На главную | База 1 | База 2 | База 3

ФТС ЖТ ЦТ-ЦВ-ЦЛ 062-2000

ТРЕБОВАНИЯ ПО СЕРТИФИКАЦИИ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Технический регламент

Подвижной состав железных дорог
Пружины цилиндрические винтовые

Требования по сертификации

Москва

(Измененная редакция, Изм.)

Предисловие

1 РАЗРАБОТАНЫ Государственным унитарным предприятием Всероссийский научно-исследовательский институт тепловозов и путевых машин МПС России (ГУП ВНИТИ МПС России)

ИСПОЛНИТЕЛИ: Э.С. Оганьян, к.т.н.; В.И. Романов; Ю.Д. Расходчиков; А.А. Пономарев; А.А. Рыбалов, к.т.н.; В.Л. Кидалинский, к.т.н.

ВНЕСЕНЫ Центральным органом Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте - Департаментом технической политики МПС России, Департаментом локомотивного хозяйства МПС России, Департаментом вагонного хозяйства МПС России, Департаментом пассажирских сообщений МПС России

2 ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ указанием МПС России от «27» 06 2001 г. № М-1170у

3 ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ТРЕБОВАНИЯ ПО СЕРТИФИКАЦИИ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Подвижной состав железных дорог

Пружины цилиндрические винтовые

Требования по сертификации

Дата введения 2001-06-29

1 Область применения

Настоящие нормы безопасности распространяются на пружины цилиндрические винтовые (далее - пружины) локомотивов, вагонов, моторвагонного подвижного состава (далее - МВПС) и специального подвижного состава (далее - СПС) со скоростями движения до к свыше 160 км/ч и применяются при проведении сертификации в системе сертификации, созданной федеральном органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

(Новая редакция, Изм.)

2 Основные положения

Нормы безопасности пружин цилиндрических винтовых локомотивов, вагонов, МВПС и СПС», эксплуатируемых со скоростями движения до и свыше 160 км/ч, приведенных в таблице 1. Сведения о нормативных документах, на которые даны ссылки в таблице 1, приведены в таблице 2.

(Новая редакция, Изм.)

3 Требования по обязательной сертификации

Требования по обязательной сертификации, предъявляемые к пружинам цилиндрическим винтовым тележек подвижного состава железных дорог утверждены заместителем Министра путей сообщения Российской Федерации В.Н. Пустовым _______________ 2001 г. и приведены в таблице 1. Сведения о нормативных документах, на которые даны ссылки в таблице 1, приведены в таблице 2.

Нормы безопасности пружин цилиндрических винтовых подвижного состава железных дорог, эксплуатируемого со скоростями до и свыше 160 км/ч

Таблица 1

Наименование сертификационного показателя

Нормативные документы, устанавливающие требования к сертификационному показателю

Нормативное значение сертификационного показателя

Нормативные документы, устанавливающие методы проверки (контроля, испытаний) сертификационного показателя

Регламентируемый способ подтверждения соответствия

1

2

3

4

5

i. Геометрические размеры и параметры

1.1. Предельные отклонения на наружные диаметры Dн, %

ГОСТ 1452

± 1,5 Dн

ГОСТ 1452 (п. 6.1)

ГОСТ 16118 (п. 3.4а)

Измерение

1.2. Предельные отклонения на высоту пружины в свободном состоянии, Но, мм:

ГОСТ 1452

ГОСТ 1452 (п. 6.1)

ГОСТ 16118 (п. 3.5)

Измерение

от 40 до 70

св. 70 до 110

св. 110 до 170

св. 170 до 240

св. 240 до 330

1

св. 330 до 450

св. 450, %

1.3. Размеры конца опорного витка, мм:

ГОСТ 1452 (п. 6.1)

ГОСТ 16118 (п. 3.5)

Измерение

1.3.1. Высота при прямоугольной и конической форме оттяжки, без оттяжки, не более

