На главную | База 1 | База 2 | База 3

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому
и атомному надзору от 28 сентября 2018 г. № 479
"Об утверждении доклада о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении федерального государственного надзора в области использования атомной энергии, включая вопросы федерального государственного строительного надзора на объектах использования атомной энергии, за 6 месяцев 2018 года"

В целях выполнения мероприятий по внедрению системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований, предусмотренных сводным паспортом реализации проектов стратегического направления "Реформа контрольной и надзорной деятельности" в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным на заседании проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Реформа контрольной и надзорной деятельности" (протокол от 21 февраля 2017 г. № 13 (2), приказываю:

Утвердить прилагаемый доклад о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении федерального государственного надзора в области использования атомной энергии, включая вопросы федерального государственного строительного надзора на объектах использования атомной энергии, за 6 месяцев 2018 года.

Руководитель

А.В. Алёшин

 

Доклад о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении федерального государственного надзора в области использования атомной энергии, включая вопросы федерального государственного строительного надзора на объектах использования атомной энергии, за 6 месяцев 2018 года

(утв. приказом Ростехнадзора от 28 сентября 2018 года № 479)

Общие положения

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 года № 1044 "О федеральном государственном надзоре в области использования атомной энергии" Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора в области использования атомной энергии.

Настоящий доклад о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении федерального государственного надзора в области использования атомной энергии, включая вопросы федерального государственного строительного надзора на объектах использования атомной энергии, за 6 месяцев 2018 года сформирован в рамках подготовки проведения публичных мероприятий с подконтрольными субъектами во исполнение положений приоритетной программы "Реформа контрольной и надзорной деятельности".

Основной целью проверок, проводимых в рамках осуществления федерального государственного надзора в области использования атомной энергии, является предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований в области использования атомной энергии.

Основной целью проверок в рамках осуществления федерального государственного строительного надзора на объектах использования атомной энергии является предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства о градостроительной деятельности, технических регламентов, федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, иных нормативных правовых актов и проектной документации.

Федеральный государственный надзор на атомных станциях

В первом полугодии 2018 года Ростехнадзор осуществлял регулирование ядерной и радиационной безопасности на 54 энергоблоках 11 атомных станций.

За 6 месяцев 2018 года территориальными органами Ростехнадзора проведено 1745 проверок, за 6 месяцев 2017 года проведено 1786 проверок (далее в скобках указаны данные за 6 месяцев 2017 года), в том числе плановых проверок - 76 (36), внеплановых проверок - 117 (91), проверок, проведенных в рамках режима постоянного государственного надзора - 1552 (1659).

Количество проверок, в результате которых выявлены правонарушения, составило - 77, из них при плановых проверках - 30, при внеплановых проверках - 4, при проверках, проведенных в рамках режима постоянного государственного надзора - 43.

За 6 месяцев 2018 года в результате проверок выявлено 171 (189) нарушение, из них при проведении плановых проверок - 79, внеплановых проверок - 10, в рамках режима постоянного государственного надзора - 82.

По итогам проверок наложено 32 (46) административных наказания, из них при проведении плановых проверок - 6, внеплановых проверок - 1, в рамках режима постоянного государственного надзора - 25.

Общая сумма наложенных административных штрафов составила 1714 (1565) тыс. руб., в том числе на юридических лиц - 910 тыс. руб., на должностных лиц - 1 415 тыс. руб., на гражданина - 2 тыс. рублей.

В период 16 - 17 января 2018 года комиссией Ростехнадзора проведена проверка АО "Концерн Росэнергоатом" с целью контроля выполнения предписаний Ростехнадзора от 2 декабря 2016 года № ПР-04-16-ЭО и от 26 июля 2017 года № ПР-01-17-ЭО, срок исполнения которых истек. По результатам проверки установлено, что замечания, указанные в пункте 3 предписания от 2 декабря 2016 года № ПР-04-16-ЭО, не были устранены.

На юридическое лицо АО "Концерн Росэнергоатом" наложен административный штраф в соответствии с частью 17 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП Российской Федерации), в размере 700 тыс. рублей. Выдано предписание ПР-01-18-ЭО от 17 января 2018 года на устранение 3 нарушений обязательных требований.

Центральным аппаратом Ростехнадзора во втором квартале 2018 года с участием инспекторов межрегиональных территориальных управлений по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора (далее - МТУ ЯРБ) организованы и проведены плановые проверки Ростовской, Нововоронежской и Смоленской АЭС.

По результатам проверки Ростовской АЭС выявлено 19 нарушений федеральных норм и правил в области использования атомной энергии. В ходе проверки устранены 7 нарушений. Выдано предписание на устранение 12 нарушений обязательных требований. На 2 должностных лиц в соответствии с частью 1 статьи 9.6 КоАП Российской Федерации наложены административные штрафы в размере 23 тыс. руб. и 20 тыс. рублей.

По результатам проверки Нововоронежской АЭС выявлено 23 нарушения федеральных норм и правил в области использования атомной энергии.

В ходе проверки устранены 3 нарушения. Выдано предписание на устранение 20 нарушений обязательных требований. На 3 должностных лиц наложены административные штрафы в соответствии с частью 1 статьи 9.6 КоАП Российской Федерации на общую сумму 60 тыс. рублей.

По результатам проверки Смоленской АЭС выявлено 30 нарушений федеральных норм и правил в области использования атомной энергии.

В ходе проверки устранены 15 нарушений. Выдано предписание на устранение 15 нарушений обязательных требований. На 3 должностных лиц в соответствии с частью 1 статьи 9.6 КоАП Российской Федерацииналожены административные штрафы на общую сумму 60 тыс. рублей.

