Письмо Госстроя РФ от 14 октября 1999 г. N ЛЧ-3555/12 О разъяснениях по применению Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации
Правительство Российской Федерации постановлением от 12.02.99 N 167 утвердило Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации и установило, что разъяснения о применении указанных Правил дает Государственный комитет Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике. Поэтому Госстроем России подготовлены Разъяснения о применении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, которые составлены по соответствующим пунктам Правил, вызывавших наибольшее количество вопросов как у организаций водопроводно-канализационного хозяйства, так и у абонентов централизованных систем водоснабжения. При подготовке Разъяснений использовались также действующие в настоящее время законодательные акты и нормативно-правовые документы. В связи с изложенным Госстрой России направляет данные Разъяснения для руководства и использования в деятельности организаций водопроводно-канализационного хозяйства при решении спорных вопросов о применении соответствующих положений указанных Правил.
Заместитель председателя Госстроя России Л.Н. Чернышов
Разъяснения о применении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.99 N 167 утверждены "Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации" (далее - Правила), в связи с чем приказом Госстроя России от 19.02.99 N 36 принято к руководству и исполнению указанное постановление и отменен приказ Минстроя России от 11.08.95 N 17-94. Приказ Госстроя России от 19.02.99 N 36 зарегистрирован в Минюсте России, регистрационный N 1735. В соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.97 N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации в установленном порядке согласованы с Минфином России, Минюстом России, Минздравом России, МАЛ России, МВД России. В них учтены также предложения Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. Правила приведены в соответствие с законодательными и нормативными актами, принятыми после 1995 г. (ч.II Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Водный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральный закон "О плате за пользование водными объектами" и др.). В Правилах определен вид договора, заключаемого абонентом с организацией водопроводно-канализационного хозяйства (далее - организации ВКХ) на отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод, а также его существенные условия. В соответствии с абзацем II постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.99 N 167 Правительством Российской Федерации Госстрою России делегировано право давать разъяснения о применении упомянутых Правил. В связи с этим Госстроем России подготовлены Разъяснения о применении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (далее - Разъяснения), которые составлены по соответствующим пунктам Правил, вызывавшим наибольшее количество вопросов как у организаций водопроводно-канализационного хозяйства, так и у абонентов. В разработке Разъяснений приняли участие: Управление жилищно-коммунального комплекса Госстроя России (Н.Н. Жуков, В.М. Хромов, А.И. Хрупов, Н.П. Каспарова, Н.В. Савина, Н.П. Климова); Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения (Ю.И. Нефедов, А.В. Светлополянский, Е.Ф. Вахрушев, Н.Г. Зернова, Е.М. Абросимова). Раздел I. Общие положенияПункт 1, абз.2. "Абонент - юридическое лицо, а также предприниматели без образования юридического лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты, системы водоснабжения и (или) канализации, которые непосредственно присоединены к системам коммунального водоснабжения и (или) канализации, заключившие с организацией ВКХ в установленном порядке договор на отпуск (получение) воды и (или) прием (сброс) сточных вод". К абонентам не относятся организации ВКХ различных городов и населенных пунктов, осуществляющих через присоединенную сеть транспортирование питьевой воды (сточных вод). Организации ВКХ этих городов рассматриваются как равноправные стороны, отношения между ними регулируются соглашением между муниципальными образованиями и строятся в соответствии с договором и настоящими Правилами. Пункт 3. "Настоящие Правила не распространяются на отношения между организациями ВКХ и гражданами, отношения между которыми регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.94 N 1099 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 26, ст.2795; 1995, N 10, ст.894; 1997, N 42, ст.4788)". Правила не регулируют отношения, связанные с отпуском питьевой воды и приемом сточных вод, с физическими лицами - гражданами, проживающими как в многоэтажном жилом фонде, так и в индивидуальных домовладениях, имеющих присоединенную сеть к централизованным