Система
добровольной сертификации ФГУ
«ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ОАО «ЦЕНТР ПРОЕКТНОЙ ПРОДУКЦИИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ» ПОРЯДОК ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ Руководящий документ МДС 12-55.2010
Москва 2016 Разработан ОАО «Центр проектной продукции в строительстве». Добровольная система сертификации в области охраны труда (ДССОТ) создана ФГУ ВНИИ охраны и экономики труда (зарегистрирована в Едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации № РОСС RU В516.04 ЛГОО от 08.08.2008 г.). ОАО «ЦПП» аккредитован (аттестат аккредитации № 002, зарегистрирован в реестре ЦО ДССОТ № РОСС RU В516.04 ЛГОО.11.002) в качестве Центрального органа отраслевой подсистемы ДССОТ по сертификации СУОТ строительных организаций. Подсистема предназначена для организации и проведения независимой и квалифицированной оценки соответствия СУОТ строительных организаций требованиям ГОСТ 12.0.230-2007. Оценка соответствия осуществляется органами по сертификации и экспертными центрами, которые проходят аккредитацию во ВНИИ охраны и экономики труда по представлению ОАО «ЦПП». Настоящий Руководящий документ определяет порядок функционирования указанной Подсистемы ДССОТ и содержит функции всех участников сертификации СУОТ, а также порядок проведения работ и оформления документов по сертификации. Документ предназначен для применения строительными организациями и органами по сертификации отраслевой подсистемы ДССОТ совместно с МДС 12-53.2010. Руководящий документ подготовлен канд. техн. наук В.А. Алексеевым - начальником Отдела охраны труда ОАО «ЦПП», руководителем ЦО отраслевой подсистемы ДССОТ. СОДЕРЖАНИЕ 1 ВВЕДЕНИЕВ связи с ослаблением государственного регулирования охраны труда на отраслевом уровне, а также установившейся неопределенностью по поводу обязательности применения ведомственных нормативных правовых актов по охране труда руководители строительных организаций перестали уделять вопросам охраны труда должное внимание, что неизбежно привело к ухудшению условий и охраны труда на строительных объектах. Для улучшения ситуации в области охраны труда необходимо внедрять в строительных организациях Систему управления охраной труда (СУОТ) с последующей сертификацией в области охраны труда. В соответствии с рекомендациями МОТ применение СУОТ в организации служит основанием для повышения результативности мероприятий охраны труда, а также является необходимым условием для создания социально ориентированного производства и проведения сертификации в области охраны труда. Нормативной основой для создания системы управления охраной труда в строительной организации является документация СУОТ. Структура документации СУОТ и порядок ее разработки и функционирования определены ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования». Данный стандарт разработан в соответствии с рекомендациями МОТ и служит основой для формирования национальной политики в области управления охраной труда, а также разработки и применения систем управления охраной труда на уровне организаций. В развитие этого нормативного акта ОАО «ЦПП» совместно с ВНИИ охраны и экономики труда подготовили руководящий документ МДС 12-53.2010 «Макеты распорядительных и регламентных документов системы управления охраной труда строительных организаций». На основе данного документа в строительных организациях разрабатывают и вводят в действие локальные нормативные акты, определяющие порядок разработки и реализации мероприятий СУОТ согласно требованиям ГОСТ 12.0.230-2007. Внедрение СУОТ в организации служит основанием для проведения оценки соответствия СУОТ требованиям ГОСТ 12.0.230-2007 в рамках добровольного подтверждения соответствия согласно положениям ГОСТ Р 12.0.007-2009 «ССБТ. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию». Для организации проведения работ по разработке и сертификаций СУОТ строительных организаций используется созданная ВНИИ охраны и экономики труда Добровольная система сертификации в области охраны труда (ДССОТ), регистрационный номер - РОСС RU В516. ЛГОО от 08.08.2008 г., в которой ОАО «ЦПП» аккредитован (аттестат аккредитации № 002, зарегистрирован в реестре ЦО ДССОТ № РОСС RU В516.04 ЛГОО. 11.002) в качестве Центрального органа отраслевой подсистемы ДССОТ по сертификации СУОТ строительных организаций. Подсистема предназначена для организации разработки и декларирования соответствия своей системы требованиям ГОСТ, а также для проведения независимой и квалифицированной оценки соответствия СУОТ строительных организаций требованиям ГОСТ 12.0.230-2007. Разработка СУОТ и декларирование СУОТ требованиям ГОСТ осуществляются строительными организациями своими силами или с привлечением экспертных центров, а оценка соответствия осуществляется органами по сертификации, которые так же, как и экспертные центры, проходят аккредитацию во ВНИИ охраны и экономики труда по представлению ОАО «ЦПП». В процессе сертификации устанавливается соответствие нормативным требованиям ГОСТ, а также руководящим документам подсистемы: состава и содержания распорядительных и регламентных документов СУОТ; своевременности и полноты реализации мероприятий СУОТ по снижению степени профессионального риска; достаточности мероприятий по совершенствованию СУОТ. Порядок функционирования подсистемы в рамках ДССОТ определяется настоящим руководящим документом. Этим документом определены функции всех участников сертификации СУОТ, а также порядок проведения работ и оформления документов по сертификации. Данный документ должен применяться совместно с вышеуказанным МДС 12-53.2010, который также является руководящим документом ДССОТ. Данная система сертификации в отличие от действующей обязательной системы сертификации работ в области охраны труда позволяет осуществлять сертификацию организации работ по охране труда, как это предусмотрено ныне действующей редакцией Трудового кодекса РФ. 2 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ2.1 Добровольная система сертификации в области охраны труда (ДССОТ) создана ФГУ «ВНИИ охраны и экономики труда» и зарегистрирована в Едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации - Peг. № РОСС RU В516.04 ЛГОО от 08.08.2008 г. Юридический адрес: 105043, г. Москва, Парковая 4-я ул., д. 29. Тел. (495) 164-39-59. Факс (495) 164-39-59. 2.2 В рамках ДССОТ ОАО «ЦПП» аккредитован (аттестат аккредитации № 002, зарегистрирован в реестре ЦО ДССОТ № РОСС RU В516.04 ЛГОО.11.002) в качестве Центрального органа отраслевой подсистемы ДССОТ по сертификации СУОТ строительных организаций. Юридический адрес: 127238, Москва, Дмитровское шоссе, 46, корп. 2. Тел. (495) 482-07-78; Факс (485) 482-42-65. 2.3 Основной целью Подсистемы является содействие методами и средствами сертификации поэтапному решению проблемы разработки и сертификации СУОТ на основе достоверной оценки результатов применения СУОТ, а также учета результатов сертификации при реализации механизма экономической заинтересованности работодателей в улучшении условий и охраны труда. 