Анализ нарушений, выявленных при проведении проверок за 6 месяцев 2018 года, показал, что типовыми нарушениями обязательных требований являются:

несоответствие отчета по обоснованию безопасности атомной станции (ООБ АС) реальному состоянию энергоблока (имеются влияющие на безопасность АС расхождения между информацией, содержащейся в ООБ АС и проекте АС, и реализацией проекта АС в части отдельного оборудования), что является нарушением п. 1.2.8 НП-001-15 "Общие положения обеспечения безопасности атомных станций". Ответственность за данное правонарушение предусмотрена ч. 1 ст. 9.6 КоАП Российской Федерации;

эксплуатация отдельного оборудования и систем с отступлением от требований регламентов и инструкций, что является нарушением п. 1.2.4 НП-001-15 "Общие положения обеспечения безопасности атомных станций". Ответственность за данное правонарушение предусмотрена ч. 1 ст. 9.6 КоАП Российской Федерации.

В связи с высокой потенциальной опасностью поднадзорных объектов, применяя принятый в международной практике "консервативный" подход при принятии регулирующих решений, при отсутствии утвержденных методик по классификации (дифференциации) по степени риска причинения вреда вследствие нарушений обязательных требований и тяжести последствий таких нарушений, а также при невозможности использования для ядерных установок критериев по установлению объема потенциального вреда (в случае установления риска причинения вреда как произведения вероятности наступления негативных последствий на объем потенциального вреда), относим указанные типовые нарушения к высокому (максимально возможному) риску.

В предыдущий отчетный период (в первом квартале 2018 года) в перечень типовых нарушений дополнительно входило нарушение п. 4.3.2 НП-001-15 "Общие положения обеспечения безопасности атомных станций" в части выполнения лицами из числа персонала АС определенных видов деятельности в области использования атомной энергии без необходимых разрешений, выдаваемых органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии. В связи с тем, что в результате проверок во втором квартале 2018 года не выявлено ни одного случая нарушения п. 4.3.2 НП-001-15, оно было исключено из перечня.

За 6 месяцев 2018 года произошло 26 (18) нарушений в работе АС, классифицированных в соответствии с Положением о порядке расследования и учета нарушений в работе атомных станций (НП-004-08). Нарушений в работе атомных станций, классифицируемых как аварии и происшествия категорий П01-П03, П05, не было.

В первом полугодии 2018 года осуществлялся постоянный мониторинг своевременности направления в Ростехнадзор сообщений о нарушениях соблюдения требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии при проведении расследований нарушений в работе АЭС, правильности категорирования происшествий. Кроме этого, осуществлялся анализ достаточности разрабатываемых эксплуатирующей организацией корректирующих мер по предотвращению аналогичных нарушений.

В АО "Концерн Росэнергоатом" трижды направлялись требования о проведении дополнительных расследований нарушений в работе АЭС. По результатам одного из них событие на энергоблоке № 1 Ленинградской АЭС-2 признано подлежащим учету и расследованию в соответствии с НП-004-08. По двум событиям (на Кольской и Нововоронежской АЭС) в настоящее время проводятся дополнительные расследования.

За 6 месяцев 2018 года по фактам выявленных нарушений в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела (принятия мер прокурорского реагирования) материалы не направлялись.

Разъяснений неоднозначных или неясных для подконтрольных лиц обязательных или новых требований нормативно-правовых актов не требовалось, противоречий в нормативных правовых актах не выявлено.

Федеральный государственный надзор на исследовательских ядерных установках

В течение 6 месяцев 2018 года Ростехнадзор осуществлял функции по регулированию и надзору за ядерной и радиационной безопасностью 65 исследовательских ядерных установок (ИЯУ) в 18 эксплуатирующих организациях (ЭО) различных министерств и ведомств.

В настоящее время под надзором состоят находящиеся в эксплуатации:

исследовательские реакторы - 24 (в режиме окончательного останова - 2);

критические стенды - 23;

подкритические стенды - 10.

Находящиеся в режиме вывода из эксплуатации:

исследовательские реакторы - 4;

критические стенды - 1.

Находящиеся в режиме сооружения исследовательские реакторы - 3.

За 6 месяцев 2018 года МТУ ЯРБ проведено 150 (160) проверок, из них плановых проверок - 8 (4), внеплановых проверок - 17 (33), в рамках режима постоянного надзора - 127 (133).

В результате проверок выявлено и предписано к устранению 214 (147) нарушений требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергий и условий действия лицензий. Административные наказания на юридических и должностных лиц накладывались 15 (19) раз, из них административный штраф - 12 (17), предупреждение - 3 (2) раза. Общая сумма наложенных штрафов составила 653 (1820) тыс. руб., из них на должностных лиц - 153 (270) тыс. рублей.

Меры профилактического воздействия (предостережения) применялись 6 раз.

Обжалований, обращений в суд по поводу наложенных штрафов не было, разъяснений неоднозначных или неясных для поднадзорных лиц обязательных или новых требований нормативно-правовых актов не требовалось.

Наибольшее количество нарушений выявляется при контроле состояния эксплуатационной документации, организации эксплуатации ИЯУ, подготовке и допуску к работе персонала.

Анализ нарушений, выявленных при проведении проверок, показал, что типовыми нарушениями обязательных требований являются:

не соответствие отчета по обоснованию безопасности ИЯУ (ООБ ИЯУ) фактическому состоянию ИЯУ, изменения, вносимые в проект ИЯУ, не отражаются в отчете, в ООБ ИЯУ не представляется полная информация, указанная в приложении 3 НП-049-17 "Требования к содержанию отчета по обоснованию безопасности исследовательских ядерных установок". Ответственность за данное нарушение предусмотрена ч. 1 ст. 9.6 КоАП Российской Федерации;

эксплуатация ИЯУ осуществляется с нарушением Программы работ по подготовке к продлению срока эксплуатации (нарушение п. 2.5 НП-024-2000 "Требования к обоснованию возможности продления назначенного срока эксплуатации объектов использования атомной энергии"). Ответственность за данное нарушение предусмотрена ч. 1 ст. 9.6 КоАП Российской Федерации.

