МИНИСТЕРСТВО
ЭНЕРГЕТИКИ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ СССР РУКОВОДСТВО РД 34.47.605-83 СПО
1. Введение1.1. Настоящее Руководство по капитальному ремонту масляного выключателя ВМГ-10-630-20 и ВМГ-10-1000-201 предусматривает применение персоналом энергетических и других специализированных предприятий наиболее рациональных форм организации ремонтных работ и передовых технологических приемов их выполнения. ________________ 1 В дальнейшем для краткости - Руководство. 1.2. В Руководстве приведены: • технические требования к объему и качеству ремонтных работ и к методам их выполнения (независимо от организационно-технического уровня ремонтных подразделений); • методы контроля при ремонте узлов и деталей оборудования и правила приемки оборудования в ремонт и из ремонта; • критерии оценки качества выполнения ремонтных работ. 1.3. Руководство составлено на основе обобщения передового опыта работы ремонтных предприятий энергосистем, а также технической документации завода-изготовителя. 1.4. Руководство предусматривает модернизацию бакелитовой трубки проходного изолятора выключателей, выпущенных до 1976 г. 1.5. Техническая характеристика масляных выключателей ВМГ-10-630-20, ВМГ-10-1000-20:
2. Организация работ по ремонту выключателя2.1. Общие положения2.1.1. Планирование и организация ремонтных работ осуществляется в соответствии с действующими Инструкциями по организации планово-предупредительного ремонта оборудования электросетевых предприятий. 2.1.2. Сроки выполнения ремонтных работ должны определяться с учетом следующих условий: а) изменение состава бригады до окончания ремонта не допускается; б) должна предусматриваться непрерывная загрузка отдельных исполнителей и бригады в целом; в) режим работы ремонтного персонала должен быть подчинен максимальному сокращению сроков ремонтных работ. 2.1.3. Руководство предусматривает состав ремонтной бригады из 3 чел.: электрослесарь 4-го разряда - 1 чел.; электрослесарь 3-го разряда - 1 чел.; электрослесарь 2-го разряда - 1 чел. 2.1.4. Трудозатраты на капитальный ремонт выключателя определяются на основании "Норм времени на капитальный и текучий ремонты и эксплуатационное обслуживание оборудования подстанций 35 - 500 кВ и распределительных сетей 0,4 - 20 кВ" с учетом дополнений и изменений согласно указанию Минэнерго СССР от 28.04.1977 г. № 9 НС-5195 в составляют 18,5 чел.-ч. В случае выполнения модернизации трудозатраты увеличиваются на 2,5 чел.-ч. 2.1.5. Наиболее прогрессивным является проведение ремонта агрегатно-узловым методом специализированными бригадами. В этом случае ремонт сводится к замене полюсов выключателя на заранее отремонтированные в мастерской. При производстве ремонта на месте установки демонтаж полюсов выключателя с опорных изоляторов производить только в случае необходимости их замены или в случае замены опорных изоляторов. 2.2. Подготовка к ремонту2.2.1. Подготовка к капитальному ремонту производятся в соответствии с конкретным объемом работ, предусмотренных для данного оборудования. 2.2.2. К началу ремонта должна быть укомплектована бригада из рабочих соответствующей квалификации, прошедших обучение, проверку знаний и инструктаж по ТБ. 2.2.3. Перед началом работы бригаде должно быть выдано нормированное план-задание с конкретным перечнем работ и указанием объема, трудозатрат и срока окончания ремонтных работ. 2.2.4. До начала ремонта необходимо: а) подготовить набор слесарного инструмента, а также приборы и мерительный инструмент (приложения 1, 2); б) подготовить и доставить к рабочим местам основные и вспомогательные материалы и запасные части для ремонта (приложения 3, 4); в) подготовить и проверить защитные средства; г) согласовать порядок работы с другими бригадами, выполняющими смежные работы. 