1.1. Типовая
технологическая карта комплексно-механизированного технологического процесса
выполнена для производства работ по устройству котлованов промышленных объектов
объемом до 5,0 тыс. м3 в зимних условиях.
1.2. За основу
карты приняты чертежи рабочего проекта автоматической телефонной станции (шифр
1014), разработанного институтом ПромстройНИИпроект (г. Красноярск).
1.3. Глубина
котлована и размеры в плане заданы, исходя из габаритов фундаментов, с учетом
песчаной подготовки.
Объем котлована
4910 м3.
Размеры
котлована в плане 42,0×36,5 м.
Глубина
котлована 3,0 м.
1.4.
Характеристика местных условий.
Строительство
ведется в 5-й температурной зоне.
Согласно
инженерно-геологическим изысканиям основанием для фундаментов
служит гравийно-галечниковый грунт с примесью супеси.
Максимальный
уровень грунтовых вод соответствует относительной отметке, равной - 5,0 м.
Глубина
промерзания составляет - 1,0 м.
Расстояние
транспортирования разработанного грунта в отвал 1,5 км.
1.5. Работы
ведутся в три смены во вторую треть зимы. Подготовку участка производят в
теплое время года.
1.6. Варианты
комплексов средств механизации приведены в табл. 1.
1.7. В качестве
конечного измерителя принято 1000 м3 разработанного грунта.
1.8. Привязка
ТТК к местным условиям строительства заключается в уточнении объемов работ,
калькуляции затрат труда и заработной платы, графика производства работ.
схему разбивки
котлована с нанесением существующих подземных коммуникаций;
разрешение на
право производства земляных работ;
проект
производства работ.
2.2. Участок
разработки грунта подготавливают в теплое время года до начала промерзания
грунта.
Предварительная
подготовка включает:
срезку и
перемещение растительного слоя грунта в отвал для использования его в
последующем при благоустройстве площадок;
рыхление на
глубину 30 - 35 см для предохранения грунта от промерзания.
Рыхление
производят с одновременным разравниванием грунта с помощью бороны, закрепленной
на бульдозере-рыхлителе.
2.3. В зимнее
время для предохранения грунта от промерзания рекомендуется накапливать снежный
покров с помощью снегозадержания. Для снегозадержания устраивают валы из
снега, располагая их перпендикулярно господствующему ветру.
2.4. Настоящий
комплексно-механизированный процесс состоит из подготовительных и основных
операций.
2.5. К
подготовительным операциям относятся:
предварительная
разбивка осей и контура котлована;
разработка котлована
до проектных отметок экскаватором с подчисткой основания бульдозером;
транспортирование
разработанного грунта за пределы строительной площадки.
2.7. Рыхление
грунта производят последовательно по захваткам, соответствующим по ширине
проходкам экскаватора при разработке грунта (см. схему рыхления грунта).
Рыхление
производится на глубину 0,7 м за два прохода бульдозера-рыхлителя и ведется
продольными проходками через 0,7 м с последующими поперечными проходками под
углом 60° к предыдущим. Последующие 0,3 м замерзшего слоя разрабатываются с
помощью ковша экскаватора без предварительного рыхления.
2.8. Разработка
котлована ведется комплексом машин, включающим бульдозернорыхлительный агрегат,
экскаватор, автомобили-самосвалы. Марки механизмов назначаются от принятого к
производству работ варианта комплекса средств механизации.
Количество
экскаваторов определяют из условия увязки по производительности механизмов,
используемых при разработке грунта.
2.9. Технология
производства работ для первого варианта.
Рыхление
верхнего слоя грунта производится бульдозером-рыхлителем ДЗ-117А (рыхлитель
ДП-26С на базе трактора Т-130М.Г-1 с бульдозерным оборудованием ДЗ-109).
Для разработки
грунта в котловане используются одновременно два экскаватора марок ЭО-4112 с
оборудованием прямая лопата. Разработка ведется одной лобовой проходкой и
четырьмя боковыми. Оптимальное расстояние между двумя последовательными
стоянками принимают равным разности между наибольшим и наименьшим радиусами
резания на уровне стоянки экскаватора.
Автомобили-самосвалы
под погрузку подают задним ходом и устанавливают за пределами хвостовой части
кузова экскаватора по поставленным вешкам с таким расчетом, чтобы угол поворота
платформы экскаватора при погрузке грунта был наименьшим.
Разработка
грунта ведется с недобором грунта 0,1 м до проектной отметки дна котлована.
Перебор грунта не допускается.
