Федеральная
служба по надзору в сфере защиты прав потребителей 3.4. САНИТАРНАЯ ОХРАНА ТЕРРИТОРИИ Организация и проведение мероприятий Методические
указания 1. Разработаны: Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Федоров Ю.М., Жилина Н.Я.), ФГУЗ «Российский научно-исследовательский противочумный институт «Микроб» (Кутырев В.В., Куклев Е.В., Топорков В.П., Кологоров А.И., Развых В.М., Кедрова О.В., Шилова Л.Д., Дмитриева Л.Н., Матросов А.Н., Князева Т.В., Попов Н.В.), ФГУЗ «Противочумный центр» Роспотребнадзора (Безсмертный В.Е., Новиков Н.Л., Фонарева К.С., Самуров М.А.), филиалом ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург на транспорте» (Иванов М.П., Курнаев Д.В., Спицина Н.Н.), ТУ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю (Фисенко В.В.), ФГУЗ «Приморская противочумная станция» (Мурначев Г.П.). 2. Рекомендованы к утверждению Комиссией по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. 3 .Утверждены и введены в действие Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г.Г. Онищенко 6 сентября 2006 г. 4. Введены впервые. СОДЕРЖАНИЕ
3.4. САНИТАРНАЯ ОХРАНА ТЕРРИТОРИИ Организация
и проведение мероприятий Методические указания 1. Область применения1.1. Методические указания устанавливают основные требования к проведению мероприятий по профилактике чумы в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, направленных на предупреждение завоза чумы человеком, заноса и распространения чумы с грызунами-носителями и переносчиками инфекции или их выявлении на транспортных средствах. 1.2. Методические указания предназначены для использования органами и учреждениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а также могут использоваться организациями здравоохранения и организациями, деятельность которых направлена на осуществление профилактических мер по охране здоровья населения. 2. Общие положения2.1. Пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации (далее - пункты пропуска) предназначены для обеспечения международных сообщений Российской Федерации с другими государствами и устанавливаются в морских, речных и рыбных портах, в аэропортах и аэродромах, открытых для международных сообщений, на пограничных железнодорожных станциях и вокзалах, а также на специально выделенных в непосредственной близости от Государственной границы Российской Федерации участках местности в пределах пограничной зоны и иных местах. Пункт пропуска в пределах территорий, указанных объектов включает в себя комплекс зданий, помещений, сооружений, в которых осуществляют служебную деятельность органы государственного контроля, в число которых входят и подразделения, уполномоченные осуществлять санитарно-карантинный контроль: санитарно-карантинные отделы (СКО) на водных видах транспорта, санитарно-карантинные пункты (СКП) на воздушном и автомобильном видах транспорта и пограничные санитарно-карантинные пункты (ПСКП) - на железнодорожном транспорте. Должностные лица, осуществляющие санитарно-карантинный контроль, должны иметь подготовку по вопросам санитарной охраны территории, организации и проведения противоэпидемических мероприятий в очагах карантинных инфекций. 2.2. Настоящие методические указания устанавливают требования к проведению мероприятий по профилактике чумы в пунктах пропуска: зданиях, помещениях, сооружениях с соответствующим технологическим оборудованием, на территории транспортных и иных организаций, обеспечивающих работу пунктов пропуска и осуществляющих международные перевозки, транспортных средствах, в отношении товаров, грузов, багажа пассажиров, а также физических лиц, прибывших из стран, неблагополучных по чуме. 2.3. Мероприятия по профилактике чумы в пунктах пропуска включают: • получение своевременной информации о выявлении больного (подозрительного на заболевание) чумой на транспортном средстве; • получение своевременной информации о падеже грызунов, наличии эктопаразитов; • проведение мероприятий в отношении больных чумой (подозрительных на заболевание) и лиц, контактных с ними; • проведение дезинфекции, дезинсекции и дератизации по эпидемиологическим показаниям; • обеспечение противоэпидемической готовности транспортных средств; • подготовку экипажей транспортных средств по вопросам профилактики чумы и проведения первичных противоэпидемических мероприятий (гигиеническое обучение, тренировочные учения); • эпизоотологическое обследование территории пункта пропуска, расположенных на ней зданий, сооружений, транспортной организации, транспортных средств, грузов, багажа. 2.4. Эпизоотологическое обследование, дезинфекцию, дезинсекцию и дератизацию на транспортном средстве, лихтере, контейнерах, грузах, багаже проводят также по требованию или заявке владельцев транспортных средств, пассажиров, сопровождающих груз лиц, по прибытию или убытию на или из территории Российской Федерации, в установленном порядке. 2.5. С целью предупреждения заноса и распространения на территории Российской Федерации инфекционных заболеваний, представляющих опасность для населения, а также предотвращения ввоза товаров, биологических веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека, при осуществлении санитарно-карантинного контроля в отношении лиц, транспортных средств, грузов, товаров, контейнеров, почтовых посылок и багажа пассажиров должностные лица используют средства и методы контроля в установленном порядке. 2.6. Руководители организаций, осуществляющих международные перевозки, владельцы транспортных средств в пунктах пропуска обеспечивают доступ специалистов органов и учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на территорию организации и транспортных средств, прибывших из стран, неблагополучных по чуме, а также в помещения временного хранения грузов для проведения эпизоотологического обследования. 3. Организация и проведение профилактических (противоэпидемических) мероприятий в отношении больных чумой, подозрительных на это заболевание и лиц, контактных с больным, в пунктах пропуска транспортных средствМероприятия по профилактике чумы в пунктах пропуска проводят должностные лица, на которых возложено осуществление санитарно-карантинного контроля. 3.1. Мероприятия по профилактике чумы в пунктах пропуска морских (речных, рыбных) транспортных средств3.1.1. Мероприятия при санитарно-карантинном контроле судов, прибывающих из районов, эндемичных по чуме. Эндемичным по чуме районом является ограниченная территория, на которой периодически регистрируют находки зараженных чумой грызунов и эктопаразитов и случаи заболевания чумой человека. Если от ответственных членов экипажа судов не поступала информация о наличии на борту судна больных (подозрительных на заболевание) чумой, павших грызунов, блох, должностные лица, осуществляющие санитарно-карантинный контроль, проводят следующие мероприятия: • проверяют Морскую медико-санитарную декларацию, уточняют данные о посещении судна в течение рейса портов, неблагополучных по чуме; • проверяют Свидетельство о прохождении судном санитарного контроля/ Свидетельство об освобождении судна от санитарного контроля; • проводят опрос членов экипажа и пассажиров, осмотр судовых помещений на наличие грызунов и следов их жизнедеятельности, присутствие насекомых; • при обнаружении грызунов и насекомых на судне дают предписание в установленном порядке о назначении дератизации и дезинсекции, после чего осуществляют дератизационные и дезинсекционные работы; • в случае окончания срока действия Свидетельства об освобождении судном санитарного контроля, проводят объективный контроль наличия грызунов и в случае их отсутствия оформляют Свидетельство прохождении судном санитарного контроля сроком на 6 месяцев; • организуют медицинское наблюдение за членами экипажа до истечения инкубационного периода чумы (6 суток). 