ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПРИКАЗ
Москва Об утверждении федеральных норм и правил в области
использования В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4552; 1997, № 7, ст. 808; 2001, № 29, ст. 2949; 2002, № 1, ст. 2; № 13, ст. 1180; 2003, № 46, ст. 4436; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 52, ст. 5498; 2007, № 7, ст. 834; № 49, ст. 6079; 2008, № 29, ст. 3418; № 30, ст. 3616; 2009, № 1, ст. 17; № 52, ст. 6450; 2011, № 29, ст. 4281; № 30, ст. 4590, ст. 4596; № 45, ст. 6333; № 48, ст. 6732; № 49, ст. 7025; 2012, № 26, ст. 3446; 2013, № 27, ст. 3451; 2016, № 14, ст. 1904; № 15, ст. 2066; № 27, ст. 4289), подпунктом 5.2.2.1 пункта 5 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 32, ст. 3348; 2006, № 5, ст. 544; № 23, ст. 2527; № 52, ст. 5587; 2008, № 22, ст. 2581; № 46, ст. 5337; 2009, № 6, ст. 738; № 33, ст. 4081; № 49, ст. 5976; 2010, № 9, ст. 960; № 26, ст. 3350; № 38, ст. 4835; 2011, № 6, ст. 888; № 14, ст. 1935; № 41, ст. 5750; № 50, ст. 7385; 2012, № 29, ст. 4123; № 42, ст. 5726; 2013, № 12, ст. 1343; № 45, ст. 5822; 2014, № 2, ст. 108; № 35, ст. 4773; 2015, № 2, ст. 491; № 4, ст. 661; 2016, № 28, ст. 4741; № 48, ст. 6789; 2017, № 12, ст. 1729; № 26, ст. 3847), приказываю: Утвердить прилагаемые федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Требования к планированию мероприятий по действиям и защите персонала при ядерных и радиационных авариях на судах и других плавсредствах с ядерными реакторами» (НП-079-18).
СОДЕРЖАНИЕ
Федеральные нормы и правила (НП-079-18) I. Назначение и область применения1. Настоящие федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Требования к планированию мероприятий по действиям и защите персонала при ядерных и радиационных авариях на судах и других плавсредствах с ядерными реакторами» (НП-079-18) (далее - Федеральные нормы и правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии», Положением о разработке и утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. № 1511 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 49, ст. 5600; 2012, № 51, ст. 7203). 2. Настоящие Федеральные нормы и правила устанавливают требования к планированию мероприятий по действиям и защите персонала судов в случае возникновения ядерной и (или) радиационной аварии; к содержанию плана мероприятий по действиям и защите персонала в случае ядерной и (или) радиационной аварий на судах и других плавсредствах с ядерными реакторами (далее - План мероприятий) при их строительстве и вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации, а также критерии и порядок объявления состояний «Аварийная готовность» и «Аварийная обстановка». 3. Требования настоящих Федеральных норм и правил распространяются на строящиеся, эксплуатируемые и выводимые из эксплуатации суда и другие плавсредства с ядерными реакторами, включая плавучие энергоблоки (далее - суда). 4. Перечень сокращений приведен в приложении № 1, термины и определения - в приложении № 2 к настоящим Федеральным нормам и правилам. II. Общие положения5. Планирование и обеспечение готовности к действиям по защите персонала в случае возникновения ядерной и (или) радиационной аварии на судне должно осуществляться: судостроительной и головной конструкторской организациями - на этапах строительства и ввода в эксплуатацию судна; командным составом судна и ЭО - на этапах эксплуатации и вывода из эксплуатации судна. 6. Для судов одного проекта ЭО совместно с головной конструкторской организацией должна разработать типовой План мероприятий. 7. На основании типового Плана мероприятий и настоящих Федеральных норм и правил на каждом судне должен быть разработан План мероприятий с учетом специфики судна и условий его эксплуатации. План мероприятий должен согласовываться с ЭО и утверждаться капитаном судна. 8. Для судна должны быть разработаны: План мероприятий; расписания (инструкции) по действиям персонала при авариях. 9. План мероприятий должен разрабатываться на основе результатов анализа проектных и запроектных аварий, оценки вероятных путей их протекания, анализа последствий аварий, в том числе на основе результатов, характеризующих наихудшие радиационные последствия, полученные при проектировании, и учитывать опыт эксплуатации судов. 