ОДН 218.2.027-2003 ОТРАСЛЕВЫЕ ДОРОЖНЫЕ НОРМЫ
Утверждено распоряжением Минтранса России № ОС-548-р от 16.06.03 ТРЕБОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВО
ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Москва 2003 1. РАЗРАБОТАНЫ Государственным предприятием «Росдорнии» (д-р техн. наук Кретов В.А., инж. Розов Ю.Н., канд. техн. наук Полосина-Никитина Н.С., канд. хим. наук Орлов Ю.Н., инж. Розов С.Ю., канд. техн. наук Лебедихин А.В., канд. хим. наук Мазепова В.И.) ВНЕСЕНЫ Департаментом эксплуатации и сохранности автомобильных дорог Росавтодора Минтранса РФ. 2. ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ распоряжением Минтранса России от 16.06.03 № ОС-548-р. 3. Дорожный нормативный документ соответствует «Системе отраслевых и методических документов дорожного хозяйства. ОСТ 218.0.001-2002» в части требований к построению, изложению и оформлению. 4. ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ. СОДЕРЖАНИЕ ВведениеНормативный дорожный документ «ОДН. Требования к противогололедным материалам» разработан впервые по заданию Росавтодора Минтранса РФ для организации выпуска отечественных противогололедных материалов, удовлетворяющих современным требованиям и нормам, с целью повышения качества выпускаемых отечественной промышленностью противогололедных материалов (далее ПГМ) и эффективности борьбы с зимней скользкостью на автомобильных дорогах и улицах Российской Федерации. 1. Область примененияНастоящий нормативный документ распространяется на химические, комбинированные и фрикционные противогололедные материалы, применяемые в твердом или жидком виде для борьбы с зимней скользкостью на автомобильных дорогах общего пользования, улицах и дорогах городов, поселков и сельских поселений, а также на наполнитель «Грикол», используемый для приготовления асфальтобетонных смесей с антигололедными свойствами. 2. Нормативные ссылкиВ настоящем документе использованы ссылки на следующие стандарты и нормативные документы: ГОСТ Р 50597-93. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах. Минтранс РФ, 2003 г. Инструкцию по охране природной среды при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог. ВСН 8-89. ГОСТ 12.1.007-76 ССБТ. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности. ГОСТ 8736-93. Песок для строительных работ. Технические условия. ГОСТ 450-77. Кальций хлористый технический. Технические условия. ГОСТ 7759-73. Магний хлористый технический (Бишофит). Методику испытаний противогололедных материалов. Минтранс РФ, 2003 г. 3. ОпределенияВ настоящем нормативном документе применены следующие основные термины. 3.1. Дорожно-эксплуатационные материалы - естественные или искусственные средства (реагенты, вещества, материалы и т.п.), используемые для ухода и направленные на поддержание в допустимом состоянии всех элементов автомобильной дороги в процессе их эксплуатации. 3.2. Противогололедные материалы (ПГМ) - твердые (сыпучие) или жидкие дорожно-эксплуатационные материалы (фрикционные, химические) или их смеси, применяемые для борьбы с зимней скользкостью на автомобильных дорогах и улицах. 4. Общие положения4.1. Настоящий документ предназначен для организаций-разработчиков, заводов-изготовителей и предприятий-потребителей противогололедных материалов при осуществлении ими входного, операционного и инспекционного контроля выпускаемой и используемой продукции, а также качества работ по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах. 4.2. Наиболее сложным периодом содержания для дорожно-эксплуатационных предприятий России остается зима, когда на дорожных покрытиях создаются условия к образованию различных видов зимней скользкости (снега, наката, гололедицы и др.) и, соответственно, к снижению безопасности дорожного движения. 4.3. Требования к состоянию дорожного покрытия в зимних условиях определены ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», соблюдение которых в современных условиях возможно только с применением различных противогололедных материалов. 