РОССИЙСКОЕ
АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ РД 34.26.516-96 Срок действия установлен с 01.01.98 г.
СОСТАВЛЕНО АО «Фирма по наладке, совершенствованию технологии и эксплуатации электростанций и сетей ОРГРЭС» ИСПОЛНИТЕЛЬ В.В. ХОЛЩЕВ УТВЕРЖДЕНО Департаментом науки и техники РАО «ЕЭС России» 27.12.96 Начальник А.П. БЕРСЕНЕВ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ1.1. Настоящая Типовая инструкция разработана для барабанных котлов высокого (9,8 МПа) и среднего (3,9 МПа) давления, установленных на ТЭС с поперечными связями. Пусковая схема (рис. 1) включает оба котла ТЭС соответственно очереди среднего и высокого давлений. Помимо линии продувки котла в атмосферу используется также растопочная РОУ (РРОУ) со сбросом пара в коллектор паровых собственных нужд на давление 0,7 - 1,3 МПа. Кроме того, предусмотрена схема и устройства по расхолаживанию барабана котла высокого давления при его останове в ремонт. 1.2. Типовая инструкция предусматривает работу котла высокого давления в базовом режиме с плановыми, остановами не более 30 раз в год. 1.3. Инструкция составлена применительно к условиям эксплуатации котла с использованием в полном объеме средств измерения, регулирования, защит, предусмотренных соответствующими руководящими указаниями с учетом оптимизации температурного контроля, и ориентирована на проведение пуска и останова котла штатным составом оперативной вахты без привлечения дополнительного персонала. 1.4. Перечень технологических защит и порядок их включения при пуске котла приведены в приложении 1. Порядок включения автоматических регуляторов при пуске котла приведен в приложении 2. Основные принципы организации режимов, пуска и останова котла изложены в приложении 3. Объем температурного контроля приведен в приложении 4. 1.5. В Типовой инструкции указаны последовательность и условия проведения основных технологических операций при пуске и останове котла и приведены графики-задания пуска и останова котла. 1.6. В графиках-заданиях пуска котла указаны расход топлива (в процентах номинального), давление пара в барабане, температура перегретого пара. 1.7. Пуск котла запрещается при условиях, указанных в ПТЭ и заводских инструкциях для основного и вспомогательного оборудования. 1.8. На основе Типовой инструкции должны быть разработаны местные инструкции с учетом особенностей оборудования, схем, вида топлива.
Рис. 1. Типовая пусковая схема котла: Очередь среднего давления: I - холодная сборка питательной воды с температурой 104 °С; II - горячая сборка питательной воды с температурой 145 °С для котла на давление 3,9 МПа и 215 °С для котла на давление 9,8 МПа; IIIA, IIIБ - подпиточные коллекторы соответственно для очереди среднего и высокого давления; IV - растопочный паропровод; Очередь высокого давления: 1 - РРОУ 9,8 / (0,7 ¸ 1,3) МПа; 2 - РРОУ 3,9 / (0,7 ¸ 1,3) МПа; 3 - впрыск; 4 - коллектор на давление 0,7 - 1,3 МПа; 5 - коллектор на параметры пара 9,8 МПа / 540 (510) °С; 6 - коллектор на параметры пара 3,9 МПа / 440 °С; 7 - РОУ 9,8/3,9 МПа; 8 - дренаж; 9 - блочная схема; 10 - расходомерное устройство 2. ПУСК КОТЛА ИЗ ХОЛОДНОГО СОСТОЯНИЯ(рис. 2)
Рис. 2. График-задание пуска котла из холодного состояния: I - розжиг котла; II - продувка нижних точек; III - открытие задвижек Р-1, Р-2 с подключением котла к РРОУ, закрытие задвижек ПП-1, ПП-2 продувка котла, закрытие дренажей пароперегревателя и паропровода перед задвижкой П-2; IV - розжиг следующих групп горелок; V - открытие байпаса задвижки П-2; VI - включение котла в магистраль, закрытие задвижек Р-1, Р-2 с отключением котла от растопочного паропровода 2.1. Подготовительные операции- окончании всех работ на оборудовании и закрытии нарядов-заказов, снятии закороток и заземлений, заглушек, завершения уборки на всем оборудовании, лестницах и площадках; - исправном состоянии телефонной связи, рабочего и аварийного освещения рабочих мест- щитов управления (ГрЩУ) и местных щитов; - наличии противопожарного инвентаря на всех контрольных постах, готовности схем пожаротушения. 2.1.2. В оперативном журнале начальнику смены КГЦ сделать запись о времени начала пусковых операций. 2.1 3. Предупредить о предстоящей растопке котла: - начальника смены электроцеха - для подготовки к сборке схем электродвигателей вспомогательного оборудования; - начальника смены химического цеха - для подготовки к анализам питательной и котловой воды, пара, конденсата, газа в газопроводе, к увеличению расхода обессоленной воды; - начальника смены цеха тепловой автоматики и измерений - для подготовки к включению средств измерений, регулирования, защит и блокировок и сигнализации; - начальника смены топливно-транспортного цеха - для подготовки к бесперебойному обеспечению топлива. 