ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА 143-06 ТК Первый Заместитель Главный инженер _________ А.В. Колобов Начальник лаборатории _________ Б.И. Бычковский
Технологическая карта на монтаж вентиляционных коробов является составной частью ППР и предназначается для производственного персонала и инженерно-технических работников строительных организаций, производителей работ, мастеров и бригадиров, а также работников службы технадзора, связанных с этими работами. В технологической карте приведены: общие данные, технология и организация работ, требования к качеству и приемке работ, калькуляция трудовых затрат, график производства работ, потребность в средствах механизации и инструменте, решения по безопасности и охране труда экологической и пожарной безопасности. В разработке технологической карты участвовали сотрудники ОАО ПКТИпромстрой: - Савина О.А. - разработка технологической карты, компьютерная обработка и графика; - Черных В.В. - общее технологическое сопровождение; - Бычковский Б.И. - разработка технологической карты, техническое руководство, корректура и нормоконтроль; - Колобов А.В. - общее техническое руководство разработкой технологических карт; - к.т.н. Едличка С.Ю. - общее руководство разработкой технологической документации. СОДЕРЖАНИЕ 1 ОБЩИЕ ДАННЫЕ1.1 Настоящая технологическая карта разработана на монтаж вентиляционных коробов в промышленных, административно-общественных и жилых зданиях. 1.2 Технологическая карта является составной частью ППР и предназначается для инженерно-технического персонала (прорабов, мастеров) и рабочих строительных организаций, занятых на монтаже вентиляционных коробов, сотрудников технадзора заказчика, осуществляющих надзорные функции за технологией и качеством выполнения работ, а также инженерно-технических работников строительных организаций. 1.3 Привязка технологической карты к конкретным объектам и условиям строительства состоит в уточнении объемов работ, средств механизации, потребности в трудовых и материально-технических ресурсах, а также корректировке калькуляции и календарного плана производства работ. 1.4 Форма использования технологической карты предусматривает обращение ее в сфере информационных технологий с включением в базу данных по технологии и организации строительного производства автоматизированного рабочего места технолога строительного производства (АРМ ТСП), подрядчика и заказчика. 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ2.1 Для монтажа вентиляционных систем в промышленных, административно-общественных и жилых зданиях используются вентиляционные короба, которые могут изготавливаться из различных материалов, в зависимости от среды, транспортируемой по воздуховодам. В таблице 1 приведены примеры материалов, из которых могут изготавливаться воздуховоды. Таблица 1 - Материалы для воздуховодов
2.2 Наружные размеры поперечного сечения металлических воздуховодов прямоугольного сечения следует принимать по таблице 2. Таблица 2 - Наружные размеры металлических воздуховодов
2.3 Толщину листовой стали для воздуховодов, по которым перемещается воздух с температурой не выше 80 °С, следует принимать, не более: - для воздуховодов прямоугольного сечения, размером, мм: от 100´150 до 250´250 - 0,5 мм; от 300´150 до 600´1000 - 0,7 мм, от 1000´1250 до 1600´2000 - 0,9 мм, - для воздуховодов прямоугольного сечения, имеющих одну из сторон более 2000 мм, и воздуховодов сечением 2000´2000 мм толщина стали должна быть указана в проекте. 2.4 Сеть воздуховодов компонуется из унифицированных деталей - прямых участков, отводов, переходов, заглушек и узлов ответвлений из унифицированных деталей в соответствии с ВСН 353-86. Для воздуховодов прямоугольного сечения применяются прямые участки длиной 2500 мм, однако по конструктивным и технологическим соображениям допускается изменение длины прямого участка Для изготовления воздуховодов должна применяться сталь тонколистовая горячекатаная по ГОСТ 19903-74* и ГОСТ 16523-97, сталь листовая и рулонная холоднокатаная по ГОСТ 19904-90 и ГОСТ 16523-97, сталь кровельная листовая по ГОСТ 19904-90. Воздуховоды из тонколистовой кровельной стали размером большей стороны до 2000 мм следует изготовлять прямошовными на фальцах или прямошовными на сварке, а воздуховоды, имеющие размер стороны более 2000 мм, - панельными (сварными, клеесварными). Воздуховоды из металлопласта следует изготовлять на фальцах, а из нержавеющей стали, титана, а также из листового алюминия и его сплавов - на фальцах или на сварке. 2.5 Воздуховоды в зависимости от дальности перевозки рекомендуется транспортировать: - до 300 км - автомобильным транспортом; - более 300 км - железнодорожным или водным. При перевозке воздуховодов автотранспортом следует использовать: - бортовые автомобили общего назначения (ГАЗ-52-04, ГАЗ-53А; ЗИЛ-130-76; Урал-377Н, КамАЗ-5320, МАЗ-5335); - седельные тягачи (ГАЗ-52-04; ЗИЛ-130В1-76; КамАЗ-5410); - прицепы (ГКБ-817, ГКБ-8350); - полуприцепы (ЦКТБ-А402; ОдАЗ-885; ОдАЗ-9370). Транспортировать воздуховоды по железной дороге следует в полувагонах, вагоны закрытого типа следует использовать в исключительных случаях. 2.6 При перевозках воздуховодов в зависимости от их вида и габаритов необходимо предусмотреть. - для воздуховодов небольших сечений - контейнеризацию или пакетирование; - для воздуховодов больших сечений - телескопическую укладку; - для полуфабрикатов - специальную упаковку. Размеры и масса контейнеров и пакетов должны соответствовать габаритам и грузоподъемности транспортных средств. В таблице 3 приведены характеристики контейнеров для перевозки воздуховодов. Таблица 3 - Характеристика контейнеров для перевозки воздуховодов и вентизделий