4.4. Противогололедные материалы (ПГМ), предназначенные для борьбы с зимней скользкостью, должны удовлетворять настоящим требованиям и соответствовать условиям их применения (температуре воздуха, количеству осадков, виду и назначению элемента дороги и т.п.). Противогололедные материалы, применяемые на федеральных и к ним приравненных дорогах, должны быть сертифицированы. 4.5. Нормы расхода, выбор материала, технология обработки, способ хранения и другие условия применения ПГМ определены в «Руководстве по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах». Соблюдение всех требований и условий использования ПГМ позволяет повысить эффективность борьбы с зимней скользкостью на автомобильных дорогах и искусственных сооружений на них, улучшить условия движения на дороге и снизить экологическую нагрузку на окружающую среду. 5. Противогололедные материалы для борьбы с зимней скользкостью на автомобильных дорогах5.1. К противогололедным материалам относятся твердые или жидкие дорожно-эксплуатационные материалы, применяемые для борьбы с зимней скользкостью на автомобильных дорогах и улицах. Классификация противогололедных материалов приведена на рисунке. 5.2. В зависимости от используемого сырья и его происхождения противогололедные материалы делят на три группы: химические, фрикционные и комбинированные, которые выпускают в твердом или жидком виде. 5.3. Фрикционные ПГМ по своему происхождению бывают искусственные (щебень, шлак) и естественные (песок, ПГС). Они должны обеспечивать снижение зимней скользкости за счет повышения шероховатости снежно-ледяных отложений на дорожных покрытиях.
Классификация противогололедных материалов *) ПСС - пескосоляная смесь. **) ПГС - песчано-гравийная смесь. К комбинированным относят материалы, обладающие химическими и фрикционными свойствами, в которых количество соли (чаще всего NaCl) по отношению к фрикционному материалу составляет не менее 5 %. При содержании соли менее 5 % ПГМ относят к фрикционной группе, так как в этом случае он применяется с целью повышения шероховатости снежно-ледяного слоя покрытия. 5.4. Химические ПГМ (реагенты) выпускают в твердом, жидком и смоченном виде. Сырьем для получения этих материалов чаще всего являются природные источники (бишофит, галит и др.) или отходы промышленности (сильвинитовые, карнолитовые и др.). С целью снижения расхода твердых химических ПГМ их смачивают растворами солей с пониженной точкой замерзания. Эти ПГМ называют «смоченные соли». По химическому составу ПГМ этой группы разделяют на четыре подгруппы: - первая подгруппа - хлориды (хлористый натрий, хлористый кальций, хлористый магний и ПГМ на их основе); - вторая подгруппа - ацетаты (ацетат аммония, ацетат калия, ацетат кальция и ПГМ на их основе); - третья подгруппа - карбамиды (мочевина, карбамидно-аммиачная селитра и ПГМ на их основе); - четвертая подгруппа - нитраты (нитрат кальция, нитрат магния и ПГМ на их основе). 5.5. Краткая характеристика химических ПГМ 5.5.1. Первая подгруппа - хлориды. К этой подгруппе относятся ПГМ на основе NaCl, СаСl2 и MgCl2: - ХКМ - хлористый кальций модифицированный, ингибированный. Выпускается в жидком виде по ТУ 2149-026-13164401-98 «Жидкий противогололедный состав ХКМ». Тр *) до -30 °С. *) Тр - допустимая рабочая температура воздуха, до которой можно применять ПГМ. - Биомаг - модифицированный хлористый магний (Бишофит - MgCl2 · 6H2O), выпускается 4 марок в твердом и жидком виде по ТУ 2152-001-53561075-02 «Противогололедный материал Биомаг - ХММ». Тр до -18° - -20 °С. - ХКФ - хлористый кальций фосфатированный выпускается по ТУ 2152-057-05761643-2000 «Кальций хлористый фосфатированный». Тр до -30 °С. - Технический хлористый натрий карьерный выпускается по ТУ 2152-067-00209527-95 «Натрий хлористый технический карьерный». Тр до -12° - -15 °С. - Противогололедный материал на основе хлористого натрия