ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ ДЕПАРТАМЕНТ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ, УПРАВЛЕНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ
ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ТР 134-03
МОСКВА - 2003
Настоящие технические рекомендации представляют собой практическое руководство для дорожно-строительных организаций, выполняющих работы по устройству дорожных покрытий с применением асфальтобетона, монолитного и сборного железобетона. В рекомендациях учтен отечественный производственный опыт приемо-сдаточных испытаний и порядок документирования полученных результатов. Одновременно рассмотрены основные тенденции в зарубежной практике при оценке ровности дорожных покрытий. Технические рекомендации разработаны к.т.н. Городецким Л.В., д.т.н. Кононовым В.Н., к.т.н. Бега Р.И., с.н.с. Клейман М.И. (лаборатория дорожного строительства ГУП «НИИМосстрой»), д.т.н. Дмитриевым А.Н. (Управление научно-технической политики в строительстве), инж. Зинченко Л.И. (ООО «Оптим-инжиниринг»). Рекомендации согласованы с ОАО «Мосинжстрой», ОАО «Гордорстрой», АООТ АБЗ № 1, ОАО «Инждорстрой».
Качество автомобильной дороги - это совокупность свойств, характеризующих степень ее соответствия своему назначению. Назначение автомобильной дороги четко выражено в определении понятия «автомобильная дорога». Автомобильная дорога - это комплекс инженерных сооружений, предназначенный для обеспечения экономичных безопасных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом с заданными скоростями и нагрузками в течение требуемого периода времени (срока службы). Таким образом, качество автомобильной дороги в целом характеризуется степенью ее соответствия требованиям движения автомобильного транспорта. Относительно недавно стали оперировать таким понятием как «надежность» автомобильной дороги. Надежность автомобильной дороги - это ее свойство обеспечивать основные требования транспортных средств при определенных условиях эксплуатации в течение заданного периода времени. В инженерном понимании понятие «надежность» является более узким, чем понятие «качество». Но, более того, понятие «надежность» является составной частью понятия «качество» автомобильной дороги.
ВВЕДЕНИЕИсходя из транспортно-эксплуатационных показателей - прочности, скорости, ровности, сцепления (шероховатости), срока службы, надежность автомобильной дороги расценивают по соответствию этих показателей заданным значениям. Дорожное покрытие, являясь частью дорожной одежды, ее замыкающим слоем, призванным обеспечить скорость, безопасность и комфортность движения автомобильного транспорта, в полной мере должно соответствовать указанным выше требованиям. Совершенствование системы правил приемки в эксплуатацию дорожных одежд обеспечивает их эксплуатационную надежность и осуществление эксплуатационных мероприятий на оптимальном уровне. Разработанные ранее ВСН 2-94 и ТР 103-00 регламентируют в основном технические требования к применяемым материалам, последовательность технологических операций и технологические параметры строительного процесса. Настоящие Технические рекомендации, являясь логическим продолжением указанных нормативов, нацеливают производителей строительных работ на необходимость непрерывного контроля качества и устанавливают единую систему приемки и сдачи законченных объектов в эксплуатацию. 1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ1.1. Настоящие Технические рекомендации устанавливают единый порядок производства технического контроля, приемки и оценки качества при строительстве и капитальном ремонте дорожных покрытий городских улиц и дорог, а также дорожных покрытий, устраиваемых при благоустройстве дворовых территорий. Технические рекомендации предусматривают: - осуществление технического контроля качества работ; - техническое документирование качества в процессе их производства и приемки; - оценку качества работ, выполненных при строительстве или капитальном ремонте; - промежуточную приемку от подрядчика законченных строительством работ по устройству покрытий улиц и дорог, или приемку от подрядчика рабочей комиссией заказчика работ по капитальному ремонту дорожных покрытий; - приемку в эксплуатацию законченных строительством или капитальным ремонтом дорожных покрытий. 2. ТЕХНИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ И ТЕХНИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ2.1. Технический контроль за строительством и капитальным ремонтом покрытий городских улиц и дворовых территорий осуществляется для того, чтобы: - обеспечить выполнение работ с высоким качеством и в полном соответствии с утвержденным проектом, сметой и действующей нормативно-технической документацией; - повысить ответственность исполнителей за производство работ. 2.2. Технический контроль при строительстве и капитальном ремонте подразделяют на: - производственный и лабораторный контроль, осуществляемый постоянно в процессе производства работ техническим персоналом (главными инженерами, производителями работ, мастерами, бригадирами, строительными лабораториями); - технический надзор, осуществляемый со стороны заказчика; - авторский надзор, осуществляемый проектной организацией, составившей техническую документацию на строительство или ремонт дорожных покрытий; - инспекторский надзор, осуществляемый городскими организациями, наделенными правом технического надзора в городском строительстве. 2.3. Представители надзора имеют право: - требовать от дорожно-строительных организаций качественного выполнения работ, соблюдения требований проекта и СНиПов; - давать указания руководителям работ в виде письменных распоряжений или записей в журналах производства работ об устранении обнаруженных недостатков при выполнении работ; - приостанавливать работы в случае неудовлетворительного качества их выполнения или брака с выдачей об этом письменного распоряжения производителям работ на месте (с указанием конкретных мотивов приостановки работ) и немедленным сообщением в копии начальнику или главному инженеру организации, выполняющей работы. 2.4. Организации, производящие работы, обязаны обеспечить своевременное составление технической документации, отражающей весь процесс производства по строительству или ремонту дорожных покрытий, которая включает: - исполнительные чертежи сдаваемого дорожного покрытия; - журнал производства работ; - журнал авторского надзора; - акты приемки скрытых работ; - журналы лабораторного контроля производства работ и акты испытаний строительных материалов по контрольным образцам. Контроль за полнотой и качеством технической документации лежит на обязанности технического надзора и главного инженера строительной организации. 3. ПОРЯДОК ПРИЕМКИ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ3.1. Законченные строительством дорожные покрытия городских дорог и улиц или отдельных их пусковых участков принимаются в эксплуатацию приемочной комиссией после получения от генерального подрядчика извещения об окончании объекта и готовности его к приемке. Работа по приемке готового покрытия должна производиться в период, благоприятный для визуального обследования, производства измерений и взятия проб для оценки качества материалов. Не допускается производить приемку при снежном покрове. 3.2. Приемочная комиссия назначается приказом руководителя организации заказчика в течение пяти дней после получения письменного извещения генерального подрядчика о готовности объекта к приемке. Порядок и продолжительность работы комиссии определяется заказчиком по согласованию с генеральным подрядчиком. В состав приемочной комиссии входят представители заказчика (председатель комиссии), генерального подрядчика, организации, на которую возлагается эксплуатация принимаемого объекта, субподрядной организации, проектной организации, организации, осуществляющей инспекторский надзор, ГИБДД и по решению заказчика - представители других заинтересованных организаций. 3.3. Приемочная комиссия обязана: - проверить соответствие выполненных работ утвержденному проекту, строительным нормам и правилам производства работ; - проверить качество работ по журналам лабораторного контроля и при необходимости провести дополнительные контрольные измерения и лабораторные измерения; дать оценку качеству работ; - составить акт о готовности дорожного покрытия к эксплуатации. 3.4. Генеральный подрядчик представляет приемочной комиссии следующую документацию: - список организаций, участвовавших в производстве работ с указанием выполненных ими видов работ и ответственных исполнителей; - технический проект и комплекс рабочих чертежей с внесенными изменениями, а также документы, разрешающие допущенные отклонения и изменения в проекте; - акты промежуточных приемок; - акты приемки скрытых работ; - журналы испытаний дорожно-строительных материалов и вырубок (кернов) из конструктивных слоев дорожной одежды; - журналы производства работ и авторского надзора. Вся перечисленная документация после окончания работы приемочной комиссии хранится у заказчика. 