Locking-sealing devices for transport and general and specical purposes containers. General technical reguirements 
На главную | База 1 | База 2 | База 3

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ
(МГС)

INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION
(ISC)

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТАНДАРТ

ГОСТ
31281-2004

УСТРОЙСТВА
ЗАПОРНО-ПЛОМБИРОВОЧНЫЕ
ДЛЯ ТРАНСПОРТА И КОНТЕЙНЕРОВ ОБЩЕГО
И СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Общие технические требования

Москва
Стандартинформ
2011

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-97* «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены»

______

* С 1 мая 2010 г. действует ГОСТ 1.2-2009.

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Закрытым акционерным обществом «Проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт промышленного транспорта» (ЗАО «Промтрансниипроект»), Закрытым акционерным обществом «Инженерный промышленный концерн «Страж» (ЗАО ИПК «Страж»)

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 26 от 8 декабря 2004 г.)

За принятие стандарта проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Азербайджан

AZ

Азстандарт

Армения

AM

Армстандарт

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Грузия

GE

Грузстандарт

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

Кызгызстан

KG

Кыргызстандарт

Молдова

MD

Молдова-Стандарт

Российская Федерация

RU

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

Туркменистан

TM

Главгосслужба «Туркменстандартлары»

Узбекистан

UZ

Узстандарт

Украина

UA

Госпотребстандарт Украины

4 Настоящий стандарт идентичен ГОСТ Р 51913-2002 «Устройства запорно-пломбировочные для транспорта и контейнеров общего и специального назначения. Общие технические требования»

5 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 июня 2005 г. № 160-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 31281-2004 введен в действие непосредственно в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2006 г.

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

7 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июль 2011 г.

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта публикуется в указателе «Национальные стандарты».

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в указателе «Национальные стандарты», а текст изменений - в информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в информационном указателе «Национальные стандарты»

СОДЕРЖАНИЕ

ГОСТ 31281-2004

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

УСТРОЙСТВА ЗАПОРНО-ПЛОМБИРОВОЧНЫЕ ДЛЯ ТРАНСПОРТА
И КОНТЕЙНЕРОВ ОБЩЕГО И СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Общие технические требования

Locking-sealing devices for transport and general and special purposes containers.
General technical requirements

Дата введения 2006-01-01

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на запорно-пломбировочные устройства (далее - ЗПУ), предназначенные для автомобильного, железнодорожного, водного и авиационного транспорта и контейнеров общего и специального назначения, и устанавливает общие технические требования к ним.

Требования стандарта распространяются на ЗПУ, применяемые для пломбирования стационарных объектов.

Стандарт применяется при разработке и производстве ЗПУ.

Требования настоящего стандарта являются обязательными.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты и классификаторы:

ГОСТ 9.014-78 Единая система защиты от коррозии и старения. Временная противокоррозионная защита изделий. Общие требования

ГОСТ 9.032-74 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы, технические требования и обозначения

ГОСТ 9.301-86 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Общие требования

ГОСТ 9.302-88 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Методы контроля

ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.2.003-91 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасности

ГОСТ 15.309-98 Система разработки и постановки продукции на производство. Испытания и приемка выпускаемой продукции. Основные положения

ГОСТ 14192-96 Маркировка грузов

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 16511-86 Ящики деревянные для продукции электротехнической промышленности. Технические условия

ГОСТ 18321-73 Статистический контроль качества. Методы случайного отбора выборок штучной продукции

ГОСТ 19433-88 Грузы опасные. Классификация и маркировка

ГОСТ 22638-89 Ящики дощатые и из листовых древесных материалов для изделий электронной техники. Технические условия

ГОСТ 23170-78 Упаковка для изделий машиностроения. Общие требования

ГОСТ 23216-78 Изделия электротехнические. Хранение, транспортирование, временная противокоррозионная защита, упаковка. Общие требования и методы испытаний

ГОСТ 30302-95/ГОСТ Р 50610-93 Контейнеры специализированные. Типы, основные параметры и размеры

ГОСТ 30596-97/ГОСТ Р 51006-96 Услуги транспортные. Термины и определения

ГОСТ 30630.0.0-99 Методы испытаний на стойкость к внешним воздействующим факторам машин, приборов и других технических изделий. Общие требования

ГОСТ 30630.1.2-99 Методы испытаний на стойкость к механическим внешним воздействующим факторам машин, приборов и других технических изделий. Испытания на воздействие вибрации

