МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION,
ШИНЫ ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ Технические условия
Москва ИПК Издательство стандартов 2004
Предисловие Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-97 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила, рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, обновления и отмены» Сведения о стандарте 1 РАЗРАБОТАН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 86 «Шины пневматические для тракторов, сельскохозяйственных машин и большегрузных автомобилей» ВНЕСЕН Государственным комитетом Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики 2 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 23 от 22 мая 2003 г.) За принятие проголосовали:
3 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 октября 2004 г. № 36-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 26585-2003 введен в действие непосредственно в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2005 г. 4 ВЗАМЕН ГОСТ 26585-85 Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта публикуется в указателе «Национальные стандарты». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в указателе (каталоге) «Национальные стандарты», а текст изменений - в информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в информационном указателе «Национальные стандарты» ГОСТ 26585-2003 МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ШИНЫ ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ КРУПНОГАБАРИТНЫЕ И СВЕРХКРУПНОГАБАРИТНЫЕ ДЛЯ ВНЕДОРОЖНЫХ КАРЬЕРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ Технические условия Giant and super giant pneumatic tyres for off-the-road trucks. Specifications Дата введения - 2005-01-01 1 Область примененияНастоящий стандарт распространяется на пневматические шины (далее - шины) для внедорожных карьерных автомобилей грузоподъемностью не менее 27 т, предназначенных для эксплуатации при температуре окружающей среды от минус 55 °С до плюс 45 °С. Обязательные требования к качеству шин изложены в 4.6 (в части обозначения, размеров, норм эксплуатационных режимов), 5.2.1, 5.2.3, 5.4. 2 Нормативные ссылкиВ настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты: ГОСТ 2.124-85 Единая система конструкторской документации. Порядок применения покупных изделий ГОСТ 4.494-94 Система показателей качества продукции. Шины для внедорожных карьерных автомобилей, тракторов, строительных, дорожных, подъемно-транспортных, рудничных и сельскохозяйственных машин. Номенклатура показателей ГОСТ 427-75 Линейки измерительные металлические. Технические условия ГОСТ 2405-88 Манометры, вакуумметры, мановакуумметры, напоромеры, тягомеры и тягонапоромеры. Общие технические условия ГОСТ 7502-98 Рулетки измерительные металлические. Технические условия ГОСТ 8107-75 Вентили для пневматических камер и шин постоянного давления. Общие технические условия ГОСТ 9921-81 Манометры шинные ручного пользования. Общие технические условия ГОСТ 11358-89 Толщиномеры и стенкомеры индикаторные с ценой деления 0,01 и 0,1 мм. Технические условия ГОСТ 12715-95 (ИСО 4250-2-91) Шины повышенной проходимости и ободья. Часть 2. Нагрузки и внутренние давления ГОСТ 16504-81 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения ГОСТ 22374-77 (ИСО 3877-1-78, ИСО 3877-3-78, ИСО 4223-1-78) Шины пневматические. Конструкция. Термины и определения ГОСТ 24779-81 Шины пневматические. Упаковка, транспортирование, хранение ГОСТ 26000-83 Шины пневматические. Метод определения основных размеров ГОСТ 26147-84 Ободья колес для большегрузных автомобилей, строительно-дорожных и подъемно-транспортных машин. Технические условия ГОСТ 30018-93 (ИСО 4250-1-88)1) Шины обычного профиля и широкопрофильные для условий бездорожья и ободья. Часть 1. Обозначения и размеры шин 1) Не принят на территории Российской Федерации. Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов по указателю «Национальные стандарты», составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку. 3 ОпределенияТермины и определения - по ГОСТ 4.494, ГОСТ 12715, ГОСТ 16504, ГОСТ 22374, ГОСТ 30018. Кроме того, использованы следующие термины с соответствующими им определениями. 3.1 новая шина: Шина, которая не была в эксплуатации в течение гарантийного срока хранения. 