2005 Содержание Технологическая карта содержит решения по организации и технологии устройства основания из литого бетона для внутриквартальных дорог с асфальтобетонным покрытием. В технологической карте приведены: область применения, технология и организация работ, требования к качеству и приемке работ, калькуляция трудовых затрат, график производства работ, нормокомплект средств механизации и инструмента, решения по безопасности и охране труда. Технологическая карта предназначена для производственного персонала, инженерно-технических работников строительных и проектных организаций. Карта предназначена для мастеров и прорабов строительных организаций и может включаться в проект производства работ в качестве технологического документа. Настоящая карта разработана сотрудниками ОАО ПКТИпромстрой с участием ООО «Тектоплан»: - Савина О.А. - разработка карты, компьютерная графика и обработка карты; - Черных В.В. - технологическое сопровождение разработки; - Бычковский Б.И. - разработка карты, техническое руководство, корректура и нормоконтроль; - Колобов А.В. - общее техническое руководство; - к.т.н. Едличка СЮ. - общее руководство разработкой технологической документации; - к.т.н. Фельдман В.Д. - общее методическое руководство. 1 ОБЩИЕ ДАННЫЕ1.1 Технологическая карта разработана на производство работ по устройству оснований из литого бетона для внутриквартальных дорог с асфальтобетонным покрытием в районах жилищного строительства. 1.2 При привязке технологической карты к конкретному объекту и условиям строительства уточняются схема производства работ, объемы работ, средства механизации, потребности в материально-технических ресурсах, графическая схема организации процесса и калькуляция затрат труда и машинного времени. 1.3 При проектировании и строительстве внутриквартальных дорог и площадок должны выполняться требования соответствующих стандартов, норм и правил и других нормативных документов. 1.4 Форма использования технологической карты предусматривает обращение ее в сфере информационных технологий с включением в базу данных по технологии и организации строительного производства автоматизированного рабочего места технолога строительного производства (АРМ ТСП), подрядчика и заказчика. 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ2.1 Конструкция основания дорог и дорожной одежды с асфальтобетонным покрытием и толщины ее слоев устанавливаются проектом в зависимости от категории улиц и дорог, приведенных в таблице 1. Принципиальные схемы дорожных конструкций с асфальтобетонным покрытием для улиц различных категорий представлены на рисунке 1. Категории и назначение улиц и дорог
Вариант I - асфальтобетонное покрытие на технологическом слое; II - то же, на грунте; III, IV- то же, на бетонном основании: 1 - песчаный подстилающий слой; 2,3 - технологический слой (щебеночные и гравийные материалы с обработкой или без обработки вяжущими; цементопесчаные смеси); 4 - пластичный цементобетон марки В15; В22,5; 5 - тощий (укатываемый) бетон марки В7,5; В10; 6 - плотный, пористый асфальтобетон; 7 - высокоплотный, плотный асфальтобетон Рисунок 1 - Принципиальные схемы дорожной конструкции с асфальтобетонным покрытием 2.2 Конструкции по варианту I и II устраиваются при одностадийном строительстве, а по варианту III и IV - при двухстадийном. Магистральные и жилые улицы, временные дороги и часть специально запроектированных постоянных, дорог на I стадии используют для проезда построечного транспорта и тяжелых строительных машин в процессе проведения работ по инженерному благоустройству и застройке района; по окончании застройки временные дороги демонтируют. На II-й стадии, после окончания всех строительных работ по возведению зданий, постоянные внутриквартальные дороги используют для пропуска транспорта, обслуживающего жителей района. 2.3 Основания из литых бетонных смесей, в том числе с продуктами переработки бетона, железобетона, асфальтобетона, изношенных автопокрышек частично взамен природных заполнителей применяются при строительстве магистральных улиц районного значения, тротуаров, отмосток, площадок различного назначения, внутриквартальных дорог как при двухстадийном строительстве в районах новой жилой застройки, так и одностадийном при благо устроительных работах в жилых комплексах, у детских и учебных заведений. 2.4 Конструкции улиц и дорог различного назначения с использованием литых бетонных смесей включают следующие элементы: - песчаный подстилающий слой; - технологический слой (в случае необходимости); - основание из литой смеси, в том числе модифицированной продуктами промышленных отходов или с использованием известняков местных слабых пород; - полиэтиленовую пленку, пергамин в случае укладки литой смеси по песку или щебню; - бортовой камень; - покрытие из литой смеси, в том числе дисперсно-армированной или с использованием резиновой муки. 2.5 Вариант совмещенной конструкции дороги, тротуара и отмостки с основанием из литой бетонной смеси представлен на рисунке 2. 1 - песок; 2 - гидроизоляционный материал (пергамин, полиэтиленовая пленка); 3 - бетонное основание дороги; 4 - бортовой камень; 5 - бетонное покрытие тротуара; 6 - бетонная отмостка; 7 -асфальтобетонное покрытие Примечание - В случае устройства слоя под бетонное основание дороги из щебня, укатываемого бетона или литой бетонной смеси, в т.ч. с использованием продуктов отходов промышленности или известняков, пергамин или полиэтиленовая пленка не укладывается. Рисунок 2 - Дорожные конструкции с асфальтобетонным покрытием на основании из литых бетонных смесей 2.6 Основание - часть дорожной одежды, обеспечивающая совместно с покрытием перераспределение и снижение давления на расположенные ниже дополнительные слои или грунт земляного полотна, выполняется на 1-й стадии из цементобетона марки 200, если движение транспорта намечено по слою из крупнозернистого асфальтобетона, и марки 300, если движение намечено по цементобетону. Подстилающий слой - нижняя часть искусственного основания дорожной одежды, задачей которого является отвод всей свободной воды, поступающей в основания в расчетный период, и временное размещение ее в порах дренирующего слоя до начала работы водоотводящих устройств. Толщина подстилающего слоя устанавливается проектом из условия обеспечения водоотвода, морозоустойчивости и прочности всей дорожной конструкции. Технологический слой - часть искусственного основания, устраиваемая по подстилающему слою при механизированном распределении асфальтобетонных или бетонных смесей для обеспечения движения и маневрирования асфальтоукладчиков и транспорта, подвозящего строительные материалы. Толщина технологического слоя принимается в пределах от 0,12 до 0,18 м. Технологический слой устраивают из мало цементного (тощего) бетона марок В7,5-В10 или из щебеночных смесей, уплотняемых в соответствии с ТУ 400-24-150-86. 2.7 Настоящей технологической картой рассматривается устройство основания из литого бетона для внутриквартальных дорог и проездов с асфальтобетонным покрытием. В состав работ входят: - подготовительные работы; - устройство земляного полотна (корыта) дорог; - устройство дренажа мелкого заложения (при необходимости); - устройство песчаного подстилающего слоя; - установка бортовых камней; - устройство технологического слоя; - устройство основания из литого бетона. Устраиваемое по основанию асфальтобетонное покрытие дорог выполняется по отдельной технологической документации. 2.8 К началу работ по устройству основания для внутриквартальных дорог и проездов должны быть: - проложены (или переложены) подземные коммуникации; - выполнена вертикальная планировка по проектным отметкам с уплотнением грунта до установленных проектом пределов; - закончена геодезическая разбивка дороги; - доставлены на стройплощадку песок, бортовой камень, машины и оборудование (приспособления). 2.9 В состав технологического процесса сооружения земляного полотна входят следующие этапы работ: - расчистка площадки строительства; - перенос линий связи, электропередач и трубопроводов; - снос зданий и сооружений в зоне работ и перенос их; - снятие и складирование плодородного слоя почвы; - прокладка подземных сетей, попадающих в зону строительства дорог, причем плотность грунта при обратной засыпке траншей должна быть не ниже требуемого для земляного полотна на соответствующей глубине; - выравнивание оснований под насыпи и их уплотнение; - разработка выемок и возведение насыпей с послойным разравниванием и уплотнением грунта до установленных пределов. 2.10 Основные виды подготовительных работ и рекомендуемые машины, и транспортные средства для их выполнения представлены в таблице 2. Виды основных подготовительных работ и рекомендуемые машины
