ТИПОВЫЕ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ РАЗДЕЛ 01 ТИПОВАЯ
1.01.01.76 КОМПЛЕКСНО-МЕХАНИЗИРОВАННЫЙ
МОСКВА 1989 1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ1.1. Типовая технологическая карта (ТТК) разработана для применения при проектировании организации и производства земляных работ в зимних условиях в районах, относящихся к пятой температурной зоне, в грунтах IIIм группы со скальными включениями. ТТК комплексно-механизированного технологического процесса устройства земляного полотна автомобильных дорог разработана для насыпи высотой до 3,0 м. 1.2. В качестве грунтов дорожной насыпи приняты тяжелые суглинки с примесью щебня до 40 %. Глубина сезонного промерзания грунта в конце второй трети зимнего периода составляет 1,0 м. Грунтовые воды встречаются на отметке ниже 5,0 м. 1.3. Производство работ предусмотрено в три смены, исходя из условия предохранения грунта от смерзания во время перерывов между сменами. 1.4. В составе ТТК приведены три варианта комплексно-механизированного технологического процесса разработки грунта, транспортирования и возведения насыпи до проектной отметки. В вариантах комплексов механизмов сравниваются ведущие машины. Машины, занятые на подготовительных работах, приняты общими для всех вариантов. 1.5. Привязка ТТК к конкретным объектам и условиям производства работ заключается в уточнении объемов работ, калькуляций затрат труда, машинного времени и заработной платы, графиков производства работ и технико-экономические показатели на измеритель конечной продукции. 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ2.1. Работам по устройству земляного полотна предшествуют подготовительные мероприятия. До наступления постоянных отрицательных температур выполняют работы по геодезической разбивке и закреплению карьера (резервов) и трассы автодороги, срезке растительного слоя грунта, рыхлению грунта на глубину до 0,3 м и боронованию. Подготовительные работы, которые ведутся непосредственно перед разработкой грунта в карьере или боковых резервах и на трассе автодороги, выполняют в зимний период. Они состоят из наталкивания снега и устройства снегозадерживающих валов, расчистки захватки от снега, разбивки элементов карьера и трассы, устройства землевозных дорог и ухода за ними. 2.2. Комплексно-механизированных технологический процесс предусматривает предварительное рыхление грунта тракторным рыхлителем. Разработку и транспортирование грунта осуществляют скреперами. Как вариант рассмотрена разработка грунта в карьере экскаватором с транспортированием в насыпь автомобилями-самосвалами. 2.3. На участке производства работ организуются склады ГСМ, инвентаря и запасных частей, вагончик производителя работ, помещение для отдыха рабочих, приема пищи и обогрева. Участок должен быть обеспечен медицинской аптечкой, питьевой и хозяйственной водой. В темное время суток участки производства работ должны освещаться прожекторами, установленными на инвентарные передвижные мачты или вышки. 2.4. Схемы производства работ по разработке грунта, транспортированию и укладке в насыпь земляного полотна автодороги приведены на листах 3 и 4. 2.5. Растительный грунт снимают со всей площади, отведенной под карьер и трассу автодороги, в летний период. Лишний грунт, не используемый для укрепления откосов, употребляют для повышения продуктивности сельскохозяйственных полей. Границы в плане, толщина снимаемого слоя, места и дальность транспортирования плодородного грунта определяются по проектам. 2.6. К мероприятиям по предохранению грунта от промерзания относятся работы по рыхлению грунта на глубину 0,35 м тракторным рыхлителем и разравнивание разрыхленного грунта тракторной бороной на глубину до 0,15 м. Перечисленные работы необходимо выполнить до наступления заморозков, но после окончания осеннего дождливого периода. В зимний период должно быть выполнено снегозадержание в виде наталкивания снега бульдозером на утепляемую площадь и устройства снегозадерживающих валов. 