2.2.5. Производителю работ совместно с руководителем ремонта после оформления наряда на ремонт выключателя необходимо: а) убедиться в правильном и полном выполнении всех мероприятий, обеспечивающих безопасность работ; б) осуществить все противопожарные мероприятия. 2.3. Контроль качества ремонтных работ2.3.1. Контроль качество ремонтных работ со стороны производителя работ осуществляется в следующем порядке: а) проверку состояния каждой сборочной единицы в ходе выполнения работ производить совместно с руководителем ремонта. При этом руководитель должен дать указания о способах ремонта и дополнить (уточнить) технические требования на ремонт, по которым будут осуществляться приемка сборочной единицы из ремонта и оценка качества ремонтных работ; б) законченные скрытые работы и выполненные промежуточные операции предъявлять руководителю для приемки и оценки качества. 2.3.2. Окончательную приемке выключателя производят представители эксплуатационного подразделения совместно с руководителем ремонта, о чем составляется ведомость основных показателей технического состояния выключателя после капитального ремонта, которая подписывается представителями эксплуатации и руководителем ремонта (приложение 5). 2.4. Приемка выключателя в ремонт2.4.1. До начала капитального ремонта комиссия из представителей эксплуатационного и ремонтного подразделений с обязательным участим руководителя ремонта проверяет готовность к ремонту: а) наличие ведомости объема работ капитального ремонта; б) наличие материалов, запасных частей, оснастки и инструмента; в) достаточность мероприятий о технике безопасности, охране труда и пожарной безопасности. 2.4.2. При приемке выключателя в ремонт необходимо ознакомиться с ведомостью дефектов и объемом работ, выполненных в предыдущий капитальный ремонт и в межремонтный период. 3. Наружный осмотр и подготовка выключателя к разборке3.1. Осмотреть выключатель и привод, обратив внимание на наличие подтеков масла из-под маслоспускной пробки, маслоуказателя, наличие выброса масла через жалюзи маслоотделителя. 3.2. Произвести несколько операций включения и отключения. 3.3. Снять оперативное напряжение. 3.4. Произвести расшиновку выключателя. 3.5. Слить масло, проследив за снижением уровня масла в маслоуказателях. 4. Разборка выключателя4.1. Общая разборка выключателя4.1.1. Расшплинтовать ось 4 (рис. д1), отсоединить контактный стержень 2 от серьги 3. 4.1.2. Удалить контактный стержень 2 от полюса выключателя. 4.1.3. Стать проходной изолятор 1. 4.1.4. Стать нижнюю крышку 1 (рис. 2) с неподвижным розеточным контактом 2. 4.1.5. Вынуть изоляционные цилиндры 3, 5 и дугогасительную камеру 4 и уложить их на железный противень. Примечание. Дугогасительную камеру предохранять от увлажнения, загрязнения и повреждения. Длительное хранение камеры целесообразно в чистом "сухом" трансформаторном масле. 4.2. Разборка дугогасительного устройства4.2.1. Отвинтить гайки 1 (рис. 3). 4.2.2. Разобрать камеру, сложив пластины 3 - 14 на противень. 4.3. Разборка неподвижного розеточного контакта4.3.1. Стать кольцо 2 (рис. 4), пружины 1, 5, прокладки 4. 4.3.2. Вывернуть болты 6, 8, стать гибкие связи 7 и ламели 3. 4.4. Разборка проходного изолятора4.4.1. Стать токоведущую скобу 1 (рис. 5). 4.4.2. Вынуть кольцо 2, картонную шайбу 3, кожаную манжету 4, втулку 5. 4.4.3. Извлечь бакелитовую трубку 8 с верхней резиновой манжетой. 4.4.4. Стать резиновую манжету с бакелитовой трубки. 4.4.5. Провести модернизацию бакелитовой трубки 8 согласно разделу 7 данного Руководства. 4.5. Разборка подвижного контакта4.5.1. Отсоединить гибкую связь 4 (рис. 6) от контактной колодки 3. 4.5.2. Отвинтить гайку 3, снять контактные колодки 2. 4.6. Разборка масляного буфераОтвинтить гайку 2 (рис. 7), вынуть шток 1, поршень 3, пружину 4. 