2.4 Подсистема предназначена для организации и проведения независимой и квалифицированной оценки соответствия СУОТ строительных организаций требованиям ГОСТ 12.0.230-2007. В рамках подсистемы предусматриваются следующие две формы оценки соответствия: для генподрядных организаций - сертификат соответствия; для субподрядных организаций - сертификат соответствия или декларация о соответствии. При функционировании подсистемы соблюдаются правила и принципы функционирования ДССОТ, а также установленные формы сертификатов соответствия. 3 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИНастоящий документ разработан в соответствии с положениями следующих законодательных, нормативных правовых и иных нормативных актов: Федерального закона «О техническом регулировании» от 27.12 2002 г. № 184-ФЗ (в ред. ФЗ от 30 декабря 2009 г. № 385-ФЗ) Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ (с изменениями) постановления Правительства РФ от 23.01.2004 № 32 (в ред. от 02.08.2005 № 486 и от 08.12.2008 № 917) «О регистрации и размере платы за регистрацию системы добровольной сертификации» постановления Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. № 163 «Об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия» постановления Минтруда России от 24 апреля 2002 г. № 28 «О создании системы сертификации работ по охране труда в организациях» ГОСТ 12.0.230-2007 «ССБТ. Системы управления охраной труда. Общие требования» ГОСТ Р 12.0.007-2009 «ССБТ. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию» ГОСТ Р 12.0.008-2009 «ССБТ. Системы управления охраной труда в организациях. Проверка (аудит)» ГОСТ Р 12.0.009-2009 «ССБТ. Системы управления на малых предприятиях. Требования и рекомендации по применению» СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования» Правила функционирования добровольной системы сертификации организаций, специалистов, продукции и технологических процессов в области охраны труда (ДССОТ). ВНИИ охраны и экономики труда МДС 12-53.2010 Макеты распорядительных и регламентных документов системы управления охраной труда в строительных организациях. РД отраслевой подсистемы СДССОТ МДС 12-49.2009 Макеты инструкций по охране труда для работников строительства. 4 ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯВ настоящем руководящем документе используются следующие основные термины и определения, в том числе: установленные ФЗ «О техническом регулировании» (в ред. ФЗ от 30 декабря 2009 г. № 385-ФЗ): аккредитация - официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия; декларирование соответствия - форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов; декларация о соответствии - документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов; заявитель - физическое или юридическое лицо, которое для подтверждения соответствия принимает декларацию о соответствии или обращается за получением сертификата соответствия, получает сертификат соответствия (в ред. Федерального закона от 01.05.2007 № 65-ФЗ); знак соответствия - обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национального стандарта; оценка соответствия - прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту; риск - вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда; сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров (в ред. Федерального закона от 01.05.2007 № 65-ФЗ); сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров (в ред. Федерального закона от 01.05.2007 № 65-ФЗ); добровольное подтверждение соответствия - форма подтверждения соответствия, осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации (ст. 21 в ред. Федерального закона от 01.05.2007 № 65-ФЗ); установленные Трудовым кодексом РФ (в ред. ФЗ от 25.11.2009 № 267-ФЗ): локальные нормативные акты - документы, устанавливающие нормы трудового права (ст. 5), принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников (ст. 8 и ст. 372); требования охраны труда - государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда (ст. 209); стандарты безопасности труда - правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и регламентирующие осуществление социально-экономических, организационных, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных мер в области охраны труда (ст. 209); сертификат соответствия организации работ по охране труда - документ, удостоверяющий соответствие проводимых работодателем работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда (ст. 209 в ред. ФЗ от 30.06.2006 № 90). 5 ОБЛАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДСИСТЕМЫ5.1 Объектами сертификации в подсистеме являются системы управления охраной труда (СУОТ) строительных организаций. В процессе сертификации устанавливается соответствие нормативным требованиям ГОСТ 12.0.230-2007, ГОСТ 12.0.007-2009 и регламентным документам СУОТ состава и содержания распорядительных и регламентных документов СУОТ, а также своевременности и полноты реализации мероприятий по профилактике профессиональных рисков и мероприятий по совершенствованию СУОТ. 5.2 Нормативную базу сертификации в подсистеме образуют законодательные и иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, включая: ФЗ «О техническом регулировании», Трудовой кодекс РФ; ГОСТ 12.0.230-2007, ГОСТ Р 12.0.007-2009; ГОСТ Р 12.0.008-2009; ГОСТ Р 12.0.010-2009; СНиП 12-03-2001 и др. взаимосвязанные с ними нормативные правовые акты, а также руководящие документы ДССОТ и ее отраслевой подсистемы, включая МДС 12-53.2010 и др. 5.3 Проведение работ в подсистеме осуществляют органы по сертификации и экспертные центры, аккредитация которых осуществляется центральным органом ДССОТ по представлению Центрального органа отраслевой подсистемы. 5.4 Проведение работы в органах по сертификации и экспертных центрах осуществляют эксперты по сертификации, подготовка и назначение которых осуществляется Центральным органом ДССОТ по представлению Центрального органа отраслевой подсистемы. 6 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ПОДСИСТЕМЫ6.1 Организационную структуру ДССОТ, обеспечивающую ее деятельность, образуют: ВНИИ охраны и экономики труда - организация, создавшая систему, которая действует в качестве ее Центрального органа; ОАО «Центр проектной продукции в строительстве» - организация, аккредитованная в качестве Центрального органа отраслевой подсистемы ДССОТ; аккредитованные органы по сертификации СУОТ строительных организаций; аккредитованные экспертные центры по разработке СУОТ. 6.2 В деятельности по добровольной сертификации в области охраны труда в организациях ВНИИ охраны и экономики труда выполняет функции: создает ДССОТ, устанавливает правила процедуры и управления для проведения сертификации в ней; формирует и реализует научно-техническую и экономическую политику в области сертификации работ по охране труда в организациях, нормативного обеспечения ДССОТ; устанавливает способы подтверждения соответствия работ по охране труда в организациях государственным нормативным требованиям охраны труда (схемы сертификации); определяет центральные органы отраслевых подсистем