Vehicle airborne equipment shock absorbers. Types and main characteristics. Technical requirements 
На главную | База 1 | База 2 | База 3

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
СОЮЗА ССР

АМОРТИЗАТОРЫ БОРТОВОГО
ОБОРУДОВАНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ
АППАРАТОВ

ТИПЫ, ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ, РАЗМЕРЫ
И ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

ГОСТ 21467-81

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ

Москва

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

АМОРТИЗАТОРЫ БОРТОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

Типы, основные параметры, размеры и технические требования

Vehicle airborne equipment shock absorbers.
Types, main characteristics, dimensions and technical requirements

ГОСТ
21467-81

Взамен
ГОСТ 21467-76

Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 7 августа 1981 г. № 3710 срок введения установлен

с 01.07.1982 г.

до 01.07.1987 г.

Несоблюдение стандарта преследуется по закону

Настоящий стандарт устанавливает типы, основные параметры, размеры и технические требования к амортизаторам бортового оборудования летательных аппаратов (далее - амортизаторам), предназначенным для защиты бортового оборудования от воздействия вибрации и ударов, действующих в любом направлении.

Стандарт не распространяется на амортизаторы космических аппаратов (искусственные спутники, межпланетные станции, орбитальные корабли и станции и т.д.).

Термины, применяемые в стандарте, и пояснения к ним приведены в справочном приложении 1.

1. ТИПЫ, ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ

1.1. В зависимости от условий эксплуатации амортизаторы подразделяют на семь типов. Амортизаторы всех типов изготовляют двух исполнений: 1 - цельнометаллические; 2 - резинометаллические. Каждое исполнение амортизаторов подразделяют на 13 типоразмеров.

1.2. Основные параметры амортизаторов приведены в табл. 1.

Таблица 1

Наименование параметра

Норма для типа

1

2

3

4

5

6

7

Синусоидальная вибрация на входе амортизатора по осям OX, OY и OZ:

амплитуда ускорения, м·с-2 (g)

98,1 (10)

294 (30)

-

-

-

19,6 (2)

амплитуда перемещения, мм

1,25

2,5

5

-

-

-

2,5

диапазон частот, Гц

5 - 2000

-

-

-

5 - 500

Случайная вибрация на входе амортизатора по осям OX, OY и OZ:

среднее квадратичное ускорение, м·с-2 (g)

-

-

-

226 (23)

117 (12)

-

диапазон частот, Гц

-

-

-

1 - 2000

1 - 2000

-

Максимальный коэффициент динамичности в зоне резонанса:

для исполнения 1

4

для исполнения 2

5

Механический удар многократного действия на входе амортизатора по оси OY:

пиковое ударное ускорение, м·с-2 (g)

78 (8)

147 (15)

59 (6)

294 (30)

343 (35)

59 (6)

длительность действия ударного ускорения, мс

20

15

5 - 10

5 - 10

20

Виброудар многократного действия на входе амортизатора по осям OX, OY и OZ:

ускорение, м·с-2 (g)

-

-

-

59 (6)

294 (30)

По техническому заданию на разработку амортизаторов (далее по ТЗ)

-

время достижения максимального значения, мс

-

-

-

20

По ТЗ

-

длительность воздействия, мс

-

-

-

200

По ТЗ

-

Линейное ускорение по осям OX, OY и OZ:

значение линейного ускорения, м·с-2 (g)

98,1 (10)

147 (15)

по ТЗ

196 (20)

98,1 (10)

Примечания:

1. Обозначения и направления координатных осей - по ГОСТ 20058-80.

2. Пиковые ударные ускорения для амортизаторов типов 1 - 3 и 7 по осям ОХ и OZ составляют 70 % от значений по оси OY.

3. Пиковые ударные ускорения для амортизаторов типов 4 - 6 по осям ОХ и OZ составляют 80 % от значений по оси OY.

4. Требования, задаваемые по ТЗ на разработку конкретных типов амортизаторов, предъявляет заказчик.

5. Для цельнометаллических амортизаторов (исполнение 1) допускается один повторный резонанс в диапазоне высоких частот с шириной полосы Δf ≤ 50 Гц.

