ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО
СТАНДАРТИЗАЦИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СТАНДАРТЫ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРАВИЛА
ПРОВЕДЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Москва Стандартинформ
Предисловие Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения» Сведения о стандарте 1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации (ФГУП ВНИИстандарт) 2 ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2004 г. № 156-ст 4 ВЗАМЕН ГОСТ Р 1.8-2002 Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет СОДЕРЖАНИЕ Введение Настоящий стандарт разработан с целью обеспечения применения в Российской Федерации ГОСТ 1.2-97 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены», РМГ 24-97 «Рекомендации по разработке стандартов межгосударственными техническими комитетами по стандартизации» и ПМГ 03-99 «Порядок регистрации и издания межгосударственных нормативных документов по стандартизации», которые устанавливают общие правила разработки, подготовки к регистрации, применения, обновления и отмены межгосударственных стандартов. ГОСТ Р 1.8-2004 НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Стандартизация в Российской Федерации СТАНДАРТЫ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ Правила
проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению, Standardization in the Russian Federation. Interstate standards. Дата введения - 2005-07-01 1 Область применения1.1 Настоящий стандарт устанавливает правила проведения работ, осуществляемых в Российской Федерации по разработке, применению, обновлению межгосударственных стандартов (путем внесения в них изменений или пересмотра), а также правила рассмотрения проектов межгосударственных стандартов, разрабатываемых в других странах, и правила прекращения применения межгосударственных стандартов в Российской Федерации. Примечание - В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 1.1 и ГОСТ Р 1.12. 1.2 Настоящий стандарт не распространяется на соответствующие работы с межгосударственными стандартами на оборонную продукцию, правила проведения которых установлены в специальных стандартах. 1.3 Установленные в настоящем стандарте правила рассмотрения проектов межгосударственных стандартов, разрабатываемых в других странах, могут быть также применены при рассмотрении в Российской Федерации проектов правил и рекомендаций по межгосударственной стандартизации, если их разрабатывают в других странах. 2 Нормативные ссылкиВ настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты: ГОСТ 1.0-92 Межгосударственная система стандартизации. Основные положения ГОСТ 1.1-2002 Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения ГОСТ 1.2-97 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены ГОСТ 1.5-2001 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению ГОСТ 2.503-90 Единая система конструкторской документации. Правила внесения изменений ГОСТ 13.1.002-2003 Репрография. Микрография. Документы для микрофильмирования. Общие требования и нормы ГОСТ Р 1.0-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения ГОСТ Р 1.2-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены ГОСТ Р 1.5-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения ГОСТ Р 1.11-99 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Метрологическая экспертиза проектов государственных стандартов ГОСТ Р 1.12-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения ГОСТ Р 1.13-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Уведомления о проектах документов в области стандартизации. Общие требования Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом, следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку. 3 Общие положения3.1 Разработку, применение и обновление межгосударственных стандартов (далее - стандарты) осуществляют в соответствии с Соглашением о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии, сертификации и аккредитации в этих областях деятельности, которое заключено правительствами стран Содружества Независимых Государств 13 марта 1992 г. в г. Москве (далее - Соглашение)*. * С дополнениями и изменениями от 20 июня 2000 г. (г. Москва). 3.2 Разработку, применение и обновление стандартов осуществляют для достижения целей межгосударственной стандартизации на основе соблюдения ее основных принципов, которые определены ГОСТ 1.0 (разделы 4 и 5). 3.3 Стандарты разрабатывают в соответствии с основными направлениями работ по межгосударственной стандартизации на объекты стандартизации, которые определены ГОСТ 1.0 (разделы 6 и 7). 3.4 При разработке, применении, обновлении и прекращении применения стандартов в Российской Федерации соблюдают соответствующие общие правила, которые установлены ГОСТ 1.2. 3.5 Требования, устанавливаемые в стандартах, должны основываться на современных достижениях науки, техники, технологии, относящихся к данному объекту и/или аспекту стандартизации, и учитывать условия использования продукции, выполнения работ и оказания услуг. 3.5.1 Требования, устанавливаемые в стандартах, не должны противоречить федеральным законам, техническим регламентам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, относящимся к данному объекту и/или аспекту стандартизации, а также требованиям стандартов, утвержденных (принятых) ранее и действующих в Российской Федерации в качестве национальных стандартов. 3.5.2 Если требования действующих межгосударственных стандартов и/или национальных стандартов Российской Федерации устарели и противоречат требованиям, устанавливаемым в разрабатываемом проекте стандарта, то одновременно с его разработкой целесообразно проводить работы по обновлению (пересмотру или изменению) этих стандартов в соответствии с разделом 8 или их отмену в соответствии с разделом 9. Примечания 1 Указанную комплексность работ по стандартизации обеспечивают при подготовке программы разработки национальных стандартов. 2 Для национальных стандартов Российской Федерации работы по их обновлению проводят в соответствии с ГОСТ Р 1.2 (раздел 5), а по их отмене - в соответствии с ГОСТ Р 1.2 (раздел 6). 3.6 Проект стандарта оформляют по ГОСТ 1.5 (подразделы 6.1 и 6.2) в электронно-цифровой форме. Данную форму рекомендуется применять также при оформлении иных документов, используемых в процессе разработки проекта стандарта. Применение машинописного способа оформления проекта стандарта допускается только по согласованию с заказчиком разработки и/или национальным органом Российской Федерации по стандартизации. 3.7 Пересылку любых документов в электронно-цифровой форме на этапах проведения работ, правила проведения которых установлены настоящим стандартом, осуществляют по электронной почте. При этом соблюдают принятый Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (далее - Межгосударственный совет) порядок обмена электронными документами в части использования редактируемых и нередактируемых форматов. При применении электронной почты получатель документа в трехдневный срок уведомляет отправителя о получении документа. В случае отсутствия электронной почты у отправителя и/или получателя пересылаемых документов могут использоваться любые иные способы доставки. При использовании иных способов пересылки документа (на бумажных носителях) одновременно направляют получателю документа оперативное сообщение об отправке телефоном, факсом, телеграммой или другим способом, обеспечивающим срочную доставку этого уведомления. При этом получатель документа в трехдневный срок после его получения уведомляет отправителя об этом. 4 Правила разработки в Российской Федерации стандартов при участии межгосударственных технических комитетов по стандартизации** Правила, установленные в настоящем разделе, распространяются только на те комитеты, ведение секретариатов которых возложено на Российскую Федерацию. 4.1 Организация разработки стандарта4.1.1 Разработку стандарта осуществляют на основании программы разработки национальных стандартов и программы работ по межгосударственной стандартизации, которую формируют и принимают в соответствии с правилами по программному планированию, установленными Межгосударственным советом [1]. В обоснованных случаях допускается осуществлять разработку стандарта в инициативном порядке. 