На главную | База 1 | База 2 | База 3
Поддержать проект
Скачать базу одним архивом
Скачать обновления

Приказ Комитета г. Москвы по ценовой политике в строительстве
и государственной экспертизе проектов
от 19 ноября 2019 г. № МКЭ-ОД/19-69
"Об утверждении Порядка проведения независимой оценки (рейтингования) организаций строительной отрасли в целях осуществления закупок товаров, работ, услуг, связанных с выполнением проектно-изыскательских работ, работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства"

(в редакции, актуальной с 15 мая 2020 г.,
с изменениями и дополнениями, внесенными в текст,
согласно приказу Москомэкспертизы от 15.05.2020 г. № МКЭ-ОД/20-28)

В соответствии с пунктом 4.2.16.2 Положения о Комитете города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 24.02.2011 № 48-ПП, приказываю:

1. Утвердить Порядок проведения независимой оценки (рейтингования) организаций строительной отрасли в целях осуществления закупок товаров, работ, услуг, связанных с выполнением проектно-изыскательских работ, работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства (Приложение).

2. Заместителю начальника Управления финансового контроля, конкурсных процедур, организационной и плановой работы - начальнику Отдела организационной и плановой работы Дыкиной М.Н. обеспечить размещение приказа на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru/mke/ в установленном порядке.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

И.о. председателя Комитета

А.К. Бессонов

 

Приложение
к приказу Комитета города Москвы
по ценовой политике в строительстве
и государственной экспертизе проектов
от 19.11.2019 г. № МКЭ-ОД/19-69

Порядок проведения независимой оценки (рейтингования) организаций строительной отрасли в целях осуществления закупок товаров, работ, услуг, связанных с выполнением проектно-изыскательских работ, работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства

I. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок проведения независимой оценки (рейтингования) организаций строительной отрасли в целях осуществления закупок товаров, работ, услуг, связанных с выполнением проектно-изыскательских работ, работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства (далее - Порядок) устанавливает сроки и последовательность соответствующих мероприятий (действий) по осуществлению рейтингования.

1.2. Проведение рейтингования основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости, профессиональной компетентности, достоверности результатов.

1.3. Объектами рейтингования являются хозяйствующие субъекты (осуществляющие производство и реализацию товаров, оказание услуг и выполнение работ частные, государственные и иные предприятия, а также их филиалы и представительства, объединения предприятий, организации и учреждения, занимающиеся самостоятельной предпринимательской деятельностью, включая дочерние, зависимые и иные организации) строительной отрасли (далее - объекты рейтингования).

1.4. Целью рейтингования является определение уровня надежности объектов рейтингования, а также оценка уровня риска, сопряженного с деятельностью объектов рейтингования.

1.5. Предметом рейтингования является финансово-хозяйственная деятельность за отчетный период и финансово-экономическое состояние объектов рейтингования на отчетную дату.

1.6. Результатами рейтингования являются отчет, обобщающий выявленные в ходе рейтингования факты, и сертификат, отражающий присвоенный объекту рейтингования рейтинг.

II. Порядок организации рейтингования

2.1. Рейтингование осуществляется добровольно путем заключения договоров (соглашений) с объектами рейтингования.

2.2. Проведение рейтингования осуществляется на основании заявления, подаваемого объектом рейтингования на сайте (http://exp.mos.ru/).

2.3. Проведение рейтингования осуществляется рабочей группой по независимой оценке (рейтингованию), сформированной согласно приказу Комитета города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов, для проведения необходимых аналитических мероприятий (далее - Рабочая группа).

Лица, ранее занимавшие должности в объекте рейтингования, не должны участвовать в осуществлении рейтингования таких объектов в течение двух лет после увольнения из объекта рейтингования.

2.4. Проведение рейтингования осуществляется рабочей группой по независимой оценке (рейтингованию), сформированной согласно приказу Комитета города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов, для проведения необходимых аналитических мероприятий (далее - Рабочая группа).