ДССОТ; устанавливает правила аккредитации и аккредитует органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры) на проведение работ по сертификации работ по охране труда в организациях; ведет государственный реестр участников и объектов сертификации работ по охране труда в организациях; устанавливает правила признания зарубежных сертификатов, знаков соответствия сертификации работ по охране труда в организациях и результатов испытаний; взаимодействует с Ростехрегулированием и Минздравсоцразвитием России по методическим вопросам сертификации работ по охране труда в организациях; готовит предложения о присоединении к международным (региональным) системам сертификации, взаимном признании результатов сертификации, участвует в установленном порядке в деятельности международных и региональных организаций по сертификации и стандартизации в области охраны труда; осуществляет государственный контроль и надзор и устанавливает порядок инспекционного контроля за соблюдением правил сертификации работ по охране труда в организациях и за сертифицированными работами по охране труда в организациях; рассматривает апелляции по вопросам сертификации работ по охране труда в организациях. 6.3 ВНИИ охраны и экономики труда формирует Совет ДССОТ. В состав Совета ДССОТ на общественных началах могут входить (по согласованию) представители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и заинтересованных органов государственного надзора и контроля, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающих вопросами охраны труда (государственные экспертизы условий труда), профессиональных союзов и их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, ассоциаций специалистов по охране труда, а также ведущих научно-исследовательских организаций в области охраны труда, сертификации и стандартизации. 6.4 Основной функцией Центрального органа отраслевой подсистемы является организация деятельности отраслевой подсистемы ДССОТ, в том числе: формирование и актуализация фонда нормативных документов, используемых при сертификации; разработка и ведение организационно-методических документов, устанавливающих порядок и правила функционирования органа по сертификации, в том числе устанавливающих порядок и правила проведения сертификации СУОТ; взаимодействие с органами по сертификации и экспертными центрами при изменении требований нормативных документов; организация повышения квалификации персонала органа; разработка и издание руководящих документов отраслевой подсистемы сертификации СУОТ; выявление необходимого количества и дислокации органов по сертификации (экспертных центров) и экспертов по сертификации; рассмотрение заявок на аккредитацию органов по сертификации и (экспертных центров), подготовка решений и передача в ЦО ДССОТ; формирование реестра участников и объектов сертификации работ по охране труда в организациях отраслевой подсистемы сертификации работ по охране труда в организациях и представление в ЦО ДССОТ информацию о них для включения в реестр ДССОТ; анализ практики сертификации СУОТ в организациях и подготовка предложений по ее совершенствованию; организация проведения обучения специалистов - экспертов органов по сертификации и экспертных центров; организация ведения отчетности. 6.5 При центральном органе отраслевой подсистемы сертификации работ по охране труда в организациях создается научно-методический центр отраслевой подсистемы сертификации работ по охране труда в организациях из числа компетентных в данной области организаций, который осуществляет: разработку организационно-методических документов отраслевых подсистем сертификации работ по охране труда в организациях; сбор и анализ информации о результатах деятельности по сертификации СУОТ в отраслевой подсистеме и представление ее центральному органу ДССОТ; оказание методической помощи участникам отраслевой подсистемы сертификации работ по охране труда в организациях и др. 6.6 Органы по сертификации осуществляют непосредственное проведение сертификации работ по охране труда в организациях в соответствии с областью аккредитации, и на них возлагаются следующие основные функции: формирование и совершенствование базы нормативных правовых актов, необходимых для сертификации работ по охране труда в организациях; проведение сертификации работ по охране труда в организациях по заявкам заявителей; оформление и выдача сертификатов соответствия работ по охране труда (сертификатов безопасности) (далее - сертификат безопасности); инспекционная проверка сертифицированных СУОТ организаций; приостановка либо отмена действия выданных сертификатов безопасности; представление заявителю по его требованию необходимой информации в пределах своей компетенции; ведение банка данных организаций - обладателей сертификатов безопасности; ведение реестра привлекаемых для целей сертификации работ по охране труда в организациях независимых организаций и экспертов по сертификации; подготовка и представление в ЦО ДССОТ отчетной информации и других сведений, необходимых для включения в государственный реестр участников и объектов сертификации работ по охране труда в организациях. 6.7 Экспертные центры оказывают организациям экспертные услуги по разработке документации СУОТ и ее внедрению, составлению декларации о соответствии, а также осуществляют экспертизу документации СУОТ и регистрацию. 6.8 Непосредственную работу в органе по сертификации осуществляют специалисты с обязательным участием экспертов по сертификации, аттестованных на право проведения одного или нескольких видов работ в области сертификации. 6.9 Заявители реализуют свои функции и права в соответствии с Правилами сертификации работ по охране труда. При этом заявители: составляют документы, отражающие результаты аттестации рабочих мест, представляют их органу по сертификации; подают заявку на сертификацию работ по охране труда в организациях; определяют соответствующие структуры и должностных лиц, представляющих организацию при проведении в ней сертификации работ по охране труда в организациях; обеспечивают беспрепятственный допуск в организацию должностных лиц и экспертов по сертификации для осуществления ими своих полномочий; при отрицательных результатах сертификации работ по охране труда в организациях разрабатывают комплекс мероприятий по приведению объектов сертификации в соответствие с требованиями нормативных правовых актов по охране труда; обеспечивают поддержание на сертифицированных объектах условий труда, отвечающих требованиям охраны труда, на соответствие которым объекты были сертифицированы. 7 ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ АККРЕДИТАЦИИ ЭКСПЕРТНЫХ ЦЕНТРОВ И ОРГАНОВ СЕРТИФИКАЦИИ7.1 В качестве органа по сертификации СУОТ аккредитуются организации, имеющие опыт работы в качестве экспертных центров в системе ДССОТ или органов сертификации ССОТ. В качестве экспертных центров аккредитуются организации, имеющие опыт работы по оказанию услуг строительным организациям в области охраны труда. 