5. Технические требования на дефектацию и ремонт деталей общего применения5.1. Резьбовые соединения и крепежные детали5.1.1. Состояние резьбы проверить внешним осмотром, а также навинчиванием гаек (ввертыванием болта) от руки. 5.1.2. Детали подлежат замене при наличии следующих дефектов: а) заусенцев, вмятин, забоин, выкрашиваний и срыва резьбы более двух ниток; б) люфтов при завинчивании гаек (вворачивании болтов); в) трещин и несмываемой ржавчины; г) повреждения граней и углов на головках болтов и гаек или износа граней более 0,5 мм (от номинального размера). 5.1.3. Детали подлежат ремонту при наличии следующих дефектов: а) местных повреждений по резьбе не более половины высоты резьбы; б) местных повреждений общей протяженностью не более 10 % длины витка. Такие дефекты устранять прогонкой резьбонарезным инструментов или в отдельных случаях опиловкой. 5.1.4. Отверстия для шплинтов в болтах не должны быть забиты и увеличены. 5.1.5. Перед установкой резьбовые соединения смазать смазкой ЦИАТИМ-205. 5.2. Плоские шайбы, стопорные и пружинные шайбы5.2.1. Детали подлежат замене при: а) наличии трещин, изломов; б) потере упругости; в) разводе пружинной шайбы менее полуторной ее толщины. 5.2.2. Пружинные шайбы, бывшие в эксплуатации, допускаются к повторному применению только в том случае, если они не потеряли своей упругости, которая характеризуется разводом концов шайб. Нормальный развод пружинной шайбы равен двойной ее толщине, допустимый - полуторной. 5.3. Пружины5.3.1. Пружины подлежат замене при наличии следующих дефектов: а) надломов, трещин, засветлений, несмываемой ржавчины; б) неравномерности шага витков пружины сжатия более 10 % по всей длине; в) потере упругости пружины. 5.4. Резиновые детали5.4.1. Состояние пружины определяется внешним осмотром. 5.4.2. Резиновые детали подлежат замене при наличии следующих дефектов: а) трещин, срезов, заработок, расслоений; б) остаточной деформации; в) потере пластичности. 5.4.3. В зимнее время перед установкой резину рекомендуется прогреть в помещении до комнатной температуры. 5.5. Детали из гетинакса, фибры, картона и бакелита5.5.1. Состояние деталей проверяется осмотром. 5.5.2. Детали подлежат замене при наличии следующих дефектов: а) порывов, срезов, трещин; б) морщин, складок, надломов; в) разбухания, увеличения размеров; г) рыхлых включений; д) неравномерности толщин прокладок более 0,1 мм. 5.5.3. Уплотняющие прокладки должны быть равномерно зажаты между деталями. Не допускается выступание прокладок за края деталей более чем на 0,5 мм. 5.5.4. При незначительных трещинах, расслоениях, обгаре рекомендуется тщательно очистить поверхность, обезжирить и покрыть бакелитовым лаком. 5.6. Валы, оси5.6.1. Оси подлежат замене при наличии следующих дефектов: а) износа по диаметру, овальности в местах износа; б) искривления осей в средней части и в концах более 0,2 - 0,3 мм; в) трещин, задиров на поверхностях трения валов и осей; г) седловин на рабочих поверхностях трения валов и осей глубиной более 1 мм. 5.6.2. Искривление осей проверять по линейке, отвесу, стеклу. Правку валов и осей производить в холодном состоянии легкими ударами молотка на устойчивой опоре. Для предотвращения повреждения деталей на опору и под молоток ставить деревянные или свинцовые прокладки. 5.6.3. Диаметр и эллипсность осей проверять штангенциркулем. 5.6.4. Задиры на поверхностях осей снимать аккуратно напильником или шлифовальной шкуркой. 5.6.5. Седловины и вмятины на рабочих поверхностях осей определять измерением наименьшего диаметра в месте вмятины. Опиловка седловин и вмятин на рабочих поверхностях не допускается. 5.7. Гибкие связиГибкие связи подлежат замене при изломе пластин более 1/4 толщины. 5.8. ПоршниПри наличии трещин - заменить. Задиры, следы коррозии зачистить. 5.9. Основные деталиПроизвести дефектацию и ремонт дугогасительной камеры, контактного стержня, проходного изолятора, ламели, опорного изолятора, бака выключателя согласно пп. 5.9.1 - 5.9.6. 5.9.1. Дугогасительная камера (рис. 3) Количество на изделие - 3.