ГОСТ 30631-99 Общие требования к машинам, приборам и другим техническим изделиям в части стойкости к механическим внешним воздействующим факторам при эксплуатации

ГОСТ 31282-2004 Устройства пломбировочные. Классификация

МК (ИСО 3166) 004-97 Межгосударственный классификатор стран мира

ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 30630.2.1-2013 Методы испытаний на стойкость к климатическим внешним воздействующим факторам машин, приборов и других технических изделий. Испытания на устойчивость к воздействию температуры

ГОСТ 31314.3-2006 (ИСО 1496-3:1995) Контейнеры грузовые серии 1. Технические требования и методы испытаний. Часть 3. Контейнеры-цистерны для жидкостей, газов и сыпучих грузов под давлением

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов по указателю «Национальные стандарты», составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

3 Определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 31282 (ЗПУ и их составные элементы), а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 транспорт общего пользования: по ГОСТ 30596.

3.2 контейнеры общего назначения: по [1].

3.3 контейнеры специального назначения: по ГОСТ 30302, [2] - [4].

(Измененная редакция, Изм. № 1).

3.4 запирание (замыкание) ЗПУ: Действие, определенное процессом пломбирования, установленное технической документацией на ЗПУ, обеспечивающее невозвратную фиксацию блокирующего элемента ЗПУ механизмом запирания или иным конструктивным элементом ЗПУ при его перемещении или деформации.

(Введен дополнительно, Изм. № 1).

4 Общие положения

4.1 Пломбирование транспорта, грузовых единиц и контейнеров общего и специального назначения осуществляют с целью обеспечения контроля за сохранностью перевозимого груза, решения задач транспортной логистики, разделения ответственности между участниками транспортного процесса, а также индикации фактов несанкционированного доступа к грузам при хранении и транспортировании.

(Новая редакция, Изм. № 1).

4.2 Выбор ЗПУ производят в соответствии с требованиями ГОСТ 31282, а также нормативных документов на конкретные виды ЗПУ, утвержденных в установленном порядке с учетом правил, действующих на различных видах транспорта.

4.3 Пломбирование осуществляют с помощью ЗПУ, соответствующих требованиям раздела 6.

5 Типы запорно-пломбировочных устройств

5.1 Классификация ЗПУ - в соответствии с ГОСТ 31282.

5.2 Настоящий стандарт устанавливает типы ЗПУ, указанные в таблице 1.

Таблица 1 - Типы ЗПУ

Класс

Вид по уровню механической защиты

Группа защитных свойств от подмены и подделки

Подгруппа устойчивости к несанкционированному (криминальному) вскрытию

Типы по внешним конструктивным признакам

Наименование

Полный код типа

С - силовые ЗПУ

Усиленные силовые

Стойкие

Наивысшей устойчивости

Канатные

С1311, С1411, С1421, С2311, С2411, С2421, С3311, С3411, С3421

Стержневые

С1312, С1412, С1422, С2312, С2412, С2422, С3312, С3412, С3422

Силовые

Нормальной стойкости

Устойчивые

Замковые

С1313, С1413, С1423, С2313, С2413, С2423, С3313, С3413, С3423

Нормальные

Прочие

С1317, С1417, С1427, С2317, С2417, С2427, С3317, С3417, С3427

6 Общие технические требования к запорно-пломбировочным устройствам

6.1 Требования назначения

6.1.1 ЗПУ должны обеспечивать защиту от несанкционированного проникновения к перевозимому грузу через запираемые устройства транспортных средств и контейнеров (двери, люки, заливные горловины, сливные и дренажные отверстия) путем блокирования запираемых устройств и индикации факта доступа к грузу.

6.1.2 ЗПУ должны быть одноразового использования. Конструкция ЗПУ должна препятствовать снятию его с транспортного средства или контейнера без нарушения целостности конструкции или оставления фиксируемых следов воздействия, которые должны определяться как визуально, так и в случае необходимости с применением приборов и специальных методов исследования. Конструкция ЗПУ должна исключать возможность повторного использования как самого ЗПУ, так и его составных частей после снятия.

6.1.1, 6.1.2 (Измененная редакция, Изм. № 1).

6.1.3 ЗПУ должны обеспечивать при пломбировании уникальную идентификацию объекта пломбирования или субъекта ответственности за объект пломбирования. В конструкции ЗПУ предусмотрено наличие контрольного элемента с нанесенной на него неповторяющейся идентификационной информацией (контрольным знаком и др.).