3.5. По окончании приемки председатель комиссии представляет в орган, назначивший приемочную комиссию, акт (с приложениями) приемки объекта в эксплуатацию с краткой докладной запиской о подготовленности объекта к нормальной эксплуатации. 3.6. Акт приемки в эксплуатацию рассматривает и утверждает орган, назначивший приемочную комиссию. Полномочия приемочной комиссии прекращаются с момента утверждения акта приемки объекта в эксплуатацию. Акт приемки в эксплуатацию и вся техническая документация по принятому объекту передаются для постоянного хранения организации, принявшей в эксплуатацию городскую дорогу или улицу. 3.7. Приемку работ по капитальному ремонту городских улиц и дорог производит комиссия, состав которой назначается инстанцией, утвердившей проектно-сметную документацию на капитальный ремонт. В состав комиссии вводят: главный инженер дорожной организации, выполнявшей работы (председатель), производитель работ и представитель надзора заказчика. 3.8. Комиссии должны быть представлены документы, предусмотренные п. 3.4. настоящих Технических рекомендаций, составляемые по результатам промежуточных проверок, замеров и лабораторных испытаний. 3.9. Акт окончательной приемки работ по капитальному ремонту составляют в пяти экземплярах, два из которых представляют в орган, утвердивший комиссию, два передают заказчику и один подрядчику. 4. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ РАБОТ4.1. Настоящие правила устанавливают основные положения и способы проверки, применяемые при промежуточных приемках работ при строительстве и капитальном ремонте городских улиц и дорог, для определения объемов производства работ и их соответствия утвержденному проекту, требованиям СНиП и других нормативно-технических документов, для определения качества дорожных покрытий. Приемочными комиссиями эти же правила применяются при приемке дорог в эксплуатацию, для проверки полноты и качества представляемой документации, для контрольных проверок и испытаний при оценке принимаемого объекта. 4.2. По уровню капитальности конструкции дорожных одежд разделяют на типы: - капитальные; - облегченные; - переходные; - низшие. В основном для городских дорог применяются конструкции капитального и иногда облегченного типов. В связи с этим покрытия дорожных одежд по применяемым материалам разделяют на виды: - цементобетонные: монолитные и сборные (из предварительно напряженного железобетона, железобетона, армобетона); - асфальтобетонные. Состав и размеры конструктивных слоев дорожной одежды должны быть выбраны таким образом, чтобы были обеспечены прочность и морозоустойчивость конструкции. 4.3. Для обеспечения в течение межремонтного периода безопасного движения с расчетными скоростями и заданным уровнем комфортности поверхность покрытия должна иметь устойчивые во времени ровность и шероховатость. Для конструкций с асфальтобетонным покрытием на основаниях из материалов, обработанных неорганическими вяжущими, должны быть предусмотрены меры, обеспечивающие замедление процесса возникновения отраженных трещин в покрытии. Толщину асфальтобетонных покрытий на цементобетонных основаниях назначают из условия прочности (трещиностойкости) - предельной сопротивляемости покрытия температурным напряжениям в наиболее критический период года и воздействию многократно повторяющихся нагрузок от автотранспортных средств. 4.4. Трещиностойкость цементобетонных плит в покрытии обеспечивается устройством деформационных поперечных и продольных швов, заполняемых герметикой. Различают поперечные швы сжатия, расширения, коробления и рабочие. Расстояние между швами, их расположение и типы швов определяются расчетом. Швы сжатия могут устраиваться в виде ложных швов, для которых глубина нарезки должна составлять 1/3 толщины плиты. Для заполнения деформационных швов цементобетонных покрытий следует применять герметизирующие материалы, выбираемые в соответствии с интенсивностью воздействия транспорта и климатическими условиями. 4.5. Независимо от результатов расчета на прочность дорожной одежды толщину слоев асфальтобетонного покрытия следует принимать в пределах, указанных в табл. 4.5.1.