10. На этапе строительства судов судостроительной организацией должна быть обеспечена возможность передачи участникам аварийного реагирования данных о состоянии судна и ЯЭУ, о радиационной обстановке на судне. На этапах эксплуатации и вывода из эксплуатации судов передача данных о состоянии судна и ЯЭУ, о радиационной обстановке на судне, в акватории и на территории береговой площадки должна выполняться ЭО в режиме реального времени. 11. ЭО должна контролировать поддержание в актуализированном состоянии и пересмотр Плана мероприятий в соответствии с фактическим состоянием судна. 12. На судне должно быть назначено должностное лицо, ответственное за обновление и пересмотр Плана мероприятий, обеспечение его постоянного соответствия выполняемым судном задачам, составу персонала. 13. План мероприятий следует пересматривать не реже одного раза в пять лет. Основаниями для пересмотра Плана мероприятий являются: вступление в силу законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих аварийное реагирование (или его планирование) на радиационно опасные ситуации, возможные на судах, а также внесение изменений в указанные акты; изменения в практике использования судна или в системе оповещения; модернизация ЯЭУ и судна. 14. План мероприятий должен содержать разделы: Общие положения; Мероприятия по действиям и защите персонала в случае аварии при нахождении судна в море; Мероприятия по действиям и защите персонала в случае аварии при нахождении судна в порту; Мероприятия по действиям и защите персонала в случае аварии при нахождении судна в доке; Мероприятия по действиям и защите персонала в случае аварии при буксировке судна; Мероприятия по действиям и защите персонала в случае аварии при нахождении судна в составе ПАС. 15. В Плане мероприятий должны быть представлены сведения о должностных лицах, ответственных за общее и непосредственное руководство проведением мероприятий по планированию, обеспечению готовности к действиям и защите персонала при авариях на судне, их конкретные обязанности и порядок замещения указанных должностных лиц. 16. План мероприятий должен быть составлен с учетом положений портового аварийного плана (для случаев стоянки судна в порту). 17. Раздел Плана мероприятий по действиям и защите персонала в случае аварии при нахождении судна в составе ПАС должен быть разработан с учетом положений федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Типовое содержание плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на атомной станции» (НП-015-12), утвержденных приказом Ростехнадзора от 18 сентября 2012 г. № 518 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 февраля 2013 г., регистрационный № 27011, Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2013, № 16). 18. Раздел Плана мероприятий по действиям и защите персонала в случае аварии при буксировке судна должен учитывать особенности выбранного варианта буксировки (транспортирования). 19. При подготовке к выводу из эксплуатации судна ЭО должна обеспечить разработку Плана мероприятий, учитывающего принятый вариант вывода из эксплуатации судна. 20. При предаварийных ситуациях и авариях на ЯЭУ судна командный состав и начальники служб судна, а для ПАС - административное руководство и начальники служб ПАС должны выполнять функции координирующего органа объектового уровня единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. 21. На этапе строительства и ввода в эксплуатацию судна обязанности персонала должны выполняться сдаточной командой судостроительной организации. Решения по руководству действиями сдаточной команды при авариях должны приниматься ответственным сдатчиком - сдаточным капитаном судна. 22. Для отработки действий персонала в условиях ядерных и (или) радиационных аварий ЭО должна разрабатывать программы и методики подготовки персонала, планы проведения тренировок и учений на судне и контролировать качество их выполнения. Периодичность тренировок и учений должна устанавливаться ЭО. 23. Проведение тренировок и учений по отработке практических действий персонала в условиях ядерных и радиационных аварий, проводимых на судне в море и (или) в порту, должно фиксироваться руководителями проводимых мероприятий. 