При использовании результатов работы привлеченных специалистов ответственность за формирование выводов по результатам рейтингования несут члены и руководитель Рабочей группы.

2.5. При проведении рейтингования члены Рабочей группы имеют право:

2.5.1. Запрашивать и получать на основании запроса документы, материалы и информацию, необходимые для проведения рейтингования.

2.5.2. Посещать помещения и территории, которые занимают объекты рейтингования.

2.6. При проведении рейтингования члены Рабочей группы обязаны:

2.6.1. Соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности.

2.6.2. Проводить рейтингование в соответствии с программой, сформированной Рабочей группой и содержащей последовательность основных действий в рамках рейтингования.

2.6.3. Знакомить руководителя или уполномоченное должностное лицо объекта рейтингования с результатами рейтингования (отчетом).

2.7. Члены Рабочей группы при проведении рейтингования несут ответственность за качество проводимых мероприятий, объективность выводов, содержащихся в отчетах, их соответствие законодательству и иным нормативным правовым актам, обоснованность выводов, предложений и рекомендаций.

2.8. Уполномоченные должностные лица объекта рейтингования при проведении рейтингования имеют право:

2.8.1. Присутствовать при проведении рейтингования, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету рейтингования.

2.9. Должностные лица и работники объектов рейтингования при проведении рейтингования обязаны:

2.9.1. Своевременно и в полном объеме представлять по запросам Рабочей группы информацию, документы и материалы, необходимые для проведения рейтингования. В случае отказа от представления запрашиваемых документов в отчете делается соответствующая запись.

2.9.2. Давать устные и письменные пояснения лицам, входящим в состав рабочей группы.

2.9.3. Оказывать необходимое организационное и техническое содействие должностным лицам, входящим в состав Рабочей группы, привлекаемым специалистам и экспертам, в том числе обеспечивать их необходимыми отдельными помещениями для работы, оргтехникой, средствами связи (за исключением мобильной связи).

2.9.4. Обеспечивать беспрепятственный допуск должностных лиц, входящих в состав Рабочей группы, специалистов и независимых экспертов, привлекаемых в рамках проведения рейтингования, к помещениям, территориям, объектам (предметам) исследований, экспертиз, предъявлять поставленные товары, результаты выполненных работ, оказанных услуг.

2.9.5. Выполнять иные законные требования должностных лиц, входящих в состав Рабочей группы, а также не препятствовать законной деятельности указанных лиц при исполнении ими своих обязанностей, предусмотренных договором (соглашением) об оказании услуг рейтингования и настоящим Порядком.

2.10. Рейтинговые мероприятия могут быть выездными, дистанционными или комбинированными.

2.10.1. Выездные мероприятия проводятся по месту нахождения объекта рейтингования.

2.10.2. Дистанционные мероприятия осуществляются по месту нахождения Рабочей группы на основании представленных по запросу информации, материалов, отчетности и прочей документации.

2.10.3. Комбинированные мероприятия проводятся как по месту нахождения Рабочей группы, так и по месту нахождения объекта рейтингования.

2.11. Проведение рейтингования может предусматривать следующие действия, направленные на получение и сбор данных, информации и документов, в том числе:

- направление запросов объекту рейтингования и получение информации и документов;

- получение пояснений и объяснений должностных лиц и работников объекта рейтингования;

- назначение и проведение исследований и экспертиз;

- контрольный осмотр поставленных товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг;

- осмотр помещений объекта рейтингования;

- проведение аналитических мероприятий, пересчета, инспектирования, наблюдения, контрольных обмеров, инвентаризации активов и обязательств;

- другие действия, непротиворечащие законодательству Российской Федерации, иным нормативным правовым актам Российской Федерации и города Москвы.

2.12. Запрос о представлении документов, материалов и информации, необходимых для проведения рейтингования, должен содержать четкое изложение поставленных вопросов, перечень необходимых к истребованию документов, материалов и сведений, а также срок их представления.