3.1.2. Мероприятия при получении информации о приходе в порт судна, считающегося зараженным или подозрительным на заражение чумой. Судно считают зараженным, если на его борту имеется больной с симптомами чумы или подозрительный на заболевание, павшие, зараженные чумой грызуны, насекомые-переносчики болезни. Судно считают подозрительным на заражение чумой при следующих обстоятельствах: • если нет больного, однако случай болезни среди членов экипажа (бригады) или пассажиров имел место во время рейса в течение предшествующих 6 суток (инкубационный период); • если обнаружен падеж грызунов от не установленной причины; • если обнаружены на судне, вышедшем из района, эндемичного по чуме, грызуны или насекомые-переносчики болезни; • при наличии среди членов экипажа (бригады) или пассажиров лица, подвергшегося опасности заражения чумой и не прошедшего обсервации до отхода судна, если с момента его контакта с источником заражения не прошло 6 суток. При получении информации от ответственных членов экипажа судов о приходе в порт судна, считающегося зараженным или подозрительным на заражение чумой, должностные лица, осуществляющие санитарно-карантинный контроль, проводят следующие мероприятия: • информируют о создавшейся ситуации руководителя Территориального управления Роспотребнадзора (далее - Территориального управления), на базе которого функционирует санитарно-карантинный отдел (СКО), и вводят в действие план оперативных мероприятий (приложение 3); • сообщают диспетчерской службе об отведении судна к карантинному причалу или постановке его на рейд; • устанавливают точное время прибытия судна в порт; • связываются с судном, уточняют эпидемиологическую обстановку, эпидемиологический анамнез, дают предписание капитану судна о проведении первичных противоэпидемических мероприятий; • при постановке судна к причалу или на рейд дают указание в установленном порядке капитану судна о недопущении схода с судна экипажа, пассажиров, лоцмана, бесконтрольного перемещения на борту судна, выгрузки багажа, груза, недопущении входа на судно комиссии, осуществляющей государственный контроль; • осуществляют контроль за обеспечением поста у трапа нарядом контрольно-пропускного пункта (КПП) или отделом милиции на водном транспорте; • эпидемиологическая бригада совместно с врачом-инфекционистом и специалистом по особо опасным инфекциям Территориального управления или противочумного учреждения проводят эпидемиологическое расследование для установления причин и выявления условий возникновения на судне очага чумы, выявление лиц, контактных с больным; • направляют на медицинское обследование, госпитализацию с изоляцией, лечение лиц, больных чумой, лиц с подозрением на чуму и лиц, контактных с больным; • осуществляют контроль за качеством дезинфекции, дератизации, и дезинсекции, которые проводит бригада дезинфекторов дезинфекционного учреждения Роспотребнадзора (дезинфекционная станция, ФГУП дезинфекционного профиля). Примечание: Вопрос о порядке госпитализации и лечении больного, подозрительного на чуму, решают в каждом конкретном случае в зависимости от тяжести заболевания. Всех транспортабельных больных немедленно направляют санитарным транспортном с судна в инфекционный стационар, предусмотренный для этих случаев. Нетранспортабельным больным оказывают неотложную помощь на месте с вызовом бригады скорой помощи, оснащенной всем необходимым, для последующего транспортирования больного в стационар. Осмотр больного консультантами является обязательным и осуществляется на судне или немедленно после госпитализации; Сбор материала от больного производит медицинский работник инфекционного стационара, куда госпитализирован больной в присутствии и под руководством специалистов по особо опасным инфекциям Территориального управления или противочумного учреждения, вирусологического центра. 3.1.3. Мероприятия при обнаружении больного чумой (подозрительного на заболевание) по приходу судна. В случае обнаружения больного чумой (подозрительного на заболевание) при осуществлении санитарно-карантинного контроля по приходу судна должностные лица проводят следующие мероприятия: • при выявлении больного (подозрительного на заболевание) в каюте (санитарной каюте), не выходя из нее, через других лиц ставят в известность капитана судна, не допускают выход с борта членов комиссии, осуществляющей государственный контроль, экипажа, пассажиров, перемещение на борту судна, выгрузку багажа, груза; • через капитана судна или по мобильной связи извещают о создавшейся ситуации руководителя Территориального управления, на базе которого функционирует СКО, запрашивают защитную одежду и средства личной профилактики; • больного (подозрительного на заболевание) оставляют на месте выявления. Двери и иллюминаторы, где находился больной, закрывают. Отключают вентиляцию или кондиционер. Больному при необходимости оказывают медицинскую помощь. • далее проводят мероприятия, согласно оперативному плану (приложение 3). Примечание: в число контактных включают лоцманов, членов комиссии, осуществляющей государственный контроль по оформлению прихода. 3.1.4. Мероприятия при обнаружении больного (подозрительного на заболевание) чумой, среди членов экипажа (пассажиров) судна, стоящего в порту. Должностные лица, осуществляющие санитарно-карантинный контроль, в случае обнаружения больного (подозрительного на заболевание) чумой, среди членов экипажа (пассажиров) судна, стоящего в порту, проводят следующие мероприятия: • направляют информацию о больном (подозрительном на заболевание) согласно схеме оповещения; • выезжают на судно вместе эпидемиологом (помощником эпидемиолога), взяв с собой эпидемиологическую укладку; • ставят в известность капитана судна о диагнозе больного и о противоэпидемических мероприятиях, которые будут проводить на судне; • дают указание капитану в установленном порядке о необходимости разобщения судна с берегом (поднять трап); • вызывают пост милиции или контрольно-пропускного пункта (КПП); • передают телефонограмму диспетчеру порта о немедленном приостановлении грузовых операций на судне; • согласовывают с диспетчером порта постановку судна на карантинный причал; • проводят эпидемиологическое обследование: уточняют домашние адреса членов комиссии, осуществлявшей оформление судна по приходу в порт; составляют список грузчиков и других лиц, работающих на судне, с указанием домашних адресов; уточняют, кто из членов семей экипажа или знакомых посещал судно во время его стоянки в течение инкубационного периода, их домашние адреса; • дают заявку в дезинфекционное учреждение Роспотребнадзора для проведения дезинфекции, а при необходимости - дератизации, дезинсекции на судне; • информируют о проведенных профилактических и противоэпидемических мероприятиях на судах, стоящих в порту. 3.1.5. При приходе в порт судна с умершим (причина смерти -чума) должностные лица, осуществляющие санитарно-карантинный контроль, выполняют следующие мероприятия: • информируют о случае смерти согласно схеме оповещения; • организуют снятие и транспортирование трупа эвакуационной бригадой в морг инфекционного стационара, предусмотренного для этой цели территориальным комплексным планом по санитарной охране территории от заноса и распространения возбудителей особо опасных инфекций (ООИ); • проводят на судне такие же мероприятия, как и при наличии на судне больного чумой. 