3.2 радиальная цельнометаллокордная шина: Шина радиальной конструкции с металлокордом в каркасе и брекере. 4 Классификация, обозначения, основные параметры и размеры4.1 Шины подразделяют на камерные и бескамерные. 4.2 В зависимости от конструкции покрышки шины подразделяют на диагональные и радиальные. 4.3 Индекс прочности шины показывает соответствие данной шины максимальной нагрузке, рекомендуемой для конфетных условий эксплуатации. Индекс прочности радиальной шины обозначается символом в виде одной, двух или трех звезд. 4.4 Максимальная эксплуатационная производительность шины - по ГОСТ 4.494. 4.5 Шины должны иметь карьерный рисунок протектора и эксплуатироваться в карьерах, на открытых угле- и рудоразработках на дорогах категорий I-к, II-к и III-к с дорожными одеждами и покрытиями, соответствующими требованиям строительных норм и правил, утвержденных в установленном порядке. Коды типов рисунков протектора должны соответствовать международной классификации по ГОСТ 30018. 4.6 Обозначения, основные параметры, размеры и нормы эксплуатационных режимов шин приведены в приложении А. Для шин, не вошедших в приложение А, обозначения, основные параметры, размеры и нормы эксплуатационных режимов должны соответствовать требованиям ГОСТ 30018, ГОСТ 12715 и технической документации на шины. 4.7 Примеры обозначений шин: 27.00-49 - диагональных; 18.00 R 25 - радиальных, где 27.00 и 10.00 - условные обозначения номинальной ширины профиля; R - обозначение радиальной шины; 49 и 25 - условные обозначения номинального посадочного диаметра обода. 4.8 Пример обозначения камеры, ободной ленты и уплотнительного кольца: 18.00-25, где 18.00 - условное обозначение номинальной ширины профиля соответствующей шины; 25 - условное обозначение номинального посадочного диаметра обода. 4.9 Нормы нагрузок на шины для выбора режима работы при различных внутренних давлениях приведены в приложении Б. 4.10 Изменение нагрузки на шину в зависимости от скорости приведено в приложении В. 4.11 Индексы нагрузок и соответствующие им значения нагрузок приведены в приложении Г. 4.12 Показатель эксплуатационной производительности шины устанавливают в техническом задании на разработку шины, его уровень определяют при приемочных испытаниях. 4.13 Применение шин - в соответствии с актом приемки шины или протоколом разрешения применения по ГОСТ 2.124. 5 Технические требования5.1 Шины должны соответствовать требованиям настоящего стандарта и изготавливаться по конструкторской документации и технологическому регламенту, утвержденным в установленном порядке. 5.2 Характеристики 5.2.1 Бескамерные шины, смонтированные на ободе, и камеры должны быть герметичными. 5.2.2 Двойная толщина стенки камеры в беговой и бандажной частях должна быть не менее 5,5 мм. 5.2.3 Тип вентиля камеры должен соответствовать указанному в таблице А.1. Положение вентиля в камерах всех обозначений - центральное. По согласованию изготовителя с потребителем допускается применять другой тип или положение вентиля. 5.2.4 В покрышках не допускаются следующие производственные дефекты: - расслоение в каркасе, брекере и борте; - отслоение протектора, боковины; - запрессовка твердых включений на внутренней поверхности каркаса; - просвечивание нитей металлокорда в каркасе и подканавочном слое; - наплыв по носку и пятке борта с просвечиванием и выходом металлокорда. В бескамерных шинах, дополнительно к перечисленным дефектам, не допускаются: - отрыв и отслоение герметизирующего резинового слоя по внутренней поверхности каркаса и на бортах; - пузыри на герметизирующем слое; - просвечивание нитей корда по герметизирующему слою. В камерах не допускаются: - расхождение стыка; - пористость стенок; - посторонние включения; - механические повреждения. В ободных лентах не допускаются механические повреждения. В уплотнительных кольцах не допускаются расхождение стыка и механические повреждения. 5.2.5 Показатели внешнего вида покрышек, камер, ободных лент и уплотнительных колец должны соответствовать требованиям нормативной документации или технологическому регламенту на их производство. 5.2.6 Шины должны быть защищены от озонного и термического старения антиозонантами и противоутомителями. 