2.1.4. Дежурному персоналу цехов проверить: - запас обессоленной и химически очищенной воды в баках и ее качество; - готовность к работе узла дозирования фосфатов и едкого натра; - давление газа в стационарных газопроводах; - запас мазута в баках, его подогрев и готовность оборудования мазутного хозяйства к подаче мазута в котел; - наличие газа для розжига мазутных форсунок, газовых горелок, а также работу ЗЗУ; - наличие комплекта тарированных рабочих и резервных мазутных форсунок; - готовность действующего оборудования электростанции и обеспечению котла паром от стороннего источника. 2.1.5. Дежурному персоналу электроцеха в соответствии с инструкциями по эксплуатации электрической части оборудования собрать рабочие электрические схемы электродвигателей собственных нужд котла. Опробовать в испытательном положении электродвигатели 6 кВ. 2.1.6. Дежурному персоналу ЦТАИ: - собрать схемы электроприводов запорной и регулирующей арматуры; - подать напряжение в цепи питания средств измерений, регулирования, защит, блокировок и сигнализации; - включить все средства измерений и отметить время их включения на диаграммах; - опробовать совместно с дежурным персоналом КТЦ дистанционное управление оперативной арматурой с контролем сигнализации их положения; 2.1.7. Дежурному персоналу КТЦ: - собрать схему газовоздушного тракта котла; - собрать схему пожаротушения воздухоподогревателя; - установить на всех горелках тарированные мазутные форсунки; - собрать схему мазутопроводов в пределах котла, подготовить трубопровод подачи пара на продувку мазутных форсунок и распыл мазута (если мазут - основное или растопочное топливо); - собрать схему подачи природного газа (если природный газ - основное или растопочное топливо); - подготовить к включению тягодутьевое оборудование котла, устройства для наружной очистки поверхностей нагрева, калориферную установку котла в соответствии с местными инструкциями; - собрать при необходимости подключения дополнительного питательного электронасоса технологическую схему для его работы через линию рециркуляции; - выполнить согласно местным инструкциям при работе на твердом топливе необходимые подготовительные работы по подаче его в горелки котла. 2.1.8. Дежурному персоналу ЦТАИ совместно с персоналом КТЦ провести комплексное опробование технологических защит котла с воздействием на исполнительные устройства в соответствии с указаниями действующих руководящих документов по эксплуатации технологических защит теплоэнергетического оборудования тепловых электростанций. В оперативных журналах КТЦ и ЦТАИ записать результаты проверки. 2.1.9. Собрать схему для заполнения котла водой. Заполнять для опрессовок (после производства ремонтных работ) и растопок через нижние камеры водяного экономайзера, подав воду из подпиточного коллектора (см. рис. 1), либо насосами подпитки котлов из баков запаса добавочной воды (рис. 3). В последнем случае в процессе заполнения включить насосы-дозаторы установки консервации для подачи гидразинно-аммиачного раствора (рис. 4) в одну из возможных точек котла (барабан, нижние точки, узел питания). По заполнении отключить насосы-дозаторы и подключить котел к горячей (холодной) сборке питательной воды. Произвести опрессовку. В процессе опрессовки отобрать пробу и определить качество воды в котле, в том числе визуально. При необходимости промыть экранную систему через нижние точки до осветления котловой воды. Концентрация гидразина в котловой воде должна составлять 2,5 - 3,0 мг/кг, рН > 9. 2.1.10. Открыть воздушники и установить растопочный уровень воды, в барабане. Убедиться, что уровень не снижается. При этом допускается держать открытыми первые по ходу воды дренажные вентили для упрощения последующих ручных операций по продувке нижних точек при растопке котла.
Рис. 3. Схема заполнения котла добавочной водой: 1 - баки запаса добавочной воды; 2 - насосы баков запаса добавочной воды; 3 - деаэратор подпитки котлов; 4 - насосы подпитки котлов; 5 - основная линия добавка обработанной воды; 6 - деаэратор 0,6 МПа; 7 - линия консервации котлов; 8 - сторона всасывания ПЭН; 9 - к нижним точкам экранов и водяным экономайзерам котлов 2.1.11. При сборке схемы открыть: - паровые задвижки (вентили) ПП-1, ПП-2 продувки котла в атмосферу; - главную паровую задвижку П-1 и дренаж перед главной паровой задвижкой П-2; - дренажи пароперегревателя; - задвижку (вентиль) на линии рециркуляции «барабан-экономайзер»; - вентиль на байпасе конденсатора собственного конденсата; - запорную арматуру узла впрыска собственного конденсата; закрыть (проверить на закрытие): - главную паровую задвижку - П-2 и ее байпас; - запорную и регулирующую арматуру поверхностного пароохладителя, регулирующую арматуру впрысков собственного конденсата; - вентили на линиях расхолаживания барабана к верхнему и нижнему коллекторам (котел высокого давления); - паровые задвижки Р-1, Р-2 на линии подачи пара к растопочному паропроводу.
