ТИПОВЫЕ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ НА ПРОИЗВОДСТВО
ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ РАБОТ
РАЗДЕЛ 01
ТИПОВАЯ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
НА
ЗЕМЛЯНЫЕ РАБОТЫ
1.01.01.74
КОМПЛЕКСНО-МЕХАНИЗИРОВАННЫЙ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ВОЗВЕДЕНИЯ ДАМБЫ
В ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ ВЫСОТОЙ 10, 20 и 30 м ПРИ УКЛАДКЕ
СМЕШАННОГО ГРУНТА (РАЗРЫХЛЕННОГО СКАЛЬНОГО
И IIм ГРУПП) В ТЕЛО ДАМБЫ
1.1. Типовая
технологическая карта комплексно-механизированного технологического процесса
составлена для производства работ по устройству земляной насыпи при
строительстве ограждающей дамбы внеплощадочного золоудаления с высотой насыпи
20 м. Карта может быть использована при строительстве ограждающей дамбы высотой
10 и 30 м.
1.2. За основу
карты приняты чертежи рабочего проекта (шифр 441.РЧ-4), разработанного
институтом Союзводоканалпроект (В.С.О., г. Красноярск).
1.3.
Строительство ведется в 5-й температурной зоне во вторую треть зимы. Работы
выполняются в три смены.
1.4. Для отсыпки
дамбы используют следующие грунты: IV группы - дресвяный; II группы -
галечниковый. Глубина промерзания - 1 м.
1.5. В качестве
конечного измерителя принято 1000 м3 грунта, отсыпанного в дамбу.
1.6. Грунты для
отсыпки дамбы разрабатываются в карьерах, расположенных на расстоянии 1,5 км.
1.7. Объемы
отсыпки грунта в дамбу, м3:
дресвяного
при высоте дамбы 10
м - 110400;
-²- 20
м - 394800;
-²- 30
м - 863600;
галечникового
при высоте дамбы 10
м - 19200;
-²- 20
м - 68800;
-²- 30
м - 144750.
1.8. Привязка
ТТК к местным условиям строительства заключается в уточнении объемов работ,
калькуляции затрат труда и заработной платы, графика производства работ.
1.9. Варианты
комплексов средств механизации приведены в табл. 1.
2.1. К началу
работ по возведению дамбы необходимо иметь:
разрешение на
право производства земляных работ;
проект
производства работ.
2.2. Основание
под насыпь и поверхность карьера должны быть подготовлены в теплое время года.
Предварительная
подготовка включает:
срезку и
перемещение растительного слоя грунта в отвал для использования его в
дальнейшем при благоустройстве площадок;
рыхление на
глубину 30 - 35 см для предохранения грунта от промерзания.
Рыхление
производят с одновременным боронованием грунта с помощью бороны, закрепленной
на бульдозере-рыхлителе.
2.3. В зимнее
время для предохранения грунта от промерзания рекомендуется накапливать снежный
покров с помощью снегозадержания. Для снегозадержания устраивают валы из снега,
располагая их перпендикулярно господствующему ветру.
2.4. Настоящий
комплексно-механизированный технологический процесс состоит из
подготовительных, основных и отделочных операций.
К
подготовительным операциям относятся:
предварительная
разбивка осей и контура дамбы с установкой разбивочных знаков и реперов;
очистка площади
дамбы и карьера от снега;
устройство
временного освещения;
окончательные
разбивочные работы.
К основным
операциям относятся:
послойное
рыхление мерзлого слоя грунта с транспортированием его в отвал;
разработка
грунта в карьере и отсыпка тела дамбы.
К отделочным
операциям относится:
крепление
откосов дамбы растительным грунтом с посевом трав.
2.5. Основными
условиями отсыпки тела дамбы в зимних условиях являются:
разработка
дресвяного грунта в карьере, его транспортировка к месту укладки, разравнивание и
уплотнение до проектной плотности должны быть выполнены до начала смерзания
грунта;
галечниковый
грунт укладывается и уплотняется так же, как в летнее время;
влажность
грунта, укладываемого в дамбу, не должна превышать влажности 0,9 на границе
раскатывания;
работа должна
производиться на суженном фронте круглосуточно, в три смены, с максимальной
механизацией всех работ для уменьшения потерь тепла грунтом.
2.6. В
зависимости от выбранного варианта разработка грунта в карьере производится
экскаватором или скрепером, транспортирование - автомобилями-самосвалами или
скрепером, трамбование грунта - грунтоуплотняющим механизмом.
2.7. Отсыпка
грунта в тело дамбы производится послойно, толщина слоя зависит от толщины
слоя, уплотняемого грунтоуплотняющим механизмом.
