ГОСТ 4.494-94
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТАНДАРТ
СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ
ШИНЫ ДЛЯ ВНЕДОРОЖНЫХ КАРЬЕРНЫХ
АВТОМОБИЛЕЙ, ТРАКТОРОВ,
СТРОИТЕЛЬНЫХ, ДОРОЖНЫХ,
ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНЫХ
РУДНИЧНЫХ
И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МАШИН
НОМЕНКЛАТУРА ПОКАЗАТЕЛЕЙ
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ
ПО СТАНДАРТАМ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ
Минск
Предисловие
1. РАЗРАБОТАН
Научно-исследовательским институтом крупногабаритных шин (НИИКГШ).
ВНЕСЕН Государственным комитетом Украины по стандартизации,
метрологии и сертификации.
2. ПРИНЯТ
Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации
(протокол № 6 от 21.10.94).
За принятие проголосовали:
Наименование государства
|
Наименование национального органа стандартизации
|
Азербайджанская
Республика
|
Азгосстандарт
|
Республика
Армения
|
Армгосстандарт
|
Республика
Белоруссия
|
Белстандарт
|
Республика
Грузия
|
Грузстандарт
|
Республика
Казахстан
|
Госстандарт
Республики Казахстан
|
Киргизская
Республика
|
Киргизстандарт
|
Республика
Молдова
|
Молдовастандарт
|
Российская
Федерация
|
Госстандарт
России
|
Республика
Узбекистан
|
Узгосстандарт
|
Украина
|
Госстандарт
Украины
|
3. Постановлением Государственного комитета Российской Федерации
по стандартизации, метрологии и сертификации от 4 сентября 1996 г. № 560
межгосударственный стандарт ГОСТ 4.494-94 введен в действие непосредственно в
качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 января 1997 г.
4. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ.
ГОСТ
4.494-94
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТАНДАРТ
Система показателей качества продукции
ШИНЫ
ДЛЯ ВНЕДОРОЖНЫХ КАРЬЕРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ,
ТРАКТОРОВ, СТРОИТЕЛЬНЫХ, ДОРОЖНЫХ,
ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНЫХ, РУДНИЧНЫХ
И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МАШИН
Номенклатура показателей
Product-quality index
system. Tyres for of the road trucks, tractors, building, road, loading, mining
and agricultural machinery. Nomenclature of indices
Дата
введения 1997-01-01
Настоящий стандарт устанавливает номенклатуру показателей
качества шин для внедорожных карьерных автомобилей, тракторов, строительных,
дорожных, подъемно-транспортных, рудничных и сельскохозяйственных машин.
Стандарт определяет показатели, которые используют в
технической документации, включая нормативную. В этих же документах устанавливают
количественные значения показателей.
Установленные стандартом показатели качества шин используют
при разработке и постановке продукции на производство, при оценке технического
уровня и качества шин, их конкурентоспособности и сертификации.
1.
НОМЕНКЛАТУРА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА
1.1.
Номенклатура показателей качества, обозначения показателей и характеризуемые
ими свойства приведены в таблице 1.
1.2. Алфавитный
перечень показателей качества приведен в приложении 1.
Пояснения к показателям и их определениям приведены в
приложении 2.
Эти показатели в таблице 1 обозначены ссылками 1 - 10.
