Oils, lubricants and special
fluids.
Limited list and order of application
ГОСТ
26191-84
Переиздание. Июнь 2011 г.
Постановлением Государственного комитета
СССР по стандартам от 1 марта 1984 г. № 16 дата введения установлена
01.01.85
Настоящий стандарт
устанавливает ограничительный перечень смазочных масел, пластичных смазок и
специальных жидкостей, допускаемых к применению в технике, и порядок их
назначения.
На основании настоящего
стандарта заинтересованные министерства (ведомства) - разработчики техники
разрабатывают отраслевые стандарты на ограничительные перечни масел, смазок и
специальных жидкостей и на порядок их назначения в изготовляемую технику.
Назначение и применение
масел, смазок и специальных жидкостей приведено в приложении 1.
Перечни марок масел, смазок и
специальных жидкостей, не допускаемых к назначению во вновь разрабатываемую или
модернизируемую технику, приведены в приложении 2.
Стандарт не распространяется
на продукцию, разрабатываемую по заказам Министерства обороны СССР, применяемую
только в изделиях военной техники, а также на консервационные и технологические
материалы.
3.1. Разработчики техники
выбирают и назначают масла, смазки и специальные жидкости из ограничительного
перечня настоящего стандарта или из ограничительных перечней, установленных
отраслевыми стандартами, разработанными на основе настоящего стандарта.
Примечание. Министерства (ведомства) -
разработчики техники, имеющие действующие отраслевые стандарты на
ограничительные перечни масел, смазок и специальных жидкостей, пересматривают
указанные стандарты в срок до 01.01.87. До пересмотра отраслевых стандартов
допускается пользоваться ограничительным перечнем настоящего стандарта.
Допускается до внесения
очередного изменения назначать вновь разработанные масла, смазки и специальные
жидкости, не включенные в ограничительный перечень настоящего стандарта, но
разрешенные к применению Государственной межведомственной комиссией по
испытанию топлив, масел, смазок и специальных жидкостей при Госстандарте, в
течение двух лет с момента постановки их на производство.
3.3. Основные и дублирующие
марки масел, смазок и специальных жидкостей выбирают из числа марок,
предусмотренных ограничительным перечнем или разрешенных к применению в
соответствии с п. 3.2 настоящего
стандарта, на стадии разработки и согласования химмотологической карты по ГОСТ
25549-90.
3.4. Условия применения
смазок в узлах техники определяют в ведомости применения смазок на стадиях
технического проекта и постановки техники на производство. Форма ведомости применения
смазок приведена в приложении 4.
3.5. Выполнение требований по
унификации смазочных материалов в целом по изделию (комплексу), включая его
элементы, обеспечивает его разработчик.
3.6. Для вспомогательных
механизмов, как правило, назначают масло и специальную жидкость той же марки,
которую применяют в основном механизме данного изделия.
3.7. При назначении смазочных
материалов в технику северного и тропического исполнения учитывают требования ГОСТ
15156-84.
1. Область
применения масел и специальных жидкостей
Марка
масла и специальной жидкости
Область
применения
1.1. МС-20
Поршневые двигатели винтомоторных самолетов
и вертолетов, турбовинтовые двигатели
(применяют в составе маслосмесей), шарниры
винтов, редукторы и другие узлы вертолетов.
Регуляторы частоты вращения дизелей с
автономными маслосистемами и картеры газомотокомпрессоров
(МС-20)
1.2. МС-20С
1.3. МС-8рк
Турбореактивные и турбовинтовые двигатели
самолетов, газотурбинные двигатели вертолетов,
изделий наземной техники, редукторы вертолетов,
судовых газотурбинных установок и т.д.
1.4. МС-8п
1.5. Б-3В
1.6. ИПМ-10
1.7. МН-7,5у
1.8. ВНИИНП-50-1-4ф
1.9. ВНИИНП-7
1.10. ВНИИНП-25
Шарниры винтов вертолетов Среднефорсированные карбюраторные двигатели автомобилей, строительно-дорожных
и др. машин, работающие на бензине марки
А-76; среднефорсированные автотракторные дизели при эксплуатации в зимних условиях
2.1.1. M-8B1
2.1.2. АСЗп-6 (М-4з/6В1)
Среднефорсированные автомобильные
карбюраторные двигатели, работающие на бензине марки А-76 в северных условиях при температуре холодного пуска
до минус 35 °С
2.1.3. М-4з/8В (АСЗп-8)
Всесезонные (в условиях умеренного климата)
масла для автомобильных карбюраторных двигателей
среднего уровня форсирования, работающих на бензине марки А-76, а также дизелей. Масло М-6з/10В
можно использовать в качестве всесезонного сорта
для автомобильных и тракторных дизелей
среднего уровня форсирования без наддува с
увеличенными пробегами до замены
2.1.4. М-6з/10В (ДВ-АСЗп-10В)
2.1.5. М-8Г1
Высокофорсированные карбюраторные двигатели
автомобилей, работающие на бензине марки АИ-93, в
тяжелых эксплуатационных условиях
2.1.6. М-12Г1
2.1.7. М-6з/10Г1
2.2.1. М-8В2
Автотракторные дизели среднего уровня
форсирования без наддува, дизель-генераторы, насосные агрегаты
2.2.3. М-10В2
2.2.2. М-4з/8В2Г1рк
Высокофорсированные карбюраторные и
среднефорсированные дизельные двигатели автомобилей в период эксплуатации и длительного хранения
2.2.4. М-10В2-С
Циркуляционные системы смазки судовых
тронковых и крейцкопфных дизелей при работе
на топливе с массовой долей серы до 0,5 %; дизели автотракторного типа без наддува при работе в
летних условиях
2.2.5. М-14В2
Циркуляционные системы смазки двухтактных и
четырехтактных среднефорсированных дизелей
тепловозов судов, карьерных самосвалов, стационарных дизель-генераторов, работающих на топливе с массовой долей серы до 0,5 %
2.2.6. М-14В2З
Циркуляционные системы смазки дизелей
буровой техники при эксплуатации в зимний и
летний периоды
2.2.7. М-20В2
2.2.8. М-6Г2З (М-6ГФС)
Высокофорсированные автотракторные дизели
(без наддува) отечественных и импортных
машин при работе в северных условиях
2.2.9. М-8Г2
Высокофорсированные автотракторные дизели
(без наддува или с умеренным наддувом)
отечественных и импортных машин при работе в
зимних и летних условиях
2.2.10. М-10Г2
2.2.11. М-8Г2К
2.2.12. М-10Г2К
2.2.13. М-4з/8Г2
Высокофорсированные автотракторные дизели
(без наддува или с умеренным наддувом)
отечественных и импортных машин при работе в