3.2. Мероприятия по профилактике чумы в пунктах пропуска воздушных транспортных средств3.2.1. Плановые профилактические мероприятия в аэропорту включают: • подготовку оперативного плана мероприятий, проводимых в аэропорту при выявлении больного ООИ; • анализ информации, получаемой от командира воздушного судна, согласно Медико-санитарной части общей декларации воздушного судна; • подготовку алгоритмов взаимодействия СКП с пограничной службой, таможней, авиакомпаниями, работающими в аэропорту, службами аэропорта, отвечающими за пассажирские и грузовые перевозки, транспортной милицией, службой безопасности (необходимо предусмотреть обеспечение защитной одеждой грузчиков аэропорта, ответственных за выгрузку багажа и сотрудников пограничной службы для обеспечения возможности пограничного оформления в очаге инфекционного заболевания); • регулярное обеспечение информацией об эпидемиологической обстановке в мире сотрудников пограничной службы, таможни, авиакомпаний, служб аэропорта, отвечающих за пассажирские и грузовые перевозки; • проведение тренировочных занятий по тематике санитарной охраны территории с привлечением служб (пограничной, таможенной, иммиграционной и др.), участвующих в оформлении пассажиров и грузов; • гигиеническое обучение бортпроводников. 3.2.2. Мероприятия при получении сообщения о наличии больного (подозрительного на заболевание) чумой в аэропорту. 3.2.2.1. При получении сообщения с борта воздушного судна о наличии больного (подозрительного на заболевание) чумой должностные лица, осуществляющие санитарно-карантинный контроль, выполняют следующие мероприятия: • информируют руководителя Территориального управления, на базе которого функционирует санитарно-карантинный пункт (СКП), о создавшейся ситуации; • информируют руководителя аэропорта согласно схемы оповещения о работе с самолетом в чрезвычайном режиме: постановка воздушного судна на санитарную стоянку; оповещение всех служб, участвующих в оформлении прибывающего воздушного судна о работе в чрезвычайном режиме; обеспечение охраны прибывающего воздушного судна; обеспечение сопровождения санитарного транспорта, прибывающего для эвакуации больного и контактных лиц; обеспечение транспортом специалиста СКП для доставки его на санитарную стоянку; • информируют руководителей территориальных учреждений здравоохранения, предусмотренных комплексным планом по санитарной охране территории, в установленном порядке: о выделении санитарного транспорта для эвакуации больных и контактных лиц; о развертывании временного изолятора для контактных лиц; • вызывают дезинфекционную бригаду для проведения заключительной дезинфекции, а при необходимости - дезинсекции, дератизации; • согласовывают порядок работы с врачом (фельдшером) здравпункта аэропорта; • берут укладки для сбора павших грызунов; • совместно с врачом (фельдшером) здравпункта прибывают на борт самолета; • надевают защитный костюм первого типа; На борту воздушного судна должностные лица, осуществляющие санитарно-карантинный контроль, совместно с врачом (фельдшером) здравпункта выполняют следующие мероприятия: • опрос заболевшего (подозрительного на заболевание) пассажира, при необходимости пассажиру оказывают экстренную медицинскую помощь, больного (подозрительного на заболевание) с борта самолета эвакуируют в инфекционную больницу; • проводят анкетирование контактных лиц, после чего их эвакуируют с борта воздушного судна во временный изолятор, предусмотренный территориальным комплексным планом по санитарной охране территории от заноса и распространения особо опасных инфекционных болезней; • после эвакуации больных (подозрительных на заболевание) и контактных лиц проводят осмотр воздушного судна на наличие грызунов (живых и павших); • грузовая бригада в защитных костюмах первого типа начинает выгрузку багажа на перрон санитарной стоянки, одновременно дезинфекционная бригада в защитных костюмах первого типа проводит дезинфекцию, а в случае необходимости - дезинсекцию и дератизацию выгружаемого багажа; • после выгрузки багажа дезинфекционная бригада проводит заключительную дезинфекцию, по показаниям - дезинсекцию, дератизацию на борту воздушного судна; • после экспозиции багаж доставляют на склад временного хранения (его предусматривают в алгоритмах взаимодействия с таможней и службами аэропорта); • все специалисты, работавшие на борту самолета, снимают в соответствии с правилами защитную одежду, которую подвергают дезинфекции; • после проведения заключительной дезинфекции руководителю аэропорта сообщают о разрешении использовать воздушное судно после текущей уборки в обычном режиме. 3.2.2.2. Мероприятия при выявлении на борту воздушного судна больного (подозрительного на заболевание) чумой во время проведения санитарно-карантинного контроля. В случае выявления на борту воздушного судна больного (подозрительного на заболевание) во время проведения санитарно-карантинного контроля должностные лица выполняют следующие мероприятия: • проводят экстренную личную профилактику; • надевают защитный костюм первого типа (при проведении санитарно-карантинного контроля специалист должен иметь при себе укладку с противочумным костюмом и средствами личной профилактики); • информируют руководителя Территориального управления, на базе которого функционирует СКП, о создавшейся ситуации; • информируют руководителя аэропорта согласно схеме оповещения о работе с самолетом в чрезвычайном режиме: постановка воздушного судна на санитарную стоянку; оповещение всех служб, участвующих в оформлении прибывающего воздушного судна о работе в чрезвычайном режиме; обеспечение охраны прибывающего воздушного судна; обеспечение сопровождения санитарного транспорта, прибывающего для эвакуации больного и контактных лиц; • вызывают на борт воздушного судна врача (фельдшера) здравпункта аэропорта; • информируют руководителей территориальных учреждений здравоохранения, предусмотренных комплексным планом по санитарной охране территории в установленном порядке: о санитарном транспорте для эвакуации больных (подозрительных на заболевание) и контактных лиц; о развертывании временного изолятора для контактных лиц; • вызывают дезинфекционную бригаду для проведения заключительной дезинфекции (по показаниям - дезинсекции, дератизации); • на борту воздушного судна должностные лица, осуществляющие санитарно-карантинный контроль, совместно с прибывшим врачом (фельдшером) здравпункта проводят следующие мероприятия: • опрос заболевшего (подозрительного на заболевание) пассажира, при необходимости пассажиру оказывают экстренную медицинскую помощь, эвакуируют больного (подозрительного на заболевание) в инфекционную больницу; • проводят анкетирование контактных лиц, после которого их эвакуируют с борта воздушного судна во временный изолятор, предусмотренный территориальным комплексным планом по санитарной охране территории от заноса и распространения особо опасных инфекционных болезней; • после эвакуации больных (подозрительных на заболевание) и контактных лиц проводят осмотр воздушного судна на наличие грызунов (живых и павших); • грузовая бригада в защитных костюмах первого типа начинает выгрузку багажа на перрон санитарной стоянки, одновременно дезинфекционная бригада в защитных костюмах первого типа проводит дезинфекцию (в случае необходимости - дезинсекцию, дератизацию) выгружаемого багажа; • после выгрузки багажа дезинфекционная бригада проводит заключительную дезинфекцию (по показаниям дезинсекцию и дератизацию) на борту воздушного судна; • после экспозиции багаж доставляют на склад временного хранения (его предусматривают в алгоритмах взаимодействия с таможней и службами аэропорта); • все специалисты, работавшие на борту, снимают в соответствии с правилами защитную одежду, которую подвергают дезинфекции; • после заключительной дезинфекции руководителю аэропорта сообщают о разрешении использовать воздушное судно после текущей уборки в обычном режиме. 