В целях недопущения нарушений обязательных требований необходимо усиление контроля со стороны руководства эксплуатирующих организаций за выполнением персоналом требований федеральных норм и правил и условий действия лицензий.

В соответствии с Планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей центральным аппаратом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на 2018 год комиссией центрального аппарата Ростехнадзора в первом полугодии 2018 года проведена плановая выездная проверка в области использования атомной энергии на комплексе с исследовательским ядерным реактором ВВР-ц АО "Ордена Трудового Красного Знамени научно- исследовательский физико-химический институт имени Л.Я. Карпова".

По результатам проверки выдано предписание на устранение 44 нарушений обязательных требований. Акционерное общество "Ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский физико-химический институт имени Л.Я. Карпова" привлечено к административной ответственности по ч. 1 статьи 9.6 КоАП Российской Федерации. Наложено 5 административных штрафов на общую сумму 260 тыс. рублей.

За 6 месяцев 2018 года нарушений в работе исследовательских ядерных установок, классифицируемых как аварии, и происшествий категорий П01 - П04 и П06 - П08 не было. Зафиксировано 3 нарушения в работе ИЯУ категориями П05, П09, подлежащих учету в соответствии с Положением о порядке расследования и учета нарушений в работе исследовательских ядерных установок (НП-027-10), в первом полугодии 2017 года зафиксировано 2 нарушения (категории - П08, П03).

В первом полугодии 2018 года центральным аппаратом Ростехнадзора было выдано 6 лицензий, внесено одно изменение в условия действий лицензии на эксплуатацию ядерной установки.

МТУ ЯРБ в первом полугодии 2018 года выдано 25 (14) лицензий организациям, выполняющим работы и предоставляющим услуги ИЯУ.

В соответствии с Административным регламентом по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по выдаче разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии работникам объектов использования атомной энергии Ростехнадзор осуществлял выдачу разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии работникам (персоналу) ИЯУ. За отчётный период разрешения выданы:

центральным аппаратом - 10 (2) руководящим работникам ИЯУ;

МТУ ЯРБ - 30 (56) работникам из числа оперативного персонала ИЯУ.

Федеральный государственный надзор на объектах ядерного топливного цикла

В первом полугодии 2018 года под надзором состояли 473 организации (промышленные предприятия ядерного топливного цикла (ПЯТЦ), научно-исследовательские, проектные предприятия, организации, выполняющие работы и представляющие услуги ПЯТЦ, в том числе осуществляющие перевозки, хранение ядерных материалов и выполняющие иные работы для предприятий ядерного топливного цикла на основании лицензий Ростехнадзора).

МТУ ЯРБ за 6 месяцев 2018 года проведено 316 проверок соблюдения обязательных требований предприятиями ядерного топливного цикла, из них плановых - 25, внеплановых - 62, в рамках режима постоянного государственного надзора - 229.

В результате проведенных проверок выявлено 180 правонарушений, в том числе при плановых проверках - 47, при внеплановых - 29, в рамках режима постоянного государственного надзора - 104.

Общая сумма наложенных штрафов составила 85 тыс. рублей, в том числе на должностных лиц - 85 тыс. рублей.

За 6 месяцев 2018 года по фактам выявленных нарушений материалы в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела (принятия мер прокурорского реагирования) не направлялись.

За 6 месяцев 2018 года и за аналогичный период 2017 года аварий, а также нарушений в работе предприятий ядерного топливного цикла не отмечено.

Федеральный государственный надзор за ядерными энергетическими установками судов и объектами их жизнеобеспечения

В первом полугодии 2018 года под государственным надзором находились 10 атомных судов и 4 судна атомно-технологического обслуживания (суда АТО) Федерального государственного унитарного предприятия "Атомфлот" Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".

Ростехнадзор осуществлял государственное регулирование ядерной и радиационной безопасности при использовании атомной энергии на судах с ядерными энергетическими установками, включая объекты их жизнеобеспечения, а также в организациях, выполняющих работы и предоставляющих услуги в области использования атомной энергии.

В первом полугодии 2018 года всего под надзором находилось 44 предприятия, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии.

На поднадзорных предприятиях судостроительной отрасли уровень обеспечения ядерной и радиационной безопасности соответствует требованиям федеральных норм и правил в области использования атомной энергии.

За 6 месяцев 2018 года аварий на поднадзорных объектах не было. В отчетном периоде зафиксировано 7 нарушений в работе поднадзорных объектов использования атомной энергии. Зарегистрированные нарушения нормальной эксплуатации к превышению пределов безопасной эксплуатации не привели и были устранены в соответствии с требованиями инструкций по эксплуатации. Радиационная обстановка при всех нарушениях оставалась в пределах нормы.

За 6 месяцев 2018 года на поднадзорных объектах проведено 86 проверок, из них плановых - 5, внеплановых - 13, в рамках режима постоянного государственного надзора - 68.

В результате проведенных проверок выявлено и предписано к устранению 9 нарушений обязательных требований.

По результатам 2 проверок по фактам выявленных нарушений наложены административные штрафы на сумму 40 тыс. рублей.