системам коммунального водоснабжения и (или) канализации организации ВКХ. Взаимоотношения между организациями ВКХ и физическими лицами строятся в соответствии с Порядком, устанавливаемым органами местного самоуправления, в котором могут быть использованы соответствующие позиции настоящих Правил и Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.09.94 N 1099 "Об утверждении Правил предоставления коммунальных услуг и Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов" только в той их части, которая не противоречит действующему законодательству. В настоящее время Госстроем России перерабатываются Правила предоставления коммунальных услуг. В них будут проработаны основные вопросы взаимоотношений с физическими лицами с использованием требований настоящих Правил. Раздел II. Договорные отношения между организацией ВКХ и абонентамиПункт 13. "В договоре указывается предмет договора, которым является отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод, при этом предусматриваются следующие существенные условия". Договорные отношения между организацией ВКХ и их абонентами являются важнейшими правовыми обязательствами между участниками. В договоре, кроме существенных условий, перечисленных в Правилах, также могут быть определены и другие, не противоречащие гражданскому законодательству условия (абз.11), включая вопросы участия абонента в финансировании развития систем водоснабжения и (или) канализации. Пункт 14. "К договору прилагается акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон по водопроводно-канализационным сетям и сооружениям на них. Разграничение может быть установлено по колодцу (или камере), к которому подключены устройства и сооружения для присоединения абонента к коммунальной водопроводной или канализационной сети. При отсутствии такого акта граница эксплуатационной ответственности устанавливается по балансовой принадлежности". В общих положениях Правил даны определения границ эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности. Владелец несет ответственность за надлежащее содержание своих сооружений и сетей в пределах границы балансовой принадлежности. Организация ВКХ может взять на обслуживание внутриквартальные, внутридомовые сети и сооружения по отдельному договору с собственником жилья или организацией, управомоченной выступать от его имени. Однако юридические лица свободны в заключении подобного договора (ст.421 ГК РФ). Эксплуатацию водопроводных или канализационных сетей и сооружений осуществляет организация, в чьей собственности или хозяйственном ведении они находятся независимо от мест их расположения, которые могут проходить по территории других предприятий или организаций. Эксплуатацию каналов, коллекторов теплосетей и т.п., в которых размещены водопроводные сети организаций ВКХ, осуществляет собственник этих каналов и коллекторов при долевом участии организаций ВКХ по отдельному договору. Раздел III. Присоединение к системам коммунального водоснабжения и канализацииПункт 19. "Для присоединения новых, реконструируемых, перепрофилируемых или расширяемых объектов (далее - присоединяемые объекты) к системам водоснабжения и канализации, а также при выполнении водоохранных мероприятий абонент (заказчик) должен получить: разрешение органов самоуправления, выдаваемое при наличии заключения организации ВКХ о технической возможности присоединения к системам водоснабжения и канализации; технические условия на присоединение к системам водоснабжения и канализации, выдаваемые организацией ВКХ, на основании которых абонент (заказчик) разрабатывает проектную документацию в соответствии с нормативно-техническими документами. Абоненту (заказчику) может быть отказано с обоснованием в выдаче разрешения на присоединение к системам водоснабжения и канализации". В соответствии с письмом Минстроя России от 14.11.96 N БЕ-19-30/12 "Об оплате услуг коммунальных и эксплуатационных служб по объектам жилищного и культурно-бытового назначения" выдача технических условий подлежит оплате и составляет 0,0104%, согласование проекта - 0,0042%, разрешение - 0,0020% от сметной стоимости строительства объекта. Также подлежит оплате и работа по участию в приемочных комиссиях, приравненная по размеру оплаты к выдаче технических условий. Вышеуказанным письмом местным органам самоуправления рекомендовано разработать тарифы на эти работы. В соответствии с п.89, абз.7, Правил организация ВКХ имеет право отказать в выдаче технических условий на присоединение к системам водоснабжения и (или) канализации при отсутствии технической возможности. В этом случае заказчик может принять долевое участие в финансировании развития систем водоснабжения и (или) канализации, что должно быть отражено в отдельном договоре. Для абонентов