4.1.2 Разработку стандарта организует секретариат межгосударственного технического комитета по стандартизации (МТК), который осуществляет свои функции на основании принятого Межгосударственным советом положения о данном МТК.** ** Здесь и далее соответствующие работы и иные функции может выполнять подкомитет МТК - МПК и его органы (если это предусмотрено в положении о данном МТК). 4.1.2.1 Секретариат МТК совместно с секретариатом аналогичного*** российского ТК рассматривают, анализируют и обобщают полученные заявки (предложения) по разработке стандарта, оценивают актуальность его разработки, возможности финансирования этой работы за счет средств федерального бюджета или иных источников, а также целесообразность ее проведения на межгосударственном уровне. Примечание - Если заинтересованный орган власти или лицо готово взять на себя функции заказчика разработки национального стандарта или его разработчика, то эту заинтересованность выражают в соответствующей заявке. В остальных случаях заинтересованность выражают в обоснованном предложении. *** Аналогичным считается такой российский ТК или его подкомитет (ПК), который имеет общую область деятельности с данным МТК (МПК) и которому национальным органом Российской Федерации по стандартизации поручено выполнение функций постоянно действующего национального рабочего органа Российской Федерации в данном МТК (МПК). Здесь и далее, где упоминается российский ТК, соответствующие работы и иные функции могут выполнять ПК и его органы (если это предусмотрено в положении о данном ТК). 4.1.2.2 При согласии с заявками (предложениями) по разработке стандарта секретариат российского ТК включает его разработку в предложения к проекту программы разработки национальных стандартов. Дальнейшие работы по формированию и утверждению программы разработки национальных стандартов и программы работ по межгосударственной стандартизации осуществляют в порядке, установленном национальным органом Российской Федерации по стандартизации, и правилами по программному планированию, установленными Межгосударственным советом [2]. При этом, если выбор исполнителя работ по разработке стандарта не определен заказчиком данной работы, секретариат российского ТК определяет разработчика проекта стандарта (далее - разработчик), выбирая для этого организацию, специализирующуюся по данному виду продукции (услуг, технологии или иному объекту стандартизации) и имеющую в этой области наиболее высокий научно-технический потенциал, или формируя рабочую группу, в которую должны входить квалифицированные специалисты, имеющие опыт разработки нормативных и/или технических документов в данной области. В обоснованных случаях (например, в случае инициативной разработки за счет собственных средств) разработчиком может быть любое юридическое или физическое лицо. 4.1.3 Перед началом разработки стандарта разработчик направляет в другие государства (через МТК или национальный орган Российской Федерации по стандартизации) информацию, предусмотренную ГОСТ 1.2 (пункт 3.2.2) в виде соответствующего уведомления по ГОСТ Р 1.13. 4.2 Разработка первой редакции проекта стандарта и ее рассмотрение в Российской Федерации4.2.1 Разработчик готовит первую редакцию проекта стандарта и пояснительную записку к ней. 4.2.1.1 При разработке стандарта разработчик руководствуется общими требованиями к его содержанию, установленными ГОСТ 1.5 (раздел 7), если иное не обусловлено применением международного (регионального) стандарта как основы для разработки или требованиями технического задания, если разработка стандарта осуществляется на основании договора или контракта. 4.2.1.2 При разработке стандарта разработчик использует или учитывает: - требования действующих или разрабатываемых в Российской Федерации технических регламентов, а также технических регламентов государств - участников Соглашения и иных государств; - результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических, проектных работ, относящихся к данному объекту и/или аспекту стандартизации; - международные, региональные стандарты, нормы, правила, рекомендации и другие документы по международной (региональной) стандартизации, а также региональные технические регламенты; - национальные стандарты Российской Федерации; - прогрессивные национальные стандарты других стран (в первую очередь стран - участниц Соглашения); - стандарты организаций, разработанные передовыми отечественными предприятиями, научными организациями и общественными объединениями; - фирменные (корпоративные) стандарты известных зарубежных компаний (в первую очередь стран - участниц Соглашения); - иную информацию о современных достижениях отечественной и зарубежной науки, техники и технологии; - предложения национальных органов по стандартизации стран - участниц Соглашения, членов МТК и членов российского ТК, а также иных органов власти, юридических и физических лиц, заинтересованных в разработке стандарта. Примечание - При использовании документов, относящихся к объектам патентного или авторского права, соблюдают соответствующие нормы законодательства Российской Федерации. При этом необходимую информацию приводят в предисловии стандарта и/или в пояснительной записке к нему. 4.2.1.3 При применении как основы для разработки межгосударственного стандарта международного, регионального или зарубежного национального стандарта учитывают соответствующие требования ГОСТ 1.5 (раздел 9). 4.2.1.4 Наименование, построение и изложение проекта стандарта - по ГОСТ 1.5 (разделы 3 и 4). При этом в разрабатываемом стандарте следует избегать дублирования требований действующих стандартов, заменяя их соответствующими ссылками в соответствии с ГОСТ 1.5 (подраздел 4.8). 4.2.1.5 Пояснительная записка к проекту стандарта - по ГОСТ 1.2 (подпункт 3.2.3.1). 4.2.2 Рассмотрение первой редакции проекта стандарта и его публичное обсуждение в Российской Федерации осуществляют в соответствии с правилами, установленными ГОСТ Р 1.2 (пункты 4.2.2 - 4.2.10). 4.2.3 До начала срока, предназначенного для публичного обсуждения проекта стандарта в Российской Федерации, разработчик направляет данный проект в секретариат МТК или секретариат российского ТК. 4.2.4 Секретариат МТК совместно с секретариатом российского ТК проверяют проект стандарта на соответствие: - действующим федеральным законам, действующему или разрабатываемому техническому регламенту (регламентам), иным правовым актам и нормативным правовым актам Российской Федерации; - целям и принципам стандартизации в Российской Федерации, указанным в ГОСТ Р 1.0; - утвержденным (принятым) ранее стандартам, которые действуют в Российской Федерации в качестве национальных стандартов, в том числе действующим в Российской Федерации межгосударственным стандартам (если они взаимосвязаны с разрабатываемым стандартом и при этом не подлежат пересмотру, изменению или отмене); - метрологическим правилам и нормам; - международным и региональным стандартам; - терминологии, принятой в данной области стандартизации на межгосударственном или национальном уровне в Российской Федерации (при отсутствии стандартизованной терминологии на межгосударственном уровне) и распространяющейся на данный объект стандартизации. Если проект стандарта идентичен международному (региональному) стандарту или модифицирован по отношению к нему, то секретариат МТК оценивает обоснованность выбора формы гармонизации. 4.2.5 При положительных результатах проверки проекта стандарта секретариат российского ТК сообщает разработчику о возможности начать процедуру публичного обсуждения проекта стандарта Российской Федерации, а секретариат МТК рассылает проект стандарта вместе с пояснительной запиской полномочным представителям государств в МТК или национальным органам по стандартизации заинтересованных государств, указывая при этом в сопроводительном письме окончательную дату получения отзыва и (при необходимости) адрес его получателя. 