Все подземные сооружения и кабели, как правило, должны быть проложены вне строящихся дорог и улиц, как по ширине, так и по её длине. В зоне проезжей части дороги по возможности размещаются только дожде приемные колодцы с решетками. 2.11 Процесс сооружения земляного полотна должен быть организован по захваткам длиной 30-50 м, как правило, без разрывов, включая разработку грунта, зачистку поверхности корыта и уплотнение грунта. Земляное полотно следует возводить с опережением последующих работ (заделом), величина которого должна определяться в ПОСе и обеспечивать непрерывное и равномерное устройство дорожных оснований и покрытий. Протяженность задела земляного полотна следует определять в каждом конкретном случае в зависимости от темпа и объемов устройства покрытий. 2.12 Устройство земляного полотна (корыта) внутриквартальных дорог производится землеройными машинами по отметкам, вынесенным с помощью нивелира на забитые в грунт колышки. Группы основных видов грунтов по трудности их разработки представлены в таблице 3. Краткие технические характеристики рекомендуемых землеройно-транспортных машин приведены в таблицах 4 и 5. Группы основных видов грунтов по степени трудности их разработки
Рекомендуемые экскаваторы одноковшовые универсальные для разработки выемок и возведения насыпей
Рекомендуемые бульдозеры для производства земляных работ в дорожном строительстве
2.13 Для разработки выемок и возведения насыпей при незначительных объемах работ (до 20 тыс. м3) целесообразно применять одноковшовые экскаваторы вместимостью ковша до 0,5 м3; при больших объемах (свыше 20 тыс. м3) - вместимостью ковша 1,0 м3 и более. Бульдозеры применяют на участках производства работ с неглубокими выемками (до 1,0 м) и насыпями (до 1,2 м), а также для перемещения грунта в насыпь на расстояние до 100 м. 2.14 Насыпи, как правило, должны возводиться из талого песчаного и супесчаного грунта. С целью более полного использования местного грунта допускается отсыпка насыпи из смеси талого песчаного и мерзлого грунтов с обязательным уплотнением до наступления смерзания грунта. Отсыпка верхних слоев насыпей высотой 0,8 - 1,5 м производится только из талого грунта при влажности, близкой к оптимальной. Глинистые (водонепроницаемые) грунты могут применяться только в непереувлажненном состоянии. Пылеватые грунты допускается применять только в нижней части насыпи. Верхняя часть насыпи в этом случае (не менее 0,5 м) отсыпается из песчаных и супесчаных грунтов. Отсыпку каждого слоя насыпи следует начинать с крайних боковых полос с последующим приближением к оси дороги. Толщина слоев отсыпки должна соответствовать заданной толщине насыпи с учетом коэффициента запаса на уплотнение, принимаемого в зависимости от типа грунта, приведенного в таблице 6, при влажности грунта, близкой к оптимальной. Характеристики грунтов
2.15 При устройстве насыпи следует соблюдать следующие правила производства работ: - грунт отсыпают слоями равной толщины в зависимости от вида средств уплотнения; - каждому слою грунта после планировки и разравнивания придается поперечный уклон 10 - 20 % от оси дороги; - уплотнение следует производить при влажности, близкой к оптимальной; - особое внимание следует обращать на равномерность уплотнения грунта. 2.16 Долговечность дорожных одежд во многом зависит от равномерной и достаточной степени уплотнения грунта земляного полотна, в том числе обратной засыпки траншей и котлованов, проходящих под проезжей частью. Уплотнение грунтов земляного полотна необходимо производить при оптимальной их влажности до требуемой плотности, указанной в таблице 7. Выбор механизмов для уплотнения грунта земляного полотна зависит от вида и влажности грунта, объема работ, толщины отсыпаемого слоя. Рекомендуемые коэффициенты уплотнения земляного полотна
2.17 Уплотнение грунтов укаткой производят катками на пневматических шинах, кулачковыми и с гладкими вальцами. Катки выбирают в зависимости от вида грунта и толщины слоя отсыпки в соответствии с таблицей 8. Механизмы и инструмент для уплотнения грунтов, щебеночных смесей, укатываемых бетонов, литых бетонных смесей, пластичных бетонов, асфальтобетонных смесей
2.18 Грунт земляного полотна и других слоев следует уплотнять от краев к середине на всю его ширину послойно с перекрытием уплотняемых слоев не менее чем на 1/3. Толщина слоя должна соответствовать заданной с учетом коэффициента запаса на уплотнение, принимаемого в зависимости от типа грунта по таблице 6. Влажность должна быть близкой к оптимальной. При влажности менее допустимой несвязные и малосвязные грунты следует увлажнять в отсыпанном слое перед уплотнением. Для увлажнения грунта до оптимальной влажности можно применять поливомоечные машины. Коэффициент уплотнения грунтового основания корыта под дороги должен быть не менее 0,98. 2.19 Уплотнение грунта прицепными катками массой от 5 до 15 т выполняется круговыми проходами по рабочей захватке, как показано на рисунке 3,а. Укатка производится от краев насыпи к ее середине с перекрытием смежных полос уплотнения по 0,15 - 0,25 м. Для предотвращения обрушения откосов кромка вальца не должна быть ближе 0,3 м от бровки отсыпаемого слоя. Укатку самоходными катками следует проводить по челночной схеме, приведенной на рисунке 3,б. На рисунке 4 представлена схема уплотнения земляного полотна самоходными катками. а) - кольцевая; б) - челночная; 1 - тягач; 2 - кулачковые катки; 3 - земляное полотно Рисунок 3 - Схемы уплотнения земляного полотна катками
Рисунок 4 - Схема уплотнения земляного полотна самоходными катками Необходимое число проходов по одному следу для связных грунтов должно быть не менее 10-12, для несвязных – 6 - 8. 2.20 Уплотнение грунта трамбованием производят механическими трамбовками, навесными плитами и гидромолотами на экскаваторах и тракторах, трамбующими машинами. Уплотнение грунта навесной трамбующей плитой показано на рисунке 5. 1 - трамбующая плита; 2 - полоса перекрытия; 3 - уплотненная полоса Рисунок 5 - Уплотнение земляного полотна навесной трамбующей плитой 2.21 Вибрационные катки и плиты целесообразно применять для уплотнения только несвязных грунтов. Они уплотняют грунт за меньшее количество проходов по сравнению с катками с металлическими вальцами и на пневматических шинах. Уплотнение грунта в стесненных условиях следует производить малогабаритными механизмами, приведенными в таблице 9. Средства уплотнения, применяемые в стесненных условиях строительства
2.22 Послойное уплотнение рекомендуется производить: - при связных грунтах - укаткой, трамбованием, вибротрамбованием, комбинированным способом; - при малосвязных грунтах - укаткой, трамбованием, вибротрамбованием, вибрированием, комбинированным способом; - при несвязных грунтах - вибротрамбованием и вибрированием. При отрицательных температурах уплотнение грунта производят трамбующими, вибротрамбующими, вибрационными машинами и виброплитами тяжелого типа. 2.23 Вытесненный при уплотнении грунт из-под корыта проезда должен перемещаться на территорию строй участка для использования его при вертикальной планировке, а в отдельных случаях вывозится. Корыто проезда выполняется с соблюдением проектных уклонов, а по ширине с учетом установки бортовых камней. Работы по устройству земляного полотна (корыта) выполняются по захваткам длиной 30-50 м. Схема последовательности работ по устройству земляного полотна приведена на рисунке 6. 1 - грунтоуплотняющая машина ДУ-52; 2 - бульдозер ДЗ-54; 3 - грунт для подсыпки; 4 - автосамосвал КАМАЗ-55111; 5 - гидравлический экскаватор ЭО-4124Б Последовательность работ по захваткам: 1-я захватка - уплотнение грунта в насыпи машиной ДУ-52 толщиной слоя до 1 м за 4 прохода; 2-я захватка - разравнивание грунта бульдозером ДЗ-54 и др. при отсыпке насыпи земляного полотна дороги; 3-я захватка - разработка (срезка) грунта экскаватором ЭО-4124Б, непригодного под основание дороги с погрузкой в автосамосвалы; 4-я захватка - срезка растительного слоя грунта бульдозером ДЗ-54 или другим. Рисунок 6 - Схема последовательности работ по устройству земляного полотна дороги 2.24 Максимальный объем земляных работ должен выполняться до наступления устойчивых отрицательных температур. В случае невозможности на отдельных строительных объектах заблаговременной подготовки земляного полотна грунт, намеченный к разработке в зимнее время, следует предохранять от промерзания. Слой мерзлого грунта 5 - 10 см не может служить препятствием для уплотнения грунта. 