Министерство строительства Российской Федерации (МИНСТРОЙ РОССИИ)
Методическое пособие
МДС 81-7.2000
Выпуск 1
Рекомендовано к применению Москва 2001 Настоящее Методическое пособие разработано АОПИ Нефтеспецстройпроект, рассмотрено и одобрено Главным управлением совершенствования ценообразования и сметного нормирования в строительстве (Главценообразования) Минстроя России. Методическое пособие предназначено для использования в практических расчетах при составлении сметы расходов на содержание службы заказчика-застройщика и определении численности персонала на календарный год в зависимости от выделенных инвестиций за счет средств федерального бюджета. Предназначено для широкого круга специалистов. Предложения и замечания по содержанию Методического пособия просьба направлять по адресу: 117987, Москва, ГСП-1, ул. Строителей, дом 8, корп. 2, Минстрой России, Главценообразования, или сообщить по телефону 930-70-07. ВведениеНастоящее Методическое пособие по расчету затрат на службу заказчика-застройщика (в дальнейшем - Пособие) разработано в соответствии с многочисленными пожеланиями, полученными Главценообразования Российской Федерации и руководителей служб заказчика-застройщика, представляющих расчеты на содержание аппарата заказчика-застройщика за счет средств Федерального бюджета на согласование с Главценообразованием Минстроя России. В Пособии на основе обобщения опыта рассмотрения указанных расчетов в 1994 - 1995 гг. изложены методические рекомендации (со ссылкой на соответствующие правовые и нормативные акты) по определению нормативной численности аппарата и расчету основных статей затрат на его содержание, а также представлены примеры выполнения расчетов. Настоящее Пособие предназначено для практического руководства при подготовке расчетов затрат на содержание службы заказчика-застройщика при финансировании строительства за счет средств федерального бюджета и может быть использовано для аналогичных расчетов при других источниках финансирования различными организациями независимо от организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности. Представленные в Пособии материалы могут быть использованы при подготовке договора между инвестором и организатором строительства и должны оказать практическую помощь центральным и местным органам власти в эффективном расходовании инвестиционных средств. Законодательные акты и нормативные документы, которые упоминаются в Пособии (выпуск 1), представлены по состоянию на 30 сентября 1995 года. Значительная часть этих материалов содержится в «Сборнике документов и методических рекомендаций по вопросам сметного ценообразования в строительстве» и Вестнике Главценообразования «Консультации и разъяснения по вопросам сметного ценообразования в строительстве». В дальнейшем при изменении условий хозяйственной деятельности предполагается издание последующих выпусков Пособия. 1. Общие положенияСубъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, исполнители работ (подрядчики), банковские, страховые и посреднические организации, поставщики стройматериалов и оборудования, пользователи объектов инвестиционной деятельности. Субъекты инвестиционной деятельности обязаны соблюдать установленные законом нормы и стандарты, требования государственных органов и должностных лиц, предъявляемые в пределах их компетенции. Основным правовым документом, регулирующим производственно-хозяйственные и другие взаимоотношения субъектов инвестиционной деятельности, является договор (контракт) между ними. Участники инвестиционной деятельности, выполняющие определенные договором виды деятельности, должны иметь лицензию или сертификат на право осуществления данного вида деятельности. Инвестор - субъект инвестиционной деятельности, осуществляющий вложения собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивающий их целевое использование. Инвестор самостоятельно определяет объемы, направления и эффективность инвестиций и по своему усмотрению привлекает на договорной, как правило, конкурсной основе юридических или физических лиц для реализации инвестиций. Инвестор по договору определяет право распоряжаться выделенными государственными инвестициями