Рис. 4. Схема консервации котлов: 1 - бак консервирующего раствора гидразина и аммиака; 2 - подача гидразина; 3 - подача аммиака; 4 - насосы-дозаторы; 5 - к другим котлам; 6 - к нижним точкам, узлу питания; в барабан котла № 1 Убедиться, что паровые задвижки Р-3, Р-4 и дроссельный клапан РРОУ открыты, растопочный паропровод прогрет и находится под давлением 0,7 - 1,3 МПа. 2.1.12. При растопке котла на газе заполнить газом и продуть газопроводы котла. Убедиться в полноте продувки анализом пробы. 2.1.13. При растопке котла на мазуте поставить под давление паромазутопроводы котла. Включением рециркуляции повысить температуру мазута перед котлом и установить давление пара и мазута перед форсунками согласно указаниям местных инструкций. 2.1.14. Включить в работу тягодутьевые машины и другое вспомогательное оборудование котла в соответствии с требованиями местных инструкций. 2.1.15. Провентилировать газовоздушный тракт котла в течение 10 мин с расходом воздуха не менее 25 % номинального. 2.1.16. При растопке котла на мазуте установить температуру воздуха перед воздухоподогревателем на уровне 100 - 110 °С. 2.2. Пуск котла2.2.1. Растопить котел, включив в работу растопочные горелки. Расход топлива установить на уровне 10 % номинального (п. 3 приложения 3). 2.2.2. При появлении (примерно через 20 мин после розжига) избыточного давления закрыть воздушники котла. 2.2.3. Продуть верхние водоуказательные приборы при давлении 0,1 МПа и перед включением в главный паропровод - для котлов давлением 3,9 МПа; 0,3 и 1,5 - 3 МПа для котлов давлением 9,8 МПа. Сверить показания сниженных указателей уровня с водоуказательными приборами (с учетом поправок). 2.2.4. При давлении в барабане 0,4 - 0,5 МПа (по возможности ориентироваться и на температуру насыщения в пароотводящей трубе барабана » порядка 150 °С) увеличить расход топлива до 15 % номинального. 2.2.5. При давлении в барабане 0,5 МПа приступить к первой продувке нижних точек. Повторную продувку выполнить при давлении 3,0 - 4,0 МПа. Продолжительность продувки каждого коллектора до 2 мин. 2.2.6. При давлении в барабане > 1,3 МПа переключить подачу пара в коллектор 0,7 - 1,3 МПа, для чего открыть паровые задвижки Р-1, Р-2, закрыть задвижки ПП-1, ПП-2. Закрыть дренажи пароперегревателя, дренаж перед задвижкой П-2. 2.2.7. При дальнейшем нагружении котла клапан РД РРОУ остается полностью открытым вплоть до включения котла в магистраль. Персоналу щита управления обеспечить постоянное давление в коллекторе 0,7 - 1,3 МПа. 2.2.8. При давлении в барабане 1,0 МПа включить непрерывную продувку, открыв ее регулирующий клапан. 2.2.9. Периодическое восстановление уровня воды в барабане осуществляется с помощью РПК малого расхода. В процессе подпитки держать закрытыми арматуру на линии рециркуляции «барабан-экономайзер» и на байпасе конденсатора собственного конденсата. Подпитав котел, указанную арматуру снова открыть. 2.2.10. Увеличить согласно графику-заданию расход топлива примерно до 20 % номинального, подключив к работе следующую группу горелок. 2.2.11. Перейти с периодического на постоянное питание котла, для чего: - включить регулятор уровня воды в барабане с воздействием на соответствующий РПК, проверить его в работе; - закрыть арматуру на линии рециркуляции «барабан-экономайзер» и на байпасе конденсатора собственного конденсата. 2.2.12. В процессе растопки контролировать рН котловой воды. При рН менее 8,5 подать в барабан по схеме индивидуального дозирования (рис. 5) едкий натр с такой дозировкой, чтобы рН котловой воды был в чистом отсеке не менее 9,3; в солевом отсеке для котлов давлением 3,9 МПа не более 11,8; а давлением 9,8 МПа не более 11,2 (11,5 для котлов, питаемых химически очищенной водой).
Рис. 5. Схема индивидуального дозирования раствора фосфатов и едкого натра: 1 - бак раствора фосфатов; 2 - бак раствора едкого натра; 3 - насосы-дозаторы; 4 - в барабан котла 1 Приводится в паспорте котла либо в заводской инструкции по эксплуатации согласно расчету на прочность. 2.2.15. Перед подключением котла к общему паропроводу проверить качество насыщенного и свежего пара. Включение котла на давление 9,8 МПа в магистраль допускается при кремнесодержании пара менее 50 мкг/кг. 2.2.16. Продуть водоуказательные колонки. Сверить показания всех уровнемеров. 2.2.18. Включить котел в магистраль, открыв главную паровую задвижку П-2. Одновременно включить в работу следующую группу горелок, увеличив расход топлива до 35 - 40 % номинального. Не допускать продолжительного и значительного (более чем на 20 °С) снижения температуры пара при включении в магистраль. 2.2.19. Закрыть задвижки Р-1, Р-2 растопочного паропровода. 2.2.21. При исчерпании запаса по регулированию уровня воды в барабане перейти на основной РПК, включив в работу регулятор. 2.2.22. По окончании нагружения котла: - установить номинальную температуру свежего пара за котлом, подрегулировав ее с помощью поверхностного пароохладителя или оптимальным распределением впрысков в соответствии с п. 12 приложения 3; - включить по заявке химического цеха насосы-дозаторы и организовать при отсутствии фосфатов в котловой воде режим фосфатирования, поддерживая значение рН котловой воды чистого отсека не менее 9,3; - установить прикрытием клапана непрерывной продувки требуемый расход котловой воды из выносных циклонов, убедившись в стабилизации показателей качества питательной и котловой воды, насыщенного и перегретого пара на уровне нормируемых. 3. ПУСК КОТЛА ИЗ НЕОСТЫВШЕГО СОСТОЯНИЯ(рис. 6) 3.1. Убедиться в нормальной работе оборудования, которое не отключалось после останова. 3.2. Выполнить подготовительные операции в соответствии с указаниями пп. 2.1.1 - 2.1.7. 3.3. Дежурному персоналу ЦТАИ совместно с персоналом КГЦ провести опробование защит котла и АВР в соответствии с графиком периодичности опробования защит.