Таблица 1
Наименование показателя
качества
|
Обозначение показателя качества
|
Наименование характеризуемого свойства
|
1. ПОКАЗАТЕЛИ НАЗНАЧЕНИЯ1)
|
1.1. Koнструктивные показатели
|
|
|
1.1.1. Наружный диаметр новой шины, мм
|
D
|
Соответствие
размерам транспортного средства, скоростные свойства
|
1.1.2. Наружный диаметр шины, максимальный в
эксплуатации, мм
|
-
|
Соответствие
размерам транспортного средства, скоростные свойства
|
1.1.3. Ширина профиля новой шины, мм
|
S
|
То
же
|
1.1.4. Ширина профиля шины, максимальная в эксплуатации,
мм
|
-
|
«
|
1.1.5. Ширина профиля шины под нагрузкой, мм
|
Sн
|
«
|
1.1.6. Масса шины, кг
|
М
|
Материалоемкость,
скоростные свойства, топливная экономичность
|
1.1.7. Статический радиус шины, мм
|
Rст
|
Соответствие
размерам транспортного средства, скоростные свойства
|
1.1.8. Динамический радиус шины, мм
|
rд
|
То
же
|
1.1.9. Радиус качения шины, мм
|
rк
|
«
|
1.2. Показатели функциональные и технической
эффективности
|
|
|
12.1. Нагрузка нa шину,
максимальная допускаемая, кг
|
Q
|
Грузоподъемность
|
1.2.2. Нагрузка на шину средняя, кг
|
-
|
То
же
|
1.2.3. Скорость максимальная, м/с (км/ч)
|
V
|
Скоростные
свойства
|
1.2.4. Скорость средняя эксплуатационная, м/с (км/ч)
|
-
|
То же
|
1.2.5. Внутреннее давление в шине, соответствующее
нормальной нагрузке на шину, МПа
|
Р
|
Работоспособность,
безопасность
|
1.2.6. Расстояние транспортирования груза (плечо
перевозки), км
|
l
|
То
же
|
1.2.7. Контурная площадь контакта, м2
|
Fк
|
Взаимодействие
с опорной поверхностью
|
1.2.8. Площадь контакта по выступам рисунка протектора, м2
|
Fв
|
То
же
|
1.2.9. Нормальный прогиб шины, мм
|
h
|
Работоспособность
|
1.2.10. Коэффициент сопротивления качению шины2)
|
f
|
Топливная
экономичность
|
1.2.11. Коэффициент угловой жесткости шины
|
С0
|
Управляемость
|
1.2.12. Коэффициент статической нормальной жесткости,
кН/м*3)
|
Сz
ст
|
Плавность
хода
|
1.2.13. Коэффициент динамической жесткости, кН/м3
|
Сz
дин
|
То
же
|
1.2.14. Коэффициент тангенциальной эластичности шины, 1/Н
|
l
|
Скоростные
свойства, топливная экономичность
|
1.2.15. Коэффициент нормального демпфирования шины3)
|
Кz
|
Плавность
хода, топливная экономичность
|
1.2.16. Коэффициент нагруженности шины, кг/мм2 4)
|
К
|
Уровень
нагруженности
|
1.2.17. Коэффициент запаса прочности нитей корда4)
|
nк
|
Прочность
шины
|
1.2.18. Коэффициент запаса прочности бортовой проволоки4)
|
nб
|
То
же
|
1.2.19. Коэффициент запаса прочности связи корд-резина4)
|
nс
|
«
|
1.2.20. Сосредоточенная разрушающая нагрузка, кН4)
|
Qразр.
|
Прочность
каркаса и брекера
|
1.2.21. Работа разрушения при воздействии сосредоточенной
нормальной нагрузки, кН/м4)
|
Аразр.
|
Прочность
каркаса и брекера
|
1.2.22 Разрушающее внутреннее давление, МПа4)
|
Рразр.
|
Прочность
основных элементов шины
|
1.2.23. Ресурс шины при стендовых испытаниях, км4)
|
-
|
Общая
работоспособность шины
|
1.2.24 Ресурс борта шины при стендовых испытаниях, км4)
|
-
|
Усталостная
прочность борта
|
1.2.25. Максимальная эксплуатационная производительность
шины, Т × км/ч
|
Q × V
|
Работоспособность
шины
|
1.2.26. Температура внешней среды при эксплуатации, °С5)
|
-
|
Температурный
диапазон работоспособности шины
|
2. ПОКАЗАТЕЛИ НАДЕЖНОСТИ
|
2.1. Показатели сохраняемости
|
-
|
Сохраняемость
|
2.1.1. Средний срок сохраняемости (ГОСТ 27.002),
мес., год
|
|
|
2.2. Показатели долговечности
|
|
|
2.2.1. Средний ресурс (ГОСТ 27.002),
км, ч6)
|
Тср.