3.2.2.3. Мероприятия при выявлении больного (подозрительного на заболевание) чумой в здании вокзального комплекса (аэропорт). Должностные лица, осуществляющие санитарно-карантинный контроль, при выявлении больного (подозрительного на заболевание) чумой в аэропорту, выполняют следующие мероприятия: • информируют руководителя Территориального управления, на базе которого функционирует СКП, о создавшейся ситуации; • информируют руководителя вокзального комплекса согласно схемы оповещения о работе в чрезвычайном режиме: о немедленном прекращении работы вентиляции (кондиционирования) в здании вокзального комплекса; о немедленном прекращении входа-выхода пассажиров, встречающих и провожающих в здание и из здания комплекса; о прекращении всех видов работ на борту воздушного судна, на котором прибыл заболевший (подозрительный на заболевание) пассажир и об ожидании контактных лиц на борту до прибытия транспорта для эвакуации; • информируют в установленном порядке руководителей территориальных учреждений здравоохранения, предусмотренных комплексным планом по санитарной охране территории: о санитарном транспорте для эвакуации больных (подозрительных на заболевание) и контактных лиц; о развертывании временного изолятора для контактных лиц; • вызывают дезинфекционную бригаду для проведения заключительной дезинфекции (при необходимости - дезинсекции, дератизации); • надевают защитный костюм первого типа и прибывают совместно с врачом (фельдшером) здравпункта к месту выявления больного (подозрительного на заболевание); • проводят изоляцию и опрос больного (подозрительного на заболевание) чумой, при необходимости оказание первой помощи; • определяют контактных лиц (в зависимости от места выявления, системы вентиляции и кондиционирования вокзального комплекса), в число контактных включают всех лиц, обеспечивающих выгрузку пассажиров и багажа, проводящих или проводивших уборку судна; • проводят анкетирование контактных лиц, которых оставляют в зоне их выявления до прибытия эвакуационного транспорта, больного (подозрительного на заболевание) эвакуируют из изолятора в инфекционный стационар; • проводят дезинфекцию (при необходимости - дезинсекцию, дератизацию) воздушного судна, на котором прибыл пассажир, багажа, помещения вокзального комплекса после эвакуации больного и лиц, контактных с ним. 3.3. Мероприятия по профилактике чумы в пунктах пропуска железнодорожных транспортных средств3.3.1. Мероприятия при санитарно-карантинном контроле железнодорожного транспорта, следующего из районов, эндемичных по чуме. Если от начальника поезда не поступала информация о наличии больных (подозрительных на заболевание) чумой, павших грызунов и эктопаразитов, должностные лица, осуществляющие санитарный контроль, проводят следующие мероприятия: • уточняют данные о пути следования поезда по территории, эндемичной по чуме; • собирают сведения о количестве обслуживающего персонала и пассажиров, следующих из районов, эндемичных по чуме; • проводят опрос начальника поезда и выборочный опрос проводников о наличии больных или подозрительных на заболевание чумой; • осуществляют осмотр состава поезда на наличие грызунов и следов их жизнедеятельности, присутствие насекомых; • при обнаружении грызунов (живых и павших) или (и) следов их жизнедеятельности или насекомых-переносчиков вагон перегоняют в санитарный тупик, где проводят дератизационные и дезинсекционные работы 3.3.2. Мероприятия при выявлении больного (подозрительного на заболевание) чумой в вагоне пассажирского поезда в пути следования. При выявлении больного (подозрительного на заболевание) чумой в вагоне пассажирского поезда в пути следования проводят следующие мероприятия: • проводник, заподозривший заболевание у пассажира, информирует начальника поезда, который приглашает медицинского работника, находящегося в поезде в качестве пассажира, а при его отсутствии из медицинского пункта ближайшей станции; • медицинский работник, приглашенный к больному (подозрительному на заболевание) начальником поезда, после осмотра передает через проводника смежного вагона текст телеграммы о предполагаемом диагнозе у больного (подозрительного на заболевание); • начальник поезда направляет телеграмму в адрес ближайшего по пути следования медицинского пункта или пограничного санитарно-карантинного пункта (ПСКП) ТО на железной дороге; • медицинский работник медицинского пункта вокзала или ПСКП информируют о выявленном больном (подозрительном на заболевание) руководителя территориального отдела на железной дороге, на базе которого функционирует ПСКП; • принимают меры к госпитализации больного (подозрительного на заболевание) или доставке трупа в населенный пункт по ходу движения поезда, где имеются условия для госпитализации и лечения больного или квалифицированного вскрытия и захоронения трупа (мероприятия в отношении иностранных граждан проводят с учетом требований Международных медико-санитарных правил 1969, 2005 гг.). Медицинский работник совместно с поездной бригадой проводят следующие мероприятия: • больного (подозрительного на заболевание, труп) оставляют в купе, в котором он находился. Пассажиров этого купе переводят в соседнее, предварительно освобожденное от других пассажиров, которых размещают в этом же вагоне. В плацкартных вагонах купе с больным (подозрительным на заболевание, умершим) отгораживают простынями или одеялами; • закрывают двери вагона, не допускают посадку и выход пассажиров до особого распоряжения, хождение пассажиров по вагону и в другие вагоны; • выключают вентиляцию или кондиционер, больному оказывают медицинскую помощь. Его обеспечивают отдельной посудой для питья и приема пищи, а также емкостями для сбора и обеззараживания выделений. Медицинский работник до получения защитной одежды временно закрывает себе нос и рот полотенцем или маской, сделанной из подручных материалов (ваты, марли, бинта), не находившихся в купе с больным (подозрительным на заболевание); • в купе, где находился больной (подозрительный на заболевание, труп), а также в других купе, коридоре вагона и туалетах проводят текущую дезинфекцию; • один из туалетов выделяют для сбора и дезинфекции выделений больного, унитаз в нем закрывают, устанавливают ведра с дезинфицирующим раствором. Второй туалет используют другие пассажиры вагона. Туалеты обеспечивают дезинфекционными средствами для рук. Возле туалета и купе больного для вытирания ног кладут ветошь, увлажненную дезинфицирующим раствором, разрешенным к применению для этих целей в установленном порядке; • проводят информационно-разъяснительную работу среди пассажиров о значении проводимых мероприятий и мерах личной профилактики; • составляют списки пассажиров, следовавших в вагоне, обслуживающего персонала, контактных с больным; • после госпитализации больного проводят заключительную дезинфекцию в купе, туалетах, проходах вагона. Вопрос о месте и порядке изоляции пассажиров, подвергшихся риску заражения, объеме дезинфекционных мероприятий (а в случае необходимости - дезинсекционных, дератизационных) решает прибывший эпидемиолог. 