ГОСТ 1452

0,3d

(d, мм - диаметр прутка)

То же

1.3.2. Ширина при формах оттяжки, не менее:

ГОСТ 1452

-»-

прямоугольной;

0,3d

конической;

0,3d

без оттяжки

0,3d

1.4. Зазоры между концами опорных витков и рабочими витками пружины в свободном состоянии, мм, не менее:

ГОСТ 1452

ГОСТ 1452 (п. 6.1)

Измерение, расчёт

у пружин рессорного подвешивания (кроме вагонов);

0,15а

у пружин рессорного подвешивания вагонов

0,1а

(а, мм - номинальный зазор между рабочими витками)

1.5. Длина контактной линии между опорными витками и крайними рабочими витками под статической нагрузкой, мм, не менее

ГОСТ 1452

0,25D

(D - средний диаметр пружины)

ГОСТ 1452 (п.6.4)

Измерение, расчет

(для скоростей свыше 160 км/ч)

1.6. Отклонения от перпендикулярности оси пружины относительно опорных плоскостей, %, не более

ГОСТ 1452

ГОСТ 1452 (п. 6.8)

ГОСТ 16118 (п. 3.9)

Измерение, расчет

Для скоростей свыше 160 км/ч

для пружин с Н0 £ 150 мм, %

0

для пружин с Н0 > 150 мм, %

1,5Н0

1.7. Зазоры между обработанной поверхностью опорного витка и контрольной плитой, мм, не более

ГОСТ 1452

ГОСТ 1452 (п. 6.9)

ГОСТ 16118 (п. 3.10)

Измерение, расчет

при d £ 30

в остальных случаях

0,012 D

0,008 D

(D - средний диаметр пружины, мм)

2. Прогибы и остаточные деформации от действия нагрузок

2.1. Предельные отклонения прогиба (от расчетного прогиба) пружин под статической нагрузкой, Fрi, (кроме пружин рессорного подвешивания локомотивов и МВПС), %

ГОСТ 1452

ГОСТ 161 IS (п. 3.13)

Испытание, измерение, расчет

2.2. Предельные отклонения на высоту (от расчётной высоты) под статической нагрузкой, H1 (для пружин рессорного подвешивания локомотивов и МВПС),

ГОСТ 1452

ГОСТ 16118 (п. 3.5, 3.13)

То же

2.3. Остаточная деформация:

ГОСТ 1452 (п. 6.10)

Испытание, измерение

2.3.1. Разница значений высоты после 2-х кратного сжатия пробной нагрузкой1) и третьего сжатия пробной нагрузкой, мм, не более (для скоростей до 160 км/ч включительно)

ГОСТ 1452

2,0

ГОСТ 16118 (п.п. 3.5, 3.13)

2.3.2. Разница значений высоты после 2-х кратного сжатия пробной нагрузкой и высоты после выдержки пружины 24 часа под пробной нагрузкой, мм, не более (для скоростей свыше 160 км/ч)

ГОСТ 1452

2,0

То же

То же

3. Требования к материалу

3.1. Химический состав

В соответствии с нормативной документацией на материалы, утверждённой в установленном порядке

В соответствии с нормативной документацией на материалы, утверждённой в установленном порядке

ГОСТ 12345

ГОСТ 12346

ГОСТ 12347

ГОСТ 12348

ГОСТ 12349

ГОСТ 12350

ГОСТ 12351

Химический анализ

3.2. Твердость:

ГОСТ 1452

НВ 375 - 444 или HRCэ 41,5 - 48,5

ГОСТ 1452 (п. 6.6)

ГОСТ 9012

ГОСТ 9013

ГОСТ 8.064

Испытание

3.3. Микроструктура

ГОСТ 1452

ЦВ-ЦТ-ВНИИЖТ-ВНИТИ-87 (шкала 1, шкала 2, прилож. 1)

ГОСТ 1452 (п. 6.11)

