ОДМ 218.4.020-2014 ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ТРУДОЗАТРАТ ___________________________________________________ ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО МОСКВА 2014 Предисловие 1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Московский государственный университет путей сообщения» при участии ЗАО «СибНИТ». 2 ВНЕСЕН Управлением эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства. 3 ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 14.10.2014 № 1952-р. 4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР. 5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ. СОДЕРЖАНИЕ ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
1 Область примененияНастоящий отраслевой дорожный методический документ (далее - методический документ) является актом рекомендательного характера в дорожном хозяйстве, содержащим рекомендации по определению трудозатрат на выполнение работ по обследованию и испытаниям искусственных сооружений на автомобильных дорогах. Настоящий методический документ применяется при определении стоимости выполнения диагностики, обследований, испытаний и оценки технического состояния мостовых сооружений на автомобильных дорогах, а также некоторых типов искусственных сооружений - водопропускных труб, береговых частей паромных переправ, подземных пешеходных переходов на федеральных автомобильных дорогах на протяжении всего жизненного цикла - вновь построенных, эксплуатируемых, после выполнения ремонта, капитального ремонта и реконструкции. Положения настоящего методического документа предназначены для применения специализированными организациями, выполняющими работы по обследованию и испытаниям мостовых сооружений, отдельным видам работ строительного контроля, а также федеральными управлениями автомобильных дорог и управлениями автомобильных магистралей, межрегиональными дирекциями по строительству автомобильных дорог федерального значения, территориальными органами управления дорожным хозяйством субъектов Российской Федерации при организации обследования, испытании мостовых сооружений в соответствии с правилами применения документов технического регулирования в сфере дорожного хозяйства [1]. 2 Нормативные ссылкиВ настоящем методическом документе использованы нормативные ссылки на следующие документы: ГОСТ 1497-84 Металлы. Методы испытаний на растяжение ГОСТ 4919.1-77 Реактивы и особо чистые вещества. Методы приготовления растворов индикаторов ГОСТ 6996-66 Сварные соединения. Методы определения механических свойств ГОСТ 9454-78 Металлы. Метод испытания на ударный изгиб при пониженных, комнатной и повышенных температурах ГОСТ 10060-2012 Бетоны. Методы определения морозостойкости ГОСТ 10180-2012 Бетоны. Методы определения прочности по контрольным образцам. ГОСТ 10181-2000 Смеси бетонные. Методы испытаний ГОСТ 12004-81 Сталь арматурная. Методы испытания на растяжение ГОСТ 12346-78 Стали определения кремния ГОСТ 12347-77 Стали определения фосфора ГОСТ 12348-78 Стали определения марганца ГОСТ 12350-78 Стали легированные и высоколегированные. Методы легированные и высоколегированные. Методы легированные и высоколегированные. Методы легированные и высоколегированные. Методы определения хрома ГОСТ 12351-2003 Стали легированные и высоколегированные. Методы определения ванадия ГОСТ 12352-81 Стали легированные и высоколегированные. Методы определения никеля ГОСТ 12355-78 Стали легированные и высоколегированные. Методы определения меди ГОСТ 12730.0-78 Бетоны. Общие требования к методам определения плотности, влажности, водопоглощения, пористости и водонепроницаемости ГОСТ 12730.1-78 Бетоны. Методы определения плотности ГОСТ 12730.2-84 Бетоны. Методы определения влажности ГОСТ 12730.3-78 Бетоны. Методы определения водопоглощения ГОСТ 12730.4-78 Бетоны. Методы определения показателей пористости ГОСТ 12730.5-84 Бетоны. Методы определения водонепроницаемости ГОСТ 15140-78 Материалы лакокрасочные. Методы определения адгезии ГОСТ 17624-2012 Бетоны. Ультразвуковой метод определения прочности ГОСТ 18105-2010 Бетоны. Правила контроля и оценки прочности ГОСТ 20911-89 Техническая диагностика. Термины и определения ГОСТ 22536.0-87 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Общие требования к методам анализа ГОСТ 22536.1-88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения общего углерода и графита ГОСТ 22536.2-87 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения серы ГОСТ 22536.3-88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения фосфора ГОСТ 22536.4-88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения кремния ГОСТ 22536.5-87 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения марганца ГОСТ 22536.6-88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения мышьяка ГОСТ 22536.7-88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения хрома ГОСТ 22536.8-87 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения меди ГОСТ 22536.9-88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения никеля ГОСТ 22536.10-88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения алюминия ГОСТ 22690-88 Бетоны. Определение прочности механическими методами неразрушающего контроля ГОСТ 22904-93 Конструкции железобетонные. Магнитный метод определения толщины защитного слоя бетона и расположения арматуры ГОСТ 24450-80 Контроль неразрушающий магнитный. Термины и определения ГОСТ 28570-90 Бетоны. Методы определения прочности по образцам, отобранным из конструкций ГОСТ 31993-2013 Материалы лакокрасочные. Определение толщины покрытия ГОСТ Р 54859-2011 Здания и сооружения. Определение параметров основного тона собственных колебаний СНиП 2.05.03-84* Мосты и трубы СНиП 3.06.07-86 Мосты и трубы. Правила обследования и испытаний СП 126.13330.2012 Геодезические работы в строительстве 3 Термины и определенияВ настоящем методическом документе применены следующие термины с соответствующими определениями: аппарель: переходный пролет, опирающийся одним концом на берег, а другим на пролетное строение наплавного моста, либо береговой понтон паромной переправы. внешний транспорт: Проезд работников и перевозка оборудования и материалов от базового местонахождения организации, выполняющей обследования, до объекта обследования и обратно. водопропускная труба: Искусственное дорожное сооружение, служащее для пропуска малых расходов воды под насыпью автомобильной дороги, имеющее грунтовую засыпку над сооружением и лоток в уровне дна водотока. диагностика искусственных сооружений: Особый тип обследования искусственных сооружений, выполняемый по установленному алгоритму технического диагностирования, включающему процедуру получения на натурных объектах данных местоположении, особенностях конструкции, технических параметрах и дефектах сооружения, оценку технического состояния и составление технического паспорта, а также внесение при необходимости этих данных в автоматизированную информационную систему по искусственным сооружениям (АБДМ). искусственное дорожное сооружение (искусственное сооружение): сооружение, обеспечивающее движение транспортных средств, пешеходов, пропуск животных, в местах пересечения в разных уровнях автомобильных дорог, с иными путями сообщения, а также естественными или искусственными препятствиями, и в местах неблагоприятных природных воздействий (камнепад, сход лавин и т.п.). камеральные работы: Работы по обработке и анализу результатов полевых работ, а также по подготовке отчетной документации по обследованию, включая расчетные и графические работы. искусственное сооружение в теле насыпи: Инженерное сооружение, устраиваемое в теле насыпи автомобильной дороги для пропуска водного потока, транспорта, пешеходов, коммуникаций, животных. мостовое сооружение: Искусственное сооружение на дороге, состоящее из пролетных строений, опор, а также других конструкций, предназначенное для пропуска через препятствия транспортных средств, пешеходов, водотоков, селей, скота, коммуникаций различного назначения. обследование искусственных сооружений: Контроль технического состояния, осуществляемый согласно требованиям действующих нормативных документов с целью выявления технического состояния, разработки рекомендаций по устранению и предупреждению возникновения дефектов, по дальнейшей эксплуатации, ремонту, капитальному ремонту, реконструкции сооружений или в других целях. специализированный периодический (сезонный) осмотр: Обследование, выполняемое специализированной организацией в рамках периодического осмотра (как правило - весеннего, осеннего) согласно действующим отраслевым документам с целью обновления базы данных автоматизированной информационной системы АБДМ актуальной информацией по параметрам дефектности, планирования ремонтных работ и обоснования текущих оценок уровня технического состояния сооружений. типовой состав основных работ по обследованию: стандартный набор обследовательских работ, необходимый для достижения целей для данного вида обследований. Примечание - Стандартные наборы обследовательских работ (стандартные перечни работ) по различным типам обследований даны в ОДМ 218.4.001-2008. тоннель пешеходный (подземный пешеходный переход): Подземное инженерное сооружение для прохода пешеходов под автомобильной дорогой. уровень технического состояния: Степень соответствия нормативным требованиям постоянных геометрических параметров, технических показателей и потребительских свойств эксплуатируемых сооружений. точка проверки: Терминологическое понятие АБДМ, обозначающее