Monorall transport system electrical rolling stock. General safety requirements 
На главную | База 1 | База 2 | База 3

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ

ГОСТ Р
52220-2004

 

ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОЙ СОСТАВ
МОНОРЕЛЬСОВОЙ ТРАНСПОРТНОЙ
СИСТЕМЫ

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

 

 

 

Москва

ИПК ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ

2004

 

 

Предисловие

Задачи, основные принципы и правила проведения работ по государственной стандартизации в Российской Федерации установлены ГОСТ Р 1.0-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения» и ГОСТ Р 1.2-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов»

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 243 «Вагоны»

2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 4 февраля 2004 г. № 52-ст

3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в указателе «Национальные стандарты», а текст этих изменений - в информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в информационном указателе «Национальные стандарты»

 

ГОСТ Р 52220-2004

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОЙ СОСТАВ МОНОРЕЛЬСОВОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ

Общие технические условия

Monorail transport system electrical rolling stock. General safety requirements

Дата введения - 2004-07-01

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на электроподвижной состав монорельсовых транспортных систем (далее - ЭПС), предназначенный для перевозки пассажиров по монорельсовым трассам.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.1.003-83 Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности

ГОСТ 15.101-98 Система разработки и постановки продукции на производство. Порядок выполнения научно-исследовательских работ

ГОСТ 15.309-98 Система разработки и постановки продукции на производство. Испытания и приемка выпускаемой продукции. Основные положения

ГОСТ 2933-83 Аппараты электрические низковольтные. Методы испытаний

ГОСТ 3242-79 Соединения сварные. Методы контроля качества

ГОСТ 7512-82 Контроль неразрушающий. Соединения сварные. Радиографический метод

ГОСТ 9219-88 Аппараты электрические тяговые. Общие технические требования

ГОСТ 14254-96 (МЭК 529-89) Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (код IP)

ГОСТ 14782-86 Контроль неразрушающий. Соединения сварные. Методы ультразвуковые

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранение и транспортирование в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 24297-87 Входной контроль продукции. Основные положения

ГОСТ 26918-86 Шум. Методы измерения шума железнодорожного подвижного состава

ГОСТ 29205-91 Совместимость технических средств электромагнитная. Радиопомехи индустриальные от электротранспорта. Нормы и методы испытаний

ГОСТ 30429-96 Совместимость технических средств электромагнитная. Радиопомехи индустриальные от электротранспорта. Нормы и методы испытаний

ГОСТ Р 8.568-97 Государственная система обеспечения единства измерений. Аттестация испытательного оборудования. Основные положения

ГОСТ Р 15.201-2000 Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов по указателю «Национальные стандарты», составленному по состоянию на 1 января текущего года и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 электроподвижной состав (ЭПС): Средство городского транспорта, состоящее из секций (вагонов), предназначенное для перевозки пассажиров по монорельсовой трассе.

3.2 вагон: Базовая составная часть (секция) электроподвижного состава, предназначенная для перевозки пассажиров по монорельсовой трассе.

3.3 кабина управления: Пространство внутри кузова головного вагона, предназначенное для размещения машиниста (машиниста-оператора) и устройств управления электроподвижным составом.

3.4 пассажирский салон: Пространство внутри кузова вагона, предназначенное для размещения пассажиров и устройств внутреннего оборудования.

3.5 промежуточный вагон: Вагон, оборудованный только пассажирским салоном.

3.6 головной вагон: Вагон, оборудованный пассажирским салоном и кабиной управления.

3.7 номинальная вместимость вагона: Число сидящих пассажиров плюс число стоящих из расчета пять человек на 1 м2 свободной площади пола вагона.

3.8 максимальная вместимость вагона: Число сидящих пассажиров плюс число стоящих из расчета восемь человек на 1 м2 свободной площади пола вагона.

3.9 максимальная полезная нагрузка: Нагрузка, создаваемая массой пассажиров (расчетная масса одного пассажира 70 кг) при максимальной вместимости вагона.

3.10 конструкционная скорость: Максимальная скорость, допускаемая конструкцией ЭПС по условиям прочности и устойчивости движения.