6. Значения максимальных амплитуд выходных вибрационных ускорений в зарезонансной зоне и выходных ударных ускорений устанавливают в технических заданиях на разработку.

7. Виброзащитные характеристики амортизаторов, предназначенных для защиты самолетного оборудования, приведены в рекомендуемом приложении 2.

1.3. Диапазоны весовых нагрузок амортизаторов должны соответствовать указанным в табл. 2.

Таблица 2

Типоразмер амортизатора

Диапазон весовых нагрузок, Н (кгс)

1

0,3 - 1,2 (0,03 - 0,12)

2

1,0 - 3,5 (0,10 - 0,35)

3

3,0 - 10,0 (0,30 - 1,00)

4

8,0 - 25,0 (0,80 - 2,50)

5

20,0 - 50,0 (2,00 - 5,00)

6

45,0 - 98,0 (4,50 - 10,00)

7

88,5 - 157,0 (9,00 - 16,00)

8

147,0 - 245,0 (15,00 - 25,00)

9

215,0 - 390,0 (22,00 - 40,00)

10

343,0 - 588,0 (35,00 - 60,00)

11

538,0 - 785,0 (55,00 - 80,00)

12

735,0 - 1176,0 (75,00 - 120,00)

13

1078,0 - 1470,0 (110,00 - 150,00)

1.4. Присоединительные размеры амортизаторов должны соответствовать указанным на черт. 1 - 3 и в табл. 3.

Черт. 1

Черт. 2

Черт. 3

Таблица 3

мм

Типоразмер амортизатора

А

d

d1

d2

d3

1 - 3

25

3,2Н12

4,2Н12

М4 - 5Н6Н

М5-6е

4 - 6

35

4,3Н12

6,2Н12

М6 - 5Н6Н

М8-6е

7, 8

45

5,3Н12

10,2Н12

М10 - 5Н6Н

М12-6е

9, 10

54

6,4Н12

12,3Н12

M12 - 5Н6Н

М16-6е

11 - 13

88

8,4Н12

16,3Н12

М16 - 5Н6Н

М20-6е

1.5. Предельные отклонения размеров, координирующих оси отверстий - по ГОСТ 14140-81.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

1.6. Объем и масса амортизаторов должны соответствовать указанным в табл. 4.

Таблица 4

Типоразмер амортизатора

Объем, см3

Масса, кг

не более

1 - 3

15

0,025

4 - 6

60

0,060

7, 8

100

0,200

9, 10

200

0,400

11 - 13

950

1,000

Пример условного обозначения амортизатора типа 2, исполнения 1, типоразмера 3:

Амортизатор 2-1-3 ГОСТ 21467-81

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. Амортизаторы должны быть изготовлены в соответствии с требованиями настоящего стандарта по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.

2.2. Амортизаторы должны быть стойкими, прочными и устойчивыми к внешним воздействующим факторам, характеристики которых приведены в табл. 5.

Таблица 5

Воздействующий фактор

Норма для типа

1

2

3

4

5

6

7

Синусоидальная и случайная вибрации, механический удар и виброудар многократного действия, линейное ускорение

По табл. 1

Механический удар одиночного действия:

пиковое ударное ускорение, м·с-2 (g)

147 (15)

По ТЗ

981 (100)

1470 (150)

147 (15)

длительность действия ударного ускорения, мс

15

1 - 3

0,3 - 1

15

Виброудар одиночного действия:

ускорение, м·с-2 (g)

-

-

-

981 (100)

По ТЗ

-

время достижения максимального значения, мс

-

-

-

2

По ТЗ

-

длительность воздействия, мс

-

-

-

20

По ТЗ

-

Акустический шум:

диапазон частот, Гц

50 - 10000

уровень звукового давления относительно 2·10-5 Па), дБ

150

160

170

150

Атмосферное пониженное давление: рабочее давление до, кПа (мм рт. ст.)