2.25 Особенности производства работ по устройству земляного полотна в зимнее время. 2.25.1 При выборе способа производства земляных работ при отрицательных температурах воздуха следует сравнивать такие показатели: приведенные затраты, себестоимость работ, производительность комплекта машин, выработку одного рабочего, энергоемкость и металлоемкость на единицу продукции. В случае если на отдельных строительных объектах невозможна заблаговременная подготовка земляного полотна по организационным или другим причинам, грунт, намеченный к разработке в зимнее время, следует предохранить от промерзания. 2.25.2 Грунты, подлежащие разработке в зимнее время, предохраняют от промерзания вспахиванием, боронованием и снегозадержанием, перекрестным рыхлением, утеплением теплоизоляционными материалами. Предохранение грунта от промерзания глубиной до 1 м производится вспахиванием грунта на глубину не менее 0,35 м с последующим боронованием на глубину 0,15-0,20 м и снегозадержанием высотой 0,15-0,25 м. Предохранение грунта от промерзания глубиной до 1,5 м производится вспахиванием грунта на глубину более 0,35 м перекрестным рыхлением грунта, когда рыхлитель проходит по взаимно перпендикулярным направлениям, где каждая последующая проходка должна перекрывать предыдущую полосу на 0,2 м, после чего проводится укрытие грунта снегом на высоту не менее 0,25 м. Рыхление, особенно перекрестное, снижает теплопроводимость грунта благодаря увеличению объема пор, заполненных воздухом, а снегозадержание снижает скорость промерзания примерно в 3 раза по сравнению со скоростью промерзания грунта, не покрытого снегом. Вспахивание грунтов сопровождается значительным снижением глубины промерзания. Утепление грунта производится снегом, теплоизоляционными материалами (опилки, шлак, зола и др.). Для предохранения от промерзания на глубину до 1,4 м грунт покрывается слоем опилок толщиной 0,35 м и снегом на высоту 0,25 м. Для предохранения грунта от промерзания на глубину до 1,7 м грунт покрывается слоем опилок толщиной 0,45 м и снегом на высоту 0,25 м. Химический способ предохранения грунтов от промерзания производится до наступления морозов разливом технических хлористых солей (кальциевых, натриевых, магниевых и др.) по вспаханному грунту. Соль вводят в виде водного раствора с концентрацией до 20 %. Расход раствора зависит от температуры воздуха и применяется в количестве 1-5 кг на 1 м2 поверхности грунта. 2.25.3 Разработку мерзлого грунта можно производить способами микровзрыва, оттаивания, механического рыхления. Взрывной способ рыхления мерзлого грунта с последующей разработкой его экскаватором является одним из наиболее эффективных. Взрывные работы допускается производить в местах, расположенных вдали от жилых домов и промышленных зданий. Способ оттаивания мерзлых грунтов применяют при небольших объемах земляных работ. Оттаивание грунта производят электрическим, термохимическим и огневым способом, а также паром, горячей водой и т.д. Механическое рыхление мерзлого грунта производится клин-молотом или шар-молотом, траншейными экскаваторами с баровым или роторным оборудованием (ЭТЦ-1609БД, ЭТР-224А и др.), одноковшовыми экскаваторами, оборудованными зубом-рыхлителем, фрезерно-рыхлительным оборудованием или гидромолотом, бульдозерами с рыхлительным оборудованием. 2.25.4 При плотных грунтах и глубине промерзания более 1 м необходимо нарезать продольные и поперечные щели траншейными экскаваторами. Поперечные щели нарезают под углом 60-90° к продольным. По окончании нарезки щелей мерзлый грунт разрабатывают бульдозерами. Рыхлителями типа РО-171, РО-171.1 на базе тракторов Т-170, типа РО-126 на базе тракторов ДЭТ-250 и других типов мерзлый грунт рыхлят послойно на глубину до 0,4 м при каждой проходке. Разработка ведется путем нарезания продольных борозд на расстоянии 0,6-0,8 м, а затем диагональных под углом к ним в 50-60° с последующим перемещением грунта отвалом бульдозера 2.26 Работы по устройству дренажей и прокладке различных коммуникаций вдоль земляного полотна следует выполнять, как правило, до начала возведения насыпей. Плотность грунта при обратной засыпке траншей с уложенными коммуникациями должна быть не ниже требуемой для земляного полотна на соответствующей глубине. Дренаж мелкого заложения предназначен для осушения дорожной одежды и верхней части земляного полотна и состоит из дрен и дренирующего слоя. В качестве дрены могут быть использованы керамзитобетонные трубофильтры, перфорированные асбоцементные, керамические и полимерные дренажные трубы. Стыки и водоприемные отверстия дрен защищают от заиливания муфтами и фильтрами, в качестве которых могут быть использованы каменные материалы, нетканые синтетические материалы, а также стеклохолсты. Технологический процесс устройства дренажей мелкого заложения включает: рытье ровика; устройство в нем подушки под трубы; укладку труб с фильтрами; сопряжение трубчатых дрен с водоприемниками; заполнение ровика песком и его уплотнение. Трубы с раструбами или трубофильтры обращают против уклона раструбами и пазами. Особое внимание должно уделяться уплотнению дна ровика. Выпуск воды из дрены осуществляют в водоприемные колодцы, причем конец трубы должен выступать на 5 см относительно стенки колодца. Зазоры между трубчатыми дренами и стенками колодцев должны быть тщательно заделаны цементопесчаным раствором состава 1:3 или герметиком. 2.27 Для устройства дренажей согласно ТР 128-01 эффективно применение геотекстиля. Геотекстильные материалы используются для обеспечения несущей способности земляного полотна на участках слабого естественного основания в зависимости от состояния грунта и требуемой прочности. Они применяются также при устройстве конструктивных прослоек в рабочем слое земляного полотна и в конструктивном слое дорожной одежды в качестве дренирующей прослойки, служат капилляропрерывающим слоем для защиты конструктивного слоя дорожной одежды от увлажнения снизу, используются как фильтры против заиливания при устройстве дополнительного слоя основания из песка, дренажей мелкого и глубокого заложения, как показано на рисунке 7. Геотекстиль-дорнит, отечественного производства, поставляют, как правило, в рулонах массой до 80 кг с длиной полотна в рулоне не менее 40 м и шириной не менее 1,5 м. Дорнит может применяться как противозаплывающий материал в дренаже мелкого заложения, так и в совмещенной конструкции дренирующего слоя и дренажа мелкого заложения. Технические требования к материалу дорнит приведены в таблице 10. Кроме отечественного геотекстильного материала дорнит могут быть использованы импортные материалы «Hate», «Typar», «Hatelit». а - без устройства сопутствующего дренажа; б - при совмещении дренирующей прослойки с дренажом мелкого заложения; 1 - дренирующая прослойка из геотекстильной ткани (дорнита), уложенная на земляное полотно; 2 - песчаный подстилающий слой; 3 - бетонное основание; 4 - бортовой камень Рисунок 7 - Применение геотекстильных материалов в качестве дренирующей прослойки Технические требования к геотекстилю-дорниту
