МИНИСТЕРСТВО АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ КАЗАХСКОЙ ССР ЕДИНЫЙ ЦЕНТР НАУЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА КАРТА УСТРОЙСТВО УСТРОЙСТВО СБОРНОЙ ЖЕЛЕЗОБЕТОННОЙ ТРУБЫ Д
= 1 м УСТРОЙСТВО КОТЛОВАНА ПОД ТЕЛО ТРУБЫ КТ-2.1-15-75 Алма-Ата, 1976
I. НАЗНАЧЕНИЕ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ КАРТЫ1.1. Карта трудового процесса предназначена для рациональной организации рабочих при рытье котлована под тело трубы с помощью бульдозера. 1.2. Применение карты позволит увеличить производительность труда при устройстве котлована до 10 % по сравнению с действующими нормативами. 1.3. Показатели производительности труда: выработка на 1 чел.-час - 64,3 м3/0,9 м3; затраты труда на 10 м3 - 9 мин./11,25 часа. Примечание: В числителе показатели производительности труда машиниста бульдозера, в знаменателе - рабочего-землекопа. II. ИСПОЛНИТЕЛИ, ПРЕДМЕТЫ И ОРУДИЯ ТРУДА2.1. Исполнители: машинист бульдозера (Б) V разряда - 1; землекоп (З) II разряда - 1. 2.2. Инструменты, приспособления, инвентарь.
2.3. Потребность в машинах: бульдозер Д-271 на тракторе С-100 - 1 2.4. Потребность в основных горюче-смазочных материалах в кг на 1 час работы.
III. УСЛОВИЯ И ПОДГОТОВКА ПРОЦЕССА3.1. Перед началом работ по устройству котлована необходимо произвести подготовку строительной площадки и разбивочные работы. Подготовка строительной площадки в зоне строительства трубы производится следующим образом: площадку на расстоянии 10 м в каждую сторону от оси трубы планируют бульдозером с приданием уклонов, обеспечивающих сток воды от трубы. У выходного оголовка естественное русло расчищают, а у входного оголовка на расстоянии не менее 1,5 м от контура котлована перекрывают русло грунтом и устраивают обводную канаву. Эти меры обеспечивают полный отвод поверхностных вод от котлована. 3.2. Для завоза оборудования, бетонных блоков и материалов бульдозером расчищают и планируют подъездные дороги, обеспечивающие свободный проезд по кольцевой схеме движения. 3.3. Положение трубы на местности определяется проектом дороги. Проектная организация должна закрепить в натуре и сдать по акту прорабу точку пересечения оси дороги с продольной осью трубы, продольную ось трубы, закрепленную четырьмя выносными кольями, а также высотный репер. Схема закрепления местоположения трубы на трассе: 1 - выносные столбы; 2 - точка и сторожок с надписью «ось», «пикет», «плюс»; L - длина трубы. 3.4. Промерами по оси трубы намечают контур котлована и обозначают его колышками. На расстоянии 1 м от границ котлована устраивают обноску из досок или брусьев и обозначают на ней продольную ось трубы и положение оголовков и открылков. Обноска по возможности должна быть заглублена в землю для предохранения от повреждения бульдозером. Схема разбивки котлована трубы: 1 - выносные столбы; 2 - обноска из брусьев или досок; 3 - котлован; 4 - гвоздь; 5 - свая обноски диаметром 8 - 10 см. 3.5. Разработка котлована должна производиться без нарушения несущей способности грунта основания. 3.6. Грунт из котлована транспортируется на расстояние, обеспечивающее стены котлована от обрушения и не создающее препятствий для производства работ. 3.7. Грунтовые воды отводят в водосборные колодцы, расположенные за котлованом, откуда ее откачивают насосами. 3.8. При разработке котлована в зимних условиях необходимо принимать меры против промерзания грунта в основании. 3.9. Подготовка бульдозера к работе. Перед началом работ по рытью котлована машинисту бульдозера следует произвести техническое обслуживание для того, чтобы предотвратить преждевременный износ и поломку деталей и узлов. При техническом обслуживании бульдозер очищают от пыли и грязи, проверяют наличие и комплектность инструмента и принадлежностей, а также исправность всех узлов, наличие смазки в подвижных соединениях и надежность затяжки всех наружных креплений. 