7.2 Заявитель должен соответствовать следующим критериям аккредитации: а) наличие системы учета и документирования результатов выполнения работ по подтверждению соответствия, в том числе утвержденных руководителем органа по сертификации или экспертного центра правил организации делопроизводства, ведения архива по сертификации, регистрации документации СУОТ (с указанием сроков хранения дел), которые должны содержать документы, касающиеся работ, выполненных при сертификации, испытаниях; б) наличие необходимых для осуществления деятельности помещений, оборудования и иных материальных ресурсов; в) наличие не менее трех специалистов, имеющих высшее образование по строительной деятельности, подтвержденное документом государственного образца, и не менее трех лет стажа практической работы в области аккредитации, указанной заявителем в заявлении об аккредитации (оказание услуг строительным организациям по охране труда); г) наличие официально изданных действующих нормативных правовых актов, национальных стандартов и сводов правил, устанавливающих требования к объектам подтверждения соответствия. 7.3 Аккредитующим органом является ЦО ДССОТ, который принимает решение на основе материалов, подготовленных ЦО отраслевой подсистемы. Заявитель представляет в ЦО отраслевой подсистемы заверенные его печатью заявку и прилагаемые к ней документы по форме приложений 1 и 2. По ознакомлении с материалами заявки и оценке их соответствия требованиям настоящего документа направляет заявителю договор о сотрудничестве в области сертификации СУОТ строительных организаций по форме приложения 3. Одновременно с этим предлагается заявителю подготовить и направить в ЦО отраслевой подсистемы приказ о создании органа по сертификации, положение об органе сертификации и руководство по качеству сертификации. 7.4 В приказе необходимо указать ф. и. о. руководителя органа, ответственного за ведение нормативной документации и качество работ. Положение об органе сертификации устанавливает область аккредитации, юридический статус, организационную структуру, правила, функции, процедуры, порядок взаимодействия органа с участниками сертификации. Ниже приводятся разделы и приложения этого документа. 1. Общие положения 2. Юридический статус, административная и организационная структура органа по сертификации 3. Функции, права, обязанности и ответственность органа по сертификации 4. Права, обязанности и ответственность руководителя органа по сертификации 5. Взаимодействие органа по сертификации с другими организациями 6. Оплата работ по сертификации 7. Прекращение деятельности органа по сертификации Приложение 1. Область аккредитации органа по сертификации Приложение 2. Кадровый состав органа по сертификации Приложение 3. Перечень организаций, взаимодействующих с органом по сертификации. 7.5 Основной целью руководства по качеству ОС СДСОТ является описание системы качества органа по сертификации. Ниже приводятся разделы и приложения этого документа. 1. Общие положения 2. Термины и определения 3. Заявление о политике в области качества 4. Персонал органа по сертификации 5. Право собственности 6. Проведение внутреннего аудита 7. Делопроизводство 8. Архив 9. Публикации 10. Подряды Приложение 1. Личные карточки штатного персонала органа по сертификации проектной продукции в строительстве Приложение 2. Должностные инструкции. 7.6 Экспертиза заявок и документации осуществляется силами ЦО отраслевой подсистемы с привлечением аттестованных экспертов. По результатам экспертизы составляется экспертное заключение, которое должно содержать оценку соответствия документов заявителя требованиям настоящего документа. 7.7 Окончательную проверку заявителя осуществляет комиссия по аккредитации, формируемая ЦО ДССОТ таким образом, чтобы обеспечить компетентную и объективную оценку в возможно короткий срок и с минимальными затратами. Комиссия может формироваться из числа представителей Центрального органа ДССОТ, Научно-методического центра сертификации, экспертов по сертификации ДССОТ. По согласованию в состав комиссии могут включаться представители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающих вопросами охраны труда (государственной экспертизы условий труда), организаций, компетентных в области охраны труда, органов государственного надзора и контроля, технической инспекции труда профсоюзов, специализированных научно-исследовательских организаций, кафедр вузов и т.д. В состав комиссии не включаются представители аккредитуемой организации и других организаций, заинтересованных в результатах ее аккредитации. 7.8 В ходе работы комиссии по аккредитации проверяются соответствие фактического состояния заявителя представленным документам и его способность выполнять заявленные функции. После проведения проверки комиссия должна подготовить акт о результатах оценки готовности органа по сертификации к выполнению работ по сертификации в организациях (далее - акт) (приложение 4 к настоящему документу), ознакомить с его содержанием заявителя и направить его в ЦО ДССОТ. 7.9 ЦО ДССОТ рассматривает и проверяет заявку на аккредитацию и всю информацию, представленную заявителем, а также заключение по результатам экспертизы представленных материалов, акт, замечания по акту со стороны заявителя. По результатам оценки этой информации ЦО ДССОТ принимает решение. Срок принятия решения не может превышать 3 месяцев со дня поступления заявки. При положительном решении о готовности организации к проведению работ по сертификации ЦО ДССОТ оформляется аттестат аккредитации установленной формы и после регистрации в реестре ДССОТ выдается заявителю. Если по результатам работ по аккредитации выявлено несоответствие объекта аккредитации установленным требованиям, которое может быть устранено путем коррекции документов и организационных мероприятий в установленный срок, указанные работы могут быть проведены повторно только по выявленным несоответствиям. Если же несоответствия неустранимы, оформляется отказ в аккредитации. 7.10 При принятии решения о выдаче органу по сертификации аттестата аккредитации определяются условия осуществления инспекционного контроля. 7.11 Аккредитованный орган по сертификации, имеющий намерение продлить срок действия аттестата аккредитации, за шесть месяцев до окончания его срока действия направляет заявку в ЦО ДССОТ. 7.12 Порядок подтверждения действия аттестата аккредитации устанавливается в зависимости от результатов инспекционного контроля и может проводиться по полной или сокращенной процедуре. Аккредитация в дополнительной области может также проводиться по полной либо сокращенной процедуре. Для этого в ЦО ДССОТ направляются заявка и сведения о дополнительной области аккредитации, а также дополнения к паспорту испытательной лаборатории. 7.13 Аккредитованный орган по сертификации может обращаться в ЦО ДССОТ по вопросу расширения области его аккредитации. В этом случае аккредитация может проводиться либо по полной, либо по сокращенной процедуре. Степень сокращения устанавливается в каждом конкретном случае ЦО ДССОТ. 