|
Долговечность
|
2.2.2. Гамма-процентный ресурс (ГОСТ 27.002),
ч
|
Тg
|
То
же
|
2.2.3. Средний срок службы (ГОСТ 27.002),
мес., год
|
-
|
»
|
2.2.4. Интенсивность износа протектора, мм/1000 км,
мм/100 ч
|
i
|
»
|
2.2.5. Физико-механические показатели шины 7)
|
-
|
»
|
2.3. Показатели ремонтопригодности8)
|
|
|
2.3.1. Коэффициент отбора шин на восстановительный ремонт
|
K0
|
Ремонтопригодность
|
2.3.2. Коэффициент пригодности шин к восстановительному
ремонту
|
К1
|
Ремонтопригодность
|
2.3.3. Относительный послеремонтный ресурс, км × ч
|
К2
|
Ремонтопригодность
и долговечность
|
3. ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
|
3.1. Трудоемкость монтажно-демонтажных работ, чел × ч
|
-
|
Соответствие
конструкции силовым возможностям человека
|
4. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
|
4.1. Показатели внешнего вида9)
|
-
|
Внешний
вид, совершенство производственного исполнения
|
5. ПОКАЗАТЕЛИ ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ
|
5.1. Удельная материалоемкость
|
Муд
|
Расход
материальных ресурсов
|
6. ПОКАЗАТЕЛИ СТАНДАРТИЗАЦИИ И УНИФИКАЦИИ
|
6.1. Коэффициент стандартизации деталей, %
|
-
|
-
|
6.2. Коэффициент унификации деталей, %
|
-
|
-
|
7. ПАТЕНТНО-ПРАВОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ1010)
|
7.1. Показатель патентной защиты
|
Пз
|
-
|
7.2. Показатель патентной чистоты
|
Пч
|
-
|
8. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
|
8.1. Среднее давление шины по выступам рисунка
протектора, МПа
|
Рв
|
Агротехнические
свойства
|
8.2. Среднее давление шины в контакте, МПа
|
Рк
|
Агротехнические
свойства
|
9. ПОКАЗАТЕЛИ БЕЗОПАСНОСТИ
|
9.1. Коэффициент продольного сцепления шины
|
j
|
Скоростные
свойства, управляемость
|
9.2. Коэффициент бокового сцепления шины
|
jу
|
Управляемость,
устойчивость
|
9.3. Коэффициент сопротивления боковому уводу, кг/град
|
Ку
|
Управляемость,
устойчивость транспортного средства, топливная экономичность
|
9.4. Сопротивление проворачиванию шины на ободе, кН × м
|
Мпр
|
Прочность
посадки на обод
|
9.5. Сопротивление сдвигу борта бескамерной шины с
полки обода
|
Рсдв
|
То
же
|
9.6. Герметичность камеры или бескамерной шины
|
-
|
Безопасность,
долговечность
|
9.7 Монтажное давление в шине, МПа
|
-
|
Безопасность
|
2.
КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ГРУППИРОВКИ ШИН
2.1. Показатели
качества, установленные настоящим стандартом, распространяются на следующие
классификационные группировки шин:
1) шины для
внедорожных карьерных автомобилей;
2) шины для
строительных, дорожных, подъемно-транспортных и рудничных машин;
3) шины для
тракторов и сельскохозяйственных машин.
3.
ПРИМЕНЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ШИН
3.1. Перечень
основных показателей качества:
- наружный диаметр шины (новой, максимальный в эксплуатации)
(1.1.1,
1.1.2);
- ширина профиля шины (новой, максимальная в эксплуатации) (1.1.3, 1.1.4);
- масса шины (1.1.6);
- нагрузка на шину максимальная допускаемая (1.2.1);
- скорость максимальная (1.2.3);
- внутреннее давление в шине, соответствующее нормальной
нагрузке на шину (1.2.5).
3.2. Применение
показателей качества для различных классификационных группировок приведено в
таблице 2. Нумерация групп дана по
разделу 2.
Применение показателей качества шин для внедорожных
карьерных автомобилей, тракторов, строительных, дорожных,
подъемно-транспортных, рудничных и сельскохозяйственных машин, включаемых в
исходные требования заказчика (ИТ), прилагаемые к заявке на разработку и
освоение продукции, в техническое задание (ТЗ), в стандарты на продукцию (ДСТ,
ГОСТ), в технические условия на продукцию (ТУ), в карту технического уровня и
качества продукции (КУ), в пояснительную записку (ПЗ), в программы и методики
испытаний (ПМ), обозначено знаками:
«+» - показатель применяется;
«±» - показатель
применяется по усмотрению разработчика;
«-» - показатель не применяется.
3.3. Стандарт не
препятствует расширению показателей качества шин.
