ГОСТ 10227-86 МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ТОПЛИВА ДЛЯ РЕАКТИВНЫХ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Издание (июнь 2009 г.) с Изменениями № 1, 2, 3, 4*, утвержденными в ноябре 1990 г., августе 1995 г., августе 1998 г., сентябре 2008 г. (ИУС 2-91, 10-95, 11-99, 12-2008) Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 21 ноября 1986 г. № 3501 дата введения установлена 01.01.87 Ограничение срока действия снято по протоколу № 3-93 Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 5-6-93) Настоящий стандарт распространяется на топлива для реактивных двигателей. Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 5024-85. (Измененная редакция, Изм. № 1). 1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ1.1. Топлива должны изготовляться по технологии и с присадками, которые применялись при изготовлении опытных образцов, прошедших испытания с положительными результатами и допущенных к применению в установленном порядке. Для улучшения эксплуатационных свойств в топлива могут добавляться присадки, допущенные к применению в установленном порядке. 1.1. Топлива должны изготовляться по технологии и с присадками, не причиняющими вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц, жизни и здоровью животных и растений, которые применялись при изготовлении опытных образцов, прошедших испытания с положительными результатами и рекомендованных к применению в порядке, указанном в ГОСТ Р 15.201. Топлива марок ТС-1 и РТ не должны содержать поверхностно-активные и другие химические вещества в количестве, ухудшающем их свойства. (Измененная редакция, Изм. № 4*). ______ * Изменение № 4 действует только на территории Российской Федерации. 1.2. По физико-химическим и эксплуатационным показателям топлива должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице 1. Таблица 1
Примечания: 1. **Удельная электрическая проводимость нормируется только для топлив, содержащих антистатическую присадку Сигбол. 2. Топлива ТС-1 высшего и первого сорта, Т-2 и РТ, предназначенные для применения во всех климатических районах, за исключением района I1 (по ГОСТ 16350-80), допускается вырабатывать с температурой начала кристаллизации не выше минус 50 °С. Допускается применять в климатическом районе I1 (ГОСТ 16350-80) топлива ТС-1 и РТ с температурой начала кристаллизации не выше минус 50 °С при температуре воздуха у земли не ниже минус 30 °С в течение 24 ч до вылета. Топливо для применения в климатическом районе I1 с температурой начала кристаллизации не выше минус 55 °С (РТ) и минус 60 °С (ТС-1) вырабатывают по требованию потребителей. 2. *Топлива ТС-1, Т-2 и РТ, предназначенные для применения во всех климатических районах, за исключением районов I1 и II1 (по ГОСТ 16350-80), допускается вырабатывать с температурой начала кристаллизации не выше минус 50 °С. Топлива ТС-1 и РТ, применяемые в климатических районах I1 (холодный) и II1 (арктический), должны иметь температуру начала кристаллизации не выше минус 60 °С. Допускается применять в климатических районах I1 и II1 (по ГОСТ 16350-80) топлива ТС-1 и РТ с температурой начала кристаллизации не выше минус 50 °С при температуре воздуха у земли не ниже минус 30 °С в течение 24 ч до вылета; 3. Топливо Т-1С предназначено для специального потребления. 4. В топливе после длительного хранения (более 3 лет) допускается отклонение от норм, указанных в таблице: - по кислотности - на 0,1 мг КОН на 100 см3 топлива; - по содержанию фактических смол - на 2 мг на 100 см3 топлива; - по количеству осадка при определении термической стабильности в статических условиях - на 2 мг на 100 см3 топлива. 5 - 6. (Исключены, Изм. № 1). 7. По требованию потребителей топливо Т-1 должно выпускаться плотностью при 20 °С не менее 810 кг/м3. 8. При производстве топлива марки РТ с присадкой Хайтек-580 норма по показателю 6 устанавливается не более 0,7 мг КОН/100 см3. 