3.11 подсистема диагностики: Функциональная подсистема, предназначенная для определения состояния отдельных подсистем и приборов.

3.12 система центрального диспетчерского управления: Верхний уровень системы управления монорельсовой транспортной системой, реализующий функции оперативного диспетчерского управления и общесистемные функции (документирование, диагностику работы технических средств, архивирование и др.).

3.13 равномерность распределения освещенности: Отношение минимальной освещенности к максимальной.

3.14 тормозной путь: Расстояние, пройденное ЭПС, с момента подачи команды на торможение до прекращения движения.

3.15 система электродинамического торможения: Система, создающая сопротивление движению тяговыми электродвигателями, приведенными в генераторный режим или режим противотяги.

3.16 система механического торможения: Система, создающая сопротивление движению за счет трения между элементами ЭПС и ходовой балкой.

3.17 электробезопасность: Совокупность организационных и технических мероприятий и средств, обеспечивающих защиту пассажиров ЭПС и технического персонала от вредного и опасного воздействия электрического тока, электрической дуги, электромагнитного поля и статического электричества.

3.18 пожарная безопасность: Состояние ЭПС, при котором с регламентированной вероятностью исключается возможность возникновения и развития пожара, воздействия на пассажиров и технический персонал опасных факторов пожара.

3.19 холодный период года: Период года, характеризуемый среднесуточной температурой наружного воздуха 10 °С и ниже.

3.20 теплый период года: Период года, характеризуемый среднесуточной температурой наружного воздуха выше 10 °С.

4 Требования безопасности конструкции

4.1 Металлоконструкции кузова, ходовые части и ЭПС в целом должны соответствовать требованиям [1].

4.2 В состав электрооборудования ЭПС должна функционально входить подсистема диагностики состояния оборудования: системы управления ЭПС, тяговых электроприводов, тормозного оборудования, привода дверей пассажирского салона, освещения, отопления, вентиляции, кондиционирования (при его наличии) и автоматической системы обнаружения и тушения пожара.

4.3 Головные вагоны должны быть оборудованы осветительными приборами для наружного освещения, габаритными огнями, устройствами для подачи звуковых сигналов и буксировки подвижного состава. Бамперы должны иметь демпфирующие устройства.

4.4 Наружные осветительные приборы должны обеспечивать освещенность линии не менее 2 лк на расстоянии, равном длине двойного тормозного пути ЭПС при экстренном торможении на прямом сухом участке пути с максимальной скоростью движения.

4.5 Устройства для подачи звуковых сигналов должны обеспечивать уровень звука не менее 100 дБ дБА на расстоянии 5 м от сигнального устройства.

4.6 Кабина управления должна быть отделена от пассажирского салона перегородкой с дверью, оборудованной запорным устройством. Дверь должна отпираться и запираться снаружи специальным ключом и иметь изнутри фиксатор, исключающий несанкционированный доступ в кабину.

4.7 Кабину управления оборудуют системой (кнопкой) контроля бдительности, средствами двусторонней радиосвязи с системой центрального диспетчерского управления и пассажирскими салонами.

4.8 Средства отображения информации на пульте управления должны иметь подсветку 2 - 10 лк. Расположение и материал поверхности пульта управления должны исключать возможность отражения света от встречного ЭПС.

4.9 Лобовое стекло кабины управления оборудуют солнцезащитными экранами (или оно должно быть тонированным), стеклоочистителями и стеклоомывателями. Подвижные элементы стеклоочистителей в отключенном положении не должны ухудшать обзор из кабины управления. Лобовое и боковые стекла кабины управления должны быть противоударными, должен обеспечиваться их обогрев.

4.10 Кресло машиниста (машиниста-оператора) должно регулироваться по высоте, продольному положению, углу наклона спинки и сиденья.

4.11 Кабина управления и пассажирский салон должны быть оборудованы рабочим и аварийным освещением. Аварийное освещение должно поддерживаться от аккумуляторной батареи в течение 30 мин при отсутствии тока в контактной сети.

4.12 В кабине управления должна быть обеспечена возможность ручного регулирования уровня общей освещенности в диапазоне 2 - 25 лк.

