1.1. Типовая
технологическая карта (ТТК) комплексно-механизированного процесса устройства
траншей инженерных коммуникаций в грунтах IIIм группы
разработана при проектировании организации и производства земляных работ в
зимних условиях.
1.2. В состав
работ, рассматриваемых ТТК входят: расчистка трассы от снега, рыхление мерзлого
грунта, разработка разрыхленного мерзлого грунта экскаватором с укладкой грунта
во временный отвал
с одной
стороны траншеи и погрузкой лишнего грунта в автотранспорт для отвозки на
расстояние до 3000 м, зачистка дна траншеи экскаватором до отметки - 2,000 м.
1.3. ТТК
рассчитана на разработку тяжелых суглинков с включением до 10 % щебня,
плотностью в естественном залегании 1750 кг/м3 при нормальной
влажности. Грунтовые воды отсутствуют. Глубина промерзания грунта более 2,0 м.
С целью предохранения разрыхленного грунта от повторного смерзания производство
работ предусмотрено в три смены.
1.4. В составе
ТТК приведены четыре варианта комплексно-механизированного технологического
процесса разработки грунта в траншее.
Для каждого
варианта разработан комплекс строительных машин, отличающийся марками ведущих
машин. Дополнительные машины приняты общими для всех вариантов.
1.5. Привязка
ТТК к конкретным объектам и условиям разработки грунта заключается в уточнении
объемов работ, калькуляций трудовых затрат труда, машинного времени и
заработной платы, графиков производства работ и технико-экономических
показателей на измеритель конечной продукции.
В каждом
конкретном случае выбирается наиболее рациональный по экономическим показателям
вариант с учетом материально-технической базы производителя работ.
2.1. До начала
производства работ по устройству земляного полотна необходимо выполнить ряд
подготовительных работ. Подготовительные работы выполняются в зимний период и
состоят из расчистки снега, разбивки элементов трассы, устройства землевозных
дорог.
2.2. На участке
производства работ организуются склад ГСМ, склад инвентаря, помещения
производителя работ, отдыха, приема пищи и обогрева рабочих.
Участок должен
быть обеспечен медицинской аптечкой, питьевой, хозяйственной и технической
водой.
В темное время
суток места производства работ и траншея должны освещаться прожекторами,
устанавливаемыми на инвентарные мачты.
2.3. Первый
вариант средств механизации предусматривает расчистку снега с площади захватки,
устройство землевозных дорог и уход за ними, а также перемещение разрыхленного
мерзлого грунта во временный отвал бульдозером ДЗ-110ХЛ.
Рыхление
мерзлого грунта производится слоями по 0,45 м рыхлителем Д-26С.
Разработку
разрыхленного грунта из отвала следует производить гидравлическим экскаватором
ЭО-4121А, оборудованным прямой лопатой с ковшом вместимостью 0,65 м3,
с погрузкой лишнего грунта в автотранспорт, а грунта для обратной засыпки - в
отвал, расположенный с одной стороны траншеи.
Траншею по
глубине необходимо разбить на четыре слоя. Два слоя разрыхленного грунта
перемещают во временный отвал послойно. На третий слой грунта после разрыхления
его тракторным рыхлителем устанавливают гидравлический экскаватор ЭО-4125,
оборудованный обратной лопатой с ковшом вместимостью 1,0 м3.
2.4. Второй
вариант средств механизации устройства траншеи предусматривает применение более
энергоемких механизмов: бульдозера ДЗ-118; рыхлителя ДП-98ХЛ, экскаватора
ЭО-5123ХЛ, оборудованного прямой лопатой с ковшом вместимостью 1,6 м3;
экскаватора Э-652А, оборудованного обратной лопатой с ковшом вместимостью 0,65
м3.
2.5. Третий
вариант отличается от первого применением для рыхления грунта гидромолота СП-62,
смонтированного на базе гидравлического экскаватора ЭО-4121А. Гидромолот
производит рыхление мерзлого грунта на глубину до 1,0 м за один проход.
Гидромолот СП-62
за второй проход производит рыхление грунта на глубину до 1,0 м.
На разрыхленный
грунт устанавливается экскаватор ЭО-4125, оборудованный обратной лопатой с
ковшом вместимостью 1 м и зачистным устройством конструкции НИИпромстрой (г.
Уфа).
2.6. Четвертый
вариант средств механизации разработки грунта в траншее предусматривает
рыхление грунта зубом-рыхлителем конструкции Красноярского филиала
ВНИИстройдормаш, смонтированным на базе гидравлического экскаватора ЭО-4121А.
Рыхление мерзлого грунта производится послойно с глубиной каждого слоя около
0,7 м.
Разработку
разрыхленного грунта следует производить послойно экскаватором ЭО-4121А,
оборудованным обратной лопатой с ковшом вместимостью 1,0 м3 и
зачистным устройством конструкции НИИпромстрой (г. Уфа).
Для
транспортирования лишнего грунта на расстояние до 3000 м используются
автомобили-самосвалы КамАЗ-5511 грузоподъемностью 10 т.
Бульдозер ДЗ-110ХЛ на базе
гусеничного трактора Т-130.1.Г-1
1 компл.
Бульдозер ДЗ-118 на базе
гусеничного трактора ДЭТ-250М
2 компл.
Бульдозер ДЗ-110ХЛ с
гидравлическим управлением на базе гусеничного трактора Т-130.1.Г-1, 1 компл.
Рыхление мерзлого грунта
Рыхлитель ДН-26С на тракторе
Т-130.1.Г-1
1 компл.
Рыхлитель ДП-98ХЛ на тракторе
ДЭТ-250М
1 компл.