3.10. Во время работы машинист должен: следить за состоянием бульдозера (особенно тех его узлов, которые требуют тщательного ухода и регулирования); не допускать работу бульдозера с ненормальным шумом и стуком; обнаружив неисправности, остановить бульдозер, заглушить двигатель и после этого приступить к устранению неисправностей. 3.11. Машинисту необходимо иметь набор запасных частей, чтобы в случае поломки сократить время простоя механизма в ремонте. IV. ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА4.1. Получив задание, машинист бульдозера после тщательного осмотра места работ приступает к разработке котлована. 4.2. Котлован разрабатывается продольными проходами от выходного оголовка с отсыпкой грунта за пределами входного оголовка. Разгрузка грунта начинается с наиболее удаленной точки резерва. 4.3. Размеры котлована должны соответствовать проекту. Схема технологического процесса разработки котлована 4.4. Наибольшая производительность труда достигается в том случае, если срезание грунта осуществляется со снятием стружки возможно большей толщины, т.е. применяется гребенчатая схема. При этом нож бульдозера сначала заглубляют на максимально возможную глубину (20 - 25 см), затем при перегрузке двигателя частично выглубляют нож и вновь опускают его на максимально возможную величину в зависимости от загрузки двигателя. Это повторяют несколько раз, причем каждый раз срезают грунт на меньшей длине и глубине. Гребенчатый профиль зарезания 4.5. Для достижения наибольшей производительности труда машинист бульдозера должен: а) разрабатывать грунт только исправным бульдозером, своевременно осуществляя для этого технический уход за машиной; б) чтобы облегчить зарезание грунта, кромка ножа должна быть острой; в) регулируя нагрузку рациональным заглублением ножа, необходимо добиваться полного использования мощности бульдозера при каждом рабочем ходе; г) перемещение грунта надо выполнять так, чтобы достигалось сокращение времени движения трактора и уменьшение потерь грунта в пути; д) отвал бульдозера должен быть установлен в плавающем положении, в результате чего устраняется появление дополнительных нагрузок от срезания неровностей поверхности грунта и дается возможность отвалу огибать их; е) перед разработкой грунта целесообразно поверхность разрабатываемого участка и путь следования бульдозера выровнять; ж) перемещать грунт следует на второй скорости; з) холостой ход выполняется задним ходом на наиболее высокой скорости. 4.6. Бульдозером котлован разрабатывается с недобором грунта до проектной отметки на 10 см. 4.7. Окончательную планировку и зачистку котлована производит землекоп лопатой под рейку с учетом продольного уклона и строительного подъема трубы. 4.8. При разработке котлована необходимо соблюдать правила техники безопасности: а) запрещается движение строительных машин и транспортных средств, а также расположение грузов в пределах призмы обрушения; б) для спуска рабочих в котлован на откосы укладывают трапы шириной 0,6 м; в) при остановке бульдозера необходимо заглушить двигатель, опустить отвал на землю и затормозить трактор; г) в остальных случаях должны соблюдаться меры по технике безопасности и все правила, предусмотренные СНиП III-А.11-70. 4.9. Организация рабочего места 1 - бульдозер; 2 - рабочий-землекоп Рабочее место машиниста 1 - рычаг муфты сцепления; 2, 4 - рычаги включения бортовых фрикционов; 3 - рычаг акселератора; 5, 9 - педали тормозного механизма; 6 - рычаг коробки передач; 7 - рычаг управления лебедкой; 8 - рычаг управления реверсивным механизмом 4.10. Таблица трудовых процессов управления бульдозером.
Примечание. В процессе работы подъем и опускание отвала производятся на ходу. 4.11. Таблица продолжительности цикла и времени выполнения отдельных операций.
4.12. Цикличный график работы бульдозера (Разработка и перемещение грунта на 25 м). V. ПРИЕМЫ ТРУДА
Карта трудового процесса составлена отделом НОТ в дорожном производстве Единого центра НОТ и УП Министерства автомобильных дорог на основании изучения опыта строительства труб под автомобильные дороги в Казахской ССР Исполнитель - старший инженер С. ТАРАСОВА
СОДЕРЖАНИЕ
|