24. Для выполнения Планов мероприятий командный состав судна должен обеспечить: изучение персоналом возложенных на него обязанностей; размещение в установленных местах средств индивидуальной защиты (в том числе запасных), медицинских индивидуальных аптечек с противорадиационными препаратами и с инструкциями по их применению, дозиметров и радиометров, рабочие диапазоны которых должны соответствовать максимальным радиационным последствиям аварий; исправность основных и дублирующих технических средств систем (элементов), важных для безопасности ЯЭУ, и систем связи; учет всех лиц, находящихся на судне; определение помещений для лиц, подвергшихся радиационному воздействию; прогнозирование возможного повышенного облучения персонала, обслуживающего ЯЭУ, который может быть привлечен к выполнению аварийных работ. 25. Информация о направлении на судно аварийно-спасательных формирований, их составе и руководителях, опознавательных знаках средств доставки должна быть представлена капитану судна, административному руководству ЭО или ПАС. 26. Аварийно-спасательные формирования и аварийно-спасательные службы, прибывшие на судно, должны участвовать в ликвидации ядерной и радиационной аварий и их последствий в соответствии с порядком взаимодействия с организациями, предоставляющими помощь при чрезвычайных ситуациях, установленным Планом мероприятий. III. Требования к содержанию разделов Плана мероприятий27. В разделе «Общие положения» Плана мероприятий должна быть представлена обобщенная информация: об укомплектованности судна персоналом, обслуживающим ЯЭУ и имеющим разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии; о техническом состоянии систем и элементов, важных для безопасности, состоянии запасов рабочих сред, средств индивидуальной защиты, радиационного и дозиметрического контроля, медицинского обеспечения, соответствия анализов рабочих сред контуров ЯЭУ требованиям эксплуатационных документов; о схеме размещения на судне аварийно-спасательного имущества и средств индивидуальной защиты; о результатах проведенных плановых осмотров и ремонтов систем и элементов ЯЭУ, включая физические барьеры безопасности; об обеспечении непрерывного контроля и регистрации параметров и условий работы ЯЭУ в соответствии с требованиями эксплуатационных документов; о времени прибытия персонала на места, определенные штатным расписанием, по тревогам и по сигналу «Радиационная опасность»; о системе радиационного контроля судна, в том числе об аппаратурном обеспечении измерений концентраций радиоактивных аэрозолей и газов, а также гамма- и нейтронных излучений согласно судовой картограмме. 28. В эксплуатационные документы персоналом должны быть внесены данные о радиационной обстановке на судне, в том числе: о радиационной обстановке в помещениях контролируемой зоны и зоны свободного режима; о выполненных измерениях при нормальных условиях эксплуатации ЯЭУ, результатах расчетных оценок при проектных и запроектных авариях; о результатах прогноза последствий проектных и запроектных аварий, включая результаты расчетной оценки радиационной обстановки в случае аварии с наихудшими радиационными последствиями; о сценариях, рассмотренных в проекте ЯЭУ, радиационных авариях и об опыте эксплуатации ЯЭУ с указанием: расчетного количества поступающих радионуклидов; длительности поступления радиоактивных веществ; расчетных уровней радиоактивного загрязнения поверхностей помещений; оценки индивидуальных эффективных (эквивалентных) доз облучения персонала; оценки количества пострадавших, которым потребуется медицинская помощь; об оценке вариаций радиационной обстановки на судне и в акватории в зависимости от погодных условий. 