2.28 Дождеприемные и смотровые колодцы, попадающие в зону строительства дорог, должны устраиваться так, чтобы верх дождеприемных решеток был на 2 см ниже, а крышки люков находились на отметке верха покрытия. Рекомендуется применять регулируемые оголовки смотровых колодцев, опирающихся на упругое основание. Для их выполнения используются краны грузоподъемностью до 10 т, например. КС-2561. Оголовки выполняются из сборного железобетона и состоят из опорной плиты и поворотного регулировочного кольца, как показано на рисунке 8. Конструкция позволяет обеспечить совместную работу дорожной одежды с оголовком смотрового колодца, что повышает долговечность сопряжения и ровность проезжей части. Данная конструкция позволяет получить точные отметки крышки люка благодаря телескопическому соединению оголовка и горловины колодца и возможности его регулирования по высоте за счет поворотного регулировочного кольца. 1 - регулировочное кольцо; 2 - крышка люка; 3 - поморочное кольцо; 4 - опорная плита; 5 – колодец Рисунок 8 - Конструкция регулируемого оголовка смотрового колодца 2.29 До начала устройства каждого слоя основания, после устройства земляного полотна, следует производить разбивочные работы по закреплению положения бровок и высотных отметок слоев. При применении машин, оборудованных автоматическими следящими системами, закрепление бровок и высотных отметок осуществляется путем установки копирных струн с одной или двух сторон укладываемого слоя. Разбивочные работы и их контроль следует выполнять с использованием геодезических инструментов. 2.30 К устройству подстилающего слоя из песка приступают после приемки земляного полотна дороги и оформления соответствующего акта. Обязательной проверке подлежит соответствие фактических отметок профилей проектным и степень уплотнения грунта. Производство работ по устройству песчаного подстилающего слоя должно производиться в соответствии с требованиями СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги». До начала работ по устройству подстилающего слоя должны быть выполнены все работы, предусмотренные проектом: прокладка подземных коммуникаций, устройство дренажа с засыпками и устройство закрытой водосточной сети и дренажа, вынос, усиление и ремонт существующих подземных коммуникаций, засыпка песчаным грунтом и уплотнение траншей и котлованов, планировка и уплотнение корыта земляного полотна. 2.31 Для устройства подстилающего слоя используются пески, удовлетворяющие требованиям ГОСТ 8736-93*. Пески или песчано-гравийная смесь, применяемые для подстилающего слоя, должны иметь коэффициент фильтрации не менее 3 м/сут., содержание мелкозема не выше 7 %, а пылеватых и глинистых частиц не более 5 % по массе. При «чистых» песчаных грунтах земляного полотна с коэффициентом фильтрации более 3 м/сут. подстилающий слой не устраивается. Для устройства подстилающего слоя наряду с природными песками могут применяться с частичной или полной их заменой на пески, полученные из продуктов переработки промышленных отходов бетонных и железобетонных изделий. Коэффициент фильтрации песков для подстилающих слоев во всех случаях должен быть не менее 3 м/сут. при ширине корыта до 15 м и 5 м/сут. при ширине более 15 м. Песок доставляют на объект автомобилями-самосвалами и выгружается непосредственно в корыто дороги. Допускается складирование песка на специально отведенном месте с последующим перемещением его к месту укладки автопогрузчиками. Разравнивание песка производят по способу «от себя» бульдозерами или автогрейдерами, соблюдая проектный уклон, по отметкам, вынесенным с помощью нивелира на забитые в грунт колышки. Толщина слоя песка должна соответствовать заданной толщине слоя с учетом запаса на уплотнение. Отклонение по толщине слоя допускается не более 1 см. Катки для уплотнения песка применяют те же, что и для уплотнения земляного полотна. Особо тщательно следует уплотнять песок около дождеприемных колодцев и в местах примыкания к инженерным сооружениям, где уплотнение производится с помощью виброплит ВУ-800, ВУ-1500, ОУ-60, ОУ-80, ДУ-90 или ручных электрических трамбовок ИЭ-4505 (ИЭ-4504). Коэффициент уплотнения подстилающего слоя должен быть не менее 0,98, а наибольший просвет под 3-метровой рейкой - 1 см. 2.32 При отрицательных температурах наружного воздуха для устройства песчаного подстилающего слоя необходимо выполнить следующие работы: - произвести очистку земляного корыта от снега и льда; - выполнить проверку уплотненного корыта шаблоном с уровнем, копирующим поперечный профиль дна корыта; - разровнять песок для создания слоя требуемой толщины при помощи бульдозеров, автогрейдеров; - произвести уплотнение песка пневмокатками, виброкатками. Коэффициент уплотнения должен быть не менее 0,98; - произвести планировку поверхности по рейкам с целью придания слою требуемого поперечного профиля. Для предотвращения смерзания песка его транспортировку необходимо осуществлять в большегрузных автосамосвалах. Устройство подстилающего слоя следует производить с расчетом завершения уплотнения песка до начала его смерзания. Для предотвращения смерзания песка его пропитывают 2 %-ным раствором хлористого кальция (СаСl2). Допустимые промежутки времени с момента начала распределения песка по земляному полотну до уплотнения его в пределах требований норм приведены в таблице 11. Время завершения уплотнения песчаного слоя в зависимости от температуры воздуха
2.33 Установка бортовых камней. Бортовые камни устанавливают: при одностадийном строительстве дороги после устройства песчаного подстилающего слоя, при двухстадийном строительстве - перед началом выполнения работ на 2-й стадии. Технология установки бортовых камней выполняется по отдельной технологической карте на установку бортовых камней. 2.34 Устройство технологического слоя. 2.34.1 Все виды дорожных оснований укладываются на технологический слой, выбор материалов для которых устанавливается проектом. 2.34.2 Для устройства технологического слоя применяются: фракционированный щебень; щебеночные, гравийно-песчаные материалы, обработанные и необработанные органическими вяжущими. В конструкциях с бетонным основанием для устройства технологического слоя используются песчано-цементные смеси и тощий бетон марки не свыше 50. Рекомендуемый гранулометрический состав щебеночной и гравийно-песчаной смеси приведен в таблице 12. Рекомендуемый зерновой (гранулометрический) состав минеральной части смесей для устройства технологического слоя
2.34.3 Укладка щебеночной или гравийно-песчаной смеси производится сразу после доставки их на объект. Доставленная на объект смесь разравнивается бульдозером или автогрейдером способом «от себя» и укатывается 5-12-тонными катками до коэффициента уплотнения не менее 0,98. Для исключения расслаивания щебеночной смеси при транспортировании она должна иметь влажность 4-6 % по массе. При использовании гравийно-песчаной смеси в ее составе должно быть порядка 2-4 % по массе пылеватых и глинистых частиц. Толщина слоя в плотном теле должна составлять 15 см. 2.34.4 При применении фракционированного щебня технологический слой устраивается по принципу щебеночного основания. В этом случае следует применять щебень из осадочных горных пород следующих фракций: 40-70, 10-20(25) и 0-10(15) мм. Марка щебня по дробимости при сжатии (раздавливании) в цилиндре должна быть не ниже 600, а по износу (истиранию) в полочном барабане И-III. Укладка щебня производится щебнеукладчиком или автогрейдером способом «от себя» и уплотняется 5-12-тонными моторными катками. Состав щебеночной смеси приведен в таблице 13, машины для уплотнения щебеночных смесей выбираются по таблице 8. Зерновой состав щебеночных смесей для технологического слоя
2.35 Устройство основания из литого бетона. Литой бетон представляет собой обычную бетонную смесь, предназначенную для устройства проездов, с добавкой высокоэффективных разбавителей (суперпластификаторов). Перед началом работ по устройству оснований из литых бетонных смесей следует проверить: - готовность подъездов для беспрепятственной доставки их к месту укладки; - наличие гидроизоляционных и укрывочных материалов, использование которых определяется температурными условиями твердения бетона; - наличие инструментов и инвентаря для разравнивания и разглаживания уложенной смеси. Рекомендуется использовать набор инструментов и инвентаря, специально разработанных для строительства дорог из литых бетонных смесей фирмой Голдблатт, являющийся отделением американской фирмы Stanley Toolx. К началу устройства оснований дорог, тротуаров, площадок из литых бетонных смесей следует провести подготовительные работы: - уложить на песчаный подстилающий слой гидроизоляционный материал (полиэтиленовую пленку, толь, рубероид) внахлест для исключения просачивания цементного молока в нижние слои, а в случае производства работ при отрицательной температуре также и смерзания конструктивных слоев; - установить бортовые камни, выполняющие роль опалубки, или при их отсутствии, в соответствии с проектом, инвентарную металлическую опалубку; - составить и согласовать график с управлением механизации на доставку литого бетона с бетонного завода на стройплощадку в автобетоносмесителях. Основания дорог можно устраивать из полученных с помощью суперпластификаторов литых бетонных смесей на природных заполнителях, а также с использованием резиновых продуктов переработки в виде муки, частично взамен природных песков. Литая бетонная смесь, основные характеристики которой приведены в таблице 14, приготовленная на бетонных заводах, должна доставляться к месту укладки при непрерывном перемешивании в автобетоносмесителях, характеристики которых представлены в таблице 15. Доставка смеси должна выполняться по часовому графику. На каждую ездку автобетоносмесителя заводом должен выдаваться паспорт. Выгрузка бетонной смеси из автобетоносмесителя в опалубку при имеющейся возможности подъезда непосредственно к строящейся дороге производится равномерно, передвижкой поворотного лотка автобетоносмесителя по всей бетонируемой поверхности. Для облегчения подачи смеси на расстояние 3 - 4 м следует применять удлиненные лотки или инвентарные приставные лотки, которые должны находиться на объекте. Нормативные характеристики дорожных бетонов из литых цементобетонных смесей