2.7. Разработку грунта в строительном карьере необходимо начинать с расчистки площадей от снега на величину захватки, определяемой в зависимости от температуры наружного воздуха, но не более 50 м, после чего приступают к рыхлению грунта тракторным рыхлителем на глубину до 0,35 м за один проход. Разрыхленный грунт разрабатывают самоходным скрепером и транспортируют во временный отвал на расстояние до 3000 м. Немерзлый грунт транспортируется самоходными скреперами в насыпь на расстояние до 300 м. На прямолинейном участке карьера скрепер срезает слой грунта толщиной до 0,3 м и подает этот грунт для устройства насыпи дорожного полотна толщиной до 0,5 м. Для увеличения производительности скрепера рекомендуется включать в комплекс по разработке грунта трактор-толкач. 2.8. Разрыхлять грунт в зимнее время необходимо перед каждым нарезанием грунта не раньше чем за время указанное в табл. 1. 2.9. Разравнивание и уплотнение грунта в насыпи дорожного полотна следует начинать не позже чем через 2 часа после его выгрузки из ковша скрепера или кузова автомобиля-самосвала. СХЕМЫ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ РАЗРАБОТКА ГРУНТА В КАРЬЕРЕ СКРЕПЕРАМИ
РАЗРАБОТКА ГРУНТА В КАРЬЕРЕ ЭКСКАВАТОРАМИ И УКЛАДКА В НАСЫПЬ
Таблица 1
2.10. Разравнивать грунт в насыпи следует послойно бульдозером. Толщина слоев грунта должна быть не менее 0,5 м. 2.11. Послойное уплотнение грунта производят трамбовочной машиной с подающими плитами на базе гусеничного трактора с тяговым усилием 10 т или прицепным виброкатком к трактору с тяговым усилием 3 т. Отсылку и уплотнение слоев грунта выполняют от края насыпи к ее середине. 2.12. Для планировки откосов земляного полотна необходимо выравнивать грунт в основании откоса. Планировку основания откоса производят тем же механизмом, что и планировку верха дорожного полотна. 2.13. Планировку земляного полотна выполняют с помощью откосника, устанавливаемого на автогрейдере или бульдозере, в два приема. Сначала осуществляется проход поверху в двух направлениях, затем понизу - после перестановки откосника в соответствующее положение. 2.14. ТТК комплексно-механизированного технологического процесса предусматривает применение одного из трех вариантов комплексов машин. Варианты рекомендуемых машин для устройства земляного полотна автодороги приведены в табл. 2. 2.15. Первый вариант предусматривает разработку грунта в карьере размерами в плане 251,0×202,4 м, при глубине разработки до 4,0 м. Карьер расположен на расстоянии 3000 м от дорожной насыпи. Плодородный слой грунта со всей площади насыпи и карьера должен быть срезан в летнее время бульдозером и перемещен в отвал. Грунт из отвала используют для укрепления откосов дорожного полотна и восстановления растительного слоя карьера. После окончания периода дождей и до установления постоянных отрицательных температур необходимо выполнить рыхление площади насыпи и карьера тракторным рыхлителем на глубину до 0,35 м с одновременным разравниванием разрыхленного грунта тракторной бороной на глубину до 0,15 м. С наступлением постоянных отрицательных температур и установлением снежного покрова необходимо приступить к снегозадержанию: надвижке снега с соседних участков, устройству снежных валов, перпендикулярных преобладающему направлению ветра. Для перемещения снега, устройства снежных валов, устройства землевозных дорог, ухода за ними, расчистки снега на захватке используется бульдозер ДЗ-109 на базе гусеничного трактора Т-130М.Г-1. Рыхление промерзшего слоя грунта на глубину до 0,3 м выполняют рыхлителем ДН-26с за один проход. Послойную разработку грунта, разрыхленного тракторным рыхлителем, проводят самоходными скреперами слоями толщиной до 0,3 м, отсыпку грунта - слоями толщиной до 0,5 м. Разрыхленный мерзлый грунт подают самоходными скреперами на расстояние до 300 м во временный отвал. Разрыхленный мерзлый грунт транспортируют самоходными скреперами на расстояние до 3000 м в насыпь дорожного полотна. Для увеличения производительности работы скреперов рекомендуется включать в комплекс по разработке грунта трактор-толкач. Разравнивание грунта слоями по 0,5 м производят бульдозером ДЗ-109. Грунт уплотняют послойно грунтоуплотняющей машиной ДУ-12А. Планировочные работы верха земляного полотна и основания насыпи выполняют бульдозером ДЗ-109. Планировку откосов насыпи автодороги производить бульдозером ДЗ-109 оборудованным откосником. 