Воздуховоды необходимо устанавливать на транспортное средство вертикально, если они не выходят за пределы габаритов установленных для автотранспорта, и габаритов, установленных Минтрансом России. 2.7 В качестве механизированных грузоподъемных средств на объектах следует использовать лебедки, автопогрузчики, автокраны, стреловые краны на пневмоколесном и гусеничном ходу, башенные и козловые краны. Грузоподъемные средства выбираются в зависимости от массы и габаритов вентооборудования и изделий, высоты их подъема и местных условий. Область применения грузоподъемных средств приведена в таблице 4. Таблица 4 - Область применения грузоподъемных механизмов, монтажных вышек и подмостей
2.8 Строповку вентиляционных коробов следует производить инвентарными грузозахватными средствами. Стропы выбираются в зависимости от вида, массы поднимаемого груза и способа строповки согласно таблице 5, основные стропы показаны на рисунке 1. Один из вариантов строповки воздуховодов прямоугольного сечения приведен на рисунке 2. Узлы воздуховодов длиной 12 м и более при подъеме в горизонтальном положении, как правило, стропят параллельными стропами или траверсами. Строповку воздуховодов следует производить так, чтобы можно было подать их к месту установки в положении, наиболее близком к проектному. Таблица 5 - Виды стропов
а - облегченный строп с петлями; б - облегченный строп с крюками; в - четырехветвевой строп Рисунок 1 - Стропы Рисунок 2 - Вариант строповки воздуховода При подъеме воздуховодов необходимо обеспечить их устойчивость в подвешенном положении. Места подвески груза должны быть расположены выше центра тяжести. Поднимаемый груз следует удерживать от вращения оттяжками из пеньковых канатов диаметром 20 - 25 мм или оттяжками из стальных канатов диаметром 8 - 12 мм. Для горизонтальных укрупненных узлов воздуховодов следует применять две оттяжки, для вертикальных воздуховодов - одну. 2.9 Типовые схемы установки и крепления лебедок и отводных блоков приведены на рисунках 3 - 5. Лебедки, применяемые для перемещения груза, должны быть загружены балластом, масса которого должна не менее чем в два раза превышать тяговое усилие лебедки. Балласт должен быть закреплен на раме лебедки. Конструкции, за которые крепятся лебедки и отводные блоки, должны быть рассчитаны на дополнительную нагрузку. а
- схема расположения отводного блока перед лебедкой; б - крепление отводного
блока к анкеру; Рисунок 4 - Установка отводного блока Рисунок 5 - Установка барабанной лебедки 2.10 На весь период монтажа должны быть оборудованы площадки для складирования воздуховодов. Устройство приобъектного склада воздуховодов должно удовлетворять следующим основным требованиям: - располагаться вблизи подъездных автомобильных дорог или железнодорожных путей; - границы склада должны отстоять от дороги не менее чем на 1 м; - находиться на минимальном расстоянии от объекта монтажа по возможности в зоне действия башенного крана; - не мешать производству строительно-монтажных работ; - площадки для хранения воздуховодов должны быть тщательно спланированы с уклоном 1 - 2° для отвода поверхностных вод, засыпаны дренирующим песком или гравием, а в необходимых случаях - иметь кюветы; - проходы, проезды и погрузочно-разгрузочные площадки должны быть очищены от мусора, строительных отходов (в зимнее время - от снега и льда) и посыпаны песком, шлаком или золой; - хранение вентизделий должно быть организовано с соблюдением требований безопасности работ и пожарной охраны; - по углам открытого склада должны быть установлены заградительные столбы, вывешены предупредительные знаки для водителей автотранспорта и указатели с наименованием монтажного управления или участка и места нахождения приемщика грузов; - склад должен быть освещен. 2.11 Складирование и хранение воздуховодов должно быть организовано в соответствии с действующими нормами и с соблюдением следующих требований: - воздуховоды прямоугольного сечения должны укладываться в штабеля; прямые участки высотой не более 2,7, фасонные детали - не более 2 м; - воздуховоды круглого сечения следует устанавливать вертикально; - воздуховоды, доставляемые в инвентарных контейнерах, следует хранить в этих контейнерах на специально организованных контейнерных площадках. Хранить воздуховоды и другие изделия в железнодорожных контейнерах запрещается; - каждый воздуховод при хранении следует укладывать на деревянные инвентарные подкладки; - воздуховоды в штабелях следует размещать с учетом последовательности монтажа: штабеля и контейнеры - снабжать указателями; - между штабелями должны быть оставлены проходы шириной не менее 1 м; через каждые три штабеля следует устраивать проезды для транспорта шириной 3 м. 2.12 Для внутриобъектного транспорта рекомендуется использовать вилочные погрузчики грузоподъемностью до 5 т или малогабаритные авто- и тракторные тягачи с прицепными тележками. Перемещение воздуховодов по перекрытиям многоэтажных зданий осуществляется с помощью подъемно-транспортного оборудования или ручным транспортом. 