отдельный элемент несущей конструкции или отдельную несущую конструкцию сооружения, характеризующийся определенным показателем несущей способности (предельным значением) на соответствующий вид внешнего воздействия. полевые работы: Работы, выполняемые непосредственно на объекте. полная длина мостового сооружения: Расстояние между наиболее удаленными друг от друга точками конструктивных элементов концевых опор, измеренное по продольной оси. Примечание - При отсутствии концевых опор за полную длину моста принимают расстояние между наиболее удаленными точками конструктивных элементов крайних пролетных строений. Если мост в плане «косой», расстояние определяют по той продольной оси, которая дает максимальное значение, но не в перекрест для левой и правой стороны моста. Переходные плиты в длину моста не включают. полная ширина мостового сооружения: Максимальная ширина между крайними габаритными точками конструкций мостового сооружения. экспедиционные условия: Условия выполнения обследовательских работ, при которых работники не могут ежедневно возвращаться к месту постоянного проживания. В этом случае им в соответствии с действующими нормами компенсируются командировочные расходы или выплачивается полевое довольствие. Остальные термины с соответствующими определениями приняты в соответствии с ГОСТ 20911-89, ГОСТ 24450-80, Федеральным законом «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ. 4 Обозначения и сокращенияВ настоящем методическом документе применены следующие обозначения и сокращения: АБДМ: Прикладная автоматизированная информационная система по искусственным сооружениям Федерального дорожного агентства. ППР: Планово-предупредительные работы (ремонт). 5 Общие положенияРаботы по обследованию мостовых сооружений на автомобильных дорогах включают четыре основных этапа: - подготовительные работы, сбор исходных данных; - полевые работы по обследованию; - камеральные работы, оценка технического состояния; - формирование/обновление данных АБДМ. По месту проведения основные работы по обследованию и испытаниям разделяются на полевые работы, проводимые на объектах в полевых условиях и (или) носящие экспедиционный характер, и работы, выполняемые в условиях стационара - камеральные. К полевым работам относят работы, которые имеют выездной характер, в том числе, возможно, часть работ по сбору исходных данных. Для выполнения полевых работ формируют бригады из нескольких человек. Камеральные работы проводят, как правило, на основном месте работы сотрудников организации, выполняющей обследование. К камеральным работам относят обработку информации, полученной в результате выполнения полевых работ, конструкторские работы, графические работы, лабораторные работы, расчетные работы, составление отчетной документации и занесение информации в АБДМ. Состав предоставляемой отчетной документации определяют в технических заданиях. Различают девять основных видов обследования (тип 1 - тип 9), предусмотренных ОДМ 218.4.001-2008 [2]. С целью упрощения и возможности автоматизации подсчета трудозатрат на выполнение работ по обследованию все обследовательские работы делят на основные работы и дополнительные [2]. Каждый вид обследования согласно поставленным целям характеризуется определенным типовым составом основных обследовательских работ. Дополнительные работы выполняют при необходимости. Перечень необходимых дополнительных работ по обследованию и испытаниям сооружений и их объем формируют индивидуально по каждому сооружению в зависимости от типа обследования, целей и задач проведения обследования, конструктивных особенностей, технического состояния, полноты исходных данных в имеющейся технической документации на обследуемое сооружение, от условий проведения обследования. Кроме этого, в отдельный тип обследования (тип 10) выделен специализированный периодический (сезонный) осмотр, проводимый с целью своевременного обновления ранее введенных в АБДМ данных по параметрам дефектности, конструктивных изменений, планирования ремонтных работ и обоснования текущих оценок уровня технического состояния сооружений, поддержания этих данных в актуальном состоянии. Специализированные периодические осмотры выполняют при наличии уже сформированной базы данных АБДМ. В случае осуществления контроля технического состояния мостовых сооружений ежегодным выполнением специализированных сезонных осмотров, необходимость и сроки проведения иных видов обследования определяют для каждого сооружения индивидуально, руководствуясь фактической потребностью в таких мероприятиях на основании имеющейся информации о текущем состоянии конкретного сооружения. При проведении специализированных периодических осмотров выполняют следующие виды работ: • Визуальный, органолептический