3.3.3. Мероприятия на железнодорожном вокзале (станции) по прибытии состава, считающегося зараженным или подозрительным на заражение чумой. При прибытии состава, считающегося зараженным или подозрительным на заражение чумой, должностные лица, осуществляющие санитарно-карантинный контроль, проводят следующие мероприятия: • приступают к выполнению противоэпидемических мероприятий; • передают распоряжение начальнику станции о направлении зараженного вагона в санитарный тупик для проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий; • уточняют точное время прибытия состава; • связываются с начальником поезда по телефону, уточняют эпидемиологическую обстановку и эпидемиологический анамнез у больного (подозрительного на заболевание); • информируют начальника поезда о недопущении выхода и посадки пассажиров в вагон, перекрытии проходов между вагонами, отключении вентиляции (кондиционера); • осуществляют контроль за обеспечением охраны вагона нарядом КПП или железнодорожным отделом милиции; • эпидемиологическая бригада совместно с врачом-инфекционистом и специалистом по особо опасным инфекциям Территориального управления или противочумного учреждения проводят эпидемиологическое расследование для установления причин и условий возникновения очага чумы, выявления лиц, контактных с больным; • направляют больных с предположительным диагнозом чумы в специализированный госпиталь или инфекционное отделение; лиц с подозрением на заболевание чумой - в провизорный госпиталь; лиц, контактных с ними - в изолятор; • проводят заключительную дезинфекцию (при необходимости - дератизацию и дезинсекцию); • организуют медицинское сопровождение поезда, передают информацию в адрес ближайшего по пути следования поезда медпункта вокзала, СЭП (санитарно-экспертного пункта). 3.3.4. Мероприятия на железнодорожном вокзале (станции) при выявлении больного (подозрительного на заболевание) чумой. При выявлении на железнодорожном вокзале больного (подозрительного на заболевание) чумой должностные лица, осуществляющие санитарно-карантинный контроль, совместно с врачом (фельдшером) медпункта проводят следующие мероприятия: • врач медицинского пункта (здесь), выявивший больного (с подозрением на заболевание) чумой, информирует главного врача лечебно-профилактического учреждения, дежурного ПСКП и начальника вокзала в установленном порядке (схема оповещения); больного (подозрительного на заболевание) помещает в изолятор или отдельное помещение медицинского пункта, оказывает ему при необходимости медицинскую помощь, принимает меры к немедленной госпитализации (доставке трупа); • на месте выявления больного (подозрительного на заболевание) дезинфектор ПСКП проводит текущую дезинфекцию; • выявляют и проводят анкетирование лиц, контактных с больным: в билетных кассах, багажном отделении, зале ожидания, буфете, ресторане и т.д., которых оставляют в зоне их выявления до эвакуации; • дают распоряжение начальнику вокзала принять меры к прекращению доступа пассажиров в зал ожидания, где находился больной, отключению вентиляции (кондиционера), организации приема и отправке пассажиров не контактировавших с больным, проведению радиообращений с целью информационно-разъяснительной работы среди пассажиров; • проводят мероприятия по указанию прибывшего врача-эпидемиолога в соответствии с оперативным планом; • во всех помещениях, которые мог посетить больной (подозрительный на заболевание), проводят заключительную дезинфекцию (при необходимости - дезинсекцию, дератизацию); 3.4. Мероприятия по профилактике чумы в пунктах пропуска автомобильных транспортных средств3.4.1. Мероприятия при санитарно-карантинном контроле автомобильного транспорта, прибывающего из районов, эндемичных по чуме. Если от владельцев автотранспортных средств не поступала информация о наличии больных (подозрительных на заболевание) чумой, павших грызунов и эктопаразитов, должностные лица, осуществляющие санитарно-карантинный контроль, проводят следующие мероприятия: • опрос водителей и пассажиров, следующих через государственную границу Российской Федерации, о состоянии здоровья; • медицинский (санитарный) досмотр автодорожных транспортных средств, водителей, пассажиров, лиц, сопровождающих груз, грузов и товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации (контейнеры с ненарушенной целостью следуют до конечного пункта растаможивания); • учет прибывающих в пункт пропуска водителей, пассажиров, лиц, сопровождающих груз, автотранспорта, грузов; • проверяют санитарный паспорт автотранспорта для перевозки пассажиров; • при обнаружении грызунов и следов их жизнедеятельности, присутствия насекомых на автотранспортном средстве проводят дератизационные и дезинсекционные работы на площадке для дезинфекционной обработки транспортных средств и принимают меры в установленном порядке к юридическим лицам и гражданам по нарушению санитарного законодательства и допустивших или создавших угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения. 3.4.2. Мероприятия при получении информации о прибытии автотранспортного средства, считающегося зараженным или подозрительным на заражение чумой. При получении информации о прибытии транспортного средства считающегося зараженным или подозрительным на заражение чумой, должностные лица, осуществляющие санитарно-карантинный контроль, проводят следующие мероприятия: • приступают к выполнению противоэпидемических мероприятий; • уточняют время прибытия транспортного средства; • транспортное средство направляют на санитарную стоянку, организуют охрану транспортного средства отделом милиции; • немедленно информируют о ситуации руководителя Территориального управления, на базе которого функционирует СКП, и по его указанию вводят схему оповещения; • врач (фельдшер, помощник эпидемиолога) СКП в первом типе противочумного костюма собирает эпидемиологический анамнез у больного, подозрительного на заболевание) и помещает его во временный изолятор; • эпидемиологическая бригада совместно с врачом-инфекционистом и специалистом по особо опасным инфекциям Территориального управления или противочумного учреждения проводят эпидемиологическое обследование с целью выяснения причин возникновения очага чумы, выявление лиц, контактных с больным; • выявленных больных чумой и лиц с подозрением на данное заболевание немедленно направляют для госпитализации соответственно в специализированный госпиталь, провизорный инфекционный стационар, лиц, контактных с больным - в изолятор; • проводят дезинфекцию (в случае необходимости - дезинсекцию и дератизацию) транспортного средства, груза и багажа и заключительную дезинфекцию на СКП. 4. Эпизоотологическое обследование в пунктах пропуска транспортных средств4.1. Носители и переносчики чумыСинантропные грызуны (серая и черная крысы, домовая мышь) обитают как на транспортных средствах (на судах, поездах, на автотранспорте, самолетах), так и на территории транспортных организаций (в строениях, контейнерах и на незастроенной территории). Кроме того, на территории транспортных организаций обитают виды полевок и мышей, которые при высокой численности на фоне эпизоотии чумы среди синантропных грызунов могут вовлекаться в эпизоотический процесс. Серые крысы могут попадать с грузами, а также активно проникать с берега на транспортные средства по трапам, швартовым канатам, шлангам и т.д.; на самолеты и в поезда грызуны попадают с грузами или с окружающей территории, в контейнеры - с грузами. Черные крысы на судно переходят чаще всего с других судов в судоремонтных заводах или при стоянке в зарубежных портах. Черные крысы заселяют обычно суда рыбопромыслового флота. Домовые мыши проникают на суда с грузами, особенно с продовольственными товарами. Предпочитаемые места обитания грызунов на различных типах судов приведены в приложение 7. Переносчиками чумы на территории транспортных организаций и транспортных средствах могут быть блохи родов Xenopsylla, Nosopsyllus (блохи крыс и других мышевидных грызунов) и Pulex irritans (блохи хищных животных и человека). 4.2. Методы сбора грызунов для лабораторного исследования и учета их численности4.2.1. Отлов грызунов. Крыс отлавливают, например, ловушками Геро большого размера, дуговыми капканами № 0 и № 1, сетчатыми («китайскими») живоловками и др. Мелких мышевидных грызунов отлавливают, например, с помощью ловушек Геро малого размера или клеевых ловушек или др. Для исследования также собирают трупы грызунов, как павших по неизвестным причинам, так и после проведения дератизационных работ. 