1.1. Типовая
технологическая карта комплексно-механизированного технологического процесса
выполнена для производства работ по устройству котлованов промышленных объектов
объемом до 100,00 тыс. м3 в зимних условиях.
1.2. За основу
карты приняты чертежи рабочего проекта цеха офсетных пластин с
административно-бытовым корпусом (шифр 888), разработанного институтом
ПромстройНИИпроект (г. Красноярск).
1.3. Глубина
котлована и размеры в плане заданы исходя из габаритов фундаментов с учетом
песчаной подготовки.
Объем котлована
- 82000 м3.
Размеры
котлована в плане - 207,50´72,00
м.
Глубина
котлована - 5,0 м.
1.4.
Характеристика местных условий
Строительство
ведется в 5-й температурной зоне.
Согласно
инженерно-геологическим изысканиям основанием для фундаментов служит суглинистый
грунт с примесью супеси.
Максимальный уровень
грунтовых вод соответствует относительной отметке, равной - 6,0 м.
Глубина
промерзания - 1,0 м.
Расстояние
транспортирования разработанного грунта в отвал - 1,5 км.
1.5. Работы
ведутся в три смены во вторую треть зимы. Подготовку участка производят в
теплое время года.
1.6. Варианты
комплексов средств механизации приведены в табл. 1.
1.7. В качестве
конечного измерителя принято 1000 м3 разработанного грунта.
1.8. Привязка
ТТК к местным условиям строительства заключается в уточнении объемов работ,
калькуляции затрат труда и заработной платы, графика производства работ.
схему разбивки
котлована с нанесением существующих подземных коммуникаций;
проект
производства работ.
2.2. Участок
разработки грунта подготавливают в теплое время года до начала промерзания
грунта.
Предварительная
подготовка включает:
срезку и
перемещение растительного слоя грунта в отвал;
рыхление грунта
на глубину 30 - 35 см для предохранения от промерзания с одновременным
разравниванием грунта с помощью бороны, закрепленной на бульдозере-рыхлителе.
2.3. В зимнее
время для предохранения грунта от промерзания рекомендуется накапливать снежный
покров. Для снегозадержания устраивают валы из снега, располагая их
перпендикулярно господствующему ветру.
2.4. Настоящий
комплексно-механизированный процесс состоит из подготовительных и основных
операций.
2.5. К
подготовительным операциям относятся:
предварительная
разбивки осей и контура котлована;
транспортирование
разработанного грунта за пределы строительной площадки;
зачистка дна
котлована.
2.7. Разработка
котлована производится комплексом машин, включающим бульдозерно-рыхлительный
агрегат, экскаватор (скрепер), автомобили-самосвалы. Марки механизмов зависят
от принятого к производству работ варианта комплекса средств механизации.
Количество
экскаваторов (скреперов) определяют из условия увязки по производительности
механизмов, участвующих в разработке котлована.
2.8. Рыхление
грунта производят последовательно по захваткам. Размеры захваток соответствуют
проходкам экскаватора (скрепера) при разработке грунта.
Рыхление
осуществляется бульдозером-рыхлителем продольными проходками через 0,7 м с
последующими поперечными проходками под углом 60° к предыдущим.
При разработке
грунта экскаватором рыхление производится на глубину 0,7 м за два прохода
бульдозера-рыхлителя. Последующие 0,3 м замерзшего слоя разрабатываются ковшом
экскаватора без предварительного рыхления.
При разработке
грунта скрепером производится послойное рыхление грунта на всю глубину
котлована с предварительной разработкой и удалением каждого разрыхленного слоя.
2.9. Технология
производства работ для первого варианта.
Рыхление
верхнего слоя грунта производится бульдозером-рыхлителем ДЗ-116В (рыхлитель
ДП-26С на базе трактора Т-130М.Г-1 с бульдозерным оборудованием ДЗ-110В).
Разработку
грунта в котловане производят одновременно четыре экскаватора марки ЭО-5122 с
оборудованием прямая лопата, двигаясь с интервалом, равным 25 м.
Оптимальное
расстояние между двумя последовательными стоянками принимается равным разности
между наибольшим и наименьшим радиусами резания на уровне стоянки экскаватора.
Транспортирование
грунта за пределы строительной площадки производится автомобилями-самосвалами.
Разработка
грунта ведется с недобором грунта 0,15 м до проектной отметки дна котлована.
Перебор грунта не допускается.
2.10. Технология
производства работ для второго варианта.
Разработка
грунта в котловане и его транспортирование в отвал производится скреперами
ДЗ-13 в количестве 6 штук, обслуживаемыми трактором-толкачом ДЗ-120 на базе
трактора Т-130.1.Г-1.
Разрабатывают
грунт горизонтальными слоями по всей площади котлована, набирая тонкой прямой
стружкой при прямолинейном движении скрепера последовательными проходками с
небольшим уклоном в сторону набора. Длина проходки равна длине пути набора
грунта скрепером.
Каждый слой
предварительно разрыхляется бульдозером-рыхлителем ДЗ-94С.
2.11. Технология
производства работ для третьего варианта.
Для разработки
грунта в котловане используется одновременно 5 экскаваторов марки ЭО-5123ХЛ с
оборудованием обратная лопата. Разработка ведется с недобором грунта 0,2 м до
проектной отметки.
