательных воздействий и по смягчению остаточных воздействий планируемой деятельности; ♦ оценка и выбор оптимальных альтернатив как по месту размещения, так и по принимаемым инженерным, технологическим, архитектурно-планировочным и другим проектным решениям; ♦ предложения по организации программы экологического мониторинга контроля при реализации намечаемой деятельности; ♦ разработка рекомендаций по проведению послепроектного анализа при реализации намечаемой деятельности. При проведении оценки воздействия на окружающую среду обязательно обеспечение возможности участия граждан и общественных организаций (объединений) в обсуждении планируемой деятельности, а также учет общественного мнения при формировании результатов проводимых работ. Приложение 2.2(рекомендуемое)Форма
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.3(рекомендуемое) Форма
Приложение 3ПЕРЕЧЕНЬ
|