Федеральный государственный надзор на радиационно-опасных объектах

В первом полугодии 2018 года под надзором Ростехнадзора находились:

а) медицинские, научные, исследовательские лаборатории и другие объекты, на которых ведутся работы с радиоактивными веществами (далее - РВ) и/или открытыми радионуклидными источниками (далее - ОРИ);

б) комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия с закрытыми радионуклидными источниками (далее - ЗРИ), в том числе:

технологические и медицинские облучательные установки;

дефектоскопы;

радиоизотопные приборы и другие источники;

радиоизотопные термоэлектрические генераторы (далее - РИТЭГ);

в) пункты хранения радиоактивных веществ (далее - РВ), хранилища радиоактивных отходов (далее - РАО), в том числе:

специализированные пункты хранения, хранилища РАО, расположенные в ФГУП "Объединенный эколого-технологический и научно-исследовательский центр по обезвреживанию РАО и охране окружающей среды" (далее - ФГУП "РАДОН"), в отделениях и филиалах ФГУП "Предприятие по обращению с радиоактивными отходами "РосРАО" (далее - ФГУП "РосРАО"), пункты глубинного захоронения жидких радиоактивных отходов и пункт захоронения твердых радиоактивных отходов ФГУП "Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами" (далее - ФГУП "НО РАО");

неспециализированные пункты хранения, расположенные на объектах использования атомной энергии;

неспециализированные хранилища, расположенные на объектах использования атомной энергии;

хранилища, предназначенные для хранения отходов с повышенным содержанием радионуклидов природного происхождения.

В отчетном периоде 2018 года зарегистрировано 33 нарушения в работе радиационно-опасных объектов.

Территориальными органами Ростехнадзора за 6 месяцев 2018 года проведены 1024 проверки состояния радиационной безопасности на радиационно-опасных объектах, в том числе плановых - 402, внеплановых - 389, в рамках режима постоянного государственного надзора - 233.

В результате проверок выявлено 448 нарушений обязательных требований, из них при плановых проверках - 278, внеплановых - 159, в режиме постоянного государственного надзора -11.

По фактам выявленных нарушений наложены 29 административных штрафов. Предупреждения выносились 12 раз.

Общая сумма наложенных штрафов составила 3 310 тыс. руб., из них на должностных лиц - 160 тыс. руб., на юридических лиц - 3 150 тыс. рублей.

Основными причинами выявленных при проверках нарушений являются:

недостаточное знание работниками предприятий требований нормативной документации;

низкая исполнительская дисциплина специалистов;

недостаточный контроль за соблюдением требований нормативной документации со стороны должностных лиц;

отсутствие должной системы контроля на предприятиях и в организациях за соблюдением условий действия лицензий;

постоянное сокращение работников и возложение дополнительных обязанностей (кроме выполнения основных функций) на других специалистов.

Надзор за учетом, контролем и физической защитой ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов

В первом полугодии 2018 года в рамках надзора за системой государственного учета и контроля ядерных материалов под надзором Ростехнадзора находилась 51 организация, осуществляющая обращение с ядерными материалами, в которых организовано 289 зон баланса ядерных материалов (далее - ЗБМ), из них: в 21 организации - 74 ЗБМ 1-й категории ядерных материалов (наиболее потенциально опасной), в 3 организациях - 14 ЗБМ 2-й категории, в 3 организациях - 14 ЗБМ 3-й категории, в 24 организациях - 187 ЗБМ 4-й категории.

За 6 месяцев 2018 года было проведено 114 проверок, в которых проверялось состояние учета и контроля ядерных материалов, из них плановых - 19; внеплановых - 4; в режиме постоянного государственного надзора - 91.

Около 5 % проверок было проведено с использованием технических средств (проведение инспекционных измерений с помощью приборов неразрушающего контроля).

В результате проведенных проверок выявлено 65 нарушений, из них нарушений обязательных требований - 58; нарушений условий действия лицензии - 7.

За 6 месяцев 2018 года получена информация о 4 аномалиях в учете и контроле ядерных материалов:

аномалии, вызванные расхождением данных отправителя и получателя - 2;

аномалия, вызванная превышением установленных пределов инвентаризационной разницы при проведении физической инвентаризации ядерных материалов;

аномалия, связанная с обнаружением неучтенного ядерного материала при подготовке объекта к ремонту (обнаруженный ядерный материал поставлен на учет).

За отчетный период случаев, связанных с утратой и несанкционированным использованием ядерных материалов на поднадзорных объектах, не выявлено.

В настоящее время под надзором состоит 2050 организаций, осуществляющих учет и контроль радиоактивных веществ и радиоактивных отходов (далее - РВ и РАО), в число которых входят 75 созданных в субъектах Российской Федерации региональных информационно-аналитических центров.

За 6 месяцев 2018 года инспекторами Ростехнадзора было проведено 616 проверок, в том числе плановых - 335, внеплановых - 137; в режиме постоянного государственного надзора - 144. В ходе проверок выявлено 245 нарушений состояния учета и контроля РВ и РАО, в том числе 241 нарушение норм и правил и 4 нарушения условий действия лицензий.

За отчетный период получена информация о происшествиях в учете и контроле РВ и РАО:

выявлено 3 аномалии в учете и контроле РВ (расхождение фактических и учетных данных);

выявлена недостача РВ;

обнаружено 4 радиационных источника, из которых один бесхозяйный радиоактивный источник; 3 неучтенных источника ионизирующего излучения на территории поднадзорных организаций.

В первом полугодии 2018 года Ростехнадзор осуществлял надзор за физической защитой на 54 ядерных объектах.

За 6 месяцев 2018 года на поднадзорных ядерных объектах (атомных станциях, предприятиях ядерного топливного цикла, научно-исследовательских и экспериментальных реакторах, на судах с ядерными энергетическими установками и атомно-технологического обслуживания) проведена 181 проверка, в том числе плановых - 9, внеплановых - 6 и проверок выполнения требований к физической защите в рамках постоянного государственного надзора - 166.