29. Раздел «Мероприятия по действиям и защите персонала в случае аварии при нахождении судна в море» Плана мероприятий должен содержать информацию: о порядке определения составом судовой вахты аварийного состояния ЯЭУ и возможных радиационных последствиях; о схеме докладов судовой вахты о нарушениях пределов и условий безопасной эксплуатации ЯЭУ; о действиях персонала по восстановлению нормальной эксплуатации ЯЭУ, определению возможных причин, характера и места аварии; о списке должностных лиц экипажа судна, имеющих право отдавать распоряжение о подаче на судне сигнала «Радиационная опасность»; о порядке оповещения персонала; о списке должностных лиц, имеющих право отдавать распоряжение оповещать организации, а также о списке лиц, ответственных за оповещение и контроль выполнения оповещения; о списке оповещаемых организаций и схеме их оповещения с указанием номеров абонентов и видов связи, по которым должно производиться оповещение, а также способов подтверждения приема переданных сообщений; об осуществлении средствами связи (основными и резервными) экстренного оповещения организаций и устойчивой связи с судном; о поднимаемых на судне сигналах, предусмотренных Международным сводом сигналов. Информация, представляемая в сообщении об аварии на ЯЭУ судна, должна быть достаточной для оценки состояния ЯЭУ судна и количества пострадавших (при их наличии). 30. Планируемые мероприятия по защите персонала должны предусматривать: организацию и техническое обеспечение мониторинга радиационной обстановки на судне; определение загрязненных помещений и количества находящегося в них персонала, поддержание его жизнедеятельности и эвакуацию; организацию планирования повышенного облучения персонала, занятого выполнением мероприятий по ликвидации последствий аварии (в соответствии с санитарными правилами и нормативами СанПиН 2.6.1.2523-09 «Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 7 июля 2009 г. № 47 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 14 августа 2009 г., регистрационный № 14534, Российская газета, 2009, № 171/1) (далее - Нормы радиационной безопасности); порядок применения препаратов индивидуальных противорадиационных аптечек; порядок сбора, определения экипировки и подготовки участников аварийной партии для общей и радиационной разведки и выполнения аварийных работ в зоне аварии; организацию эвакуации и маршруты вывода участников аварийной партии из зоны аварии; организацию радиационного обследования участников аварийной партии, эвакуированных из зоны аварии; порядок контроля и учета индивидуальных доз облучения участников аварийной партии, привлекаемых к работам по локализации и ликвидации последствий аварии; порядок использования средств индивидуальной защиты и личной гигиены; контроль загрязнения средств индивидуальной защиты, одежды и кожных покровов в местах выхода из зоны аварии, а также сбора загрязненных средств защиты и одежды, их безопасного временного хранения; оценку экспресс-методами количества радионуклидов, поступивших внутрь организма участников аварийной партии, подвергшихся радиационному воздействию, выявление лиц, подлежащих дополнительному обследованию биофизическими методами и спектрометрией; организацию проведения санитарной обработки участников аварийной партии, места и порядок ее проведения. 31. В разделе необходимо указывать: способы обеспечения безопасности судна при потере (ограничении) хода из-за аварии на ЯЭУ; условия, при которых необходимо продолжение работы с нарушением пределов и условий безопасной эксплуатации ЯЭУ в целях обеспечения безопасности судна в зависимости от конкретной ситуации; способы обеспечения сохранения управляемости судна при использовании резервных и аварийных средств движения и оценки времени работы резервных и аварийных энергоисточников по запасам органического топлива; оценки энергопотребностей общесудовых систем (элементов) безопасности, в том числе водоотливных средств, обитаемости и поддержания жизнедеятельности персонала. 32. В разделе необходимо указывать способы оценки состояния физических барьеров, в том числе: прямые и косвенные способы оценки состояния физических барьеров; способы обнаружения нарушений целостности физических барьеров и их локализации; способы оценки состояния систем (элементов) безопасности, сохранения и поддержания эффективности физических барьеров. 