Таблица 2
Номер показателя по табл. 1
|
Классификационные группировки шин
|
Область применения показателя качества
|
1
|
2
|
3
|
ИТ
|
ТЗ
|
ДСТУ, ГОСТ
|
ТУ
|
КУ
|
ПЗ
|
ПМ
|
1.1.1
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
1.1.2
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
1.1.3
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
1.1.4
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
1.1.5
|
-
|
±
|
-
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
1.1.6
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
1.1.7
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
1.1.8
|
±
|
±
|
±
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
±
|
±
|
1.1.9
|
±
|
±
|
±
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
±
|
±
|
1.2.1
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
1.2.2
|
±
|
-
|
-
|
±
|
±
|
-
|
-
|
-
|
±
|
±
|
1.2.3
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
1.2.4
|
±
|
-
|
-
|
±
|
±
|
-
|
-
|
-
|
±
|
±
|
1.2.5
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
1.2.6
|
+
|
-
|
-
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
1.2.7
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
1.2.8
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
1.2.9
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
1.2.10
|
±
|
±
|
±
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
±
|
±
|
1.2.11
|
±
|
±
|
±
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
±
|
±
|
1.2.12
|
±
|
±
|
±
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
±
|
±
|
1.2.13
|
±
|
±
|
±
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
±
|
±
|
1.2.14
|
±
|
±
|
±
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
±
|
±
|
1.2.15
|
±
|
±
|
±
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
±
|
±
|
1.2.16
|
±
|
±
|
±
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
±
|
-
|
1.2.17
|
±
|
±
|
±
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
±
|
±
|
1.2.18
|
±
|
±
|
±
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
1.2.19
|
±
|
±
|
±
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
±
|
±
|
1.2.20
|
±
|
±
|
±
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
±
|
±
|
1.2.21
|
±
|
±
|
±
|
-
|
-
|
-
|
-
|
- .
|
±
|
±
|
1.2.22
|
±
|
±
|
±
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
±
|
±
|
1.2.23
|
+
|
+
|
+
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
+
|
+
|
1.2.24
|
-
|
-
|
±
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
±
|
±
|
1.2.25
|
±
|
±
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
±
|
±
|
1.2.26
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
2.1.1
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
2.2.1
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
2.2.2
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
2.2.3
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
2.2.4
|
±
|
±
|
±
|
-
|
±
|
-
|
-
|
-
|
±
|
±
|
2.2.5
|
±
|
±
|
±
|
-
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
2.3.1
|
±
|
±
|
±
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
±
|
±
|
2.3.2
|
±
|
±
|
±
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
±
|
±
|
2.3.3
|
±
|
±
|
±
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
±
|
±
|
3.1
|
±
|
±
|
±
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
±
|
±
|
4.1
|
+
|
+
|
+
|
-
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
5.1
|
±
|
±
|
±
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
±
|
±
|
6.1
|
±
|
±
|
±
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
±
|
-
|
6.2
|
±
|
±
|
+
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
±
|
-
|
7.1
|
±
|
±
|
±
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
±
|
-
|
7.2
|
±
|
±
|
±
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
±
|
-
|
8.1
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
8.2
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
+
|
±
|
±
|
±
|
±
|
9.1
|
±
|
±
|
±
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
±
|
±
|
9.2
|
±
|
±
|
±
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
±
|
±
|
9.3
|
±
|
±
|
±
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
±
|
±
|
9.4
|
-
|
±
|
±
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
±
|
±
|
9.5
|
±
|
±
|
±
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
±
|
±
|
9.6
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
9.7
|
±
|
±
|
±
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
±
|
±
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечания:
1. В случае
неприменения показателя качества для какой-либо классификационной группировки
шин в документах (ИТ, ТЗ, ДСТ, ГОСТ, ТУ, КУ, ПЗ, ПМ) на эти шины он также не применяется.
2. Взамен
показателей 1.1.2 и 1.1.4 для шин 3 классификационной группировки допускается
применение разнашиваемости (общее увеличение ширины профиля и (или) наружного
диаметра шины в эксплуатации), выраженной в процентах и определяющей изменение
ширины профиля и (или) наружного диаметра шины в эксплуатации по отношению к
новой.
4.
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
4.1. Термины,
применяемые в стандарте, и пояснения к ним приведены в табл. 3.