Документы и информация, необходимые для проведения рейтингования, представляются в подлиннике, или представляются их копии, заверенные объектом рейтингования в установленном порядке.

Информация также может быть получена посредством использования автоматизированных информационных систем, официальных сайтов в сети Интернет и официальных печатных изданий.

2.13. Запрос о представлении документов и информации вручается руководителю объекта рейтингования (уполномоченному должностному лицу) под подпись либо направляется с использованием системы электронного документооборота, заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим определить (подтвердить) дату его получения адресатом и доставить данные документы в сроки, предусмотренные договором (соглашением).

Срок представления документов и информации устанавливается в запросе и исчисляется с даты получения такого запроса.

2.14. В случае необходимости получения дополнительных документов и информации в ходе проведения рейтингования руководитель Рабочей группы вправе направить в адрес объекта рейтингования дополнительные запросы о предоставлении требуемых информации и документов.

2.15. Документы, информация, необходимые для проведения рейтингования, могут быть получены как от объекта рейтингования, так и из иных источников, от третьих лиц, путем направления в процессе проведения рейтинговых процедур дополнительных запросов в соответствующие организации.

2.16. Рейтингование проводится выборочным способом.

Выборочный способ заключается в проведении анализа в отношении части финансовых и хозяйственных операций объекта рейтингования.

Решение об объеме выборки и ее составе принимает руководитель Рабочей группы исходя из объема финансовых и хозяйственных операций, уровня риска, сопряженного с деятельностью объекта рейтингования, состояния учета и отечности в анализируемой организации, срока проведения рейтинговых мероприятий и иных обстоятельств.

2.17. Срок проведения рейтингования должен составлять не более 45 рабочих дней.1

_____________

1 При необходимости в договоре (соглашении) может быть установлен разный срок для проведения выездных, дистанционных или комбинированных мероприятий.

2.18. По решению руководителя Рабочей группы срок проведения рейтингования может быть продлен, но не более чем на 30 рабочих дней в связи с большим объемом исследуемых документов и информации.

В случае препятствования объектом рейтингования (должностными лицами объекта рейтингования) проведению рейтингования, а также несоблюдения должностными лицами требований о предоставлении запрашиваемых документов и информации проведение рейтингования может быть продлено на срок до 6 месяцев.

2.19. Рейтингование может быть приостановлено решением руководителя Рабочей группы по следующим основаниям:

2.19.1. Отсутствие или неудовлетворительное состояние системы документооборота, а также учета и отчетности у объекта рейтингования, необходимость восстановления им документов, требуемых для проведения рейтингования, а также приведения в надлежащее состояние документов учета и отчетности.

2.19.2. Необходимость проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, экспертиз.

2.19.3. Необходимость исследования результатов выполненных работ и оказанных услуг и (или) документов, находящихся не по месту нахождения объекта рейтингования.

2.19.4. Наличие иных обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее проведение рейтингования по причинам, не зависящим от Рабочей группы.

На время приостановления рейтингования течение его срока прерывается. При этом объект рейтингования надлежащим образом уведомляется о приостановке рейтингования с указанием соответствующих оснований.

2.20. В течение трех рабочих дней со дня получения сведений об устранении причин приостановления рейтингования руководитель Рабочей группы принимает решение о возобновлении проведения рейтингования.

2.21. По результатам рейтингования составляется отчет, который подписывается руководителем и членами Рабочей группы, проводившей рейтингование, не позднее последнего дня срока проведения рейтингования.

2.22. При составлении отчета учитываются все обстоятельства, установленные Рабочей группой в период проведения рейтингования.

2.23. Отчет должен состоять из вводной, описательной и заключительной частей.

2.23.1. Вводная часть отчета должна содержать:

- дату и место составления;

- наименование, юридический адрес объекта рейтингования;

- анализируемый период;

- дату начала и окончания анализа;

- краткую информацию об объекте рейтингования.