0,67 (5)

По ТЗ

26,7 (200)

Повышенная температура среды, ºС:

рабочая

+60

По ТЗ

+60

+55

+60

рабочая кратковременная

+70

По ТЗ

-

-

+70

предельная

+125

По ТЗ

+85

+65

+85

Пониженная температура среды, °С:

рабочая

-60

-55

-50

-60

предельная

-60

Повышенная относительная влажность, %

100

98 - 100

100

98

100

при температуре, °С

+35

+55

+35

+25

+35

Атмосферные конденсированные осадки (роса и внутреннее обледенение):

Относительная влажность при температуре 28 °С, %, не менее

95

пониженная температура, °С

-30

пониженное давление, кПа (мм рт. ст.), не менее

22,67 (170)

Соляной (морской) туман:

водность, г∙м-3

2 - 3

температура, °С

+35

Статическая пыль (песок):

влажность относительная пониженная, %

50

скорость циркуляции, м∙с-1

0,5 - 10,0

массовая концентрация, г∙м-3

3

Динамическая пыль (песок):

влажность относительная пониженная, %

50

скорость циркуляции, м∙с-1

10 - 15

массовая концентрация, г∙м-3

5

Солнечное излучение:

интегральная плотность потока излучения, Вт∙м-2

1125

плотность ультрафиолетового потока, Вт∙м-2

68

спектр ультрафиолетового излучения, мкм

0,28 - 0,40

температура, °С

+55

Плесневые грибы:

повышенная влажность, %

95 - 98

температура, °С

+29

(Измененная редакция, Изм. № 1).

Примечание. Для амортизаторов 6-го типа допускается воздействие многократных ударов, превышающее установленное в табл. 5. Характеристики их должны быть оговорены в технических заданиях на разработку амортизаторов.

2.3. Амортизаторы должны быть стойкими к циклическим изменениям температур от предельной повышенной до предельной пониженной.

2.4. Амортизаторы должны быть общеклиматического исполнения.

2.5. - 2.8. (Исключены, Изм. № 1).

2.9. Амортизаторы в упакованном виде и в составе изделия должны быть прочными при транспортировании всеми видами транспорта на любое расстояние.

2.10. Назначенный ресурс амортизаторов должен быть:

не менее ресурса до первого ремонта летательного аппарата - для типов 1, 2, 3 и 7;

400 ч - для типов 4 и 5;

1 ч - для типа 6.

2.11. Назначенный срок службы амортизаторов всех типов - 10 лет.

2.12. Назначенный срок хранения амортизаторов всех типов - 4 года.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Справочное

ТЕРМИНЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В СТАНДАРТЕ, И ПОЯСНЕНИЯ К НИМ

Термин

Пояснение

Коэффициент динамичности на заданной частоте (коэффициент динамичности)

Отношение значения максимальной амплитуды виброускорения на выходе амортизатора, нагруженного в диапазоне весовых нагрузок, к значению максимальной амплитуды виброускорения воздействующей вибрации на входе амортизатора

Назначенный ресурс

По ГОСТ 27.002-83

Назначенный срок службы

По ГОСТ 27.002-83

Назначенный срок хранения

По ГОСТ 27.002-83

Длительность ударного импульса

По ГОСТ 16962-71

Спектральная плотность стационарного случайного процесса

По ГОСТ 21878-76

(Измененная редакция, Изм. № 1).

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Рекомендуемое

ВИБРОЗАЩИТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АМОРТИЗАТОРОВ ДЛЯ САМОЛЕТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

По виброзащитным свойствам самолетные амортизаторы делят на: низко-, средне- и высокочастотные.

Кривые А, В и С (чертеж) определяют виброзащитные свойства соответственно низко-, средне- и высокочастотных амортизаторов в относительных величинах, т.е. амплитудно-частотных характеристиках и абсолютных величинах - максимальных уровнях спектральной плотности в диапазоне высоких частот.

λ - коэффициент динамичности;

ξ - максимально допустимый уровень спектральной плотности стационарного случайного процесса в диапазоне высоких частот.

Значения частот fa, fb и fc определяют при испытаниях конкретных типов амортизаторов, исходя из уровня вибрационного воздействия на входе амортизатора.

Низкочастотные амортизаторы (кривая А) используются для защиты оборудования на вертолетах.

СОДЕРЖАНИЕ