Рис. 6. График-задание пуска котла из неостывшего состояния: I - розжиг котла и открытие задвижек продувки в атмосферу ПП-1, ПП-2; II - закрытие дренажей пароперегревателя и паропровода перед задвижкой П-2; III - открытие задвижек Р-1, Р-2 с подключением котла к РРОУ, закрытие задвижек ПП-1, ПП-2; IV - розжиг следующих групп горелок; V - открытие байпаса задвижки П-2; VI - включение котла в магистраль, закрытие задвижек Р-1, Р-2 с отключением котла от растопочного паропровода 3.4. При сборке схемы открыть: - главную паровую задвижку П-1 и дренаж перед главной паровой задвижкой П-2; - задвижку (вентиль) на линии рециркуляции «барабан-экономайзер», вентиль на байпасе конденсатора собственного конденсата; закрыть (проверить на закрытие): - главную паровую задвижку П-2 и ее байпас; - запорную и регулирующую арматуру поверхностного пароохладителя или узла впрыска собственного конденсата; - паровые задвижки Р-1, Р-2 на линии подачи пара к растопочному паропроводу. Убедиться, что паровые задвижки Р-3, Р-4 и дроссельный клапан РРОУ открыты, растопочный паропровод прогрет и находится под давлением 0,7 - 1,3 МПа. 3.5. Установить растопочный уровень воды в барабане. 3.6. Собрать схему газовоздушного тракта котла, включить в работу тягодутьевые машины и другое вспомогательное оборудование котла в соответствии с требованиями местных инструкций. 3.7. Провентилировать газовоздушный тракт котла в течение 10 мин. 3.8. При растопке котла на мазуте установить температуру воздуха перед воздухоподогревателем на уровне 100 - 110 °С. 3.9. Непосредственно перед розжигом открыть дренажи пароперегревателя. 3.10. Растопить котел, включив в работу растопочные горелки. Расход топлива установить на уровне 15 % номинального. 3.11. С началом роста давления пара открыть задвижки продувки котла в атмосферу ПП-1, ПП-2. 3.12. Примерно через 20 мин после розжига закрыть дренажи пароперегревателя, дренаж перед задвижкой П-2. 3.13. При давлении пара в барабане > 1,3 МПа подать растопочный пар в коллектор 0,7 - 1,3 МПа, для чего открыть задвижки Р-1, Р-2 и закрыть задвижки ПП-1, ПП-2. 3.14. Периодическое восстановление уровня воды в барабане осуществлять через РПК малого расхода. В дальнейшем перейти с периодического на постоянное питание котла согласно п. 2.2.11. 3.15. Увеличить согласно графику-заданию расход топлива до 20 % номинального, подключив к работе следующую группу горелок. 3.16. Контролировать температуру перегретого пара по тракту согласно п. 2.2.13. 3.17. Дальнейшее нагружение по топливу, а также операции по включению котла в магистраль осуществлять согласно пп. 2.2.14, 2.2.16 - 2.2.19. 3.18. При дальнейшем нагружении котла выполнять операции согласно пп. 2.2.20 - 2.2.22. 4. ПУСК КОТЛА ИЗ ГОРЯЧЕГО СОСТОЯНИЯ(рис. 7)
Рис. 7. График-задание пуска котла из горячего состояния: I - розжиг котла и открытие задвижек Р-1, Р-2 с подключением котла к РРОУ; II - розжиг следующих групп горелок; III - открытие байпаса задвижки П-2; IV - включение котла в магистраль, закрытие задвижек Р-1, Р-2 с отключением котла от растопочного паропровода 4.1. Убедиться в нормальной работе оборудования котла, которое не отключалось после останова. 4.2. Выполнить необходимые подготовительные операции в соответствии с указаниями пп. 2.1.1 - 2.1.7. 4.3. При сборке схемы открыть главную паровую задвижку П-1; закрыть (проверить на закрытие): - главную паровую задвижку П-2 и ее байпас; - запорную и регулирующую арматуру поверхностного пароохладителя или узла впрыска собственного конденсата; - паровые задвижки Р-1, Р-2 на линии подачи пара к растопочному паропроводу. Убедиться, что паровые задвижки Р-3, Р-4 и дроссельный клапан РРОУ открыты, растопочный паропровод прогрет и находится под давлением 0,7 - 1,3 МПа. 4.4. Установить растопочный уровень воды в барабане. 4.5. Собрать схему газовоздушного тракта котла, включить в работу тягодутьевые машины и другое вспомогательное оборудование котла в соответствии с требованиями местных инструкций. 4.6. Провентилировать газовоздушный тракт котла в течение 10 мин. 4.7. При растопке котла на мазуте установить температуру воздуха перед воздухоподогревателем на уровне 100 - 110 °С. 4.8. Непосредственно перед розжигом открыть дренажи пароперегревателя, если продолжительность останова превысила 4 ч. При менее продолжительном простое дренажи не открывать. 4.9. Растопить котел, включив в работу растопочные горелки. Расход топлива установить на уровне 20 % номинального. 