Connecting devices for technical means for fueling, pumping, loading-unloading, transport and storage of raw oil and petroleum products. Types, basic parameters and sizes. General technical requirements 
На главную | База 1 | База 2 | База 3

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

 

УСТРОЙСТВА ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ
ДЛЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
ЗАПРАВКИ, ПЕРЕКАЧКИ, СЛИВА-НАЛИВА,
ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ И ХРАНЕНИЯ
НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ

ТИПЫ, ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ

ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

 

ГОСТ 20772-81

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ

Москва

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

УСТРОЙСТВА ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЗАПРАВКИ, ПЕРЕКАЧКИ, СЛИВА-НАЛИВА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ И ХРАНЕНИЯ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ

Типы. Основные параметры и размеры. Общие технические требования

Connecting devices for technical means for fueling, pumping, loading-unloading, transport and storage of raw oil and petroleum products. Types, basic parameters and sizes. General technical requirements

ГОСТ
20772-81
*

Взамен
ГОСТ 20772-75

Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 19 мая 1981 г. № 2457 срок введения установлен

Проверен в 1986 г. Постановлением Госстандарта СССР от 26.09.86 № 2893 срок действия продлен

с 01.07.82

до 01.07.90

* Переиздание (март 1989 г.) с Изменением1, утвержденным в сентябре 1986 г. (ИУС 12-86).

Несоблюдение стандарта преследуется по закону

Настоящий стандарт распространяется на присоединительные устройства технических средств заправки, перекачки, слива-налива, транспортирования и хранения при осуществлении сливо-наливных операций с нефтью, нефтепродуктами и балластной водой и на полевые сборно-разборные трубопроводы.

Стандарт не распространяется на присоединительные устройства для заправки кораблей, судов, самолетов и вертолетов, а также трубопроводы и средства перекачки с присоединительными устройствами типа МПТ.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

1. ТИПЫ, ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ

1.1. В зависимости от способа соединения присоединительные устройства должны изготовляться пяти типов, указанных в табл. 1.

Таблица 1

Тип соединения

Условный проход Dу

Условное давление ру, МПа

Присоединительные размеры

Область применения

Назначение

1 - резьбовое

25

0,4; 0,63

Рекомендуемое приложение 1

Сливно-наливные патрубки передвижных стальных и резинотканевых резервуаров; напорные и всасывающие патрубки насосов и сливно-наливные патрубки автоцистерн, автотопливомаслозаправщиков, автотопливозаправщиков, средств перекачки; отводные патрубки полевых сборно-разборных трубопроводов для присоединения резинотканевых рукавов

Для соединения с деталями сливно-наливных систем

40; 50*

Приемно-отливные патрубки грузовой системы морских нефтеналивных судов

65*

Напорные и всасывающие патрубки автоцистерн, автотопливомаслозаправщиков, автотопливозаправщиков, средств перекачки и резино-тканевых резервуаров

2-фланцевое

80; 100; 150

1,0; 1,6

Рекомендуемое приложение 1

Сливно-наливные патрубки передвижных стальных и резинотканевых резервуаров; напорные и всасывающие патрубки насосов и сливно-наливные патрубки автоцистерн, автотопливомаслозаправщиков, автотопливозаправщиков, средств перекачки; отводные патрубки полевых сборно-разборных трубопроводов для присоединения резинотканевых рукавов

Для соединения с ответными фланцами трубопроводной арматуры и шлангующими устройствами (стендерами)

100; 150; 200; 250; 300; 350; 400; 500

ГОСТ 1536-76

Приемно-отливные патрубки грузовой системы морских, речных нефтеналивных судов и береговых трубопроводов

3 - раструбное

100; 150; 200

6,3

Рекомендуемое приложение 1

Полевые сборно-разборные трубопроводы и патрубки их средств перекачки

Для соединения трубопроводов

4 - механические захваты

150; 175; 200

0,4; 1,0

ГОСТ 18194-79

Установки для слива-налива нефти и нефтепродуктов железнодорожных вагонов-цистерн

Для соединения с универсальными приборами железнодорожных вагонов цистерн и автоцистерн (при нижнем сливе-наливе)

65; 80; 100

0,4

-

Установки для нижнего слива-налива автоцистерн и резервуаров

Для соединения с универсальными приборами железнодорожных вагонов-цистерн и автоцистерн (при нижнем сливе-наливе)

5 - гидропневматические захваты

80; 100; 150; 200; 250; 300; 350; 400; 500

1,0; 1,6

ГОСТ 19762-81

Стендеры

Для соединения с приемо-отливными патрубками судовой грузовой системы

Примечания:

1. Отклонение от соосности отверстий соединительных частей типа - 2 по ГОСТ 14140-81.