2.13 До начала монтажа вентиляционных систем генеральным подрядчиком должны быть выполнены следующие работы: - монтаж междуэтажных перекрытий, стен и перегородок; - устройство фундаментов, оснований или площадок для установки вентиляторов, кондиционеров и другого вентиляционного оборудования; - строительные конструкции вентиляционных камер приточных систем; - гидроизоляционные работы в местах установки кондиционеров, приточных вентиляционных камер, мокрых фильтров; - устройство полов (или соответствующей подготовки) в местах установки вентиляторов на пружинных виброизоляторах, а также «плавающие» основания для установки вентиляционного оборудования; - устройство опор для установки крышных вентиляторов, выхлопных шахт и дефлекторов на покрытиях зданий; - подготовлены отверстия в стенах, перегородках, перекрытиях и покрытиях, необходимые для прокладки воздуховодов; - нанесены на внутренних и наружных стенах всех помещений вспомогательные отметки, равных проектным отметкам чистого пола плюс 500 мм; - оштукатурены (или облицованы) поверхностей стен и ниш в местах прокладки воздуховодов; - подготовлены монтажные проемы в стенах и перекрытиях для подачи крупногабаритного оборудования и воздуховодов и смонтированы кран-балки в вентиляционных камерах; - установлены в соответствии с рабочей документацией закладные детали в строительных конструкциях для крепления оборудования и воздуховодов; - обеспечена возможность включения электроинструментов, а также электросварочных аппаратов на расстоянии не более 50 м один от другого; - остеклены оконные проемы в наружных ограждениях, утеплены входы и отверстия; - выполнены мероприятия, обеспечивающие безопасное производство монтажных работ. Приемка объекта под монтаж должна производиться работниками участка подготовки производства совместно с инженерно-техническими работниками монтажной организации с составлением акта. 2.14 Способ монтажа воздуховодов выбирается в зависимости от их положения (горизонтальное, вертикальное), размещения относительно конструкций (внутри или снаружи здания, у стены, у колонн, в межферменном пространстве, в шахте, на кровле здания) и характера здания (одно- или многоэтажное, промышленное, общественное и т.п.). 2.15 Монтаж металлических воздуховодов производится в следующей технологической последовательности: - разметка мест установки средств крепления воздуховодов; - установка средств крепления; - согласования со строителями мест расположения и способов крепления грузоподъемных средств; - установка грузоподъемных средств; - доставка к месту монтажа деталей воздуховодов; - проверка комплектности и качества доставленных деталей воздуховодов; - сборка деталей воздуховодов в укрупненные блоки; - установка блока в проектное положение и закрепление его; - установка заглушек на верхних торцах вертикальных воздуховодов, расположенных на высоте до 1,5 м от пола. 2.16 Для соединения вентиляционных коробов прямоугольного сечения обычно используются фланцевые соединения и реечные. Прямоугольные фланцы изготовляются размером 100´150 - 1600´2000 мм. Конструкция бесфланцевого реечного соединения воздуховодов прямоугольного сечения приведена на рисунке 6. Сборку участков воздуховодов в укрупненные блоки с помощью реечного соединения производят при предварительно установленных резиновых прокладках в ручье шин, как видно на рисунке 6а. Совмещение шин между собой и обеспечение соосности соединяемых воздуховодов выполняют с помощью оправки, вставляемой в отверстие монтажных угольников. Затем шины на одной из сторон стягивают фиксаторными клещами и на них на длину 10 - 15 мм надвигают рейку, после чего легкими ударами молотка через деревянную прокладку рейку забивают на всю длину. Соединительные рейки устанавливают сначала на вертикальных сторонах воздуховодов, а затем горизонтальных. При этом обеспечивается плотное прижатие резиновых прокладок между собой и герметичность соединения. При установке реек на отбортованные концы воздуховодов профилированную резиновую прокладку устанавливают между торцами, как показано на рисунке 6б, после чего воздуховоды соединяют рейками, забиваемыми легкими ударами молотка. При соединении прямоугольных воздуховодов с помощью Z- и С-образных реек (без применения резиновых прокладок) в целях герметизации стык снаружи должен быть промазан густотертой краской или разогретой до 50 °С мастикой «Бутэпрол», как показано на рисунке 6в. а
- с применением шин; б - с применением реек по отбортованным концам
воздуховодов; Рисунок 6 - Бесфланцевые реечные соединения воздуховодов прямоугольного сечения 2.17 Максимальная длина укрупненных блоков прямоугольных воздуховодов, монтируемых горизонтально и соединяемых на шинах и рейках, зависит от схемы расположения захватов и составляет 6 - 12 м. В случае применения специальных траверс длина блоков может быть увеличена до 15 м в зависимости от конструкции траверсы. Вертикальные воздуховоды монтируют укрупненными блоками в пределах 1 - 2 этажей здания. 2.18 Длина блока определяется размерами сечения и типом соединения воздуховодов, условиями монтажа и наличием грузоподъемных средств. Длина укрупненных блоков горизонтальных; воздуховодов, соединяемых на фланцах, не должна превышать 20 м. Схемы организации рабочей зоны при монтаже воздуховодов в промышленных зданиях и сооружениях даны на рисунках 7 - 13. 1 - контейнеры для воздуховодов; 2 - столы монтажные; 3 - подъемный рольганг Рисунок 7 - Схема организации работ при монтаже воздуховодов подъемным рольгангом в блоках покрытия на конвейере 1 - консоль с блоком; 2 - лебедка; 3 - автогидроподъемник; 4 - траверса; 5 - оттяжка; 6 - блок Рисунок 8 - Схема организации рабочей зоны при монтаже воздуховодов по наружной стене здания 1 - лебедка; 2 - траверса; 3 - укрупненный узел воздуховода; 4 - подвески Рисунок 9 - Схема организации рабочей зоны при монтаже горизонтальных воздуховодов в здании 1 - укрупненный узел воздуховода; 2 - траверса; 3 - автокран; 4 - автогидроподъемник Рисунок 10 - Схема организации рабочей зоны при монтаже горизонтальных воздуховодов на эстакаде 1 - укрупненный узел воздуховода; 2 - полуавтоматический строп; 3 - лебедка 4 - блок; 5 - консоль; 6 - кронштейны; 7 - растяжка Рисунок 11 - Схема организации рабочей зоны при монтаже вертикальных воздуховодов по наружной стене здания Рисунок 12 - Схема организации рабочей зоны при монтаже вертикальных воздуховодов в здании методом «наращивания снизу» 1 - воздуховод; 2 - мачта; 3 - монтажно-тяговый механизм; 4