заказчику-застройщику. Заказчик-застройщик несет перед инвестором имущественную и иную предусмотренную действующим законодательством ответственность за рациональное использование выделенных для строительства ресурсов и материальных ценностей. Заказчик-застройщик на конкурсной основе, как правило, через подрядные торги, поручает реализацию выделенных инвестором бюджетных средств на строительство утвержденной целевой программы или объекта организации подрядчика на условиях, определяемых договором подряда на строительство. Заказчик-застройщик является юридическим лицом, зарегистрированным в установленном порядке. На основании договора он распоряжается денежными средствами инвестора (инвесторов), передаваемыми для финансирования строительства производственных объектов, жилых домов, объектов социально-культурной сферы и коммунального хозяйства, имеет почтовый адрес, счет в банке и печать со своим наименованием. Заказчик-застройщик: выдает исходные данные для разработки проектно-сметной документации, размещает заказ на разработку всей необходимой для строительства объекта документации, проводит ее согласование в установленном порядке, осуществляет поиск подрядчиков, заключает договора подряда на разработку документации и выполнение всего комплекса строительных, монтажных и пуско-наладочных работ, поставку оборудования и материалов; осуществляет приемку, учет, надлежащее хранение находящегося на складах оборудования, изделий и материалов, передачу их в монтаж; выполняет все необходимые работы по подготовке строительной площадки, осуществляет надзор за соблюдением норм и правил при производстве строительно-монтажных работ, приемку законченных работ и подготовку объекта к передаче в эксплуатацию; обеспечивает рациональное и экономное расходование выделенных на строительство средств, своевременно осуществляет платежи за материалы, оборудование, выполненные работы и т.д., принимает меры к сокращению сроков строительства. Расчеты затрат на функционирование службы заказчика-застройщика выполняются, как правило, на календарный год и представляются на согласование в Главценообразования Минстроя России в начале года, после утверждения бюджетных инвестиций на текущий год. В исключительных случаях допускается представление расчетов и на другой период времени, но не менее чем на один квартал. 2. Определение нормативной численности аппарата заказчика-застройщикаЧисленность аппарата заказчика-застройщика определяется исходя из годовой суммы инвестиций за счет средств федерального бюджета и в соответствии с приложением 1 письма Госстроя России от 07.04.94 № ВБ-12-64. При годовом объеме инвестиций менее 1 млн. руб. в ценах 1984 г. служба заказчика не образуется, а работа, связанная с выполнением функций технического надзора, финансируется за счет основной деятельности инвестора. Объемы планируемых на текущий год инвестиций должны быть подтверждены заказчиком: копией письма Минэкономики России или вышестоящей организации-министерства (ведомства), региональной администрации либо другого инвестора. Расчет нормативной численности аппарата производится с использованием показателя годового объема капитальных вложений в ценах 1984 г. Для перевода в цены 1984 г. выделенному из средств федерального бюджета инвестиций применяется среднегодовой индекс (коэффициент) удорожания стоимости строительства в данном регионе. Указанный индекс определяется на основании данных региональных центров по ценообразованию в строительстве с учетом прогнозируемого уровня инфляции. При определении нормативной численности аппарата заказчика-застройщика объемы капитальных вложений должны приводиться к 1-му территориальному району в соответствии с «Общими положениями по применению сметных норм и расценок на строительные работы» (СНиП 4.02-91, СНиП 4.05-91). Инвестиции из федерального бюджета, передаваемые для реализации другим юридическим или физическим лицам, при расчете численности аппарата заказчика-застройщика не учитываются. Если в результате расчетов численность аппарата составляет не целое, а дробное число, полученный результат округляется до десятых долей целого числа. В расчетную стоимость аппарата не включается обслуживающий персонал, в том числе водители служебного автотранспорта, уборщицы, сторожевая охрана и т.