Таблица 3
Наименование показателя
качества
|
Номер показателя по табл. 1
|
Пояснение
|
1. Герметичность камеры или бескамерной шины
|
9.6
|
Отсутствие
потери давления из внутренней полости камеры или бескамерной шины после
принятия шиной конфигурации поверхности, соответствующей заданному давлению
за определенный нормативно-техническим документом промежуток времени
|
2. Давление внутреннее разрушающее
|
1.2.22
|
Давление
в шине, при достижении которого наступает ее отказ
|
3. Давление в шине внутреннее, соответствующее
нормальной нагрузке на шину
|
1.2.5
|
Давление
воздуха в камере шины, смонтированной на ободе, или во внутренней полости
бескамерной шины, смонтированной на ободе, установленное
нормативно-техническим документом при нормальном нагружающем усилии,
воздействующем на колесо в процессе работы
|
4. Давление в шине монтажное
|
9.7
|
Давление
сжатого воздуха, обеспечивающее полную посадку бортов шины на посадочные
полки обода и определяющееся в процессе монтажа шины на обод
|
5. Давление шины по выступам рисунка протектора
среднее
|
8.1
|
Отношение
нормальной реакции опорной поверхности к площади контакта по выступам рисунка
протектора
|
6. Давление шины в контакте среднее
|
8.2
|
Отношение
нормальной реакции опорной поверхности к контурной площади контакта
|
7. Диаметр наружный шины (новой, максимальный в
эксплуатации)
|
1.1.1
1.1.2
|
Диаметр
наибольшего сечения пневматической шины плоскостью вращения колеса при
отсутствии контакта с опорной поверхностью
|
8. Интенсивность износа протектора
|
2.2.4
|
Отношение
изменения толщины беговой дорожки протектора за счет износа в процессе
эксплуатации к наработке шины
|
9. Коэффициент бокового сцепления шины
|
9.2
|
Отношение
максимальной боковой силы в ведомом режиме к нормальной нагрузке на колесо
|
10. Коэффициент запаса прочности бортовой проволоки
|
1.2.18
|
Отношение
временного сопротивления проволоки при разрыве к допустимому напряжению в
проволоке бортовых колец
|
11. Коэффициент запаса прочности нитей корда
|
1.2.17
|
Отношение
статического разрывного усилия для нити корда к максимальному усилию, возникающему
в нити при давлении, соответствующем максимальному допускаемому
|
12. Коэффициент запаса прочности связи корд-резина
|
1.2.19
|
Средняя
работа отделения обкладочной резины от нитей корда
|
13. Коэффициент нагруженности шины
|
1.2.16
|
Отношение
максимальной допускаемой нагрузки на шину к квадрату ширины профиля типы
|
14. Коэффициент отбора шин на восстановительный ремонт
|
2.3.1
|
Отношение
количества шин, отобранных в качестве пригодных к восстановительному ремонту,
к общему количеству шин в партии
|
15. Коэффициент пригодности шин к восстановительному
ремонту
|
2.3.2
|
Отношение
количества шин, определенных пригодными к восстановительному ремонту после
проведения технологических операций по подготовке к восстановительному
ремонту, к общему количеству шин в партии
|
16. Коэффициент продольного сцепления шины
|
9.1
|
Отношение
максимальной продольной силы в тормозном режиме, при отсутствии боковых сил,
к нормальной нагрузке на колесо
|
17. Коэффициент сопротивления боковому уводу
|
9.3
|
Первая
производная боковой силы колеса по углу бокового увода
|
18. Коэффициент сопротивления качению шины
|
1.2.10
|
Отношение
силы сопротивления качению колеса к его нормальной нагрузке
|
19. Коэффициент статической нормальной жесткости шины
|
1.2.12
|
Первая
производная нормальной статической нагрузки на колесо по нормальному прогибу
шины
|
20. Коэффициент тангенциальной эластичности шины
|
1.2.14
|
Первая
производная радиуса качения колеса с шиной без скольжения по крутящему
моменту
|
21. Коэффициент угловой жесткости шины
|
1.2.11
|
Первая
производная поворачивающего момента колеса по угловому упругому смещению
колеса
|
22. Масса шины
|
1.1.6
|
Масса
шины в килограммах
|
23. Материалоемкость удельная
|
5.1
|
Отношение
количества затраченных на изготовление шины материалов к основному