ЦВ-ЦТ-ВНИИЖТ-ВНИТИ-87 (пп. 1, 2)

Металлографический анализ

3.4. Глубина обезуглероженного слоя, мм, не более:

3.4.1. Общая глубина обезуглероженного слоя пружин, изготовляемых из горячекатаных прутков

ГОСТ 1452

2,5d

ГОСТ 1763

то же

3.4.2. Глубина обезуглероженного слоя пружин, изготовляемых из горячекатаных прутков с обточенной или шлифованной поверхностью

ГОСТ 14523

0,2 при d £ 40

(0,5 % d) - частичное обезуглероживание при d > 40) (d, мм - диаметр прутка)

ГОСТ 1763

Металлографический анализ

4.2. Число циклов нагружения для серийно выпускаемых пружин с литерой не ниже O1, не менее

ГОСТ 1452

0,5´106

ГОСТ 1452 (п. 4.17, 5.3.2),

СТ ССФЖТ ЦТ-ЦВ-ЦЛ 084-2000 (п. 6.3.3.1)

Испытания

Примечания:

1) Пробная нагрузка:

для «низких» пружин, рассчитанных до полного сжатия (преимущественно буксовые), равна нагрузке, вызывающей сжатие до соприкосновения витков,

для «высоких» пружин (преимущественно кузовные типа «flexikoil»), нагрузка, вызывающая напряжения в пружине, равные пределу текучести стали (τТmin)

(Новая редакция, Изм.).

Руководитель Департамента технической политики МПС России

B.C. Наговицын

Таблица 2 - Перечень нормативной документации

Обозначение НД

 Наименование НД

Кем утвержден

Год издания

Срок действия

Номера и срок введения принятых изменений

1

2

3

4

5

ГОСТ 25.502-79

Методы механических испытаний металлов. Методы испытаний на усталость

Госстандарт 1986

б/о

№ 1-12.85

ГОСТ 1452-86

Пружины цилиндрические винтовые тележек и ударно-тяговых приборов подвижного состава железных дорог. Технические условия