2. Соединения с условными проходами Dy 65 и 80 мм должны иметь в комплекте переходники на фланцевое соединение Dy 100 мм.

3. Область применения указанных типов может быть расширена по согласованию с заказчиком.

4.* - запрещается использовать для вновь проектируемых средств.

(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. Присоединительные устройства должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта и технических условий на присоединительные устройства конкретного типа по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.

2.2. Материалы, применяемые для изготовления присоединительных устройств, должны быть стойкими к нефти и нефтепродуктам, песку, пыли и морской воде, воздействию окружающей среды и обеспечивать эксплуатацию в соответствующих климатических условиях по ГОСТ 15150-69 или иметь соответствующее антикоррозионное покрытие.

Материалы и покрытия не должны влиять на качество контактирующего с ними продукта.

Материалы и покрытия присоединительных устройств должны исключать искрообразование при ударе.

(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).

2.3. Присоединительные устройства не должны допускать утечки продукта как при отсутствии давления, так и при условном давлении, указанном в табл. 1.

2.3а. Присоединительные устройства должны выдерживать пробные давления по ГОСТ 356-80.

(Введен дополнительно, Изм. № 1).

2.3б. Минимальное разрушающее давление для вновь проектируемых присоединительных устройств должно быть равно четырехкратному номинальному давлению.

(Введен дополнительно, Изм. № 2).

2.4. На уплотнительных поверхностях присоединительных устройств риски, царапины, вмятины и забоины не допускаются.

2.5. Резьба присоединительных устройств типа 1 должна иметь полный, чистый и гладкий профиль, на ней не должно быть рисок, следов инструмента и надорванных или смятых витков.

2.6. Конструктивное выполнение присоединительных устройств в зависимости от области применения должно обеспечивать:

а) взаимозаменяемость однотипных по применению конструкций;

б) удобство обслуживания;

в) искробезопасность при шланговке из-за разности потенциалов причала-судна.

2.7. Присоединительные устройства типа 4, предназначенные для нижнего налива-слива автоцистерн, должны обеспечивать:

возможность подсоединения к патрубкам автоцистерны одним оператором без применения дополнительных устройств, деталей и инструментов;

пропускание нефтепродукта в прямом и обратном направлениях для обеспечения налива и слива автоцистерн;

автоматическое закрывание клапанов на патрубке автоцистерны и наконечнике присоединительного устройства при аварийном отсоединении наконечника или блокировку, исключающую отсоединение наконечника при открытых клапанах.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

2.8. Присоединительные устройства типа 5 должны быть оборудованы предохранительными устройствами, исключающими самопроизвольное отсоединение в процессе слива-налива.

Требования к береговому причальному оборудованию, обеспечивающему безопасное проведение грузовых операций, должны соответствовать правилам, действующим на различные виды транспорта для наливных грузов.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

2.9. Показатели надежности следует устанавливать в научно-технической документации на конкретные типы присоединительных устройств.

(Новая редакция, Изм. № 2).

2.10. Место установки присоединительного устройства на автомобильных средствах заправки, транспортирования и перекачки определяют в техническом задании заказчика. Основные размеры расположения присоединительных устройств должны соответствовать указанным в табл. 2.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

2.11. В железнодорожных вагонах-цистернах расстояние от привалочной плоскости сливного прибора до головки рельса должно быть не менее 575 мм.