- растяжка; 5 - тяга; Рисунок 13 - Схема организации монтажной зоны при монтаже вертикальных воздуховодов 2.19 Воздуховоды должны монтироваться вне зависимости от наличия технологического оборудования в соответствии с проектными привязками и отметками. Присоединение воздуховодов к технологическому оборудованию должно производиться после его установки. При монтаже воздуховодов необходимо выдерживать нормативные монтажные расстояния в местах сложных пересечений воздуховодов и других коммуникаций и раскладки воздуховодов в шахте, как показано на рисунках 14 - 16. При размерах b и b1 от 100 до 500 ´ = 100 мм » » от 600 до 1600 ´ = 300 мм Рисунок 14 - Минимальные монтажные расстояния от строительных конструкций до воздуховодов Рисунок 15 - Минимальные монтажные расстояния от инженерных коммуникаций до воздуховодов D иD¢, b1 и b¢1 - диаметры и сторона соответственно круглых и прямоугольных воздуховодов Рисунок 16 - Минимальные монтажные расстояния между воздуховодами Воздуховоды в шахтах, нишах и т.п. необходимо размещать таким образом, чтобы их было удобно монтировать и обслуживать. 2.20 Крепления горизонтальных металлических неизолированных воздуховодов (хомуты, подвески, опоры и др.) на бесфланцевом соединении следует устанавливать на расстоянии не более 4 м одно от другого при размерах большей стороны воздуховода прямоугольного сечения менее 400 мм и на расстоянии не более 3 м одно от другого - при размерах большей стороны воздуховода прямоугольного сечения 400 мм и более. Крепления горизонтальных металлических неизолированных воздуховодов на фланцевом соединении прямоугольного сечения при размерах его большей стороны до 2000 мм включительно устанавливаются на расстоянии не более 6 м одно от другого Расстояния между креплениями изолированных металлических воздуховодов любых размеров поперечных сечений, а также неизолированных воздуховодов прямоугольного сечения при размерах его большей стороны более 2000 мм назначаются рабочей документацией. Хомуты должны плотно охватывать металлические воздуховоды. Крепления вертикальных металлических воздуховодов устанавливаются на расстоянии не более 4 м одно от другого. Чертежи нетиповых креплений должны входить в комплект рабочей документации. Крепление вертикальных металлических воздуховодов внутри помещений многоэтажных корпусов с высотой этажа до 4 м выполняются в междуэтажных перекрытиях. Крепление вертикальных металлических воздуховодов внутри помещений с высотой этажа более 4 м на кровле здания назначаются проектом (рабочим проектом). Крепление растяжек и подвесок непосредственно к фланцам воздуховода не допускается. Натяжение регулируемых подвесок должно быть равномерным. Свободно подвешиваемые воздуховоды должны расчаливаться путем установки двойных подвесок через каждые две одинарные подвески при длине подвески от 0,5 до 1,5 м. При длине подвесок более 1,5 м двойные подвески устанавливаются через каждую одинарную подвеску. 2.21 При монтаже вертикальных вентиляционных коробов в жилом многоэтажном комплексе до начала работ необходимо: - выполнить работы по бетонированию монолитных участков вокруг проемов шахт на 1-м этаже и через каждые три этажа с оставлением проемов под венткороба. На остальных этажах вместо монолитных участков установить съемные настилы из деревянных щитов. Укладку щитов производить на деревянные прогоны из досок 50´150 мм в направлении «от себя», зафиксировав щиты от смещения сшивными планками; - очистить от наплывов бетона железобетонные стены шахты; - на каждом этаже оградить проемы защитным ограждением высотой 1,1 м. Стойки зафиксировать за бетонные стены с помощью обрезков уголка, приваренных сверху и снизу к стойкам параллельно ограждающим бетонным стенам; - организовать место приема вертикальных стояков вентиляции в подвале; - на последнем перекрытии установить и закрепить ручную лебедку и монтажный блок грузоподъемностью 1500 кг; - выполнить освещение рабочих мест и подходов согласно ГОСТ 12.1.046-85 на каждом этаже. Схема монтажа вертикального вентиляционного короба в жилом многоэтажном здании приведена на рисунке 17. Варианты установки лебедки для подъема венткоробов показаны на рисунках 18 и 19. 2.22 Производство работ по монтажу вертикальных вентиляционных коробов в жилом многоэтажном комплексе происходит в следующем порядке: - собирается в подвале или на первом этаже воздуховод длиной 12 м из шести секций длиной 2 м каждая, как показано на рисунке 20; - каждая 12-ти метровая плеть поднимается за верхнюю секцию при помощи лебедки и монтажного блока; - строповка груза, показанная на рисунке 20 (узел 2), производится крюком за петлю, приваренную к трубе, установленной внутри секции. Крюк закрепляется через овоидное звено к тросу лебедки; Рисунок 17 - Схема монтажа вертикальных вентиляционных коробов в многоэтажном а) лебедка установлена на перекрытии; б) рамка под лебедку Рисунок 18 - Первый вариант установки ручной лебедки - после подъема первой плети, она закрепляется по проекту на хомут воздуховода, как показано на рисунке 20 (узел 1). Хомут закрепляется в монолитном перекрытии и к нему привариваются фланцы. Аналогичное крепление производится по всей шахте через этаж; - после закрепления плети по проекту освобождается канат с крюком и опускается через закрепленный воздуховод вниз для строповки собранного в подвале или на первом этаже воздуховода. а) лебедка установлена над проемом шахты; б) рамка под лебедку Рисунок 19 - Второй вариант установки ручной лебедки Соединение воздуховода производится на болтах и на сварке. В процессе сборки каждых 6-ти секций производится временное опирание промежуточной секции на уголки, уложенные на перекрытие. По мере подъема плети производится закрытие проемов шахты на каждом этаже при помощи деревянных настилов или профнастила. Верхнюю секцию воздуховода необходимо подстыковать к венткоробам, установленным через проем в покрытии (методом наращивания сверху). Рисунок 20 - Схема сборки плети венткороба из 6 секций 3 ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ И ПРИЕМКЕ РАБОТ3.1 Контроль качества работ по монтажу вентиляционных коробов должен осуществляться специалистами или специальными службами, входящими в состав строительной организации или привлекаемыми со стороны, оснащенными техническими средствами, обеспечивающими необходимую достоверность и полноту контроля. 