техническому параметру, определяемому конструкцией шины и ее назначением
|
24. Нагрузка на шину максимальная допускаемая
|
1.2.1
|
Максимальная
допускаемая нормальная нагрузка на отдельную шину, смонтированную на ободе,
установленная нормативно-техническим документом
|
25. Нагрузка на шину средняя
|
1.2.2
|
Средняя
нормальная нагрузка, воздействующая на колесо транспортного средства
(нагруженного и пустого) за один рейс
|
26. Нагрузка разрушающая сосредоточенная
|
1.2.20
|
Предел
возможного сопротивления шины воздействию сосредоточенной нормальной нагрузки
|
27. Площадь контакта контурная
|
1.2.7
|
Площадь,
ограниченная внешней огибающей участков контакта, образованных наружными
поверхностями выступов рисунка протектора с опорной поверхностью
|
28. Площадь контакта контурная по выступам рисунка
протектора
|
1.2.8
|
Сумма
площадей контакта наружных поверхностей выступов рисунка протектора с опорной
поверхностью;
|
29. Прогиб шины нормальный
|
1.2.9
|
Разница
между свободным и статическим радиусами колеса в момент достижения равновесия
между нормальным нагружающим усилием, воздействующим на колесо, и нормальной
реакцией опорной поверхности в зоне контакта
|
30. Производительность шины максимальная
эксплуатационная
|
1.2.25
|
Условная
количественная характеристика, имеющая размерность, мощности, численно равная
произведению нормальной нагрузки на скорость качения, при воздействии которых
температура элементов шины достигает предельного допускаемого значения
|
31. Работа разрушения при воздействии сосредоточенной
нормальной нагрузки
|
1.2.21
|
Работа,
затрачиваемая на преодоление сопротивления шины воздействию сосредоточенной
нормальной нагрузки при ее продавливании
|
32. Радиус качения шины
|
1.1.9
|
Отношение
продольной составляющей поступательной скорости колеса к его угловой скорости
|
33. Радиус шины динамический
|
1.1.8
|
Расстояние
от центра катящегося колеса до опорной поверхности при максимальной
допустимой нагрузке и соответствующем внутреннем давлении воздуха при средней
постоянной скорости с учетом проскальзывания и деформации шины
|
34. Радиус шины статический
|
1.1.7
|
Расстояние
от центра неподвижного нагруженного нормальной нагрузкой колеса с
пневматической шиной до плоской опорной поверхности
|
35. Расстояние транспортирования груза (плечо
перевозок)
|
1.2.6
|
Путь,
проходимый транспортным средством в одном направлении за один циклический
рейс
|
36. Ресурс борта шины при стендовых испытаниях
|
1.2.24
|
Наработка
шины от начала испытания до перехода борта в предельное состояние
|
37. Ресурс гамма-процентный
|
2.2.2
|
Суммарная
наработка, на протяжении которой шины не достигают предельного состояния с
заданной вероятностью, выраженной в процентах
|
38. Ресурс относительный послеремонтный
|
2.3.3
|
Отношение
среднего ресурса отремонтированных шин к среднему ресурсу новых шин
|
39. Ресурс средний
|
2.2.1
|
Математическое
ожидание ресурса
|
40. Ресурс шины при стендовых испытаниях
|
1.2.23
|
Наработка
шины от начала испытания до перехода в предельное состояние
|
41. Скорость максимальная
|
1.2.3
|
Максимальная
допускаемая скорость, установленная нормативно-техническим документом для
этой шины
|
42. Скорость средняя эксплуатационная
|
1.2.4
|
Усредненная
по рабочему дню скорость, показывающая среднее время циклических рейсов в
день Средняя эксплуатационная скорость рассчитывается по формуле
где
Vc.c. - средняя эксплуатационная скорость, км/ч;
l - плечо перевозки груза, км;
n - количество циклических рейсов за смену (рабочий
день);
t - общая
продолжительность смены (рабочего дня)
|
43. Сопротивление проворачиванию шины на ободе
|
9.4
|
Предельный
момент трения между бортом шины и посадочной полкой обода, при превышении
которого борт проворачивается относительно обода
|
44. Сопротивление сдвигу борта бескамерной шины с
полки обода
|
9.5
|
Способность
шины противостоять воздействию внешнего усилия, приложенного к боковине шины
в осевом направлении