2.23.2. В описательной части отчета должны быть указаны:

- обстоятельства, установленные при проведении рейтингования, на которых основываются выводы по каждому вопросу программы рейтингования;

- сведения о недостатках, рисках, нарушениях требований законодательства, внутренних стандартов и процедур, оценка последствий.

2.23.3. Заключительная часть отчета должна содержать:

- обобщенную информацию о выявленных нарушениях и (или) недостатках (при их наличии);

- сведения о причинах и условиях наличия рисков возникновения нарушений и (или) недостатков (при их наличии);

- оценку эффективности финансово-хозяйственной деятельности и надежности финансового состояния объекта рейтингования;

- выводы, предложения и рекомендации;

- фамилии, имена, отчества (при наличии), наименования должности руководителя и членов Рабочей группы.

2.24. Отчет составляется в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу. Отчеты должны быть прошиты, пронумерованы, подписаны соответствующими должностными лицами.

Один экземпляр отчета вручается (направляется) представителю объекта рейтингования в течение трех рабочих дней с даты подписания. Факт вручения экземпляра отчета подтверждается подписью соответствующего должностного лица объекта рейтингования в экземпляре отчета, который остается у руководителя Рабочей группы.

2.25. По результатам рейтингования формируется дело (в бумажной или электронной форме), в которое включаются материалы анализа и иные документы и информация, полученные (разработанные) Рабочей группой в ходе проведения рейтингования (рабочая документация).

2.26. Рабочая документация должна содержать:

2.26.1. Сведения о характере, сроках и о результатах рейтингования.

2.26.2. Перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов учета и отчетности, подлежавших изучению в ходе рейтингования.

2.26.3. Письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц объектов рейтингования.

2.26.4. Отчет.

2.27. Рабочая группа обеспечивает хранение рейтингового отчета и письменных заявлений в течение не менее 5 лет со дня окончания рейтингования.

2.28. Срок действия рейтинга составляет 1 год со дня подписания отчета.

В дальнейшем в целях актуализации рейтинга может осуществляться мониторинг состояния объекта рейтингования.

2.29. Результаты рейтингования публикуются в сети Интернет по факту наступления события, т.е. завершения процесса оценки и присвоения рейтинга объектам рейтингования. На сайте Мосгосэкспертизы осуществляется публикация ежемесячных/ежеквартальных обобщенных отчетов в виде реестра организаций, которым за отчетный период был присвоен рейтинг.

III. Критерии и показатели рейтинговой оценки

3.1. Используется 5 основных групп критериев (Таблица 1).2

Таблица 1. Критерии рейтинговой оценки

Критерии и подкритерии

1

Корпоративное управление

 

- Система управления и внутрихозяйственного контроля

 

- Квалификация и опыт управленческого персонала

2

Стратегические, операционные и проектные риски

 

- Управление проектными рисками

 

- Управление конкурентоспособностью

 

- Экономическая составляющая проектов

 

- Стратегия, планирование, организация и контроль инвестиционно-строительных проектов

 

- Обеспеченность материально-техническими ресурсами (МТР) и основными производственными фондами (ОПФ)

 

- Инновационные подходы к проектированию и строительству

 

- Саморегулируемые организации (СРО): членство, допуски, проверки

 

- Соблюдение требований 214-ФЗ

 

- Правовые (юридические) риски

3

Финансовая стабильность, надежность и деловая активность

 

- Уровень рентабельности и прибыльности

 

- Уровень платежеспособности, ликвидности и финансовой устойчивости

 

- Уровень деловой активности, масштаб и диверсификация операций и положение на рынке

4

Деловая репутация

 

- Количество предыдущих неудач при осуществлении проектов

 

- Деловой стаж

 

- Обеспечение информационной открытости

 

- Корпоративная социальная ответственность, строительство социальных объектов и инфраструктуры

 

- Взаимоотношения с участниками строительного рынка

5

Производственная эффективность

 

- Подготовка и организация строительного производства

 

- Качество строительства

 

- Строительный контроль и надзор

 

- Соблюдение сроков строительства и ввода в эксплуатацию, устойчивость к нарушению графики строительства

 

- Охрана труда, техника безопасности и экология

 

3.1.1. В процессе анализа каждому из показателей присваивается оценка. Оценка по показателям производится посредством получения ответов на ряд вопросов. Каждый вопрос направлен на выявление сильных и слабых сторон объектов рейтингования и соотносится с определенным баллом.