5.2.7 Нормы физико-механических показателей конструкционных материалов и массы шин, а также конструктивно-технологического анализа покрышек устанавливают в технологическом регламенте на их производство. 5.3 Комплектность 5.3.1 В комплект камерной шины входят покрышка, камера с вентилем, снабженным колпачком, и ободная лента. 5.3.2 В комплект бескамерной шины входят покрышка, три уплотнительных кольца и инструкция по транспортированию и хранению бескамерных шин в соответствии с приложением Д (приклеивается на боковине с двух сторон). 5.3.3 По согласованию с потребителем допускается поставлять отдельно покрышки, камеры, ободные ленты и уплотнительные кольца. 5.4 Маркировка 5.4.1 В соответствии с настоящим стандартом на покрышку наносят следующие надписи и обозначения: а) товарный знак и (или) наименование предприятия-изготовителя; б) страну-изготовитель на английском языке (MADE IN ...); в) обозначение шины; г) торговую марку (модель шины); д) PR или НС - для диагональной шины; е) индекс прочности, обозначенный символом jj - для радиальной шины; ж) индекс нагрузки и символ скорости; и) TUBELESS - для бескамерной шины; к) ALL STEEL - для цельнометаллокордной шины; л) RADIAL - для радиальной покрышки (факультативно); м) дату изготовления, состоящую из четырех цифр (две первые указывают порядковый номер недели, две последние - год изготовления); н) код рисунка протектора; п) OFF THE ROAD; р) CYCLIC - на шины, предназначенные для эксплуатации на машинах, работающих в цикличном режиме (факультативно); с) знак направления вращения (в случае направленного рисунка протектора); т) порядковый номер шины; у) обозначение настоящего стандарта (без года утверждения); ф) национальный знак соответствия требованиям настоящего стандарта (факультативно). Допускается наносить только на сопроводительной документации; х) штамп технического контроля. 5.4.2 Надписи и обозначения, приведенные в 5.4.1, перечисления б) - м), располагают в нижней зоне боковины покрышки, остальные надписи и обозначения располагают в любых зонах боковины. Надписи и обозначения, приведенные в 5.4.1, перечисления б) - и), н) - с), наносят с двух сторон. 5.4.3 На камеру и ободную ленту наносят следующие надписи и обозначения: а) обозначение изделия; б) товарный знак и (или) наименование предприятия-изготовителя; в) обозначение настоящего стандарта (без года утверждения); г) дату изготовления, состоящую из четырех цифр (две первые указывают порядковый номер недели, две последние - год изготовления); д) штамп технического контроля; е) БК - на камерах из бутилкаучука. На уплотнительное кольцо наносят обозначение изделия. 5.4.4 По усмотрению изготовителя или требованию потребителя на покрышке, камере и ободной ленте допускаются дополнительные надписи и обозначения. 5.4.5 До замены имеющихся пресс-форм на новые допускается старая маркировка. 5.4.6 Маркировку на изделия наносят оттиском гравировки от пресс-формы или жетона. Порядковый номер на покрышку наносят оттиском от жетона. Допускается наносить его с помощью резиновой вставки. Штамп технического контроля наносят прочной краской, хорошо различимой на поверхности изделия. Допускается на камерах обозначение настоящего стандарта, дату изготовления, БК и все обозначения на ободных лентах и уплотнительных кольцах наносить прочной краской, хорошо различимой на поверхности изделий. 5.4.7 При отнесении бескамерной шины к камерной надпись «TUBELESS» удаляют. 5.5 Упаковка 5.5.1 Упаковка шин - по ГОСТ 24779. 5.5.2 При упаковывании бескамерной шины на борт покрышки накладывают защитные приспособления (защитные бортовые чехлы). Раствор бортов покрышки должен быть зафиксирован с помощью специального приспособления (фиксатора). Уплотнительные кольца вкладывают в покрышку и закрепляют в ней методами, исключающими механическое повреждение шины и уплотнительного кольца. 5.5.3 По согласованию с потребителем допускается частичная упаковка бортов покрышки. 6 Правила приемки6.1 Шина принимают партиями. Партией считают шины одного обозначения числом не более 4000 шт., для шин 27.00-49, 33.00-51 и 40.00-57 - не более 2000 шт., сопровождаемые одним документом о качестве, содержащим: - товарный знак и (или) наименование предприятия-изготовителя; - обозначение, модель шин и их количество; - номер партии; - дату отгрузки; - обозначение настоящего стандарта; - результаты проведенных испытаний или подтверждение о соответствии партии шин требованиям настоящего стандарта; - для сертифицированных шин сведения о сертификации (номер сертификата и наименование органа). 