33. В разделе следует определить порядок действий аварийных партий, в том числе: состав групп разведки радиационной и общей обстановки в зоне аварии, их оснащение; порядок инструктажа, постановки задач по спасению персонала, осмотра фактического состояния систем и элементов РУ, подготовки и ввода в действие систем и элементов РУ, замеров параметров радиационной обстановки, порядок входа в зону аварии для выполнения заданий, пребывания в ней и выхода из зоны аварии; порядок формирования спасательных групп, групп разведки радиационной и общей обстановки и санитарной группы из аварийной партии для оказания медицинской помощи персоналу, эвакуированному из зоны аварии; порядок санитарной обработки и дезактивации членов спасательных групп, выведенных из зоны аварии; порядок обработки и обобщения результатов осмотра зоны аварии, фактических замеров характеристик радиационной обстановки в зоне аварии, полученных группами разведки радиационной и общей обстановки для представления информации в центральный пост управления. 34. В разделе необходимо указывать: информацию о местах расположения медицинских постов оказания помощи; комплектацию пунктов медицинской помощи имуществом, медицинскими средствами, препаратами, в том числе индивидуальными противорадиационными аптечками, препаратами стабильного йода, другими противорадиационными препаратами; порядок проведения йодной профилактики и применения противорадиационных препаратов; порядок оказания первой медицинской помощи пострадавшим и проведения дальнейшего обследования (при необходимости); порядок эвакуации пострадавших (при их наличии); порядок госпитализации персонала, пострадавшего при аварии; порядок направления на медицинское освидетельствование персонала, получившего индивидуальную дозу облучения, превышающую в 5 раз предел дозы, установленной Нормами радиационной безопасности; порядок предоставления информации о результатах медицинского обследования персонала и оказании медицинской помощи ЭО, руководителям организаций, с которыми осуществляется взаимодействие при проведении аварийных работ; порядок проведения проверок продуктов питания и питьевой воды. 35. В разделе следует привести: способы оценки технического состояния ЯЭУ с нарушенными пределами и условиями безопасной эксплуатации; уточненные данные о результатах разведки радиационной и общей обстановки в зоне аварии; техническое состояние систем и элементов ЯЭУ, в том числе: физических барьеров безопасности; систем и элементов ЯЭУ, важных для безопасности; анализ состояния запасов технологических сред. 36. В разделе необходимо представлять оценку возможности: проведения частичной дезактивации помещений и оборудования для периодического обслуживания систем и элементов ЯЭУ; эксплуатации систем и элементов ЯЭУ после устранения причин аварии, восстановления пределов и условий нормальной эксплуатации, в том числе путем уменьшения резервирования и снижения уровней мощности работы ЯЭУ. 37. В разделе «Мероприятия по действиям и защите персонала в случае аварии при нахождении судна в порту» в дополнение к положениям, указанным в разделе «Мероприятия по действиям и защите персонала в случае аварии при нахождении судна в море» Плана мероприятий, необходимо указывать: порядок использования средств связи и системы оповещения (соединение судна с телефонной сетью общего пользования, с портовым телефонным коммутатором, с прямой линией связи с администрацией порта, применение радиотелефонных средств); необходимость нахождения на борту капитана судна или лица, его замещающего, и установленного количества персонала для проведения аварийных мероприятий в случае аварии; состав аварийных партий, места их сбора и оснащение; оценку радиационной обстановки на судне и на прилегающей территории порта, обеспечение радиационного контроля при ухудшении радиационной обстановки; маршруты эвакуации персонала, не участвующего в противоаварийных мероприятиях, а также других лиц, временно находящихся на судне; перечень мероприятий по радиационному контролю и оказанию медицинской помощи персоналу и работникам порта, подвергшимся радиационному воздействию, мероприятия по их санитарной обработке; порядок использования береговых средств пожаротушения и проведения других противоаварийных мероприятий, включая подачу электроэнергии с берега; порядок предоставления информации о пожаре на борту судна портовым пожарным командам, о принятии совместных с портовыми пожарными командами противопожарных мер и уведомлении о радиационной опасности работников портовых пожарных команд, участвующих в ликвидации пожара (при его возникновении); перечень мероприятий по охране судна (с учетом местных условий), исключающих возможность неконтролируемого доступа на судно посторонних лиц; перечень технических и организационных мер по защите судна от внешних воздействий. 