2.8. Возведение
дамбы предусматривается в две очереди:
I очередь -
отсыпка составляющей части дамбы из галечникового грунта;
II очередь -
отсыпка составляющий части дамбы из дресвяного грунта.
2.9. При ведении
работ дамба в плане разбивается на карты, карты по ширине - на участки. Укладка
грунта в отсыпаемом слое дамбы производится последовательно по картам, в карте - по
участкам от краев карты к середине.
2.10. Количество
механизмов, одновременно работающих на участках отсыпаемой карты, рассчитана,
исходя из производительности грунтоуплотняющего механизма, а также из условия
обеспечения непрерывности технологического процесса.
2.11. I очередь отсыпки
тела дамбы.
Насыпь из
галечникового грунта принимается за карту № 1, равную по длине протяженности
дамбы. При ведении работ карта по длине разбирается на участки шириной 6 м, на
которых последовательно производят отсыпку, разравнивание и уплотнение грунта.
2.12. II очередь
отсыпки тела дамбы.
Насыпь из
дресвяного грунта по длине разбивается на карты; карты - на участки шириной 6,5
м. Зависимость длины карты при заданной ширине участков от температуры
наружного воздуха и от производительности грунтоуплотняющего механизма с учетом
времени начала смерзания грунта (время цикла) дана в табл. 2.
2.13. Технология
производства основных работ (вариант I). Грунт разрабатывается в
карьере экскаватором ЭО-5122А с оборудованием обратная лопата с ковшом
вместимостью 1,6 м3.
Разработанный в
карьере грунт транспортируется в дамбу автомобилями-самосвалами и разгружается
в шахматном порядке по площади отсыпаемого участка.
Длина карты при ширине
отсыпаемого участка 6,5 м, м
Трамбовочная установка УМТС-2
0,5
-20
40
120
240
37
0,5
-10
60
180
360
53
0,5
-5
90
270
540
83
Трамбовочная машина ДУ-12Б
0,6
-20
40
120
200
30
0,6
-10
60
180
300
50
0,6
-5
90
270
450
69
Вибрационный самоходный каток
ДУ-47А
0,35
-20
40
100
285
51
0,35
-10
60
150
428
77
0,35
-5
90
225
628
115
Движение
автомобилей-самосвалов осуществляется по тупиковой схеме. Автомобили-самосвалы
начинают отсыпку с дальнего конца участка и постепенно перемещаются к началу со
стороны движения грузопотока. Перед местом отсыпки грунта автомобили-самосвалы
разворачиваются и задним ходом подаются на разгрузку. Фронт отсыпки
перемещается противоположно движению груженых автомобилей-самосвалов.
Грунт
разравнивается и планируется до необходимых отметок при продольных проходках
бульдозера марки ДЗ-109Б. Разравнивание выполняется от краев насыпи к середине.
Уплотнение
грунта осуществляется трамбовочной установкой УМТС-2. Это навесное
оборудование, состоящее из пяти дизель-трамбовок, смонтированных на тракторе
Т-100М. Уплотнение производят последовательными ходами не ближе 0,5 м от бровки
откоса с перекрытием каждого прохода на 0,1 - 0,2 м.
Рабочую скорость
машины назначают в зависимости от вида и влажности грунта, а также от толщины
уплотняющего слоя.
2.14. Технология
производства основных работ (вариант 2).
Грунт разрабатывается
в карьере экскаватором ЭО-5123ХЛ с оборудованием прямая лопата с ковшом
вместимостью 1,6 м3.
Разработанный
грунт транспортируется автомобилями-самосвалами, разгружается по площади
отсыпаемого участка в шахматном порядке. Движение автомобилей-самосвалов
осуществляется по тупиковой схеме.
Грунт на участке
разравнивается и планируется бульдозером ДЗ-54С.
Уплотняется
грунт трамбовочной машиной ДУ-12Б - навесным оборудованием, состоящим из двух
трамбующих плит, на базе гусеничного трактора Т-100МЗ. Уплотнение
осуществляется поочередными ударами плит при свободном падении их на грунт.
Каждый следующий
удар трамбующих плит должен перекрывать след предыдущего на 0,1 - 0,2 м.
2.15. Технология
производства основных работ (вариант III).
Ковш скрепера
загружают в процессе движения машины. Разгрузка в насыпи производится при
движении скрепера по прямой линии, параллельной оси насыпи.
Каждый слой отсыпают
в насыпь от бровок к оси продольными полосами.
Для
окончательной планировки отсыпаемых участков используется бульдозер ДЗ-109Б.