В результате проверок выявлено 156 нарушений обязательных требований и условий действия лицензий.

Несанкционированных действий в отношении ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения не выявлено.

В первом полугодии 2018 года Ростехнадзор осуществлял надзор за физической защитой на 1946 радиационно-опасных объектах.

За 6 месяцев 2018 года на поднадзорных радиационно-опасных объектах проведены 563 проверки, из них плановых - 314, внеплановых - 131, проверок выполнения требований по физической защите в режиме постоянного государственного надзора - 118.

В ходе проверок выявлено и предписано к устранению 89 нарушений обязательных требований.

Несанкционированных действий в отношении радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения не зафиксировано.

Типовые (характерные) нарушения правил учета и контроля ядерных материалов в организациях:

отсутствуют приказы о назначении лиц, ответственных за организацию и осуществление учета и контроля ЯМ, за организацию измерений ЯМ в целях их учета и контроля (нарушение пунктов 31, 42 Федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Основные правила учета и контроля ядерных материалов" НП-030-12, утвержденных приказом Ростехнадзора от 17 апреля 2018 года № 255 (далее - НП-030-12). Нарушения данных пунктов составляют около 43 % от общего количества нарушений;

в программе измерений ядерных материалов не приводятся формы, не указываются сроки составления документов, в которых регистрируются результаты измерений (нарушение п. 37 НП-030-12). Нарушения данного пункта составляют около 21 % от общего количества нарушений;

применяются пломбы, не удовлетворяющие национальным стандартам в промежутках между инвентаризациями ЯМ, не проводится выборочный контроль установленных пломб в ЗБМ, результаты контроля документально не регистрируются, (нарушение пунктов 33, 34 НП-030-12). Нарушения данных пунктов составляют около 11 % от общего количества нарушений.

Типовые (характерные) нарушения правил учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организациях:

не разработано положение по учёту и контролю РВ и РАО, не разработана инструкция по учету и контролю РВ и РАО для каждого структурного подразделения, осуществляющего деятельность с РВ и РАО, не назначены ответственные за учет и контроль РВ и РАО (нарушены пункты 12, 15, 17 Федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации" (НП-067-16), утвержденных приказом Ростехнадзора от 28 ноября 2016 года № 503 (далее - НП-067-16). Нарушения данных пунктов составляют около 44% от общего количества нарушений;

не проверяется состояние и целостность пломб чаще, чем частота инвентаризаций, с регистрацией таких проверок в журнале, не разработана программа применения пломб (нарушение пунктов 27, 28 НП-067-16). Нарушения данных пунктов составляют около 11 % от общего количества нарушений;

не организовано обучение и проверка знаний должностных лиц, ответственных за учет и контроль РВ и РАО, руководящий персонал не имеет разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии (нарушены пункты 83, 85 НП-067-16). Нарушения данных пунктов составляют около 11% от общего количества нарушений;

Типовые (характерные) нарушения обязательных требований в сфере надзора за физической защитой на ядерных объектах:

на отдельных участках охраняемых зон (защищенных и внутренних) отсутствуют некоторые из обязательных средств охранной сигнализации, тревожно-вызывной сигнализации, системы оптико-электронного наблюдения или технические средства смонтированы таким образом, что не выполняют свою задачу по предназначению (нарушение пунктов 63 - 90 Федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Требования к системам физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов" (НП-083-15), утвержденных приказом Ростехнадзора от 8 сентября 2015 года № 343 (далее - НП-083-15). Нарушения данных пунктов составляют около 42 % от общего количества нарушений;

оборудование контрольно-пропускных пунктов для прохода людей и проезда транспортных средств не в полной мере обеспечивает контроль разрешенного прохода (проезда) персонала объекта и транспортных средств и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) запрещенных предметов (нарушение пунктов 109 - 112 НП-083-15). Нарушения данных пунктов составляют около 19 % от общего количества нарушений;

отсутствуют или требуют корректировки отдельные документы по организационным мероприятиям (нарушение пункта 46 НП-083-15). Нарушения данного пункта составляют около 8 % от общего количества нарушений;

система оперативной связи и оповещения (включая проводную и радиосвязь) на местах несения службы объекта частично отсутствует (нарушение пунктов 80 - 83 НП-083-15). Нарушения данных пунктов составляют около 6 % от общего количества нарушений;

подготовка и допуск к эксплуатации инженерно-технических сооружений физической защиты персонала, периодичность проверки знаний ими правил эксплуатации и безопасности осуществляются с нарушениями требований норм и правил (нарушение пунктов 98 - 105 НП-083-15). Нарушения данных пунктов составляют около 4% от общего количества нарушений;

планирование технической эксплуатации инженерно-технических сооружений физической защиты, проверка их функционирования, технического обслуживания и ремонта осуществляются с нарушениями требований технических регламентов (нарушение пунктов 91 - 97 НП-083-15). Нарушения данных пунктов составляют около 3 % от общего количества нарушений.

Типовые (характерные) нарушения обязательных требований в сфере надзора за физической защитой на радиационно-опасных объектах:

отсутствуют или требуют корректировки отдельные документы, определяющие организацию физической защиты (нарушены положения приложения № 3 Федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Правила физической защиты радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения" (НП-034-15), утвержденных приказом Ростехнадзора от 21 июля 2015 года № 280 (далее - НП-034-15). Нарушения данного приложения составляют около 53% от общего количества нарушений;

не разработана модель нарушителей или не согласована в установленном порядке (нарушен пункт 6 НП-034-15). Нарушения данного пункта составляют около 15% от общего количества нарушений;

не установлен уровень физической защиты или установленный уровень физической защиты не соответствует требованиям (нарушен п. 20 НП-034-15). Нарушения данного пункта составляют около 10 % от общего количества нарушений;

не определены лица, ответственные за физическую защиту в организации и на радиационном объекте, а также не назначаются лица, ответственные за физическую защиту на период отсутствия основных должностных лиц по уважительным причинам (нарушен пункт 1.1 приложения № 2 к НП-034-15). Нарушения данного пункта составляют около 7 % от общего количества нарушений;

персонал физической защиты несвоевременно проходит обучение (нарушен п. 3.1 приложения № 2 к НП-034-15). Нарушения данного пункта составляют около 6 % от общего числа нарушений.