(Новая редакция, Изм. № 1).

6.1.4 ЗПУ следует выпускать в следующем исполнении:

УХЛ1 (по ГОСТ 15150) - для применения на автомобильном и железнодорожном транспорте в макроклиматических районах с умеренным и холодным климатом;

ОМ1 (по ГОСТ 15150) - для применения на морском транспорте для судов неограниченного района плавания;

В1 (по ГОСТ 15150) - для интермодальных перевозок всеми видами транспорта во всех макроклиматических районах на суше и на море, кроме макроклиматического района с очень холодным климатом;

химически и радиационно-стойкие - для пломбирования объектов транспортирования и хранения топлива, масел, химических реактивов, радионуклеидов и источников радиационного излучения. В данном исполнении ЗПУ выпускают по требованию заказчика.

6.2 Конструктивные требования

6.2.1 Конструкция ЗПУ должна обеспечивать плавное, без заеданий замыкание с усилием, не превышающим значение, выбираемое для конкретных видов ЗПУ из ряда: 15; 30; 50; 60; 70Н.

(Новая редакция, Изм. № 1).

6.2.2 ЗПУ должны оставаться работоспособными без разрушения под действием предельно допустимого растягивающего усилия в соответствии с таблицей 2.

Таблица 2

Вид ЗПУ

Диапазон усилий разрушения, кН (кгс)

Предельно допустимое растягивающее усилие, кН

С1 - усиленные силовые

Св. 20 (2000)

20, 24, 30

С2 - силовые

Св. 10 до 20 включ.

(Св. 1000 до 2000 включ.)

10; 12; 15; 18,5

С3 - нормальные

Св. 1,0 до 10 включ.

(Св. 100 до 1000 включ.)

1,0; 1,1; 1,6; 2,4; 3,5; 5,0; 7,0; 9,5

Значения предельно допустимых растягивающих усилий, выдерживаемых ЗПУ без разрушения, устанавливают в нормативных документах на конкретные виды и типы. Допускается вместо предела прочности ЗПУ указывать нормированное усилие разрушения (разрыва) ЗПУ.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

6.2.3 Суммарное увеличение максимального размера петли, образованной гибким блокирующим элементом (канатного, ленточного, проволочного и др. типа) замкнутого ЗПУ при воздействии предельно допустимых растягивающих усилий в соответствии с 6.2.2, не должно превышать 20 мм.

Примечание - В отдельных случаях на конкретные типы ЗПУ допускается устанавливать сползание корпуса ЗПУ с гибкого блокирующего элемента.

6.2.4 Для ЗПУ с нормируемым усилием разрушения устанавливается допуск, не превышающий 30 % номинального усилия разрушения.

Примечание - Критериями разрушения (разрыва) ЗПУ являются:

- разрыв силового элемента (каната, стержня) при воздействии усилий, не превышающих предельно допустимые для конкретного типа ЗПУ (6.2.2);

- вытягивание гибкого блокирующего элемента корпуса под воздействием усилий, превышающих предельно допустимые (6.2.3);

- разрушение корпуса;

- разъединение составных частей ЗПУ.

6.2.5 Стойкость к механическим внешним воздействующим факторам (ВВФ)

6.2.5.1 ЗПУ должно сохранять работоспособность во время воздействия:

- синусоидальной вибрации в диапазоне установленных частот;

- многократных ударов;

- одиночных ударов.

6.2.5.2 Номинальные рабочие значения механических ВВФ - по ГОСТ 30631 для групп механического исполнения:

М30 - для автомобильного транспорта;

М25 - для железнодорожного транспорта;

М46 - для водного транспорта;

М21(Б) - для авиационного транспорта и интермодальных перевозок контейнеров всеми видами транспорта.

6.2.6 Стойкость к климатическим ВВФ

6.2.6.1 ЗПУ должны быть стойкими к следующим климатическим факторам:

- воздействию изменения температуры окружающей среды: верхнее значение рабочей температуры и нижнее значение рабочей температуры;

- воздействию верхнего значения относительной влажности воздуха;

- воздействию соляного (морского) тумана (для исполнения ОМ1 и В1);

- обливанию морской водой (для исполнения ОМ1 и В1);

- выпадению инея (для исполнения (УХЛ1).

Стойкость к воздействию агрессивных и специальных сред, радиационного излучения предъявляются к ЗПУ, предназначенным для пломбирования объектов транспортирования и хранения топлива, масел, химических реактивов, радионуклидов и источников радиационного излучения [5].