Таблица 2

Наименования размеров

Значения, м, для

автомобильных средств заправки и транспортирования

средств перекачки

1. Расстояние от оси присоединительных устройств до поверхности земли

От 0,7 до 1,5

От 0,5 до 1,5

2. Расстояние от привалочной плоскости присоединительных устройств до плоскости, определяющей наружный габарит

От 0,2 до 0,5

-

3. Расстояние от привалочной плоскости присоединительных устройств до задней плоскости прицепа, не более

0,3

-

Примечание. Для передвижных насосных установок, смонтированных на шасси автомобильных прицепов грузоподъемностью более 6 т, расстояние от оси присоединительных устройств до поверхности земли допускается от 0,5 до 2,0 м.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

2.12. Схемы и основные размеры расположения присоединительных устройств на нефтеналивных судах должны соответствовать табл. 3 и рекомендуемому приложению 3.

Таблица 3

Наименования размеров

Значения, м, при грузоподъемности, т

До 6000 включ.

Св. 6000 до 16000 включ.

Св. 16000 до 25000 включ.

Св. 25000 до 63000 включ.

Св. 60000 до 160000 включ.

Св. 160000

1. Расстояние между центрами фланцев, не менее

1,0

1,1

1,5

2,0

2,5

3,0

2. Расстояние от центров фланцев

до рабочей площадки, не менее

0,9

0,9

0,9

0,9

0,9

0,9

до палубы, не более

2,1

2,1

2,1

2,1

2,1

2,1

3. Расстояние от привалочной плоскости фланца до борта

2,0 ± 1,0

2,5 ± 1,0

4,6

4,6

4,5

4,6

Примечание. Внешние присоединительные фланцы приемно-отливных патрубков судовой грузовой системы следует располагать в вертикальной плоскости параллельно диаметральной плоскости судна.

(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

3.1. Должно быть исключено попадание посторонних предметов внутрь присоединительных устройств в нерабочем и транспортном положениях.

3.2. При осуществлении сливо-наливных операций с нефтью и нефтепродуктами технические средства заправки, перекачки, слива-налива, транспортирования и хранения должны быть надежно заземлены.

3.3. Усилия на рукоятках (маховиках) присоединительных устройств не должны быть более 160 Н.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

3.4. Допускаемые нагрузки присоединительных устройств типа 5 на фланцы грузовых и бункеровочных линий нефтеналивных судов - по ГОСТ 19762-81.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Рекомендуемое

ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ РЕЗЬБОВЫХ, ФЛАНЦЕВЫХ И РАСТРУБНЫХ СОЕДИНЕНИЙ

Резьбовые соединения с Dу 25; 40 и 50 мм

Условный проход Dу

D

8g

d

Н12

d1

Н14

d2

Н14

d3

h14

l

l1

l2

25

М42×2

32

23

35

31

3

16

18

40

М56×3

42

33

45

41

3

16

18

50

М68×3

56

46

60

55

4

20

20

(Измененная редакция, Изм. № 2).

Черт. 1

Резьбовое соединение с Dу 65 мм

Исполнение 1

Исполнение 2

* Размер для справок.

Черт. 2

Примечание. Резьбу М85×3 для вновь проектируемых изделий применять не допускается.

(Новая редакция, Изм. № 2).

Фланцевое соединение с Dy 80, 100, 150 мм

Условный проход

d

d1

D

l

Пред. откл. по h14

80

72

82

100

4,5

100

98

108

132

6,5

150

144

154

190

10,5

(Измененная редакция, Изм. № 2).

* Размер для справок.

Черт. 3

Раструбное соединение с Dy 100; 150; 200 мм

* Размер для справок.

Условный проход Dу

d

d1

d2

d3

d4

d5

d6

D

L

L1

h14

Н12

h14

100

97,6

102

108,1

114

110

113,7

130,8

146

77

56

150

145,6

152

160

168

162

166,8

185,8

203

92

67

200

212

219

225

239

233

237

255

273

108

81

Продолжение

Условный проход Dу

L2

H14

L3

H14

L4

h12

L5

H12

L6

L7

H12

L8

100

8

5

29

20

13

7

7

150

9

6

38

20

22

8

12

200

9

8

50

20

31

9,0

21

Черт. 4

(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).

Приложение 2. (Исключено, Изм. № 2).

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

2. Гидропневматические захваты

Примечание. Допускается применение переходников.

(Новая редакция, Изм. № 2).

 

СОДЕРЖАНИЕ