2.16. По второму варианту учитывается применение средств механизации в соответствии с номенклатурным каталогом строительных, дорожных и коммунальных машин и оборудования. В отличие от первого варианта разработка и транспортирование мерзлого грунта для устройства насыпи и подачи во временный отвал осуществляется самоходными скреперами ДЗ-13А с ковшом вместимостью 15 м3. В качестве толкача принят трактор ДЗ-121. Уплотняют грунт трамбовочной машиной ДУ-12Б. Планировочные работы выполняют автогрейдером ДЗ-140. 2.17. По третьему варианту для подготовительных работ, рыхления и перемещения мерзлого грунта во временный отвал предусмотрено применение бульдозера-рыхлителя ДЗ-117А. Разработка немерзлого грунта осуществляется гидравлическим экскаватором ЭО-4121А, транспортирование в насыпь - автомобилями-самосвалами КамАЗ-5511 грузоподъемностью 10 т. Для уплотнения грунта используется прицепной виброкаток Д-480 к гусеничному трактору ДТ-75. Планировочные работы выполняют автогрейдером ДЗ-99. 2.18. На каждый вариант механизированного комплекса составлена калькуляция затрат труда, машинного времени и заработной платы. Калькуляции приведены в табл. 4, 5, 6. Разработка немерзлого грунта в зимнее время принята без учета коэффициентов на работу при отрицательных температурах. При привязке карты к местным условиям необходимо применять усредненные коэффициенты в зависимости от месяца и температурной зоны, приведенные в ЕНиР (общая часть, приложение 3). 2.19. Графики производства работ составлены на конечный измеритель 1000 м3 грунта, уложенного в насыпь. Графики приведены в табл. 7, 8, 9. 2.20. Потребность в машинах рассчитана по «Методическим рекомендациям по построению комплексно-механизированных процессов производства земляных работ» ЦНИИОМТП Госстроя СССР, Москва. 1982. Таблица 2
3. ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ И ПРИЕМКЕ РАБОТ3.1. Технический контроль качества возведенных насыпей осуществляется в процессе производства работ и заключается в систематическом наблюдении за соответствием выполняемых работ проекту, соблюдений указаний СНиП 3.02.01-87 «Земляные сооружения основания и фундаменты» и указаний проекта производства земляных работ. 3.2. В процессе производства работ повседневно контролируют: качество уложенного грунта; правильность расположения отдельных слоев; степень уплотнения грунта; геометрические размеры земляного полотна в плане (в продольном и поперечном профилях); условия обеспечения водоотвода; величину заложения откосов. 3.3. Продольный профиль земляного полотна проверяют измерением отдельных углов поворота и прямых между ними, а также контрольной разбивкой кривых, нивелированием на всех пикетах и переломах проектных уклонов. При этом проверяют отметки оси дороги, обеих бровок, дна боковых канав. Ширину земляного полотна, крутизну откосов и размеры канав проверяют не менее чем в трех местах на каждом километре дороги, а также в местах, вызывающих сомнение при осмотре. 3.4. В зимнее время должен быть обеспечен повседневный контроль за качеством уплотнения, влажностью и составом грунта. 3.5. Технические критерии и средства контроля операций и процессов приводятся в табл. 3. Таблица 3
4. КАЛЬКУЛЯЦИИ ЗАТРАТ ТРУДА, МАШИННОГО ВРЕМЕНИ, ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ4.1. РАБОТЫ ЛЕТНЕГО ПЕРИОДА Таблица 4
4.2. РАБОТЫ ЗИМНЕГО ПЕРИОДА ВАРИАНТ 1 Таблица 5
ВАРИАНТ II Таблица 6
ВАРИАНТ III Таблица 7
5 ГРАФИКИ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ НА 1000 М3ВАРИАНТ 1 Таблица 8
ВАРИАНТ II Таблица 9
ВАРИАНТ III Таблица 10
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ6.1. Потребность в инструменте и приспособлениях, используемых при разработке в карьере и отсыпке в насыпь дорожного полотна 1000 м3 грунта, приведена в табл. 11. Таблица 11
6.2. Потребность в эксплуатационных материалах рассчитана с учетом усредненных норм расхода топлива и смазочных материалов, действующих в системе Минтрансстроя СССР, и СНиП IV-3-84 «Правила определения сметной стоимости эксплуатации строительных машин». Результаты расчета потребности в эксплуатационных материалах приведены в табл. 12. Таблица 12