д. Затраты на содержание данной категории работников относятся на соответствующие статьи материальных затрат. При большой территориальной разбросанности строящихся в сельской местности объектов численность персонала технического надзора (производственный отдел) может быть увеличена сверх установленной предельной численности. Для этого к объему капитальных вложений в сельской местности может быть применен повышающий коэффициент до 1,5. Пример расчета численности аппарата заказчика-застройщика представлен в приложении. 3. Рекомендации по расчету затрат на содержание службы заказчика-застройщикаРасчет затрат выполняется по форме, рекомендованной в приложении 2 письма Госстроя России от 07.04.94 г. № ВБ-12-64. Затраты на оплату труда и сопряженные с этой категорией затрат налоговые отчисления должны определяться на основе нормативной численности аппарата заказчика-застройщика, рассчитанной в соответствии с методическими рекомендациями, приведенными в предыдущем разделе, а также базироваться на действующих в отношении госслужащих правовых актах и нормативных документах. При финансировании строительства из нескольких источников (федеральный или местный бюджеты, средства предприятий и организаций различных форм собственности, средства частных инвесторов) учитывается только та часть общих затрат заказчика-застройщика, которая приходится на долю федерального бюджета. В выполняемых расчетах следует учитывать, что денежные средства на содержание заказчика-застройщика, перечисляемых со счета финансирования капитальных вложений независимо от источника финансирования, не облагаются НДС и СН. В то же время оплата товаров (работ, услуг), приобретаемых для содержания заказчика-застройщика, производится за счет этих средств с учетом НДС и СН (письмо Государственной налоговой службы от 18.04.95 г. № 05-1-09/27). Затраты на содержание службы заказчика-застройщика представляются в абсолютных (в рублях) и относительных (в процентах к объему капитальных вложений) показателях, включаются в главу 10 «Содержание дирекции (технического надзора) строящегося предприятия (учреждения)», сводного сметного расчета и представляются в банк, финансирующий строительство. Основные методические рекомендации по расчету затрат на содержание службы заказчика-застройщика представлены в нижеследующей таблице. Указанная таблица охватывает только основные статьи затрат и при наличии соответствующих обоснований может быть дополнена другими статьями. Пример расчета затрат на содержание службы заказчика-застройщика представлен в приложении к настоящему Пособию. Основные методические рекомендации и обосновывающие документы, используемые при расчете затрат на содержание службы заказчика-застройщика
ПриложениеРекомендовано к применению Пример расчета
|
Количество |
Должностной оклад тыс. руб./мес. |
Месячный фонд оплаты труда, тыс. руб. |
Доплата за выслугу лет |
Персональные надбавки |
||||
Стаж работы, лет |
% |
тыс. руб. |
% к окладу |
тыс. руб. в месяц |
||||
1. Генеральный директор |
1 |
410 |
410 |
16 |
40 |
164 |
30 |
123 |
2. Заместитель директора |
1 |
380 |
380 |
20 |
40 |
152 |
30 |
114 |
3. Главный бухгалтер |
1 |
380 |
380 |
11 |
30 |
114 |
30 |
114 |
4. Главный экономист |
1 |
350 |
350 |
9 |
20 |
70 |
30 |
105 |
5. Заместитель главного бухгалтера |
1 |
300 |
300 |
12 |
30 |
90 |
30 |
90 |
6. Начальник отдела |
3 |
320 |
960 |
8 |
20 |
192 |
30 |
288 |
7. Главный специалист |
5,3 |
240 |
1272 |
6 |
20 |
254,4 |
30 |
381,6 |
8. Ведущий инженер |
4 |
200 |
800 |
4 |
10 |
80 |
30 |
240 |
Итого |
17,3 |
4852 |
1116,2 |
1455,6 |
Примечание. К расчету прикладывается копия документа, на основании которого установлены персональные надбавки.
Основная заработная плата в расчете на год
(410 + 380 + 380 + 350 + 300 + 960 + 1272 + 800) тыс. руб × 11 = 53372 тыс. руб.
Выслуга лет в расчете на год
(164 + 152 + 114 + 70 + 90 + 192 + 254,4 + 80) тыс. руб × 11 = 12280,4 тыс. руб.
Персональные надбавки в расчете на год на основании
_________________ от _______________ № ___________________:
(123 + 114 + 114 + 105 + 90 + 288 + 381,6 + 240) тыс. руб. × 11 = 16011,4 тыс. руб.