Технические требования к отремонтированной детали 1. Размеры должны быть: А = ; Б = ; В = ; зазор С = 1 ÷ 4мм 2. Высота камеры Н должна быть равной 3. Гайки на шпильках навинчены до отказа. 5.9.2. Контактный стержень (поз. 2 рис. 1) Количество на изделие - 3.
5.9.3. Фарфоровый проходной изолятор (поз. 1 рис. 1) Количество на изделие - 3.
5.9.4. Ламель (поз. 3 рис. 4) Количество на изделие - 15.
5.9.5. Фарфоровый опорный изолятор (поз. 8 рис. 1) Количество на изделие - 6.
Количество на изделие - 3 Технические требования к отремонтированной детали
Трещины, деформации не допускаются. 6. Модернизация бакелитовой трубки в проходном изоляторе6.1. Увеличить проточки в бакелитовой трубке 8 (см. рис. 5) до размеров, указанных на рис. 5, проверив при этом соответствие всех остальных размеров. 6.2. Исправить втулку 5 в соответствии с указанными на рисунке размерами или изготовить заново из изоляционного материала, например, текстолита. 6.3. Изготовить четыре полукольца 7 из стеклотекстолита по размерам, указанным на рисунке. 6.4. Изготовить два кольца 6 из пружинной проволоки 2 мм 1 кл. (ГОСТ 9389-75). 6.5. Изготовить шайбы 9 и 10 из резины толщиной 2 мм марки МТ (ГОСТ 12855-67) по размерам, указанным на рис. 5. 7. Сборка и предварительное регулирование выключателя7.1. Собрать дугогасительную камеру, соблюдая очередность пластин, указанную на рис. 3. 7.2. Смазать выступающую часть картонной манжеты тонким слоем смазки ЦИАТИМ-221. Вставить камеру в полюс через нижний разъем бака. 7.3. Собрать розеточный контакт. 7.4. Измерять высоту розеточного контакта А (см. рис. 4). 7.5. Проверить усилие вытягивания стержня 2 (рис. 8) из разеточного контакта с помощью приспособления П1. Вытягивающее усилие должно быть в пределах 90 - 110 Н. 7.6. Измерить высоту Б опорного бакелитового цилиндра 3 (см. рис. 2). 7.7. Определить расстояние от нижней поверхности дугогасительной камеры до верха розеточного контакта. Оно должно быть равным Б - А = 2 + 5 мм. Регулировать высотой бакелитового цилиндра. 7.8. Установить бакелитовый цилиндр 5 в бак полюса с расстоянием между их торцами 3 ± 1 мм. Регулировать картонными шайбами, устанавливая их на торец бакелитового цилиндра. 7.9. Закрепить нижнюю крышку 1 болтами. 7.10. Собрать проходной изолятор, установить на полюс, предварительно закрепив болтами. 7.11. Установить контактный стержень. 7.12. Проверить отсутствие заеданий и чрезмерного затирания контактного стержня в цилиндре. Для этого контактный стержень опускают вниз с высоты 300 мм. Под действием собственной массы он должен войти в розеточный контакт на 40 мм. Регулировать затягиванием болтов. 7.13. Довести контактный стержень до касания с ламелями розеточного контакта. Нанести отметку А (см. рис. 6) на уровне торца проходного цилиндра. 7.14. Нанести отметку Б на расстоянии 45 мм выше отметки А. 7.15. Опустить контактный стержень так, чтобы отметка Б била на уровне торца проходного изолятора. 7.16. Закрепить гибкую связь 4 на контактной колодке 2. 7.17. Установить свинчиванием или навинчиванием колодки видимый зазор между верхними торцами болтов изолятора и нижней поверхностью колодки, равный 25 - 30 мм. Закрепить гайку. 7.18. Измерить полное сопротивление токопровода. Для выключателей на 630 А оно должно быть не более 78 мкОм, на 1000 А - не более 72 мкОм. 7.19. измерять вытягивающее усилие контактного стержня из розеточного контакта. С учетом массы стержня и гибкой связи оно должно быть не более 200 Н. 7.20. Включить вручную выключатель, добиться совпадения отверстий серьги 3 (см. рис. 1) и наконечника 5 (см. рис. 6). Зазор между серьгой и наконечником устранять прокладками. 