3.2 Контроль качества работ осуществляют на всех стадиях технологической цепи, начиная от разработки проекта и кончая его реализацией на объекте на основе ППР и технологических карт. Контроль качества должен включать в себя входной контроль рабочей документации, конструкций, изделий, материалов и оборудования, операционный контроль отдельных монтажных процессов или производственных операций и оценку соответствия выполненных работ. 3.3 При входном контроле рабочей документации производится проверка ее комплектности и достаточности содержащейся в ней технической информации для производства работ. При входном контроле изделий, материалов и оборудования проверяется внешним осмотром соответствие их требованиям стандартов или других нормативных документов и рабочей документации, а также наличие и содержание паспортов, сертификатов и других сопроводительных документов. 3.4 Воздуховоды и детали вентиляционных систем должны быть изготовлены в соответствии с рабочей документацией, монтажными чертежами и утвержденными в установленном порядке техническими условиями ТУ 36-736-78 «Воздуховоды металлические» и ТУ 36-2581-83 «Воздуховоды вентиляционные из металлопласта». Допускаемые отклонения наружных размеров поперечных сечений воздуховодов не должны превышать величин, указанных в таблице 6. Таблица 6 - Допускаемые отклонения наружных размеров поперечных сечений воздуховодов
Неплоскостность стенок воздуховодов прямоугольного сечения не должна превышать величин, указанных в таблице 7. Таблица 7 - Неплоскостность стенок воздуховодов прямоугольного сечения
3.5 Торцы прямых участков воздуховодов должны быть перпендикулярны их осям или смежным поверхностям. Отклонение от перпендикулярности торца не должно превышать 10 мм на 1000 мм длины стороны поперечного сечения воздуховода. 3.6 Угловые размеры воздуховодов (отводов, узлов ответвлений, переходов и т.д.) должны соответствовать требованиям монтажных проектов. При этом допустимое отклонение не должно превышать ± 1° 30¢. 3.7 Соединительные детали, предназначенные для монтажа воздуховодов на фланцах и бесфланцевых соединениях (бандажных, реечных и др.), должны соответствовать требованиям технической документации на тип соединения, утвержденной в установленном порядке. 3.8 Контроль правильности основных размеров воздуховодов должен производиться по утвержденной технологии завода-изготовителя следующим инструментом: - линейкой металлической (ГОСТ 427-75*); - рулеткой измерительной (ГОСТ 7502-98); - угольником поверочным 90° (ГОСТ 3749-77*); - штангенциркулем (ГОСТ 166-89*); - угломером (ГОСТ 5378-88); - шаблонами, изготовленными на заводе-изготовителе. 3.9 Качество покрытий, швов, отбортовки, крепления соединительных изделий, крепежных деталей, элементов жесткости и шин, внешний вид изделий, а также комплектность, маркировка и упаковка проверяются визуально. 3.10 В комплект поставки воздуховодов должны входить изделия, указанные в монтажном проекте (ведомостях, эскизах), за исключением обеспыливающих и регулирующих устройств - циклонов, заслонок и клапанов (всех типов), шумоглушителей, изготовляемых по соответствующим типовым чертежам и ТУ и средства крепления. В комплект воздуховодов, соединяемых на бесфланцевых соединениях, должны входить бандажи, рейки и другие детали, предусмотренные технической документацией на эти виды соединений, утвержденной в установленном порядке. Каждый комплект воздуховодов должен сопровождаться монтажным проектом (ведомости, эскизы, схемы) в одном экземпляре и накладной предприятия-изготовителя с отметкой отдела технического контроля. 3.11 Изделия воздуховодов должны иметь маркировочные знаки, нанесенные на внутреннюю или наружную поверхность на расстоянии 100 - 300 мм от торца изделия масляной краской, отличающейся по цвету от основной краски. Результаты проведения входного контроля должны быть занесены в «Журнал входного учета и контроля качества получаемых деталей, материалов, конструкций и оборудования». 3.12 Операционный контроль осуществляют непосредственно в процессе выполнения операций по монтажу вентиляционных коробов, а также сразу после завершения работ. При операционном контроле следует проверять соблюдение технологии монтажа вентиляционных коробов, соответствие выполняемых работ рабочим чертежам, строительным нормам, правилам и стандартам. Результаты операционного контроля должны фиксироваться в журнале работ. Операционный контроль должен проводиться постоянно в процессе производства монтажных работ. Карта операционного контроля монтажа металлических воздуховодов приведена в таблице 8. Таблица 8 - Карта операционного контроля монтажа металлических воздуховодов