(Измененная редакция, Изм. № 1).

6.2.6.2 Номинальные значения климатических факторов - по ГОСТ 15150. При этом верхнее предельное значение рабочей температуры окружающей среды для ЗПУ, эксплуатируемых на открытом воздухе, должно приниматься с учетом поверхностного нагрева солнцем до температуры 10 °С (кроме исполнения ОМ1).

6.2.7 Отклонение массы ЗПУ не должно превышать 5 % номинального значения, установленного в стандартах и других нормативных документах на конкретные типы ЗПУ.

6.2.8 ЗПУ должны иметь форму, удобную для работы с ними, исключающую травмы работников.

6.3 Требования стойкости защитных свойств и устойчивости ЗПУ к несанкционированному «неразрушающему» (криминальному) вскрытию

6.3.1 Конструкция ЗПУ, а также наносимая на ЗПУ информация должны исключать возможность изготовления дубликатов устройств и их составных частей вне заводских условий (в местах погрузки и выгрузки, в пути следования).

6.3.2 Стойкость защитных свойств ЗПУ (степень защиты от подмены и подделки) в зависимости от количества, вида и методов контроля индивидуальных идентификационных признаков должна соответствовать таблице 3.

Таблица 3

Класс

Вид по уровню механической защиты

Группа защитных свойств

Наименование

Код

Количество идентификационных признаков, контролируемых

визуально

приборами

С

Усиленные силовые

Стойкие

3

Св. 6

Св. 1 до 3 включ.

Силовые

Нормальной стойкости

4

Св. 6

1

6.3.3 Устойчивость ЗПУ к размыканию без разрушения (манипуляциями, воздействием специальными средствами и методами) составляющих его элементов, а также с частичным разрушением конструкции, с возможностью последующей маскировки следов вскрытия и повторной установки ЗПУ на объект, должна соответствовать таблице 4.

Таблица 4

Класс

Вид по уровню механической защиты

Группа защитных свойств

Подгруппа по устойчивости к несанкционированному «неразрушающему» (криминальному) вскрытию

Наименование

Код

Показатель устойчивости, нормоминуты

С

Усиленные силовые

Стойкие

Наивысшей устойчивости

1

Св. 60 до 100 включ.

Силовые

Нормальной стойкости

Устойчивые

2

От 31 до 60 включ.

Нормальные

Примечание - При проведении испытаний изделий на соответствие данному нормативу следует учитывать поправочные коэффициенты, зависящие от оснащенности экспертов инструментами: типовыми (покупными) и/или специальными.

6.4 Требования к материалам, полуфабрикатам и покупным комплектующим изделиям

6.4.1 Материалы, полуфабрикаты и покупные комплектующие изделия должны проходить входной контроль у изготовителя ЗПУ.

6.4.2 При входном контроле должно быть проверено:

- наличие оформленных паспортов с отметкой о приемке и датой выпуска;

- остаточный срок сохранности (срок службы);

- состояние упаковки;

- соответствие маркировки сопроводительным документам на поставку;

- количество материалов (полуфабрикатов, комплектующих изделий) в единице упаковки;

- соответствие внешнего вида описанию, отсутствие внешних дефектов (трещин, сколов, вмятин, деформаций, расслоения, нарушения покрытий и маркировки);

- основные габаритные размеры;

- масса единицы продукции;

- нормированное усилие разрыва (см. примечания к настоящему пункту) материала (заготовки) для гибкого силового элемента (каната, ленты);

- другие характеристики материала, заготовки, полуфабриката (поверхностная твердость, ударная вязкость, химический состав) (см. примечания), если эти характеристики существенно влияют на эксплуатационные показатели ЗПУ и установлены в нормативных документах на данный тип ЗПУ.

Проверку проводят на образцах, взятых от каждой товарной партии материала (заготовки, полуфабриката) одной марки (типа) (см. примечания).

Примечания

1 Не допускается применение материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий:

- с просроченным гарантийным сроком;

- с остаточным сроком сохраняемости менее срока службы ЗПУ.

2 Не допускается применение материала (заготовки) для гибкого силового элемента, измеренное усилием разрыва менее нормированного в технической документации на поставку.

6.5 Требования к покрытиям

6.5.1 Гальванические и лакокрасочные покрытия должны обеспечивать противокоррозионную защиту ЗПУ заданного исполнения.