4.13 Уровень освещения пассажирского салона на высоте 0,8 м от пола и 0,6 м от спинки сиденья должен быть не менее 200 лк. Равномерность распределения освещенности пассажирского салона должна быть не менее 0,5.

4.14 Уровень аварийного освещения пола пассажирского салона и кабины управления - не менее 2 лк.

4.15 Уровень аварийного освещения порога входных дверей пассажирского салона - не менее 2 лк.

4.16 Ширина проема дверей пассажирского салона в свету должна быть не менее 1150, а высота - не менее 2000 мм.

4.17 Система управления дверями пассажирского салона должна обеспечивать возможность изменения направления движения дверей при контакте с препятствием. При приложении к закрывающейся двери усилия сопротивления более 20 кг, направленного в сторону, противоположную движению двери, дверь должна полностью открыться. Сигнал о неполном закрытии дверей должен поступать в кабину управления. Должны быть исключены возможность открытия двери при движении ЭПС и движение ЭПС при открытой двери.

4.18 Двери пассажирского салона снаружи и изнутри должны быть оборудованы устройствами аварийного открытия дверей. Устройства должны быть идентифицированы цветом.

4.19 Покрытие пола должно быть износостойким, исключающим возможность образования при эксплуатации трещин, отслоений, задиров, пузырей и препятствующим скольжению ног пассажиров, должно быть устойчивым при обработке моющими и дезинфицирующими средствами. Пол пассажирского салона не должен иметь порогов, выступов, окантовок высотой более 3 мм.

4.20 Окна кабины управления, окна и двери пассажирского салона в закрытом состоянии не должны пропускать воду внутрь ЭПС.

4.21 Пассажирский салон должен быть оборудован устройствами двусторонней громкоговорящей связи «пассажир - машинист (машинист - оператор)». Рядом с устройством должна быть краткая инструкция по его использованию.

4.22 Пассажирский салон должен быть оборудован поручнями и стойками с износостойким покрытием. Высота от пола до поручней - не более 1900 мм.

4.23 Устройства и детали внутреннего оборудования кабины управления и пассажирского салона не должны иметь острых ребер и углов, способных травмировать машиниста и пассажиров.

4.24 ЭПС должен быть оборудован двумя независимыми системами торможения: электродинамической и механической. Система электродинамического торможения должна обеспечивать торможение ЭПС. Система механического торможения должна использоваться в режиме стояночного тормоза при остановке ЭПС и экстренного торможения по команде машиниста (машиниста-оператора) или системы центрального диспетчерского управления. В случае прекращения подачи электроэнергии на все токоприемники ЭПС система механического торможения должна включаться автоматически. Механический тормоз допускается использовать для доторможивания.

4.25 Длина тормозного пути ЭПС с максимальной полезной нагрузкой на прямом горизонтальном участке пути со скорости 43 км/ч, должна быть, м, не более:

100 - при служебном торможении;

50 - при экстренном торможении.

4.26 Система механического торможения в режиме стояночного тормоза должна удерживать в неподвижном состоянии ЭПС с максимальной полезной нагрузкой на уклоне 70 ‰ на сухом монорельсовом пути.

4.27 Конструкция вагонов должна предусматривать возможность эвакуации пассажиров в случае аварийной ситуации на настил верхнего строения пути между ходовыми балками со стороны, противоположной токоведущим шинам.

5 Требования электробезопасности

5.1 Установленное на ЭПС электрическое оборудование (кроме участка от токоприемника до защитных устройств) должно быть защищено от коротких замыканий и перегрузок, а также коммутационных или атмосферных перенапряжений. Защита должна быть автоматической, обеспечивающей селективное отключение поврежденных участков. В электрической схеме не должно быть незащищенных участков.

5.2 При размещении в кабине управления и пассажирском салоне элементов электрооборудования с напряжением контактной сети должна быть обеспечена их недоступность для машиниста (машиниста-оператора) и пассажиров.

5.3 Корпуса электрической аппаратуры и оборудование в целом должны быть заземлены.