4.10. С началом роста давления пара открыть задвижки Р-1, Р-2. 4.11. Перейти на постоянное питание котла согласно п. 2.2.11. 4.12. Увеличить согласно графику-заданию расход топлива последовательно до 25 и 30 % номинального примерно в темпе, указанном в п. 2.2.14, подключая к работе следующие группы горелок. 4.13. Контролировать температуру перегретого пара по тракту согласно п. 2.2.13. 4.14. Дальнейшие операции по включению котла в магистраль осуществлять согласно пп. 2.2.17 - 2.2.19. 4.15. При дальнейшем нагружении котла выполнять операции согласно пп. 2.2.20 - 2.2.22. 5. ОСТАНОВ КОТЛА С КОНСЕРВАЦИЕЙ В РЕЗЕРВ5.3. Закрыть главные паровые задвижки П-1, П-2. Задвижки ПП-1, ПП-2 продувки котла в атмосферу не открывать (п. 14 приложения 3), кроме остальных случаев работы котла на шлакующемся топливе. 5.4. Закрыть непрерывную продувку, прекратить ввод реагентов. Прекратить (полностью или частично, в зависимости от времени года) подачу пара на калориферы. 5.5. Подпитать барабан до верхнего уровня, закрыть арматуру узла питания котла. 5.6. Закрыть запорную и регулирующую арматуру узла впрыска и поверхностного пароохладителя. 5.7. Провентилировать топку и газоходы котла в течение 10 мин. Остановить тягодутьевые машины, закрыть направляющие аппараты и все шиберы по газовоздушному тракту. 5.9. Контролировать в процессе останова уровень воды в барабане, периодически подпитывая котел. 5.10. Через 4 ч после останова котла продуть нижние точки каждого коллектора в течение 2 мин. 5.11. После снижения давления примерно до 0,6 МПа поставить котел под избыточное давление от работающего деаэратора. 6. ОСТАНОВ КОТЛА С КОНСЕРВАЦИЕЙ В ДЛИТЕЛЬНЫЙ РЕЗЕРВ ИЛИ РЕМОНТ6.1. За 3 ч до останова котла отключить насосы-дозаторы реагентов. 6.2. Продуть нижние точки каждого коллектора в течение 2 мин. 6.3. Снизить паровую нагрузку на котле согласно п. 5.1. 6.4. За 15 - 20 мин до отключения котла от общего паропровода закрыть клапан на непрерывной продувке и подать гидразинно-аммиачный раствор в барабан котла (см. рис. 4). 6.5. Остановить котел согласно пп. 5.2, 5.3, 5.5 - 5.8. Дозирование раствора реагентов в барабан прекратить по достижении их необходимой концентрации в котловой воде чистого отсека. 6.6. Контролировать в процессе останова и консервации уровень воды в барабане, периодически подпитывая котел. 6.7. Через 4 ч после останова котла продуть нижние точки каждого коллектора в течение 2 мин. При проведении продувок дозировать раствор реагентов для восстановления их необходимой концентрации в котловой воде. 6.8. После снижения давления до атмосферного оставить котел в резерве без слива консервирующего раствора или для выполнения ремонтных работ раствор слить и нейтрализовать в соответствии с «Методическими указаниями по консервации теплоэнергетического оборудования: РД 34.20.591-87» (М., Ротапринт ВТИ, 1990). В последнем случае котел заполнять водой непосредственно перед пуском. 7. ОСТАНОВ КОТЛА ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ (9,8 МПа) С РАСХОЛАЖИВАНИЕМ (рис. 8)
Рис. 8. График-задание останова котла с расхолаживанием: I - II - включение схемы расхолаживания, останов котла; III - начало открытия дроссельного клапана РРОУ; IV - открытие задвижек продувки котла, дренажей пароперегревателя, закрытие задвижек сброса пара на РРОУ; V - отключение схемы расхолаживания; 1 - давление в барабане ; 2 - температура в конвективной шахте (переходном газоходе) Т; 3 - температура верхней образующей барабана, t 7.1. Подключить котел к растопочному паропроводу, для чего закрыть РД РРОУ, открыть задвижку Р-1. Постепенно открыть задвижку Р-2 и прогреть подключаемый участок паропровода. 7.2. Снизить паровую нагрузку на котле согласно п. 5.1. 7.3. Включить схему расхолаживания, для чего: - открыть вентили от верхнего коллектора на барабане останавливаемого котла и дренаж на сборке насыщенного пара. Прогреть линию; - закрыть один из вентилей от верхнего коллектора на барабане останавливаемого котла и открыть вентили от верхнего коллектора на барабане работающего. Прогреть линию; - закрыть дренаж и открыть второй вентиль к верхнему коллектору на барабане останавливаемого котла. 7.4. Остановить котел согласно п. 5.2. 7.5. Закрыть главную паровую задвижку П-2, оставив открытой задвижку П-1. 7.6. Закрыть клапан на непрерывной продувке, прекратить ввод реагентов. Прекратить подачу пара на калориферы. 