ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
СОЮЗА ССР
ДВИГАТЕЛИ ГАЗОТУРБИННЫЕ
АВИАЦИОННЫЕ
понятия, состав и контроль массы
ГОСТ 17106-90
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО УПРАВЛЕНИЮ
КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ И СТАНДАРТАМ
Москва
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ДВИГАТЕЛИ
ГАЗОТУРБИННЫЕ АВИАЦИОННЫЕ
Понятия,
состав и контроль массы
Aircraft
gas-turbine engines
Concepts,
composition and mass control
|
ГОСТ
17106-90
|
Срок действия с 01.07.91
до
01.07.2001
Настоящий стандарт
распространяется на все виды авиационных газотурбинных двигателей (ГТД) и
устанавливает основные понятия, состав и требования к контролю массы
авиационных ГТД.
Виды авиационных ГТД - по ГОСТ 23851.
1.1. На всех стадиях жизненного цикла
авиационного ГТД необходимо руководствоваться следующими понятиями его массы:
1) сухая масса (Мдв
с);
2) масса двигателя в реальной
компоновке (Мдв рк);
3) поставочная масса (Мдв
п).
Значения сухой массы и массы
двигателя в реальной компоновке задаются в тактико-техническом или техническом
задании (ТТЗ или ТЗ) на его разработку.
Масса двигателя в реальной
компоновке является основным (базовым) значением для расчета (формирования)
поставочной массы.
1.2. При контроле массы
двигателя необходимо руководствоваться следующими пояснениями:
1) сухая масса - масса
двигателя без деталей, сборочных единиц и агрегатов, предназначенных для его
установки и эксплуатации на борту летательного аппарата (ЛА), для улучшения
характеристик ЛА, а также без массы рабочих жидкостей;
2) масса двигателя в реальной
компоновке - масса двигателя, соответствующая всем требованиям ТТЗ (ТЗ) на его
разработку, без массы деталей, сборочных единиц и агрегатов, предназначенных
для обслуживания ЛА;
3) поставочная масса - масса
двигателя в реальной компоновке, укомплектованного деталями, сборочными
единицами и агрегатами, предусмотренными в технических условиях (ТУ) на ГТД.
1.3. Определяющими принципами
для включения массы деталей, сборочных единиц и агрегатов в массу двигателя
являются:
1) в сухую массу -
обеспечение работоспособности двигателя;
2) в массу двигателя в
реальной компоновке - требования ТТЗ (ТВ).
1.4. Перечень деталей,
сборочных единиц и агрегатов, определяющих сухую массу и массу двигателя в
реальной компоновке, приведен в разд. 2.
1.5. Масса упаковочной тары с
элементами крепления и консервации двигателя в контейнере, масса формуляра и
сопроводительной документации, прикладываемых к двигателю, не включаются в его
поставочную массу.
1.6. Значения сухой,
поставочной массы и массы двигателя в реальной компоновке указывают в основных
документах на двигатель, как указано ниже:
1) сухая масса двигателя,
равная 1395 кг, - масса сухая двигателя 1395 кг по ГОСТ 17106;
2) поставочная масса
двигателя, равная 2100 кг, - масса поставочная двигателя 2100 кг по ГОСТ 17106;
3) масса двигателя в реальной
компоновке, равная 1731 кг, масса двигателя в реальной компоновке 1731 кг по
ГОСТ 17106.
2.1. Перечень основных сборочных единиц и рабочих жидкостей,
определяющих сухую массу и массу двигателя в реальной компоновке, представлен в
таблице.