4.2.5.1 По согласованию с полномочными представителями других государств в МТК (национальными органами) секретариат МТК может разослать первую редакцию проекта стандарта на отзыв непосредственно предприятиям (организациям), расположенным на территории этих государств. Информацию об этом также приводят в пояснительной записке к проекту стандарта. 4.2.5.2 При отрицательных результатах рассмотрения проекта стандарта секретариат МТК может предложить разработчику устранить выявленные недостатки и доработать его до рассылки членам МТК (национальным органам). 4.2.6 Разработчик готовит уведомление о разработке проекта стандарта по ГОСТ Р 1.13 и направляет его в национальный орган Российской Федерации по стандартизации для опубликования в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме. 4.3 Разработка окончательной редакции проекта стандарта и ее рассмотрение в Российской Федерации4.3.1 Секретариат МТК совместно с секретариатом российского ТК рассматривают отзывы на проект стандарта, поступившие из других государств (до установленной для них даты представления отзывов), оценивают целесообразность учета высказанных в них замечаний и предложений и в срок, не превышающий 10 дней после этой даты, направляют отзывы разработчику, а также сообщают разработчику свои рекомендации по учету замечаний и предложений, которые приведены в данных отзывах. 4.3.2 Разработчик готовит окончательную редакцию проекта стандарта с учетом замечаний и предложений, поступивших от заинтересованных лиц Российской Федерации и других государств, и результатов публичного обсуждения доработанного проекта стандарта в Российской Федерации (см. ГОСТ Р 1.2, пункт 4.2.7), а также с учетом соответствующих рекомендаций секретариата МТК. При этом разработчик готовит сводку отзывов на первую редакцию, которые поступили от других государств, по форме, установленной ГОСТ 1.2 (приложение Е), а также сводку замечаний и предложений, поступивших от заинтересованных лиц Российской Федерации, по форме, установленной ГОСТ Р 1.2 (приложение А). Примечание - По согласованию с секретариатом МТК допускается объединение указанных сводок, если это направлено на обоснование значительных отличий между первой и окончательной редакциями проекта стандарта. 4.3.3 После подготовки окончательной редакции проекта стандарта разработчик оформляет пояснительную записку к ней, включая в соответствующий раздел сведения о результатах публичного обсуждения первой редакции проекта стандарта в Российской Федерации и краткую характеристику полученных замечаний и предложений, а также достаточно подробную информацию об учете наиболее принципиальных из них. Примечание - Вместо изложения указанных сведений в пояснительной записке может быть использована объединенная сводка отзывов по Российской Федерации и другим странам. 4.3.4 Разработчик представляет окончательную редакцию проекта стандарта, сводки отзывов и пояснительную записку в секретариат МТК. При этом результаты публичного обсуждения доработанного проекта стандарта и его согласования в Российской Федерации оформляют и представляют в соответствии с ГОСТ Р 1.2 (подпункты 4.3.2.1 - 4.3.2.2 и пункт 4.3.3). 4.3.5 Секретариат МТК совместно с секретариатом российского ТК проводят: - организацию рассмотрения содержания проекта стандарта членами российского ТК и голосования по нему в соответствии с ГОСТ Р 1.2 (пункт 4.3.5); - оценку полноты учета замечаний и предложений, высказанных по результатам рассмотрения и публичного обсуждения первой редакции проекта стандарта в Российской Федерации и других странах, путем рассмотрения соответствующих сводок; - мероприятия по организации проведения экспертизы проекта стандарта в соответствии с правилами, установленными национальным органом Российской Федерации по стандартизации, привлекая при необходимости (путем заключения соответствующего договора) для проведения метрологической (по ГОСТ Р 1.11), терминологической, юридической и/или патентной экспертиз специализированные компетентные организации. При необходимости секретариат МТК запрашивает у разработчика оригиналы отзывов на первую редакцию проекта стандарта. При отрицательных результатах рассмотрения проекта стандарта секретариат МТК может предложить разработчику устранить выявленные недостатки и доработать его до представления в национальный орган Российской Федерации по стандартизации. 4.3.6 После рассмотрения проекта стандарта членами российского ТК его секретариат готовит заключение российского ТК с мотивированным предложением национальному органу Российской Федерации по стандартизации проголосовать за принятие проекта стандарта или отклонить его. Данное заключение подписывают председатель и ответственный секретарь ТК. Секретариат российского ТК направляет три экземпляра проекта стандарта в национальный орган Российской Федерации по стандартизации со следующими документами: - пояснительной запиской к проекту стандарта; - сводкой замечаний и предложений, полученных в Российской Федерации по первой редакции проекта стандарта; - сводкой отзывов по другим странам; - заключением российского ТК; - протоколом совещания (заседания), на котором было проведено публичное обсуждение доработанного проекта стандарта (если он был представлен разработчиком); - экспертными заключениями членов российского ТК и специализированных экспертных организаций; - документами, подтверждающими согласование проекта стандарта (если они были представлены разработчиком); - оригиналами отзывов на первую редакцию проекта стандарта (если эти отзывы были запрошены у разработчика). 4.4 Утверждение стандарта4.4.1 Национальный орган Российской Федерации по стандартизации рассматривает проект стандарта и готовит его для рассылки в другие государства на голосование в соответствии с рекомендациями по стандартизации [2]. При этом в секретариат МТК направляют экземпляр проекта стандарта, прошедший издательское редактирование в соответствии с ГОСТ 1.2 (подпункты 3.2.4.2 и 3.2.4.3), и бюллетень голосования, оформленный по ГОСТ 1.2 (приложение А). 4.4.1.1 На основании мотивированного предложения российского ТК, сделанного в заключении, национальный орган Российской Федерации по стандартизации может принять решение об отклонении проекта стандарта. В этом случае национальный орган Российской Федерации по стандартизации возвращает проекта стандарта (с документами, поступившими с ним) разработчику, представившему данный проект, с письмом, содержащим обоснование решения об отклонении проекта стандарта. Примечание - Копию указанного письма направляют в секретариат ТК, который представил проект данного стандарта в национальный орган Российской Федерации по стандартизации. 4.4.1.2 Проект стандарта также может быть отклонен на основании выводов в отношении недостаточного учета результатов экспертизы или замечаний и предложений, высказанных в отзывах на первую редакцию проекта стандарта, а также на основании отрицательных результатов проверок, проведенных в соответствии с рекомендациями по стандартизации [2]. 4.4.2 После получения бюллетеня голосования и отредактированного проекта стандарта от национального органа Российской Федерации по стандартизации председатель МТК направляет данный проект с пояснительной запиской и сводкой отзывов других стран или с объединенной сводкой отзывов по Российской Федерации и других стран полномочным представителям государств в МТК (национальным органам), от которых ранее были получены отзывы на первую редакцию проекта стандарта, а также в Бюро по стандартам Межгосударственного совета (далее - Бюро по стандартам). По согласованию с полномочными представителями государств в МТК (национальными органами) одновременно может быть осуществлена рассылка указанных документов непосредственно предприятиям (организациям) - членам аналогичных национальных ТК и органам государственного контроля и надзора (если они не являются членами соответствующих национальных ТК) этих государств. Председатель МТК в сопроводительном письме приводит дату подведения итогов голосования, устанавливаемую в соответствии с ГОСТ 1.2 (подпункт 3.2.4.4). 