Технические характеристики автобетоносмесителей
Во избежание расслоения бетонной смеси угол наклона лотка должен быть в пределах 45 - 60 °С. Автобетоносмеситель при выгрузке литой бетонной смеси следует устанавливать бетономешалкой вниз по естественному уклону дороги. При отсутствии возможности подъезда автобетоносмесителя непосредственно к строящейся дороге укладку бетонной смеси в труднодоступную конструкцию дорог можно производить автобетоносмесителями совместно с бетононасосами типа «Швинг», «Путцмайстер», «Вибау» и др. В случае если на строй объекте встречаются участки, продольный уклон которых более 20 % (но не свыше 35 %), следует уменьшить пластичность литого бетона для этих участков до 10-12 см - за счет уменьшения на 20-30 % количества суперпластификатора. Количество вводимого суперпластификатора снижается при использовании также противоморозных добавок. Уплотнение литой бетонной смеси, в том числе и модифицированной, происходит под действием собственной массы и требует лишь незначительного распределения и профилирования, что осуществляется специальным оборудованием типа «Голдблатт». В местах примыкания литого бетона к ранее уложенному литому бетону и бортовому камню (опалубке) необходимо производить незначительное штыкование. На участках с продольным уклоном более 40 %, где используется пластичная смесь, допускается легкое виброуплотнение с помощью виброреек или поверхностных вибраторов, а также с помощью специального двухвальцового ручного катка, выпускаемого фирмой «Гольдблат». Смесь должна распределяться и профилироваться против продольного уклона строящейся дороги. Обнаруженные после профилирования дефекты поверхности должны быть устранены при помощи гладилок, щеток, валиков. Однородную структуру поверхности получают на заключительном этапе укладки смеси при помощи щеток из натуральной щетины. Укладку литого бетона можно производить и в опалубку с последующей установкой бортового камня. Разравнивание поверхности литого бетона при установленном бортовом камне и при установленной деревянной опалубке показано соответственно на рисунках 9 и 10. 1 - подстилающий слой из песка; 2 - гидроизоляционный материал (полиэтиленовая пленка, пергамин и др.); 3 - бетонное основание под бортовой камень; 4 - бортовой камень; 5 - пазуха корыта дороги; 6 - основание из литого бетона; 7 - катучий металлический шаблон Примечание - Катучий шаблон изготовить из металлических труб: Æ 100 - нижняя и Æ 50 - распорная. Рисунок 9 - Разравнивание поверхности литого бетона с помощью катучего шаблона при установленном бортовом камне 1 - подстилающий слой из песка; 2 - металлический штырь; 3 - деревянная опалубка; 4 - гидроизоляционный материал (полиэтиленовая пленка, пергамин и др.); 5 - основание из литого бетона; 6 - металлический или деревянный шаблон; Примечание - Шаблон, при установленной опалубке, изготовить из швеллера или металлической трубы или деревянного бруса, обитого снизу листовой сталью. Рисунок 10 - Разравнивание поверхности литого бетона с помощью шаблона при установленной деревянной опалубке В процессе работы устраиваются поперечные (ложные) швы через 8-10 м. Ложные швы сжатия, показанные на рисунке 11, выполняются в свежеуложенном литом бетоне с помощью металлического шаблона, обернутого пергамином, толщиной 6 мм, устанавливаемого на 1/3 толщины основания, который вынимают из бетона через 4-6 часов. Заполнение швов производят битумной мастикой «Изол» (И-2) в процентах по весу: битум БНД 40/60 - 75; резиновая крошка - 20; кумароновая смола - 5. Разогретая до 180-200° мастика заливается в швы заливщиком швов КМ-1,2. Швы могут устраиваться и в отвердевшем бетоне нарезкой швов с помощью нарезчиков швов. Выполненный поперечный шов должен удовлетворять требованиям проекта. Уход за свежеуложенным бетоном выполняют через 30-60 мин. после окончания его укладки. На поверхность свежеуложенного бетона с помощью автогудронатора Д3-39Б, передвигающегося по обочине, наносят в два приема пленкообразующие материалы: битумную эмульсию или лак-этинол, второй слой наносят через 30-50 мин., в зависимости от температуры воздуха. Нормы разлива приведены в таблице 16. Тротуар и площадки входов, при заранее установленном бортовом камне, выполняют одновременно с дорогой. Рисунок 11 - Схема ложного шва сжатия Нормы разлива пленкообразующих материалов
После распределения смеси производят ее профилирование с помощью металлического или деревянного шаблона, передвигаемого по опалубке. Обнаруженные после профилировки дефекты поверхности бетона должны быть устранены с помощью инвентарных инструментов: гладилки, кельмы, щетки, валиков. В конце рабочей смены на полную ширину и высоту укладываемой полосы дороги устраивают поперечный температурный шов (рабочий шов) в виде упорной доски толщиной 5 см или металлического шаблона, обернутых пергамином. Доска (шаблон) крепится к грунту и бетону с помощью металлических штырей. Перед возобновлением работ доска снимается. Последовательность работ по устройству основания из литого бетона и схема рабочего шва показаны на рисунке 12. 1 - бортовой камень или деревянная опалубка; 2 - гидроизоляционный материал (полиэтиленовая пленка или пергамин и др.); 3 - гладилка; 4 - литой бетон; 5 - направление работ; 6 - шаблон для разравнивания литого бетона; 7 - выровненная поверхность литого бетона; 8 - подстилающий слой песка; 9 - штырь; 10 - металлический шаблон (или деревянная доска), обернутый пергамином Рисунок 12 - Последовательность работ по устройству основания из литого бетона При температуре наружного воздуха минус 15°С и ниже строительство дорог из литого бетона не рекомендуется. При отрицательных температурах воздуха для устройства дорожных конструкций следует применять бетонные смеси, модифицированные комплексными добавками: противоморозными и суперпластификаторами. Литой бетон с противоморозными добавками должен изготовляться на подогретых до температуры не свыше 50°С материалах (воды, песка, щебня) и выпускаться на бетонном заводе с расчетом получения на объекте при температуре наружного воздуха от 0 до минус 10°С и от минус 10°С до минус 15°С - температуры литого бетона не ниже соответственно плюс 10 и 15°С. В качестве противоморозных добавок для бетонных смесей можно использовать хлористые соли натрия и калия (ХН, ХК), нитрита натрия (НН) и нитрит-нитрат-хлорид кальция (ННХК) и во всех случаях добавки формиата натрия или гидрозима, не вызывающих коррозию металла, которые должны быть указаны в проекте. Противоморозные добавки назначают с учетом ожидаемой отрицательной температуры и данных по наращиванию прочности бетона, которые приведены в таблице 17. Изменение прочности бетонов с оптимальным содержанием добавок, твердеющих при отрицательных температурах
Оптимальное количество противоморозных добавок при применении суперпластификатора С-3 в количестве 0,5-0,7 % от массы цемента назначается в соответствии с таблицей 18. Оптимальное количество противоморозных добавок для смесей, твердеющих при отрицательных температурах