организации ВКХ долевое участие в финансировании развития систем водоснабжения и (или) канализации может быть отражено в договоре на отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод в соответствии с п.13, абз.II, Правил. На основании ст.32, п.2, Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе координировать участие предприятий, учреждений и организаций в развитии систем водоснабжения и канализации муниципального образования. С этой целью органы местного самоуправления устанавливают Порядок долевого участия заказчика и абонента в финансировании развития систем водоснабжения и (или) канализации. Организация ВКХ может выдать разрешение на подключение субабонента только с согласия абонента и наличия технической возможности. Пункт 23. Проект водоснабжения и водоотведения присоединяемых объектов должен соответствовать требованиям выданных технических условий. Отступления от технических условий, необходимость которых выявлена в процессе проектирования, подлежат дополнительному согласованию с организацией ВКХ. Содержание проекта на устройства и сооружения для присоединения к системам водоснабжения и (или) канализации должно соответствовать СНиП 11-01-95 "Инструкция о порядке разработки, согласования и утверждения и о составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений". Пункт 28. Акт о промывке на устройства и сооружения для присоединения составляется и подписывается представителями организации ВКХ и заказчика (абонента). Этот акт содержит сведения о количестве питьевой воды, израсходованной на промывку и определяемой только средствами измерений. Принимая во внимание, что работы по промывке водопроводных устройств и сооружений для присоединения к системе водоснабжения выполняются заказчиком (абонентом), установка средств измерений для определения количества воды, израсходованной на промывку, производится за счет средств заказчика (абонента). Пункт 29. "Работы по присоединению, промывке и дезинфекции водопроводных вводов и присоединению канализационных выпусков абонента могут выполняться организацией ВКХ по отдельному договору и оплачиваться заказчиком". Работы по присоединению, наладке, промывке и обеззараживанию устройств для присоединения проводятся, как правило, подрядной организацией, выполняющей эти работы. Затраты включаются в смету на проведение строительно-монтажных и наладочных работ (СНиП 3.05.04-85 "Наружные сети и сооружения водоснабжения и канализации"). Однако выполнение этих работ может взять на себя организация ВКХ по отдельному договору с заказчиком. Раздел IV. Учет количества отпущенной (полученной) питьевой воды и принятых (сброшенных) сточных водПункт 37. "Проектирование, монтаж и эксплуатация узлов учета производятся в соответствии с требованиями нормативно-технических документов, настоящими Правилами и инструкциями изготовителей средств измерений". Проектирование, строительство и эксплуатация узлов учета, являющихся элементами централизованных систем питьевого водоснабжения и водоотведения, может осуществлять только организация, имеющая соответствующую лицензию, так как на основании Федерального закона от 25.09.98 N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" этот вид деятельности подлежит лицензированию. Пункт 56. "В случае временного отсутствия у абонента средств измерений сточных вод, сбрасываемых в систему коммунальной канализации, эти объемы допускается принимать равными объемам воды, полученной абонентом и его субабонентами из всех источников водоснабжения (включая горячее водоснабжение), учтенным средствами измерений". При использовании абонентом воды в составе выпускаемой продукции, пользовании водой из разных источников водоснабжения, включая получение горячей воды от теплоснабжающей организации, наличии нескольких выпусков в систему коммунальной канализации и (или) в иные приемники сточных вод объем фактического сброса сточных вод в систему коммунальной канализации рассчитывается по данным баланса водопотребления и водоотведения абонента. В этом случае абонент обязан в согласованные с организацией ВКХ сроки представить ей необходимые для расчета данные. Правила допускают временное отсутствие приборов учета сточных вод, которые отечественной промышленностью выпускаются в недостаточном количестве. Поэтому наряду с балансовым методом расчета объем фактического сброса сточных вод можно также определять с помощью натурных замеров, осуществляемых организацией ВКХ или другой организацией, но с обязательным присутствием организации ВКХ. Натурные замеры оплачиваются абонентом по расценкам, утвержденным органами местного самоуправления, и должны быть отражены в договоре между абонентом и организацией ВКХ. Пункт 57. "В случаях самовольного присоединения и самовольного пользования