МИНИСТЕРСТВО
ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ПРОГРАММА ИСПЫТАНИЙ НА СУДАХ РД 31.04.20-97 Санкт-Петербург ЗАО ЦНИИМФ 1998
СОДЕРЖАНИЕ НОРМАТИВНЫЙ ДОКУМЕНТ
Срок
введения в действие Настоящая программа распространяется на судовые испытания нефтеводяного фильтрующего оборудования и сигнализаторов контроля сброса очищенных вод (в дальнейшем - сигнализаторов), изготавливаемых под надзором и имеющих Свидетельство о типовом одобрении (испытании) Российского Морского Регистра Судоходства (далее - Регистр); на судах, имеющих класс Регистра и/или плавающих под флагом Российской Федерации. Программа устанавливает объем и методику испытаний нефтеводяного фильтрующего оборудования и сигнализаторов при первоначальном, ежегодном, промежуточном и очередном их освидетельствованиях на судах, находящихся в эксплуатации. (Измененная редакция. Изм. № 1) 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ1.1. Целью испытаний является проверка нефтеводяного фильтрующего оборудования и сигнализаторов на судах на соответствие требованиям Международной Конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 г., измененной Протоколом 1978 года к ней (МАРПОЛ 73/78). 1.2. Испытания проводятся членами экипажа судна, ответственными за испытываемое оборудование. 1.3. Испытания должны проводиться в присутствии представителя Регистра. При необходимости, по требованию Регистра объем испытаний оборудования может быть увеличен, включая и количество отбора проб. 1.4. Испытания сигнализаторов проводятся одновременно с испытаниями нефтеводяного фильтрующего оборудования. 1.5. До начала испытаний инспектору Регистра должна быть предъявлена следующая документация: - паспорт, либо другие документы, в которых указаны основные технические характеристики нефтеводяного фильтрующего оборудования и сигнализаторов, установленных на судне; - принципиальная схема трубопроводов; - описание и инструкция по обслуживанию оборудования; - свидетельство о типовом одобрении (испытании) и сертификат Регистра. Кроме того, до начала испытаний фильтрующего оборудования со сменными фильтрэлементами и набивкой инспектору Регистра предъявляется судовой запас фильтрэлементов и/или фильтрующего материала, который должен содержать, как минимум, один комплект. Допускается не иметь на борту запаса фильтрующего материала в случаях, обоснованных судовладельцем, исходя из технической документации или определенного опытным путем ресурса фильтрующей набивки и ее фактической наработки на момент освидетельствования. (Измененная редакция. Изм. № 1) 1.6. Отбор проб очищенных вод на выходе из нефтеводяного фильтрующего оборудования должен производиться согласно методике, изложенной в приложении 1. Конструкция устройства для отбора проб должна быть одобренной Регистром. Эскиз устройства приведен в приложении 2 (Измененная редакция. Изм. № 1) 1.7. Анализ отобранных проб должен выполняться согласно положениям «Инструкции по определению содержания нефти и нефтепродуктов в судовых водах различного назначения с использованием инфракрасной спектрофотометрии» (РД 31.27.43-81), разработанной ЦНИИМФом и одобренной Регистром, и в признанной им лаборатории. При условии выполнения требований примечания 5.1 указанной Инструкции, для определения содержания нефти и нефтепродуктов в судовых водах может использоваться аппаратура типа АН-1 или АН-2, разработанная и изготавливаемая СКБ Нефтехимавтоматика, г. Санкт-Петербург, а также иная аппаратура. (Измененная редакция. Изм. № 1) 1.8. Консервация и хранение проб должны выполняться в соответствии с обязательным приложением 3. 1.9. В случае получения неудовлетворительных результатов, испытания должны быть проведены повторно в объеме настоящей Программы после установления и устранения причин неудовлетворительной работы оборудования. 