38. В Плане мероприятий должны быть учтены требования, определенные администрацией порта, к организации оповещения об аварии на ЯЭУ судна, взаимодействию с аварийной партией порта, а также буксировке судна с аварийной ЯЭУ на удаленную якорную стоянку (при необходимости). Взаимодействие работников порта с судном с аварийной ЯЭУ, привлечение организаций к ликвидации радиационных аварий осуществляется в соответствии с портовым аварийным планом. 39. Схема оповещения администрации порта о ядерной и (или) радиационной аварии на судне должна быть согласована с администрацией порта. 40. Состояние ЯЭУ судна в порту должно соответствовать требованиям санитарных правил СП 2.6.1.01-04 «Обеспечение радиационной безопасности портов Российской Федерации при заходе и стоянке в них атомных судов, судов атомно-технологического обслуживания и плавучих энергоблоков атомных теплоэлектростанций (СПРБП-04)», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 11 февраля 2004 г. № 5 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 4 марта 2004 г., регистрационный № 5607, Российская газета, 2004, № 78). 41. В разделе «Мероприятия по действиям и защите персонала в случае аварии при нахождении судна в доке» в дополнение к положениям, указанным в разделах «Мероприятия по действиям и защите персонала в случае аварии при нахождении судна в море» и «Мероприятия по действиям и защите персонала в случае аварии при нахождении судна в порту» Плана мероприятий, необходимо указывать: порядок использования средств связи между судном и доком; соответствие значений остаточных тепловыделений активных зон реакторов значениям, определенным эксплуатационными документами ЯЭУ; способы и возможность подачи охлаждающей воды в контуры теплоотвода ЯЭУ судна для обеспечения отвода остаточных тепловыделений ЯЭУ при аварии на доке; средства, способы и периодичность радиационного контроля на стапель-палубе в районе реакторных отсеков; порядок взаимодействия аварийных партий судна и дока; способы и порядок эвакуации персонала, не участвующего в ликвидации аварии на судне; перечень организационно-технических мероприятий по поддержанию судна на плаву в случае аварийного затопления дока. 42. В разделе «Мероприятия по действиям и защите персонала в случае аварии при буксировке судна» дополнительно к положениям, указанным в разделе «Мероприятия по действиям и защите персонала в случае аварии при нахождении судна в море» Плана мероприятий, необходимо указывать: порядок использования средств связи между буксируемым судном и судами, обеспечивающими его буксировку; порядок взаимодействия аварийных партий буксируемого судна и обеспечивающих его буксировку судов, способы доставки аварийных партий на буксируемое судно (при необходимости); способы и порядок эвакуации персонала, не участвующего в ликвидации аварии, с буксируемого судна; схемы размещения устройств для буксировки, швартового оборудования. 43. В разделе «Мероприятия по действиям и защите персонала в случае аварии при нахождении судна в составе плавучей атомной станции» в дополнение к положениям, указанным в разделе «Мероприятия по действиям и защите персонала в случае аварии при нахождении судна в порту» Плана мероприятий, необходимо указывать: порядок использования средств связи и системы оповещения (соединение судна с телефонной сетью общего пользования, с портовым телефонным коммутатором, с прямой линией связи с администрацией порта, применение радиотелефонных средств); схему организации оповещения и связи на ПАС; схемы основных технологических связей с объектами береговой инфраструктуры и схемы размещения разъемных устройств системы энергообеспечения; порядок организации несения судовой вахты, обоснование необходимости нахождения на ПЭБ административного руководства ПАС и установленного количества персонала для выполнения аварийных мероприятий в случае аварии; состав аварийных партий, места их сбора и оснащение; оценку радиационной обстановки на судне и в СЗЗ, обеспечение радиационного контроля при