В первом полугодии 2018 года по результатам проверок за нарушения в области физической защиты, учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов наложено 23 административных штрафа на общую сумму 2 395 тыс. рублей.

Основными причинами выявленных нарушений в рамках систем физической защиты на ядерных и радиационно-опасных объектах, государственного учёта и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов являются:

недостаточный административный контроль со стороны должностных лиц организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, по соблюдению обязательных требований и условий действия лицензий;

недостаточный уровень подготовки и повышения квалификации персонала поднадзорных организаций;

длительная и усложненная процедура проведения тендеров на модернизацию и совершенствование систем физической защиты поднадзорных организаций, а также отсутствие финансовых ресурсов у некоторых из них.

Государственный надзор за проектированием, конструированием и изготовлением оборудования для объектов использования атомной энергии

В течение 6 месяцев 2018 года под надзором МТУ ЯРБ состояли 1268 (1546) организаций, оказывающих услуги эксплуатирующим организациям при проектировании, конструировании и изготовлении оборудования для объектов использования атомной энергии.

За 6 месяцев 2018 года проведено 213 (258) проверок, из них плановых - 89 (111), внеплановых - 124 (136).

В ходе проверок выявлено и предписано к устранению 171 (99) нарушение требований Федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и условий действия лицензий.

По результатам проверок за нарушение требований Федеральных норм и правил наложено административных штрафов на сумму 90 (400) тыс. рублей, все на должностных лиц, выдано 7 (0) предостережений.

За административные нарушения, предусмотренные ч. 17 статьи 19.5 КоАП Российской Федерации привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа одно должностное лицо (сумма наложенного штрафа составила 30 тыс. рублей).

За административные нарушения, предусмотренные ч. 2, 3, 4 статьи 14.1 КоАП Российской Федерации, привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа одно должностное лицо (сумма наложенного штрафа составила 40 тыс. рублей).

За административные нарушения, предусмотренные ч. 1 статьи 9.6 КоАП Российской Федерации привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа одно должностное лицо (сумма наложенного штрафа составила 20 тыс. рублей).

По заявлениям организаций приостановлено действие 7 (2) лицензий, принято решений о прекращении действия 6 лицензий.

Основными причинами допущенных нарушений организациями, осуществляющими деятельность по проектированию, конструированию и изготовлению оборудования, являются:

недостаточная требовательность руководства организаций к работникам, ответственным за соблюдение обязательных требований Федеральных норм и правил и условий действия лицензий;

недостаточная исполнительская дисциплина должностных лиц поднадзорных организаций;

отсутствие полного анализа работниками требований нормативной документации и условий действия лицензий на право изготовления оборудования для объектов использования атомной энергии;

несоответствие конструкторских и технологических решений требованиям нормативных документов;

численность и квалификация персонала находятся на уровне, недостаточном для осуществления деятельности по проектированию, конструированию и изготовлению оборудования;

недостаточное знание исполнителями и руководителями требований Федеральных и ведомственных нормативных документов;

недостаточный контроль за выполнением требований Федеральных норм и правил и условий действия лицензии со стороны руководства предприятий.

Федеральный государственный строительный надзор на объектах использования атомной энергии

Государственная функция по осуществлению государственного строительного надзора при строительстве и реконструкции объектов использования атомной энергии в соответствии с приказом Ростехнадзора от 6 июля 2014 года № 247 "Об организации федерального государственного строительного надзора Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору при строительстве и реконструкции объектов использования атомной энергии" осуществляется комплексными рабочими группами (далее - КРГ), назначаемыми приказами руководителей МТУ ЯРБ, с включением в состав КРГ представителей других территориальных органов Ростехнадзора.

Проверки строящихся и реконструируемых объектов использования атомной энергии центральным аппаратом Ростехнадзора проводятся МТУ ЯРБ.

Анализ результатов проверок, проведенных за 6 месяцев 2018 года показал следующее:

количество поднадзорных объектов капитального строительства на объектах использования атомной энергии составляет 41 (45), из них 29 (33) - объектов строительства и 12 (12) - объектов реконструкции;

всего проведено 76 (48) проверок, в том числе на основании извещений об устранении нарушений и в связи с истечением срока исполнения ранее выданных предписаний - 38 (10).

По результатам проверок выявлено 562 (661) нарушения, в том числе 162 нарушения требований проектной документации, 112 нарушений требований технических регламентов, 114 нарушений установленного порядка строительства, 83 нарушения требований к ведению исполнительной документации, 21 (32) нарушение санитарно-эпидемиологических требований, 70 (20) нарушений требований пожарной безопасности.

Выдано 50 (44) предписаний на устранение выявленных недостатков.

Наложено 52 (43) административных штрафа, в том числе на юридических лиц - 8 (11), на должностных лиц - 44 (32). Общая сумма наложенных штрафов составила 2 265 (2 754) тыс. рублей.

Сумма взысканных в первом полугодии 2018 года административных штрафов составила 2 190 тыс. рублей.

По итогам осуществления федерального государственного строительного надзора в отношении объектов использования атомной энергии и на основании результатов проверок законченных строительством объектов в первом полугодии 2018 года выдано 3 (3) заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Извещения об аварийных ситуациях при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства в МТУ ЯРБ не поступали.

