ГОСТ 26021-83 МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ УКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ ТОПЛИВА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ И МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
ИПК ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Издание (декабрь 2002 г.) с Изменением № 1, утвержденным в июне 1989 г (ИУС 11-89) Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 17 декабря 1983 г. № 6097 дата введения установлена 01.01.85 Ограничение срока действия снято по протоколу № 4-93 Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 4-94) Настоящий стандарт распространяется на электрические дистанционные указатели уровня топлива, предназначенные для установки на автомобили общего назначения и состоящие из датчика реостатного типа и показывающего прибора. Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 3043-81. Стандарт не распространяется на указатели уровня топлива, разработанные до 01.01.85. (Измененная редакция, Изм. № 1). 1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ1.1. Указатели уровня топлива должны соответствовать требованиям ГОСТ 3940-84, ГОСТ 25651-83, настоящего стандарта и нормативно-технической документации на указатели уровня топлива конкретного типа. 1.2. Основная погрешность указателей уровня топлива не должна превышать значений, указанных в таблице.
(Измененная редакция, Изм. № 1). 1.3. Дополнительная температурная погрешность не должна превышать +2 % на каждые 10 °С изменения температуры окружающей среды от (20+5) °С в диапазоне рабочих температур. 1.4. Указатели уровня топлива должны быть работоспособны в диапазоне температур от минус 50 °С до плюс 60 °С. 1.5. Указатели уровня топлива должны изготавливаться на номинальное напряжение 12 и 24 В постоянного тока. 1.6. Дополнительная погрешность от изменения напряжения сети и от изменения монтажного положения должна быть указана в нормативно-технической документации на указатели уровня топлива конкретного типа. Отдельные погрешности показывающего прибора и датчика должны быть указаны в нормативно-технической документации на указатели уровня топлива конкретного типа. 1.7. Присоединительные размеры показывающего прибора - по ГОСТ 6758-76. Присоединительные размеры датчика должны быть указаны в нормативно-технической документации на указатели уровня топлива конкретного типа. 1.8. Шкала должна предусматривать не менее трех отметок, соответствующих пустому, наполовину заполненному и полному баку («Пустой», «Половина» и «Полный»). (Измененная редакция, Изм. № 1). 1.9. Элементы верхней части датчика, находящиеся вне топливного бака, места выхода выводных клемм на крышке и поплавок должны быть герметичны при давлении 20 кПа. 1.10. Датчики должны быть стойкими к воздействию топлива. 1.11. Монтажные положения датчика и показывающего прибора должны быть указаны в нормативно-технической документации на указатели уровня топлива конкретного типа. 1.12. Указатели уровня топлива допускается дополнительно оснащать устройством, сигнализирующим о критическом уровне топлива. 1.13. Указатели уровня топлива должны выдерживать вибрационные и ударные нагрузки по ГОСТ 3940-84. 1.14. Датчики должны выдерживать не менее 130000 циклов полных перемещений поплавка. 1.15. Номенклатура и значения показателей надежности должны обеспечивать показатели надежности автомобиля, для которого предназначен прибор. 1.14, 1.15. (Измененная редакция, Изм. № 1). 2. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ2.1. Проверку соответствия указателей уровня топлива пп. 1.8, 1.12 следует проводить внешним осмотром и сличением с рабочими чертежами. 2.2. Определение основной погрешности указателя уровня топлива (п. 1.2) следует проводить следующим образом: указатель выдерживают не менее 3 мин при верхнем положении поплавка, затем плавно опускают (опорожняют бак), а затем поднимают (наполняют бак) поплавок, фиксируя его в контрольных положениях. Погрешность показаний определяют по прибору. Смещение стрелки прибора от контрольной точки в процентах от всей длины шкалы не должно превышать значений, указанных в таблице. (Измененная редакция, Изм. № 1). 2.3. Определение дополнительной температурной погрешности указателя уровня топлива (п. 1.3) - по ГОСТ 25651-83. 2.4. Проверку работоспособности указателей уровня топлива на соответствие требованиям п. 1.4 следует проводить путем последовательного выдерживания указателей уровня топлива под током при положении стрелки на точке «Половина» в течение 3 ч в термостате при температуре (60+3) °С, а затем в камере холода без нагрузки при температуре минус (50+3) °С. Напряжение электроцепи должно быть соответственно 12 или 24 В. Во время нахождения в термостате или холодильной камере указатели уровня топлива, включенные в электрическую цепь, должны работать при всех положениях рычага. Работоспособность указателей уровня топлива в холодильной камере проверяется через 3 мин после включения в электрическую цепь. 2.5. Проверку присоединительных размеров (п. 1.7) следует проводить с помощью средств измерений, погрешность которых не превышает 25 % допускаемого отклонения контролируемого размера. 2.6. Проверку на герметичность верхней части датчика (п. 1.9) и мест соединения выводных клемм с крышкой следует проверять на специальной установке, имеющей резервуар. В резервуаре создают избыточное давление 20 кПа и одновременно верхнюю часть датчика заливают водой. После выдержки датчика в течение 30 мин под давлением не должно наблюдаться отделяющихся пузырьков воздуха в местах соединения крышки с выводными клеммами и другими деталями датчика, находящимися на наружной части бензобака. 2.4-2.6. (Измененная редакция, Изм. № 1). 2.7. Испытание датчика на стойкость к воздействию топлива (п. 1.10) следует проводить в течение 72 ч в испытательной среде. Датчик должен оставаться работоспособным и не должен иметь никаких деформаций. 2.8. Испытание указателей уровня топлива на вибрационные и ударные нагрузки (п. 1.13) - по ГОСТ 3940-84. 2.9. Испытание на соответствие требованиям п. 1.14 следует проводить при номинальном монтажном положении датчика. Поплавок должен перемещаться плавно с частотой подъема от 10 до 15 в минуту между предельными значениями «Пустой» и «Полный». СОДЕРЖАНИЕ
|