5.4 Соединения электрических цепей с питанием от контактной сети должны осуществляться кабелями и проводами, защищенными от возможных повреждений в процессе эксплуатации и обслуживания ЭПС. Кабели и провода с питанием от контактной сети и кабели и провода с питанием от преобразователей и аккумуляторных батарей при вводе в корпуса аппаратуры должны быть проложены раздельно.

5.5 Заполнение сечения желобов кабелями и проводами не должно превышать 60 %. Провода и кабели должны быть проложены без натяжения.

5.6 Жгуты проводов должны быть жестко закреплены с наложением на них в местах крепления дополнительной защитной изоляции. Места прокладки проводов и кабелей через металлические части конструкции должны быть армированы электроизоляционными материалами, а изоляция проводов защищена от механических повреждений.

5.7 Конструкция узлов и электропроводок ЭПС должна обеспечивать сопротивление изоляции цепей электрооборудования, не менее 3 МОм, между проводами:

- силовых цепей и «землей»;

- цепей управления и «землей»;

- тяговых электродвигателей и «землей» перед началом эксплуатации;

- силовых цепей и цепей управления.

6 Требования пожарной безопасности

6.1 ЭПС должен быть оборудован автоматической системой обнаружения и тушения пожаров.

6.2 Пожарная безопасность ЭПС должна соответствовать требованиям [2].

7 Требования безопасности и комфорта

7.1 Уровень наружного звука, создаваемого ЭПС на расстоянии 25 м от движущегося состава при скорости движения ЭПС, равной 2/3 конструкционной скорости, должен быть не более 70 дБА. Допускаемый уровень звукового давления, создаваемого ЭПС, должен соответствовать:

- в кабине управления - требованиям нормировочной кривой № 65 в соответствии с [3];

- в пассажирском салоне - требованиям нормировочной кривой № 70 в соответствии с [3].

Уровень звука должен быть, дБА, не более:

72 - в кабине управления;

75 - в пассажирском салоне.

Измерение уровней шума и звука проводят при скорости движения ЭПС, равной 2/3 конструкционной скорости.

7.2 Уровень радиопомех, создаваемых при движении ЭПС, не должен превышать норм, установленных ГОСТ 29205 и ГОСТ 30429.

7.3 Количество наружного воздуха, подаваемого в кабину управления, должно быть не менее 30 м3/ч.

7.4 Общее количество наружного воздуха, подаваемого при номинальной вместимости пассажиров в пассажирский салон на одного пассажира, должно быть, м3/ч, не менее:

20 - в теплый период года;

10 - в холодный период года.

7.5 Скорость перемещения воздуха в зоне расположения сидящих и стоящих пассажиров, а также машиниста (машиниста-оператора) должна быть, м/с, не более:

0,25 - в теплый период года;

0,2 - в холодный период года.

7.6 Средняя температура воздуха в кабине управления должна быть:

- не выше плюс 24 °С - при расчетной температуре наружного воздуха плюс 28,5 °С;

- не ниже плюс 20 °С - при расчетной температуре наружного воздуха минус 32 °С.

7.7 Средняя температура воздуха в пассажирском салоне должна быть:

- не выше плюс 24 °С - при расчетной температуре наружного воздуха плюс 28,5 °С;

- не ниже 0 °С - при расчетной температуре наружного воздуха минус 32 °С.

7.8 Системы отопления и кондиционирования воздуха должны обеспечивать автоматическое регулирование температуры воздуха в кабине управления и в пассажирском салоне.

7.9 Средний коэффициент теплопередачи кузова должен быть, Вт/(м2К), не более:

2,8 - кабины управления;

3,2 - пассажирского салона.

7.10 Изменение ускорения (замедления) при пуске и служебном торможении вагона - не более 0,8 м/с3.

7.11 При исчезновении питающего напряжения в контактной сети должна быть обеспечена аварийная работа системы вентиляции от аккумуляторной батареи в течение 30 мин. При этом допускается снижение количества подаваемого воздуха на 50 %.

7.12 Показатель плавности хода вагонов - не более 3,25.

7.13 Виброметрические характеристики (величины третьоктавных спектров вибрации в движущемся вагоне на сидениях в кабине управления и пассажирском салоне) - по [4].