выпускается по ТУ 2152-082-00209527-99 «Материал противогололедный». Тр до -12° - -15 °С. - Природные рассолы и промышленные жидкие отходы. Природные рассолы по химическому составу чаще относятся к хлористо-натриевым или хлористо-кальциево-натриевым жидким материалам. Распространены в основном в Европейской части России и используются как местные ПГМ. Тр до -12 °С. 5.5.2. Вторая подгруппа - ацетаты: - Нордикс - разработан на основе ацетата калия и выпускается для дорог двух марок, в жидком виде по ТУ 2149-002-40874358-00 «Антигололедный реагент на ацетатной основе». Тр до -40 °С. - Антиснег-1 - разработан на основе ацетата аммония и выпускается в жидком виде по ТУ 2149-001-45052508-00 «Антиснег-1» противогололедная жидкость (раствор ацетата аммония)». Тр до -35 °С. 5.5.3. Третья подгруппа - карбамиды: - КАС - карбамидно-аммиачная селитра выпускается по ТУ 2149-001-40128052-97 «Состав жидкий противогололедный». Тр до -8 °С. 5.5.4. Четвертая подгруппа - нитраты: - НКМ (АНС) - химический реагент на основе нитрата кальция и мочевины по ТУ У 6-13441912.001-97 «Реагент антигололедный гранулированный», выпускается в твердом виде по ТУ 6-03-349-73. Тр до -10 °С. НКММ - реагент разработан на основе нитрата кальция, магния и мочевины и выпускается по ТУ 2149-051-05761643-98 «Антигололедный реагент НКММ». Тр до -12 °С. 5.6. Основные функции противогололедных материалов 5.6.1. Химические ПГМ, применяемые для борьбы с зимней скользкостью на дорогах и улицах, должны выполнять следующие функции: - понижать температуру замерзания воды; - ускорять плавление снежно-ледяных отложений на дорожных покрытиях; - проникать сквозь слои снега и льда, разрушая межкристаллические связи, и снижать силы их смерзания с дорожным покрытием; - не увеличивать скользкость дорожного покрытия, особенно при использовании ПГМ в виде растворов; - быть технологичными при хранении, транспортировке и применении; - не увеличивать экологическую нагрузку на окружающую природную среду (зеленые насаждения) и не оказывать токсичного действия на человека и животных; - не вызывать увеличения агрессивного воздействия на металл, бетон, кожу, резину. 5.6.2. Фрикционные ПГМ должны: - повышать шероховатость снежно-ледяных отложений на покрытиях для обеспечения безопасности движения; - иметь высокие физико-механические свойства, препятствующие разрушению, износу, дроблению и шлифованию ПГМ; - обладать свойствами, препятствующими увеличению запыленности воздуха и загрязнения придорожной полосы. 5.6.3. Комбинированные ПГМ должны обладать одновременно фрикционными и химическими свойствами. 6. Показатели противогололедных материалов6.1. Свойства химических противогололедных материалов оценивают по ряду показателей, объединенных в четыре группы: органолептические, физико-химические, технологические и экологические. 6.1.1. Органолептические: - внешний вид; - цвет; - запах. 6.1.2. Физико-химические: - зерновой состав; - массовая доля растворимых солей (концентрация); - температура начала кристаллизации; - массовая доля нерастворимых в воде веществ; - водородный показатель (рН); - влажность; - плотность; - вязкость. 6.1.3. Технологические: - плавящая способность; - гигроскопичность; - слеживаемость; - показатель скользкости. 6.1.4. Экологические: - удельная эффективная активность естественных радионуклидов; - коррозионная активность на металл; - агрессивное воздействие на цементобетон. 6.2. Свойства фрикционных противогололедных материалов оценивают по следующим показателям: - тип; - внешний вид; - цвет; - зерновой состав; - количество пылеватых и глинистых частиц; - плотность. 6.3. При применении комбинированного ПГМ дополнительно (п. 6.2.) определяют: - количество химической добавки в ПГМ; - свойство химической добавки (при необходимости) оценивают по показателям, указанным в п. 6.1., до смешивания с фрикционными материалами. 7. Нормы противогололедных материалов7.1. Противогололедные материалы для борьбы с зимней скользкостью на автомобильных дорогах должны удовлетворять требованиям настоящего документа. 7.2. По органолептическим, физико-химическим, технологическим и экологическим показателям химические противогололедные материалы должны соответствовать требованиям, указанным в табл. 1. Таблица 1 Требования к химическим противогололедным материалам