6.2 Для проверки шин на соответствие требованиям настоящего стандарта проводят приемосдаточные и периодические испытания. 6.2.1 При приемосдаточных испытаниях подвергают: сплошному контролю: - внешний вид покрышек, бескамерных шин, камер, ободных лент, уплотнительных колец; - герметичность камер; выборочному контролю - герметичность бескамерных шин (на одной шине от партии). При получении неудовлетворительных результатов приемосдаточных испытаний при выборочном контроле проводят повторные испытания на удвоенной выборке. Результаты повторных испытаний распространяют на всю партию. 6.2.2 Размеры шин проверяют периодически не реже одного раза в год на трех шинах, взятых от любой партии, прошедшей приемосдаточные испытания. При получении неудовлетворительных результатов периодических испытаний хотя бы по одному из показателей по нему проводят повторные испытания на удвоенной выборке шин. В случае неудовлетворительных результатов повторных периодических испытаний по какому-либо показателю данный показатель переводят в разряд приемосдаточных испытаний до получения положительных результатов на трех партиях шин подряд. 7 Методы испытаний7.1 Внешний вид шины (покрышки, камеры, ободной ленты, уплотнительного кольца) контролируют в соответствии с нормативной документацией или технологическим регламентом на производство шин. 7.2 Наружный диаметр, ширину профиля и статический радиус измеряют в соответствии с ГОСТ 26000, при этом в шине устанавливают давление воздуха, соответствующее максимальной допускаемой нагрузке. Для шин с наружным диаметром более 1600 мм и шириной профиля более 600 мм допускаемая погрешность средств измерений наружного диаметра, ширины профиля и статического радиуса - ± 2,0 мм; относительная погрешность средств измерений поддержания нагрузки - не более 3 %. Ширину профиля более 600 мм измеряют штангенциркулем с удлиненными измерительными губками таким образом, чтобы измерительные поверхности губок штангенциркуля вошли в контакт с ровным местом поверхности боковины шины без приложения усилия, были параллельны плоскости вращения и перпендикулярны к оси вращения шины (метод совпадения). Допускается измерять ширину профиля кронциркулем (метод замещения). Измерительные кромки кронциркуля прижимают к поверхности боковины, фиксируют раствор скоб кронциркуля. Значение определяют по минимальному расстоянию между измерительными кромками скоб кронциркуля при их наложении на оцифрованную сторону рулетки по ГОСТ 7502 или линейки по ГОСТ 427 (цена деления 1 мм), предварительно выложенную на ровную поверхность. 7.3 Методы и средства измерений наружного диаметра и ширины профиля шины в эксплуатации должны соответствовать 7.2. 7.4 Размеры камер и уплотнительных колец измеряют при температуре окружающей среды (25 ± 10) °С. Перед измерениями камеры и уплотнительные кольца следует выдерживать после вулканизации не менее 4 ч. 7.4.1 Двойную толщину стенки камеры после удаления из нее воздуха измеряют индикаторным толщиномером по ГОСТ 11358, допускаемая абсолютная погрешность которого не более 0,1 мм, в четырех диаметрально противоположных сечениях беговой и бандажной частей, исключая зоны стыка и вентиля. В каждом сечении измерение проводят один раз. При измерении площадки толщиномера должны прилегать полностью к поверхности камеры и устанавливаться на участке, удаленном от краев камеры не менее чем на 30 мм. Двойную толщину стенки камеры определяют как минимальную из результатов четырех измерений. Примечание - При использовании вакуум-насоса для удаления воздуха и камеры остаточное давление в линии, соединяющей вакуум-насос и камеру, должно быть не более 80 кПа. 7.4.2 Диаметр поперечного сечения уплотнительного кольца измеряют индикаторным толщиномером по ГОСТ 11358 с ценой деления 0,1 мм. Посадочный диаметр уплотнительного кольца определяют косвенным измерением. Измеряют длину внутренней полуокружности кольца рулеткой по ГОСТ 7502 и полученное значение умножают на 2p. Результат округляют до целого числа. 7.5 Давление воздуха в шине измеряют шинным манометром по ГОСТ 9921. 