7.7. В процессе расхолаживания поддерживать уровень воды в барабане. 7.8. Усилить вентиляцию топки, открыв направляющие аппараты тягодутьевых машин. Перевести переходный шибер для забора наружного воздуха на стороне всасывания дутьевого вентилятора. 7.9. Дроссельным клапаном РД РРОУ снизить давление пара в барабане котла с 9,0 до 2,0 - 1,0 МПа. Управляя им (либо задвижками ПП-1, ПП-2 продувки котла в атмосферу при неисправности РРОУ), не превышать следующие допустимые скорости снижения давления: 2,0 МПа / 10 мин в интервале от 9,0 до 5,0 МПа; 1,0 МПа / 10 мин в интервале от 5,0 до 2,0 МПа: 0,5 МПа / 10 мин в интервале от 2,0 до 1,0 МПа. При наличии расходомерного устройства ориентироваться на расход пара на РРОУ (подлежит в каждом конкретном случае уточнению). Примечание. При разности температур верхней и нижней образующими барабана более 60 °С расхолаживание котла не форсировать до стабилизации температурного режима барабана. При повышении разности температур до 80 °С расхолаживание прекратить, закупорив котел по пароводяному и газовоздушному трактам. 7.10. При давлении пара 2,0 - 1,0 МПа открыть задвижки ПП-1, ПП-2 продувки котла в атмосферу и дренажи пароперегревателя. Закрыть паровые задвижки Р-1, Р-2 и главную паровую задвижку П-1. 7.11. При температуре верхней образующей барабана 160 °С отключить схему расхолаживания, закрыв вентили на останавливаемом и работающем котлах. 7.12. При температуре воздуха в конвективной шахте (переходном газоходе) 50 °С отключить тягодутьевые машины, открыть люки, лазы на котле и газовоздушном тракте. 8. ОСТАНОВ КОТЛА С РАСХОЛАЖИВАНИЕМ БЕЗ СОХРАНЕНИЯ УРОВНЯ ВОДЫ В БАРАБАНЕ8.1. Выполнить операции согласно указаниям предыдущего раздела со следующими изменениями: - при подключении схемы расхолаживания подать пар как в верхний, так и нижний коллектор; - уровень воды в барабане не поддерживать, закрыть арматуру узла питания котла. ПРИЛОЖЕНИЕ 1ПОРЯДОК ВКЛЮЧЕНИЯ ОСНОВНЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ ПРИ ПУСКЕ КОТЛА
ПРИЛОЖЕНИЕ 2ПОРЯДОК ВКЛЮЧЕНИЯ АВТОМАТИЧЕСКИХ РЕГУЛЯТОРОВ ПРИ ПУСКЕ КОТЛА
ПРИЛОЖЕНИЕ 3ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМОВ ПУСКА И ОСТАНОВА КОТЛА1. В настоящей Инструкции рассматриваются пусковые операции применительно к схеме с поперечными связями. При пусках же по блочной схеме на ТЭС, где такая возможность предусмотрена, как, например, на котле давлением 9,8 МПа (см. рис. 1), следует руководствоваться «Типовой инструкцией по пуску из различных тепловых состояний и останову моноблока мощностью 110 МВт с турбиной Т-110/120-130 и газомазутным котлом; ТИ 34-70-048-85» (М.: СПО Союзтехэнерго, 1986). 2. В зависимости от теплового состояния оборудования пуски котла подразделяются на следующие режимы: пуск котла из холодного состояния при полностью остывших поверхностях нагрева и паропроводах. Такое состояние характерно при останове примерно на 1 сут; пуск котла из неостывшего состояния при сохранившемся давлении в барабане выше 0. Такое состояние (0 < £ 1,3 МПа) характерно при остановах на 10 ч и более в зависимости от качества тепловой изоляции котла и паропроводов, плотности газовоздушного и пароводяного тракта, режима поддержания уровня в барабане; пуск котла из горячего состояния при сохранившемся давлении в барабане более 1,3 МПа. Давление пара 1,3 МПа выбрано в качестве граничного формально, исходя из расчетного значения противодавления в коллекторе собственных нужд 0,7 - 1,3 МПа. При таком подходе при пусках из горячего состояния задвижки продувки котла в атмосферу не открываются, а продувочный пар сразу подается на РРОУ. , где , - фиксированные значения давления и расхода одной горелки (полученные при тарировке на водяном стенде мазутных форсунок или при снятии на работающем котле характеристики газовых горелок); n - количество включаемых растопочных (основных) горелок; - расчетный расход топлива (100 %). Удобнее воспользоваться графиком, построенным в соответствии с указанной формулой, по которому можно оперативно определить давление растопочного топлива в зависимости от его расхода (в процентах) и количества включенных горелок (рис. П3.1). 4. При пусках и остановах температурный контроль за барабаном осуществляется для котлов высокого давления (9,8 и 13,8 МПа).* * «Методические указания по объему технологических измерений, сигнализации и автоматического регулирования на тепловых электростанциях. РД 34.35.101-88», СПО Союзтехэнерго, М., 1988.