7.14 В случае невыполнения аккредитованной организацией своих функций, а также наличия нареканий со стороны заказчиков или ЦО отраслевой подсистемы по качеству выполняемых работ ЦО отраслевой подсистемы может ставить вопрос о досрочном приостановлении действия аттестата аккредитации с информированием об этом на сайте ОАО «ЦПП». 8 ПОРЯДОК СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И АТТЕСТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ ПО СОЗДАНИЮ СУОТ, А ТАКЖЕ ЭКСПЕРТОВ ПО СЕРТИФИКАЦИИ СУОТОбщие положения 8.1 Эксперты по созданию СУОТ и эксперты по сертификации СУОТ должны иметь сертификат специалиста СУОТ, полученный в ЦО отраслевой подсистемы ДССОТ по сертификации СУОТ строительных организаций или в экспертном центре по созданию СУОТ, аккредитованном в установленном настоящим документом порядке, после прохождения обучения по программе согласно приложению 5. К прохождению обучения допускаются лица, прошедшие обучение по охране труда и проверку знаний по охране труда в объеме должностных обязанностей. 8.2 Процедура специальной подготовки экспертов по созданию СУОТ и экспертов по сертификации СУОТ осуществляется в порядке повышения квалификации путем прохождения обучения, проверки знаний, стажировки и аттестации с учетом рекомендаций ГОСТ Р 12.0.008-2009. К прохождению специальной подготовки в качестве экспертов по созданию СУОТ допускаются лица, имеющие высшее образование в сфере строительной деятельности и опыт работы по оказанию услуг строительным организациям по охране труда. К прохождению специальной подготовки в качестве эксперта по сертификации СУОТ допускаются лица, имеющие квалификацию эксперта по созданию СУОТ. 8.3 Эксперты по созданию СУОТ должны уметь провести следующие этапы работы по созданию СУОТ. 1. Проведение серии семинаров и консультаций с работниками, которым поручено осуществление данной работы 2. Проведение предварительного анализа действующей системы управления охраной труда и подготовка программы разработки, корректировки документов системы управления охраной труда: создание рабочей группы по разработке документов; создание координационного совета; обеспечение исполнителей необходимыми документами; составление графика проведения первоначальной идентификации опасностей и оценки производственных рисков; методологическая поддержка работы по идентификации опасностей и оценке производственных рисков; экспертиза, рассмотрение, доработка, согласование и утверждение документов. 3. Разработка и внедрение операционных процедур системы управления охраной труда 4. Проведение мониторингов реализации программы разработки, корректировки документов системы управления охраной труда, осуществление, при необходимости, корректирующих действий для ее реализации 5. Проведение внутренних аудитов функционирования системы управления охраной труда 6. Оказание помощи в подготовке декларации о соответствии СУОТ требованиям ГОСТ. 8.4 Эксперты по сертификации должны уметь: грамотно отобрать сертификационные требования к работам по охране труда (элементам деятельности организаций в области охраны труда); провести анализ документов, представленных заявителем, и подготовить по ним решение; разработать программу проведения сертификации работ по охране труда в организациях; оценить выполнение корректирующих мероприятий; обеспечить объективность и достоверность результатов своей деятельности, конфиденциальность полученной в результате сертификации информации; оформить типовые формы основных документов, применяемых в системе (заявку, договор, сертификат и др.); оформить документы по результатам сертификации, организовать и провести инспекционный контроль за сертифицированными в организации работами по охране труда, оформить документы и решение по его результатам. 8.5 Эксперты по разработке или по сертификации СУОТ должны ежегодно до 20 января следующего за отчетным года представлять в ЦО отраслевой подсистемы ДССОТ отчет о своей деятельности в качестве эксперта (приложение 6). Специальная подготовка кандидатов в эксперты по созданию СУОТ или сертификации 8.6 Специальная подготовка кандидатов в эксперты по созданию СУОТ или сертификации осуществляется в ЦО отраслевой подсистемы по 40-часовой программе обучения, согласованной с ЦО ДССОТ ( примерная программа обучения приводится в приложении 7). В процессе подготовки кандидаты в эксперты должны детально ознакомиться с действующим законодательством, а также руководящими документами отраслевой подсистемы и научиться правильному их применению в условиях работы с конкретной строительной организацией. 8.7 Обучение заканчивается сдачей экзамена. При успешной сдаче экзамена кандидату в эксперты выдается свидетельство установленного образца. Кандидаты в эксперты, получившие свидетельства, проходят стажировки. Стажировки кандидатов в эксперты проводятся в аккредитованных в ДССОТ органах по сертификации или экспертных центрах. Стажировка кандидата в эксперты по сертификации оформляется приказом руководителя ЦО отраслевой подсистемы, который определяет руководителя. 8.8 Стажировка кандидата в эксперты по сертификации проводится путем отработки конкретных заявок, поступивших в ЭЦ или ОС или уже находящихся в процессе отработки в период его стажировки. При проведении работ стажер должен руководствоваться соответствующими нормативными и организационно-методическими документами, имеющимися в ОС. В процессе стажировки кандидат в эксперты должен получить навыки в проведении всех работ, предусмотренных правилами сертификации работ по охране труда в организациях. При подготовке документов кандидат в эксперты может получить необходимую консультацию в режиме «он-лайн» на сайте ОАО «ЦПП» или по телефону от руководителя стажировки. 8.9 По окончании стажировки кандидат в эксперты по сертификации должен самостоятельно составить отчет о прохождении стажировки. Отчет подписывает кандидат в эксперты. В отчете необходимо указать: фамилию, имя и отчество; должность и место работы (организация, почтовый адрес); место (организация, почтовый адрес) и сроки прохождения стажировки; перечень работ, выполненных кандидатом в эксперты за период стажировки. 8.10 В отчете ниже подписи кандидата в эксперты руководитель стажировки оформляет заключение о работе кандидата в эксперты за период его стажировки, в котором объективно характеризует его знания, умение практически их применять, личные качества и способности к их реализации, а также дает общую оценку деятельности стажера как эксперта по сертификации. Аттестация экспертов 8.11 Аттестацию экспертов осуществляют аттестационные комиссии, созданные НМЦ по согласованию с ЦО ДССОТ, на основании заявления кандидата в эксперты. Результаты аттестации (переаттестации) экспертов оформляются протоколами на основании рассмотрения представленных кандидатом в эксперты материалов (свидетельства кандидатов в эксперты, отчеты о стажировках). 