6.5.2 Покрытия должны отвечать требованиям ГОСТ 9.032, ГОСТ 9.301 и ГОСТ 9.302.

6.6 Требования к окрашиванию и маркировке ЗПУ

6.6.1 Наружные поверхности ЗПУ должны быть окрашены в яркие контрастные цвета, выделяющие ЗПУ на фоне пломбируемого объекта и не затеняющие нанесенную на ЗПУ маркировку. ЗПУ, используемые для перевозки опасных грузов, должны окрашиваться в «предупреждающие» цвета, соответствующие цвету фона знака опасности, маркируемого на грузовой единице (ГОСТ 19433).

6.6.2 На ЗПУ следует наносить следующую маркировку:

- товарный знак (логотип) предприятия - изготовителя ЗПУ;

- идентификационный номер ЗПУ (семиразрядный буквенно-цифровой код);

- наименование (тип) ЗПУ;

- дату выпуска ЗПУ (две последние цифры года выпуска).

Дополнительно, при необходимости, на ЗПУ могут наноситься: наименование (аббревиатура) и логотип грузоотправителя или другого предприятия, использующего пломбы; указание о территориальной принадлежности (регион); штриховой код грузоотправителя; специальные защитные и топографические знаки; прочая информация (рекламного и другого характера).

Маркировка должна быть четкой, разборчивой, распознаваемой (читаемой) при осмотре, контроле и экспертизе ЗПУ.

6.6.3 Изготовление и применение ЗПУ с одинаковыми, а также неясными и неполными идентификационными номерами (контрольными знаками) не допускается.

6.6.4 Идентификационный номер ЗПУ должен считываться с расстояния 1 м в условиях естественной и искусственной освещенности не менее 50 лк.

6.7 Требования безопасности

6.7.1 ЗПУ должны обеспечивать условия пожаровзрывобезопасности при эксплуатации (ГОСТ 12.1.004).

6.7.2 Материалы и покрытия, используемые при изготовлении ЗПУ, должны иметь гигиенические сертификаты безопасности, подтверждающие отсутствие токсичных и других неблагоприятных воздействий на пользователей, не должны вызывать химических реакций и образовывать химические соединения с перевозимыми грузами, включая нефтепродукты, топлива, масла, а также вызывать их возгорание.

6.7.3 ЗПУ должны обеспечивать безопасную (без механических травм или иного ущерба для здоровья людей) работу персонала при установке, снятии и обслуживании ЗПУ (ГОСТ 12.2.003).

6.7.4 В конструкции ЗПУ не допускается применение вредных и опасных веществ, отнесенных к I классу опасности по ГОСТ 12.1.005, подпадающих под действие международных [6] и национальных директивных документов в области экологии, охраны труда и окружающей среды.

(Введен дополнительно, Изм. № 1).

6.8 Требования надежности

6.8.1 Срок службы ЗПУ - не менее 5 лет.

6.8.2 Правилами применения ЗПУ может быть установлен более короткий допустимый срок службы, включая хранение и применение по назначению.

6.9 Хранение и упаковка

6.9.1 Упаковка ЗПУ должна проводиться согласно ГОСТ 23170 и обеспечивать сохранение свойств и характеристик изделий при транспортировании и хранении в течение срока службы.

6.9.2 Хранение и внутренняя упаковка ЗПУ - по ГОСТ 9.014 с учетом условий транспортирования и хранения.

6.9.3 В качестве транспортной тары можно использовать деревянные ящики по ГОСТ 16511 и ГОСТ 22638 или упаковку из полимерных материалов. По согласованию с заказчиком допускается применение транспортной тары из картона и других материалов. Количество изделий в транспортной таре должно быть кратно 10. Внутрь ящика в полиэтиленовом пакете кладут паспорт, заполненный службой технического контроля (ОТК) изготовителя, и сопроводительные документы. Масса брутто транспортной тары вместе с упакованными изделиями не должна превышать 15 кг. Комплектность изделий в транспортной упаковке должна соответствовать нормативным документам на конкретный тип ЗПУ.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

6.9.4 Транспортная маркировка тары должна выполняться в соответствии с нормативными документами на продукцию с учетом требований ГОСТ 14192.

6.10 Транспортирование и хранение

6.10.1 ЗПУ в транспортной таре должны сохранять свои свойства и характеристики при транспортировании любым видом транспорта, включая автомобильный, железнодорожный, водный и воздушный, а также в смешанных интермодальных перевозках в закрытых кузовах, вагонах, трюмах без ограничения дальности перевозки. Допускается перевозка ЗПУ в открытых автомобилях, на палубах судов с защитой от прямого воздействия атмосферных осадков.