системами водоснабжения и канализации количество израсходованной питьевой воды исчисляется по пропускной способности устройств и сооружений для присоединения к системам водоснабжения и канализации при их круглосуточном действии полным сечением и скорости движения воды 1,2 м/с с момента обнаружения. Объем водоотведения при этом принимается равным объему водопотребления". При обнаружении самовольного присоединения (без разрешительной документации либо с нарушением технических условий) к системам коммунального водоснабжения и канализации, которые привели или могут привести к ухудшению качества питьевой воды и сточных вод, ущербу организации ВКХ и другим абонентам, самовольно присоединенное устройство подлежит отключению в соответствии с пп.78, 89, абз.6, настоящих Правил. В этом случае количество израсходованной воды исчисляется по пропускной способности устройств и сооружений для присоединения к системам водоснабжения и канализации за период с момента обнаружения до отключения от систем коммунального водоснабжения и канализации. В случае самовольного пользования заказчика, получившего разрешение, но не заключившего договор с организацией ВКХ, или абонента, не продлившего срок договора или нарушившего его условия, заказчик (абонент) может быть отключен от систем водоснабжения и (или) канализации в соответствии с пунктами 78, 82, абз.4. В этом случае расчет количества израсходованной воды по пропускной способности устройств и сооружений для присоединения ведется за период с момента обнаружения до заключения договора. Кроме того, на основании статей 15, п.2, 1064, п.1, ГК РФ, а также в *соответствии с п.78, 89, абз.8, п.94 настоящих Правил лица, виновные в нанесении вреда, ущерба и причиненных организации ВКХ убытков, возмещают ущерб, а также недополученные доходы. Раздел V. Нормирование и контроль отпуска (получения) питьевой воды и приема (сброса) сточных водПункт 60. "Лабораторный контроль качества питьевой воды обеспечивается организацией ВКХ в соответствии с требованиями нормативных документов". Для подтверждения достоверности выдаваемой аналитической информации лаборатории организации ВКХ, осуществляющие контроль качества питьевой воды и сточных вод, должны в установленном порядке получить свидетельство об оценке состояния изменений (аттестации) согласно нормативному документу "Порядок организации и проведения оценки состояния измерений (аттестации) в лабораториях водопроводно-канализационных предприятий", утвержденному Управлением коммунальной инфраструктуры Минземстроя России 02.07.98 и разработанному в соответствии с документом Госстандарта России МИ 2427-97 "Рекомендации. Государственная система обеспечения единства измерений. Оценка измерений в испытательных и измерительных лабораториях". Аттестация производится силами головной организации метрологической службы аналитического контроля Управления жилищно-коммунального комплекса Госстроя России (ГОМС АК), аккредитованной на данный вид деятельности Госстандартом России, или по ее поручению на договорной основе структурами отрасли или Государственной метрологической службой. Раздел VI. Расчеты за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществПункт 70. "Расчеты абонентов с организацией ВКХ за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации". На основании Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и постановления Правительства РФ от 02.08.99 N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" расчеты абонентов с организацией ВКХ за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод в пределах лимитов производится по тарифам, утвержденным органами местного самоуправления. За сверхлимитное водопотребление - в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 25.05.83 N 273 "О мерах по экономному расходованию материальных ресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве РСФСР". За сброс сточных вод и загрязняющих веществ в централизованные системы коммунальной канализации - по Порядку взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов, утверждаемому субъектами Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.12.95 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов", в котором должны содержаться положения о порядке платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов как в пределах лимита, так и за сверхлимитный сброс сточных вод. Безакцептное списание средств со счетов абонента осуществляется на основании постановления Верховного Совета РФ от 01.04.93 N 4725-1 "О мерах по улучшению расчетов за продукцию и услуги коммунальных энергетических и водопроводно-канализационных предприятий". Письмом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.96 N СЗ-8/ОП-366 определено, что указанное постановление имеет