северных условиях
2.2.14. М-10Г2ЦС
Циркуляционные системы высокофорсированных
тронковых и крейцкопфных судовых дизелей, работающих на топливе с массовой долей серы менее 2 %; редукторы и другие
механизмы машинных отделений судов,
требующие применения масел с повышенной
влагостойкостью
2.2.15. М-14Г2ЦС
2.2.16. М-14Г2
Современные высокофорсированные дизели
тепловозов (М-16Г2С применяется в
северных условиях)
2.2.17. М-16Г2С
2.2.18. М-20Г2
Двухтактные высокофорсированные судовые
дизели большой мощности
2.2.19. М-4з/8Д
Высокофорсированные автотракторные дизели (с
наддувом) при работе в северных условиях
2.2.20. М-8ДМ
Высокофорсированные автотракторные дизели (с
наддувом) тяжелых тракторов, комбайнов,
бульдозеров, карьерных самосвалов,
автомобилей, строительных машин
отечественного и зарубежного производства при эксплуатации
в зимних и летних условиях
2.2.21. М-10ДМ
2.2.22. М-10ДЦЛ
20
Современные судовые среднеоборотные
тронковые дизели (с наддувом) с
циркуляционной и лубрикаторной системами
смазки отечественного и зарубежного производства
при работе на топливе с массовой долей серы
3 %
2.2.23. М-14ДЦЛ
20
2.2.24. М-14ДЦЛ
30
Современные судовые среднеоборотные
тронковые дизели (с наддувом) с
циркуляционной и лубрикаторной системами
смазки отечественного и зарубежного производства
при работе на топливе с массовой долей серы
свыше 3 %
2.2.25. МТ-4з/8ДС
Высокофорсированные дизели с наддувом,
трансмиссии тракторов при работе в северных условиях
2.2.26. М-16Е-30
Лубрикаторные системы смазки
высокофорсированных судовых крейцкопфных дизелей, работающих на топливе с высокой массовой долей серы (М-16Е-30 до 1,5
%,М-16Е-60 - до 2,5 %,М-20Е-70 - до 3,5 %)
2.2.27. М-16Е-60
2.2.28. М-20Е-70
2.2.29. М-20В2
Судовые высокооборотные дизели
3.1. ТСп-10
Спирально-конические,
конические и цилиндрические передачи
автомобилей и других машин. Зимний сорт, работоспособно
при температуре до минус 45 °С
3.2. ТАП-15В
Спирально-конические,
конические и цилиндрические передачи
автомобилей и других машин. Всесезонные для средней
полосы, работоспособны при температуре до минус
30 °С.
3.3. ТСП-15К
3.4. ТАД-17И
Агрегаты трансмиссий с гипоидными передачами
легковых и грузовых автомобилей всех марок.
Всесезонное, работоспособно до минус 30 °С. Коробки передач и рулевых управлений легковых автомобилей
3.5. ТМ5-12рк
Универсальные трансмиссионные масла для всех
типов передач, включая гипоидные.
Всесезонные масла для районов Севера, зимние
- для районов средней полосы; работоспособны
до температуры минус 45 °С. Масло ТМ5-12рк
обладает рабоче-консервационными свойствами
3.6. Т Сз-9ГИП
Агрегаты трансмиссий автотранспортной
техники, в том числе с гипоидными главными передачами
при их эксплуатации в холодной климатической
зоне до температуры минус 50 °С
3.7. Масло
трансмиссионное для промышленного оборудования
(нигрол)
Малонагруженные зубчатые передачи, включая
крупногабаритные открытые передачи промышленного
оборудования, подъемно-транспортных машин и т. д.
Зимнее масло работоспособно при температуре до
минус 20 °С, летнее - до минус 10 °С
3.8. ТС-14,5
Узлы трения и зубчатые передачи
металлургического оборудования
4.1. Тп-22С
Смазочные системы и системы регулирования
паровых и газовых турбин, нагнетателей,
турбокомпрессоров различного назначения; редукторы и вспомогательные механизмы судов с паро- и газотурбинными
установками
4.2. Тп-30
Маслонапорные установки гидравлических
турбин, другие турбоагрегаты, паровые
турбины, вентиляторы, дымососы
4.3. Тп-46
Механизмы судовых паротурбинных установок и
другие вспомогательные механизмы с гидроприводами
Одно- и многоступенчатые компрессоры низкого
и среднего давления (25 - 40 кгс/см2)
при температурах от минус 25 до плюс 40 °С
5.3. КС-19
Одно- и многоступенчатые компрессоры
среднего и высокого давления с перепадом
давления до 100 кгс/см2. Рабочий
диапазон температур от минус 10 до плюс 40
°С
5.4. К-28
Многоступенчатые поршневые и ротационные
компрессоры высокого давления, в том числе для
воздухоразделительных установок. Рабочий диапазон
температур от плюс 5 до плюс 50 °С
5.5. КЗ-10
Теплонапряженные поршневые компрессоры с
температурой нагнетания до плюс 200 °С
5.6. Кп-8
Турбокомпрессорные машины химического и
нефтехимического производства, винтовые компрессоры
газоперекачивающих установок
5.7. К-12В
Поршневые компрессоры локомотивов и
моторвагонного подвижного состава в зимнее время
6.1. ХФ 12-16
Холодильные машины, работающие на фреоне при
температуре конденсации не выше минус 50 °С
6.2. ХФ 22-24
Одноступенчатые холодильные машины с поршневыми компрессорами, работающие на фреоне при температуре конденсации не ниже минус 50 °С
6.3. ХА-30
Компрессоры холодильных машин, работающих на
аммиаке и двуокиси углерода
6.4. ХС-40
Компрессоры холодильных машин. Рабочий
диапазон температур от минус 50 до плюс 150 ° С
6.5. ХФ 22с-16
Одно- и двухступенчатые поршневые
компрессоры, работающие на фреоне при
температуре кипения до минус 70 °С
7.1. Т-750
Трансформаторы и вводы с напряжением до 750
кВ
7.2. Т-1500
Электрооборудование линий электропередач
постоянного тока с напряжением до 1500 кВ
7.3. ТКп
Охлаждение и изоляция электрооборудования,
работающего под напряжением до 500 кВ
7.4. Масло трансформаторное селективной
очистки
7.5. Масло трансформаторное ПТ
Электрооборудование с напряжением 750 - 1800
кВ
7.6. КМ-25
Силовые кабели с пропитанной изоляцией,
работающие под напряжением до 35 кВ
7.7. МН-4
Масло наполненные
кабели низкого и среднего давления, а также
соединительные муфты подпитывающей аппаратуры
7.8. ВК-21
Высоковольтные кабели в трубах под высоким
давлением
7.9. С-220
Заливка кабелей высокого давления
7.10. Масло конденсаторное фенольной очистки
Бумажные силовые конденсаторы, в том числе
конденсаторы емкостной связи и делителей напряжения
8.1. А
Гидротрансформаторы и автоматические коробки
перемены передач автомобилей и другой подвижной
техники. Гидросистемы судовых люковых закрытий,
гидравлических кранов и рулевых машин. Обеспечивает
пуск до температуры минус 40 °С
8.2. МГЕ-10А
Гидравлические устройства наземной (кроме
мобильных кранов) и корабельной техники.