9. *Термоокислительную стабильность топлив ТС-1 и РТ определяют по показателю 28. По требованию потребителей допускается определять термоокислительную стабильность топлив ТС-1 и РТ по показателю 23. 10. *Объемную долю ароматических углеводородов в топливах ТС-1 и РТ определяют по показателю 11. По требованию потребителей допускается определять массовую долю ароматических углеводородов в топливах ТС-1 и РТ по показателю 11. 11. Показатели 7 и 22 определяют по требованию потребителей. 12. При использовании топлива марки РТ для летательных аппаратов со сверхзвуковой скоростью полета (код ОКП 02 5124) значение по показателю 14 должно быть не более 0,001 % масс, по показателю 28 контрольная температура - не ниже 275 °С (Измененная редакция, Изм. № 1, 2, 3, 4*, 5*,6). ______ * Изменение № 5 действует только на территории Российской Федерации. 1.3. **Обязательные требования к качеству продукции изложены в п. 1.2 и разд. 3 и 4. (Измененная редакция, Изм. № 2, 3, 4*). _____ ** (Исключены, Изм. № 4*). 2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ2.1. Топлива для реактивных двигателей представляют собой легковоспламеняющуюся жидкость, выкипающую в пределах 130 - 280 °С для топлив РТ, ТС-1 и Т-1 и 60 - 280 °С для топлива Т-2; температура самовоспламенения топлив РТ, ТС-1, Т-1, Т-1С - 220 °С, топлива Т-2 - 230 °С. Температурные пределы воспламенения паров топлив и концентрированные пределы взрываемости приведены в таблице 2. Таблица 2
(Измененная редакция, Изм. № 1). 2.2. Топлива для реактивных двигателей являются малоопасными продуктами и в соответствии с ГОСТ 12.1.007-76 относятся к 4-му классу. 2.3. Предельно допустимая концентрация паров углеводородов топлива в воздухе рабочей зоны 300 мг/м3 в соответствии с ГОСТ 12.1.005-88. 2.4. В помещении для хранения и применения топлива для реактивных двигателей запрещается обращение с открытым огнем. Искусственное освещение должно быть во взрывобезопасном исполнении. При вскрытии тары не допускается использовать инструменты, дающие при ударе искру. 2.5. При разливе топлива для реактивных двигателей необходимо собрать его в отдельную тару, место разлива промыть горячей водой и протереть сухой тряпкой. При разливе на открытой площадке место разлива засыпать песком с последующим его удалением. 2.6. Необходимыми мерами предосторожности при работе с топливом для реактивных двигателей является применение индивидуальных средств защиты согласно типовым отраслевым нормам. 2.7. Помещение, в котором проводится работа с топливом для реактивных двигателей, должно быть снабжено приточно-вытяжной вентиляцией. В помещениях для хранения топлива не допускается хранить кислоты, баллоны с кислородом и другие окислители. 2.8. При загорании применяют следующие средства пожаротушения: пену, при объемном тушении - углекислый газ, составы СЖБ и 3,5, перегретый пар (все средства, кроме воды). 3. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ3.1. Топливо для реактивных двигателей принимают партиями. Партией считают любое количество топлива, изготовленного за один непрерывный технологический процесс, однородного по своим показателям качества и компонентному составу, оформленное одним документом о качестве (*сопровождаемое паспортом). В документе должно быть указано количество противоизносной, антиокислительной и антистатической присадок, введенных при изготовлении топлива. *Паспорт должен соответствовать требованиям технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. № 118, и настоящего стандарта. (Измененная редакция, Изм. № 4*, 6). 3.2 Объем выборки - по ГОСТ 2517-85. 3.3. При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному показателю проводят повторные испытания вновь отобранной пробы, взятой из той же выборки. Результаты повторных испытаний распространяются на всю партию. (Измененная редакция, Изм. № 1). 3.4. Показатель по подпункту 19 определяют только в топливах, полученных с применением защелачивания и водной промывки. 