Выплаты стимулирующего характера 4852 тыс. руб. × 4 = 19408 тыс. руб.
Материальная помощь 4852 тыс. руб. × 2 = 9704 тыс. руб.
Оплата отпусков (53,4 + 19,4 + 12,3 + 16,0) млн. руб. / 11 = 9,2 млн. руб.
3. Расчет амортизационных отчислений
Материальные ценности |
Балансовая стоимость, тыс. руб. |
% амортизационных отчислений |
Сумма годовых отчислений, тыс. руб. |
|
1 |
Компьютер |
7500 |
12,5 |
937,5 |
2 |
Компьютер |
9700 |
12,5 |
1212,5 |
3 |
Множительный аппарат |
11200 |
12,5 |
1400 |
4 |
Пишущие машинки, 3 шт. |
10500 |
12,5 |
1312,5 |
5 |
Коммутатор «Каскад-206», 2 шт. |
4992 |
10 |
499,2 |
6 |
Автомашина Газ-53 |
50000 |
10 |
5000 |
7 |
Автомобиль «Москвич» |
32000 |
14,3 |
4576 |
8 |
Микроавтобус РАФ |
35664 |
14,3 |
5100 |
9 |
Мебель |
10200 |
6,7 |
683,4 |
10 |
Холодильники бытовые, 5 шт. |
7500 |
8,3 |
622,5 |
11 |
Кондиционер бытовой, 5 шт. |
6600 |
8,3 |
547,8 |
12 |
Телевизор «Панасоник», 2 шт. |
3000 |
8,3 |
249 |
13 |
Гараж металлический, 2 шт. |
22000 |
10 |
2200 |
14 |
Запасные части к автомобилям |
40000 |
10 |
4000 |
15 |
Программное обеспечение к ПЭВМ |
20000 |
12,5 |
2500 |
Итого |
30,8 млн. руб, |
4. Расчет затрат на командировку в 1996 году
1. Количество строящихся объектов - 45.
2. Среднее расстояние объекта от места расположения заказчика 120 км.
3. Количество посещений одного объекта в год - 49.
4. Средняя стоимость одной поездки муниципальным транспортом 6 тыс. руб.
5. Затраты на осуществление технического надзора и решения оперативных вопросов по строительству объектов с учетом 50 % поездок с использованием транспорта заказчика и возвращением в 50 % поездок в течение одного рабочего дня:
проезд: 6 тыс. руб. × 45 × 49 × 0,5 = 6,615 млн. руб.
суточные: 10 тыс. руб. × 45 × 49 × 0,5 = 11,025 млн. руб.
проживание: 20 тыс. руб. × 45 × 49 × 0,5 = 22,050 млн. руб.
Всего ... 39,69 млн. руб.
6. Поездки по сбору исходных данных, размещению заказов, согласованиями технических и проектных вопросов:
12 поездок по 350 тыс. руб. на каждую = 42 млн. руб.
7. Командировки в г. Москву для решения финансовых и других вопросов в федеральных органах:
6 × 250 тыс. руб. = 1,5 млн. руб.
8. Прочие поездки - 6,7 млн. руб.
9. Общая сумма командировочных расходов - 52,1 млн. руб.
5. Расчет затрат на содержание собственного легкового и специального автотранспорта
Пример расчета затрат на содержание автомобиля «Москвич»:
заработная плата водителя с налогами 4000 тыс. руб. × 12 = 4,8 млн. руб.
запасные части и профилактический ремонт 1,5 млн. руб.
Аренда гаража - 7.5 млн. руб. (копия договора).
Среднемесячный пробег - 150 км × 22 дн. = 3300 км.
Расход бензина на 100 км пробега - 9 л.
Стоимость 1 л бензина - 1200 руб.
Стоимость ГСМ в расчете на год:
33 × 9 × 1200 × 12 = 4,8 млн. руб.
Итого: 4,8 + 1,5 + 7,5 + 4,8 = 18,6 млн. руб.
СОДЕРЖАНИЕ