ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
МАНЕКЕНЫ ПОСАДОЧНЫЕ КОНСТРУКЦИЯ, ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ
ГОСТ 20304-90 (СТ СЭВ 4016-83)
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО УПРАВЛЕНИЮ Москва
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
Дата введения 01.07.92 Настоящий стандарт распространяется на трехмерный и двухмерные посадочные манекены, воспроизводящие антропометрические характеристики взрослого мужчины в положении сидя и предназначенные для определения параметров пассажирского помещения и посадочных мест водителя и взрослых пассажиров автотранспортных средств при их проектировании и производстве. Манекены не предназначены для измерения и оценки параметров, характеризующих приспособленность автотранспортных средств для человека и их комфортабельность. Термины, применяемые в настоящем стандарте, и их пояснения приведены в приложении. Требования стандарта являются обязательными. 1. ТРЕХМЕРНЫЙ ПОСАДОЧНЫЙ МАНЕКЕН1.1. Трехмерный посадочный манекен применяется для: определения параметров пассажирского помещения и посадочных мест на натурном образце автотранспортного средства для проверки их соответствия параметрам, установленным в конструкторской документации: параметров, характеризующих взаимное расположение фактической точки H посадочного места по ГОСТ 28261 и элементов конструкции кузова (кабины), сидений, органов управления и др.; проектирования и разработки конструкций сидений и их материалов. 1.2. Конструкция трехмерного посадочного манекена должна соответствовать черт. 1 и 2 и включать в себя составные части, моделирующие следующие части тела человека: торс, тазобедренную часть, голени и стопы, а также поворотный шток с наконечником для измерения высоты пассажирского помещения кузова (кабины). 1 - ось тазобедренного шарнира; 2 - голенный груз; 3 - голень; 4 - стопа; 5 - голеностопный шарнир; 6 - кронштейн голенного груза; 7 - коленный шарнир; 8 - бедренный груз; 9 - тазобедренный груз; 10 - сектор; 11 - кронштейн продольного уровня; 12 - регулировочный винт; 13 - спинной груз; 14 - поворотный шток; 15 - наконечник поворотного штока; 16 - кронштейн спинной панели; 17 - остов торса; 18 - кронштейн спинных грузов; 19 - спинная панель; 20 - седалищная панель; 21 - съемная пробка; 22 - продольный уровень; 23 - поперечный уровень; 24 - кронштейн коленных шарниров; 25 - остов тазобедренной части Черт. 1 Параметры шкал приведены в табл. 1. Части манекена - голень и тазобедренная часть - должны быть регулируемыми по длине в пределах диапазонов, указанных на черт. 1, а также должны иметь фиксированные положения 10 %-, 50 %-, 95 %-ных уровней репрезентативности в соответствии с табл. 2. Таблица 1
Таблица 2
Черт. 2 1.3. Составная часть, моделирующая тазобедренную часть, должна включать в себя остов 25 и жестко прикрепляемую к нему седалищную панель 20. Остов должен иметь закрепленную на нем ось тазобедренного шарнира 1, сектор 10 со шкалой F, показывающей угол между осевыми линиями остова С1 - С1, и поворотного штока C - С. Параметры шкалы F должны соответствовать указанным в табл. 1. Концы оси тазобедренного шарнира должны иметь длину, достаточную для размещения на каждом из них симметрично осевой линии С1 - С1 по одному тазобедренному грузу 9. В боковых сторонах седалищной панели должны быть отверстия, в которых должны быть установлены съемные пробки 21 с отметками, совпадающими с осевой линией С2 - С2. Несовпадение этих отметок с осевой линией при установке на манекен в сборе всех предусмотренных грузов не должно быть более 1 мм. Форма и размеры седалищной панели должны соответствовать указанным на черт. 3 и в табл. 3. 1.5. С остовом 25 тазобедренной части посредством направляющей трубы должен быть телескопически соединен продольный стержень кронштейна коленных шарниров 24, снабженный шкалой B, указывающей расстояние между осевыми линиями С2 - С2 и С3 - С3, и имеющий отметки 10 %-, 50 %- и 95 %-ных уровней репрезентативности. Параметры шкалы В должны соответствовать указанным в табл. 1. Поперечный стержень кронштейна коленных шарниров должен иметь на каждом конце шкалу C, указывающую расстояние между центром коленного шарнира 7 соответствующей голени и осевой линией С1 - С1 Параметры шкалы C должны соответствовать указанным в табл. 1. Телескопическое соединение продольного стержня кронштейна коленных шарниров с остовом тазобедренной части должно иметь фиксатор для закрепления его в пределах диапазона шкалы B и стопор для установки на отметках, соответствующих 10 %-, 50 %-95 %-ным уровням репрезентативности. 1.6. Составная часть манекена, моделирующая торс, должна включать в себя остов 17 и жестко прикрепляемую к нему спинную панель 19. Черт. 3 Примечание. Все размеры даны по наружной поверхности. Таблица 3 Размеры, мм
Остов торса должен быть шарнирно закреплен на оси 1 тазобедренного шарнира и снабжен двумя кронштейнами 18, расположенными симметрично относительно осевой линии С - С и предназначенными для размещения на каждом из них четырех спинных грузов 13. Форма и размеры спинной панели должны соответствовать указанным на черт. 4 и в табл. 4. Черт. 4 Примечание. Все размеры даны по наружной поверхности. Таблица 4 Размеры, мм