Наименование
|
Масса в составе двигателя, %
|
Дополнительные сведения
|
Сухая
|
В реальной компоновке
|
УЗЛЫ ДВИГАТЕЛЯ
|
|
|
|
1. Вентилятор с элементами его механизации
|
100
|
100
|
|
2. Компрессор с опорами
|
100
|
100
|
|
3. Механизация компрессора: кинематическая система
управления поворотными лопатками направляющих аппаратов, клапаны и ленты
перепуска воздуха
|
100
|
100
|
|
4. Встроенное пылезащитное устройство (ПЗУ)
|
Только детали, составляющие конструкцию компрессора
|
100
|
|
5. Камера сгорания с пусковыми воспламенителями
|
100
|
100
|
|
6. Турбина с опорами
|
100
|
100
|
|
7. Форсажная камера
|
100
|
100
|
|
8. Камера смешения ТРДД
|
100
|
100
|
|
9. Смеситель камеры смешения
|
100
|
100
|
|
10. Реактивное сопло:
|
|
|
|
1) осесимметричное круглое
|
100
|
100
|
|
2) произвольной формы
|
Кс×100
|
100
|
где Кс - коэффициент пропорционального
распределения массы сопла;
Мс.ос - масса осесимметричного круглого сопла, кг;
Мс.пф - масса сопла
произвольной формы
|
3) внешние створки, упругие элементы
|
-
|
100
|
|
11. Корпус наружного контура ТРДД
|
100*
|
100
|
* - без обтекателя
газогенератора, необходимого для формирования потока воздуха на борту ЛА и
ТРДД с коротким каналом наружного контура
|
12. Выхлопная удлинительная труба (патрубок, насадок),
кожухи, дефлекторы
|
-
|
100
|
|
13. Реверс тяги с механизмами и системами его управления,
трубопроводами, электропроводкой и крепежными деталями
|
-
|
100
|
|
14. Устройство поворота вектора тяги с механизмами и
системами его управления, трубопроводами, электропроводкой и крепежными
деталями
|
-
|
100
|
|
15. Коробка приводов агрегатов, устанавливаемая на
двигатель с ведущей шестерней и рессорой центрального привода
|
Кк.п×100
|
100
|
где Кк.п - коэффициент
пропорционального распределения массы коробки приводов;
Мкр.дв - крутящий момент, передаваемый на агрегаты,
обслуживающие двигатель, кгс×см;
Мкр.к.п - суммарное значение крутящего момента коробки приводов,
кгс×см
|
16. Редуктор ТВД, ТВВД, ТВЛД
|
100
|
100
|
|
17. Переходник стыковки двигателя с воздухозаборником ЛА
|
-
|
100
|
|
СИСТЕМЫ ДВИГАТЕЛЯ
|
|
|
|
Система топливопитания,
управления и автоматического регулирования
|
|
|
|
18. Агрегаты топливопитания и автоматического управления
двигателя: основной насос (насос-регулятор), дополнительный подкачивающий
насос, форсажный насос; гидравлические, воздушные, электрические и электронные
регуляторы; ограничители режимов работы двигателя в комплекте с приводами,
трубопроводами, электропроводкой и приемниками первичной информации
|
100
|
100
|
|
19. Топливные коллекторы с рабочими форсунками основной и
форсажной камер сгорания
|
100
|
100
|
|
20. Трубопроводы, топливные фильтры в магистрали от
подкачивающего насоса до коллекторов основной и форсажной камер
|
100
|
100
|
|
21. Кинематическая система управления двигателем:
|
|
|
|
1) электрические и гидравлические механизмы, тяги, рычаги
и качалки управления расходом топлива, механизацией вентилятора, компрессора,
турбины и реактивного сопла в системе «насос-регулятор-двигатель»
|
100
|
100
|
|
2) электрические и гидравлические механизмы, тяги, рычаги
и качалки управления шагом воздушного винта и винтовентилятора
|
-
|
100
|
|
22. Единые электронные блоки управления двигателем и ЛА
|
Купр×100
|
Купр×100
|
где Купр - коэффициент
пропорционального распределения массы блоков управления;
Пдв - количество функций, заведенных в блок для управления
двигателем;
п - общее количество функций блока
|
23. Электрическая проводка от единого электронного блока
управления двигателем и ЛА до исполнительного механизма на двигателе
Масляная система
и система суфлирования
|
100
|
100
|
|
24. Масляный бак
|
50
|
100
|
|
25. Элементы контроля заправки и наличия масла в баке
|
-
|
100
|
|
26. Маслоагрегат или нагнетающий, подкачивающий и
откачивающий масляные насосы
|
100
|
100
|
|
27. Воздухоотделитель (центробежный суфлер, сепаратор) с
воздухоотводящим трубопроводом
|
100
|
100
|
|
28. Топливомасляный (воздушномасляный) теплообменник
|
100
|
100
|
|
29. Фильтры маслосистемы
|
100
|
100
|
|
30. Трубопроводы нагнетания, откачки и подпитки масляных
полостей двигателя и редукторов
|
100
|
100
|
|