Технологическая схема устройства дороги с покрытием (основанием) из литого бетона приведена на рисунке 13. 1 - каток ДУ-64 или ДУ-65; 2 - бульдозер ДЗ-190; 3 - каток ДУ-64; 4 - автосамосвал КАМАЗ-55111; 5 - бульдозер ДЗ-190; 6 - бортовой камень; 7 - погрузчик ТО-44 или ТО-30 (или автокран КС-2561К-1, КС-2571А для длинномерных бортовых камней); 8 - автобетоносмеситель СБ-92 В-2, СБ-171-1; 9 - основание из литой бетонной смеси; 10 - подстилающий слой из песка, покрытий полиэтиленовой пленкой; 11 - покрытие из водонепроницаемой бумаги или пергамина; 12 - защитный слой для бетона из сухого песка или грунта, опилок, шлака и др. Примечание - Технологический слой, если он предусмотрен в проекте, выполняется после устройства песчаного подстилающего слоя. Рисунок 13 - Технологическая схема устройства дороги с основанием из литого бетона Укладку асфальтобетонного покрытия на основание из литого бетона разрешается осуществлять не ранее чем через 7 суток, используя при этом отдельную технологическую документацию. Эксплуатация покрытия из литого бетона разрешается через 28 суток. 2.37 При производстве работ по устройству оснований из литого бетона для внутриквартальных дорог необходимо руководствоваться правилами производства и приемки работ согласно: - СНиП 3.01.03-84 Геодезические работы в строительстве; - СНиП 3.02.01-87 Земляные сооружения, основания и фундаменты; - СНиП 3.06.03-85 Автомобильные дороги; - СНиП 12-01-2004 Организация строительства; - СНиП III-10-75 Благоустройство территорий; - ВСН 52-96 Инструкция по производству земляных работ в дорожном строительстве и при устройстве подземных инженерных сетей. М., 1998 г.; - ВСН 175-82 Инструкция по строительству дорожных асфальтобетонных покрытий в г. Москве; - ТР 147-03 Технические рекомендации по устройству дорожных конструкций из литых бетонных смесей; - ТР 145-03 Технические рекомендации по производству земляных работ в дорожном строительстве, при устройстве подземных инженерных сетей, при обратной засыпке котлованов, траншей, пазух. ГУП «НИИИМосстрой, М, 2004 г.; - Правил подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в г. Москве. Постановление правительства Москвы № 857-ПП от 07.12.2004 г. 3 ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ И ПРИЕМКЕ РАБОТ3.1 Контроль качества работ должен осуществляться специальными службами строительных организаций. При устройстве оснований для дорог с асфальтобетонным покрытием следует выполнять входной и операционный контроль и оценку соответствия выполненных работ, руководствуясь требованиями СНиП 12-01-2004 и приложением 1 СНиП 3.02.01-87. 3.2 Входной контроль включает контроль поступающих материалов, изделий, грунта и т.п., технической документации. При входном контроле проектной документации следует проанализировать представленную документацию, включая ПОС, ППР и рабочую документацию, проверив при этом: - ее комплектность; - наличие ссылок на материалы и изделия; - соответствие границ стройплощадки на стройгенплане установленным сервитутам; - наличие перечня работ и конструкций, показатели качества которых влияют на безопасность объекта и подлежат оценке соответствия в процессе строительства объекта; - наличие предельных значений контролируемых по указанному перечню параметров, допускаемых уровней несоответствия по каждому из них; - наличие указаний о методах контроля и измерений, в том числе в виде ссылок на соответствующие нормативные документы. При входном контроле материалы и изделия для строительства оснований из литого бетона для дорог с асфальтобетонным покрытием следует принимать по паспортам (сертификатам) и проверять их качество в соответствии с требованиями нормативных документов, стандартов или технических условий на эти материалы и изделия, а также указаниями, данными в чертежах дорожных одежд. Технические характеристики песка подстилающих слоев дорожных одежд должны соответствовать требованиям ГОСТ 8736-93*. Результаты входного контроля должны быть задокументированы в «Журнале входного учета и контроля качества получаемых деталей, материалов, конструкций и оборудования». 3.3 Операционный контроль осуществляется в ходе выполнения строительных процессов, производственных операций или непосредственно после их завершения и обеспечивает своевременное выявление дефектов и принятие мер по их устранению и предупреждению. Осуществляется преимущественно измерительным методом или техническим осмотром. Результаты операционного контроля фиксируются в общих или специальных журналах работ, журналах геотехнического контроля и других документах, предусмотренных действующей в данной организации системой управления качеством. При операционном контроле качества работ по устройству оснований следует контролировать по каждому укладываемому слою не реже чем через каждые 100 м: - высотные отметки по оси дороги; - ширину; - толщину слоя неуплотненного материала по его оси; - поперечный уклон; - ровность (просвет под рейкой длиной 3 м на расстоянии 0,75-1 м от каждой кромки покрытия (основания) в пяти контрольных точках, расположенных на расстоянии 0,5 м от концов рейки и друг от друга). При выполнении контрольных работ разрешается применять новые быстродействующие приборы, показания которых сопоставимы с показаниями традиционных приборов. При операционном контроле качества сооружения земляного полотна следует проверять: - правильность размещения осевой линии поверхности земляного полотна в плане и высотные отметки; - толщину снимаемого плодородного слоя грунта; - плотность грунта в основании земляного полотна; - влажность используемого грунта; - толщину отсыпаемых слоев; - однородность грунта в слоях насыпи; - плотность грунта в слоях насыпи; - ровность поверхности; - поперечный профиль земляного полотна (расстояние между осью и бровкой, поперечный уклон, крутизну откосов); - правильность выполнения водоотводных и дренажных сооружений, прослоек, укрепления откосов и обочин. При операционном контроле качества земляных работ в зимних условиях дополнительно следует контролировать размер и содержание мерзлых комьев, а также качество очистки поверхности от снега и льда. 3.4 Оценку качества выполненных работ при приемке земляного полотна следует определять в зависимости от качества его уплотнения и соответствия геометрических размеров проектным: - по данным лабораторных испытаний коэффициент уплотнения должен быть не менее 0,98; - допускается отклонение в соответствии уклонов проекту ±0,5 %; - ровность поверхности определяется 3-х метровой рейкой, просвет под которой не должен превышать 1 см. При приемке песчаного подстилающего слоя поперечные и продольные профили проверяют нивелировкой, размеры элементов в плане - стальной лентой, а ровность поверхности - рейкой. Коэффициент уплотнения песчаного подстилающего слоя должен быть не менее 0,98, допускаемые отклонения по толщине не должны превышать ± 1 см, просвет под трехметровой рейкой не должен превышать 1 см. Коэффициент фильтрации песка устанавливается по проекту, но во всех случаях не должен быть менее 3 м/сут. 3.5 В процессе устройства дренажей мелкого заложения проверяют: уклон подушки; качество фильтров отсыпок; плотность соединения звеньев труб в стыках, в том числе трубофильтров с полимерными муфтами; гранулометрический состав и коэффициент фильтрации; толщину слоя песка; влажность и степень увлажнения песка. 3.6 При приемке качества установки бортовых камней проверяют их устойчивость, продольный уклон, ровность кромки по горизонтали и вертикали, а также качество камней, их размеры, возвышение бортов над лотком проезжей части, характер заделки швов. Допускается перепад в отметках верха камней ± 0,5 см. Отклонения в размерах ширины дороги между бортовыми камнями не должно превышать ± 5 см. 3.7 Допускаемые отклонения от проектных размеров не должны превышать установленных в таблице 19. Допускаемые отклонения от проектных размеров при устройстве дорог при использовании комплектов машин без автоматической системы задания вертикальных отметок