осмотр сооружения с фиксацией имевшихся и вновь возникших дефектов и степени их развития (при необходимости с использованием инструментальных и приборных измерений, если осуществляется периодический инструментальный мониторинг степени развития какого-либо дефекта или дефектов). • Фотографирование дефектов. • Фиксация изменений конструктивных характеристик сооружения, если такие изменения произошли в результате проведения планово-предупредительных работ (ППР) за период с предыдущего освидетельствования. • Фотографирование общих видов конструкций с учетом произошедших конструктивных изменений. • Фиксация изменений в перечне и объемах работ нормативного содержания, если такие изменения произошли в результате проведения планово-предупредительных работ за период с предыдущего освидетельствования. • Фиксация изменений в перечне и объемах работ сверхнормативного содержания, если такие изменения произошли в результате проведения планово-предупредительных работ или дополнительного развития дефектности за период с предыдущего освидетельствования. • Камеральная обработка материалов осмотра. • Внесение зафиксированных изменений в АБДМ по конструктивным характеристикам (в том числе фотографии и чертежи), дефектности (в том числе фотографии), работам нормативного и сверхнормативного содержания. • Корректировка грузоподъемности и условий пропуска нагрузок при изменении параметров сооружения, снижающих или повышающих грузоподъемность. • Уточнение уровня технического состояния сооружения по результатам осмотра. • Выработка предложений по номенклатуре и режиму проведения дальнейших мероприятий по контролю технического состояния сооружения, а также по режиму эксплуатации сооружения. 6 Расчет трудозатрат на типовой состав основных работ по обследованиюТрудозатраты на выполнение типового состава основных работ по обследованию мостовых сооружений относят к единице фиксированного объема сооружения, а именно - к квадратному метру площади сооружения. За базовое сооружение принято мостовое сооружение с типовыми балочными разрезными пролетными строениями из обычного железобетона, и обследуемое в обычных условиях при наличии возможности осмотра конструкций без применения специальных смотровых обустройств и спецтехники или при обеспечении эксплуатирующей организацией доступа к несущим конструкциям с помощью временных подмостей и смотровых приспособлений в соответствии с п. 4.9 СП 79.13330.2012 [13]. Усложняющие или упрощающие факторы учитываются корректирующими коэффициентами. Общую нормативную величину трудозатрат на выполнение типового состава основных работ по обследованию сооружения определяют по формуле: где: Тo - общая нормативная величина трудозатрат на выполнение типового состава основных обследовательских работ (чел. дн.); F - общая площадь сооружения, м2. А, С, m, KTO - коэффициенты, зависящие от типа обследования - произведение корректирующих коэффициентов Ki, учитывающих изменение общей нормативной величины трудозатрат на выполнение типового состава основных работ по обследованию сооружений от различных влияющих факторов. Общую площадь мостового сооружения вычисляют умножением полной длины мостового сооружения на полную ширину мостового сооружения. Общую площадь водопропускной трубы, подземного пешеходного перехода и иных сооружений тоннельного типа вычисляют умножением полной длины сооружения на ширину отверстия (для одноочковых труб и сооружений тоннельного типа) или на сумму ширин отверстий (для многоочковых труб и сооружений тоннельного типа). Для пешеходных мостов и подземных пешеходных переходов общую площадь сооружения вычисляют с учетом горизонтальных проекций площадей всех сходов (выходов). Для наплавных мостов общую площадь определяют с учетом площади аппарелей. В общую площадь понтонных паромных переправ включают площадь пирсов и аппарелей. Площадь паромов, относящихся к транспортным речным средствам, регулируемым речным регистром, не учитывают. Коэффициенты А, С, m, KTO в формуле (1) принимают по таблице 1.1: Таблица 1.1 - Значения коэффициентов А, С, m, KTO
Значения корректирующих коэффициентов Ki к общей нормативной величине трудозатрат на выполнение типового состава основных работ по обследованию сооружений приведены в таблице 1.2. Таблица 1.2 - Значения корректирующих коэффициентов Ki, учитывающих усложняющие (упрощающие) факторы