31. Трубопроводы нагнетания, откачки и подпитки масляных
полостей в системе управления шагом воздушного винта, винтовентилятора и
агрегатов, предназначенных для обслуживания ЛА
|
-
|
100
|
|
Пусковая система
|
|
|
|
32. Пусковое устройство: электростартер, воздушный
турбостартер, гидростартер, твердотопливный турбостартер
|
100
|
100
|
|
33. Стартер-генератор, турбокомпрессорный
стартер-энергоузел
|
Кстг×100
|
100
|
где Кстг - коэффициент
пропорционального распределения массы стартера-генератора;
Nст - мощность, необходимая для запуска двигателя, кВт,
Nг - мощность генератора,
кВт
|
34. Электрическая (электронная) панель автоматического
запуска
|
Ка.п×100
|
100
|
где Ка.п - коэффициент
пропорционального распределения массы панели автоматического запуска,
Пдв - количество функций, заведенных в панель управления
двигателем,
п - общее количество функций, выполняемых панелью
|
35. Электрические (электронные), гидравлические и
воздушные агрегаты системы запуска, установленные на двигателе
|
100
|
100
|
|
36. Топливные трубопроводы, коллекторы и пусковые
форсунки основной и форсажной камер
|
100
|
100
|
|
Система зажигания
|
|
|
|
37. Агрегаты зажигания с элементами систем,
обеспечивающими розжиг топливно-воздушной смеси в основной и форсажной
камерах сгорания
|
100
|
100
|
|
38. Коллекторы
|
100
|
100
|
|
39. Электрическая проводка системы
Система отбора
воздуха
|
100
|
100
|
|
40. Элементы конструкции, обеспечивающие работу
пылезащитного устройства (ПЗУ) - отбор воздуха на ПЗУ
|
-
|
100
|
|
41. Элементы конструкции, обеспечивающие работу
противообледенительной системы (ПОС) двигателя - отбор воздуха на ПОС
|
100
|
100
|
|
42. Элементы конструкции, связанные с отбором воздуха в
обеспечение устойчивой работы двигателя (дополнительно к клапанам или лентам
перепуска в системе механизации компрессора)
|
100
|
100
|
|
43. Элементы системы кондиционирования (СКВ) кабин ЛА -
отбор воздуха на СКВ
|
-
|
Только неразъемные узлы конструкции корпусов двигателя
|
|
44. Элементы конструкции, объединяющие отбор воздуха на
нужды двигателя и ЛА
|
Котб×100
|
Kотб.×100
|
где Котб. - коэффициент
пропорционального распределения массы элементов конструкции отбора воздуха;
Gотб.дв - расход воздуха на нужды двигателя, кг/с;
Gотб. - суммарный расход воздуха через элемент конструкции на
нужды двигателя и ЛА, кг/с
|
45. Элементы системы отбора, установленные на двигателе и
обеспечивающие работу систем ЛА
|
-
|
100
|
|
46. Элементы конструкции системы отбора воздуха на запуск
соседнего двигателя электрические, гидравлические воздушные краны (заслонки)
и клапаны, устанавливаемые на двигатель
|
-
|
100
|
|
Дренажная система
|
|
|
|
47. Дренажные клапаны (блоки дренажных клапанов) в
системе автоматического регулирования двигателя - внутренняя система
|
100
|
100
|
|
48. Бачки, краны, агрегаты возврата или утилизации
дренированного топлива, трубопроводы и арматура дренажной системы двигателя -
внешняя система
|
100
|
100
|
|
Противообледенительная
система
|
|
|
|
49. Элементы системы, составляющие конструкцию
компрессора
|
100
|
100
|
|
50. Элементы системы автоматического и ручного управления
обогревом воздухозаборника и ПЗУ, устанавливаемые на двигатель, включая
трубопроводы и электроразводку
|
-
|
100
|
|
СИСТЕМЫ, РАСШИРЯЮЩИЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЙ ДИАПАЗОН ПРИМЕНЕНИЯ
ДВИГАТЕЛЯ
|
|
|
|
51. Система защиты двигателя от помпажа
|
100
|
100
|
|
52. Система восстановления режима работы двигателя
|
100
|
100
|
|
53. Элементы конструкции двигателя, предназначенные для
снижения теплового (ИК) излучения
|
-
|
100
|
|
54. Система шумоглушения
|
Только силовые элементы конструкции двигателя
|
100
|
|
55. Система снижения уровня радиозаметности двигателя
|
-
|
100
|
|
56. Система форсирования двигателя впрыском жидкости
|
-
|
100
|
|
УЗЛЫ ПОДВЕСКИ ДВИГАТЕЛЯ
|
|
|
|
57. Несъемные узлы крепления двигателя к узлам подвески
ЛА
|
100
|
100
|
|
58. Специальные элементы подвески двигателя,
обусловленные установкой его на различные типы ЛА
|
-
|
100
|
|
59. Технологические детали, установленные на двигатель
для выполнения монтажных и демонтажных работ из ЛА
|
-
|
100
|
|
ПОКУПНЫЕ ИЗДЕЛИЯ, РАБОЧИЕ ЖИДКОСТИ И ДР.