3.8 При строительстве оснований из монолитного бетона следует контролировать: - постоянно - соблюдение технологических режимов бетонирования, ухода за бетоном, устройства и герметизации швов, правильность установки арматуры и прокладок швов, устойчивость кромок боковых граней и сплошность поверхности покрытия; - перед началом бетонирования - правильность установки копирных струн и рельс-форм; - не реже одного раза в смену и при изменении качества смеси на месте бетонирования - прочность бетона путем формования и последующего испытания трех контрольных образцов-балок, удобоукладываемость и объем вовлеченного воздуха в соответствии с требованиями нормативных документов, а также качество работ по уходу за свежеуложенным бетоном с применением пленкообразующих материалов на участках покрытия размером 20x20 см (сформировавшуюся на бетоне пленку необходимо промыть водой, удалить оставшуюся влагу, разлить 10 %-ный раствор соляной кислоты или 1 %-ный раствор фенолфталеина - вспенивание или покраснение допустимо не более чем в двух точках на 100 см поверхности пленки). Плотность жесткой бетонной смеси, уплотняемой методом укатки, следует контролировать по трем пробам на 1 км. 3.9 При приготовлении и укладке литой бетонной смеси следует контролировать ее однородность, подвижность на заводе и на объекте. При отрицательной температуре укладки смеси 2-3 раза в смену контролируют температуру смеси, которая должна быть при температуре наружного воздуха от минус 5°С до минус 10°С и от минус 10°С до минус 15°С не ниже соответственно плюс 10 и плюс 15°С. Подвижность бетонной смеси на объекте определяют 2-3 раза в течение смены, а также во всех случаях при её изменении. 3.10 Прочность при сжатии, растяжении, при изгибе, водонепроницаемость, водопоглощение, морозостойкость следует проверять на контрольных образцах, изготовленных из проб бетонных смесей на заводе, а также непосредственно на месте укладки их в различные конструкции дороги. При проверке прочности каждая серия из трех контрольных образцов отбирается не реже одного раза в смену при выпуске до 200 м3 смеси и два раза в смену, если выпускается более 200 м3. Прочность бетона и морозостойкость должны быть не ниже проектного класса и проектной марки соответственно. 3.11 Контроль качества строительства дорожных оснований из литых бетонных смесей, в том числе с использованием продуктов промышленных отходов и металлических фибр, заключается в определении соответствия проекту значений продольного и поперечного профиля, их ширины и толщины, а также их ровности. Допускаемые от проектных размеров отклонения для оснований: - по высоте ±10 мм; - по ширине ±10 мм; - по толщине ± 5 мм; - по поперечному уклону - в пределах ± 5 %. Поверхность бетонных покрытий должна быть ровной, без бугров, волн, впадин и не превышать отклонений по высоте ± 5 мм, по ширине ± 5 мм, по толщине ± 5 мм, по поперечному уклону ± 3 %. По ровности - просвет под трехметровой рейкой не должен превышать 5 мм. 3.12 Схема производственного контроля качества приведена в таблице 20 Схема производственного контроля качества
4 ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНЫ ТРУДА, ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ И ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ4.1 Устройство оснований из литого бетона для внутриквартальных дорог с асфальтобетонным покрытием должно осуществляться при строгом соблюдении требований СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования», СНиП 12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство», ПБ 10-382-00 «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», правил пожарной безопасности, предусмотренных в ГОСТ 12.1.004-91* и ППБ 01-03. Ответственность за состояние безопасности труда и промышленной санитарии возлагается на начальников и главных инженеров специализированных строительных организаций. 4.2 К работам по устройству оснований дорог из литых смесей допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие профессиональные навыки, прошедшие медицинское освидетельствование и признанные годными, получившие знания по безопасным методам и приемам труда согласно ГОСТ 12.0.004-90 «ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения», сдавшие экзамены квалификационной комиссии в установленном порядке, получившие соответствующее удостоверение и проинструктированные непосредственно на рабочем месте. Вновь принятые на работу должны пройти вводный инструктаж. Результаты инструктажей записываются в соответствующие журналы. Внеочередной инструктаж по безопасности труда проводится при переводе рабочих с одного объекта на другой, при изменении условий производства работ, нарушении бригадой правил и инструкций по безопасности труда. 4.3 Не допускается нахождение людей, а также выполнение других видов работ в зоне действия машин, равной R + 5 м (где R - радиус действия машин). 4.4 Место производства работ оградить штакетными барьерами установленного образца, сплошными деревянными щитами ограждения и дорожно-сигнальными переносными знаками или специальными конусами, окрашенными в яркие цвета. С наступлением темноты и во время тумана в зоне работ должны быть установлены сигнальные лампы красного цвета, свет от которых должен быть виден на расстоянии не менее 100 м. Осветительные лампы мощностью до 200 Вт подвешивают на высоте 2,5 - 3 м, а более 200 Вт - на высоте 3,5-10 м. Проект временного электроосвещения выполняет исполнитель работ или по его заказу - специализированная проектная организация. Стандартные ограждения устанавливают поперек дороги с обеих сторон сплошными рядами, а вдоль дороги - с интервалами 5-10 м. Конусы должны устанавливаться не реже чем через 3 м. 4.5 На строительных объектах должны быть оборудованы санитарно-бытовые помещения для обогрева рабочих, отдыха и принятия пищи. Помещения должны быть обеспечены аптечками с медикаментами и средствами для оказания первой медицинской помощи, питьевой (кипяченой или газированной) водой. 4.6 При выгрузке и распределении дорожных материалов находиться в кузове автомобиля-самосвала запрещается. 4.7 Водителям автомобилей-самосвалов, доставляющих песчаную смесь к местам укладки, движение задним ходом допускается производить только по сигналу дорожного рабочего. 4.8 Становиться на кузов автомобиля-самосвала во время очистки кузова запрещается. 4.9 При доставке смеси автомобилями-самосвалами необходимо выполнять следующие требования безопасности труда: - не подходить к автосамосвалу до полной его остановки, а в момент его разгрузки не стоять у бункера укладчика и не находиться под поднятым кузовом; - поднятый кузов следует очистить совковой лопатой или скребком с длинной рукояткой. Рабочим, проводящим очистку, запрещается стоять в кузове, на колесах и на бортах самосвала; - при движении автосамосвала рабочие должны находиться в безопасной зоне. 4.10 При доставке литой смеси автобетоносмесителями необходимо соблюдать правила: - при движении по обочине все рабочие должны находиться на противоположной обочине; - при движении автобетоносмесителей (особенно задним ходом) рабочий, находящийся в безопасной зоне, должен подавать шоферу сигналы. 4.11 Находиться рядом с движущимся катком, а также зажигать и регулировать форсунки автогудронатора на ходу запрещается. 4.12 При совместной работе ряда машин расстояние между ними должно быть не менее 10 м, а между моторными катками - не менее 5 м. 4.13 Для предотвращения пожара на машинах с бензиновыми двигателями и форсунками должны быть установлены огнетушители, а на битумовозах и автогудронаторах - дополнительно и ящики с песком. При производстве работ соблюдать требования ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации». 4.14 Запрещается заправка машин привозными горюче-смазочными материалами в местах производства дорожно-строительных работ. 4.15 Запрещается курить и пользоваться открытым огнем: - при уходе за тощим бетоном и цементобетоном, при работе с пленкообразующими материалами, содержащими огнеопасные вещества; - при обработке цементобетонного основания жидким битумом или битумной эмульсией перед укладкой асфальтобетонной смеси; - в местах хранения, приготовления и разжижения битума. 4.16 При установке одно-метровых бортовых камней вручную перенос бортовых камней разрешается только с использованием специальных клещей. Перемещение бортового камня волоком запрещено. 4.17 Рабочие должны быть обеспечены спецодеждой и защитными приспособлениями (респиратор, защитные очки и т.д.) в соответствии с ГОСТ 12.4.011-89. Рабочие, страдающие кожными или глазными болезнями, не допускаются к работе с добавками. 4.18 Лица, занятые приготовлением и нанесением на свежеуложенный бетон пленкообразующих материалов, должны работать в комбинезонах, брезентовых рукавицах и защитных очках. 4.19 Все лица, находящиеся на строительной площадке, обязаны носить защитные каски. Работники без защитных касок и других необходимых средств индивидуальной защиты к выполнению работ не допускаются. 4.20 Суперпластификаторы не выделяют при хранении вредных паров и газов, малотоксичны, водные растворы их пожаробезопасны. При нагреве суперпластификаторов выделяются пары, которые действуют раздражающе на слизистые оболочки глаз, органы дыхания, пищеварения и незащищенную кожу, что вызывает необходимость применять индивидуальные средства защиты (защитные очки закрытого типа, сапоги, резиновые перчатки и др.). 