6.10.2 ЗПУ в транспортной таре должны сохранять свои свойства и характеристики при транспортировании и хранении в закрытых помещениях с естественной вентиляцией для вида климатического исполнения ОЖ4 по группе условий хранения 5 по ГОСТ 15150 в течение всего срока службы изделия.

6.10.3 ЗПУ при транспортировании должны быть устойчивы к воздействию механических факторов по ГОСТ 23216 и соответствовать группе Ж - жесткие.

6.11 Требования к испытаниям и приемке запорно-пломбировочных устройств

6.11.1 Испытания и приемка серийных ЗПУ должны соответствовать ГОСТ 15.309 и проводиться по нормативным документам на конкретные виды и типы ЗПУ, разработанным и утвержденным в установленном порядке. Приемочные испытания опытных партий ЗПУ, квалификационные испытания установочных партий и типовые испытания должны проводиться по программам и методикам испытаний, согласованным с заказчиком.

6.11.2 Приемо-сдаточным испытаниям (ПСИ) подвергают все образцы выпускаемой продукции, прошедшие технический контроль на соответствие нормативным документам. Периодическим испытаниям (ПИ) подвергают образцы продукции, прошедшие ПСИ, в количестве, установленном в нормативных документах на конкретные виды и типы ЗПУ. Отбор образцов должен соответствовать ГОСТ 18321.

6.11.3 Испытания проводят в нормальных климатических условиях (НКУ) по ГОСТ 15150.

6.11.4 Методы испытаний ЗПУ на стойкость к внешним воздействующим факторам (механическим, климатическим, агрессивных и специальных сред и др.) - по ГОСТ 30630.0.0, ГОСТ 30630.1.2, [7] - [9], ГОСТ 30630.2.1, [10], [11] устанавливающим методы проведения данных видов испытаний.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

6.11.5 При проведении испытаний на стойкость к ВВФ в процессе воздействия внешних факторов или после их прекращения ЗПУ должны быть проверены на соответствие требованиям 6.2.1 - 6.2.3, а также 6.7.4 после воздействия климатических ВВФ. При испытаниях на стойкость к механическим ВВФ проверку требований 6.2.1 - 6.2.3 проводят после завершения всех видов механических воздействий, указанных в 6.2.5.1. Испытания на стойкость к выпадению инея допускается совмещать с испытаниями на стойкость к изменению температуры окружающей среды или на стойкость к воздействию нижнего значения температуры. При испытаниях на стойкость к воздействию соляного (морского) тумана допускается проверять только коррозионную стойкость ЗПУ и соответствие требованиям 6.6, 6.7.

6.11.6 Специальные виды испытаний на стойкость защитных свойств и устойчивость к криминальному вскрытию, специфичные для конкретного вида ЗПУ, проводят по методикам, разработанным с учетом требований [12], [13]. Испытания на устойчивость к воздействию физических полей и радиоактивных излучений проводят специализированные организации по методикам, согласованным с заказчиком.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

6.11.7 При проведении всех видов испытаний решающими признаками являются критерии разрушения (разрыва) ЗПУ в соответствии с 6.2.4 и невыполнение требования 6.6.4.

6.11.8 Виды и последовательность испытаний приведены в таблице 5.

Таблица 5

Технические требования, проверяемые при испытаниях ЗПУ

Пункт настоящего стандарта

Категория испытаний

ПСИ

пи

СИ

1 Замыкание при установке

6.2.1

+1

+

+

2 Работоспособность при растяжении

6.2.2

+2

+

+

3 Максимальный размер петли (для ЗПУ канатного типа)

6.2.3

-

+

+

4 Усилие разрушения (для ЗПУ с нормируемым усилием разрыва)

6.2.4

-

+

+

5 Работоспособность при синусоидальной вибрации

6.2.5.1

-

+

+

6 Работоспособность при многократных ударах

6.2.5.1

-

+

+

7 Работоспособность при одиночных ударах

6.2.5.1

-

+

+

8 Стойкость к изменению температуры:

6.2.6.1

воздействие верхнего значения температуры

-

+

+

воздействие нижнего значения температуры

-

+

+

9 Стойкость к воздействию верхнего значения влажности воздуха

6.2.6.1

-

+

+

10 Стойкость к воздействию соляного (морского) тумана (для исполнений ОМ1 и В1)