ухудшении радиационной обстановки; маршруты эвакуации персонала, не участвующего в противоаварийных мероприятиях, а также других лиц, временно находящихся на судне; перечень мероприятий по радиационному контролю и оказанию медицинской помощи персоналу, подвергнувшемуся радиационному воздействию, мероприятия по его санитарной обработке; порядок использования береговых средств пожаротушения и проведения других противоаварийных мероприятий, включая подачу электроэнергии с берега; перечень технических и организационных мер по защите судна от внешних воздействий; критерии объявления состояния «Аварийная готовность» и «Аварийная обстановка»; порядок действий персонала при ухудшении радиационной обстановки в периодически обслуживаемых и необслуживаемых помещениях в зоне контролируемого доступа и контролируемой зоне. IV. Критерии объявления состояний «Аварийная
готовность»
|
к
федеральным нормам и правилам |
ПАС - плавучая атомная станция
ПЭБ - плавучий энергоблок
РУ - реакторная установка
СЗЗ - санитарно-защитная зона
ЭО - эксплуатирующая организация
ЯЭУ - ядерная энергетическая установка
к
федеральным нормам и правилам |
1. Аварийная партия - группа персонала, создаваемая для эвакуации пострадавших, борьбы с затоплением, пожарами, ликвидации повреждений технических средств, оборудования, разведки общей и радиационной обстановки, выполнения аварийных работ в контролируемой зоне и других целей по обеспечению живучести судна.
2. Акватория плавучего энергоблока - участок водной поверхности достаточной глубины и размеров, предназначенный для размещения и функционирования ПЭБ с защитными дамбами (при необходимости), причалами, якорными стоянками, навигационным оборудованием, обеспечивающий безопасное маневрирование судов и плавсредств технологического обеспечения.
3. Контролируемая зона - зона с контролируемым доступом, в которой действуют специальные правила для обеспечения защиты персонала от воздействия ионизирующего излучения.
4. Радиационные последствия - радиационное воздействие, оцениваемое масштабом и степенью воздействия радиоактивного загрязнения, составом радионуклидов и количеством радиоактивных веществ в выбросе.
5. Персонал - экипаж и специальный персонал судна, пассажиры, экипаж судна-буксировщика.
6. Плавучая атомная станция - плавучий энергоблок (плавучие энергоблоки) с необходимым комплексом береговых зданий и сооружений для обеспечения его стоянки и эксплуатации, а также передачи тепловой и электрической энергии в заданных режимах и условиях применения, располагающийся в пределах определенной проектом ПАС территории и акватории, с необходимыми работниками (персоналом) и документацией. В состав ПАС могут также входить береговые хранилища ядерного топлива и радиоактивных отходов.
7. Режим энергоисточника - режим работы, при котором судно с ЯЭУ, входящее в состав ПАС, обеспечивает выдачу в береговые сети электрической (тепловой) энергии установленных параметров.
8. Сигнал «Радиационная опасность» - сигнал, подаваемый на судне при превышении параметров системы радиационного контроля значений пределов безопасной эксплуатации, определенных по двум или более каналам измерений.
9. Состояние «Аварийная готовность» - состояние судна, объявление которого требует введения режима функционирования системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций «Повышенная готовность» с установлением соответствующего уровня реагирования с целью предупреждения чрезвычайной ситуации.
10. Состояние «Аварийная обстановка» - состояние судна, объявление которого требует введения режима функционирования системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций «Чрезвычайная ситуация» с установлением объектового уровня реагирования с целью ликвидации чрезвычайной ситуации.
к
федеральным нормам и правилам |
Критерий для определения состояния |
Состояние |
|
«Аварийная готовность» |
«Аварийная обстановка» |
|
Помещения постоянного пребывания персонала контролируемой зоны |
10 мкЗв/ч |
600 мкЗв/ч |
Акватория ПЭБ, береговая площадка ПАС и СЗЗ |
2,5 мкЗв/ч |
200 мкЗв/ч |
Акватория и территория за пределами акватории ПЭБ, береговой площадки ПАС и СЗЗ |
0,1 мкЗв/ч* |
20 мкЗв/ч |
________
* Превышение над естественным радиационным фоном.