Основными видами нарушений, выявленных при осуществлении федерального государственного строительного надзора на объектах использования атомной энергии, по-прежнему являются:

отклонение от проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы, что является нарушением требований ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.4 КоАП Российской Федерации;

нарушения технологии строительства, что является нарушением требований части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.4 КоАП Российской Федерации;

нарушения организационного порядка строительства, что является нарушением требований ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.4 КоАП Российской Федерации;

нарушения требований при ведении исполнительной документации (журналы работ, акты освидетельствования скрытых работ и т.д.), что является нарушением требований части 4 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.4 КоАП Российской Федерации.

Основной причиной выявленных нарушений является недостаточный уровень осуществления строительного контроля со стороны должностных лиц, осуществляющих строительство на объекте, что является нарушением требований части 4 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.4 КоАП Российской Федерации.

Нормативные правовые акты в области использования атомной энергии, принятые за 6 месяцев 2018 года

В первом полугодии 2018 года в области безопасности атомных станций и исследовательских ядерных установок в установленном порядке разработаны и приняты следующие нормативно-правовые акты:

Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Основные требования к продлению срока эксплуатации блока атомной станции" НП-017-18 (приказ Ростехнадзора от 5 апреля 2018 года № 162, зарегистрирован в Минюсте России 4 мая 2018 года, рег. № 50977);

Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Правила оценки соответствия продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии" (НП-071-18) (приказ Ростехнадзора от 6 февраля 2018 года № 52, зарегистрирован в Минюсте России 7 марта 2018 года, рег. № 50282).

Подготовлены и утверждены 17 стандартов, ссылки на которые содержатся в НП-071-18;

Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов, применяемых на объектах использования атомной энергии" (НП-043-18) (приказ Ростехнадзора от 2 марта 2018 года № 92, зарегистрирован в Минюсте России 2 апреля 2018 года, рег. № 50582);

Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, для объектов использования атомной энергии" (НП-044-18) (приказ Ростехнадзора от 2 марта 2018 № 93, зарегистрирован в Минюсте России 2 апреля 2018 года, рег. № 50584);

Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Правила устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды для объектов использования атомной энергии" (НП-045-18) (приказ Ростехнадзора от 2 марта 2018 года № 94, зарегистрирован в Минюсте России 2 апреля 2018 года, рег. № 50583);

Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Правила устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов для объектов использования атомной энергии" (НП-046-18) (приказ Ростехнадзора от 19 марта 2018 года № 113, зарегистрирован в Минюсте России 11 апреля 2018 года, рег. № 50707);

Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "О признании частично утратившим силу постановления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 сентября 2006 года № 4 "Об утверждении и введении в действие Федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Правила оценки соответствия оборудования, комплектующих, материалов и полуфабрикатов, поставляемых на объекты использования атомной энергии" (приказ Ростехнадзора от 16 марта 2018 года № 111);

Руководство по безопасности "Мониторинг радиационной нагрузки и определение радиационного ресурса оборудования ВВЭР" (приказ Ростехнадзора от 1 июня 2018 года № 239);

Руководство по безопасности "Самооценка эксплуатирующей организации текущего состояния ядерной и радиационной безопасности по результатам анализа нарушений в работе исследовательских ядерных установок" (приказ Ростехнадзора от 4 июня 2018 года № 245);

Руководство по безопасности "Рекомендации по организации и проведению административного контроля состояния учета и контроля ядерных материалов" (приказ Ростехнадзора от 28 апреля 2018 года № 194).

Внесены изменения в федеральные нормы и привила в области использования атомной энергии:

"Правила оценки соответствия продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также процессов её проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения" (приказ Ростехнадзора от 5 апреля 2018 года № 163, зарегистрирован в Минюсте России от 7 мая 2018 года, рег. № 50991).

Изданы приказы Ростехнадзора:

приказ Ростехнадзора от 21 февраля 2018 года № 76 "О внесении изменений в План мероприятий Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 15 июня 2016 года № 544 "Об особенностях оценки соответствия продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также процессов её проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения", утвержденный приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20 сентября 2016 года № 392" в части переноса сроков исполнения мероприятий по пункту 3.5 на 31 марта 2018 года и исключения мероприятий, предусмотренных пунктами 3.3, 3.4;

приказ Ростехнадзора от 8 мая 2018 года № 201 "О признании утратившими силу отдельных актов Федерального службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и не подлежащим применению постановления Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности от 24 ноября 1999 года № 3", которым признаны утратившими силу руководства по безопасности: "Положение о структуре и содержании отчета по обоснованию безопасности вывода из эксплуатации исследовательской ядерной установки", "Положение о структуре и содержании Принципиальной программы вывода из эксплуатации исследовательской ядерной установки" и "Обеспечение безопасности при обращении с радиоактивными отходами исследовательских ядерных установок";

приказ Ростехнадзора от 25 мая 2018 года № 227 "О признании не подлежащими применению отдельных положений Федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Трубопроводная арматура для атомных станций. Общие технические требования", утвержденных постановлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 30 декабря 2005 года № 25".

Проблемы, выявленные по результатам анализа правоприменительной практики МТУ ЯРБ за 6 месяцев 2018 года:

1. В связи с вводом в действие НП-038-16 "Общие положения обеспечения безопасности радиационных источников" (приказ Ростехнадзора от 28 сентября 2016 года № 405) и отменой НП-038-11 "Общие положения обеспечения безопасности радиационных источников" (приказ Ростехнадзора от 5 марта 2011 года № 104) в настоящее время отсутствуют требования по радиационной и технической безопасности, применимые к стационарным хранилищам радиоактивных веществ (РВ) и радиоактивных отходов (РАО), в том числе требования к классификации систем и элементов стационарных хранилищ РВ и РАО.