Примечания: 1. Во всех случаях толщину конструктивного слоя следует принимать не менее двойного размера наиболее крупной фракции применяемого минерального материала. 2. Независимо от назначаемого класса бетона толщины слоев покрытия должны составлять от 18 до 24 см. 3. Категория дороги принимается в соответствии с принятой классификацией улично-дорожной сети города: - I и II категория - магистральные улицы общегородского значения; - III категория - улицы районного значения; - IV категория - улицы и дороги местного значения. 4.6. Для строительства цементобетонных покрытий следует применять бетон тяжелый: крупнозернистый и мелкозернистый по классификации ГОСТ 24192-82. Бетон должен отвечать требованиям ГОСТ 26633-91 и настоящих норм. Класс бетона по прочности следует принимать по табл. 4.6.1. Таблица 4.6.1
Примечания: 1. При технико-экономическом обосновании для однослойного покрытия улиц и дорог категории I можно применять бетон как для дорог категорий II, III. 2. Класс бетона по прочности на сжатие следует применять только для железобетонных и предварительно напряженных покрытий. 3. Класс бетона по прочности на сжатие устанавливают в возрасте 28 сут. твердения в нормальных условиях по ГОСТ 10180-90 и ГОСТ 18105-86. Марку бетона покрытий по морозостойкости следует принимать не менее 200. Марку цементобетона по морозостойкости принимают для условий эксплуатации в режиме попеременного замораживания и оттаивания в 5 % растворе соли (NaCl) согласно ГОСТ 10060.2-95. 4.7. Строительство цементобетонных покрытий при температуре воздуха выше 25 °С и относительной влажности менее 50 %, а также при ожидаемой среднесуточной температуре воздуха ниже 5 °С и минимальной суточной температуре ниже 0 °С следует производить с учетом требований СНиП 3.03.01-87. 4.8. Нормативные требования, которые следует выполнять и контролировать при строительстве покрытий (операционный контроль), а также методы контроля представлены в табл. 4.8.1.
При осуществлении операционного контроля по нормам приемочного контроля принимаются допускаемые отклонения, указанные в табл. 4.8.2.
Примечание. *) Данные в скобках относятся к работам, выполняемым с применением машин с автоматической системой задания вертикальных отметок. 4.9. Бетонирование покрытий предпочтительно производить с использованием автоматической системы задания вертикальных отметок рабочих органов машин, используемых при устройстве покрытия, которые не должны допускать отклонение от проектных вертикальных отметок более ±2 мм. 4.10. Арматурная сталь, материалы для приготовления бетона, прокладок деформационных швов, ухода за бетоном, герметизации деформационных швов должны применяться в соответствии с действующими стандартами или техническими условиями. 4.11. Уход за бетоном следует осуществлять в течение всего процесса твердения до момента формирования бетона с требуемыми свойствами, но не менее 7 сут. 4.12. Движение построечного транспорта на пневмоходу по покрытию разрешается открывать только после набора бетоном прочности не менее 70 % от проектной и герметизации пазов деформационных швов. Запрещается движение по покрытию гусеничного транспорта и катков с металлическими вальцами. 4.13. При устройстве сборных железобетонных покрытий проводится операционный контроль, результаты которого представляются в приемочную комиссию. Параметры, контролируемые при операционном контроле и приемочном контроле, представлены в табл. 4.13.1 и 4.13.2.
Примечание. Посадка плит на основание должна производиться путем прикатки покрытия до исчезновения осадки плит. После прикатки плита (с гладкой опорной поверхностью) должна иметь контакт с основанием (выравнивающим слоем) не менее 95 % ее площади.