Уплотнение
грунта производится самоходным вибрационным катком ДУ-47А при движении катка
круговыми проходками от края насыпи к середине. Первый и второй ход катка
выполняют на расстоянии 1,5 - 2,0 м от бровки насыпи, затем смещая ходы на
1/3 - 1/4 ширины катка в сторону бровки, уплотняют края насыпи.
2.16. При
послойной отсыпке грунта в дамбе к отсыпке последующего слоя разрешается
приступать только после отсыпки и уплотнения нижележащего слоя.
При сопряжении
вновь отсыпаемой карты с ранее отсыпанной грунт с поверхности сопряжения
срезается бульдозером по откосу не круче 1:4 и укладывается на вновь отсыпаемую
карту.
После отсыпки 4
- 5-ти слоев по всему телу дамбы бульдозером срезается бахрома с откосов
отсыпанных слоев и перемещается в вышележащий слой.
Для обеспечения
равномерности уплотнения грунта его следует отсыпать и разравнивать слоями
одинаковой толщины, укладывать и уплотнять в талом состоянии.
2.17.
Дополнительное увлажнение водой недоувлажненных грунтов в карьере и на
месте их укладки при отрицательной температуре не допускается.
2.18.
Допускается укладывать талый грунт с добавлением мерзлого грунта в виде комков
в количестве не более 10 - 15 % от общего объема грунта в слое. Комки мерзлого
грунта должны распределяться равномерно по площади отсыпаемого участка.
Скопление комков мерзлого
грунта
в отдельных местах в виде гнезд не допускается. Размер оставляемых в насыпи
мерзлых комков не должен превышать 1/2 толщины слоя в уплотненном состоянии.
Более крупные куски дробят или выбрасывают.
Запрещается
укладывать в сооружение комки мерзлого грунта с прослойками льда.
2.19. Во время
снегопада грунт не укладывают. После прекращения снегопада снег и наледь перед
укладкой следующего слоя грунта удаляют бульдозером.
2.20.
Допускается производить отсыпку и уплотнение очередного слоя из связного грунта
на промороженный слой без удаления промерзшего слоя грунта, если он был
уплотнен в талом состоянии, а влажность его не превышала влажности на границе
раскатывания.
2.21. При
ведении работ требуется соблюдать требования СНиП 3.02.01-87
«Земляные сооружения, основания и фундаменты».
2.22. Схемы
производства работ приведены на листах 7 - 11.
2.23. Графики
производства работ на 1000 м3 грунта приведены на листах 31 - 33.
2.24.
Калькуляции затрат труда и заработной платы приведены на листах 13 - 30.
Расчеты в
калькуляциях выполнены для Свердловской области, находящейся в 5-й
температурной зоне.
2.25.
Коэффициенты к нормам времени и расценкам, применяемые при разработке немерзлых
грунтов в зимнее время, не учтены.
При привязке
типовой технологической карты к местным условиям производится пересчет
калькуляции. При этом учитываются усредненные коэффициенты на зимнее удорожание
соответствующих видов работ в зависимости от вида строительства и температурной
зоны (ЕНиР, общая часть, приложение 3).
СХЕМА
ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ ПРИ ОТСЫПКЕ ДАМБЫ
общее направление работ; 1 - II очередь отсыпки; 3 - растительный грунт слоем 0,2 м с посевом трав;
направление
отсыпки грунта в карте 2
- дресвяной грунт; 4 - I очередь отсыпки; 5 - галечниковый
грунт
Примечание. Разбивка на карты
произведена для первого варианта комплекса средств механизации при ведении
работ при температуре наружного воздуха минус 5 °С.