Рабочий диапазон температур от минус 55 до
плюс 90 °С. В закрытых системах можно
кратковременно использовать при температуре плюс 110 °С
8.3. ЛЗ-МГ-2
Гидросистемы (в основном) летательных
аппаратов, эксплуатируемых в условиях низких
температур. Рабочий диапазон температур:
МГЕ-4А, ЛЗ-МГ-2 - от минус 65 до плюс 100 °С; РМЦ - от минус 40 до плюс 60 °С; АМГ-10 от минус 60 до плюс 125 °С; НГЖ-4 от минус 55
до плюс 125 °С
8.4. МГЕ-4А
8.6 АМГ-10
8.8 РМЦ
8.16. НГЖ-4
8.5. ВМГЗ
Всесезонная рабочая жидкость, для
гидросистем наземной техники, эксплуатируемой
в условиях Крайнего Севера на открытом
воздухе при температуре от минус 50 до плюс
60 °С при длительном режиме эксплуатации
8.7. РМ
Гидросистемы автоматического управления,
работающие при температурах от минус 40 до плюс 55 °С
8.9. ГЖД-14с
Гидросистемы и ступицы судовых винтов
регулируемого шага. Рабочий диапазон
температур от минус 5 до плюс 80 °С
8.10. АУ
Гидросистемы различных машин и механизмов.
Обеспечивает пуск при температуре до минус 30 °С,
кратковременный допустимый верхний предел до плюс
65 °С, а для отдельных видов техники - до 125 °С.
Оптимальный температурный режим от 50 до 60 °С
Гидроусилители рулевого управления грузовых
автомобилей. Гидравлический привод сцепления автобусов
8.17. Р
8.11. АУП
Гидросистемы корабельной техники. Смазочный
материал для агрегатов и механизмов судов, работающих при температурах от минус 30 до плюс 120 °С. Обеспечивает
пуск гидросистемы без подогрева до температуры
минус 35 °С. Для гидросистем других машин и
механизмов заменяет масло АУ
8.12. АЖ-12Т
Системы амортизации легковых, грузовых
автомобилей и другой техники
8.13. МГП-10
8.14. МГЕ-46В (МГ-30у)
Гидростатические передачи (объемный
гидропривод) сельскохозяйственных,
строительно-дорожных и др. машин, работающих при давлении до 35 МПа, кратковременно
- до 42 МПа
8.15. МГТ
Гидромеханические передачи автомобилей и
другой техники, работающей при температуре
окружающего воздуха от минус 50 до плюс 50
°С. Допускается использование в качестве универсального
трансмиссионногидравлического масла в тяжелых промышленных тракторах
9.1. Цилиндровое 11
Паровые машины, работающие насыщенным паром,
а также тяжелонагруженные механизмы,
работающие с малой скоростью
9.2. Цилиндровое 38
Поршневые паровые машины различного
назначения, работающие перегретым паром при
температуре до 320 - 350 °С
9.3. Цилиндровое 24
Цилиндры и золотники паровых машин, а также
цилиндрические зубчатые передачи при высоких
контактных нагрузках и малых окружных скоростях,
тяжело нагруженные зубчатые передачи
9.4. Цилиндровое 52
Поршневые паровые машины различного
назначения, работающие перегретым паром при
температуре до 350 - 400 °С и выше
10.1. ВМ-1
Рабочее тело в высоковакуумных пароструйных насосах,
работающих при остаточном давлении: для масла ВМ-1
от 1,33 · 10-7 до 1,33 · 10-10 МПа; для масла ВМ-5 - от 1,33
· 10-7 до 1,33 · 10-11 МПа
10.3. ВМ-5
10.2. ВМ-3
Рабочее тело в высокопроизводительных
паромасляных бустерных насосах, работающих
при остаточном давлении до 1,33 · 10-8 МПа
10.4. ВМ-6
Смазочное масло и уплотнитель для поршневых
форвакуумных насосов, работающих с остаточным
давлением до 1,33 · 10-7 МПа
11.1. ПС-28
Редукторы тяжелых прокатных станов и других
высоконагруженных механизмов
11.2. П-40
11.3. П-8п
Тяжелонагруженные зубчатые передачи
прокатных станов, работающих во всех климатических районах страны
11.4. П-28
Подшипники жидкостного трения прокатных
станов
12.1.1. И-5А
Малонагруженные высокоскоростные механизмы,
контрольно-измерительные приборы. Применяются также
при изготовлении кож (жировании), косметических
кремов, пластических смазок, жидкостей для механической
обработки металлов
12.1.2. И-8А
12.1.3. И-12А
Втулки, подшипники веретен ровничных и
других машин, узлов коттонных и кеттельных
машин, шпиндели металлорежущих станков,
работающих с частотой вращения до 5000 мин-1, направляющие
бабок фильернорасточных, фильерно-полировочных и других станков, подшипники маломощных электродвигателей с кольцевой
системой смазки, рабочая жидкость в объемных
гидроприводах, работающих в закрытых помещениях и на открытом воздухе, для поршневой группы аммиачных компрессоров и других видов оборудования
12.1.4. И-20А
Рабочие жидкости в гидравлических системах
станочного оборудования, автоматических линий, прессов, смазки мало- и средненагруженных зубчатых передач,
направляющих качения и скольжения станков.