3.13 При оценке соответствия выполненных работ должна производиться проверка соответствия выполненных монтажных работ требованиям проектной и нормативно-технической документации и оценка качества работ. 3.14 При осуществлении контроля качества работ на отдельных стадиях производства монтажа вентиляционных коробов должны быть проверены: - положение поперечных швов и разъемных соединений воздуховодов относительно строительных конструкций; - вертикальность стояков; - отсутствие изломов, кривизны и винтообразности на прямых участках воздуховодов; - уклоны в разводящих участках воздуховодов, по которым транспортируется воздух с высокой относительной влажностью; - тщательность и правильность поставки прокладок во фланцевых соединениях; - надежность и внешний вид креплений воздуховодов, воздухораспределительных устройств, зонтов, местных отсосов (особое внимание должно быть обращено на крепления воздуховодов, подлежащих изоляции или уже изолированных); - правильность установки мягких вставок; - плавность работы регулирующих устройств и удобство управления ими; - тщательность покраски воздуховодов и других элементов вентиляционных систем и соответствие вида покраски проекту. 3.15 Отклонение воздуховодов от вертикали не должно превышать 2 мм на 1 м длины воздуховода. 3.16 Воздуховоды, предназначенные для транспортирования увлажненного воздуха, следует монтировать так, чтобы в нижней части воздуховодов не было продольных швов. Участки воздуховодов, в которых возможно выпадение росы из транспортируемого влажного воздуха, следует прокладывать с уклоном 0,01 - 0,015 в сторону дренирующих устройств. 3.17 Прокладки между фланцами воздуховодов не должны выступать внутрь воздуховодов. 3.18 Болты во фланцевых соединениях должны быть затянуты, все гайки болтов должны располагаться с одной стороны фланца. При установке болтов вертикально гайки должны располагаться с нижней стороны соединения. 3.19 Работы по монтажу вентиляционных коробов в промышленных, административных и жилых зданиях следует выполнять в соответствии с правилами производства и приемки работ согласно: - СНиП 3.05.01-85 Внутренние санитарно-технические системы; - СНиП 12-01-2004 Организация строительства; - СНиП 12-03-2001 Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования; - СНиП 12-04-2002 Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство; - СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование; - ППБ 01-03 Правила пожарной безопасности в Российской Федерации. 4
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНЫ ТРУДА,
|
Наименование |
Тип, марка, ГОСТ |
Техническая характеристика |
Количество на бригаду из 6 чел., шт. |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Молоток слесарный стальной |
Масса, кг 0,5 - 1 |
2 |
|
2 |
Молоток кровельный |
МКР-3 |
Масса, кг 1,5 |
3 |
3 |
Кувалда кузнечная тупоносая |
Масса, кг 2 - 4 |
2 |
|
4 |
Зубило слесарное |
Длина, мм 160 - 250 |
2 |
|
5 |
Ключи гаечные с открытым зевом двухсторонние |
Размер зева, мм: |
||
8´10 |
6 |
|||
12´13 |
6 |
|||
13´14 |
6 |
|||
17´19 |
6 |
|||
22´24 |
2 |
|||
27´30 |
2 |
|||
32´36 |
2 |
|||
6 |
Ключ гаечный трещоточный |
Размер зева сменных головок, |
2 |
|
мм: |
||||
10, 12, 13, 14, 17, 19 |
||||
7 |
Ключ гаечный разводной |
СТД 961/7 |
Размер зева, мм 30 |
1 |
8 |
Ключ газосварщика универсальный |
- |
1 |
|
9 |
Отвертка слесарно-монтажная (комплект) |
Длина, мм 160 - 250 |
1 |
|
10 |
Плоскогубцы комбинированные |
Длина, мм 160 - 200 |
1 |
|
11 |
Напильники плоские квадратные, трехгранные, круглые, полукруглые с насечкой № 1, 2, 3(набор) |
Длина, мм 150 - 400 |
1 |
|
12 |
Кернер |
Длина, мм 125 - 160 |
2 |
|
13 |
Ножницы ручные для резки металла |
Длина, мм 250 - 320 |
2 |
|
14 |
Чертилка |
Длина, мм 150 |
2 |
|
15 |
Струбцина для сборки бандажного соединения |
СТД 149/1 |
Максимальный зев, мм 150 |
6 |
16 |
Рамка ножовочная ручная |
Длина ножовочного полотна, мм 250 - 300 |
1 |
|
17 |
Тиски слесарные с ручным приводом |
- |
1 |
|
18 |
Лом монтажный |
ЛМ |
Длина, мм 560 - 1320 |
2 |
19 |
Щетка стальная прямоугольная |
ТУ 494-01-104-76 |
Длина, мм 310 |
1 |
20 |
Щетка-сметка |
- |
- |
1 |
21 |
Метр складной металлический |
- |
Длина, мм 1000 |
6 |
22 |
Линейка измерительная металлическая |
Длина, мм 500 |
1 |
|
23 |
Рулетка измерительная металлическая |
Длина ленты, мм 5000 - 20000 |
1 |
|
24 |
Штангенциркуль |
ШЦ-1 |
Предел измерения 125 мм |
1 |
25 |
Бородки слесарные |
Длина, мм 160 - 200 |
6 |
|
26 |
Циркуль разметочный |
Длина, мм 250 |
1 |
|
27 |
Оправка удлиненная |
СТД 931/2 |
Диаметр, мм 16 |
6 |
28 |
Клещи для сборки бандажного соединения |
СТД 153 |
Максимальный зев, мм 120 |
4 |
29 |
Уровень строительный |
УС2-II |
- |
1 |
30 |
Отвес стальной строительный |
Масса, кг 0,4 |
2 |
|
31 |
Резак инжекторный для ручной кислородной резки |
- |
1 |
|
32 |
Горелка |
- |
1 |
|
33 |
Редуктор баллонный для газопламенной обработки |
- |
1 |
|
34 |
Щиток сварщика |
- |
1 |
|
35 |
Монтажно-тяговый механизм |
МТМ-1,6 или |
Грузоподъемность, т 1,6 |
2 |
МТМ-3,2 |
Грузоподъемность, т 3,2 |
|||
36 |
Блок монтажный |
БМ-1,25 |
Грузоподъемность, т 1,25 |
2 |
37 |
Блок монтажный |
БМ-2,5 |
Грузоподъемность, т 2,5 |
1 |
38 |
Домкрат реечный |
ДР-3,2 |
Грузоподъемность, т 3,2 |
1 |
39 |
Домкрат реечный |
ДР-5М |
Грузоподъемность, т 5 |
1 |
40 |
Штепсельное соединение трехполюсное |
ИЭ-9901А1 |
Напряжение, В 380 |
1 |
41 |
Штепсельное соединение трехполюсное |
ИЭ-9902АП |
Напряжение, В 42 |
1 |
42 |
Штепсельное соединение двухполюсное |
ИЭ-9903 |
Напряжение, В 250 |
1 |
43 |
Сверлильная машина |
ИЭ-1035 или |
Диаметр сверла, мм 14 |
1 |
ИЭ-1023 |
Диаметр сверла, мм 23 |
|||
44 |
Шлифовальная машина электрическая |
Ш-178-1 или |
Диаметр шлифовального круга, мм 180 |
1 |
WSBA-1400 |
Диаметр шлифовального круга, мм 230 |
1 |
||
45 |
Киянка плоская |
ТУ 36-1923-76 |