4.2.2. Отлов блох и клещей. Эктопаразитов для исследования собирают при очесе добытых грызунов. Их также добывают на клеевые листы и на фланелевый флаг с поверхности пола в помещениях. При необходимости проводят сборы блох с собак и кошек. Трупы отловленных, павших и подобранных после проведения дератизационных мероприятий грызунов, а также добытых эктопаразитов доставляют на исследование в лабораторию противочумного учреждения. Временное хранение добытого материала осуществляют в соответствие с требованиями нормативных документов. 4.2.3. Учет численности грызунов. Численность грызунов учитывают методами ловушко-суток (или ночей), на пылевых площадках, при визуальном обследовании следов жизнедеятельности зверьков, по опросным данным обслуживающего персонала. Показателями численности являются процент попадания грызунов в орудия лова, процент заселенности объектов или площади участка, плотность зверьков на единицу площади (на 1000 м2) строений или территории (1 га), процент заслеженных площадок, бальная оценка. Определяют общие и видовые показатели численности грызунов, индексы доминирования (%) отдельных видов (приложение 6). 4.2.4. Учет численности блох и клещей. Численность блох и клещей определяют при очесе животных, при сборе их на клеевые листы и фланелевый флаг. Показателями численности являются индексы обилия эктопаразитов на единицу учета и индекс встречаемости зараженных эктопаразитами объектов (приложение 6). Определяют общие и видовые показатели. 4.3. Эпизоотологическое обследование4.3.1. Целью эпизоотологического обследования является выявление на территории транспортных организаций (аэропорт, морской и речной порт, железнодорожный и автодорожный вокзал или станция), осуществляющих международные транспортные сообщения с зарубежными странами, потенциальных носителей и переносчиков чумы, определение количественных характеристик заселения территории и планирование истребительных мероприятий. Основные задачи эпизоотологического обследования: • определение численности и видового состава мелких млекопитающих; • оценка заселенности территории и объектов грызунами - носителями инфекции, их насекомыми-переносчиками чумы; • выявление завоза экзотических млекопитающих; • лабораторное исследование материала на чуму; • оценка проводимых истребительных мероприятий. 4.3.2. Эпизоотологическое обследование осуществляют: • на территории транспортной организации; • в зоне пропуска воздушного, водного, железнодорожного и автомобильного транспорта, где проводят пограничный, таможенный и санитарно-карантинный контроль; • на транспортных средствах - при обнаружении падежа грызунов от не установленных причин, обнаружении следов жизнедеятельности на транспортном средстве, вышедшем из района, эндемичного по чуме; • в защитной зоне транспортной организации; • в зонах прямого транзита воздушного транспорта; • в зонах таможенного оформления грузов и товаров. 4.3.3. Эпизоотологическое обследование осуществляют зоологи Территориального управления или специалисты противочумного учреждения, и включает визуально-рекогносцировочное и инструментальное обследование, которое проводят два раза в год (весна, осень); 4.3.4. Показанием для проведения эпизоотологического обследования является регистрация следов жизнедеятельности грызунов в пунктах пропуска. Организацию обследования осуществляют Территориальные управления, осуществляющие санитарно-эпидемиологический надзор и контроль в конкретной транспортной организации и на транспортных средствах. Все работы по проведению эпизоотологического обследования выполняют в соответствии с нормативно-методическими документами. 4.3.5. Выборочному эпизоотологическому обследованию подлежат транспортные средства, прибывающие из стран (территорий), неблагополучных по чуме, а также территории транспортных организаций, расположенных в непосредственной близости от природных очагов чумы на территории Российской Федерации или сопредельных стран. 4.3.6. На основании полученных данных учетов численности и лабораторного исследования (иммунологического, бактериологического) грызунов и насекомых-переносчиков чумы дают рекомендации руководителям транспортных организаций, владельцам транспортных средств и учреждениям дезинфекционного профиля по проведению дератизации, дезинсекции и дезинфекции на транспортных средствах и транспортных узлах. 4.3.7. Эпизоотологическое обследование транспортных средств. При отлове грызунов и сборе насекомых-переносчиков чумы для лабораторного исследования и учета их численности определяют видовой состав грызунов и их насекомых-переносчиков, распределение животных по территории и типам транспортных средств. 4.3.8. Эпизоотологическое обследование транспортных средств на стоянках или в местах таможенного контроля. Эпизоотологическое обследование судов проводят Территориальные управления и/или противочумные учреждения по показаниям и заявкам владельцев транспорта. Эпизоотологическое обследование поездов, самолетов, автотранспорта и контейнеров проводят Территориальные управления и/или противочумные учреждения по показаниям и заявкам владельцев транспорта на стоянках транспортного средства или в местах таможенного контроля. Грызунов, добытых путем отлова, павших от неизвестных причин и от умерщвления отравленными приманками, собранных блох и клещей, специалисты Территориальных управлений или противочумного учреждения доставляют в лабораторию противочумного учреждения для исследования на чуму. Во время стоянки судов в зарубежных портах силами команды осуществляют обследование на наличие грызунов и насекомых-переносчиков чумы и проводят текущую дератизацию и дезинсекцию. 4.3.9. Эпизоотологическое обследование транспортных организаций. По сходности условий обитания грызунов и по степени опасности возможных негативных эпидемиологических последствий попадания зараженных чумой грызунов и их насекомых-переносчиков чумы, все объекты транспортного узла подразделяют на следующие группы: • пищевые объекты, холодильники, склады смешанные - помещения для хранения различных видов товаров, в том числе пищевых продуктов, и сырья растительного происхождения, где есть условия для постоянного обитания грызунов. На территорию складских помещений грызуны и насекомые-переносчики чумы периодически проникают с различными видами товаров или путем миграций с окружающих территорий. Постоянно сохраняется опасность бактериологического загрязнения пищевых продуктов, возможны прямые контакты персонала с носителями и переносчиками различных инфекций, а также транспортировка грызунов и их насекомых-переносчиков чумы при грузоперевозках; • производственные помещения, склады технические, отдельные строения (доки, ангары), коммуникации - строения, в которые периодически проникают грызуны и насекомые-переносчики чумы с грузами, транспортными средствами или путем миграций с окружающих территорий. Контакты персонала с грызунами и их насекомыми переносчиками болезни носят случайный характер. Имеются условия для проникновения грызунов в отдельные транспортные средства, возможна транспортировка грызунов и их насекомых-переносчиков чумы при грузоперевозках; • незастроенную территорию - земельные участки, где имеются условия для обитания грызунов, а в теплый период года, возможно, их размножение. Постоянно сохраняется возможность проникновения грызунов и их насекомых-переносчиков чумы за счет миграций с окружающих территорий, в т.