Гидросистемы промышленного оборудования, строительных дорожных и других машин, работающих на открытом воздухе (И-30А) в интервале температуры от минус 5 °С до
плюс 70 °С при длительном режиме эксплуатации
12.1.5. И-30А
12.1.6. И-40А
12.1.7. И-50А
12.2.1. ИГП-2
Смазывание высокоскоростных механизмов
12.2.2. ИГП-4
12.2.3. ИГП-6
12.2.4. ИГП-8
12.2.5. ИГП-14
12.3.1. ИГП-18
Рабочие жидкости в гидравлических системах
станков, автоматических линий, прессов,
высокоскоростных коробок передач, мало- и
средненагруженных редукторов и червячных передач, электромагнитных и зубчатых
муфт, вариаторов, подшипниковых узлов, направляющих скольжения и качения, другие узлы и механизмы, в которых требуются
масла с улучшенными антиокислительными и
противоизносными свойствами
12.3.2. ИГП-30
12.3.3. ИГП-38
12.3.4. ИГП-49
12.3.5. ИГП-72
Гидросистемы тяжелого прессового оборудования,
шестереночные передачи и средненагруженные зубчатые и червячные редукторы, коробки скоростей и другие узлы
12.3.6. ИГП-91
12.3.7. ИГП-114
12.3.8. ВНИИНП-403
Гидросистемы станков и автоматических линий,
циркуляционные системы смазки
12.3.9. ВНИИНП-406
Катаракты (буферы) ткацких станков,
устройства для поглощения избыточной
кинематической энергии звеньев боевого
механизма и смазки трущихся пар, гидравлические циркуляционные смазки промышленного оборудования
12.4.1. ИГНСп-20
Гидросистемы и направляющие скольжения
металлорежущих станков при подаче масла из общего резервуара
12.4.2. ИГНСп-40
12.5.1. ИРп-40
Зубчатые передачи промышленного
оборудования, работающие при средних и высоких нагрузках, циркуляционные
системы смазки различных механизмов, работающих при
повышенных нагрузках
12.5.2. ИРп-75
12.5.3. ИРп-150
12.5.4. ИСП-25
Зубчатые и червячные механизмы (коробки
скоростей и подач, редукторы,
моторредукторы, зубчатые муфты), всевозможные
средненагруженные элементы станочного оборудования
и автоматических линий, в которых необходимы масла с высокой смазочной
способностью
12.5.5. ИСП-40
12.5.6. ИСП-65
12.5.7. ИСП-110
12.5.8. ИГП-152
Смазка нагруженных зубчатых и червячных
передач, коробок скоростей, редукторов и
других узлов Тяжелонагруженные зубчатые и
червячные редукторы, подшипниковые узлы,
работающие при высоких нагрузках и температурах
12.5.9. ИГП-182
12.5.10. ИТП-200
12.5.11. ИТП-300
12.6.1. ИНСп-40
Горизонтальные направляющие станков
12.6.2. ИНСп-65
Средне- и тяжелонагруженные горизонтальные,
вертикальные направляющие при общей системе смазки, горизонтальные направляющие тяжелых станков
12.6.3. ИНСп-110
Вертикальные и наклонные направляющие,
горизонтальные направляющие с вертикальными гранями большой площади
12.7.2. ИМТ-160
Смазывание методом масляного тумана, жидкая
смазка для металлургического оборудования,
подшипников опор валков прокатных станов
12.7.5. Ипт-20
Тяжелонагруженные узлы трения, работающие
при температуре масла не выше 50 °С,
подшипники скольжения запорных механизмов
машин литья под давлением
12.7.6. ИТп-500
Подшипники валков каландров в
резинотехнической промышленности
12.7.7. ИЦп-20
Цепи подвесных напольных конвейеров,
периодически проходящих через сушильные
камеры, температуру в которых поддерживают
от 180 до 200 °С
12.7.8. ИЦп-40
12.7.3. ВИП-5
Смазывание спеченных подшипников скольжения
(в электродвигателях малой мощности,
используемых в приборах бытовой техники)
12.7.4. ВИП-10
12.7.1. Гидрол-7
Гидросистемы промышленного оборудования,
работающего в пожароопасных условиях и требующего по условиям эксплуатации огнестойких
масел
12.7.9. МА-ПЭД-8
Заполнение полостей погружных
электродвигателей центробежных насосов для
добычи нефти; работоспособны до температуры
180 - 200 °С
12.7.10. МА-ПЭД-12
13.1. МВП
Контрольно-измерительные приборы, работающие
при температуре от минус 60 до плюс 110 °С
13.2. ВНИИНП-1-ЧМО
Приборы времени и др. устройства типа
часовых механизмов, работающие при
температуре от минус 60 до плюс 170 °С
13.3. ВНИИНП-6
Высокоскоростные и чувствительные
шарикоподшипники контрольно-измерительных приборов
13.4. МП-601
Шарикоподшипники микроэлектромашин и др.
приборов, работающие при температуре от минус 60 до плюс 180 °С
13.5. МЗ-52
Рабочая жидкость в спиральных потенциометрах
2. Основное назначение и применение смазок
Наименование
смазки
Основное
назначение
Особенности
применения
1.1.1. Солидол синтетический
Относительно грубые узлы трения механизмов и машин, транспортных средств, сельхозтехники, ручного инструмента, шарнирных
соединений и т.п.