|
45. Срок службы средний
|
2.2.3
|
Математическое
ожидание срока службы
|
46. Срок сохраняемости средний
|
2.1.1
|
Математическое
ожидание срока сохраняемости шины с момента изготовления до начала
эксплуатации
|
47. Трудоемкость монтажно-демонтажных работ
|
3.1
|
Фактические
затраты рабочего времени в виде норм времени или норм выработки на выполнение
монтажно-демонтажных операций
|
48. Ширина профиля шины (новой, максимальная в
эксплуатации)
|
1.1.3
1.1.4
|
Расстояние
между двумя плоскостями вращения колеса, касающимися внешних поверхностей
боковины пневматической шины
|
Ширина
профиля шины под нагрузкой
|
1.1.5
|
Ширина
профиля пневматической шины в месте наибольшей деформации боковой стенки
после нагружения колеса нормальной нагрузкой
|
(справочное)
|
Номер показателя по табл. 1
|
Герметичность
камеры или бескамерной шины
|
9.6
|
Давление
внутреннее разрушающее
|
1.2.22
|
Давление
в шине внутреннее, соответствующее нормальной нагрузке на шину
|
1.2.5
|
Давление
монтажное
|
9.7
|
Давление
шины в контакте среднее
|
8.2
|
Давление
шины по выступам рисунка протектора среднее
|
8.1
|
Диаметр
наружный новой шины
|
1.1.1
|
Диаметр
наружный шины максимальный в эксплуатации
|
1.1.2
|
Интенсивность
износа протектора
|
2.2.4
|
Коэффициент
бокового сцепления шины
|
9.2
|
Коэффициент
динамической нормальной жесткости
|
1.2.13
|
Коэффициент
запаса прочности бортовой проволоки
|
1.2.18
|
Коэффициент
запаса прочности нитей корда
|
1.2.17
|
Коэффициент
запаса прочности связи корд-резина
|
1.2 19
|
Коэффициент
нагруженности шины
|
1.2.16
|
Коэффициент
нормального демпфирования шины
|
1.2.15
|
Коэффициент
отбора шин на восстановительный ремонт
|
2.3.1
|
Коэффициент
пригодности шин к восстановительному ремонту
|
2.3.2
|
Коэффициент
продольного сцепления шины
|
9.1
|
Коэффициент
сопротивления боковому уводу
|
9.3
|
Коэффициент
сопротивления качению
|
1.2.10
|
Коэффициент
стандартизации
|
6.1
|
Коэффициент
статической нормальной жесткости шины
|
1.2.12
|
Коэффициент
тангенциальной эластичности шины
|
1.2.14
|
Коэффициент
унификации
|
6.2
|
Масса
шины
|
1.1.6
|
Материалоемкость
удельная
|
5.1
|
Нагрузка
на шину максимальная допускаемая
|
1.2.1
|
Нагрузка
на шину средняя
|
1.2.2
|
Нагрузка
разрушающая сосредоточенная
|
1.2.20
|
Площадь
контакта контурная
|
1.2.7
|
Площадь
контакта по выступам рисунка протектора
|
1.2.8
|
Показатели
внешнего вида
|
4.1
|
Показатели
патентной защиты
|
7.1
|
Показатели
патентной чистоты
|
7.2
|
Прогиб
шины нормальный
|
1.29
|
Производительность
шины, максимальная эксплуатационная
|
1.2.25
|
Работа
разрушения при воздействии сосредоточенной нормальной нагрузки
|
1.2.21
|
Радиус
качения шины
|
1.1.9
|
Радиус
шины динамический
|
1.1.8
|
Радиус
шины статический
|
1.1.7
|
Расстояние
транспортирования груза (плечо перевозки)
|
1.2.6
|
Ресурс
борта шины при стендовых испытаниях
|
1.2.24
|
Ресурс
гамма-процентный
|
2.2.2
|
Ресурс
послеремонтный относительный
|
2.3.3
|
Ресурс
средний
|
2.2.1
|
Ресурс
шины при стендовых испытаниях
|
1.2.23
|
Скорость
максимальная
|
1.2.3
|
Скорость
средняя эксплуатационная
|
1.2.4
|
Сопротивление
проворачиванию шины на ободе
|
9.4
|
Сопротивление
сдвигу борта бескамерной шины с полки обода
|
9.5
|
Срок
сохраняемости средний
|
2.1.1
|
Температура
внешней среды при эксплуатации шины
|
1.2.26
|
Трудоемкость
монтажно-демонтажных работ
|
3.1
|
Ширина
профиля новой шины
|
1.1.3
|
Ширина
профиля шины максимальная в эксплуатации
|
1.1.4
|
Ширина
профиля шины под нагрузкой
|
1.1.5
|
(справочное)
1) В раздел
показателей назначения (конструктивные показатели, показатели функциональные и
технической эффективности) входят основные характеристики шины, которые
определяют, или от которых существенно зависят эксплуатационные свойства
автотранспортного средства. Поэтому в графе «Наименование характеризуемого
свойства» приведены для большинства показателей наименования соответствующих
свойств транспортного средства.