Примечание. Данные в скобках относятся к работам, выполняемым с применением машин с автоматической системой задания вертикальных отметок. 4.14. Нормативные требования, которые следует выполнять при устройстве конструктивных слоев дорожных асфальтобетонных покрытий и проверять при проведении операционного контроля, приведены в табл. 4.14.1. Результаты операционного (производственного) контроля должны представляться в комиссию при сдаче и приемке готового покрытия.
4.15. При приемке асфальтобетонных покрытий в эксплуатацию оценка качества осуществляется по контролируемым параметрам, представлены в табл. 4.15.1.
4.16. При сдаче в эксплуатацию законченных строительством участков дорожных покрытий оцениваются сцепные свойства с колесом автомобиля и ровность покрытия. Приемочным испытаниям по этим показателям могут предшествовать промежуточные испытания, проводимые исполнителем или специализированными организациями. Для измерения показателей сцепления и ровности должны использоваться средства, внесенные в Государственный реестр средств измерений, отвечающие требованиям стандартов в области метрологического обеспечения. 4.17. Сцепление шины автомобиля с увлажненной поверхностью покрытия характеризуется коэффициентом сцепления, определяемым специальными динамометрическими приборами типа ПКРС. Измерение сцепления производится не ранее чем через две недели после окончания строительства в соответствии с требованиями ГОСТ 30413-96. 4.18. Измерение следует выполнять по одной полосе наката колес автомобилей на каждой полосе движения. На каждые 100 м необходимо делать 3 - 5 измерений в зависимости от состояния покрытия по каждой полосе движения. Коэффициент сцепления покрытия с шинами автомобилей должен обеспечивать безопасные условия движения с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью и быть не менее 0,3 при его измерении шиной без рисунка протектора и 0,4 - шиной, имеющей рисунок протектора. 4.19. Шероховатость дорожных покрытий следует измерять методом «песчаного пятна» (прибор КГТ-139). На каждой полосе движения следует производить 5 измерений на 1000 м по одной полосе наката. Значение средней глубины впадин шероховатости по методу «песчаного пятна» должно быть не меньше: - для асфальтобетона 1,0 мм; - для поверхностной обработки - 1,8 мм; - для цементобетона 1,0 мм 4.20. При приемке дорожных покрытий предварительная оценка ровности поверхности в продольном направлении производится с помощью ПКРС, толчкомеров и других приборов, путем сплошного измерения на всем сдаваемом участке на каждой полосе движения. На основе такой оценки для детального измерения ровности выбираются захватки, имеющие худшую ровность. Захватки следует выбирать длиной не менее 400 м. Суммарная длина захваток должна составлять не менее 10 % длины сдаваемого участка покрытия в однополосном исчислении. Каждая захватка должна быть привязана к проекту. Для этого необходимо указать координаты ее начала, границ прямолинейных отрезков, границ вертикальных выпуклых и вогнутых кривых и их радиусы, а также границ виражей. 4.21. На выбранных захватках следует проводить сплошной контроль по всей длине путем измерения просветов под трехметровой рейкой и оценки неровностей с длинами волн 10, 20 и 40 м нивелированием с шагом 5 м. Допускается осуществлять контроль с помощью приборов и установок, оценки которых приведены к оценкам по методу трехметровой рейки и методу нивелирования. Все применяемые средства контроля должны быть сертифицированы. Измерения ровности следует проводить на расстоянии 0,5 - 1,0 м от бортового камня или кромки покрытия или края полосы движения. Места установки трехметровой и нивелирной рейки следует располагать на одной линии. Измерение просветов под рейкой с помощью клинового промерника следует проводить в пяти контрольных точках, расположенных на расстоянии 0,5 от конца рейки и друг от друга. Определение вертикальных абсолютных или относительных отметок осуществляется нивелированием с шагом 5 м. 4.22. По данным нивелирования вычисляют абсолютные или относительные вертикальные отметки hi точек поверхности покрытия в местах разметки. По относительным отметкам определяют отклонения (алгебраические разности) отметок dhi в этих точках от прямой линии, проходящей через предыдущие (i - k) и последующую (i + k) точки по следующей формуле:
hi, hi - k, hi + k - относительные отметки соответственно точки, предыдущей и последующей точек; i - порядковый номер точки разметки; i - k и i + k - порядковые номера соответственно предыдущей и последующей точек. Для неровностей длиной 10 м предыдущая и последующая точки отстоят от точки i на 5 м и имеют порядковые номера соответственно i - 1 и i + 1. Для неровностей длиной 20 м предыдущая и последующая точки отстоят от точки i на 10 м и имеют порядковые номера соответственно i - 2 и i + 2. Для неровностей длиной 40 м предыдущая и последующая точки отстоят от точки i на 20 м и имеют порядковые номера соответственно i - 4 и i + 4. 4.23. Для криволинейных участков продольного профиля в вертикальной плоскости, описываемой круговой кривой, необходимо учитывать поправку. При измерениях на выпуклость кривых величину поправки следует прибавить к вычисленному значению d, hi, а на вогнутых - отнять. Величина поправки зависит от радиуса вертикальных кривых и длины неровностей. Их значения приведены в табл. 4.23.1. (извлечение из ГОСТ 30413-96). Отклонения (алгебраические разности) отметок вычисляют для всех точек, кроме: первой и последней для неровности длиной 10 м; двух первых и двух последних для неровности длиной 20 м; четырех первых и четырех последних для неровности длиной 40 м. Полученные величины отклонений (алгебраических разностей) должны отвечать требованиям, приведенным в табл. 4.23.2.
4.24. При замерах 3-х метровой рейкой ровность покрытия должна отвечать следующим требованиям: - 96 % значений просветов не должно превышать 3 мм; - остальные 4 % значений просветов не должны превышать 6 мм; - в одном приложении не должно быть двух значений просветов более 3 мм. 4.25. Ровность поперечного стыка асфальтобетонного покрытия должна отвечать следующим требованиям: - 90 % значений просветов не должно превышать 4 мм; - остальные 10 % - до 8 мм; - в одном приложении рейки не допускается трех значений просветов более 4 мм. 4.26. Изложенная методика показателей ровности поверхности покрытий автомобильных дорог (просветы под трехметровой рейкой и разности вертикальных отметок по результатам мелкошагового нивелирования) позволяет достаточно объективно оценить ровность в широком диапазоне длин неровностей в продольном и поперечном профиле. Получаемые данные являются достаточным основанием для оценки комфортабельности автомобильного движения на принимаемом в эксплуатацию участке дорожного покрытия. Однако из-за низкой производительности рассматриваемого метода имеются трудности в проведении сплошного контроля (контролируется около 10 % от общей протяженности сдаваемого объекта) в международных стандартах все шире используются методы оценки ровности по «международному индексу ровности (IRI)» и по «спектральной плотности дисперсии отклонений вертикальных отметок». 4.27. Для перехода в перспективе на оценку ровности по этим высокопроизводительным методам настоящие Технические рекомендации в целях накопления статического материала на сдаваемых в эксплуатацию участках дорожных покрытий предлагают в качестве факультатива проводить интегральную оценку ровности. В качестве интегральной оценки ровности дорожного покрытия вводится международный индекс ровности, значения которого принимаются исходя из нормативов на предельное эксплуатационное состояние (ГОСТ Р 50597-93), пересчитывая показатели по прибору ПКРС-2 в показатель IRI. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, нормируются с учетом отнесения улиц и дорог к группам А, Б и В в зависимости от интенсивности движения: А - более 3000 авт/сут; Б - от 1000 до 3000 авт/сут; В - менее 1000 авт/сут. Допустимые показатели по ровности дорожных покрытий в зависимости от интенсивности движения представлены в табл. 4.27.1.