4.4.3 Секретариат МТК подводит итоги голосования по проекту стандарта в заинтересованных государствах в соответствии с ГОСТ 1.2 (пункт 3.2.5), осуществляя при этом функции, которые предписаны национальному органу государства-разработчика. Примечание - При подведении итогов голосования в числе национальных органов, проголосовавших за принятие предложенной редакции проекта стандарта, учитывают национальный орган Российской Федерации по стандартизации. 4.4.3.1 Если в соответствии с ГОСТ 1.2 (пункт 3.3.2) стандарт может считаться принятым по переписке, то председатель МТК направляет в национальный орган Российской Федерации по стандартизации подлинники бюллетеней голосования, поступившие ко дню подведения итогов голосования, а также замечания и предложения, поступившие вместе с ними. Национальный орган Российской Федерации по стандартизации обеспечивает окончательное издательское редактирование по ГОСТ 1.2 (подпункты 3.2.5.2 и 3.2.5.3) и направляет на регистрацию в Бюро по стандартам следующие документы: - две пригодные для тиражирования копии проекта стандарта, прошедшего издательское редактирование и имеющего штамп «В НАБОР»; - одну копию титульного листа и предисловия проекта стандарта со штампом «В НАБОР»; - одну копию пояснительной записки к принятой редакции проекта стандарта; - подлинники бюллетеней голосования, а также копии замечаний и предложений, поступившие вместе с ними. Копии окончательной редакции проекта стандарта считаются пригодными для тиражирования, если они выполнены на белой бумаге любым способом копирования (кроме диазокопирования). Текст (а также табличный и графический материал) на копии каждой из страниц проекта стандарта должен быть полным, четким и контрастным на чистом (без затемнений) фоне, а контраст - равномерным. Копия проекта стандарта должна соответствовать требованиям ГОСТ 13.1.002, предъявляемым в микрографии к документам для микрофильмирования. Если в процессе разработки стандарта весь обмен документами осуществлялся по электронной почте, то все указанные выше документы (в электронно-цифровой форме) направляют в Бюро по стандартам в нередактируемом формате, а проект стандарта - в редактируемом формате. 4.4.3.2 В случае отрицательных результатов голосования по проекту стандарта его дорабатывают в соответствии с ГОСТ 1.2 (подпункт 3.2.6.1). Затем секретариат МТК (совместно с секретариатом российского ТК) рассматривает доработанный проект стандарта, организует (если это необходимо) его рассмотрение членами российского ТК в соответствии с ГОСТ Р 1.2 (пункт 4.3.5) и направляет доработанный проект стандарта в соответствии с 4.3.6 в национальный орган Российской Федерации по стандартизации, а затем в соответствии с 4.4.2 на повторное голосование в национальные органы других государств, которые приняли участие в первоначальном голосовании, и одновременно в Бюро по стандартам. Вместе с проектом стандарта направляют пояснительную записку и сводку замечаний и предложений, поступивших в процессе голосования, а в национальный орган Российской Федерации по стандартизации направляют также подлинники бюллетеней голосования вместе с замечаниями, обусловившими отрицательные результаты голосования, а также протокол заседания российского ТК по рассмотрению доработанного проекта стандарта (если оно проводилось) и/или подлинные документы, подтверждающие его согласование в Российской Федерации (если оно проводилось). Доработанный проект стандарта направляют в другие государства после его издательского редактирования, проведение которого обеспечивает национальный орган Российской Федерации по стандартизации в соответствии с рекомендациями по стандартизации [2]. 4.4.3.3 При положительных результатах повторного голосования по проекту стандарта секретариат МТК и национальный орган Российской Федерации по стандартизации проводят работы, указанные в 4.4.3.1. При этом в комплект направляемых документов включают сводку замечаний и предложений, поступивших в процессе первоначального голосования. 4.4.3.4 При отрицательных результатах повторного голосования по проекту стандарта председатель МТК направляет в национальный орган Российской Федерации по стандартизации подлинники бюллетеней повторного голосования с замечаниями и предложениями, поступившими вместе с ними, а также сообщает свое мнение о целесообразности (или нецелесообразности) дальнейшей доработки проекта стандарта. 4.4.3.5 Если непринятый проект стандарта разработан по инициативе Российской Федерации, то национальный орган Российской Федерации по стандартизации принимает решение об оформлении на основе этого проекта стандарта (первоначального или доработанного варианта окончательной редакции) национального стандарта Российской Федерации с целью его дальнейшего утверждения. Это решение через председателя МТК доводят до сведения полномочных представителей государств - членов данного МТК и/или национальных органов, рассматривавших проект стандарта, а также до сведения Бюро по стандартам. 4.4.4 Если в соответствии с ГОСТ 1.2 (пункт 3.3.3) голосование по проекту стандарта выносится на заседание Межгосударственного совета, то председатель МТК после получения от национального органа Российской Федерации по стандартизации отредактированного проекта стандарта рассылает его (вместе с пояснительной запиской и со сводкой замечаний и предложений по окончательной редакции проекта стандарта) для ознакомления национальным органам всех государств - участников Соглашения и Бюро по стандартам не позднее чем за два месяца до проведения этого заседания или не позднее чем за один месяц до проведения заседания научно-технической комиссии по стандартизации Межгосударственного совета, если на нем предварительно рассматривают проект стандарта с целью снятия разногласий. 4.4.4.1 Если проект стандарта не принят по результатам голосования по переписке, то его выносят на заседание Межгосударственного совета, перед этим заседанием секретариат МТК организует следующие мероприятия, направленные на снятие разногласий: - двусторонний обмен предложениями по снятию разногласий, проводимый между разработчиком стандарта и его оппонентом по электронной почте или путем личных встреч; - обсуждение этих предложений на двустороннем или многостороннем совещании национальных органов или их полномочных представителей в МТК или в его МПК; - рассмотрение проекта стандарта на заседании МТК (МПК); - рассмотрение проекта стандарта на заседании соответствующей научно-технической комиссии (по метрологии, сертификации, аккредитации, надзору и контролю) и/или на заседании научно-технической комиссии по стандартизации. 4.4.4.2 Национальный орган Российской Федерации по стандартизации после получения от Бюро по стандартам копии протокола заседания Межгосударственного совета, на котором был принят стандарт, направляет в Бюро по стандартам документы, необходимые для регистрации стандарта (по 4.4.3.1), и информирует об этом секретариат МТК. 4.4.5 В качестве окончательной редакции проекта межгосударственного стандарта секретариат МТК по согласованию с национальным органом Российской Федерации по стандартизации может предложить действующий национальный стандарт Российской Федерации или международный стандарт*, если в нем нет нормативных ссылок на другие стандарты и/или иные документы, которые не действуют на межгосударственном уровне**. Данное предложение предварительно рассматривают на заседании соответствующего российского ТК. В случае одобрения этого предложения секретариат МТК осуществляет рассылку в соответствии с ГОСТ 1.2 (подпункт 3.2.8.1). * При наличии русской версии международного стандарта или его аутентичного перевода на русский язык. ** Наличие в стандарте таких нормативных ссылок является основанием для разработки межгосударственного стандарта в порядке, установленном 4.2 и 4.3. При этом первая редакция проекта стандарта в Российской Федерации не рассматривается, если в этом качестве предложен действующий национальный стандарт Российской Федерации. 4.4.5.1 При принятии предложенного стандарта в качестве межгосударственного по переписке или на заседании Межгосударственного совета секретариат МТК переоформляет стандарт в соответствии с ГОСТ 1.2 (подпункт 3.2.8.3) и направляет его вместе с сопроводительным письмом, подписанным председателем МТК, и подлинниками бюллетеней голосования в национальный орган Российской Федерации по стандартизации, который обеспечивает издательское редактирование стандарта и направляет его на регистрацию в Бюро по стандартам вместе с документами, указанными в 4.4.3.1. 