Водостойкая. Солидол С предназначен для
заправки в узлы трения ручным солидолонагнетателем
при температуре минус 20 °С; пресс-солидол С
- для заправки в узлы трения ручным солидолонагнетателем при температуре ниже минус 20 °С. Температурный диапазон от минус 20 до плюс 65 °С. В достаточно мощных механизмах работоспособна при
температуре до минус 50 °С
1.1.5. Долотол НУ
Для опор шарошечных долот серии ГНУ
Влагостойкая. Температурный диапазон от
минус 30 до плюс 110°С. Высокие противозадирные свойства
1.2.1. Униол-1
Узлы трения индустриального оборудования,
туннельных печей, горячих конвейеров и т. п.;
автотракторной и сельскохозяйственной
техники
Водостойкая. Гигроскопичная. Повышенные
противозадирные свойства. Температурный
диапазон от минус 30 до плюс 150 °С, при
кратковременном повышении температуры - до
плюс 200 °С
1.2.2. Униол-2
Узлы трения металлургического и горнообогатительного оборудования с системами централизованной подачи смазки
Влагостойкая. Гигроскопичная. Повышенные
противозадирные свойства. Температурный
диапазон от минус 10 до плюс 160 °С
1.1.2. Солидол жировой
Относительно грубые узлы трения механизмов и машин; транспортных средств, сельскохозяйственной техники, ручного
инструмента, шарнирных соединений и т.п.
Водостойкая, для смазывания узлов трения качения и скольжения машин и механизмов, работающих при температурах от минус 25 до
плюс 65 °С
1.1.3. Графитная (УСсА)
Узлы трения скольжения тяжелонагруженных тихоходных механизмов: рессоры, подвески тракторов, открытые зубчатые передачи и т.п.
Температурный диапазон от минус 20 до плюс 60 °С
1.1.4. Графитная контактная
Для смазывания накладок в стыках рельс с целью обеспечения устойчивой электропроводности
-
1.2.3. ЦИАТИМ-221
Подшипники качения электромашин систем
управления, приборов с частотой вращения до
10000 мин-1. Для смазывания узлов
трения и сопряженных поверхностей «металл - резина», «металл - металл».
Гигроскопична. Работоспособна при остаточном давлении 666,5 Па (5 мм рт.ст.). Не растворима в воде, не действует на полимерные материалы и резину. Температурный диапазон от минус 60 до плюс 150 °С
1.2.4. Дисперсол-1
Механизмы стеклоподъемников, замки дверей и другие детали автомобилей
Гигроскопична. Температурный диапазон от
минус 40 до плюс 100 °С
1.2.5. Смазка для автотормозных приборов подвижного железнодорожного состава ЖТ-72
Механизмы тормозов локомотивов в сопряжениях «металл - резина»
Гигроскопична. Температурный диапазон от
минус 60 до плюс 120 °С, кратковременно
допускается до плюс 150 °С
1.2.6. ВНИИНП-247
Подшипники качения, зубчатые передачи электровентиляторов с частотой вращения до 20000
мин-1, микроэлектромашин
различной мощности
Гигроскопична. Температурный диапазон от
минус 60 до плюс 180 °С
1.2.7. ВНИИНП-207
Подшипники качения электромашин и
стартергенераторов с частотой вращения до
10000 мин-1
Влагостойкая. Длительно работоспособна при
остаточном давлении 666,5 Па (5 мм рт.ст.).
Температурный диапазон от минус 60 до плюс
200 °С
1.2.8. ВНИИНП-219
Подшипники качения электродвигателей и
стартергенераторов с повышенными нагрузками
и частотой вращения до 9000 мин-1
Температурный диапазон от минус 50 до плюс 200 °С
1.2.9. ВНИИНП-261
Конические роликоподшипники, длительно работающие при резких переменных нагрузках и скоростях вращения
Повышенные противозадирные свойства. Длительно работоспособна при остаточном давлении 666,5 Па (5 мм рт.ст.). Температурный диапазон от минус 40 до плюс 150 °С, кратковременно допускается до плюс 200 °С
1.2.10. Долотол АУ
Для опор шарошечных долот серии ГАУ
-
1.3.1. КСБ
Контакты электрического переключателя
указателя поворотов автомобилей
Токопроводящая. Растворима в воде. Работоспособна до температуры плюс 110 °С
1.3.2. ДТ-1
Детали систем гидроприводов автомобилей,
работающие в контакте с тормозной жидкостью «Нева»
Монтажная смазка. Растворима в воде. Работоспособна до температуры плюс 110 °С
1.3.3. ЖК
Узлы трения кулисного механизма, соединения рессорного подвешивания и другие механизмы паровоза
Температурный диапазон от минус 30 до плюс 100 °С
1.3.4. ЖА
Добавляется к осевому маслу при неисправности букс подвижного состава железных дорог
Антиаварийная
1.3.5. ЖД
Разрезные дышловые подшипники; пальцы кривошипов и подшипников
с плавающими втулками
Брикетная смазка. Работоспособна до температуры 80 °С
1.3.6. ЖР
Для уменьшения бокового износа рельсов на кривых участках пути и гребней бандажей колесных пар
Невлагостойкая. Температурный диапазон от минус 30 до плюс 80 °С
1.3.7. ВНИИНП-223
Приборная. Специальные скоростные шарикоподшипники
с частотой вращения до 60000 мин-1, подшипники
скольжения и маломощные зубчатые передачи
Длительно работоспособна при остаточном давлении 13,3 Па (1 · 10-1 мм рт.ст.). Температурный диапазон от минус 45 до плюс 150 °С
1.3.8. ВНИИНП-228
Приборная. Специальные скоростные
шарикоподшипники с частотой вращения до
60000 мин-1, чувствительные опоры точных механизмов и узлов трения счетно-решающих машин
Длительно работоспособна при остаточном давлении 13,3 Па (1 · 10-1 мм рт.ст.). Температурный диапазон от минус 45 до плюс 150 °С
1.3.9. ВНИИНП-260
Приборная. Скоростные шарикоподшипники с
частотой вращения до 60000 мин-1
Работоспособна при остаточном давлении 13,3 Па (1 · 10-1 мм рт.ст.).