8.12 При положительном решении аттестационная комиссия выдает эксперту удостоверение установленной формы сроком на 3 года. При получении удостоверения эксперт вносится в соответствующий реестр экспертов. По истечении срока действия удостоверения эксперт проходит переаттестацию. При положительных результатах переаттестации действие удостоверения продлевают на очередной срок. При отрицательных результатах переаттестации эксперт возвращает в аттестационную комиссию удостоверение, а сведения о нем исключаются из реестра. При непредставлении в установленные сроки экспертом отчета о своей деятельности в качестве эксперта могут быть проведены досрочная переаттестация эксперта или аннулирование удостоверения. Информация об аттестованных экспертах размещается в Интернете на сайте ОАО «ЦПП». 9 ПОРЯДОК ОКАЗАНИЯ ЭКСПЕРТНЫХ УСЛУГ СТРОИТЕЛЬНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ ПО РАЗРАБОТКЕ И РЕГИСТРАЦИИ ДОКУМЕНТАЦИИ СУОТ, А ТАКЖЕ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ОХРАНЫ ТРУДА9.1 Разработка СУОТ в строительных организациях в соответствии с МДС 12-53.2010, ГОСТ Р 12.0.007-2009 и ГОСТ 12.0.009-2009 может осуществляться силами самой строительной организации или с привлечение экспертного центра по разработке СУОТ, аккредитованного в рамках отраслевой подсистемы ДССОТ. 9.2 Экспертные центры, аккредитованные в рамках отраслевой подсистемы ДССОТ, могут привлекаться строительными организациями на договорной основе для выполнения следующих услуг по разработке и сертификации СУОТ. 9.2.1 Проведение экспертизы документации СУОТ, разработанной организацией-заказчиком, и декларации о соответствии и их регистрации. 9.2.2 Оказание экспертной помощи при разработке документации СУОТ и декларации о соответствии. 9.3 При необходимости привлечения экспертного центра строительная организация посылает в адрес руководителя Центра заявку на проведение экспертных работ по форме приложения 8. По результатам рассмотрения прилагаемых к заявке материалов экспертный центр высылает заказчику договор на выполнение экспертных услуг, согласовывает стоимость работ и указывает перечень необходимой дополнительной информации. 9.4 Документация СУОТ, разработанная строительной организацией, должна пройти экспертизу и регистрацию в экспертном центре по созданию СУОТ, имеющем аттестат аккредитации. В процессе экспертизы документации СУОТ устанавливается соответствие МДС 12-53.2010 состава и содержания распорядительных и регламентных документов СУОТ, а также проверяется своевременность и полнота реализации мероприятий по профилактике профессионального риска, предусмотренных документацией. По результатам экспертизы принимается решение о корректировке документации СУОТ или плана мероприятий охраны труда, а при отсутствии замечаний - о подготовке декларации о соответствии по форме приложения 9. Срок действия декларации о соответствии составляет 3 года. Декларация оформляется в трех экземплярах. Первый экземпляр декларации о соответствии и входящие в состав доказательственные материалы и документы хранятся у заявителя. Второй экземпляр декларации о соответствии хранится в экспертном центре, а третий - передается в ЦО отраслевой подсистемы ДССОТ. Результаты экспертизы, а также номер и дату регистрации декларации о соответствии фиксируют в журнале регистрации по форме приложения 10. 9.5 В случае оказания помощи экспертным центром по разработке СУОТ следует предусматривать следующие этапы работы: 1-й этап - проведение анализа действующей системы (СУОТ); 2-й этап - проведение обучения работников и специалистов заказчика разработке, внедрению и функционированию СУОТ; 3-й этап - оказание методической помощи по разработке документов СУОТ; 4-й этап - оказание методической помощи в идентификации опасностей, оценке рисков, составлении реестров, перечней, программ и другой необходимой информации; 5-й этап - проведение оценки функционирования СУОТ, а также соответствия требованиям ГОСТ 12.0.230-2007 и МДС 12-53.2010; 6-й этап - подготовка декларации о соответствии СУОТ требованиям ГОСТ. 9.6 На этапе проведения анализа СУОТ организации-заказчика осуществляется анализ представленных заказчиком исходных данных и готовятся предложения по приведению состава и содержания распорядительных и регламентных документов СУОТ в соответствие с макетами этих документов, представленными в МДС 12-53.2010. 9.6.1 При проведении анализа исходных данных необходимо в первую очередь проверить соответствие представленного в заявке перечня применяемых в организации законодательных и иных нормативных правовых актов перечню, приведенному в МДС 12-53.2010 (прил. 2 к МРД СУОТ-01), который может быть сокращен с учетом специфики деятельности организации. В целях повышения статуса действующих нормативных правовых актов по охране труда они должны быть введены в действие в составе регламентного документа, который имеет статус локального нормативного акта. Учитывая, что определенная часть нормативных правовых актов давно не пересматривалась, их требования должны применяться только в части, не противоречащей действующему законодательству. 9.6.2 Все мероприятия по реализации требований законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащихся в перечне, должны находить реализацию в рамках определенных регламентных документов СУОТ. При анализе документации СУОТ организации необходимо проверить, чтобы номенклатура регламентных документов соответствовала номенклатуре документов, представленных в МДС 12 -53.2010. При этом следует учесть, что представленная в этом документе номенклатура документов относится к генподрядной организации, которая согласно требованиям СНиП 12-03-2001 наделена по сравнению с субподрядными организациям дополнительными полномочиями. Эти мероприятия излагаются в пп. 3.11 и 3.13 МДС 12-53.2010. 9.7 После передачи заказчику предложений по корректировке СУОТ из числа актива работников организации, занимающихся вопросами охраны труда согласно должностным обязанностям или поручению трудового коллектива, должны быть сформированы рабочая группа или координационный совет, которые будут рассматривать все вопросы, связанные с разработкой СУОТ. В порядке повышения квалификации все указанные лица должны пройти обучение, организованное совместно экспертным центром и организацией-заказчиком, по программе согласно приложению 5 и получить сертификат специалиста СУОТ. К прохождению обучения следует допускать лиц, прошедших согласно действующему законодательству обучение охране труда и проверку знаний по охране труда в объеме должностных обязанностей. 9.8 При разработке документации СУОТ необходимо в качестве базовых документов использовать макеты распорядительных и регламентных документов, представленных в МДС 12-53.2010, которые должны быть приведены в соответствие с особенностями проведения работ конкретной организации. Подготовленные экспертным центром проекты документов должны проходить обсуждение на координационном совете и после внесения необходимой правки представляться на согласование с профсоюзным комитетом (трудовым коллективом) и утверждение руководителем организации. При этом необходимо обратить внимание, чтобы одновременно с принятием регламентного документа в распорядительном документе излагались необходимые поручения руководителям и службам по обеспечению его выполнения. Особое внимание при разработке документации СУОТ следует обратить на освоение работниками организации методологии идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков. Необходимо, чтобы работники организации поняли, что все проводимые мероприятия по профилактике профессиональных рисков должны быть адекватны степени профессионального риска. 