Габарит, мм 355´190´80 |
2 |
46 |
Каска строительная |
7 |
||
47 |
Рукавицы |
7 пар |
||
48 |
Пояс предохранительный для монтажников |
7 |
||
49 |
Комплект знаков по безопасности и охране труда |
Компл. |
||
50 |
Респиратор |
«Лепесток» |
7 |
Таблица 10 - Ведомость ручного инструмента, монтажных приспособлений и средств малой механизации периодической потребности
Наименование |
Тип, марка, ГОСТ |
Техническая характеристика |
Количество на 100 рабочих, шт. |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Сверлильная машина электрическая двухскоростная с электронным регулированием частоты вращения |
ИЭ-1204Э или ИЭ-1207Э |
Диаметр сверла, мм 14/9 |
0,5 |
Диаметр сверла, мм 14/9 |
||||
2 |
То же, с электронным регулированием частоты вращения |
ИЭ-1036Э |
Диаметр сверла, мм (макс.) 9 |
1 |
3 |
Шлифовальная машина электрическая |
ИЭ-2009 |
Диаметр шлифовального круга, мм 125 |
0,3 |
4 |
Шлифовальная машина электрическая, угловая |
ИЭ-2106 |
Диаметр шлифовального круга, мм 80 |
0,3 |
5 |
Гайковерт электрический |
ИЭ-3115Б |
Диаметр резьбы, мм 12 - 30 |
10 |
Энергия удара, Дж 25 |
||||
6 |
Гайковерт электрический |
ИЭ-3113А |
Диаметр резьбы, мм 16 |
10 |
Момент затяжки, Н × м 125 |
||||
7 |
Шуруповерт электрический |
ИЭ-3602-А |
Диаметр резьбы, мм 6 |
1,7 |
8 |
Шуруповерт с электронным регулированием частоты вращения |
ИЭ-3604Э или ИЭ-3603Э |
Диаметр резьбы, мм 6 |
|
Диаметр резьбы, мм 6 |
1,7 |
|||
9 |
Перфоратор электрический |
ИЭ-4712 |
Диаметр резьбы, мм 2 |
4 |
10 |
Перфоратор электрический |
ИЭ-4709А |
Диаметр резьбы, мм 2,5 |
9 |
11 |
Ножницы электрические |
ИЭ-5502 |
Толщина разрезаемого листа, мм 1 |
2 |
12 |
Ножницы электрические |
ИЭ-5803 |
Толщина разрезаемого листа, мм 0,85 |
1 |
13 |
Ножницы электрические |
ИЭ-5405 |
Толщина разрезаемого листа, мм 2,5 |
2 |
14 |
Ножницы электрические |
ИЭ-5404 |
Толщина разрезаемого листа, мм 1,6 |
1,5 |
15 |
Пила маятниковая |
ПМ-3 00/400 |
Диаметр абразивного армированного круга, мм |
0,3 |
300, 400 |
||||
16 |
Машина электрическая заточная |
ИЭ-9702А |
Диаметр круга, мм 100 |
3 |
17 |
Машина электрическая заточная |
ИЭ-9703В |
Диаметр круга, мм 100 |
2 |
18 |
Приспособление монтажное для перемещения грузов |
ПМПГ-1 |
Грузоподъемность, т 1 |
17 |
19 |
Лебедка ручная в установочном корпусе |
СТД 697 |
Грузоподъемность, т 0,5 |
9 |
20 |
Лебедка |
ЛМ-1М |
Грузоподъемность, т 1 |
9 |
21 |
Лебедка |
ЛМ-3,2 |
Грузоподъемность, т 3,2 |
9 |
22 |
Компрессор передвижной |
СО-7Б |
Производительность, м/мин 0,5 |
3 |
23 |
Краскораспылитель ручной пневматический |
СО-71 |
Расход краски, л/мин 1,6 |
3 |
24 |
Лебедка ручная |
СТД 999/1 |
Грузоподъемность, т 0,5 |
1 |
25 |
Домкрат гидравлический |
ДГС-6,3 |
Грузоподъемность, т 6,3 |
0,3 |
26 |
Балансир |
Б1 |
Грузоподъемность, кг, до 12,5 |
0,4 |
27 |
Балансир |
Б2 |
Грузоподъемность, кг, до 20 |
0,4 |
28 |
Подкладка клиновая |
ПР-3 |
Грузоподъемность, т 3 |
2 |
29 |
Подкладка клиновая |
ПР-5 |
Грузоподъемность, т 5 |
2 |
30 |
Подкладка клиновая |
ПР-10 |
Грузоподъемность, т 10 |
0,4 |
31 |
Предохранительное верхолазное устройство |
ПВУ-2 |
Максимальная масса падающего груза, кг 100 |
2 |
32 |
Катушка монтажная |
СТД 422 |
- |
3 |
33 |
Блок монтажный |
БМ-5 |
Грузоподъемность, т 5 |
3 |
34 |
Монтажно-тяговый механизм |
МТМ-3,2 |
Грузоподъемность, т 3,2 |
8 |
5.2 В таблицах 11 и 12 приведены нормы расхода металлопроката и вспомогательных материалов на 100 м2 воздуховодов и отнесенных к ним элементов вентиляционных систем.
Таблица 11 - Нормы расхода металлопроката на 100 м2 воздуховодов
Материалы |
Ед. изм. |
Нормы расхода металлопроката на 100 м2 воздуховодов с отнесенными к ним вентиляционными изделиями |
|
Прокат черного металла |
|||
Всего |
т |
1,87 |
|
В том числе: |
|||
1 |
Балки и швеллеры |
» |
0,03 |
2 |
Сталь крупносортная |
» |
0,09 |
3 |
Сталь среднесортная |
» |
0,13 |
4 |
Сталь мелкосортная |
» |
0,33 |
5 |
Сталь толстолистовая |
» |
0,1 |
6 |
Сталь тонколистовая толщиной более 1,9 мм |
» |
0,27 |
7 |
Сталь тонколистовая толщиной до 1,8 мм |
» |
0,46 |
8 |
Сталь кровельная черная |
» |
0,17 |
9 |
Сталь оцинкованная |
» |
0,29 |
Таблица 12 -Норма расхода вспомогательных материалов на 100 м2 воздуховода
Материалы |
Ед. изм. |
Нормы расхода вспомогательных материалов на 100 м2 воздуховодов из кровельной и тонколистовой стали (без элементов вентиляционных систем) |
||
фальцевых |
сварных |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Изготовление |
||||
Сварочные материалы |
||||
1 |
Электроды |
кг |
3,38 |
10,08 |
2 |
Проволока сварочная |
» |
1 |
23 |
3 |
Газ углекислый |
кг/м3 |
1,2 0,61 |
28 14,2 |
Покрасочные материалы |
||||
4 |
Грунт ГФ-020 |
кг |
2468 |
2468 |
5 |
Сольвент |
» |
6,2 |
62 |
6 |
Растворитель |
» |
0,005 |
0005 |
7 |
Лак БТ 577 |
» |
0,04 |
004 |
8 |
Гайки М12 |
» |
0,369 |
0369 |
9 |
Мастика «Бутепрол» |
» |
1,7 |
- |
Монтаж |
||||
Болты с гайками |
||||
10 |
Всего |
» |
8,51 |
11,22 |
В том числе |
||||
11 |
М6´20 |
» |
1,15 |
2,35 |
12 |
М8´25 |
» |
1,7 |
2,3 |
13 |
М10´30 |
» |
3,65 |
4,56 |
14 |
М10´35 |
» |
1,95 |
1,95 |
15 |
М10´40 |
» |
0,06 |
0,06 |
16 |
Гайки М12 |
» |
0,18 |
0,18 |
Сварочные материалы |
||||
17 |
Электроды |
» |
0,39 |
0,39 |
Прокладочные материалы |
||||
18 |
Резина листовая |
» |
5,69 |
9,25 |
19 |
Резина пористая |
» |
2,11 |
3,47 |
20 |
Резина профилированная |
» |
5,3 |
8,65 |
21 |
Асбест шнуровой |
» |
3,8 |
6,41 |
6.1 Монтаж систем вентиляционных коробов должны выполнять рабочие соответствующих квалификаций, объединенные, как правило, в комплексные бригады и звенья. В этих бригадах для равномерной и полной загрузки рабочих рекомендуется широко практиковать совмещение профессий.