7.3. Фрикционные противогололедные материалы, применяемые для борьбы с зимней скользкостью, должны удовлетворять требованиям табл. 2. Таблица 2 Требования к фрикционным противогололедным материалам
7.4. Комбинированные ПГМ должны удовлетворять требованиям табл. 3, при этом, в зависимости от способа и условий их применения, содержать: - не менее 5 % (±1 %) твердых солей (NaCl) для предотвращения смерзания фрикционных материалов; - 10-20 % твердых хлористых солей для повышения эффективности работы фрикционных ПГМ. Для наиболее распространенного комбинированного ПГМ на основе песка и технической соли (NaCl) требования приведены в табл. 3. Таблица 3 Требования к пескосоляной смеси
* Для предотвращения смерзания песков, применяемых в качестве фрикционных ПГМ. 7.5. Для повышения противогололедного эффекта кристаллические химические ПГМ (NaCl) обогащают растворами 20-25 % концентрации хлористых солей (чаще всего кальция или магния) в количестве 20-30 % от массы ПГМ. Такие соли называют «смоченные». 7.6. Технические требования к антигололедному наполнителю для асфальтобетона (ТУ 5718-003-052-04773-95 «Антигололедный наполнитель «Грикол») приведены в табл. 4. Таблица 4 Физико-механические показатели продукта «Грикол»
Класс опасности - 4. Гарантийный срок - 6 мес со дня изготовления. Антигололедный наполнитель не горит, не выделяет газов и невзрывоопасен. 8. Условия применения показателейУстановленные показатели должны применяться при контроле качества ПГМ на различных стадиях его проведения (табл. 5). Таблица 5 Условия применения показателей ПГМ
Примечания: 1. Знак «+» - испытания проводят; знак «-» - испытания не проводят. 2. Обозначение «тв.» - определяются показатели для твердых ПГМ, «ж» - определяются показатели для жидких ПГМ. 3. Слеживаемость и гигроскопичность определяют для химических ПГМ, отгружаемых без тары. 4. Определение указанных показателей осуществляют аттестованные дорожные лаборатории или аккредитованные центры (лаборатории) по испытанию ПГМ. 9. Требования безопасности9.1. Противогололедные материалы должны быть нетоксичны. 9.2. Противогололедные материалы по степени воздействия на организм человека должны относиться к веществам с классом опасности не ниже 3 (умеренно опасные) по ГОСТ 12.1.007. 9.3. Противогололедные материалы должны быть негорючи, пожаро-, взрыво- и радиационно безопасны. 9.4. Работающие с противогололедными материалами должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты: а) спецодеждой, б) защитными очками типа ПО-2, в) обувью специальной - по ГОСТ 12.4.137, г) рукавицами по ГОСТ 12.4.010, д) противопылевыми респираторами Ф-82. 9.5. При работе с противогололедными материалами необходимо избегать попадания их в глаза, не курить, не принимать пищу, соблюдать правила личной гигиены. При попадании на кожу и в глаза необходимо обильно промыть их водой до обращения к врачу. 10. Требования охраны окружающей среды10.1. Компоненты, входящие в состав противогололедных материалов, должны отвечать гигиеническим требованиям в соответствии с нормативными документами, действующими в Российской Федерации. 10.2. Токсичные стоки, отходы, газовые выбросы не допускаются. В воздушной среде, почве и сточных водах при различных температурах окружающей среды не должно образовываться токсичных веществ. 10.3. Противогололедные материалы не должны содержать примесей тяжелых металлов и других опасных веществ в опасных концентрациях. 