Температурный диапазон от минус 50 до плюс 180 °С
1.3.10. Смазка железнодорожная ЛЗ-ЦНИИ
Роликовые подшипники железнодорожных вагонов
Работоспособна до температуры 100 °С
1.4.1. ЦИАТИМ-201
Узлы трения, работающие с малым усилием сдвига при невысоких нагрузках
Не рекомендуется применять при длительном контакте с водой. Работоспособна при
остаточном давлении 666,5 Па (5 мм рт.ст.).
Температурный диапазон от минус 60 до плюс
90 °С
1.4.2. ЭРА (ВНИИНП-286М)
Подшипники качения, скольжения; электромеханизмы и редукторы систем управления
Работоспособна при остаточном давлении 666,5 Па (5 мм рт.ст.). Температурный диапазон
от минус 60 до плюс 120 °С
1.4.3. ВНИИНП-242
Подшипники качения судовых электрических машин горизонтального исполнения
Влагостойкая. Температурный диапазон от
минус 40 до плюс 110 °С при влажности
окружающей среды до 98 %
1.4.4. Литол-24
Основные узлы трения колесных и гусеничных транспортных машин и тракторов, индустриальных механизмов, электромашин и т.п.
Многоцелевая. Водостойкая. Температурный
диапазон от минус 40 до плюс 120 °С. Смазка
сохраняет работоспособность в течение непродолжительного времени при
температуре плюс 130 °С
1.4.5. Литол-24рк
Основные узлы трения колесных и гусеничных транспортных машин и тракторов, индустриальных механизмов, электромашин и т.
п.
Многоцелевая, рабоче-консервационная.
Влагостойкая. Температурный диапазон от минус 40 до плюс 120 °С
1.4.6. Фиол-1
Узлы трения, смазываемые через пресс-масленки или централизованные системы подачи смазки; гибкие валы или тросы управления в оболочках; маломощные редукторы; легконагруженные малогабаритные
подшипники качения
Влагостойкая. Температурный диапазон от
минус 40 до плюс 120 °С
1.4.7. Фиол-2
Подшипники качения, скольжения и зубчатые передачи индустриальных машин и механизмов
Влагостойкая
1.4.8. Фиол-2М
Легконагруженные малогабаритные подшипники качения и скольжения автомобильного электрооборудования; высокооборотные подшипники электроверетен и т.п.
Влагостойкая. Улучшенные противоизносные и
противозадирные свойства (по сравнению с Фиол-2). Температурный диапазон от
минус 40 до плюс 130 °С
1.4.9. Фиол-2у
Игольчатые подшипники крестовин карданного вала автомобилей и другой наземной техники
Имеет более высокие противоизносные свойства
по сравнению с другими смазками,
применяемыми в аналогичных узлах.
Температурный диапазон от минус 40 до плюс
120 °С
1.4.10. ЛС-1п
Тяжелонагруженные
узлы трения литейного, кузнечно-прессового и
другого оборудования с централизованной системой
подачи смазки
Имеет высокие противозадирные свойства. Не допускается контакт с водой
1.4.11. ЛСЦ-15
Шарниры и оси приводов акселератора, рычаги
выключения сцепления, шлицевые соединения,
механизмы стеклоподъемников автомобилей ВАЗ. Может применяться как смазка
общего назначения в узлах трения средне- и
малонагруженного промышленного оборудования
Влагостойкая. С улучшенными противозадирными
свойствами
1.4.12. ЛИТА
Узлы трения механизмов переносного
инструмента с электрическим или механическим
приводом и другой техники
Рабоче-консервационная. Влагостойкая.
Температурный диапазон от минус 50 до плюс
100 °С
1.4.13. Литол 459/5
Прерыватель распределителя зажигания
автомобилей
Влагостойкая. Температурный диапазон от
минус 40 до плюс 120 °С, в течение непродолжительного времени работоспособна
до температуры плюс 180 °С
Дугогасящая.
Температурный диапазон от минус 40 до плюс 100 °С
1.4.26. СВЭМ (ВНИИНП-288)
Подшипники качения судовых электрических
машин с вертикальным и горизонтальным валом при скоростном факторе до 550000
мм оборотов в минуту
Виброустойчивая. Температурный диапазон от минус 60 до плюс 120 °С
1.4.27. ВНИИНП-254
Узлы трения скольжения, работающие при
высоких знакопеременных давлениях, а также
игольчатые подшипники и винтовые механизмы
Работоспособна при остаточном давлении 666,5 Па (5 мм рт.ст.)