Рис. П3.1 График для определения давления растопочного топлива: 1 - n = 2; 2 - n = 4; 3 - n = 6, где n - количество включенных горелок Соответствующие требования ПТЭ (15-е изд., § 4.3.17) по организации контроля за барабаном на котлы давлением 3,9 МПа не распространяются в связи с пониженными величинами суммарных температурных напряжений в барабане с уменьшенной толщиной стенки. Поэтому далее вопросы прогрева и расхолаживания барабана рассматриваются прежде всего относительно котлов 9,8 МПа. Замедленный при пусках из холодного состояния рост начального давления пара обеспечивается за счет полного открытия задвижек продувки котла в атмосферу. Сочетание начальной форсировки по топливу 10 % и пропускной способности продувочных линий (диаметры паропроводов выбираются равными 50 ¸ 100 мм) позволяет выдерживать допустимый темп прогрева барабана. Этот критерий, как и другие, был пересмотрен на техническом совещании по вопросу оценки термонапряженного состояния барабана котлов высокого давления при пусках, остановах и переменных режимах 22 - 24 мая 1990 г. Вместо контроля скорости повышения температуры насыщения предлагается контролировать скорость повышения температуры по нижней образующей барабана, где и сосредоточиваются трещины. Одновременно пересмотрен временной интервал изменения параметра: за базу принят удлиненный интервал времени 10 мин, скорость определяется как средняя за 10 мин и сравнивается с допустимой [] = 30 °С /10 мин. Тем самым не принимаются в расчет возможные более высокие скорости прогрева, но за более короткий промежуток времени (п. 4.3.17 ПТЭ, 15-ое издание). Следует иметь в виду, что во время растопки практически невозможно регулировать скорость повышения температуры металла барабана подачей топлива или прикрытием задвижек продувки. Значения форсировок по топливу котла должны быть выданы в графиках-заданиях. Соблюдение другого критерия - допустимой разности температур между верхней и нижней образующими барабана 60 °С, как правило, при пусках обеспечивается (либо в отдельных пусках из холодного состояния может быть незначительно превышено). Поэтому включение системы прогрева барабана не является обязательной пусковой операцией. При пусках из горячего состояния, когда условия прогрева барабана не являются лимитирующими, начальная форсировка по топливу выбирается равной 20 % номинального расхода. При этом дренажи пароперегревателя не открываются, а сброс пара осуществляется через РРОУ. 5. Динамика нагружения котла по топливу (в процентах номинального расхода) при пусках из холодного, неостывшего и горячего состояний от начальной форсировки по топливу до включения котла в магистраль унифицирована и представлена в таблице в дискретном виде.
6. Заполнение неостывшего барабанного котла для проведения растопки разрешается при температуре металла верха опорожненного барабана не выше 160 °С. Это связано с тем, что при заполнении деаэрированной водой ( ³ 100 °С) температура нижней образующей барабана может снизиться до 80 °С. В этом случае разность температур между верхней и нижней образующими не превышает допустимого значения, которое при останове котла составляет 80 °С (см. п. 17). Ранее предлагалось при заполнении неостывшего котла контролировать температуру воды перед барабаном, которая не должна отличаться более чем на 40 °С от температуры металла низа барабана. Однако выполнить это требование можно лишь в случае, если первая порция воды направляется помимо барабана. Существующие схемы подачи воды в барабан котла обычно такой возможности не предусматривают. Тем не менее, при разработке схемы контроля за температурным состоянием барабана решено измерение температуры воды перед барабаном сохранить; также сохранен и контроль за температурой насыщения. Заполнение барабана для гидроопрессовки запрещается, если температура металла верха опорожненного барабана превышает 140 °С. 7. Выходной границей пусковой схемы котла на давление 9,8 МПа по пару принимается главная паровая задвижка П-2. Поэтому операции с паровыми задвижками П-3 и П-4 в настоящей Инструкции не рассматриваются. 8. Технология пусков и остановов ориентирована на использование пара в коллекторе собственных нужд на давление 0,7 - 1,3 МПа. Порядок подключения котла к коллектору собственных нужд определяется тем, что растопочный коллектор находится в горячем резерве, т.е. открыты паровые задвижки до РРОУ и за ним и его дроссельный клапан РД, а также тупиковый дренаж на самом коллекторе. Поддержание растопочного коллектора в горячем резерве упрощает операции по его подключению, особенно при остановах с расхолаживанием. 9. Наблюдающиеся на ряде ТЭЦ повреждения топочных экранов, как правило, связаны с серьезными нарушениями воднохимического режима. Одним из средств, направленных на повышение надёжности эксплуатации экранных труб, является увеличение продолжительности периодической продувки нижних точек, особенно при пуске котла из холодного состояния при наиболее низком качестве котловой воды. В настоящей Типовой инструкции продолжительность продувок при пусках и остановах предлагается увеличить до 2 мин (общепринятое значение допустимой продолжительности составляет не более 30 с). Увеличение продолжительности продувки нижних точек для котлов на давление 13,8 МПа, рекомендовано Информационным письмом № 2/95. «Усовершенствование периодической продувки барабанных котлов высокого давления 15,2 - 16,2 МПа» (М.: СПО ОРГРЭС, 1995), возможно распространить и на котлы на давление 9,8 и 3,9 МПа. Для котлов тех же ТЭЦ, где повреждений экранов не наблюдается, нет и причин для корректировки принятого на этих станциях режима периодической продувки. Ранее включение непрерывной продувки, предлагаемое в разд. 2 настоящей Инструкции, усиливает обмен котловой воды и способствует улучшению ее качества. 10. В Информационном письме № 2/95 рекомендуется для повышения эффективности удаления шлама из нижних коллекторов применять модернизированную схему продувки нижних коллекторов в вариантах с тремя, четырьмя водоопускными трубами (рис. П3.2).