Транспортирование
грунта за пределы строительной площадки осуществляется
автомобилями-самосвалами.
Зачистка дна
котлована производится бульдозером ДЗ-27С.
2.12. При
ведении работ требуется соблюдать требования СНиП 3.02.01-87
"Земляные сооружения, основания и фундаменты".
2.13. Схемы
производства работ приведены на листах 5, 6, 7.
2.14.
Калькуляции затрат труда и заработной платы на весь объем работ приведены в
табл. 3, 4,
5.
Расчеты в калькуляциях
выполнены для Свердловской области, находящейся в 5-й температурной зоне. При
разработке котлована грунт принят II и IIм группы.
Коэффициенты к
нормам времени и расценкам, применяемые при разработке немерзлых грунтов в
зимнее время, не учтены.
При привязке
типовой технологической карты к местным условиям необходимо пересчитать
калькуляции. При этом учитываются усредненные коэффициенты на зимнее удорожание
соответствующих видов работ в зависимости от месяца строительства и
температурной зоны (ЕНиР, Общая часть, Приложение 3).
2.15. Графики
производства работ на конечный измеритель - 1000 м3 разработанного
грунта приведены в табл. 6, 7, 8.
общее
направление работ; направление движения
экскаватора; направление движения
бульдозера-рыхлителя; стоянки экскаватора при лобовой
проходке
общее
направление работ; направление движения
экскаваторов и автомобилей-самосвалов; направление движения
бульдозера-рыхлителя стоянки экскаватора при лобовой
проходке
3.1.
Систематические контрольные наблюдения в процессе производства земляных работ
ведут строительная организация и представители технического надзора заказчика.
В результате
наблюдения устанавливают соответствие выполнения работ проектной документации и
соблюдение требований технических условий.
3.2. При приемке
выполненных земляных работ проверке подлежат: качество грунтов в основании,
размеры котлована.
В зимнее время
должен быть обеспечен повседневный контроль за качеством уплотнения, влажностью
и составом грунта.
По результатам
проверки составляется акт, в котором указывают геологические и
гидрогеологические характеристики грунтов и их отклонения от принятых в
проекте. К акту прилагаются результаты лабораторных определений характеристик
грунтов основания.
3.3.
Наименование процессов, подлежащих контролю, предметы контроля приведены в
табл. 2.
6.1.
Формирование комплекса машин и механизмов производят в соответствии с
указаниями "Методических рекомендаций по построению
комплексно-механизированных процессов производства земляных работ"
(ЦНИИОМТП Госстроя СССР, Москва, 1982 г.).
6.2. Потребность
в машинах, механизмах, инструменте приведена в табл. 9.
7.1. При
производстве работ следует соблюдать требования СНиП
III-4-80 "Техника безопасности в строительстве".
7.2. Разрешается
работать только на исправных машинах.
Машины с
топливными баками и обогревающими устройствами, в том числе для обогрева кабины
машиниста, должны быть снабжены огнетушителями.
Категорически запрещается
разогревать двигатель зимой огнем. Для разогрева его следует залить в радиатор
горячую воду, а в картер - подогретое масло.
Заправлять бак
машины топливом разрешается только при остановленном двигателе.
7.3. Во время
работы экскаватора запрещается изменять вылет стрелы и регулировать тормоза при
заполненном ковше.
7.4. Во
избежание повреждения рабочего оборудования платформу экскаватора с наполненным
ковшом можно поворачивать только после выхода ковша из забоя.
7.5. Перед
кратковременной остановкой или по окончании работ стрелу экскаватора следует
расположить вдоль оси, а ковш опустить на землю.
При совместной
работе экскаватора и бульдозера последний не должен находиться в радиусе
действия стрелы экскаватора.
7.6. Находиться
под поднятым отвалом бульдозера, удерживаемым только стальным канатом или
гидравлическим приводом, запрещается.
В случае
необходимости осмотра и выполнения работ под поднятым отвалом в поднятом
положении отвал поддерживают специальными упорами или устанавливают его на
клеть из брусьев.
7.7. Во время
движения скрепера запрещается:
устранять
неисправности машины;
регулировать и
смазывать ее;
входить на
машину.
После работы
машина должна быть поставлена на тормоза. Оставлять незаторможенной машину на
уклоне или косогоре запрещается.
7.8. Крутизну
откосов котлована в сезонно-мерзлых грунтах следует назначать такой же, как для
талых грунтов.
в том числе на
транспортирование грунта автомобилями-самосвалами
руб.-коп.
484-50
-
484-50
Прямые затраты
руб.-коп.
603-33
405-05
626-34
в том числе в зимний период
руб.-коп.
599-34
401-21
622-49
Приведенные затраты
руб.-коп.
624-93
547-10
661-06
в том числе в зимний период
руб.-коп.
620-50
542-46
656-62
Эффективность
комплексно-механизированного технологического процесса
руб.-коп.
-
+ 77-83
- 36-13
Примечание. Технико-экономические показатели
рассчитаны на законченный результат комплексно-механизированного
технологического процесса - 1000 м3 грунта, разработанного в
котловане.