9.9 На этапе оценки функционирования СУОТ необходимо убедиться, что все положения распорядительных и регламентных документов СУОТ выполняются своевременно и в полном объеме. В случае выполнения данного условия принимается решение о подготовке и регистрации декларации о соответствии, порядок оформления которого указан в п. 9.4. 10 ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ СЕРТИФИКАЦИИ СУОТ10.1 Сертификация СУОТ в организациях осуществляется органами по сертификации, аккредитованными в установленном данным документом порядке. Сертификация СУОТ проводится путем оценки документации СУОТ на соответствие требованиям ГОСТ 12.0.230-2007 согласно рекомендациям ГОСТ Р 12.0.007-2009 и МДС 12-53.2010, проверки соответствия проводимых мероприятий СУОТ требованиям законодательных и других нормативных актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда с учетом рекомендаций ГОСТ Р 12.0.008-2009, а также проверки соответствия мероприятий по совершенствованию СУОТ требованиям ГОСТ 12.0.230-2007. 10.2 Порядок проведения сертификации СУОТ в строительной организации включает следующие процедуры: прием и рассмотрение заявок на проведение сертификации СУОТ, в т.ч. оказание помощи заявителю в заполнении заявок; принятие решения по заявке и заключение договора на проведение работ; проведение проверки и оценки соответствия документации СУОТ организации*, а также проверки соответствия проводимых мероприятий СУОТ согласно требованиям п. 9.1; анализ полученных результатов оценки и проверки соответствия проводимых мероприятий СУОТ установленным государственным нормативным требованиям охраны труда, принятие решения о возможности выдачи (отказе в выдаче) сертификата безопасности; выдача сертификата безопасности; проведение инспекционных проверок функционирования сертифицированной СУОТ организации. _____________ * Документация СУОТ должна предварительно пройти экспертизу и регистрацию в экспертном центре, аккредитованном в установленном порядке. 10.3 Для получения сертификата соответствия (далее - сертификата) строительная организация (далее - заявитель) направляет в орган по сертификации заявку на проведение сертификации СУОТ организации. Форма заявки на проведение сертификации СУОТ приведена в приложении 11. 10.4 Орган по сертификации в двухнедельный срок после получения и регистрации заявки направляет заявителю решение, в котором сообщает о сроках проведения сертификации, программе проведения работ, а также их стоимости. В качестве приложения к решению по заявке направляется Договор на проведение сертификации СУОТ. В программе проведения работ устанавливаются: перечень распорядительных и регламентных документов СУОТ, подлежащих оценке на соответствие требованиям ГОСТ 12.0.230-2007 и МДС 12-53.2010; перечень мероприятий СУОТ по снижению степени профессиональных рисков, подлежащих проверке на соответствие требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда; перечень мероприятий по совершенствованию СУОТ, подлежащих проверке на соответствие требованиям ГОСТ 12.0.230-2007. Если документация СУОТ не прошла регистрацию в экспертном центре, в программе работ указываются также реквизиты экспертного центра, куда должна быть предварительно направлена документация СУОТ для экспертизы и регистрации. Форма решения по заявке на проведение сертификации СУОТ приведена в приложении 12. 10.5 Организация-заявитель после оформления договора направляет в сертификационный орган один экземпляр договора, один комплект документации СУОТ и других документов, указанных в программе проведения работ, а также производит предоплату за работы, связанные с сертификацией. 10.6 Процедура подтверждения соответствия СУОТ организации установленным государственным нормативным требованиям охраны труда включает: оценку обеспечения необходимой номенклатуры и правильности оформления документации СУОТ; оценку адекватности проводимых мероприятий охраны труда и степени профессиональных рисков и соответствие их требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов; соответствие мероприятий по совершенствованию СУОТ требованиям ГОСТ 12.0.230-2007. 10.7 Соответствие СУОТ организации установленным государственным нормативным требованиям охраны труда осуществляют эксперты по сертификации, назначаемые руководителем органа по сертификации. Результаты экспертизы документации СУОТ, выполненные экспертными центрами, также рассматриваются органом по сертификации и приобщаются к результатам работы. Результаты работы оформляются в виде экспертного заключения, которое утверждается руководителем органа по сертификации СУОТ. Форма обложки экспертного заключения представлена в приложении 13. 10.8 Орган по сертификации на основе экспертного заключения принимает решение о возможности выдачи сертификата соответствия. При отрицательных результатах анализа проверки и оценки соответствия работ по охране труда в организации установленным государственным нормативным требованиям охраны труда орган по сертификации принимает решение об отказе в выдаче сертификата соответствия с указанием причин отказа и доводит его до сведения заявителя. Форма решения о выдаче (отказа выдачи) сертификата СУОТ приводится в приложении 14. 10.9. Выдача сертификата соответствия осуществляется следующим образом. 10.9.1 При положительном решении о выдаче сертификата соответствия орган по сертификации оформляет сертификат соответствия установленной формы. Бланки сертификатов соответствия органы по сертификации получают в ЦО отраслевой подсистемы ДССОТ. 10.9.2 Срок действия сертификата соответствия устанавливает орган по сертификации с учетом результатов сертификации СУОТ организации, сроков действия государственных нормативных требований охраны труда, но не более трех лет. 10.9.3 При внесении изменений в государственные нормативные требования охраны труда, в организационно-правовую форму юридического лица, и других изменениях, которые могут влиять на требования, подтверждаемые при сертификации СУОТ организации, орган по сертификации может принять решение о необходимости проведения дополнительных проверок либо внепланового инспекционного контроля или принятия решения о приостановке действия сертификата. 10.9.4 Сертификаты соответствия вступают в силу с даты их регистрации в органе по сертификации. 10.10 Инспекционные проверки сертифицированной СУОТ организации проводятся следующим образом. 10.10.1 Инспекционные проверки сертифицированной СУОТ организации проводит орган по сертификации, выдавший сертификат соответствия согласно рекомендациям ГОСТ Р 12.0.008-2009, в форме периодических плановых проверок для установления соответствия проводимых мероприятий СУОТ подтвержденным при сертификации СУОТ организации. 