Гидромолот СП-62 на экскаваторе
ЭО-4125
1 компл.
Зуб-рыхлитель на экскаваторе
ЭО-4121А
1 компл.
Разработка грунта
Экскаватор ЭО-4121А, прямая
лопата, ковш вместимостью 0,65 м3
1 компл.
Экскаватор ЭО-5123ХЛ, прямая
лопата, ковш вместимостью 1,8 м3
1 компл.
Экскаватор ЭО-4125, обратная
лопата, ковш вместимостью 1,0 м3 с зачистным устройством
Экскаватор ЭО-4121А, обратная
лопата, ковш вместимостью 1,0 м3 с зачистным устройством
Зачистка для траншеи
Экскаватор ЭО-4125, обратная
лопата, ковш вместимостью 1,0 м3 с зачистным устройством
1 компл.
Экскаватор Э-652А, обратная
лопата, ковш вместимостью 0,65 м3
1 компл.
2 компл.
1 компл.
Транспортирование
разработанного грунта
2 компл.
Автомобиль-самосвал КамАЗ-5511
грузоподъемностью 10 т
3 компл.
4 компл.
1 компл.
2.7. Схемы
производства земляных работ по разработке мерзлого грунта в траншее приведены
на листах 5, 6, 7.
2.8. На каждый
вариант механизированного комплекса составлена калькуляция затрат труда,
машинного времени и заработной платы. Расчеты выполнены для пятой температурной
зоны. Калькуляции приведены в табл. 3, 4, 5 и 6.
2.9. Графики
производства работ разработаны на конечный измеритель - 1000 м3,
разработанного в траншее грунта. Графики приведены в табл. 7, 8, 9 и 10.
3.1. Технический
контроль качества устройства траншей инженерных коммуникаций выполняется в
процессе производства работ и заключается в систематическом наблюдении за
соответствием выполняемых работ проекту, соблюдением указаний СНиП 3.02.01-87
"Земляные сооружения, основания и фундаменты" и выполнением указаний
проекта производства земляных работ.
3.2. До начала
производства работ по разработке грунта в траншее производят геодезическую
разбивку трассы и проверку соответствия разбивки проекту.
3.3. Технические
критерии и средства контроля операций и процессов по устройству траншеи инженерных
коммуникаций приведены в табл. 2.
6.1. Потребность
в машинах механизированного комплекса рассчитана по "Методическим
рекомендациям по построению комплексно-механизированных процессов производства
земляных работ" (ЦНИИОМТП Госстроя СССР, Москва, 1982 г.).
Результаты
расчета и потребность в инструменте и приспособлениях приведены в табл. 11.
6.2. Потребность
в эксплуатационных материалах рассчитана с учетом усредненных норм расхода
топлива и смазочных материалов, действующих в системе Минтрансстроя СССР.
Результаты
расчета эксплуатационных материалов приведены в табл. 12.
7.1. При
производстве земляных работ необходимо руководствоваться указаниями СНиП
III-4-80 "Техника безопасности в строительстве", ГОСТ
12.3.033-84 "Строительство. Электробезопасность" и ГОСТ 12.1.004-85
"Пожарная безопасность. Общие требования".
7.2. Машинисты
экскаватора, бульдозера, рыхлителя, шофера автомобилей-самосвалов должны иметь
соответствующие права на управление машинами.
7.3. Машинист
механизма со сменным навесным оборудованием должен быть ознакомлен с правилами
эксплуатации навесного оборудования и обеспечен инструкциями по эксплуатации
базового механизма и навесного оборудования.
7.4. Выполнять
работы разрешается на технически исправных машинах.
7.5. Машины
оборудуются звуковой сигнализацией, значения сигналов должны быть разъяснены
всем рабочим, связанным с работой машин.
7.6. Запрещается
обслуживающему персоналу оставлять без присмотра машину с работающим
двигателем. На стоянках необходимо спускать отвал бульдозера до полного
опирания его на грунт.
7.7. При работе
гидравлических экскаваторов с навесным оборудованием необходимо во время
проведения ежемесячного технического обслуживания дополнительно проверять
состояние шлангов навесного оборудования. Шланги с подрезами, местными
разрушениями должны быть заменены.
7.8. Производить
ремонт машин при работающем двигателе запрещено. Для ремонта отвала (смена
ножей) бульдозер необходимо установить на горизонтальной площадке, поставить на
стояночный тормоз, отвал опустить на прочную опору (козелок, шпальную клетку)
во избежание самопроизвольного опускания.
7.9. При работе
экскаватора не разрешается находиться людям и производить какие-либо работы в
радиусе действия экскаватора плюс 5 метров.
7.10.
Запрещается пребывать посторонним лицам на территории производства земляных
работ. Рабочая зона должна быть ограждена хорошо видимыми как днем, так и ночью
предупредительными знаками.
7.11. Погрузка
грунта в автомобили-самосвалы при помощи экскаватора должна производиться со
стороны заднего или бокового борта автомобиля.
7.12.
Топливосмазочные материалы разрешается хранить только в металлической,
герметически закрывающейся таре. Склад топливосмазочных материалов следует
устраивать только под навесом или в помещениях, обеспеченных вентиляцией.
7.13. Заправлять
механизмы топливом разрешается только при выключенном двигателе.
7.14. Промерзшие
в течение зимнего периода вертикальные стенки земляных сооружений (траншей,
насыпей, землевозных дорог), в которых не будут закончены работы к наступлению
весенней оттепели, следует закрепить или устроить откосы в соответствии с
требованиями, предъявляемыми к откосам сооружений в талых грунтах СНиП 3.02.01-87
"Земляные сооружения, основания и фундаменты".