2. ПРОГРАММА И МЕТОДИКА ИСПЫТАНИЙ НЕФТЕВОДЯНОГО ФИЛЬТРУЮЩЕГО ОБОРУДОВАНИЯ2.1. Первоначальное и очередные освидетельствования 2.1.1. Испытания проводятся при работе нефтеводяного фильтрующего оборудования нефти по прямому назначению путем откачки нефтесодержащих вод из льял, либо из цистерны сбора льяльных вод. Испытания проводятся в течение времени, достаточного для прокачки через нефтеводяное фильтрующее оборудование нефтеводяной смеси в количестве не менее двойного объема этого оборудования. Затем испытания продолжаются 30 минут, во время которых на 10, 20 и 30-й минутах следует отбирать по три пробы из трубопровода слива очищенной воды. При каждом отборе пробы после оборудования необходимо фиксировать показания сигнализатора контроля очищенных вод. (Измененная редакция. Изм. № 1) 2.1.2. Для проверки работы автоматики слива нефтепродуктов из нефтесборника нефтеводяного фильтрующего оборудования в него следует подать достаточное количество топлива, используемого на судне для главного двигателя, до срабатывания автоматики. Допускается проверка работы автоматики слива нефтепродуктов из нефтесборника путем подъема и опускания уровня воды в нефтесборнике и контроля срабатывания датчиков на границе вода-воздух. 2.1.3. Если на судне отсутствуют льяльные воды, то испытания проводятся в последовательности: 1) для обеспечения проведения испытаний необходимым количеством нефтесодержащих вод (достаточным для достижения установившегося режима и 30-минутного испытания) по рабочей документации судна определяется вместимость льяльных колодцев или цистерны сбора льяльных вод, которые будут использованы для откачки нефтесодержащих вод через оборудование и которые должны быть заполнены водой и топливом; 2) в льяльные колодцы или цистерну сбора льяльных вод заливается чистая вода, после чего заливается топливо, используемое на судне для главного двигателя, из расчета 10000 частей топлива на миллион частей воды (10 кг топлива на 1 т воды); 3) испытания проводятся при работе нефтеводяного фильтрующего оборудования путем откачки из льял или из цистерны сбора льяльных вод приготовленной нефтеводяной смеси. 4) Имитируемая льяльная вода может быть получена с помощью дозировочного бачка (для вакуумных сепараторов), обеспечивающего концентрацию 10000 частей топлива на миллион частей воды. Остановки насоса при переключении из одного льяльного колодца на другой в процессе испытаний оборудования не должны превышать 5 минут. (Измененная редакция. Изм. № 1) 2.1.4. Если при испытаниях срабатывает сигнализатор, свидетельствуя о превышении нефтесодержания, то испытания должны быть продлены еще на 30 минут с отбором проб на выходе из нефтеводяного фильтрующего оборудования через каждые 10 минут работы. При срабатывании сигнализатора во время повторных испытаний, последние должны быть прекращены до установления причин срабатывания и затем повторены вновь. 2.1.5. Результаты испытаний оформляются в соответствии с приложением 4. 2.2. Ежегодные и промежуточные освидетельствования 2.2.1. Инспектору Регистра предъявляются результаты анализа 3-х проб, отобранных на выходе из нефтеводяного фильтрующего оборудования не ранее чем за 6 месяцев до освидетельствования. 2.2.2. В случае отсутствия результатов анализа проб (по п. 2.2.1) или если при испытаниях срабатывает сигнализатор, свидетельствуя о превышении нефтесодержания, то должны быть проведены испытания согласно п. 2.1.1 настоящей Программы. 2.2.3. Проводится проверка работоспособности нефтеводяного фильтрующего оборудования включением его в работу по прямому назначению для откачки льяльных вод из льял либо цистерны сбора льяльных вод в течение времени, которое инспектор Регистра посчитает достаточным для установления заключения о его работоспособности. 2.2.4. В случае отсутствия на судне льяльных вод испытания проводят согласно пп. 2.1.3.2 и 2.1.3.3 настоящей Программы. 2.2.5. Проводится проверка работы автоматики слива нефтепродуктов из нефтесборника нефтеводяного фильтрующего оборудования в соответствии с п. 2.1.2 настоящей Программы. 2.2.6. Результаты испытаний оформляются в соответствии с приложением 5. 3. ПРОГРАММА И МЕТОДИКА ИСПЫТАНИЙ СИГНАЛИЗАТОРОВ3.1. Первоначальное и очередные освидетельствования на судне 3.1.1. Перед освидетельствованием сигнализатор должен быть откалиброван, установлен на нуль и проверен на срабатывание в соответствии с паспортом или инструкцией завода-изготовителя в присутствии представителя Регистра. 3.1.2. Проверка общей задержки времени срабатывания. 3.1.2.1. Определить фактический расход пробы через сигнализатор (Q). Определение расхода производится с помощью мерной емкости и секундомера. Полученный результат сравнить с паспортными данными и при необходимости отрегулировать. 3.1.2.2. Определить общую задержку времени срабатывания сигнализатора по формуле:
где: t - общая задержка времени срабатывания, с; l - фактическая длина трубы от пробоотборного устройства до прибора, см; f - площадь поперечного сечения трубы, см2; Q - фактический расход пробы через прибор, см/с; tn - паспортное время срабатывания прибора, с. Полученное время не должно быть более 40 с. Пример: l = 300 см; f = 0,785 см2 (труба Ду 10); Q = 14 см/с; t = 20 с;
3.1.3. Проверка срабатывания сигнализатора. 3.1.3.1. Проверка порога срабатывания Довести показание на шкале прибора до величины, превышающей порог срабатывания на 20 % (например, частичным перекрытием светового луча измерителя либо другим способом, предусмотренным в паспорте прибора). Проверить при этом срабатывание сигнализации о превышении нормы сброса. 3.1.3.2. Проверка срабатывания при неисправностях сигнализатора. Проверить срабатывание сигнализации и выполнение команды на прекращение сброса при следующих неисправностях: - отсутствие питания сигнализатора; - выход из строя источника света; - другие неисправности, при которых согласно паспорту на прибор должна срабатывать сигнализация. 3.1.4. Результаты испытаний сигнализатора оформляются в соответствии с приложением 6. 3.2. Ежегодные и промежуточные освидетельствования 3.2.1. Испытания проводятся в соответствии с п. 3.1.1 и 3.1.3. 3.2.2. Результаты испытаний сигнализатора оформляются в соответствии с приложением 7. 4. УКАЗАНИЕ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ4.1. При подготовке и проведении испытаний следует соблюдать требования правил техники безопасности и пожарной безопасности, действующих на морском транспорте. 4.2. К выполнению работ допускаются лица, прошедшие специальный инструктаж в соответствии с положением об инструктаже и обучении безопасным приемам работы на морском транспорте. 4.3. При работе с соляной кислотой, применяемой для консервации проб необходимо соблюдать меры безопасности, приведенные в РД 31.27.43-81. Разбавленную соляную кислоту следует получать в готовом виде. 5. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И МЕТРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСПЫТАНИЙ5.1. Перечень средств измерений, применяемых при испытаниях, приведен в таблице. Таблица
Приложение 11. Пробы на сливе из нефтеводяного фильтрующего оборудования в количестве от 0,5 л до 1 л следует отбирать в бутылку с узким горлышком, закрывающуюся герметичной стеклянной или пластмассовой пробкой. При отборе каждой пробы должна заполняться одна бутылка. Если пробу не экстрагируют в день ее отбора, ее консервируют путем добавления 5 мл соляной кислоты (НСl) (см. приложение 3). (Измененная редакция. Изм. № 1) 2. Перед отбором проб следует: - на каждую бутылку нанести несмываемой краской метку-черту толщиной 2 мм, соответствующую объему пробы 500 ± 5 мл или 1000 ± 5 мл; - бутылки тщательно промыть от возможных загрязнений; - бутылки заранее закупорить чистыми полиэтиленовыми или хорошо обжатыми корковыми пробками. Применение пробок из других материалов, в том числе резиновых и из прессованной пробковой крошки запрещается; - на каждую бутылку наклеить чистую этикетку. Этикетка может быть заменена хорошо подвязанной к бутылке биркой. 3. Непосредственно перед отбором пробы следует открыть кран пробоотборного устройства так, чтобы вода из него вытекала спокойной струей без брызг и дать возможность жидкости в течение не менее 1 мин свободно стекать в сливную воронку. 4. При отборе проб каждую бутылку нужно наполнять точно до метки. Не допускается отливать из бутылки часть отобранной пробы и переливать пробы из одной бутылки в другую. 5. Категорически запрещается повторно использовать бутылки для отбора другой пробы без предварительной их промывки. 6. На этикетках (бирках) бутылок с пробами на месте их отбора необходимо сделать надписи с указанием наименования судна и номера пробы. 7. Одновременно с отбором проб нефтесодержащих вод на каждую партию этих проб должна быть отобрана проба загрязняющего их нефтепродукта. Проба загрязняющего нефтепродукта должна отбираться из нефтесборника фильтрующего оборудования, льял МО или сточных колодцев. (Измененная редакция. Изм. № 1) 8. На этикетке (бирке) бутылки с пробой нефтепродукта должна быть надпись, указывающая наименование судна и марку топлива главного двигателя, и место отбора пробы. Приложение 2Рис. Устройство для отбора проб из напорных трубопроводов. Устройство для отбора проб из приемных трубопроводов (Введено дополнительно. Изм. № 1)