4.21 Не допускается попадание противоморозных добавок на кожу и продукты питания. Емкость перед заполнением растворами противоморозных добавок необходимо тщательно промыть водой, а если в них ранее хранились кислоты и другие продукты, имеющие кислую реакцию, предварительно пропарить. 4.22 Производство земляных работ в зоне расположения подземных коммуникаций (электрокабели, газопроводы и др.) допускается только с письменного разрешения организации, ответственной за эксплуатацию этих коммуникаций, при наличии наряд допуска. К разрешению должен быть приложен план (схема) с указанием расположения и глубины заложения коммуникаций, составленный на основании исполнительных чертежей. До начала работ необходимо установить знаки, указывающие места расположения подземных коммуникаций. 4.23 При завозе материалов на объекты строительства автомобилями должны соблюдаться следующие требования: - лица, руководящие разгрузкой, не должны подходить к самосвалам, становиться на крылья и колеса, подниматься в кузов до полной остановки самосвалов; - при разгрузке бортовых машин можно открывать борта после принятия соответствующих мер предосторожности от ушибов при возможном падении грузов и самих открываемых бортов. 4.24 В зоне производства работ должны быть произведены срезка и складирование растительного слоя грунта в специально отведенные места, сохраняемые деревья должны быть ограждены. Не допускается повреждение дерново-растительного покрова, выполнение планировочных и дренажно-осушительных работ за пределами территорий, отведенных для строительства дороги. Повреждения, нанесенные природной среде в зоне временного отвода в результате строительства временных сооружений и дорог, проезда строительного транспорта, стоянки машин, складирования материалов и т.п., должны быть устранены к моменту сдачи дороги в эксплуатацию. 4.25 Гигиенические требования к организации строительного производства и строительных работ изложены в СанПиН 2.2.3.1384-03. 4.26 На строительной площадке должны быть определены и оборудованы специальные места для заправки дорожно-строительных машин горючим и водой. 4.27 Слив воды от промывки автобетоносмесителей и другой строительной техники следует производить в местах, предусмотренных проектом производства работ или ПОСом. 4.28 Территория стройплощадки после завершения всех работ по устройству дорожных конструкций должна быть очищена от строительного мусора и спланирована по проектным отметкам. 4.29 Газоны, предусмотренные проектом озеленения дорог, должны быть засеяны многолетними травами. При высадке кустарника следует отдавать предпочтение акации, жасмину, сирени. 4.30 Продольные и поперечные уклоны возводимых газонов должны быть направлены в сторону построенных дорог, чтобы все сточные и талые воды попадали в дождеприемники дорожного водостока. 4.31 Все ИТР и рабочие должны пройти инструктаж по охране окружающей среды в пределах строящейся дороги. 5 ПОТРЕБНОСТЬ В МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РЕСУРСАХ5.1 Потребность в машинах, оборудовании, механизмах и инструментах определяется с учетом выполняемых работ и технических характеристик согласно таблице 21. Ведомость потребности машин, механизмов, оборудования, приспособлений и инструментов
5.2 Потребность в материалах на 1000 м площади дороги представлена в таблице 22. Ведомость потребности в материалах, изделиях и конструкциях
6 ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ6.1 В качестве измерителя конечной продукции для составления калькуляции затрат труда и машинного времени и построения календарного плана производства работ принято 100 м2 площади основания при ширине дороги 3,5 м и длине участка 28,6 м с использованием бульдозера для разработки выемки глубиной 0,5 м. 6.2 В качестве примера для расчета затрат труда и машинного времени по устройству основания из литого бетона для внутриквартальных дорог с асфальтобетонным покрытием принята схема согласно рисунку 14. 6.3 Затраты труда и машинного времени на устройство основания из литого бетона для внутриквартальных дорог с асфальтобетонным покрытием подсчитаны по «Единым нормам и расценкам на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы», введенным в действие в 1987 г., и представлены в таблице 23. 6.4 Продолжительность работ на устройство основания дорог из литого бетона определяется календарным планом работ, представленным в таблице 24. Рисунок 14 - Схема поперечного сечения дороги для подсчета затрат труда и машинного времени Калькуляция затрат труда и машинного времени на производство работ по устройству основания дорог из литого бетона (Измеритель конечной продукции - 100 м основания дороги)
6.5 Технико-экономические показатели на устройство 100 м2 основания из литого бетона для дорог с асфальтобетонным покрытием составляют: - затраты труда: рабочих, чел. - час , ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,108,63 машинистов, чел. - час ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,4,51 - затраты машинного времени, маш. - ч ,,,,,,,,,,,,,4,1 - продолжительность работ, час ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,40,56 Календарный план производства работ по устройству основания дорог из литого бетона (измеритель конечной продукции – 100 м2 основания дороги)
7 ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1 СНиП 12-01-2004 Организация строительства; 2 СНиП 3.01.03-84 Геодезические работы в строительстве; 3 СНиП 3.02.01-87 Земляные сооружения, основания и фундаменты; 4 СНиП 3.06.03-85 Автомобильные дороги; 5 СНиП 12-03-2001 Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования; 6 СНиП 12-04-2002 Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство. 7 ГОСТ 12.0.004-90 Организация обучения безопасности труда. Общие положения; 8 ГОСТ 12.1.004-91* ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования; 9 ГОСТ 12.1.046-85 ССБТ. Строительство. Нормы освещения строительных площадок; 10 ГОСТ 12.4.010-75* ССБТ. Средства индивидуальной защиты. Рукавицы специальные. Технические условия; 11 ГОСТ 12.4.011-89. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация; 12 ГОСТ Р 12.4.026-2001. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний; 13 ГОСТ 6665-91 Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия; 14 ГОСТ 7502-98 Рулетки измерительные металлические. Технические условия; 15 ГОСТ 8736-93* Песок для строительных работ. Технические условия; 16 ГОСТ 9416-83 Уровни строительные. Технические условия; 17 ГОСТ 9533-81 Кельмы, лопатки и отрезовки. Технические условия; 18 ГОСТ 10597-87* Кисти и щетки малярные. Технические условия; 19 ГОСТ 19596-87* Лопаты. Технические условия; 20 ГОСТ 23407-78 Ограждения инвентарные строительных площадок и участков производства строительно-монтажных работ. Технические условия; 21 ГОСТ 26633-91* Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия: 22 ППБ 01-03 Правила пожарной безопасности в Российской Федерации. МЧС России, М., 2003 г.; 23 Правила подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в г. Москве. Постановление правительства Москвы № 857-ПП от 07.12.2004 г.; 24 ВСН 2-94 Инструкция по конструкциям и технологии строительства дорог в районах массового жилищного строительства. М., 1996 г.; 25 ВСН 51-96 Инструкция по технологии строительства городских дорог в зимнее время. М., 1998 г.; 26 ВСН 52-96 Инструкция по производству земляных работ в дорожном строительстве и при устройстве подземных инженерных сетей. Мосстройлицензия, М., 1998 г.; 27 ВСН 175-82 Инструкции по строительству дорожных асфальтобетонных покрытий в г. Москве. М., 1982 г.; 28 ТР 128-01 Технические рекомендации по технологии строительства дорог с применением дорнита и других геотекстильных материалов и геосеток. М., 2002 г.; 29 ТР 145-03 Технические рекомендации по производству земляных работ в дорожном строительстве при устройстве подземных инженерных сетей при обратной засыпке котлованов, траншей, пазух. ГУП «НИИМосстрой», М., 2004. 30 ТР 147-03 Технические рекомендации по устройству дорожных конструкций из литых бетонные смесей. ГУП «НИИМосстрой», М., 2004 г.; 31 СанПиН 2.2.3.1384-03 Гигиенические требования к организации строительного производства и строительных работ. |