Пункт 1.5 НП-038-11 распространял действие данных правил также на пункты хранения в части требований, не определенных другими Федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, распространяющимися на эти объекты, а требования НП-038-16 не распространяются на стационарные пункты хранилища РВ и РАО.

С целью стандартизации требований при осуществлении государственного надзора, а также исключения возможности установления излишних требований для организаций, эксплуатирующих стационарные хранилища РВ и РАО, существует необходимость в разработке Федеральных норм и правил, определяющих требования по радиационной и технической безопасности к стационарным хранилищам РВ и РАО.

2. В соответствии с пунктом 1.3 НП-024-2000 "Требования к обоснованию возможности продления назначенного срока эксплуатации объектов использования атомной энергии" с изменениями (утверждены постановлением Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности 28 декабря 2000 года № 16) распространяются на все действующие объекты использования атомной энергии (ОИАЭ), кроме блоков атомных электрических станций и ОИАЭ военного назначения. Таким образом, применять данный документ при осуществлении государственного надзора за войсковыми частями нельзя. Основная масса войсковых частей эксплуатирует измерители мощности дозы в оборонных целях типа ДП-5, ПКУЗ, ИМД, у которых давно истек назначенный срок эксплуатации.

Требования НП-024-2000 установлены только для эксплуатирующих организаций, а организации, осуществляющие деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности, в силу требований статьи 36.1 Федерального закона от 21 ноября 1995 года № 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (далее - Федеральный закон № 170-ФЗ) не признаются эксплуатирующими организациями.

Таким образом, НП-024-2000 невозможно применять в отношении организаций, осуществляющих деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности.

Кроме этого, органы управления использованием атомной энергии: Минздрав России, Минпромторг России, Роснедра отказывают эксплуатирующим организациям в утверждении решений о продлении назначенного срока эксплуатации радиационных источников в соответствии с требованиями НП-024-2000. Свой отказ органы управления мотивируют тем, что НП-024-2000 не прошли регистрацию в Минюсте России, поэтому согласно Правилам подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года № 1009) положения НП-024-2000 применяться не могут.

С учетом изложенного, назрела острая необходимость в переработке НП-024-2000.

3. В соответствии со статьей 36.1 Федерального закона от 21 ноября 1995 года № 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" организации, осуществляющие деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности, подлежат регистрации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

При выявлении таких организаций, в случае отказа ими от регистрации, применить к ним меры административного воздействия невозможно, поскольку имеющаяся в КоАП Российской Федерации статья 14.1 "Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна)" не распространяется на документ о регистрации организации, эксплуатирующей радиационные источники, содержащие в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности.

4. В соответствии с требованиями пункта 10 Правил регистрации организаций, осуществляющих деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности (далее - Правила регистрации), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2012 года № 1184, регистрирующий орган в течение 30 дней со дня поступления уведомления проводит проверку полноты сведений, содержащихся в уведомлении, и принимает решение о регистрации организации либо об отказе в ее регистрации.

Регистрирующий орган в течение 30 дней со дня поступления уведомления должен организовать проведение внеплановой проверки заявителя, получить и оценить результаты проверки, подготовить и принять в установленном порядке решение о регистрации организации либо об отказе в ее регистрации. Практика показывает, что для надлежащего проведения указанных процедур срок 30 дней является крайне сжатым. При разбросанности объектов по различным территориям, фактических сроках, затрачиваемых почтой России на пересылку почтой материалов, связанных с организацией проверки, и материалов, оформленных по результатам проверки, соблюдение 30 дневного срока затруднительно.

Для решения проблемы необходимо внести изменения в пункт 10 Правил регистрации с целью увеличения срока проверки полноты сведений до 45 рабочих дней.

5. В настоящее время отсутствуют нормативные документы, регламентирующие порядок подготовки и проведения проверки знаний нормативных документов по безопасности в области использования атомной энергии у руководителей и специалистов поднадзорных предприятий, осуществляющих деятельность по проектированию объектов использования атомной энергии (ОИАЭ), конструированию и изготовлению оборудования для ОИАЭ.

В связи с этим процесс подготовки специалистов и оценка уровня знаний нормативных документов по безопасности на ОИАЭ оказались неподконтрольными надзору и на большинстве предприятий проводятся формально, что отрицательно сказывается на обеспечении качества при разработке и изготовлении оборудования.

6. В соответствии со статьей 5 Федерального закона № 170-ФЗ радиоактивные отходы и радиоактивные вещества могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности или в собственности юридических лиц.

В последнее время появляются сведения о появлении радиоактивных веществ (труб, загрязненных природными радионуклидами), которые находятся в собственности индивидуальных предпринимателей. При этом содержание радионуклидов в данных материалах позволяет отнести их к категории очень низкоактивных радиоактивных отходов. В соответствии со статьей 23 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Такая ситуация приводит к невозможности передачи таких материалов в специализированную организацию по обращению с радиоактивными отходами или национальному оператору по обращению с радиоактивными отходами и обеспечить безопасное обращение с ними.

7. Действующими нормативными документами не регламентировано участие представителей Ростехнадзора в приемочных испытаниях опытных образцов оборудования для ОИАЭ.

В соответствии с Решением от 25 июня 2007 года № 06-4421, утвержденным руководителями Ростехнадзора и ГК "Росатом", предусмотрено участие надзорного органа в испытаниях оборудования для атомных станций.

Учитывая чрезвычайную важность приемочных испытаний, подтверждающих технические характеристики оборудования, представляется необходимым и целесообразным разработать нормативный правовой акт, регламентирующий участие представителей Ростехнадзора в приемочных испытаниях оборудования для ОИАЭ.