Госстандарт 1986

б/о

№ 1-05.90

№ 2-06.94

№ 3-04.99

ГОСТ 1763-68

Сталь. Методы определения глубины обезуглероженного слоя

Госстандарт 1968

б/о

№ 2-11.78

№ 3-02.80

№ 4-03.90

ГОСТ 2590-88

Прокат стальной горячекатаный круглый. Сортамент

Госстандарт 1988

б/о

нет

ГОСТ 9012-59

Металлы. Метод измерения твердости по Бринеллю

Госстандарт 1959

б/о

№ 1-06.63

№ 2-05.79

№ 3-10.84

№ 4-06.86

№ 5-02.90

ГОСТ 9013-59

Металлы. Метод измерения твердости по Роквеллу

Госстандарт 1959

б/о

№ 1-05.79

№ 2-11.84

№ 3-05.89

ГОСТ 12344-88

Стали легированные и высоколегированные. Методы определения углерода

Госстандарт 1988

б/о

нет

ГОСТ 12345-88

Стали легированные и высоколегированные. Методы определения серы

Госстандарт 1988

б/о

нет

ГОСТ 12346-78

Стали легированные и высоколегированные. Методы определения кремния

Госстандарт 1978

б/о

№ 1-07.80

№ 2-01.85

№ 3-01.90

№ 4-01.92

ГОСТ 12347-77

Стали легированные и высоколегированные. Методы определения фосфора

Госстандарт 1977

б/о

№ 1-10.87

ГОСТ 12348-78

Стали легированные и высоколегированные. Методы определения марганца

Госстандарт 1978

б/о

№ 1-08.80

№ 2-01.85

№ 3-01.90

ГОСТ 12349-83

Стали легированные и высоколегированные. Методы определения вольфрама

Госстандарт 1983

б/о

№ 1-03.88

ГОСТ 12350-78

Стали легированные и высоколегированные. Методы определения хрома

Госстандарт 1978

б/о

№ 1-01.81

№ 2-01.85

№ 3-10.91

ГОСТ 12351-81

Стали легированные и высоколегированные. Методы определения ванадия

Госстандарт 1981

б/о

№ 1-07.86

ГОСТ 14959-79

Сталь рессорно-пружинная углеродистая и легированная. Технические условия

Госстандарт 1979

б/о

№ 1-11.82

№ 2-12.85

№ 3-12.86

№ 4-06.87

№ 5-01.91

№ 6-02.94

ГОСТ 16118-70

Пружины винтовые цилиндрические сжатия и растяжения из стали круглого сечения. Технические требования

Госстандарт 1970

б/о

№ 1-08.84

П ССФЖТ 01-96

Правила Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте

МПС России 1996

-

-

СТ ССФЖТ ЦТ-ЦВ-ЦЛ 084-2000

Подвижной состав железных дорог. Пружины цилиндрические винтовые тележек. Типовая методика испытаний

МПС России 2000

-

-

ЦВ-ЦТ-ВНИИЖТ-ВНИТИ-87

Единая шкала эталонов микроструктур для контроля качества пружин подвижного состава, изготовляемых по ГОСТ 1452-86

МПС России 1987

б/о

нет

Приложение А
(обязательное)

Форма таблицы соответствия

СОГЛАСОВАНО

_____________________________

(руководитель инспекции

МПС России на предприятии-

изготовителе (заявителе)

(при наличии)

_____________________________

(подпись) (инициалы, фамилия)

«__» ___________ 200__ г.

УТВЕРЖДАЮ

_____________________________

(руководитель предприятия-

изготовителя (заявителя)

_____________________________

(подпись) (инициалы, фамилия)

«__» ___________ 200__ г.

ТАБЛИЦА СООТВЕТСТВИЯ

______________________________________________________________________

(тип пружины)

требованиям ___________________________________________________________

(обозначение и наименование нормативных документов)

Обозначение нд

Номер пункта нд

Соответствие

Подтверждение соответствия

Обозначение доказательных документов и материалов

1

2

3

4

5

Порядок заполнения таблицы соответствия

Графа 1 Указывают обозначение нормативных документов.

Графа 2 Указывают по порядку все пункты НД, которым должна соответствовать пружина.

Графа 3 Проставляют знак «+» при подтверждении соответствия, знак «-» в случае несоответствия или частичного несоответствия.

Графа 4 Приводят краткую мотивировку, доказывающую и подтверждающую соответствие. Сложные мотивирующие тексты могут быть помещены в отдельном приложении с соответствующей ссылкой в графе 4.

Графа 5 Указывают обозначение и номера разделов, пункты, страниц доказательных документов и материалов.

Приложение Б
(обязательное)

Предельные отклонения на диаметр стального прутка (по ГОСТ 2590-88)

Диаметр, мм

Предельные отклонения при точности прокатки, мм

Диаметр, мм

Предельные отклонения при точности прокатки, мм

Б повышенной

В обычной

Б повышенной

В обычной

10

34

11

35

12

36

13

37

14

+0,1

+0,3

38

15

-0,5

-0,5

39

16

40

+0,2

+0,4

17

41

-0,7

-0,7

18

42

19

43

20

44

21

45

22

+0,2

+0,4

46

23

-0,5

-0,5

47

24

48

25

50

26

51

27

52

28

53

+0,2

+0,4

29

+0,2

+0,4

54

-1,0

-1,0

30

-0,7

-0,7

55

31

56

32

58

33

60

+0,3

+0,5

-1,1

-1,1

ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ

Изменение

Номера листов (страниц)

Номер документа

Подпись

Дата

Срок введения изменения

измененных

замененных

новых

аннулированных

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Изменение

 

 

 

 

Приложение № 4 приказ Минтранс России от 18.07.08 № 111

 

07.07.08

С момента публикации д-та