7.6 Герметичность камеры определяют погружением наполненной воздухом камеры в воду, при этом не должно быть выделения пузырьков воздуха из камеры. Герметичность камеры наружным диаметром по пресс-форме 1000 мм и более допускается определять методом поддувки до увеличения длины ее окружности в радиальном сечении на 10 %, после чего камеру в поддутом состоянии выдерживают в течение 6 ч, при этом не должно быть уменьшения ее длины окружности в радиальном сечении. 7.7 Герметичность бескамерной шины определяют методом непосредственной оценки по падению внутреннего давления в шине. Испытания проводят на контрольном ободе с помощью манометра класса 1,0 по ГОСТ 2405. Падение давления в шине должно быть не более 30 кПа за 7 сут. 7.8 Допускается применять другие методы, обеспечивающие требования герметичности камер или бескамерных шин. При арбитраже испытания на герметичность камер и бескамерных шин проводят в соответствии с 7.6 и 7.7. 7.9 Средства измерений допускается заменять на другие с погрешностями, не превышающими установленных настоящим стандартом. 8 Транспортирование и хранение8.1 Транспортирование и хранение шин - по ГОСТ 24779 и настоящему стандарту. В случае поставки не в комплекте с покрышкой транспортируют: - камеры - в свернутом виде (вентилем внутрь) и перевязанными. По согласованию с потребителем допускается транспортировать детали вентилей упакованными отдельно от камер; - ободные ленты - вложенными одна в другую и связанными в пачки от 5 до 10 шт.; - уплотнительные кольца - связанными в пачки от 6 до 9 шт. Бескамерные шины транспортируют и хранят в вертикальном положении в соответствии с приложением Д. По согласованию с потребителем допускается транспортирование шины 40.00-57 в другом положении в соответствии с правилами, действующими на транспорте каждого вида, способами, обеспечивающими сохранность качества. 9 Указания по эксплуатации9.1 Эксплуатация шин должна соответствовать правилам эксплуатации, утвержденным в установленном порядке, требованиям 4.13 и информации изготовителя о шине. Эксплуатация шин, изготовленных по заказам Министерства обороны, должна соответствовать порядку, установленному Министерством обороны. 9.2 Шины эксплуатируют на плече перевозки до 4,9 км (круговой рейс до 9,8 км). В карьерах угольной промышленности шины 27.00-49, 33.00-51 и 40.00-57 допускается эксплуатировать с плечом перевозки: до 6,5 км (круговой рейс до 13 км) - на вскрыше; до 10 км (круговой рейс до 20 км) - на вывозе угля. 9.3 Средняя эксплуатационная скорость автосамосвала за смену с учетом средней нагрузки на шины 27.00-49, 33.00-51 и 40.00-57, не должна превышать значений, указанных в таблице 1. Средняя нагрузка на шину определяется как полусумма нагрузок на шину пустого и груженого автомобиля. Таблица 1
9.4 Установлены три категории условий эксплуатации шин: легкая - I (Л), средняя - II (С) и тяжелая - III (Т) в соответствии с нормами эксплуатации крупногабаритных шин для внедорожных карьерных автомобилей. 9.5 Минимальное расстояние между центральными плоскостями вращения колес (сдвоенных шин) определяют умножением номинальной ширины профиля на 1,2. 10 Гарантии изготовителя10.1 Изготовитель гарантирует соответствие шин требованиям настоящего стандарта при соблюдении потребителем правил транспортирования и хранения по 8.1 и эксплуатации по 9. 10.2 Гарантийный срок хранения шин - пять лет со дня изготовления. 10.3 Гарантийная наработка шин в пределах гарантийного срока хранения должна соответствовать указанной в таблице 2. Таблица 2
Приложение А(обязательное) Обозначения, основные параметры, размеры и нормы эксплуатационных режимов шинТаблица А.1 - Камерные шины
Таблица А.2 - Бескамерные шины
Приложение Б(рекомендуемое) Нормы нагрузок на шины для выбора режима работы при различных внутренних давленияхТаблица Б.1
Приложение В(рекомендуемое) Изменение нагрузки на шину в зависимости от скоростиТаблица В.1
Приложение Г(справочное) Индексы нагрузок и соответствующие им значения нагрузокТаблица Г.1
Приложение Д(обязательное) Инструкция по транспортированию и хранению бескамерных шин
Примечание - Слово «ВНИМАНИЕ» и запрещающие знаки должны быть красного цвета. СОДЕРЖАНИЕ
Ключевые слова: пневматические шины сверхкрупногабаритные и крупногабаритные для внедорожных карьерных автомобилей
|