2.10. Технология
производства работ для второго варианта.
Рыхление
верхнего слоя грунта производится бульдозером-рыхлителем ДП-15 (рыхлитель ДП-5С
на базе трактора Т-100 МЗГП с бульдозерным оборудованием ДЗ-54С).
Для разработки
грунта в котловане применяют одновременно два экскаватора марок Э-10011А с
оборудованием прямая лопата. Разработка ведется одной лобовой и четырьмя
боковыми проходками. Недобор грунта до проектной отметки котлована составляет
0,1 м.
2.11. Технология
производства работ для третьего варианта.
Рыхление
верхнего слоя грунта производится бульдозером-рыхлителем марки ДЗ-117А.
При разработке
грунта в котловане используют одновременно два экскаватора марок ЭО-4125 с
оборудованием обратная лопата. Разработка грунта ведется одной лобовой и
четырьмя боковыми проходками. Недобор грунта до проектной отметки дна котлована
составляет 0,2 м.
Транспортируют
грунт за пределы строительной площадки автомобилями-самосвалами.
2.12. При
ведении работ требуется соблюдать требования СНиП 3.02.01-87
«Земляные сооружения, основания и фундаменты».
2.13. Схемы
производства работ приведены на листах 5, 6, 7.
2.14.
Калькуляции затрат труда и заработной платы на весь объем работ приведены в
табл. 3,
4, 5.
Расчеты в
калькуляциях выполнены для Свердловской области, находящейся в 5-й
температурной зоне. При разработке котлована грунт принят II и IIм группы.
Коэффициенты к
нормам времени и расценкам, применяемые при разработке грунтов в зимнее время,
не учтены.
При привязке
типовой технологической карты к местным условиям производится пересчет
калькуляций. При этом учитываются усредненные коэффициенты на зимнее удорожание
соответствующих видов работ в зависимости от месяца строительства и
температурной зоны (ЕНиР, Общая часть, приложение 3).
2.15. Графики
производства работ на конечный измеритель - 1000 м3 разработанного
грунта приведены в табл. 6, 7, 8.
3.1.
Систематические контрольные наблюдения в процессе производства земляных работ
ведут строительная организация и представители технического надзора заказчика.
В результате
наблюдения устанавливают соответствие выполнения работ проектной документации и
соблюдение требований технических условий.
3.2. При приемке
выполненных земляных работ проверке подлежат: качество грунтов в основании,
размеры котлована.
По результатам
проверки составляется акт, в котором указывают геологические и
гидрогеологические характеристики котлована и их отклонения от принятых в
проекте. К акту прилагаются результаты лабораторных определений основных
характеристик вскрытых грунтов основания.
3.3.
Наименование процессов, подлежащих контролю, предметы контроля приведены в
табл. 2.
6.1.
Формирование комплекса машин и механизмов произведено в соответствии с
указаниями «Методических рекомендаций по построению комплексно-механизированных
процессов производства земляных работ» (ЦНИИОМТП Госстроя СССР, Москва, 1982
г.).
6.2. Потребность
в машинах, механизмах, инструменте приведена в табл. 9.
При выполнении
работ следует соблюдать требования СНиПа III-4-80 «Техника
безопасности в строительстве».
Разрешается работать
только на исправных машинах.
Машины с
топливными баками и обогревающими устройствами, в том числе для обогрева кабины
машиниста, должны быть снабжены огнетушителями.
Категорически запрещается
разогревать двигатель зимой огнем. Для разогрева его следует залить в радиатор
горячую воду, а в картер - подогретое масло.
Заправлять бак
машины топливом разрешается только при остановленном двигателе.
Крутизну откосов
котлована в сезонно-мерзлых грунтах следует назначать такой же, как для талых
грунтов.
Во время работы
экскаватора запрещается изменять вылет стрелы и регулировать тормоза при
заполненном ковше.
Во избежание
повреждения рабочего оборудования платформу экскаватора с наполненным ковшом
можно поворачивать только после выхода ковша из забоя.
Перед
кратковременной остановкой или по окончании работ стрелу экскаватора следует
расположить вдоль оси, а ковш опустить на землю.
При совместном
использовании экскаватора и бульдозера последний не должен находиться в радиусе
действия стрелы экскаватора.
Находиться под
поднятым отвалом бульдозера, удерживаемым только стальным канатом или
гидравлическим приводом, запрещается. При необходимости выполнения работ под
поднятым отвалом его поддерживают специальными упорами или устанавливают на
клеть из брусьев.