1.8. Поворотный шток 14 с выдвижным наконечником 15 должен быть шарнирно закреплен на оси тазобедренного шарнира и снабжен шкалой D, по которой измеряется расстояние от точки D седалищной панели до конца наконечника. Параметры шкалы D должны соответствовать указанным в табл. 1. На поворотном штоке для монтажа продольного уровня 22 должен быть шарнирно закреплен кронштейн 11 с осью вращения, перпендикулярной к плоскости симметрии манекена. Кронштейн должен быть снабжен шкалой Е, по которой определяется угол наклона поворотного штока относительно вертикали. Параметры шкалы Е должны соответствовать табл. 1. При использовании вместо продольного уровня какого-либо прибора, в котором совмещены уровень и градусная шкала, шкалу на кронштейн 11 допускается не наносить. Поворотный шток, кронштейн продольного уровня и наконечник должны быть снабжены фиксаторами для закрепления их в любых положениях в пределах диапазонов измерения по соответствующим шкалам F, Е и D. 1.9. Каждая из составных частей манекена, моделирующих голени 3, должна состоять из двух телескопически раздвижных частей, на одной из которых должна быть нанесена шкала А, указывающая расстояние между осевой линией С3 - С3 поперечного стержня кронштейна коленных шарниров 24 и центром голеностопного шарнира 5 и имеющая отметки 10 %-, 50 %- и 95 %-ных уровней репрезентативности. Параметры шкалы А должны соответствовать указанным в табл. 1. Телескопическое соединение раздвижных частей голени должно иметь фиксатор для закрепления их на любой промежуточной длине в пределах диапазона шкалы А и стопор для закрепления на отметках, соответствующих 10 %-, 50 %- и 95 %-ным уровням репрезентативности. Верхняя раздвижная часть голени должна соединяться с поперечным стержнем кронштейна 24 с помощью коленного шарнира 7, ступица которого должна быть подвижна вдоль осевой линии С3 - С3, но фиксирована от поворота вокруг нее. Коленный шарнир должен быть снабжен шкалой К, показывающей угол между осевой линией С1 - С1 тазобедренной части и осевой линией голени, соединяющей центры коленного шарнира 7 и голеностопного шарнира 5. Параметры шкалы K должны соответствовать указанным на черт. 1. Верхняя раздвижная часть голени должна быть также снабжена кронштейном 6 для подвешивания голенного груза 2. 1.10. Конструкция составной части, моделирующей стопу 4, ее форма, основные размеры и параметры шкалы М голеностопного шарнира 5 должны соответствовать на черт. 5 и в табл. 1. Черт. 5 Спинная и седалищная панели должны быть изготовлены из пластмассы и окрашены. Жесткость панелей должна быть такой, чтобы во время испытаний не возникали деформации, влияющие на точность результатов измерений. Параметр шероховатости наружных поверхностей панелей не должен быть более Rz = 40 мкм по ГОСТ 2789. Кромки панелей по всей длине должны быть зачищены. Примечание. Неуказанные предельные отклонения размеров на чертежах ± 1 мм. 1.12. Общая масса манекена с грузами должна составлять 75,6±3,9 кг, а массы его составных частей должны соответствовать указанным в табл. 5. Таблица 5
1.13. Отдельные элементы и детали манекена, за исключением спинной и седалищной панелей, а также стоп ног могут конструктивно отличаться от изображенных на черт. 1 и 2 при соблюдении всех требований настоящего стандарта. 1.14. Метрологическая проверка манекена должна проводиться по пп. 1.4 и 1.7. Проверке подлежат также продольный и поперечный уровни. 2. ДВУХМЕРНЫЕ ПОСАДОЧНЫЕ МАНЕКЕНЫ2.1. Двухмерные посадочные манекены применяются для: определения параметров пассажирского помещения и посадочных мест для водителя и взрослых пассажиров на этапах проектирования и доводки новых моделей автотранспортных средств; определения параметров пассажирского помещения и посадочных мест различных моделей автотранспортных средств с целью проведения их сравнительной оценки; воспроизведения на чертеже параметров, измеренных с помощью трехмерного посадочного манекена. 2.2. Двухмерные посадочные манекены применяются трех типоразмеров, соответствующих 10 %, 50 %- и 95 %-ным уровням репрезентативности по длине ног. Конструкция каждого из них должна соответствовать черт. 6 и включать в себя элементы, моделирующие следующие части тела сидящего человека: торс 1, тазобедренную часть 2, голень 3 и стопу 4, а также элемент 5, служащий для ориентации манекена на чертеже относительно вертикали. 2.3. Контуры элементов, моделирующих торс и тазобедренную часть, должны воспроизводить контуры деформированных частей тела сидящего на сиденье человека и соответствовать в профиле контурам соприкасающихся с поверхностью сиденья спинной и седалищной панелей трехмерного манекена (см. черт. 3 и 4). Основные размеры стопы должны соответствовать черт. 5. 2.4. Все элементы каждого из двухмерных манекенов должны быть шарнирно соединены между собой, как показано на черт. 6, и снабжены угловыми шкалами F, E, K и M с фиксаторами. Параметры шкал, а также расстояния A и B между центрами тазобедренного, коленного и голеностопного шарниров манекенов должны соответствовать указанным в табл. 1 и на черт. 2 и 6. 2.5. Двухмерные манекены должны быть изготовлены из прозрачного материала, сохраняющего постоянные размеры. Черт. 6 ПРИЛОЖЕНИЕСправочное ТЕРМИНЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В НАСТОЯЩЕМ СТАНДАРТЕ, И ИХ ПОЯСНЕНИЯ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ 1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР РАЗРАБОТЧИКИ Ю.С. Чухустов, А.В. Прибылова 2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 27.11.90 № 2936 3. Срок первой проверки - 1996 г. 4. Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 4016-83, ИСО 6549, Правилам ЕЭК ООН № 12, 14, 17, 21, 25, 29, 32, 33, 35, 43 и 46 в части конструкции трехмерного манекена 5. ВЗАМЕН ГОСТ 20304-85 6. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
СОДЕРЖАНИЕ
|