11. Правила приемки и хранения11.1. Противогололедные материалы принимают партиями. Партией считают количество продукта, однородного по своим качественным показателям, изготовленного по одной технологии на определенном технологическом оборудовании и сопровождаемого одним документом о качестве. 11.2. Для проверки качества противогололедных материалов (контроля) отбирают не менее трех упаковочных единиц. 11.3. Для проверки соответствия противогололедных материалов (контроля) техническим требованиям проводят приемосдаточные испытания по показателям табл. 1, 2, 3 и 4. 11.4. При получении неудовлетворительных результатов анализа (испытаний) хотя бы по одному из показателей проводят повторный анализ (испытания) на удвоенном количестве пробы от той же партии. Результаты повторного анализа (испытания) распространяются на всю партию. 11.5. Хранить противогололедные материалы необходимо в закрытых сухих помещениях: а) твердые - россыпью (NaCl) или в товарной таре (крафт-мешках с полиэтиленовым вкладышем, полиэтиленовых мешках и др.); б) жидкие - в полиэтиленовых, стальных или других бочках со специальным антикоррозионным покрытием. 11.6. Гарантийный срок хранения ПГМ должен быть не менее 6 месяцев. 12. Методы контроляИспытания ПГМ осуществляют по ОДН «Методика испытания противогололедных материалов». 13. Требования к поставке противогололедных материалов13.1. На дорогах общего пользования допускается применение ПГМ, отвечающих требованиям настоящего документа. 13.2. Не допускается применение ПГМ, свойства которых нормированы только документацией производителя (техническими условиями, стандартами предприятий и т.д.). На основании решения Росавтодора к ПГМ могут предъявляться дополнительные требования, характеризующие более высокие эксплуатационные показатели продукции. 13.3. Поставщик обязан каждую партию продукции сопровождать паспортом поставщика или изготовителя с нормативными показателями качества ПГМ и результатами его испытаний. По требованию заказчика поставщик обязан представить сертификат соответствия качества продукции. 13.4. Сертификационные испытания противогололедных материалов осуществляют испытательные центры (лаборатории), аккредитованные в системе сертификации Госстроя России или другой системе добровольной сертификации, зарегистрированные в установленном законодательством порядке. 13.5. Лаборатории, осуществляющие испытания поставляемых ПГМ, должны в обязательном порядке проходить процедуру по оценке состояния измерений в компетентных метрологических службах. 13.6. В случае, если в ходе дорожных работ будет использован ПГМ, свойства которого не соответствуют установленным требованиям, Заказчик или Росавтодор могут предъявить претензии как к его поставщику, так и к получателю, в рамках действующего законодательства Российской Федерации. 14. Требования к составу документации по качеству продукции при проведении конкурсов на поставку противогололедных материаловПоставщики-производители, желающие участвовать в конкурсе на поставку противогололедных материалов для борьбы с зимней скользкостью, обязаны представить в комиссию ПГМ организации Заказчика следующие материалы и документы. 14.1. Документы о качестве противогололедного материала: - технические условия на реагент, разработанные и утвержденные по ГОСТ Р 1.0-92; Р 11.2-92; Р 1.5-92 ГСС; - технологический регламент, разработанный и утвержденный по ГОСТ 15001-88; - паспорт безопасности; - гигиенический сертификат и сертификат соответствия качеству или заключение, выданное испытательным центром (лабораторией), аккредитованным в установленном порядке, на испытание ПГМ. 14.2. Предложения о поставке, транспортировке и хранении: - поставщики продукции, вид доставки, места промежуточного хранения; - способы хранения, оборудование складов и площадок для хранения, мест перегрузки (пересыпки). 14.3. Предложения по технологии применения противогололедных материалов, норм расхода, температуре применения и т.п. 14.4. Имеющиеся материалы по оценке воздействия противогололедных материалов на элементы окружающей природной среды. |