4.4.5.2 При отрицательных результатах голосования секретариат МТК доводит соответствующую информацию до сведения Бюро по стандартам и национальных органов, принявших участие в голосовании. 5 Правила разработки межгосударственных стандартов в Российской Федерации при отсутствии межгосударственных технических комитетов по стандартизации5.1 Если межгосударственный стандарт разрабатывают впервые, и эта работа не включена в программу работ по межгосударственной стандартизации, то сначала разрабатывают национальный стандарт Российской Федерации (в соответствии с порядком, установленным ГОСТ Р 1.2), а затем проводят работы, указанные в 4.4.5. При этом работы, предписанные для выполнения секретариату МТК, проводит секретариат российского ТК, а при его отсутствии - национальный орган Российской Федерации по стандартизации или по договору с ним иная не зависящая от разработчика организация, которая специализируется по соответствующей тематике, например уполномоченная организация по стандартизации, если она определена в данной отрасли (секторе) экономики. Рассылку проекта стандарта (первой и окончательной редакций) в другие государства и обобщение результатов их голосования проводит национальный орган Российской Федерации по стандартизации. 5.2 Если разработка межгосударственного стандарта включена в программу работ по межгосударственной стандартизации, то его разработку в Российской Федерации осуществляют в соответствии с ГОСТ 1.2 (пункты 3.1 и 3.2) и ГОСТ Р 1.2 (разделы 3 и 4). 5.2.1 Рассылку первой редакции проекта стандарта заинтересованным органам исполнительной власти, юридическим и физическим лицам Российской Федерации и национальным органам по стандартизации других стран осуществляют одновременно. При этом направление проекта стандарта в национальные органы других стран осуществляет национальный орган Российской Федерации по стандартизации, а заинтересованным лицам в Российской Федерации - разработчик. 5.2.2 Рассмотрение окончательной редакции проекта стандарта в национальном органе Российской Федерации по стандартизации перед направлением на голосование в другие страны, подведение итогов голосования по проекту стандарта, а также дальнейшие работы с ним осуществляют в соответствии с рекомендациями по стандартизации [2]. 5.2.3 При отрицательных результатах повторного голосования по проекту стандарта национальный орган Российской Федерации по стандартизации направляет в Бюро по стандартам (Секретариат МНТКС) подлинники бюллетеней повторного голосования с замечаниями и предложениями, поступившими вместе с ними, а также сообщает свое мнение о целесообразности дальнейшей доработки проекта стандарта для принятия соответствующего решения в порядке, установленном ГОСТ 1.2 (подпункт 3.2.6.4). 6 Правила рассмотрения в Российской Федерации проектов межгосударственных стандартов, разрабатываемых в других государствах6.1 После поступления из Бюро по стандартам программы работ по межгосударственной стандартизации (или после поступления уведомления о разработке стандарта, проводимой в другом государстве в инициативном порядке) национальный орган Российской Федерации по стандартизации в месячный срок определяет юридическое лицо, ответственное за рассмотрение каждого из проектов стандартов, разрабатываемых в других государствах. 6.1.1 Ответственным за рассмотрение проекта стандарта в Российской Федерации определяют юридическое лицо, ведущее секретариат ТК, за которым в Российской Федерации закреплен соответствующий объект стандартизации или сфера деятельности, или лично ответственного секретаря данного ТК, а при отсутствии ТК - научно-исследовательскую организацию, имеющую в данной области наиболее высокий научно-технический потенциал и специализирующуюся по данному виду продукции, услуг, технологии или другому объекту стандартизации, например уполномоченную организацию по стандартизации в соответствующей отрасли (секторе) экономики. 6.1.2 Если проект стандарта разрабатывается в рамках МТК, ведение секретариата которого возложено на другое государство, то ответственным за рассмотрение такого стандарта в Российской Федерации считается российский полномочный представитель в данном МТК. 6.1.3 Лицо, ответственное за рассмотрение проекта, готовит уведомление о разработке проекта стандарта в другом государстве по ГОСТ Р 1.13 и направляет данное уведомление в национальный орган Российской Федерации по стандартизации для опубликования в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме с целью организации публичного обсуждения проекта данного стандарта в Российской Федерации. 6.2 Органы исполнительной власти, юридические и физические лица, заинтересованные в рассмотрении проекта данного стандарта, направляют соответствующие запросы лицу, ответственному за его рассмотрение. 6.3 После поступления первой редакции проекта стандарта, разрабатываемого в другом государстве, национальный орган Российской Федерации по стандартизации в двухдневный срок направляет этот проект лицу, ответственному за его рассмотрение. При необходимости национальный орган Российской Федерации по стандартизации может направить проект стандарта также на метрологическую, терминологическую, научно-техническую, юридическую (правовую) и/или иную экспертизу в соответствующие организации. 6.4 Лицо, ответственное за рассмотрение, в десятидневный срок со дня получения проекта стандарта рассылает его в соответствии с запросами на рассмотрение. Если ответственным за рассмотрение определено юридическое лицо, ведущее секретариат ТК, то данный секретариат рассылает проект стандарта также членам данного ТК. 6.5 После получения проекта стандарта органы исполнительной власти, юридические и физические лица рассматривают его, составляют отзывы (с замечаниями и предложениями) на проект стандарта и направляют их лицу, ответственному за рассмотрение проекта, не позднее чем через месяц со дня получения проекта стандарта. 6.6 Лицо, ответственное за рассмотрение, оценивает актуальность разработки стандарта и целесообразность (техническую, экономическую, социальную или иную) его применения в Российской Федерации, а также определяет соответствие проекта рассматриваемого стандарта ГОСТ 1.0 и ГОСТ 1.5, законодательству Российской Федерации, в том числе техническим регламентам, целям и принципам национальной стандартизации (см. ГОСТ Р 1.0), метрологическим правилам и нормам, принятой в Российской Федерации терминологии. Затем лицо, ответственное за рассмотрение, готовит с учетом поступивших отзывов и экспертных заключений обобщенный отзыв от Российской Федерации на проект стандарта и направляет его вместе с оригиналами полученных отзывов и протоколом заседания ТК по рассмотрению проекта стандарта (если оно проводилось) в национальный орган Российской Федерации по стандартизации в срок, не превышающий два месяца со дня поступления проекта стандарта на рассмотрение. Национальный орган Российской Федерации по стандартизации рассматривает обобщенный отзыв на проект стандарта в соответствии с рекомендациями по стандартизации [2] и в случае согласия с содержанием данного отзыва направляет его председателю МТК или национальному органу по стандартизации государства - разработчика стандарта. 6.7 После поступления на рассмотрение окончательной редакции проекта стандарта, разрабатываемого в другом государстве, национальный орган Российской Федерации по стандартизации в двухдневный срок направляет его лицу, ответственному за рассмотрение. 6.8 Лицо, ответственное за рассмотрение, организует рассмотрение окончательной редакции проекта стандарта и согласование его в соответствии с 4.3.5, обобщает их результаты, составляет заключение на проект стандарта и направляет его в национальный орган Российской Федерации по стандартизации, который в соответствии с рекомендациями по стандартизации [2] рассматривает заключение на проект стандарта, принимает по нему решение и направляет бюллетень голосования (а при необходимости также замечания и предложения по проекту стандарта) председателю МТК или национальному органу по стандартизации государства - разработчика стандарта. 