ч. из расположенных здесь строений хозяйственного назначения. Контакты персонала с носителями и переносчиками носят случайный характер. Имеется возможность отлова грызунов домашними животными, в первую очередь, кошками и собаками. При наличии показаний эпизоотологическое обследование, дератизацию и дезинсекцию проводят на всех типах объектах транспортных организаций. При этом особое внимание уделяют состоянию численности синантропных видов грызунов. Дератизацию и дезинсекцию на объектах хозяйственного назначения проводят в соответствии с требованиями нормативно-методических документов. При обнаружении инфицированных чумой животных на пищевых объектах и в производственных помещениях проводят дезинфекцию, дератизацию, дезинсекцию. 4.4. Дератизация и дезинсекцияПланирование, организацию и проведение дератизационных и дезинсекционных работ осуществляют Территориальные управления, противочумные учреждениями и дезинфекционные учреждения на основании данных объективной оценки заселенности территории и численности грызунов-носителей и их насекомых-переносчиков чумы. Мероприятий по истреблению блох, клещей и грызунов-хранителей, носителей и переносчиков возбудителя чумы в пунктах пропуска проводят одновременно, либо дезинсекция предшествует дератизации. Территория и помещения пунктов пропуска должны быть постоянно свободными от грызунов, насекомых-переносчиков чумы. В качестве профилактических мер необходимо поддерживать санитарное благополучие, включающее благоустройство территории, проведение санитарно-гигиенических и санитарно-технических мероприятий, осмотр и контроль грузов и транспортных средств на наличие грызунов или насекомых-переносчиков чумы. В качестве истребительных мер используют механические, физические и химические способы уничтожения вредных животных. На территории Российской Федерации используют дезинфекционные, дезинсекционные и дератизационные средства, разрешенные к применению в установленном порядке. 4.4.1. Дератизация Для предотвращения заселения, распространения и размножения грызунов осуществляют своевременный вывоз мусора, бытовых и особенно пищевых отходов. Контейнерные площадки, причалы, места складирования грузов, здания и сооружения оборудуют приспособлениями, препятствующими проникновению грызунов (защитные экраны, щиты, сетки, решетки и др.). Для сбора отходов используют герметичные емкости с крышками. На территории удаляют сорную растительность, участки и площадки асфальтируют или бетонируют. Для грызунонепроницаемости зданий оборудуют бетонные отмостки, порожки, двери обивают стойкими материалами на высоту не менее 50 см. В качестве физических способов борьбы с грызунами используют различные технические устройства: электрические барьеры, ультразвуковые установки и другие, отпугивающие или уничтожающие грызунов, разрешенные к применению в установленном порядке. Наиболее рационально и эффективно использование химических методов истребления грызунов с помощью приманок, отравленных острыми или кумулятивными ядами. Для борьбы с грызунами в открытых стациях на территории пунктов пропуска применяют сухие или влажные приманки на основе острых ядов или более токсичных антикоагулянтов второго поколения. Для истребления грызунов в зданиях, постройках, технических сооружениях, на транспортных средствах, в складских помещениях используют приманки с антикоагулянтами. Применение антикоагулянтов предусматривает создание долговременных точек отравления с отравленными приманками или гнездовым материалом, обработанным дустами антикоагулянтов I поколения или с липкими дератизационными покрытиями, поэтому необходимо соблюдать меры предосторожности и предотвращение попадания отравленных дератизационных приманок в окружающую среду. На объектах повышенной опасности (пищеблоки, продовольственные склады, помещения медсанчасти и др.) на ограниченных площадях можно истреблять грызунов орудиями лова. Целесообразно применение приманочных емкостей (ящиков, коробок, контейнеров, пластиковых банок и др.). Они особенно удобны при создании «точек долговременного отравления» грызунов, облегчающие контроль поедаемости приманок, своевременную замену и обновление их. На объектах повышенной опасности (пищеблоки, продовольственные склады, помещения медсанчасти и др.) на ограниченных площадях можно истреблять грызунов орудиями лова. 4.4.2. Дезинсекция В целях дезинсекции используют методы влажной или порошковидной обработки. Влажную дезинсекцию проводят специальными опрыскивателями путем поверхностного орошения стен и полов помещений инсектоакарицидами. Дусты распыляют вдоль стен, по щелям и углам. Истребление блох и клещей на прилегающей территории предполагает обработку имеющихся нор грызунов и проводят одновременно с дератизацией. Основным методом является дустация порошковидными препаратами. Осуществляют ручным способом путем внесения в норы дуста мерными ложками или с использованием ручных дустеров. Основными препаратами для обработки являются инсектициды на основе синтетических пиретроидов. 4.5. Оценка эпизоотического состояния пункта пропускаС целью повышения надежности проводимых профилактических мероприятий и совершенствования методов оценки эпизоотического состояния пунктов пропуска Территориальные управления и/или противочумные учреждения проводят: • анализ многолетних данных по транспортным связям, характера грузопотока и его объема; • анализ многолетних данных Территориальных органов и учреждений Роспотребнадзора по численности грызунов и насекомых-переносчиков чумы на транспортных объектах, на незастроенной территории транспортных организаций; • сбор эпидемиологической информации по природным очагам чумы, прилегающим к территории транспортных организаций, а также по природным очагам, из которых возможен завоз чумы; • определение сезонности эпизоотического процесса и степени риска завоза чумы; • расчет среднемноголетних сезонных показателей численности грызунов и насекомых-переносчиков чумы, необходимых для анализа сезонного и годового хода численности проблемных животных; • определение периодичности проведения эпизоотологического обследования на незастроенных территориях. Оценку основывают на постоянном наблюдении за популяциями носителей и переносчиков. Всегда следует использовать несколько методик для определения численности носителей и переносчиков. 5. Библиографические данные1. Федеральный закон № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». 2. Федеральный закон № 4730-1 от 1 апреля 1993 года «О Государственной границе Российской Федерации». 3. «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 года. 4. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации» № 60 от 19 января 1998 года. 5. Таможенный кодекс Российской Федерации № 61-ФЗ от 28 мая 2003 года. 6. Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.4.1328-03 «Санитарная охрана территории Российской Федерации». 7. Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.7.1380-03 «Профилактика чумы». 8. Санитарно-эпидемиологические правила СП 1.3.1285-03 «Безопасность работы с микроорганизмами I - II групп патогенности (опасности)». 9. Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.5.3.1129-02 «Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации». 10. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 3.5.2.1376-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих» 11. Методические указания МУ 3.4.1100-02 «Медицинский (санитарный) досмотр в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации». 12. Методические указания МУ 3.4.1127-02 «Санитарно-карантинный контроль в морских и речных портах, открытых для международных сообщений». 13. Методические указания МУ 3.4.1028-01 «Организация и проведение первичных мероприятий в случаях выявления больного (трупа), подозрительного на заболевания карантинными инфекциями, контагиозными вирусными лихорадками, малярией и инфекционными болезнями неясной этиологии, имеющими важное международное значение». 