6.2.6.1

-

+

+

11 Стойкость при обливании морской водой (для исполнений ОМ1 и В1)

6.2.6.1

-

+

+

12 Стойкость при выпадении инея (для исполнения УХЛ1)

6.2.6.1

-

+

+

13 Масса

6.2.7

-

+

+

14 Стойкость защитных свойств

6.3.2

-

-

+

15 Устойчивость к неразрушающему криминальному вскрытию

6.3

-

-

+

16 Требования к материалам, полуфабрикатам, покупным комплектующим изделиям

6.4

+

-

-

17 Требования к покрытиям

6.5

+3

+

+

18 Проверка соблюдения требований по безопасности

6.7

+3

+

+

19 Срок службы изделия

6.8.1

-

-

+4

20 Проверка соответствия:

- комплектности

6.9.3

+

+5

+5

- консервации

6.9.3

+

+5

+5

- маркировки

6.6.2 - 6.6.4

+3

+

+

1 Проверяют специальным калибром.

2 Проверяют на отдельных образцах до окраски и маркировки ЗПУ.

3 Проверяют внешним осмотром.

4 Проводят в виде самостоятельных испытаний на надежность или засчитываются результаты ранее проведенных приемочных испытаний опытных образцов.

5 Проводят при выборке изделий.

Примечания

1 Знак «+» означает, что испытания проводят;

знак «-» означает, что испытания не проводят.

2 Допускается изменять последовательность проведения испытаний.

3 Для конкретных видов ЗПУ могут включаться другие виды испытаний.

Приложение А
(справочное)

Пломбирование транспорта общего пользования и контейнеров

А.1 ЗПУ следует устанавливать на запорные устройства транспортных средств и контейнеров. Установка ЗПУ исключает несанкционированный доступ к грузу. Перед установкой должна быть проверена исправность ЗПУ с помощью внешнего осмотра.

А.2 ЗПУ должны быть установлены на все запорные устройства транспортных средств и контейнеров.

А.3 ЗПУ следует устанавливать в соответствии с указаниями, приведенными в эксплуатационной документации на конкретные типы ЗПУ.

А.4 Выбор конкретного типа ЗПУ осуществляет грузоотправитель в зависимости от вида груза, его количества и стоимости, степени опасности, типа транспорта, дальности перевозки, необходимости остановок в пути, возможности проведения досмотров в процессе перевозки.

Примеры выбора и применения типов ЗПУ для пломбирования транспортных средств и контейнеров приведены в приложении Б.

А.5 Изготовитель ведет учет номеров ЗПУ, отпускаемых потребителям. По запросу органов, контролирующих автотранспортные перевозки, а также страховых компаний изготовитель ЗПУ представляет сведения о поставленных организациям ЗПУ для проведения расследований по несохранным перевозкам и при необходимости принимает участие в идентификации подлинности ЗПУ и экспертизе их состояния.

А.6 Пломбирование должен проверять грузоотправитель в присутствии грузоперевозчика, а в случае страхования груза - в присутствии представителя страховой компании. При этом допускается установка дополнительных пломб страховой компании.

А.7 Грузоотправитель обязан включать в транспортную накладную сведения о пломбировании транспортного средства или контейнера, включая количество и типы (марки) ЗПУ, их идентификационные номера, места установки пломб, фамилию и подпись лица, установившего пломбы.

А.8 Грузополучатель при получении груза обязан убедиться в целостности ЗПУ и проверить соответствие нанесенной на них информации сведениям, указанным в транспортной накладной.

А.9 В случае проведения контроля перевозимого груза в пути следования, сопровождающегося вскрытием транспортного средства или контейнера, повторное их пломбирование проводится собственными пломбами надзорных органов.

После досмотра груза допускается установка дополнительных пломб грузоперевозчика, осуществляющего указанную перевозку.

В транспортной накладной должна быть сделана отметка о снятии пломбы, досмотре транспортного средства или контейнера и установке новой пломбы с указанием должности, фамилии и подписи лица, проводившего досмотр и последующее пломбирование, даты и времени досмотра, типа и номера вновь установленной пломбы. При всех случаях повторного пломбирования транспортного средства, контейнера грузоперевозчик сохраняет снятые пломбы и представляет их грузополучателю для отчета и контроля.