На дорогах Западной Европы измеряемый коэффициент формы спектра микропрофиля дороги W изменяется в пределах от 1,8 до 2,2. На дорогах Российской Федерации - в среднем 2,5. Теоретически установленная связь между показателями IRI и прибора ПКРС-2 позволяет определить максимально допустимые значения IRI для указанных выше групп автомобильных дорог, принимая коэффициент формы спектра микропрофиля W = 2,5.
ВСН 24-88 для дорог первой категории (интенсивность движения не менее 7000 авт./сут.) устанавливает допустимое значения показателя по прибору ПКРС-2 не более 540 см/км, что в пересчете для IRI составляет 4,22 мм/м. 4.28. В документе советско-канадской рабочей группы по воздушному транспорту 1990 г. (27) для оценки и ровности взлетно-посадочных полос аэропортов для показателя IRI установлена следующая шкала ровности: IRI = 0,5 - 1,0 мм/м - ровность отличная; IRI = 1,0 - 2,0 мм/м - ровность хорошая; IRI = 2,0 - 4,0 мм/м - ровность удовлетворительная; IRI = 4,0 - 5,0 мм/м - ровность неудовлетворительная; IRI > 5,0 мм/м - ровность совершенно неудовлетворительная Принятая шкала ровности для ВПП может стать ориентиром для оценки ровности дорог группы А при работе с прибором ПКРС-2.
При строительстве и капитальном ремонте дорожных покрытий необходимо обеспечить выполнение норм ровности и ее контроль на всех технологических операциях. Только в этом случае возможно обеспечение необходимой ровности. Предлагаемое сопоставление получаемых показателей ровности по работе прибора ПКРС-2 с нормативными значениями международного индекса ровности IRI признано ведущими специалистами целесообразным для перехода в перспективе к более производительным интегральным методам оценки ровности покрытий автомобильных дорог. ПриложениеРОВНОСТЬ ПОВЕРХНОСТИ ПОКРЫТИЯ (Извлечения из европейских стандартов PANK) Покрытие не должно иметь таких неровностей, которые могли бы вызвать скопления воды. Во время укладки смеси и ее укатки контролируется ровность укладываемого слоя как в поперечном, так и в продольном направлениях рейкой. Ровность вновь устроенного покрытия должна отвечать требованиям, представленным в табл. 27 - 28 в продольном направлении и табл. 28 - 29 - в поперечном. Требования IRI4 проверяются отдельно. На дорогах, улицах и в местах, где невозможно измерить или не нужна цифровая точность измерения, ровность поверхности измеряют рейкой. Требования по ровности при измерении рейкой представлены в табл. 28. При отфрезерованной или отпиленной кромке слоя износа в швах или местах ямочного ремонта допустимая максимальная неровность, измеряемая рейкой, на дорогах составляет 4 мм и на дворовых территориях и стоянках - 8 мм; то же касается и швов между полосами укладки. Если кромки ямочного ремонта не отфрезерованы или не отпилены, то допустимая максимальная неровность равна максимальному размеру зерен смеси. Требования по продольной ровности нового покрытия по методу IRI (PANK 5203)
*) Требования IRI4 используются, когда ведется только работа по покрытиям. Требования IRI используются, когда ведется также работа по созданию верхнего слоя дорожных одежд. **) Если РАВ-V укладывают из складированной смеси с соблюдением требований АВК IRI и IRI4. Требования по ровности нового покрытия с использованием рейки (PANK 5202)
Начальная колея нового покрытия в классах А и В не должна превышать значений, приведенных в табл. 29. Измерения производят через 3 - 6 недель после укладки покрытия, но до наступления холодного периода. Конкретные сроки измерения при необходимости проводят по заранее установленному графику. Если заранее оговорено и необходимо иметь профилированное поперечное сечение, то в каждом отдельном случае необходимо назначить требования по ровности поверхности в поперечном направлении. Для измерения колеи можно использовать машину РТМ, Mapvision, профилометр и рейку 3 м. Диапазон РТМ < 3 м, остальных - 3 м. Требования к ровности покрытия в поперечном направлении (глубина начальной колеи) в классах материала А и В (РАNK 5102, 5105, 5202, 5204)