8 Методы испытаний

8.1 ЭПС подвергают испытаниям на соответствие требованиям настоящего стандарта в объеме, установленном программами испытаний, которые согласовываются с заказчиком и утверждаются разработчиком ЭПС.

8.2 Содержание программы испытаний должно соответствовать требованиям ГОСТ 15.309.

8.3 Испытания проводят по стандартным или рабочим методикам, приведенным в программах испытаний. Приоритетным является использование стандартных методик испытаний на соответствие требованиям:

- безопасности конструкции - по ГОСТ 3242, ГОСТ 7512, ГОСТ 14782;

- электробезопасности - по ГОСТ 9219, ГОСТ 2933, ГОСТ 14254;

- пожаробезопасности - по [2];

- безопасности и комфорта - по ГОСТ 12.1.003, ГОСТ 29205, ГОСТ 30429, ГОСТ 26918;

- плавности хода - по [5];

- вибрации - по [4].

8.4 Рабочие методики испытаний могут разрабатываться при отсутствии стандартных или в целях их дополнения и конкретизации. Рабочие методики не должны противоречить стандартным.

8.5 Применяемые для проведения испытаний испытательное оборудование и средства измерений должны быть:

- аттестованы по ГОСТ Р 8.568;

- поверены по ПР 50.2.006 [6];

- калиброваны по ПР 50.2.016 [7].

8.6 Соответствие ЭПС требованиям [1] проверяют при проведении предварительных (приемочных) и типовых испытаний, если типовые испытания связаны с изменением прочностных характеристик ЭПС.

8.7 Испытания, связанные с движением ЭПС или воздействием климатических факторов, должны проводиться в светлое время суток, на прямом горизонтальном участке пути, с сухой ходовой балкой, в нормальных климатических условиях по ГОСТ 15150.

8.8 Испытания, не связанные с движением ЭПС или воздействием климатических факторов, допускается проводить в помещениях, имеющих естественное и искусственное освещение, оборудованных системами вентиляции и отопления, которые обеспечивают равномерную температуру и состояние воздушной среды в соответствии с требованиями санитарных норм проектирования промышленных предприятий.

8.9 Испытания ЭПС на соответствие установленным размерам, проверку наличия и расположения элементов конструкции проводят сверкой изделия и его деталей с соответствующими чертежами. Внешний вид, качество сборки, функционирование элементов, наличие знаков и надписей проверяют внешним осмотром. Соответствие размеров ЭПС чертежам контролируют однократным их измерением.

8.10 Соответствие применяемых при изготовлении ЭПС материалов установленным требованиям устанавливают проверкой сертификатов поставки или документов, оформленных на предприятии-изготовителе по результатам проведения входного контроля в соответствии с ГОСТ 24297.

8.11 Результаты испытаний оформляют:

- предварительных и приемочных - по ГОСТ 15.101, ГОСТ Р 15.201;

- приемосдаточных, периодических и типовых - по ГОСТ 15.309.

Библиография

[1] Нормы для расчета механической части электроподвижного состава монорельсовой дороги (утверждены ОАО «Московские монорельсовые дороги», ФГУП ГосНИИВ, 2003 г.)

[2] Электроподвижной состав монорельсовой транспортной системы. Нормы пожарной безопасности (утверждены Управлением транспорта и связи Правительства Москвы, 2003 г.)

[3] ОСТ 24.050.18-82 Система стандартов безопасности труда. Вагоны пассажирские рефрижераторные. Шумовые характеристики. Нормы и методы измерения

[4] ОСТ 24.050.28-81 Вагоны пассажирские. Методика измерения и оценки вибрации

[5] ОСТ 24.050.16-85 Вагоны пассажирские. Методика определения плавности хода

[6] ПР 50.2.006-94 Государственная система обеспечения единства измерений. Порядок проведения поверки средств измерений

[7] ПР 50.2.016-94 Государственная система обеспечения единства измерений. Российская система калибровки. Требования к выполнению калибровочных работ

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Ключевые слова: электроподвижной состав монорельсовой транспортной системы, вагон, кабина машиниста, пассажирский салон, безопасность конструкции, электробезопасность, пожарная безопасность, комфорт, методы испытаний