1.4.28. ВНИИНП-271
Приборная. Шарикоподшипники с частотой вращения до 30000 мин-1
Температурный диапазон от минус 60 до плюс 130 °С. Для смазывания подшипников качения с малым моментом трения
1.4.29. ВНИИНП-274
Приборная. Малогабаритные прецизионные
шарикоподшипники и маломощные редукторы с частотой вращения до 15000 - 30000
мин-1
Работоспособна при остаточном давлении 1,3 · 10-5 Па (1 · 10-7 мм рт.ст.). Температурный
диапазон от минус 80 до плюс 160 °С
1.4.30. Крон 1
Окуляры с многозаходной резьбой при зазорах в резьбах более 20 мкм
Температурный диапазон от минус 40 до плюс 60 °С
1.5.1. ШРБ-4
Шарниры передней подвески и наконечники тяг рулевого управления автомобиля
Влагостойкая. Закладывается в узел на весь срок его службы
1.5.2. МС-70
Узлы трения, работающие в контакте с морской водой
Рабоче-консервационная. Минимальная
температура применения - минус 50 °С
1.5.3. МУС-3А
Высоконагруженные узлы трения, работающие в контакте с морской водой
Рабоче-консервационная. Температурный
диапазон от минус 60 до плюс 60 °С
1.6.1. АМС-3
Узлы трения, работающие в воде, в том числе в морской, или соприкасающиеся с водой
Рабоче-консервационная. Хорошая адгезия. Температурный диапазон от 0 до плюс 40 °С
1.6.2. ЛПИ-7
Декадно-шаговые искатели автоматических
телефонных станций
Улучшенные консервационные свойства в отношении к меди во влажной атмосфере. Температурный диапазон от минус 40 до плюс 65 °С
1.6.3. Ротационная ИР
Узлы трения некоторых типов ротационных
машин
Температурный диапазон от минус 15 до плюс 65 °С
1.6.4. МЗ
Узлы трения, работающие в контакте с морской водой
Рабоче-консервационная. Температурный
диапазон от минус 50 до плюс 80 °С
1.6.5. АЦ-1
Трущиеся поверхности точных механизмов и
приборов, резьбовые соединения,
шестеренчатые и червячные передачи оптических приборов с зазорами в сопряжениях более 50 мкм
Температурный диапазон от минус 60 до плюс 65 °С
1.6.6. АЦ-3
Трущиеся поверхности точных механизмов и
приборов, резьбовые соединения, шестеренчатые и червячные передачи оптических приборов с зазорами в сопряжениях менее 20 мкм
Температурный диапазон от минус 60 до плюс 65 °С
1.7.1. ВНИИНП-210
Тяжелонагруженные тихоходные подшипники качения и скольжения с качательным движением при малых углах качения
Работоспособна при остаточном давлении 666,5 Па (5 мм рт.ст.) Температурный диапазон от
минус 20 до плюс 350 °С
1.7.2. ВНИИНП-235
Подшипники качения с частотой вращения до 10000 мин-1
Работоспособна при остаточном давлении 666,5
Па (5 мм рт.ст.) Температурный диапазон от минус 60 до плюс 250 °С
1.7.3. ВНИИНП-246
Подшипники качения и маломощные
шестеренчатые передачи
Работоспособна при остаточном давлении 1,3 · 10-4 Па (1 · 10-6 мм рт.ст.). Температурный
диапазон от минус 60 до плюс 250 °С
1.7.4. ВНИИНП-233
Подшипники качения и скольжения с качательным движением; сопряженные поверхности «металл
- резина»
Температурный диапазон от минус 40 до плюс 250 °С
1.8.1. ВНИИНП-275
Силовые винтовые пары и другие подвижные соединения
Работоспособна в условиях радиации.
Температурный диапазон от минус 20 до плюс
250 °С
1.8.2. ВНИИНП-282
Узлы автоматики и дыхательной арматуры, работающие со всеми агрессивными средами, в том числе с газообразным кислородом
Антифрикционно-уплотнительная. Температурный диапазон
от минус 45 до плюс 150 °С
1.8.3. ВНИИНП-248
Скользящие электрические контакты
Температурный диапазон от минус 60 до плюс 200 °С
1.8.4. ВНИИНП-279
Разъемы, клапаны, подшипники качения, работающие в атмосферном воздухе и в агрессивных средах
Антифрикционно-уплотнительная. В агрессивных средах работоспособна при температуре от минус 50 до плюс 50 °С, на воздухе при температуре от минус 50 до плюс 150 °С
1.8.5. ВНИИНП-280
Подвижные уплотнения, подшипники качения,
работающие в агрессивных средах, в том числе в газообразном кислороде
Антифрикционно-уплотнительная. Температурный диапазон от минус 60 до плюс 150 °С
1.8.6. Криогель
Узлы трения арматуры, работающие в контакте с кислородом и другими газами, находящимися в жидком состоянии, а также работающие в парообразных агрессивных средах
Работоспособна в температурном диапазоне от минус 200 до плюс 250 °С (в узлах трения скольжения от минус 60 до плюс 200 °С); в резьбах и уплотнениях от минус 200 до
плюс 250 °С
1.8.7. ВНИИНП-290
Сопряженные оправы объективов кинофотоаппаратуры
Температурный диапазон от минус 40 до плюс 50 °С. Допускается применение при температуре
плюс 150 ° С
1.8.8. ВНИИНП-299
Механизмы панорамирующих устройств кинокамер
в исполнении «У»
Малонагруженные подшипники качения
индустриальных механизмов с системами
централизованной подачи смазки
-
1.8.14. ВНИИНП-501
Узлы трения скольжения
Работоспособна при остаточном давлении 666,5 Па (5 мм рт.ст.) Температурный диапазон от
минус 40 до плюс 400 °С
1.9.1. ВНИИНП-231
Закрытые червячно-винтовые механизмы,
подшипники качения и скольжения с небольшой скоростью движения
Работоспособна при остаточном давлении 666,5 Па (5 мм рт.ст.) Температурный диапазон от
минус 60 до плюс 250 °С
1.9.2. ВНИИНП-273
Подшипники качения, шаровые гайки, реечные и винтовые пары, резьбовые соединения
Длительно работоспособна в условиях радиации. Температурный диапазон от минус 20 до плюс 120 °С
1.9.3. ПФМС-4С
Подшипники качения с небольшой скоростью
Температурный диапазон от минус 20 до плюс 250 °С, кратковременно работоспособна при температуре 400 °С
1.9.4. Лимол
Для облегчения сборки и приработки подшипников скольжения, шарниров, зубчатых и винтовых передач в отдельных тихоходных узлах трения и т.п.
Монтажная паста. Кратковременно работает в качестве твердой смазки при нагревании узла до температуры 300 °С
1.9.5. ВНИИНП-232
Для облегчения сборки и приработки подшипников скольжения шарниров, зубчатых и винтовых передач, резьбовых соединений в отдельных тихоходных узлах трения и т. п.
Монтажная паста. Работоспособна до температуры 100 °С. Кратковременно работает в качестве
твердой смазки при нагревании узла до
температуры 350 ° С
1.9.6. ВНИИНП-225
Подвижные и неподвижные резьбовые соединения
Температурный диапазон от минус 60 до плюс 250 °С (для алюминиевых сплавов) до плюс 350 °С (для нержавеющих сталей) от минус
40 до плюс 300 °С (для малооборотных узлов
трения)
1.10.1. ГОИ-54п
Приборная. Малонагруженные узлы трения
Рабоче-консервационная. Температурный
диапазон от минус 40 до плюс 50 °С
1.10.2. МЗ-5
Резьбовые соединения оптических
Температурный диапазон от минус 15 до плюс 50 °С
1.10.3. Шахтол
Зубчатые редукторы угледобывающих комбайнов
Полужидкая. В отдельных случаях работоспособна до температуры плюс 90 °С
1.10.4. СТП-Л
Зубчатые передачи тяговых редукторов
тепловозов
Полужидкая, летняя
1.10.5. СТП-З
Зубчатые передачи тяговых редукторов
тепловозов
Полужидкая, зимняя
1.10.6. ОЗП-1
Открытые зубчатые передачи мощных приводов
вращающихся печей, кузнечно-прессового
оборудования и др.