А.10 Грузоотправитель и другие пользователи пломб обязаны обеспечить строгий учет поступления, хранения и расходования ЗПУ с обязательным указанием лиц, получивших ЗПУ, дат получения (выдачи) ЗПУ и номеров транспортных накладных, а также другие необходимые данные для учета пломб. Снятые пломбы должны утилизироваться или приводиться в состояние, исключающее возможность их доработки и повторной установки.

Приложение Б
(справочное)

Примеры выбора и применения запорно-пломбировочных устройств

Таблица Б.1

Класс

Вид

Группа

Подгруппа

Тип

Примеры применения

С - Силовые ЗПУ

Усиленные силовые

F = 20 кН

Нормальной стойкости

Наивысшей устойчивости t ³ 60 нормоминут

Тросовые

Для пломбирования широкого спектра транспортных средств грузоподъемностью более 10 т, а также крупнотоннажных контейнеров для интермодальных перевозок, требующих высокого уровня защиты транспортного средства и высокой стойкости к криминальному вмешательству, а также в качестве таможенной пломбы.

Силовые

F = 10 - 20 кН

Стержневые, тросовые

Рекомендуется применять для пломбирования транспортных средств и контейнеров средней грузоподъемностью от 3,5 до 10 т, используемых для перевозки грузов

Нормальные

F = 1,0 - 10 кН

Стойкие

Устойчивые

t = 31 - 60 нормоминут

Тросовые

Для пломбирования транспортных средств и контейнеров малой грузоподъемностью до 3,5 т, цистерн для перевозки нефтепродуктов, сжиженных газов и химических веществ, а также в качестве таможенной пломбы

Примечание - При выборе конкретного типа ЗПУ для пломбирования транспорта общего пользования и контейнеров рекомендуется предусматривать, чтобы относительные затраты на пломбирование были дифференцированы в зависимости от типа груза.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

Приложение В
(справочное)

Библиография

[1] ГОСТ Р 51876-2008 (ИСО 1496-1:1990) Контейнеры грузовые серии 1.Технические требования и методы испытаний. Часть 1. Контейнеры общего назначения

[2] ИСО 668-2013 Контейнеры грузовые серии 1. Классификация, размеры, масса

[3] ГОСТ Р 50697-94 (ИСО 1496-2-88) Контейнеры грузовые серии 1. Технические требования и методы испытаний. Часть 2. Контейнеры изотермические

[4] ИСО 1496-5-91 Контейнеры грузовые серии 1. Технические требования и методы испытаний. Часть 5. Контейнеры-платформы и контейнеры на базе платформ

[5] ГОСТ Р 53424-2009 (ISO/PAS 17712:2006) Устройства пломбировочные механические для грузовых контейнеров. Общие технические требования

[6] Директива 2002/95/ЕС Европейского Парламента и Совета Европы от 27.01.2003 г. Об ограничении использования некоторых опасных веществ в электрическом и электронном оборудовании

[7] ГОСТ Р 51369-99 Методы испытаний на стойкость к климатическим внешним воздействующим факторам машин, приборов и других технических изделий. Испытания на воздействие влажности

[8] ГОСТ Р 51371-99 Методы испытаний на стойкость к климатическим внешним воздействующим факторам машин, приборов и других технических изделий. Испытания на воздействие ударов

[9] ГОСТ Р 51372-99 Методы ускоренных испытаний на долговечность и сохраняемость при воздействии агрессивных и других специальных сред для технических изделий, материалов и систем материалов. Общие положения

[10] ИСО 17712:2013 Контейнеры грузовые. Пломбы механические

[11] ГОСТ Р 54302-2011 Устройства пломбировочные. Методы испытаний силовых пломбировочных устройств на устойчивость к климатическим и механическим факторам внешней среды, воздействующим при эксплуатации

[12] ГОСТ Р 51053-2012 (ЕН 1300:2004) Замки сейфовые. Требования и методы испытаний на устойчивость к несанкционированному открыванию

[13] ГОСТ Р 53787-2010 Устройства пломбировочные. Методы испытаний силовых пломбировочных устройств стержневого типа на устойчивость к несанкционированному вскрытию. Общие требования

Бибиография (Новая редакция, Изм. № 1).

Ключевые слова: запорно-пломбировочные устройства, транспорт общего пользования, контейнеры общего назначения, контейнеры специального назначения, усиленные силовые запорно-пломбировочные устройства, силовые запорно-пломбировочные устройства, нормальные запорно-пломбировочные устройства, предельно допустимые растягивающие усилия, усилие разрушения, наивысшая устойчивость, устойчивые запорно-пломбировочные устройства, виброустойчивость