7.21. Установить зазор между роликом рычага 5 (см. рис. 1) и болт-упором 6 в пределах 0,5 - 1,5 мм. 7.22. Измерить уровень масла в масляном буфере. Уровень масла от дна стакана 5 (см. рис. 7) должен составить 45 мм. При необходимости долить масло. 7.23. Собрать масляный буфер. Опробовать вручную на плавкое, без заеданий, перемещение штока 1, проверять ход поршня (20 ± 1 мм). 8. Окончательное регулирование выключателя8.1. Проверить угол установки изоляционного рычага к горизонтали, равный 22,5° ± 1,5°, и угол поворота вала выключателя - 45°. 8.2. Проверить максимальный момент на валу выключателя (520 Н∙м) при включении. 8.3. Проверяю полный ход контактного стержня (210 ± 5 мм). 8.4. Залить чистое трансформаторное масло, пробивное напряжение которого 30 кВ, до верхнего уровня по маслоуказателю. 8.5. Зачистить места повреждений окраски. 8.6. Восстановить окраску рамы, полюсов, токоведущих шин. 8.7. Протереть фарфоровые изоляторы чистой, смоченной в авиационном бензине салфеткой, не оставляющей волокон. 8.8. Проверить одновременность замыкания контактов и собственное время включения и отключения выключателя (приложение 5), используя пульт для проверки одновременности замыкания контактов и снятия временных характеристик. Принципиальная схема пульта дана на рис. 9. 8.9. Испытать изоляцию выключателя повышенным напряжением переменного тока при положении выключателя "Вкл." по отношению к земле. Напряжение испытания при нормальном напряжений электроустановка 6 кВ - 32 кВ, при 10 кВ - 42 кВ. Длительность испытания - 1 мин. Таким же напряжением испытать контактный разрыв и проходной изолятор при положении выключателя "Откл". 8.10. Проверить состояние изоляции цепей вторичной коммутации (не менее 1,0 мОм). 8.11. Проверить скоростные характеристики выключателя по данным приложения 5. 8.12. Опробовать работу выключателя с приводом путем многократных включений и отключений выключателя от ключа управления при рабочем пониженном и повышенном напряжениях на выводах привода. Приложение 1Перечень инструмента, необходимого для капитального ремонта выключателя
Приложение 2Перечень применяемого оборудования, приборов, стендов и приспособлений
Приложение 3Нормы расхода материалов на капитальный ремонт выключателя
Приложение 4Комплект запасных частей, поставляемых по специальному заказу
Приложение 5Ведомость основных показателей технического состояния выключателя после капитального ремонта
Рис. 1. Выключатель ВМГ-10-630-20: 1 -
проходной изолятор; 2 - контактный стержень; 3 - серьга; 4
- ось; 5 - изоляционный рычаг; Рис. 2. Полюс выключателя: 1 - нижняя крышка; 2 - розеточный контакт; 3, 5 - изоляционные цилиндры; 4 - дугогасительная камера Рис. 3. Дугогасительная камера: 1 - гайка; 2, 7, 15 - гетинаксовые пластины; 3 - 6, 8 - 14 картонные пластины Рис. 4. Контакт розеточный: 1, 5 - пружины; 2 - кольцо; 3 - ламель, 4 - прокладка; 6, 8 - болты: 7 - гибкая связь Рис. 5. Проходной изолятор: 1 -
токоведущая скоба; 2 - кольцо; 3 - картонная шайба; 4 -
кожаная манжета; 5 - втулка; Рис. 6. Подвижный контакт: 1 - керамический наконечник; 2 - контактная колодка; 3 - гайка; 4 - гибкая связь; 5 - наконечник Рис. 7. Масляный буфер: 1 - шток; 2 - специальная гайка; 3 - поршень; 4 - пружина; 5 - стакан Рис. 8. Приспособление (III)
для проверки усилия вытягивания подвижного 1 - контрольный груз (Р = 800 Н); 2 - контрольный стержень; 3 - контрольный груз (Р = 20 Н) Рис. 9. Принципиальная схема пульта для проверки
одновременности замыкания Вкл. - положение тумблера Т2 для измерения
времени включения; Откл. - положение тумблера Т2 для СОДЕРЖАНИЕ
|