14. Методические указания МУ 3.4.1180-02 «Санитарно-карантинный контроль в аэропортах, открытых для международных сообщений». 15. Методические указания МУ 3.4.1179-02 «Санитарно-карантинный контроль на автомобильных пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации». 16. Методические указания МУ 3.1.1027-01 «Сбор, учет и подготовка к лабораторному исследованию кровососущих членистоногих - переносчиков возбудителей природно-очаговых инфекций». 17. Методические указания МУ 3.1.1029-01 «Отлов, учет и прогноз численности мелких млекопитающих и птиц в природных очагах инфекций». 18. Методические указания МУ 3.1.1098-02 «Организация и проведение эпидемиологического надзора в природных очагах чумы Российской Федерации». 19. Методические указания по дератизации на морских судах для судовых медицинских работников, Минздрав СССР № 286/12 от 30 декабря 1985 года. 20. Положение о санитарном надзоре на железнодорожном транспорте, № ЦУВС-6 от 14 мая 1992 года. 21. Международные медико-санитарные правила, 1969, 2005 гг. Приложение 1(обязательное)Укладка для проведения экстренной личной профилактики
Приложение 2(обязательное)Укладка для доставки в лабораторию трупов грызунов
Приложение 3(рекомендуемое)
Приложение 4(рекомендуемое)
Приложение 5(рекомендуемое)
Приложение 6(рекомендуемое)Методы учета численности грызунов и эктопаразитов в пунктах пропуска 1. Метод ловушко-суток (или ночей). Используются крупные живоловки, большие ловушки Геро для отлова крыс и малые ловушки Геро - для отлова мышей и полевок. Орудия лова выставляют из расчета - одна ловушка на 15 - 20 м2 площади обследуемых помещений. В качестве приманки используется черный хлеб с нерафинированным подсолнечным маслом. Минимальной учетной единицей является 100 ловушко-суток. Допустимо оставлять 50 ловушек на 2 - 3 суток с ежедневным их осмотром и изъятием отловленных зверьков. Показатель численности - процент попадаемости на 100 ловушко-суток (ночей). 2. Метод визуального обследования с глазомерно-балльной оценкой. Применяется для оперативного обследования поскольку позволяет быстро получить оценочные сведения по заселенности транспортных средств и строений. Учет численности грызунов довольно приблизительный. Применяется следующая градация определения численности грызунов этим методом: «Нет» - следы жизнедеятельности грызунов не обнаружены в течение последнего месяца (проверяется по санитарному журналу); «Единично» - следы жизнедеятельности единичны в оптимальных местах жизнедеятельности грызунов и нет жалоб членов экипажа или сотрудников. «Мало» - следы жизнедеятельности грызунов отмечаются только в оптимальных местах жизнедеятельности. Отмечается небольшая активность грызунов в ночное время. «Много» - следы жизнедеятельности отмечаются практически повсеместно, имеются повреждения крысами дверей и переборок. Отмечается дневная активность грызунов; массовые жалобы членов экипажа на наличие грызунов, а также на укусы грызунами, клещами и блохами. 3. Опрос обслуживающего персонала. Часто дает объективную картину наличия или отсутствия грызунов. Приоритетность применения того или иного метода учета численности грызунов определяется из конкретных задач эпизоотологического обследования. 4. Метод пылевых площадок. Это самый чувствительный метод выявления грызунов на объектах. С его помощью определяется наличие и степень заселенности грызунами объектов. Стандартные пылевые площадки закладываются из расчета одна пылевая площадка на 20 м2 на крупных объектах и на 10 м2 - в небольших помещениях. Пылевые площадки или пылевые дорожки закладываются следующим способом: в консервную банку насыпают какие-либо сыпучие вещества (мел, тальк, мучные сметки и т.д.), завязывают однослойной марлей и затем, потряхивая ею, напыляют площадку размером 20×30 см или дорожку шириной 10 см и длиной 30 см в местах расположения грузов пищевого характера, вдоль бортов и переборок, в углах помещений, на камбузе и его подсобных помещений, вокруг бухт канатов и т.д.). На рыбопромысловых судах пылевые площадки, кроме перечисленных мест, закладываются в цехах по разделке и переработке рыбы, продуктов моря, около грузовых лифтов и холодильников. При погрузке некоторых грузов могут образовываться естественные запыленные участки палубы, помещений и т.д., на которых можно проследить пути передвижения грызунов. Во влажных помещениях площадки рекомендуется делать из талька. Показателем численности служит процент заслеженных площадок, вычисленный суммарно для всех помещений объекта (судна, ангара, склада, вагона и т.д.) или по отдельным его помещениям и частям. 5. Учет эктопаразитов с помощью клеевых листов. Применяют при обследовании строений. Клеевые листы размером 20×30 см раскладывают на ночь в укромных местах помещений (один лист на 5 м2 пола). Показателями численности служат индекс обилия - количество особей эктопаразитов на 10 м2 пола или на 1 клеевой лист и индекс встречаемости - процент объектов с эктопаразитами от общего числа обследованных объектов. 6. Сбор эктопаразитов на фланелевый флаг. Применяется при учетах блох в строениях и при учетах иксодовых клещей в природе. Фланелевый флаг размером 70×100 см протаскивают по поверхности поля или по земле. Показателями численности блох являются те же, что и при учете их на клеевые листы. Обилие клещей выражается числом особей на единицу маршрута (1 км) или время движения по маршруту (1 час) одного учетчика. При обследовании небольших территорий за единицу учета можно взять меньшие величины (метры, минуты), но всегда постоянные. 7. Учет численности эктопаразитов на животных. Показателем является индекс обилия - среднее число эктопаразитов данного вида, приходящееся на одну особь хозяина. Учитываются все осмотренные животные, в том числе и без эктопаразитов. Приложение 7(справочное)Предпочитаемые места обитания грызунов на различных типах судов 1. На сухогрузных судах излюбленными местами обитания грызунов являются камбуз и прилегающие к нему помещения, прачечная, подшкиперские, трюмы по перевозке привлекательных для грызунов грузов. Довольно часто грызуны обнаруживаются на палубах, под кожухом коммуникаций и местах нахождения контейнеров с пищевыми отходами, в бухтах канатов, подволоках, шлюпках. 2. На балкерах грызуны встречаются в помещении пищеблока, подшкиперских, туннелях гребного вала. 3. На контейнеровозах грызуны встречаются в трюмах, помещениях пищеблока, продуктовых кладовых. 4. На судах типа Ро-Ро (горизонтальной загрузки) грызуны встречаются чаще на палубах «А», «В», «С», «Д», реже - на палубе «О»), в помещениях пищеблока, продуктовых кладовых. 5. На нефтеналивных и технических судах грызуны встречаются реже, чем на судах других типов, так как условия обитания их здесь неудовлетворительны. Грызунов здесь можно обнаружить в продуктовых кладовых, в шланговых помещениях, на камбузе, подшкиперской. 6. На рефрижераторных судах места обитания грызунов те же, что и на других типах судов. Грызуны, особенно мыши, часто встречаются в холодильных трюмах. 7. На пассажирских и грузопассажирских судах обнаруживается в основном домовая мышь, которая наиболее часто встречается в грузовых трюмах, продуктовых кладовых, помещениях пищеблоков, в пассажирских каютах, колодцах лифтов, в трюме-гараже. 8. На рыбопромысловых судах и судах, связанных с переработкой, хранением и перевозкой рыбной продукции грызуны, чаще крысы, встречаются практически во всех помещениях, но излюбленными местами их обитания являются цеха по переработке рыбы, трюмы сетей, рыбной муки, камбуз, помещения грузовых лифтов.
|