|
|
|
|
60. Механические (статические и динамические),
электрические и электронные преобразователи (датчики), установленные на
двигателе в системах управления и диагностирования (контроля параметров),
включая трубопроводы и электроразводку
|
100*
|
100
|
* - за исключением
датчиков и элементов системы контроля параметров, установленных по требованию
разработчика ЛА
|
61. Масла и другие жидкости в замкнутых системах
двигателя
|
-
|
Кр.ж×100
|
где Кр.ж - коэффициент
пропорционального распределения массы рабочих жидкостей;
Мр.ж - масса рабочих жидкостей при номинальной заправке
систем, кг;
Мсл.ж - масса слитых жидкостей перед упаковкой двигателя для
поставки, кг
|
62. Масса двигателя, необходимая для усиления отдельных
его деталей, в связи с установкой агрегатов, обслуживающих ЛА
|
-
|
100
|
|
Примечания:
1. Коэффициенты - Кс, Кк.п,
Купр, Кстг, Котб, Кр.ж
и распределение массы по пп. 54 и 62 подтверждаются расчетом.
2. При отсутствии в перечне какого-либо
элемента конструкции конкретного двигателя включение его массы в сухую массу
или массу двигателя в реальной компоновке должно осуществляться в соответствии
с разд. 1.
3. Втулки и лопасти
воздушного винта (винтовентилятора) с элементами крепления на выводном валу ТВД
(ТВВД) в сухую массу и массу двигателя в реальной компоновке не включаются.
2.2. Перечень деталей,
сборочных единиц и агрегатов, устанавливаемых на двигатель и предназначенных
для обслуживания ЛА, устанавливается в ТУ на ГТД.
2.3. Спецификация сухой массы
и массы разрабатываемого двигателя реальной компоновки должны соответствовать
требованиям разд. 1 и п. 2.1.
3.1. Все двигатели серийного
производства подлежат взвешиванию с определением поставочной массы и с записью
в формуляр полученного ее значения.
3.2. Сухую массу и массу
двигателя в реальной компоновке следует оценивать не менее чем на трех
двигателях опытного производства, на первых пяти двигателях каждого
завода-изготовителя, на первых трех двигателях каждой серии (модификации) и не менее
чем на одном двигателе в квартал при дальнейшем производстве и ремонте.
Полученные значения масс
указывают в документах на двигатель.
3.3. Оценку сухой массы и
массы двигателя в реальной компоновке осуществляют на соответствие значениям,
заданным в ТТЗ (ТЗ) на разработку двигателя.
3.4. Поставочную массу
двигателя (Мдв.п) в килограммах определяют из соотношения
Мдв.п =
Мдв.р.к + Магр,
где Мдв.р.к - масса
двигателя в реальной компоновке;
Магр - масса деталей, сборочных единиц и агрегатов,
установленных на двигатель в соответствии с ТУ на ГТД, кг.
3.5. Контроль поставочной
массы осуществляют по технологической инструкции, разработанной изготовителем и
согласованной с разработчиком и заказчиком двигателя.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством авиационной
промышленности СССР
РАЗРАБОТЧИКИ
Ю.А.
Горбанев, З.А. Приорова, В.П. Пономарев
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В
ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством
продукции и стандартам от 27.04.90 № 1067
3. Срок проверки - 1996 г.
4. ВЗАМЕН ГОСТ 17106-79
5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ
ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка
|
Номер пункта
|
ГОСТ
23851-79
|
Вводная часть
|
СОДЕРЖАНИЕ