3.5. Показатели по подпунктам 21, 22 и 23 определяет изготовитель периодически, но не реже одного раза в 3 мес. Показатели по подпунктам 10 «б» и «в» определяет изготовитель не реже одного раза в 3 мес. в партиях топлива, для которых определяется термоокислительная стабильность динамическим методом (ГОСТ 17751-79). При получении неудовлетворительных результатов периодических испытаний хотя бы по одному из показателей качества испытания переводят в категорию приемосдаточных и проводят испытания по данному показателю для каждой партии до получения положительных результатов не менее, чем на двух партиях подряд. Топливо для поставки на длительное хранение и для экспорта должно быть проверено по всем показателям. (Измененная редакция, Изм. № 1). 4. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ4.1. Пробы топлива для реактивных двигателей отбирают по ГОСТ 2517-85. Объем объединенной пробы 2,0 дм3 каждой марки топлива. 4.2. Кислотность определяют по ГОСТ 5985-79 со следующими дополнениями: для анализа применяют этиловый спирт по ГОСТ 18300-87 высшего сорта, предварительно перегнанный из колбы с елочным дефлегматором до 10 %-го остатка и разбавленный до 85 %-ной концентрации. Спирт кипятят с применением обратного холодильника, нейтрализуют стандартным раствором щелочи в присутствии 8-9 капель индикатора. При титровании топлива для реактивных двигателей индикатор больше не добавляют. Титрование проводят из микробюретки с наименьшей ценой деления 0,01 см3. (Измененная редакция, Изм. № 1). 4.3. (Исключен, Изм. № 1). 4.4. Для топлива марки РТ после введения присадок допускается изменение цвета пластинки на оранжевый, темно-оранжевый или малиновый, а также отдельные пятна тех же цветов. При возникновении разногласий при оценке качества топлива РТ (*топлив ТС-1 и РТ) по механическим примесям анализ должен проводиться по ГОСТ 10577-78, при этом массовая доля механических примесей в топливе не должна превышать 0,0003 %, для топлив ТС-1 анализ проводится с 01.01.89.*** ______ *** Требования, подчеркнутые тонкой линейкой, не действуют на территории Российской Федерации. 4.6. Для определения термоокислительной стабильности динамическим методом по ГОСТ 17751-79 отбирают из товарного резервуара 100 дм3 топлива РТ в бочки или бидоны из оцинкованного железа, алюминия или нержавеющей стали. (Измененная редакция, Изм. № 1). Содержимое делительной воронки взбалтывают в течение 5 мин. После 10-минутного отстоя водную вытяжку сливают в термостойкий стакан или колбу, выпаривают до 10 - 12 см3 и прибавляют 3 капли фенолфталеина. Топливо не содержит суммы водорастворимых щелочных соединений при отсутствии окраски упаренной водной вытяжки. Браковочным признаком служит наличие щелочной реакции упаренной водной вытяжки по фенолфталеину. 4.8. При разногласиях в оценке качества топлив теплоту сгорания определяют по ГОСТ 21261-91. 4.9. Для топлив Т-1 и Т-2 содержание водорастворимых кислот определяют индикаторным методом. 4.10. (Исключен, Изм. № 2). 4.11. В случае разногласий арбитражным методом испытаний качества топлив устанавливается метод, указанный в таблице 1 первым 4.11 (Введен дополнительно, Изм. № 5). 5. УПАКОВКА, МАРКИРОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ5.1. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение топлива для реактивных двигателей - по ГОСТ 1510-84. 5.2. (Исключен, Изм. № 1). 6. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ6.1. Изготовитель гарантирует соответствие качества топлива требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения. 6.2. Гарантийный срок хранения топлив для реактивных двигателей - 5 лет со дня изготовления. Приложение А(рекомендуемое) [1] АSТМ D 2624-02 Авиационные дистиллятные топлива. Метод определения удельной электрической проводимости [2] АSТМ D 6379-04 Топлива авиационные и нефтяные дистилляты. Определение типов ароматических углеводородов методом высокоэффективной жидкостной хроматографии с детектированием по коэффициенту рефракции (Введено дополнительно, Изм. № 5). СОДЕРЖАНИЕ
|