Приложение 3МЕТОДИКА КОНСЕРВАЦИИ И ХРАНЕНИЯ ПРОБ 1. Анализ проб должен производиться в возможно короткий срок, но в любом случае не позже, чем в течение семи дней с момента взятия пробы. Если проба не будет экстрагирована в день отбора, ее консервируют добавлением соляной кислоты (НСl) из расчета 5 мл на 1 л нефтеводяной смеси. 2. Для консервации проб должна применяться смесь концентрированной соляной кислоты с дистиллированной водой в соотношении 1:1. 3. После добавления консервирующего реактива бутылку тщательно закупорить и пробу перемешать взбалтыванием раствора. 4. Отобранные пробы следует хранить в сухом помещении, защищенном от прямых солнечных лучей, при температуре от +5 до +30 °С. Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
ОДОБРЕНО: Главным Управлением Российского Морского Регистра Судоходства ИЗМЕНЕНИЕ
№ 1 Вводится в действие с 01.04.99 г. 1. Преамбула, первый абзац, четвертая строка. После слов «о типовом одобрении» добавить слово «(испытании)». 2. Пункт 1.5, последняя строка. После слов «о типовом одобрении» добавить слово «(испытании)». 3. Пункт 1.5. В конце пункта добавить следующий текст: «Кроме того, до начала испытаний фильтрующего оборудования со сменными фильтрэлементами и набивкой инспектору Регистра предъявляется судовой запас фильтрэлементов и/или фильтрующего материала, который должен содержать, как минимум, один комплект. Допускается не иметь на борту запаса фильтрующего материала в случаях, обоснованных судовладельцем, исходя из технической документации или определенного опытным путем ресурса фильтрующей набивки и ее фактической наработки на момент освидетельствования». 4. Пункт 1.6. Заменить последнее предложение текстом: «Конструкция устройства для отбора проб должна быть одобренной Регистром. Эскиз устройства приведен в приложении 2». 5. Пункт 1.7. В конце пункта добавить следующий текст: «При условии выполнения требований примечания 5.1 указанной Инструкции, для определения содержания нефти и нефтепродуктов в судовых водах может использоваться аппаратура типа АН-1 или АН-2, разработанная и изготавливаемая СКБ Нефтехимавтоматика, г. Санкт-Петербург, а также иная аппаратура». 6. Пункт 2.1.1. В последнем предложения пункта после слов «следует отбирать» добавить слова «по три» и далее по тексту 7. Пункт 2.1.1. В конце пункта добавить: «При каждом отборе пробы после оборудования необходимо фиксировать показания сигнализатора контроля очищенных вод». 8. Пункт 2.1.3, добавить: «4) Имитируемая льяльная вода может быть получена с помощью дозировочного бачка (для вакуумных сепараторов), обеспечивающего концентрацию 10000 частей топлива на миллион частей воды.» 9. Приложение 1, пункт 1. Изменить редакцию первого предложения: «Пробы на сливе из нефтеводяного фильтрующего оборудования в количестве от 0,5 л до 1 л следует отбирать в бутылку с узким горлышком, закрывающуюся герметичной стеклянной или пластмассовой пробкой». 10. Приложение 1, пункт 7. Изменить редакцию последнего предложения: «Проба загрязняющего нефтепродукта должна отбираться из нефтесборника фильтрующего оборудования, льял МО или сточных колодцев». 11. Приложение 2. Добавить стр. 13а «Устройство для отбора проб из приемных трубопроводов». Основание изменения. Письма организаций использующих РД 31.04.20-97 с просьбой учесть возможности теплотехнических лабораторий и эксплуатационный опыт внедрения РД.
Приложение
2 Устройство для отбора проб из приемных трубопроводов Настоящая программа распространяется на судовые испытания нефтеводяного фильтрующего оборудования и сигнализаторов контроля сброса очищенных вод, изготавливаемых под надзором и имеющих Свидетельство о типовом одобрении Российского Морского Регистра Судоходства; на судах, имеющих класс Регистра и/или плавающих под флагом Российской Федерации. Программа устанавливает объем и методику испытаний нефтеводяного фильтрующего оборудования и сигнализаторов при первоначальном, ежегодном, промежуточном и очередном их освидетельствованиях на судах, находящихся в эксплуатации. |