Kn - корректирующий коэффициент, учитывающий полноту выполнения работы или комплекса работ, определяется расчетом долевого значения выполняемых отдельных работ в общем объеме основных работ, например по ОДМ 218.4.001-2008 [2]. Коэффициент Kn применяют, в частности, при определении стоимости работ при неполных обследованиях по типу 9. При применении одновременно нескольких корректирующих коэффициентов сложности конструкции результирующий коэффициент сложности конструкции определяют произведением частных коэффициентов сложности Kci. Например, для неразрезного сталежелезобетонного пролетного строения результирующий коэффициент сложности конструкции будет равен Kc = 1,2 × 1,05 = 1,26. Для мостовых сооружений с несколькими типами пролетных строений итоговый коэффициент сложности Kc следует вычислять суммированием всех частных коэффициентов сложности Kci, помноженных на весовые доли от суммарной длины пролетных строений в мостовом сооружении по формуле:
где k - число разнотипных пролетных строений; - произведение частных коэффициентов сложности (m - число применяемых частных коэффициентов сложности); Li - полная длина пролетного строения i-гo типа; Lобщ - суммарная длина всех пролетных строений мостового сооружения. При наличии нескольких усложняющих факторов коэффициенты сложности работ применяются по каждому фактору. Итоговый коэффициент сложности работ определяется перемножением частных коэффициентов сложности работ Kpi. Коэффициент на промежуточные отчетные документы Kпд применяют в случаях, если предусмотрена поэтапная сдача Заказчику промежуточных материалов обследования, оформленных в виде промежуточного заключения или отчета. В случае предоставления нескольких промежуточных отчетных документов, коэффициент применяют отдельно за составление каждого отчетного документа. При испытаниях сооружений длиной свыше 40 м до 150 м включительно значение коэффициента Kи на проведение обследования с испытаниями принимают по линейной интерполяции. В трудозатраты на выполнение типового состава основных работ по обследованию мостовых сооружений включены трудозатраты на расчеты грузоподъемности одного типового балочного разрезного пролетного строения, выполненного из обычного или преднапряженного железобетона (базового мостового сооружения). В остальных случаях трудозатраты на выполнение расчетов грузоподъемности следует учитывать индивидуально. В том числе, и когда расчеты грузоподъемности не требуются вовсе. При этом для расчета трудоемкости основных работ по обследованию применяют параметры по таблице 1.1, соответствующие случаям выполнения обследования при отдельном учете затрат на расчеты грузоподъемности. Трудозатраты на выполнение расчетов грузоподъемности получают отдельным расчетом, исходя из требуемого количества точек проверки и сложности расчета сечений по формуле
где Тр - величина трудозатрат на выполнение расчетов грузоподъемности мостового сооружения; Тпр - нормативная величина трудозатрат на одну точку проверки при выполнении расчетов грузоподъемности типового балочного разрезного пролетного строения из обычного железобетона. Трудозатраты на одну точку проверки при выполнении расчетов грузоподъемности типового балочного разрезного пролетного строения из обычного железобетона принимают согласно приложению Б 0,64 чел. дн.; Ni = число проверок (точек проверки) в проверяемом сечении, принимают согласно СНиП 2.05.03-84*, СП 35.13330.2011 [4] с учетом фактического состояния дефектных конструкций; k = число проверяемых сечений; Kcpi = коэффициенты сложности расчета грузоподъемности. Число проверяемых сечений и коэффициенты сложности расчета грузоподъемности принимают согласно приложению Г. Если конструкции имеют дефекты, то расчеты грузоподъемности выполняют с учетом их влияния на несущую способность, соответственно на грузоподъемность, дефектной части конструкции при этом количество точек проверки может быть больше. При выполнении расчетов грузоподъемности в качестве самостоятельной работы, выполняемой по отдельному контракту, в трудозатраты включают оформление отчетной документации и другие сопутствующие работы. Нормативные величины трудозатрат на 1 м2 площади на обследование мостового сооружения в нормальных условиях с типовыми балочными разрезными пролетными строениями из обычного железобетона, рассчитанные по формуле (1) в качестве справочного материала приведены в таблице 1.3. Таблица 1.3 - Нормативная величина трудозатрат на обследование мостовых сооружений с типовыми балочными разрезными пролетными строениями рассчитанная на 1 м2 общей площади мостового сооружения