6.9 Если межгосударственный стандарт принят национальными органами по стандартизации других государств, а национальный орган Российской Федерации по стандартизации проголосовал против принятия этого стандарта в данной редакции, то национальный орган Российской Федерации по стандартизации может принять решение о разработке на основе данного межгосударственного стандарта проекта национального стандарта Российской Федерации, в котором должны быть учтены ее национальные интересы и выделены (идентифицированы) все различия с соответствующим межгосударственным стандартом, а также указаны причины, обусловившие эти различия. При этом рекомендуется использовать методы оформления модифицированных стандартов по ГОСТ Р 1.5 (подраздел 8.2). 7 Правила применения в Российской Федерации межгосударственных стандартов7.1 Принятые межгосударственные стандарты, за которые проголосовал национальный орган Российской Федерации по стандартизации, могут быть применены в Российской Федерации в качестве национальных стандартов непосредственно без переоформления после их введения в действие в соответствии с правилами, установленными в 7.2. При этом соблюдают правила, которые установлены ГОСТ Р 1.0 для национальных стандартов Российской Федерации. 7.2 После поступления из Бюро по стандартам зарегистрированного межгосударственного стандарта национальный орган Российской Федерации по стандартизации в соответствии с рекомендациями по стандартизации [2] готовит и принимает организационно-распорядительный документ о введении принятого стандарта в действие для его применения в Российской Федерации и отмене противоречащих ему национальных стандартов Российской Федерации, правил и/или рекомендаций по стандартизации. 7.3 Формирование и оформление дела межгосударственного стандарта, а также его регистрацию осуществляют в соответствии с рекомендациями [2]. 7.4 Национальный орган Российской Федерации по стандартизации опубликовывает в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме уведомление о принятии межгосударственного стандарта и введении его в действие для применения в Российской Федерации. 7.5 Национальный орган Российской Федерации по стандартизации осуществляет официальное опубликование введенного им в действие для применения в Российской Федерации межгосударственного стандарта в соответствии с положением [3]. 7.6 Если межгосударственный стандарт не введен в действие в Российской Федерации, то данный стандарт может применяться в межгосударственных отношениях для изготовления и поставки продукции на экспорт в страны, в которых действует данный стандарт, или для оказания услуг для этих стран, а также в иных случаях, обусловленных договорами (контрактами) с этими странами (при соблюдении законодательства Российской Федерации). 7.7 Если в качестве межгосударственного стандарта принят национальный стандарт Российской Федерации (без внесения в его содержание каких-либо изменений), то данный межгосударственный стандарт применяют только в межгосударственных отношениях (см. 7.6). 8 Правила проведения работ в Российской Федерации по обновлению межгосударственных стандартов8.1 Организация работ по обновлению стандарта8.1.1 Обновление стандарта, действующего в Российской Федерации, осуществляют в соответствии с правилами, установленными ГОСТ Р 1.2 (подраздел 5.1), а также по предложению других государств, применяющих данный стандарт. 8.1.2 Если стандарт, который предложено обновить, разработан в другом государстве, а секретариат российского ТК или национальный орган Российской Федерации по стандартизации поддерживает данное предложение, то он направляет соответствующее предложение от Российской Федерации в секретариат МТК, за которым закреплен данный стандарт, или в национальный орган по стандартизации государства - разработчика стандарта (если стандарт разрабатывался вне рамок МТК). 8.2 Разработка изменения к стандарту и введение его в действие в Российской Федерации8.2.1 Изменение к стандарту (далее - изменение) разрабатывают в случаях, обусловленных ГОСТ 1.2 (пункты 5.2.1 и 5.3.2). 8.2.1.1 Если в стандарте дана нормативная ссылка на другой стандарт, который заменен на стандарт, имеющий в обозначении иной регистрационный номер, то, как правило, в стандарт вносят изменение для замены этой ссылки ссылкой на действующий стандарт. 8.2.1.2 В стандарт также вносят изменение, если в нем дана нормативная ссылка на отмененный межгосударственный стандарт. При этом положение стандарта, в котором дана эта ссылка, исключают или модифицируют путем включения недостающего требования (правила). Примечания 1 Если по какой-либо причине в стандарт не было внесено изменение, связанное с нормативными ссылками, то пользователи стандарта самостоятельно осуществляют поиск стандартов, которые действуют взамен отмененных ссылочных стандартов. 2 Если ссылочный стандарт отменен без замены или утратил статус нормативного документа, действующего на межгосударственном уровне, то положение, в котором дана эта ссылка, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку. 3 При возникновении разногласий у пользователей стандарта по вопросам, связанным с применением нормативных ссылок, рекомендуется обращаться за разъяснениями в национальный орган Российской Федерации по стандартизации. 8.2.2 Разработку изменения проводят в порядке, установленном в разделе 4 или 5 для стандартов, и с учетом положений настоящего подраздела. Примечание - При необходимости одновременно с разработкой изменения к данному стандарту осуществляют работы по разработке изменений к взаимосвязанным с ним стандартам, в том числе к национальным стандартам Российской Федерации. 8.2.2.1 В качестве разработчика изменения, как правило, привлекают лицо, являющееся разработчиком данного стандарта. 8.2.2.2 Если проект изменения разрабатывается в другом государстве, то ответственным за его рассмотрение в Российской Федерации определяют лицо, которое было ранее ответственным за рассмотрение проекта действующего стандарта. Если эта процедура ранее не проводилась, то ответственного за рассмотрение определяют в соответствии с 6.1.1 или 6.1.2. 8.2.3 Срок рассмотрения первой редакции проекта изменения в Российской Федерации - 45 дней со дня рассылки, а срок рассмотрения окончательной редакции проекта изменения - один месяц со дня рассылки данного проекта в другие страны. 8.2.4 В пояснительной записке к проекту изменения вместо характеристики объекта стандартизации приводят характеристику вносимого изменения, а также технико-экономическое, социальное или иное обоснование целесообразности внесения данного изменения и ожидаемую эффективность от его внедрения. В пояснительной записке к проекту изменения допускается не приводить сведения о международных и региональных стандартах, если вносимое изменение не обусловлено необходимостью гармонизации данного межгосударственного стандарта на международном или региональном уровне. В пояснительной записке приводят сведения о том, в каких государствах - участниках Соглашения применяется изменяемый стандарт, а также отражают содержание предложений этих государств по обновлению данного стандарта. 8.2.5 Рассылку первой редакции проекта изменения осуществляют только в те государства, в которых применяется изменяемый стандарт. В случае разработки изменения в инициативном порядке допускается по решению национального органа Российской Федерации по стандартизации или председателя МТК не проводить рассылку первой редакции проекта изменения в другие государства, если вносимое изменение, по его мнению, не затрагивает существенным образом интересы этих государств. Данное решение отражают в пояснительной записке. В этом случае срок, предоставляемый на публичное обсуждение первой редакции проекта изменения в Российской Федерации (в зависимости от объема вносимого изменения), устанавливают от одного до двух месяцев. В отдельных случаях, когда характер вносимого изменения не требует публичного обсуждения в Российской Федерации (например, в случаях, указанных в 8.2.1.1 и 8.2.1.2), допускается осуществлять разработку проекта изменения, минуя соответствующую стадию. 