ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ АМОРТИЗАТОРЫ БОРТОВОГО ТИПЫ, ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ,
РАЗМЕРЫ ГОСТ 21467-81 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ Москва ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 7 августа 1981 г. № 3710 срок введения установлен с 01.07.1982 г. до 01.07.1987 г. Несоблюдение стандарта преследуется по закону Настоящий стандарт устанавливает типы, основные параметры, размеры и технические требования к амортизаторам бортового оборудования летательных аппаратов (далее - амортизаторам), предназначенным для защиты бортового оборудования от воздействия вибрации и ударов, действующих в любом направлении. Стандарт не распространяется на амортизаторы космических аппаратов (искусственные спутники, межпланетные станции, орбитальные корабли и станции и т.д.). Термины, применяемые в стандарте, и пояснения к ним приведены в справочном приложении 1. 1. ТИПЫ, ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ1.1. В зависимости от условий эксплуатации амортизаторы подразделяют на семь типов. Амортизаторы всех типов изготовляют двух исполнений: 1 - цельнометаллические; 2 - резинометаллические. Каждое исполнение амортизаторов подразделяют на 13 типоразмеров. 1.2. Основные параметры амортизаторов приведены в табл. 1. Таблица 1
Примечания: 1. Обозначения и направления координатных осей - по ГОСТ 20058-80. 2. Пиковые ударные ускорения для амортизаторов типов 1 - 3 и 7 по осям ОХ и OZ составляют 70 % от значений по оси OY. 3. Пиковые ударные ускорения для амортизаторов типов 4 - 6 по осям ОХ и OZ составляют 80 % от значений по оси OY. 4. Требования, задаваемые по ТЗ на разработку конкретных типов амортизаторов, предъявляет заказчик. 5. Для цельнометаллических амортизаторов (исполнение 1) допускается один повторный резонанс в диапазоне высоких частот с шириной полосы Δf ≤ 50 Гц. 6. Значения максимальных амплитуд выходных вибрационных ускорений в зарезонансной зоне и выходных ударных ускорений устанавливают в технических заданиях на разработку. 7. Виброзащитные характеристики амортизаторов, предназначенных для защиты самолетного оборудования, приведены в рекомендуемом приложении 2. 1.3. Диапазоны весовых нагрузок амортизаторов должны соответствовать указанным в табл. 2. Таблица 2
1.4. Присоединительные размеры амортизаторов должны соответствовать указанным на черт. 1 - 3 и в табл. 3. Черт. 1
Черт. 2 Черт. 3 Таблица 3 мм
1.5. Предельные отклонения размеров, координирующих оси отверстий - по ГОСТ 14140-81. (Измененная редакция, Изм. № 1). 1.6. Объем и масса амортизаторов должны соответствовать указанным в табл. 4. Таблица 4
Пример условного обозначения амортизатора типа 2, исполнения 1, типоразмера 3: Амортизатор 2-1-3 ГОСТ 21467-81 2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ2.1. Амортизаторы должны быть изготовлены в соответствии с требованиями настоящего стандарта по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке. 2.2. Амортизаторы должны быть стойкими, прочными и устойчивыми к внешним воздействующим факторам, характеристики которых приведены в табл. 5. Таблица 5
(Измененная редакция, Изм. № 1). Примечание. Для амортизаторов 6-го типа допускается воздействие многократных ударов, превышающее установленное в табл. 5. Характеристики их должны быть оговорены в технических заданиях на разработку амортизаторов. 2.3. Амортизаторы должны быть стойкими к циклическим изменениям температур от предельной повышенной до предельной пониженной. 2.4. Амортизаторы должны быть общеклиматического исполнения. 2.5. - 2.8. (Исключены, Изм. № 1). 2.9. Амортизаторы в упакованном виде и в составе изделия должны быть прочными при транспортировании всеми видами транспорта на любое расстояние. 2.10. Назначенный ресурс амортизаторов должен быть: не менее ресурса до первого ремонта летательного аппарата - для типов 1, 2, 3 и 7; 400 ч - для типов 4 и 5; 1 ч - для типа 6. 2.11. Назначенный срок службы амортизаторов всех типов - 10 лет. 2.12. Назначенный срок хранения амортизаторов всех типов - 4 года. ПРИЛОЖЕНИЕ 1Справочное ТЕРМИНЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В СТАНДАРТЕ, И ПОЯСНЕНИЯ К НИМ
(Измененная редакция, Изм. № 1). ПРИЛОЖЕНИЕ 2Рекомендуемое ВИБРОЗАЩИТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АМОРТИЗАТОРОВ ДЛЯ САМОЛЕТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ По виброзащитным свойствам самолетные амортизаторы делят на: низко-, средне- и высокочастотные. Кривые А, В и С (чертеж) определяют виброзащитные свойства соответственно низко-, средне- и высокочастотных амортизаторов в относительных величинах, т.е. амплитудно-частотных характеристиках и абсолютных величинах - максимальных уровнях спектральной плотности в диапазоне высоких частот.
λ - коэффициент динамичности; ξ - максимально допустимый уровень спектральной плотности стационарного случайного процесса в диапазоне высоких частот. Значения частот fa, fb и fc определяют при испытаниях конкретных типов амортизаторов, исходя из уровня вибрационного воздействия на входе амортизатора. Низкочастотные амортизаторы (кривая А) используются для защиты оборудования на вертолетах. СОДЕРЖАНИЕ
|