10.10.2 Результаты инспекционных проверок сертифицированной СУОТ организации оформляются актом, в котором орган по сертификации, выдавший сертификат соответствия, делает заключение о возможности сохранения действия выданного сертификата. 10.10.3 По результатам инспекционных проверок сертифицированной СУОТ организации действие сертификата соответствия может быть приостановлено либо отменено. Решение о приостановке, отмене или возобновлении действия сертификата безопасности доводится органом по сертификации до сведения заявителя, ЦО отраслевой подсистемы и заинтересованных организаций. 10.10.4 Решение о приостановлении действия сертификата соответствия принимается в том случае, если путем корректирующих мероприятий, согласованных с органом по сертификации, можно устранить обнаруженные причины несоответствия выполняемых заявителем работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда. В этом случае орган по сертификации: приостанавливает действие сертификата соответствия; информирует об этом ЦО отраслевой подсистемы ДССОТ и заинтересованные организации; устанавливает срок выполнения корректирующих мероприятий; проверяет ход выполнения корректирующих мероприятий. 10.10.5 После выполнения корректирующих мероприятий и при положительных итогах их оценки (проверки, контроля) орган по сертификации принимает решение о возобновлении действия сертификата безопасности. Информация о возобновлении действия сертификата безопасности доводится органом по сертификации до сведения заявителя, ЦО отраслевой подсистемы ДССОТ и заинтересованных организаций. 10.10.6 В случае невыполнения корректирующих мероприятий или их неэффективности орган по сертификации отменяет действие сертификата и в трехдневный срок информирует об этом заявителя, ЦО отраслевой подсистемы ДССОТ и заинтересованные организации. 11 ПОРЯДОК ПОДАЧИ И РАССМОТРЕНИЯ АПЕЛЛЯЦИЙ11.1 Заявитель имеет право в трехмесячный срок подать в орган по сертификации апелляцию на его решение об отказе в выдаче сертификата соответствия или его отмене или приостановлении его действия. Для рассмотрения апелляции орган по сертификации создает комиссию, в состав которой входят руководитель органа, отвечающий за прием и рассмотрение апелляций, и специалисты-эксперты, готовившие документы, по которым подана апелляция. В состав комиссии также могут входить специалисты организаций, взаимодействующих с органом по сертификации, или других организаций. 11.2 По результатам работы комиссии оформляется акт, в котором решение об отказе в выдаче сертификата соответствия либо признается необоснованным и в адрес заявителя одновременно с актом высылается сертификат соответствия, либо решение об отказе подтверждается и заявителю предлагается после проведения корректирующих мероприятий по исправлению и дополнения документации и мероприятий СУОТ заново обратиться в орган по сертификации с заявкой на проведение работ по сертификации СУОТ. 11.3 Срок рассмотрения апелляции не должен превышать 30 дней. 11.4 Апелляции и решения по ним хранятся в архиве органа по сертификации. 11.5 Заявитель на проведение сертификации СУОТ имеет право подать апелляцию (по согласованию с органом по сертификации) в комиссию по апелляциям ЦО отраслевой подсистемы ДССОТ. 12 ПОРЯДОК ИНФОРМАЦИОННОГО И МЕТОДИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ ПО СЕРТИФИКАЦИИ12.1 ЦО отраслевой подсистемы ДССОТ в рамках договоров о сотрудничестве обеспечивает экспертные центры и органы по сертификации бланками документов по сертификации, включая бланки сертификатов специалистов СУОТ, а также сертификатов соответствия. ЦО отраслевой подсистемы, органы по сертификации и экспертные центры ведут учет выданных ими документов (аттестатов аккредитации, сертификатов соответствия и деклараций о соответствии). Документы (соответствующие экземпляры) и материалы, являющиеся основанием для их выдачи или отказа для их выдачи, должны находиться на хранении в органе, их выдавшем. 12.2 Эксперты органов по сертификации и экспертных центров должны ежегодно до 20 января следующего за отчетным года представлять в ЦО отраслевой подсистемы ДССОТ отчет о своей деятельности в качестве эксперта (приложение 6). 12.3 ЦО отраслевой подсистемы ДССОТ в рамках договоров о сотрудничестве проводит обобщение материалов о сертификации СУОТ строительных материалов и регулярно помещает информацию об этом в Интернете на сайте ОАО «ЦПП», а также в ежемесячном «Информационном бюллетене», издаваемом ОАО «ЦПП», включающую: перечень и координаты органов по сертификации и экспертных центров; перечень строительных организаций, оформивших декларации о соответствии; перечень строительных организаций, получивших сертификат соответствия; данные о приостановлении действия или аннулировании сертификатов соответствия. 12.4 ЦО отраслевой подсистемы ДССОТ в рамках договоров о сотрудничестве осуществляет методическое руководство деятельностью органов по сертификации и экспертных центров по актуализации нормативных документов, необходимых для проведения сертификации СУОТ строительных организаций. Актуализация нормативных документов осуществляется посредством следующих действий: комплектования фонда нормативных документов, соответствующих области аккредитации и потребностям экспертов; своевременного изъятия из фонда документов, потерявших актуальность или отмененных; своевременного внесения изменений в текст имеющихся нормативных документов; оперативного обеспечения экспертов откорректированными нормативными документами. 13 ПОРЯДОК ОПЛАТЫ РАБОТ ПО ДОБРОВОЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ13.1 Работа по аккредитации экспертных центров, а также работа по сертификации СУОТ строительных организаций оплачивается заявителем. 13.2 Стоимость работ определяется себестоимостью их проведения в зависимости от вида и объема работ по аккредитации или сертификации и устанавливается соглашением сторон (договором). 13.3 Оплата работ по аккредитации, а также сертификации СУОТ производится за выполненные этапы с 50 %-ной предоплатой независимо от результатов сертификации. 13.4 Источником финансирования деятельности органов по сертификации являются средства, получаемые от заявителей по аккредитации, а также специальные фонды министерств, ведомств и организаций. 13.5 Договор с заявителем на оплату работ по сертификации подписывается генеральным директором организации, аккредитованной в качестве органа по сертификации СУОТ. Приложение 1_____________ * Печатается на фирменном бланке организации.
Приложение 2СВЕДЕНИЯ
Приложение 3
к договору № ________ от «____» _______________ 20___ г.
Приложение 4Форма Акт
Приложение 5ПРОГРАММА СЕМИНАРА «РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
Приложение 6ОТЧЕТ ЭКСПЕРТА ПО СЕРТИФИКАЦИИ СДСОТ
Приложение 7ПРОГРАММА
Приложение 8Форма ______________ * Печатается на фирменном бланке организации.
Приложение 9Форма
Приложение 10Форма
Приложение 11ЗАЯВКА* _____________ * Печатается на фирменном бланке организации.
Приложение 12Форма РЕШЕНИЕ ПО ЗАЯВКЕ
Приложение 13Форма обложки ОТРАСЛЕВАЯ ПОДСИСТЕМА ПО СЕРТИФИКАЦИИ СУОТ
Приложение 14ОТРАСЛЕВАЯ ПОДСИСТЕМА ПО СЕРТИФИКАЦИИ СУОТ
|