Рис. П3.2. Схема продувки нижних коллекторов: а - вариант с 3 водоопускными трубами (заводской штуцер отглушить); б - вариант с 4 водоопускными трубами (с сохранением заводской дренажной линии в центре коллектора) Подобную модернизацию рекомендуется применить и на котлах на давление 9,8 и 3,9 МПа. В этом случае возможно сократить продолжительность и увеличить периодичность продувки. 11. В отличие от котлов блочной компоновки на котлах, подключаемых к магистрали, практически не требуется регулирования температуры свежего пара вплоть до выхода на номинальные параметры, после чего включается штатная система регулирования. На графиках-заданиях рост температуры свежего пара в процессе пуска условно изображен прямой линией.
Рис. П3.3. Распределение температур по тракту пароперегревателя: 1 - рекомендуемый режим; 2 - эксплуатационный режим; 3 - впрыск 1 (65, исп. 5); 4 - впрыск 2 (20, исп. 1) 13. В зависимости от применяемой технологии остановы котла подразделяются на: останов котла с консервацией в резерв; останов котла с консервацией в длительный резерв или ремонт; останов котла высокого давления 9,8 МПа с расхолаживанием; аварийный останов. Технология останова котла принята максимально упрощенной и предусматривает разгрузку котла на примерно номинальных параметрах до нижнего предела регулировочного диапазона1 с последующим его погашением и отключением от магистрального паропровода. 1 Соответствует условию сохранения неизменным состава работающего оборудования и должен быть указан в местной инструкции (п. 4.5.4 ПТЭ, 15-е изд.). Чтобы сохранить давление пара при останове, задвижки продувки котла в атмосферу не открываются. Требование, содержащееся в «Объеме и технических условиях на выполнение технологических защит теплоэнергетического оборудования электростанций с поперечными связями и водогрейных котлов» (М.: СПО Союзтехэнерго, 1987) об открытии задвижек продувки при остановах котла пересмотрено и при перечислении действий, выполняемых технологической защитой, эта операция не упомянута (Циркуляр № Ц-01-91 (Т) «О внесении изменений в схемы технологических защит теплоэнергетического оборудования действующих ТЭС». - М.: СПООРГРЭС, 1991). Достаточно ограничиться дистанционным управлением задвижек продувки. 15. При выводе оборудования в длительный ремонт или резерв (например, на период весенне-летних ремонтов либо простоев) данной Типовой инструкцией предусматривается консервация его гидразином с аммиаком в режиме останова котла соответственно со сливом или сохранением раствора. Возможны и другие способы консервации. 16. Останов с расхолаживанием котла и паропроводов применяется при необходимости ремонта поверхностей нагрева в топке, газоходах, конвективной шахте. С погашением котла тягодутьевые машины остаются в работе на весь период расхолаживания. Расхолаживание барабана паром соседнего котла (через перемычки) выполняется как с поддержанием уровня воды в барабане, так и без уровня. Основным режимом считается останов с сохранением уровня. Такой режим позволяет избежать возможных колебаний температур металла в очках опускных труб барабана вследствие упуска уровня. В этом режиме пар на расхолаживание подается только в верхние коллекторы. Режим останова без сохранения уровня выполняется при возникновении аварийных ситуаций, препятствующих подаче воды в котел. Пар на расхолаживание подается и в нижние коллекторы, что помимо основного назначения должно также способствовать снижению размаха возможного колебания температуры в очках опускных труб. С помощью РРОУ регулируется темп снижения давления пара, сбрасываемого в коллектор собственных нужд. При давлении ниже 2,0 МПа сброс пара переводится на полностью открытую линию продувки котла в атмосферу. 17. Темп снижения давления пара должен выдерживаться таким образом, чтобы не превысить допустимую скорость понижения температуры нижней образующей барабана, которая при останове составляет [¯V] = 20 °С /10 мин. Разность температур между верхней и нижней образующими барабана при этом не должна превышать 80 °С. 18. Останов с расхолаживанием котлов, барабаны которых не оборудованы соответствующими средствами, в Инструкции не рассматривается. При выводе таких котлов в ремонт следует продолжать руководствоваться указаниями ПТЭ (13-ое издание): пуск дымососа для расхолаживания разрешается не ранее чем через 10 ч. ПРИЛОЖЕНИЕ 4ОБЪЕМ ТЕМПЕРАТУРНОГО КОНТРОЛЯКонтроль за температурным режимом пароперегревателя при пусках котла целесообразно осуществлять штатными гильзовыми термопарами, установленными на выходе из отдельных ступеней, отказавшись от измерений с помощью термопар, установленных на витках. В пусковых режимах в первую очередь необходимо обеспечить контроль за температурой пара в первых ступенях пароперегревателя как наиболее теплонапряженных поверхностях нагрева в таких режимах, а также за температурами пара на выходе из котла по обоим потокам. Указанные измерения рекомендуется вывести на автоматическую регистрацию. Существующий контроль за температурами металла барабана (для котлов высокого давления 9,8 МПа) должен быть приведен в соответствие с требованиями приложения 2 разд. 1.6 «Сборника распорядительных документов по эксплуатации энергосистем (Теплотехническая часть). Часть 1» (М.: СПООРГРЭС, 1991): сокращено количество измерений температур по барабану «верх-низ» до шести (по центру и в крайних сечениях); предусмотрено измерение температуры насыщения установкой гильзовых либо поверхностных термопар на пароотводящей и водоспускной трубах барабана; предусмотрено измерение температур питательной воды за экономайзером (для контроля при заполнении барабана).
СОДЕРЖАНИЕ
|