6.3. Требуемое количество эксплуатационных материалов рассчитано с учетом работы механизмов в северных районах. 6.4. Чтобы уменьшить потребление сырьевых ресурсов предложено обеспечить сбор отработанных нефтепродуктов (ГОСТ 21046-86). 7. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ7.1. При производстве земляных работ по разработке грунта, а также транспортировке и укладке грунта в насыпь дорожного полотна необходимо руководствоваться указаниями глав СНиП III-4-80 «Техника безопасности в строительстве», ГОСТ 12.3.033-84 «Строительство. Электробезопасность», ГОСТ 12.1.004-85 «Пожарная безопасность. Общие требования». 7.2. Эксплуатация строительных машин, включая техническое обслуживание, должна осуществляться в соответствии с требованиями 2-й и 3-й глав СНиП III-4-80 по организации строительной площадки и эксплуатации строительных машин, а также инструкций заводов-изготовителей. 7.3. Машинисты скрепера, бульдозерного комплекса, экскаватора, шоферы автомобилей-самосвалов должны пройти обучение и иметь соответствующие права на управление машинами. 7.4. Машинист строительной машины со сменным навесным оборудованием должен быть ознакомлен с правилами эксплуатации навесного оборудования и инструкциями по эксплуатации машины с соответствующим оборудованием. 7.5. Машины должны иметь звуковую сигнализацию. Все рабочие, связанные с эксплуатацией машин, должны знать значение сигналов. 7.6. При разработке, транспортировании, разгрузке, планировке и уплотнении грунта двумя и более самоходными или прицепными машинами (скреперы, грейдеры, бульдозеры и др.), идущими друг за другом, необходимо соблюдать расстояние между ними не менее 10 м. 7.7. Запрещается обслуживающему персоналу оставлять без присмотра машину с работающим двигателем. 7.8. Запрещается производить ремонт машин при работающем двигателе. Для ремонта отвала (смена ножей) бульдозер необходимо установить на горизонтальной площадке, поставить на стояночный тормоз, отвал опустить на прочную опору (козелок, шпальная клетка) во избежание самопроизвольного опускания. Не разрешается находиться людям и вести какие-либо работы в радиусе действия экскаватора. 7.10. Запрещается пребывание посторонних лиц на территории производства земляных работ. Рабочая зона должна быть обозначена предусмотрительными знаками, хорошо видимыми как днем, так и ночью. 7.11. Запрещается перевозить людей в ковше скрепера, а также садиться на скрепер или становиться на его раму во время движения. 7.12. Приближение скреперных агрегатов к откосу свежеотсыпанной насыпи на расстояние менее 1 м от бровки насыпи до ближайшего к ней колеса или гусеницы недопустимо. 7.13. Поперечный уклон местности, по которой движется скрепер, не должен превышать в зимнее время 3 %. 7.14. Погрузка грунта в автомобили-самосвалы при помощи экскаватора должна производиться со стороны заднего или бокового борта автомобиля. 7.15. Топливо-смазочные материалы разрешается хранить только в металлической, герметически закрывающейся таре. Склад топливо-смазочных материалов следует устраивать только под навесом или в помещениях, обеспеченных вентиляцией. 7.16. Заправлять механизмы топливом разрешается только при выключенном двигателе. 7.17. При работе механизмов с гидравлическим приводом необходимо во время проведения ежемесячного технического обслуживания дополнительно проверять состояние шлангов. Шланги с подрезами, местными разрушениями и расслоениями должны быть заменены. 7.18. При работе и передвижении машин в ночное время место работы и путь следования должны быть освещены. 7.19. При запуске двигателя, обслуживании и ремонте машин запрещается подогревать двигатель открытым огнем. Каждая машина должна иметь огнетушитель. 8. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ НА 1000 М3 ГРУНТАТаблица 13
Примечания: 1. Показатели рассчитаны на законченный результат комплексно-механизированного технологического процесса - 1000 м3 грунта, уложенного в насыпь автомобильного полотна. 2. Показатель экономии обозначен знаком (-), перерасхода - (+). СОДЕРЖАНИЕ
|