8.2.6 При подведении итогов голосования по проекту изменения учитывают, что в соответствии с ГОСТ 1.2 (пункт 5.2.3) изменение считается принятым по переписке, если за это проголосовало большинство национальных органов государств, применяющих данный стандарт. При этом в числе национальных органов, проголосовавших за принятие проекта изменения, учитывают соответствующий орган Российской Федерации. Примечание - В соответствии с ГОСТ 1.2 (пункт 5.2.4) голосование по проекту изменения к наиболее важным основополагающим межгосударственным стандартам, затрагивающим интересы всех государств - участников Соглашения, как правило, выносят на заседание Межгосударственного совета. При этом изменение к такому стандарту считается принятым только при достижении по нему консенсуса и положительном голосовании всех членов Межгосударственного совета, участвующих в заседании. 8.2.7 При отрицательных результатах голосования по данному проекту изменения национальный орган Российской Федерации по стандартизации рассматривает вопрос о целесообразности доработки проекта изменения или о прекращении применения данного межгосударственного стандарта на территории Российской Федерации в одностороннем порядке с одновременным введением в действие национального стандарта Российской Федерации, оформленного на основе действовавшего межгосударственного стандарта с внесенным в него изменением. В последнем случае национальный орган Российской Федерации по стандартизации проводит работы в соответствии с 9.2.3 и 9.2.4. 8.2.8 Принятое Межгосударственным советом изменение вводят в действие на территории Российской Федерации в порядке, указанном в 7.2 - 7.4, и с учетом правил, установленных в 8.2.8.1 и 8.2.8.2. 8.2.8.1 Изменение вводят в действие в Российской Федерации не ранее шести месяцев после его принятия. При этом изменение может быть введено в действие в Российской Федерации не ранее четырех месяцев после принятия соответствующего решения национального органа Российской Федерации по стандартизации и с учетом времени, необходимого для проведения соответствующих организационно-технических мероприятий. 8.2.8.2 Если принятое изменение было разработано в другом государстве и перед его введением в действие в Российской Федерации необходимо внести изменения во взаимосвязанные с ним национальные стандарты Российской Федерации, то данное изменение может быть введено в действие только одновременно с введением в действие соответствующих изменений к этим национальным стандартам, но с учетом того, что в соответствии с ГОСТ 1.2 (пункт 5.2.6) изменение к межгосударственному стандарту вводят в действие не позднее одного года после его регистрации в Бюро по стандартам. 8.2.9 Информацию о введении изменения в действие в Российской Федерации и текст изменения публикуют в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме. В обоснованных случаях вместо публикации текста изменения осуществляют новое опубликование стандарта, включающее это и все предыдущие изменения и/или поправки к этому стандарту. 8.2.10 Внесение изменения в экземпляры стандарта, находящиеся у пользователей стандартом, рекомендуется осуществлять в соответствии с порядком, приведенным в ГОСТ Р 1.2 (приложение В). 8.2.10.1 В случаях, когда необходимо использование официальных изданий стандартов, например при проведении подтверждения соответствия данным стандартам, аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий, заключении договоров и контрактов, в арбитражных спорах, судебных разбирательствах и иных видах разрешения разногласий между изготовителями и потребителями продукции, исполнителями и заказчиками услуг и т.п., а также в библиотеках и органах научно-технической информации, следует применять только те экземпляры стандартов, изменения в которые внесены в соответствии с порядком, установленным ГОСТ Р 1.2 (приложение В). 8.2.10.2 В остальных случаях способы внесения изменений в экземпляры стандарта, находящиеся у его пользователей, определяются ими самостоятельно. При этом могут быть применены способы внесения изменений по ГОСТ 2.503. 8.2.11 Если национальными органами других государств принято изменение к межгосударственному стандарту, а национальный орган Российской Федерации по стандартизации проголосовал против этого, то национальный орган Российской Федерации по стандартизации может принять решение о разработке на основе данного межгосударственного стандарта (до внесения в него указанного изменения) проекта национального стандарта Российской Федерации. При этом в данном национальном стандарте Российской Федерации рекомендуется выделить (идентифицировать) все различия с измененным межгосударственным стандартом, а также указать причины, обусловившие эти различия. При этом рекомендуется использовать методы оформления модифицированных стандартов по ГОСТ Р 1.5 (подраздел 8.2). При утверждении национального стандарта, разработанного в соответствии с указанным выше решением, национальный орган Российской Федерации по стандартизации принимает решение об одностороннем прекращении применения межгосударственного стандарта в Российской Федерации с соблюдением правил, установленных в 9.2.3 и 9.2.4. 8.3 Проведение пересмотра стандарта8.3.1 Пересмотр стандарта осуществляют при необходимости значительного изменения его содержания, структуры и/или наименования, в том числе в случаях, указанных в ГОСТ 1.2 (пункт 5.3.1). 8.3.2 При пересмотре стандарта соблюдают правила, установленные ГОСТ 1.2 (пункты 5.3.1 и 5.3.2) и в настоящем подразделе. Примечание - При необходимости одновременно с пересмотром данного стандарта осуществляют работы по пересмотру взаимосвязанных с ним стандартов или по внесению в них изменений, в том числе соответствующие работы с национальными стандартами Российской Федерации. 8.3.3 Разработку стандарта взамен действующего проводят с соблюдением правил, установленных в разделе 4 или 5 для вновь разрабатываемых стандартов, с учетом правил, указанных в 8.2.4; 8.2.6; 8.2.7. 8.3.3.1 В качестве разработчика, как правило, привлекают лицо, являющееся разработчиком действующего стандарта. 8.3.3.2 Рассылку первой редакции проекта стандарта, разрабатываемого взамен действующего, осуществляют только в те государства, в которых применяется данный стандарт. 8.3.4 Если работы по пересмотру стандарта проводят в другом государстве, то ответственным за рассмотрение проекта стандарта, разработанного взамен действующего, определяют лицо, которое было ранее ответственным за рассмотрение проекта действующего стандарта. Если эта процедура не проводилась, то ответственного за рассмотрение определяют в соответствии с 6.1.1 или 6.1.2. 8.3.5 Стандарт, принятый Межгосударственным советом взамен действующего стандарта, вводят в действие на территории Российской Федерации, регистрируют и публикуют в соответствии с 7.1 - 7.5. 8.3.6 В случае отрицательных результатов голосования по проекту стандарта, разработанного в Российской Федерации взамен действующего стандарта в инициативном порядке, дальнейшие работы осуществляют в порядке, аналогичном указанному в 8.2.7. 8.3.7 Если национальными органами других государств принят стандарт, разработанный взамен действующего межгосударственного стандарта, а национальный орган Российской Федерации по стандартизации проголосовал против этого, то национальный орган Российской Федерации по стандартизации может принять решение о разработке на основе данного межгосударственного стандарта (до его пересмотра) проекта национального стандарта Российской Федерации. При этом в данном национальном стандарте Российской Федерации рекомендуется выделить (идентифицировать) все различия с пересмотренным межгосударственным стандартом, а также указать причины, обусловившие эти различия. При этом рекомендуется использовать методы оформления модифицированных стандартов по ГОСТ Р 1.5 (подраздел 8.2). При утверждении национального стандарта, разработанного в соответствии с указанным выше решением, национальный орган Российской Федерации по стандартизации принимает решение об одностороннем прекращении применения межгосударственного стандарта в Российской Федерации с соблюдением правил, установленных в 9.2.3 и 9.2.4. 