3.1.2. Баллы показателей внутри критериев суммируются и выводится общий балл по критерию. Суммы баллов отдельных критериев, в свою очередь, складываются, создавая обобщенную оценку деятельности объекта рейтингования.

_____________

2 В зависимости от специфики деятельности объектов рейтингования, те или иные показатели и критерии могут быть неприменимыми; также может возникнуть необходимость в введении дополнительных критериев и показателей. В подобных ситуациях количество критериев и показателей, участвующих в подсчете рейтинга, может сократиться либо увеличиться.

IV. Обобщенная оценка и рейтинг

4.1. По результатам изучения финансово-хозяйственной деятельности объекта рейтингования по каждому показателю проставляется определенный балл. Баллы по показателям группируются в баллы по критериям, которые, в свою очередь, объединяются в группы критериев.

4.1.1. В зависимости от важности тех или иных критериев, с учетом сферы и специфики деятельности объектов рейтингования, для корректировки влияния баллов по различным критериям на обобщенный рейтинг, в подсчеты могут вводиться корректировочные коэффициенты.

4.1.2. Баллы по всем оценочным критериям обобщаются, выводится значение по всем группам оценочных критериев и обобщенный балл. В зависимости от обобщенного балла, объекту рейтингования присуждается определенный рейтинг.

4.1.3. В случае, если объектом рейтингования информация не предоставляется, либо предоставляется абсолютно недостоверная информация, что делает проведение анализа невозможным, объекту рейтингования не может быть присвоен рейтинг. Объект рейтингования попадает в категорию НД (Нет данных).

4.2. Таблица 2 отражает информацию о классах надежности, соответствующих им рейтингах, интерпретациях рейтинговых оценок, уровнях риска.

Таблица 2. Обобщенный рейтинг

Рейтинговая шкала

Класс надежности

Рейтинг

Интерпретация рейтинговой оценки

Уровень риска

 

 

 

 

А

А1

Наивысший (максимальный) уровень надежности

Минимальный риск

А2

Очень высокий уровень надежности

Незначительный риск

A3

Высокий уровень надежности

Низкий риск

 

 

 

 

В

В1

Умеренно высокая надежность - уровень 1

Риск ниже среднего

В2

Умеренно высокая надежность - уровень 2

Риск ниже среднего

В3

Умеренно высокая надежность - уровень 3

Риск ниже среднего

 

 

 

 

С

С1

Удовлетворительная надежность - уровень 1

Средний риск

С2

Удовлетворительная надежность - уровень 2

Средний риск

С3

Удовлетворительная надежность - уровень 3

Средний риск

 

 

 

 

D

D1

Надежность ниже среднего - уровень 1

Риск выше среднего

D2

Надежность ниже среднего - уровень 2

Риск выше среднего

D3

Надежность ниже среднего - уровень 3

Риск выше среднего

 

 

 

 

Е

Е1

Низкая надежность - уровень 1

Высокий риск

Е2

Низкая надежность - уровень 2

Высокий риск

Е3

Низкая надежность - уровень 3

Высокий риск

 

 

 

 

F

F1

Очень низкий уровень надежности

Очень высокий риск

F2

Крайне низкий уровень надежности

Крайне высокий риск

 

 

 

 

 

 

 

 

НД (нет данных)

НД

Не может быть присвоен рейтинг в виду отсутствия информации

Информация отсутствует

 

V. Заключительные положения

5.1. Любые сведения и документы, полученные и (или) составленные в ходе рейтингования, не могут быть переданы третьим лицам либо разглашены без предварительного письменного согласия лица, в отношении которого проводилось рейтингование, за исключением случаев, предусмотренных нормативными правовыми актами.