силу закона и впредь до принятия соответствующего закона по данному вопросу сохраняет свое значение. Письмом Минюста России от 21.05.99 N 17-202 подтверждается действие в настоящее время постановления Верховного Совета РФ от 01.04.93 N 4725-1. Пункт 73. "Объем горячего водоснабжения, переданный абоненту теплоснабжающей организацией, учитывается в общем объеме сточных вод абонента и оплачивается им по договору с организацией ВКХ на основании показаний средств измерений или в порядке, определяемом в соответствии с п.56 настоящих Правил". В соответствии со ст.539, пп.1, 2, 548, п.2, ГК РФ правила договора энергоснабжения применяются к отношениям, связанным со снабжением водой (приемом сточных вод) через присоединенную сеть. Поскольку теплоснабжающая организация не имеет присоединения к канализационной сети ни абонента, ни организации ВКХ, следовательно, она не может заключать договор и производить оплату услуг, которые она по роду своей деятельности не производит. Поэтому договор на прием сточных вод от горячего водоснабжения должен заключаться организацией ВКХ не с теплоснабжающей организацией, а с ее абонентами. При этом затраты на канализование сточных вод от горячего водоснабжения включаются в тариф на услуги канализации (водоотведения). В состав тарифа на горячее водоснабжение включение затрат на канализование сточных вод от горячего водоснабжения не допускается. Вместе с тем, учитывая сложившуюся практику, существовавшую до выхода ч.II ГК РФ и настоящих Правил, оплата сточных вод от горячего водоснабжения может производиться через теплоснабжающую организацию по отдельному договору с организацией ВКХ с использованием "транзитных платежей". И в этом случае в тариф на горячее водоснабжение эти затраты не включаются, а показываются отдельной строкой в отчетах, платежных поручениях и оплачиваются абонентами по тарифам на канализование сточных вод, утверждаемым органами местного самоуправления. Раздел VII. Порядок прекращения или ограничения отпуска питьевой воды и (или) приема сточных водПункт 83, абз.9. "Не подлежит ограничению ниже аварийной (технологической) брони или прекращению подачи питьевой воды и (или) прием сточных вод организациям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации". "Перечень стратегических организаций, обеспечивающих безопасность государства и финансируемых за счет средств федерального бюджета, поставки топливно-энергетических ресурсов которым не подлежат прекращению или ограничению ниже установленных им соответствующими федеральными органами исполнительной власти лимитов в натуральном и стоимостном выражении", утвержден постановлением Правительства РФ от 17.06.98 N 601 "О дополнительных мерах по повышению ответственности потребителей за оплату топливно-энергетических ресурсов". Согласно Перечню к ним относятся: воинские части Минобороны России, МВД России, ФПС России, МЧС России, ФАПСИ, ФСЖВ России; объекты МВД России, ФСБ России, ФАПСИ, СВР России, ФСО России, Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации; исправительно-трудовые учреждения, следственные изоляторы, тюрьмы; федеральные ядерные центры и объекты, работающие с ядерным топливом и материалами; объекты производства взрывчатых веществ и боеприпасов с непрерывным технологическим процессом, выполняющие государственный оборонный заказ. Кроме того, постановлением Правительства РФ от 22.06.99 N 664 "Об утверждении Положения об ограничении или временном прекращении подачи электрической энергии (мощности) потребителям при возникновении или угрозе возникновения аварии в работе систем электроснабжения" определен Перечень потребителей электрической энергии (отдельных объектов), которые не включаются в графики временного отключения электрической энергии. К ним относятся также объекты водоснабжения и канализации (п.2 Перечня). Раздел VIII. Обязанности, права и ответственность организации ВКХ и абонентаПункт 91, абз.3. "Организация водопроводно-канализационного хозяйства и абонент несут ответственность: за вред, причиненный утечками питьевой воды (сточных вод) из систем водоснабжения (канализации), находящихся в их собственности, хозяйственном ведении или аренде". В случае подтопления подвальных и других помещений, вызванного отсутствием затворов, негерметичным закрытием ревизий, неисправным техническим состоянием санитарных приборов, канализационных сетей, сооружений на них, находящихся в собственности или хозяйственном ведении абонентов, ответственность за причиненный ущерб несет абонент. В случае подтопления подвальных и других помещений, происшедшего вследствие аварии на сетях и сооружениях систем водоснабжения и (или) канализации, находящихся в хозяйственном ведении организации ВКХ, ответственность за это несет организация ВКХ. |