Работы по обследованию подводных и подземных частей конструкций, а также недоступных элементов и частей конструкций не относятся к основным работам. Работы по обследованию подводных и подземных частей конструкций, а также элементов и частей конструкций, для обследования которых требуются временные подмости и дополнительные смотровые приспособления, при условии необеспечения их эксплуатирующей организацией (т.е. необеспечения п. 4.9 СП 79.13330.2012 [13]), не относятся к основным работам. В этих случаях, при организации подводных и подземных обследований, устройства временных подмостей и дополнительных смотровых приспособлений, в том числе эксплуатации передвижных люлек и платформ на базе авто- или железнодорожного транспорта, силами подрядной обследовательской организации, данные работы должны быть учтены индивидуальными сметами, обосновывающими стартовые цены, в случае Госзакупки, или как дополнительные к основным работы при других формах договорных работ. Для полевых работ следует учитывать расходы по внешнему транспорту, которые определяются либо по фактическим затратам, либо в процентах от сметной стоимости работ, выполняемых в полевых (экспедиционных) условиях по ОДМ 218.4.001-2008 [2]. Эти расходы предусматривают компенсацию затрат Исполнителю, связанных с проездом работников и перевозкой оборудования от постоянного местонахождения организации, выполняющей обследование и испытания, до объектов обследования и обратно. Осредненная доля трудозатрат на полевые работы в процентах от общей величины трудозатрат по обследованию приведена в ОДМ 218.4.001-2008 [2]. По этим данным получают затраты на внешний транспорт. Таблица 1.3 - Относительная величина трудозатрат на полевые работы в % от общей величины трудозатрат по обследованию
Примечание: * - числа в скобках принимают в случае выполнения обследования без расчетов грузоподъемности. При обосновании стартовой цены обследования величину расстояния проезда и перевозки в одном направлении принимают различной для густонаселенных и удаленных малонаселенных частей РФ в диапазоне от 25 до 1000 км, согласно таблице А.1 приложения А. Для расчета стартовой стоимости выполнения обследовательских работ по полученной величине трудозатрат может использоваться базовая тарифная ставка 1 разряда с разрядным коэффициентом соответствующим 12 разряду, установленная действующими положениями Федерального отраслевого соглашения по дорожному хозяйству или иными действующими отраслевыми документами, рекомендующими уровень оплаты труда инженерного работника в дорожной отрасли. 7 Расчет трудозатрат на дополнительные работы при обследованииДополнительными работами при обследовании мостовых сооружений являются работы, не вошедшие в стандартный перечень для конкретного типа обследования. Такие работы включаются в комплекс обследовательских мероприятий не при каждом обследовании, а только при необходимости их выполнения на конкретном объекте для решения конкретной задачи. Согласно ОДМ 218.4.001-2008 [2] к дополнительным работам при различных типах обследования, например, относят: • исследование свойств материалов конструкций с помощью специальных неразрушающих или частично разрушающих методов (например, ультразвуковых, отрыва со скалыванием, метода потенциалов, метода акустической эмиссии, исследование содержания хлоридов в бетоне методом прямой потенциометрии и др.); • исследование напряжений в бетоне, стали, в напрягаемой арматуре; • проверка состояния скрытых деталей конструкций путем их обнажения - местные вскрытия арматуры в железобетонных элементах; • местные вскрытия дорожной одежды; • вскрытие контрольных шурфов, отбор проб и кернов строительных материалов и выполнение лабораторных испытаний материалов; • исследования русла водотока - измерение профиля русла в створе мостового сооружения и вокруг русловых опор; • подводное обследование опор; • исследование состояния частей сооружения, расположенных в грунте; • исследование грунтов оснований бурением, выполнение лабораторных испытаний грунтов; • лабораторные анализы воды водотока; • исследование фундаментов опор, определение глубины заложения фундаментов; • расчеты грузоподъемности мостовых сооружений с типовыми балочными пролетными строениями (для обследований по типам 2, 3, 4, 6, 7, 9); • расчеты грузоподъемности мостовых сооружений с нетиповыми конструкциями. • Расчеты грузоподъемности опор. • расчеты несущей способности оснований и фундаментов; • другие специальные работы и исследования, в том числе подводные и подземные обследования, устройство временных подмостей и дополнительных смотровых приспособлений, в том числе эксплуатация передвижных люлек и платформ на базе авто- или железнодорожного транспорта, в случаях необеспечения п. 4.9 СП 79.13330.2012 [13]. Перечень необходимых дополнительных работ по обследованию и испытаниям мостовых сооружений и их объем согласно ОДМ 218.4.001-2008 [2] формируется индивидуально по каждому мостовому сооружению в зависимости от типа обследования, от целей и задач проведения обследования, от конструктивных особенностей обследуемого сооружения, его технического состояния, полноты исходных данных в имеющейся технической документации на обследуемое сооружение, от условий проведения обследования. Задачи, которые в большинстве случаев не удается