Состав комплексной бригады по монтажу воздуховодов с учетом возможности совмещения профессий приведен в таблице 13.
Таблица 13 - Состав комплексной бригады
Рекомендуемая профессия для совмещения |
Количество рабочих данного разряда |
Общее количество рабочих |
|
Монтажник систем вентиляции |
7 |
||
5 - 6 разряда (бригадир) |
Такелажник на монтаже 3 разряда |
1 |
|
4 разряда |
Электросварщик 3 разряда |
1 |
|
Монтажник систем вентиляции: |
|||
4 разряда |
1 |
||
3 разряда |
Такелажник на монтаже 2 разряда |
2 |
|
2 разряда |
2 |
||
Примечание - Ответственные виды сварки необходимо поручать квалифицированному электросварщику. |
6.2 В качестве примера монтажа вентиляционных коробов примем монтаж вертикальных стояков воздуховодов размером 800´800 мм площадью 100 м2 при помощи ручной лебедки.
6.3 Затраты труда и машинного времени на монтаж вентиляционных коробов подсчитаны по «Единым нормам и расценкам на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы», введенным в действие в 1987 г., и представлены в таблице 14.
Таблица 14 - Калькуляция затрат труда и машинного времени на монтаж вентиляционных коробов
Единица измерения 100 м2 вентиляционных коробов
Обоснование (ЕНиР и др. нормы) |
Наименование технологических процессов |
Ед. изм. |
Объем работ |
Норма времени |
Затраты труда |
|||
рабочих, чел.-ч. |
машиниста, чел.-ч. (работа машин, маш.-ч.) |
рабочих, чел.-ч. |
машиниста, чел.-ч. (работа машин, маш.-ч.) |
|||||
1 |
Е9-1-46 № 1а |
Сверление отверстий электрической сверлильной машиной в строительных конструкциях |
100 отв. |
0,5 |
4,3 |
- |
2,2 |
- |
2 |
Е1-2 Табл. 3 № 1аб |
Доставка к месту монтажа деталей воздуховода |
100 т |
0,0083 |
1,8 |
1,8 (1,8) |
0,034 |
0,034 (0,034) |
3 |
Е10-5 Табл. 12 № 4в |
Сборка воздуховодов в укрупненные блоки, установка средств крепления, подъем и установка блоков, соединение установленного блока с ранее смонтированным, выверка и окончательное закрепление системы |
1 м2 |
100 |
0,62 |
- |
62,0 |
- |
4 |
Е10-13 Табл. 2г Применит. |
Установка заглушек на верхних торцах вертикальных воздуховодов |
шт. |
1 |
0,59 |
- |
0,59 |
- |
ИТОГО: |
64,8 |
0,034 (0,034) |
6.4 Продолжительность работ на монтаж вентиляционных коробов определяется графиком производства работ, представленным в таблице 15.
6.5 Технико-экономические показатели составляют:
- затраты труда, чел.-час.:
рабочих: 64,8
машиниста: 0,034
- продолжительность работ, час. 18
Таблица 15 - Календарный план производства работ
Измеритель конечной продукции - 100 м2 вентиляционных коробов
1 СНиП 3.05.01-85 Внутренние санитарно-технические системы.
2 СНиП 12-01-2004 Организация строительства.
3 СНиП 12-03-2001 Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования.
4 СНиП 12-04-2002 Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство.
5 СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование.
6 ГОСТ 12.0.004-90 ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения.
7 ГОСТ 12.1.046-85 ССБТ. Строительство. Нормы освещения строительных площадок.
8 ГОСТ 12.3.002-75* ССБТ. Процессы производственные. Общие требования безопасности.
9 ГОСТ 12.3.009-76* ССБТ. Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности.
10 ГОСТ 12.3.016-87 ССБТ. Строительство. Работы антикоррозионные. Требования безопасности.
11 ГОСТ 12.4.010-75* ССБТ. Средства индивидуальной защиты. Рукавицы специальные. Технические условия.
12 ГОСТ 12.4.011-89 ССБТ. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация.
13 ГОСТ Р 12.4.026-2001 ССБТ. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний.
14 ГОСТ 12.4.059-89 ССБТ. Строительство. Ограждения предохранительные инвентарные. Общие технические условия.
15 ГОСТ 12.4.087-84 ССБТ. Строительство. Каски строительные. Технические условия.
16 ГОСТ 24258-88 Средства подмащивания. Общие технические условия.
17 ЕНиР. Единые нормы и расценки на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы. Сборник 1. Внутрипостроечные транспортные работы.
18 ЕНиР. Единые нормы и расценки на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы. Сборник 10. Сооружения систем вентиляции, кондиционирования воздуха, пневмотранспорта и аспирации.
19 ПБ 10-382-00 Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов. Госгортехнадзор России, М., 2000.
20 ППБ 01-03 Правила пожарной безопасности в Российской Федерации. МЧС России, М., 2003 г.
21 СП 12-135-2003 Безопасность труда в строительстве. Отраслевые типовые инструкции по охране труда.
22 ВСН 279-85 Инструкция по герметизации вентиляционных и санитарно-технических систем. М., 1985 г.
23 ВСН 353-86 Проектирование и применение воздуховодов из унифицированных деталей. М., 1986 г.
24 ВСН 470-89 Нормативы потребности в ручном инструменте, монтажных приспособлениях и средствах малой механизации для производства различных видов монтажных и специальных строительных работ. М., 1990 г.
25 Пособие по производству и приемке работ при устройстве систем вентиляции и кондиционирования воздуха (к СНиП 3.05.01-85). М., 1989 г.
26 ПОТ Р М-007-98 Правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов.
27 ПОТ Р М-012-2000 Межотраслевые правила по охране труда при работе на высоте.
28 ПОТ Р М-016-2001 Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок.
29 ПОТ Р М-017-2001 Межотраслевые правила по охране труда при окрасочных работах.
30 ПОТ Р М-020-2001 Межотраслевые правила по охране труда при электросварочных и газосварочных работах.
31 СанПиН 2.2.3.1384-03 Гигиенические требования к организации строительного производства и строительных работ.