СХЕМА ОТСЫПКИ
ДАМБЫ. ВАРИАНТ I
1 - автомобиль-самосвал
КамАЗ-55102;
2 - бульдозер ДЗ-109Б;
3 - трамбовочная установка
УМГС-2;
4 - I очередь отсыпки, слой толщиной 500 мм;
5 - II очередь отсыпки, слой
толщиной 600 мм
Условные обозначения
I, II, III - слои отсыпки грунта в карте
общее направление работ;
направление движения
механизмов;
холостой ход бульдозера;
направление отсыпки грунта в
карте
СХЕМА ОТСЫПКИ
ДАМБЫ. ВАРИАНТ II
1 - автомобиль-самосвал
КамАЗ-55102;
2 - бульдозер ДЗ-54С;
3 - трамбовочная машина ДУ-126;
4 - I очередь отсыпки, слой толщиной 700 мм;
5
- II очередь отсыпки, слой толщиной 600 мм
Условные обозначения
I, II, III... - слои отсыпки грунта, в
карте;
общее направление работ;
холостой ход бульдозера;
направление движения
механизмов;
направление отсыпки грунта в
карте
СХЕМА ОТСЫПКИ
ДАМБЫ. ВАРИАНТ III
1 - скрепер ДЗ-11П;
2 - бульдозер ДЗ-109Б;
3 - вибрационный самоходный
каток ДУ-47А;
4 - I очередь отсыпки, слой толщиной 400 мм;
5 - II очередь отсыпки, слой
толщиной 350 мм
Условные обозначения
I, II, III - слои отсылки грунта в карте;
общее направление работ;
направление движения
механизмов;
холостой ход бульдозера;
направление отсыпки грунта в
карте
СХЕМА
ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ ПРИ ОТСЫПКЕ ВЕРХНЕЙ ЧАСТИ ДАМБЫ
направление отсыпки грунта; направление
движения механизмов;
Примечание. Разбивка верхних
слоев дамбы на карты произведена для первого варианта комплекса средств
механизации при ведении работ при температуре наружного воздуха минус 5 °С.
Систематические
контрольные наблюдения в процессе производства земляных работ ведут
строительная организация и представители технического надзора заказчика.
Непосредственный
контроль за плотностью и влажностью грунта, уложенного в дамбу, возлагается на
полевую грунтовую лабораторию.
В результате
наблюдении устанавливают соответствие проводимых работ проектной документации и
соблюдение требовании технических условий, а также действующих нормативных
документов.
Промежуточной
приемке с составлением актов на скрытые работы подлежит основание дамбы.
При приемке
сооружения дамбы проверяют:
качество
использованных грунтов;
крутизну
откосов;
степень
уплотнения грунта;
наличие актов на
скрытые работы.
Насыпи,
отсыпаемые зимой, подлежат приемке перед возобновлением работ после длительного
перерыва.
Возобновление
работ допускается только на основании утвержденного акта.
Технические
критерии и средства контроля операций приведены в табл. 3.
6.1.
Формирование комплекса машин и механизмов произведено в соответствии с
указаниями «Методических рекомендаций по построению комплексно-механизированных
процессов производства земляных работ» (ЦНИИОМТП Госстроя СССР, Москва, 1982
г.).
6.2. Потребность
в механизмах, машинах, инструменте приведена в табл. 16.
применять для
сцепки предохранительный шкворень большей прочности, чем установлено расчетом;
разгружать
скрепер, подавая его под откос;
работать на
тракторе без крыльев над гусеницами.
7.2. Во время
работы бульдозера запрещается: находиться над поднятым отвалом, удерживаемым
только стальным канатом или гидравлическим приводом; выдвигать отвал за края
насыпи при сбросе грунта под откос поперечными ходами.
При движении
бульдозера вдоль откоса и насыпи его ходовая часть не должна выходить за их
края.
7.3. При
производстве любых работ уклоны на подъемах и спусках, а также крены в
поперечном направлении не должны превышать предельных значений, указанных
заводом-изготовителем в инструкции по эксплуатации.
7.4. Перед
началом работ с применением автогрейдера необходимо тщательно проверить
состояние стальных канатов и цепей, всех шпоночных болтовых и клиновых соединений
ответственных частей машины.
При планировке
насыпи запрещается подъезжать к бровке ближе чем на 1 м.
7.5. Во время
работы экскаватора запрещается:
находиться посторонним
лицам в радиусе действия экскаватора плюс 5 м;
изменять вылет
стрелы при заполненном ковше, регулировать тормоза при поднятом ковше;
подкладывать под
гусеницы бревна, камни.
Экскаватор
следует устанавливать на спланированной площадке.
7.6. При
уплотнении грунта дизель-трамбовочными машинами необходимо соблюдать следующие
требования:
в радиусе
действия трамбующей плиты не должно быть посторонних людей;
грунтоуплотняющая
машина не должна приближаться к краю отсыпанной насыпи ближе 0,5 м, считая от
бровки насыпи до гусеницы трактора.
в том числе на
транспортирование грунта автомобилями-самосвалами
руб.-коп.
513-00
513-00
Прямые затраты
руб.-коп.
853-10
708-84
522-03
в том числе в зимний период
руб.-коп.
849-60
705-79
517-32
Приведенные затраты
руб.-коп.
930-16
762-70
669-10
в том числе в зимний период
руб.-коп.
925-84
755-14
663-67
Эффективность
комплексно-механизированного технологического процесса
руб.-коп.
261-06
93-60
Примечание. Показатели рассчитаны
на законченный результат комплексно-механизированного технологического процесса
- 1000 м3 грунта, отсыпанного в дамбу.