решить выполнением основных работ стандартных перечней, и для решения которых требуется выполнение дополнительных работ, можно объединить в следующие пять основных групп: • Расчеты грузоподъемности. • Измерение труднодоступных (скрытых) конструкций, частей, элементов, деталей объекта исследований. • Контроль свойств материалов объекта исследований и их взаимодействия. • Выявление и определение параметров скрытых дефектов, находящихся внутри объекта исследований. • Контроль напряженно-деформированного состояния, прочностных и динамических характеристик объекта исследований. В таблице Б.1 приложения Б приведены результаты расчета трудозатрат на выполнение дополнительных работ, наиболее часто выполняемых при обследовании и оценке технического состояния мостовых сооружений. Характеристики производственных процессов в таблице Б.1 приняты для нормальных условий выполнения работ. В остальных случаях к трудозатратам на дополнительные работы применяют коэффициенты сложности работ Kpi по таблице 1.2. При обследовании сооружений обычно применяют выборочный измерительный контроль. Полноту этого контроля, методы и средства технического диагностирования выбирают из условия обеспечения достоверности полученных результатов диагностирования (контроля технического состояния) действительному техническому состоянию объекта. Объем выполняемых измерений назначают с учетом обеспечения достаточной точности получаемых результатов, достоверности полученных результатов диагностирования и обеспечения соответствия полученных оценок технического состояния действительному техническому состоянию объекта. Необходимые виды инструментальных измерений, количество створов, поперечников, мест, по которым проводят измерения, намечают в программе обследований и уточняют на месте с учетом задач, поставленных в техническом задании, конструктивных особенностей сооружения, наличия и результатов проведенных ранее инструментальных измерений и других обстоятельств. Назначение объемов выполнения приборных и инструментальных измерений при обследовании и оценке технического состояния мостовых сооружений производят в соответствии с рекомендациями, которые приведены в соответствующих ОДМ [5 - 12]. Приложение АТаблица А.1 - Расходы по внешнему транспорту, принимаемые при обосновании стартовой цены обследования мостовых сооружений при проведении конкурсных торгов в различных регионах
Приложение БТрудозатраты на некоторые виды дополнительных работ Таблица Б.1 - Величина трудозатрат на некоторые виды дополнительных работ
Приложение ВТрудозатраты при проведении магнитной дефектоскопии конструкций мостовых сооружений В.1 Нормативы трудозатрат при проведении магнитной дефектоскопии конструкций мостовых сооружений Таблица В.1.1 Нормативы трудозатрат на проведение магнитной дефектоскопии вант мостовых сооружений
Таблица В.1.2 Нормативы трудозатрат на проведение магнитной дефектоскопии металлических конструкций (основного металла) мостовых сооружений
Таблица В.1.3 Нормативы трудозатрат на проведение магнитной дефектоскопии железобетонных конструкций (преднапряженной арматуры) мостовых сооружений
В.2 Таблицы коэффициентов трудозатрат при проведении магнитной дефектоскопии конструкций мостовых сооружений Таблица В.2.1. Kсэ - коэффициент в зависимости от срока эксплуатации мостового сооружения
Таблица В.2.2. Kм - коэффициент в зависимости от конструктивных особенностей мостового сооружения
Таблица В.2.3. Kк - коэффициент в зависимости от сложности конструкции
Таблица В.2.4. Kу - коэффициент в зависимости от условий производства работ
Таблица В.2.5. Kп - коэффициент, учитывающий препятствия на местности и сезонность
Таблица В.2.6. Kв - коэффициент, учитывающий тип обследования
Таблица В.2.7. Kпп - коэффициент, учитывающий необходимость подготовки поверхности объекта контроля
Таблица В.2.8. Kузк - коэффициент, учитывающий необходимость (после магнитного контроля) проведения подтверждения и уточнения координат и размеров дефектов при помощи ультразвукового дефектоскопа
Таблица В.2.9. Kдп - коэффициент, учитывающий ограничение доступа к контролируемой поверхности объекта контроля
Таблица В.2.10. Kн - коэффициент, учитывающий необходимость расчета несущей способности исследуемых конструктивных элементов мостового сооружения
Приложение ГТаблица Г.1 - Коэффициенты сложности расчета и число проверяемых сечений
Примечание: Число точек проверки дано для бездефектных конструкций. Если конструкции имеют дефекты, то расчеты грузоподъемности выполняют с учетом их влияния на грузоподъемность, дефектной части конструкции при этом количество точек проверки может быть больше. Библиография
Руководитель
организации-разработчика Проректор по научной работе _______________________________ В.М. Круглов
|