9 Правила прекращения применения в Российской Федерации межгосударственных стандартов9.1 Основания для прекращения применения стандарта9.1.1 Национальный орган Российской Федерации по стандартизации принимает решение о прекращении действия стандарта в качестве национального стандарта Российской Федерации в связи с его отменой Межгосударственным советом. Примечание - Правила осуществления отмены межгосударственных стандартов - по ГОСТ 1.2 (раздел 6). 9.1.2 Национальный орган Российской Федерации по стандартизации принимает решение о прекращении применения стандарта в качестве национального стандарта Российской Федерации в одностороннем порядке в следующих предусмотренных ГОСТ 1.2 (пункт 6.2) случаях: - при возникновении противоречий между положениями, установленными в данном стандарте, и нормами законодательных актов Российской Федерации, в том числе требованиями технических регламентов; - при несоответствии установленных в данном стандарте положений потребностям национальной экономики, безопасности и/или социальной сферы; - при несогласии с содержанием изменения, внесенного в данный стандарт, или содержанием стандарта, принятого взамен действовавшего стандарта, в случаях, указанных в 8.2.7; 8.2.11; 8.3.7; - других обоснованных случаях (например, в случае, указанном в 9.2.6). Примечание - Целесообразность отмены (прекращения применения в Российской Федерации) стандарта может быть выявлена при его проверке, осуществляемой в соответствии с ГОСТ 1.2 (пункты 5.1.2 и 5.1.3). 9.2 Подготовка к прекращению применения стандарта9.2.1 Мотивированные предложения об отмене межгосударственного стандарта (прекращении его применения в качестве национального стандарта Российской Федерации) заинтересованные органы исполнительной власти, юридические и физические лица Российской Федерации направляют в секретариат российского ТК, за которым закреплен данный объект стандартизации или сфера деятельности, или в секретариат соответствующего МТК (если данный секретариат ведет Российская Федерация), или российскому полномочному представителю в МТК (если его секретариат ведет другое государство), или непосредственно в национальный орган Российской Федерации по стандартизации. 9.2.2 Рассмотрение и публичное обсуждение предложений об отмене стандарта (прекращении его применения) и согласование возможности отмены (прекращения применения) данного стандарта в Российской Федерации организуют и осуществляют по ГОСТ Р 1.2 (пункты 6.5 - 6.7). Национальный орган Российской Федерации по стандартизации в соответствии с рекомендациями по стандартизации [2] оценивает целесообразность отмены (прекращения применения) стандарта и принимает соответствующее решение, оформляя бюллетень голосования по ГОСТ 1.2 (приложение В) или организационно-распорядительный документ (в случае прекращения применения в одностороннем порядке). 9.2.3 Подготовку документов о прекращении применения межгосударственного стандарта в качестве национального стандарта Российской Федерации в одностороннем порядке, закрытие дела стандарта (в том числе передачу его копии в Бюро по стандартам) осуществляют в соответствии с рекомендациями по стандартизации [2]. При этом национальный орган Российской Федерации по стандартизации направляет уведомление о прекращении применения межгосударственного стандарта в Российской Федерации в одностороннем порядке (с указанием причины) в Бюро по стандартам и национальные органы по стандартизации государств - участников Соглашения, применяющих данный стандарт, не позднее девяти месяцев до даты прекращения применения. 9.2.4 Если национальный орган Российской Федерации по стандартизации поддерживает предложение об отмене межгосударственного стандарта, то направляет стандарт (а также бюллетень голосования) от своего имени в соответствующий секретариат МТК, а при его отсутствии - непосредственно в Бюро по стандартам. 9.2.5 Секретариат МТК (если данный секретариат ведет Российская Федерация) рассматривает предложение об отмене стандарта, направляет его от имени председателя МТК в национальные органы по стандартизации других государств, применяющих данный стандарт, с обращением рассмотреть это предложение и проголосовать по нему. После поступления бюллетеней голосования по отмене стандарта секретариат МТК обобщает результаты голосования и направляет от имени председателя МТК в Бюро по стандартам подлинники бюллетеней голосования по отмене стандарта. 9.2.6 Если предложение Российской Федерации об отмене межгосударственного стандарта не получило одобрения у национальных органов по стандартизации других государств - участников Соглашения, применяющих данный стандарт, то национальный орган Российской Федерации по стандартизации принимает решение об одностороннем прекращении его применения в качестве национального стандарта Российской Федерации. 9.2.7 Если предложение об отмене межгосударственного стандарта поступило в национальный орган Российской Федерации по стандартизации от национального органа другого государства - участника Соглашения или от МТК, ведение секретариата которого возложено на другое государство, то рассмотрение этого предложения и его публичное обсуждение в Российской Федерации осуществляют в соответствии с ГОСТ Р 1.2 (пункты 6.5 - 6.7). По их результатам национальный орган Российской Федерации по стандартизации заполняет бюллетень голосования в соответствии с ГОСТ 1.2 (приложение В) и направляет его национальному органу по стандартизации (председателю МТК), направившему предложение об отмене стандарта. 9.2.8 Подготовку документов об отмене межгосударственного стандарта и закрытие дела стандарта осуществляют в соответствии с рекомендациями по стандартизации [2], а решение о прекращении применения стандарта в Российской Федерации в связи с его отменой оформляет национальный орган Российской Федерации по стандартизации путем принятия соответствующего организационно-распорядительного документа. 9.3 Опубликование и использование информации о прекращении действия межгосударственного стандарта в качестве национального стандарта Российской Федерации9.3.1 Информацию о прекращении действия межгосударственного стандарта в качестве национального стандарта Российской Федерации в связи с его отменой или в одностороннем порядке, а также уведомление о принятии и введении в действие в Российской Федерации другого межгосударственного стандарта или уведомление об утверждении национального стандарта Российской Федерации, распространяющегося на тот же объект стандартизации, публикуют в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме. 9.3.2 После опубликования официальной информации об отмене стандарта любое распространение отмененного стандарта не допускается. 9.3.3 Опубликование официальной информации об отмене (прекращении действия) стандарта является основанием прекращения ссылок на данный стандарт при разработке в Российской Федерации новой нормативной или технической документации, а также при пересмотре действующей документации (или при внесении в нее изменений или дополнений). 9.3.4 Опубликование указанной в 9.3.1 информации является основанием для прекращения любого применения данного стандарта в Российской Федерации, за исключением случая, когда прекращено действие межгосударственного стандарта в качестве национального стандарта Российской Федерации в одностороннем порядке, но этот стандарт продолжает действовать в других странах. В последнем случае данный стандарт может продолжать применяться в межгосударственных отношениях для изготовления продукции с целью ее поставки только в эти страны или для оказания услуг для этих стран, а также в иных случаях, обусловленных договорами (контрактами) с этими странами (при соблюдении законодательства Российской Федерации). Библиография
Ключевые слова: межгосударственные стандарты; порядок разработки, рассмотрения, введения в действие, применения, обновления, изменения, пересмотра, прекращения применения в Российской Федерации; секретариат межгосударственного технического комитета по стандартизации
|