*) Способ измерения отражает средние значения глубины начальной колеи объекта в виде отрицательных значений, если поверхность покрытия на местах колеи выше, чем у кромок полосы. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ НОРМАТИВНЫХ И ТЕХНИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ, ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ПРИ РАЗРАБОТКЕ «ТЕХНИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ»1. СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги» 2. СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги» 3. СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции» 4. ГОСТ 7473-94 «Смеси бетонные. Технические условия» 5. ГОСТ 9128-97 «Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия» 6. ГОСТ 10060-95 «Бетоны. Методы определения морозостойкости. Общие положения» 7. ГОСТ 10060.2-95 «Бетоны. Ускоренные методы определения морозостойкости при многократном переменном замораживании, оттаивании» 8. ГОСТ 10180-90 «Бетон тяжелый. Методы определения прочности по контрольным образцам» 9. ГОСТ 12801-98 «Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний» 10. ГОСТ 18105-86 «Бетоны. Правила контроля прочности. Основные положения» 11. ГОСТ 21924.0-84 - ГОСТ 21924.3-84 «Плиты железобетонные для покрытий городских дорог» 12. ГОСТ 25192-82 «Бетоны. Классификация и общие технические требования» 13. ГОСТ 26633-91 «Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия» 14. ГОСТ 30412-96 «Дороги автомобильные и аэродромные. Методы измерений неровностей оснований и покрытий» 15. ГОСТ 30413-96 «Дороги автомобильные. Метод определения сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием» 16. ГОСТ Р 50597-93 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» 17. ВСН 24-88 «Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог», Минавтодор РСФСР 18. ВСН 19-89 «Правила приемки работ при строительстве и ремонте автомобильных дорог», Минавтодор РСФСР 19. ВСН 139-80 (с дополнениями 90 г.) «Инструкция по строительству цементно-бетонных покрытий автомобильных дорог», Минтрастрой, СоюздорНИИ. 20. ВСН 2-94 «Технические требования на ремонт дорожных покрытий магистралей, улиц и внутриквартальных территорий», Комплекс архитектуры, строительства, развития и реконструкции города, ГУП «НИИМосстрой». 21. ВСН-7-94 «Инструкция по применению литых бетонных смесей в дорожном строительстве», Комплекс архитектуры, строительства, развития и реконструкции города, ГУП «НИИМосстрой». 22. ТР 103-00 «Технические рекомендации по устройству дорожных конструкций с применением асфальтобетона», Комплекс архитектуры, строительства, развития и реконструкции города, ГУП «НИИМосстрой». 23. ТР 127-01 «Технические рекомендации по ремонтно-восстановительным работам дорог, тротуаров, площадок различного назначения при комплексном благоустройстве дворовых территорий», Комплекс архитектуры, строительства, развития и реконструкции города, ГУП «НИИМосстрой». 24. ТР 135-02 «Технические рекомендации по конструкциям и технологии строительства дорог в местах, подверженных усиленному воздействию транспортных нагрузок», Комплекс архитектуры, строительства, развития и реконструкции города, ГУП «НИИМосстрой». 25. Материалы научно-технического семинара «Вопросы ровности автомобильных дорог», МАДИ, 2002. 26. Документ Советско-Канадской рабочей группы по воздушному транспорту (гражданская авиация) (Soviet-Canadian Аir Transportation Group Civil Aviation (Section Air - Airports, Оttawa, 1990). 27. «Международный стандарт ИСО 8608: 1995 Вибрация. Профили дорожных покрытий. Представление результатов измерений». 28. «Международный стандарт ИСО 2631-1-1997 Оценка воздействия общей вибрации на тело человека».
СОДЕРЖАНИЕ
|