Наносится в расплавленном виде. Работоспособна до температуры плюс 70 °С
1.10.7. ПН
Пули мелкокалиберного стрелкового спортивного оружия
Рабоче-консервационная. Температурный
диапазон от минус 30 до плюс 50 °С
2.1. Торсиол-35
Стальные канаты различного назначения
Влагостойкая. Применяется при изготовлении канатов. Температурный диапазон от минус 35 до плюс 50 °С
2.2. Торсиол-35Э
Стальные канаты различного назначения
Влагостойкая. Применяется в процессе
эксплуатации. Температурный диапазон от
минус 35 до плюс 50 °С
2.3. Канатная БОЗ
Канаты подъемно-транспортных машин,
рудничного и бурового оборудования
Влагостойкая
2.4. Торсиол-55
Стальные канаты специального назначения при
особо низких температурах
Влагостойкая. Антифрикционная. Температурный диапазон от минус 50 до плюс 50 °С
2.5. КФ-10
Канаты шахтных многоканатных подъемных установок
Водостойкая. Фрикционная. Применяется при
изготовлении и эксплуатации канатов. Температурный диапазон от минус 10 до плюс 50 °С
2.6. ВНИИНП-278
Стальные канаты подъемных устройств
Фрикционная. Температурный диапазон от минус 50 до плюс 60 °С
2.7. Е-9
Пропитка сердечников при изготовлении
канатов, работающих со смазкой Торсиол-55
-
2.8. Смазка для пропитки органических
сердечников стальных канатов
Пропитка органических сердечников
Смазка применяется для пропиты сердечников стальных канатов в условиях умеренного климата (Е-1) при температуре
окружающей среды не ниже минус 20 °С и
тропического климата (Е-1T)
стальных канатов общего назначения
2.9. КФ-10Э
Канаты шахтных многоканатных подъемных установок
Водостойкая. Фрикционная. Применяется при
эксплуатации канатов Температурный диапазон
от минус 10 до плюс 50 °С
3.1.1. ЛЗ-162
Арматура фонтанирующих нефтяных и газовых скважин (прямоточные задвижки, пробковые краны)
Водостойкая. Хорошие противозадирные
свойства. Температурные диапазон от минус 25
до плюс 130 °С
3.1.2. Р-416
Сборка и разборка буровой техники с крупной резьбой
Водостойкая. Токсичная. Противозадирные
свойства
3.1.3. Р-402
Резьбы обсадочных труб глубоких газоконденсатных скважин и для насосно-компрессорных труб любого диаметра Резьбовые
соединения забойных двигателей,
переводников, долот, замков бурильных труб
глубоких и сверхглубоких скважин
Водостойкая. Токсичная
3.1.4. Р-113
То же
3.1.5. ЛЗ-ГАЗ-41
Пробковые краны бытовой газовой аппаратуры
Водостойкая. Работоспособна до температуры плюс 120 °С
3.1.6. ВНИИНП-294
Металл в контакте с резиной в среде глицерина, уксусной кислоты, аминов, гидразинов
Температурный диапазон от минус 60 до плюс 150 °С
3.1.7. ВНИИНП-295
Металл в контакте с резиной в среде глицерина, уксусной кислоты, аминов, гидразинов при давлении до 40 МПа. Пары трения «металл - резина» и «металл - металл» в агрессивных средах
Работоспособна при остаточном давлении 1,3 · 10-4 Па (1 · 10-1 мм рт.ст.) Температурный
диапазон от минус 60 до плюс 150 °С
3.1.8. ВНИИНП-283
Узлы трения, работающие в контакте с газообразным кислородом при давлении 25 МПа. Резьбовые
соединения при давлении кислорода внутри
трубопровода до 100 МПа
Уплотнительная. Антифрикционная Температурный диапазон от минус 4 до плюс 200 °С
3.1.9. Арматол-238
Запорные устройства нефтегазопромыслового
оборудования
Стойкая в среде с повышенной концентрацией сероводорода и углекислого газа.
Температурный диапазон от минус 50 до плюс
120 °С
3.2.1. ЦИАТИМ-205
Резьбовые соединения трубопроводов и
арматуры, работающих в кислотах, щелочах,
спиртах
Температурный диапазон от минус 60 до плюс 50 °С, в подвижных соединениях минимальная
температур; смазки - минус 20 °С
3.3.1. Для резьбовых соединений
Резьбовые соединения обсадных и насосно-компрессорных труб буровых скважин
Водостойкая. Температурный диапазон от минус
30 до плюс 50 °С
3.3.2. ВНИИНП-298
Стеклянные и металлические подвижные
соединения вакуумных систем
Работоспособна при остаточном давлении 1,3 · 10-5 Па (1 · 10-7 мм рт.ст.). Температурный
диапазон от минус 60 до плюс 250 °С
3.3.3. Для газовых кранов
Арматура газовых магистралей и распределительных станции
Не растворима в нефтепродуктах, растворима в спиртах. Свойства стабильны в среде углеводородных газов. Температурный диапазон от 0 до плюс 50 °С
Марки масел, смазок и
специальных жидкостей, приведенные в настоящих перечнях, не допускается
назначать в технику, разрабатываемую или модернизируемую с 01.01.86.
АК-15; ТС;
ТЭп-15; ТСп-14гип; ТС-гип; СТ-20; для
редукторов троллейбусов (летнее, зимнее); масло
осевое Л; масло осевое 3; масло осевое С и
Сп; для коробки передач и рулевого
управления
Примечание. Смазочные материалы, указанные в
настоящем приложении, допускается применять в технике, изготовляемой и
эксплуатируемой до очередной ее модернизации.