2) Вклад шины в
топливную экономичность определяется величиной мощности сопротивления качению
шины (ГОСТ 17697).
Коэффициент сопротивления качению, измеряемый при качении шины в ведомом режиме
с постоянной скоростью по гладкой опорной поверхности, не может полностью
определить потери на качение в реальных режимах движения.
Дополнительно должны учитываться следующие показатели:
- коэффициент сопротивления боковому уводу шины - 9.3 (движение по криволинейной траектории);
- коэффициент тангенциальной эластичности шины - 1.2.14
(движение с переменной скоростью, подъемы, спуски);
- коэффициент нормального демпфирования шины - 1.2.15
(движение по неровной дороге).
3) Коэффициент
динамической нормальной жесткости (1.2.13)
и нормального демпфирования шины (1.2.15)
определяются общепринятыми методами при гармонических радиальных (нормальных)
колебаниях нагруженного и катящегося по плоской опорной поверхности или
поверхности барабана колеса с пневматической шиной. Показатели характеризуют
низкочастотные свойства шины (до 10 - 20 Гц).
4) Определения
показателей, характеризующих нагруженность и прочность шины, их особенности и
методы применения имеются в технической литературе по пневматическим шинам
(например: Бидерман В.Л. и др. «Автомобильные шины», Госхимиздат, 1963 г.;
Цукерберг С.М. и др. «Пневматические шины», Химия, 1973 г. и т.п.).
Показатели, характеризующие нагруженность и прочность шины,
позволяют дать оценку надежности на стадии проектирования расчетными методами и
на основе стендовых испытаний. Определение показателей надежности (2.1 - 2.3)
невозможно без проведения эксплуатационных испытаний шин и обобщения опыта
эксплуатации серийной продукции.
5) Температура
внешней среды при эксплуатации шин устанавливается в соответствии с ГОСТ
15150. В заданном диапазоне температур внешней среды шины при эксплуатации
должны сохранять свои параметры в пределах норм, установленных техническими
заданиями, стандартами или техническими условиями на шины.
6) Средний
ресурс шины исчисляется от начала эксплуатации до отказа или до снятия по
достижению предельного состояния.
7)
Физико-механические показатели шин и методы их определения устанавливаются для
группы шин или конкретной шины в нормативно-технической документации на шины.
8) Показатели
ремонтопригодности не применяются для шин сезонных, стационарных и других
машин, за срок службы которых шины не достигают предельного состояния по износу
рисунка протектора или не подлежат восстановлению согласно нормативной
документации на приемку в ремонт из-за старения вследствие длительной
эксплуатации.
9) Показатели
внешнего вида шин и методы их определения для различных классификационных групп
устанавливаются соответствующей нормативно-технической документацией.
10)
Патентопригодными называются такие устройства, способы, вещества, которые могут
быть признаны изобретениями в одной или нескольких странах, а также устройства
(изделия), которые могут быть признаны полезными моделями или промышленными
образцами в странах, где предусмотрена охрана этих видов промышленной
собственности.
Патентная частота - это юридическое свойство объекта,
заключающееся в том, что он может быть свободно использован в данной стране без
опасности нарушения действующих на ее территории патентов исключительного
права, принадлежащих третьим лицам.
Объектом, обладающим патентной чистотой в отношении
какой-либо страны, называют такие объекты, которые не попадают под действие
патентов на изобретение, полезные модели или промышленные образцы, выданных
уполномоченными патентным ведомством и имеющих силу на территории данной
страны.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ДАННЫЕ
НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ, НА КОТОРЫЕ В СТАНДАРТЕ
ИМЕЮТСЯ ССЫЛКИ
Ключевые слова: шины, внедорожные
карьерные автомобили, тракторы строительные, дорожные, подъемно-транспортные,
рудничные, сельскохозяйственные машины, номенклатура показателей
СОДЕРЖАНИЕ