Р 50.1.006-95 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР ГОССТАНДАРТ РОССИИ Предисловие 1 РАЗРАБОТАНЫ Российским центром испытаний и сертификации (Ростест-Москва) 2 ПОДГОТОВЛЕНЫ К ПРИНЯТИЮ Управлением региональной политики и государственного надзора Госстандарта России 3 ПРИНЯТЫ Постановлением Госстандарта России от 14 декабря 1995 г. № 609 4 ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ
Дата введения 1996-04-01 1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯРекомендации разработаны в развитие ПР 50.1.003 в части промышленной продукции* на стадии ее изготовления (кроме товаров сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности). ________________ * Под промышленной продукцией понимаются объекты промышленного производства, предназначенные для применения и сферах производства, эксплуатации или потребления. Рекомендации предназначены для государственных инспекторов по надзору за государственными стандартами и государственных инспекторов по обеспечению единства измерений, осуществляющих государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и за сертифицированной промышленной продукцией. Рекомендации могут быть использованы предприятиями-изготовителями продукции независимо от форм собственности для своевременного принятия мер по обеспечению соблюдения обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и выпуска сертифицированной продукции. 2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИВ настоящих рекомендациях использованы ссылки на следующие документы: ГОСТ Р 1.0-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения ГОСТ 18242-72 Статистический приемочный контроль по альтернативному признаку. Планы контроля ГОСТ 18321-73 Статистический контроль качества. Методы случайного отбора выборок штучной продукции ГОСТ 20736-75 Статистический приемочный контроль по количественному признаку. Планы контроля ПР 50.1.003-94 Правила по стандартизации. Порядок проведения Госстандартом России государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией (работами, услугами) ПР 50.1.007-94 Правила по стандартизации. Порядок выдачи предписаний и применения штрафов Госстандартом России при проведении государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов Правила выдачи предписаний и применения штрафов Госстандартом России за нарушение требований по безопасности и правил сертификации товаров (работ, услуг). 3 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ3.1 В соответствии с 7.2.2 ГОСТ Р 1.0 обязательными являются требования государственных стандартов по обеспечению безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества граждан, по обеспечению технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и единства маркировки, а также иные требования, устанавливаемые федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации. 3.2 Обязательные требования к продукции, подлежащей обязательной сертификации, определяются государственными стандартами, Системой сертификации ГОСТ Р и соответствующей системой сертификации однородной продукции. 3.3 Правила и порядок обязательной сертификации промышленной продукции определены Законом Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг", Системой сертификации ГОСТ Р, системами сертификации однородной продукции и "Правилами по проведению сертификации в Российской Федерации". 3.4 Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, за которой территориальные органы Госстандарта России осуществляют государственный контроль и надзор, установлен Госстандартом России. 3.5 Государственный надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и за сертифицированной промышленной продукцией осуществляется в виде плановых и внеплановых проверок. 3.6 Проверку проводит государственный инспектор по надзору за государственными стандартами. В проверках могут принимать участие государственные инспекторы по обеспечению единства измерений, если это необходимо для выполнения программы проверки, и представители других органов государственного контроля и надзора (по согласованию с этими органами). К проверкам могут также привлекаться лица, не имеющие статуса государственного инспектора и не выполняющие функции государственного контроля и надзора (специалисты испытательных лабораторий, представители обществ и союзов потребителей, работники субъекта хозяйственной деятельности, на котором проводится проверка, и др.). Если в проверке участвуют несколько государственных инспекторов, то одного из них назначают руководителем проверки. 3.7 Плановые проверки проводят по планам государственного надзора, разрабатываемым территориальными органами Госстандарта России. При этом план государственного надзора в части проведения проверок соблюдения обязательных требований государственных стандартов и за сертифицированной промышленной продукцией рекомендуется увязывать с планами проведения инспекционного контроля, проводимого территориальным органом в качестве аккредитованного органа по сертификации промышленной продукции. 3.8 Внеплановые проверки проводят в случаях получения от потребителей, местной администрации или общественных организаций потребителей информации о претензиях к субъекту хозяйственной деятельности по качеству производимой и (или) реализуемой продукции. 4 ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ ПРОВЕРКИ4.1 Подготовку к проверке организует государственный инспектор - руководитель проверки. 4.2 В процессе подготовки к проверке: - разрабатывают программу проверки; - определяют состав государственных инспекторов и представителей других органов государственного контроля и надзора, необходимых для выполнения программы проверки, а также лиц, привлекаемых к проверке; - проводят работу по согласованию участия в проверке представителей других организаций и сроков проведения проверки; - оформляют уведомление на проведение проверки и извещают всех участников проверки не позднее, чем за 15 дней до ее начала; - анализируют материалы предыдущих проверок и инспекционного контроля, в том числе проведенных другими органами контроля; - изучают законодательные акты и анализируют нормативные документы, устанавливающие обязательные требования к проверяемой продукции, к методам ее контроля, испытаний и маркировки; - собирают и анализируют сведения о субъекте хозяйственной деятельности и его продукции (в том числе замечания и претензии потребителей, торговых организаций, данные союзов и обществ потребителей и др.). 4.3 Содержание программы проверки зависит от целей проводимой проверки (проверка соблюдения обязательных требований государственных стандартов, проверка соблюдения правил обязательной сертификации). В общем случае при проведении проверки соблюдения обязательных требований государственных стандартов и правил обязательной сертификации в программе рекомендуется отразить следующие объекты и вопросы для проверки: - номенклатуру проверяемой продукции, в том числе подлежащей обязательной сертификации; - меры, принятые по результатам предыдущих проверок, организация работы по обеспечению соблюдения обязательных требований государственных стандартов и правил обязательной сертификации; - наличие нормативных документов на проверяемую продукцию, полноту отражения в них обязательных требований государственных стандартов; - наличие и качество конструкторской документации на продукцию и технологической документации на процессы производства, контроля и испытаний проверяемой продукции; - обеспеченность процессов производства, контроля и испытаний проверяемой продукции средствами измерений, контроля и испытаний продукции (в соответствии с технической документацией) и их состояние; - организация контроля качества и испытаний продукции; - соблюдение технологических процессов; - соблюдение обязательных требований государственных стандартов; - организация сбора и рассмотрения претензий и жалоб со стороны потребителей; - соблюдение правил обязательной сертификации; - наличие каталожных листов на проверяемую продукцию, прошедших учетную регистрацию; - наличие системы управления качеством продукции и данные о ее сертификации; - идентификация проверяемой продукции, отбор образцов и проведение испытаний. 4.4 По прибытии на проверяемый субъект хозяйственной деятельности государственный инспектор (руководитель проверки): - представляется руководителю субъекта хозяйственной деятельности и предъявляет ему уведомление на проведение проверки; - знакомит его с задачами и программой проверки; - уточняете ним перечень необходимых документов, материалов, оборудования, образцов продукции, предоставляемых субъектом хозяйственной деятельности для проведения проверки, и состав специалистов субъекта хозяйственной деятельности, привлекаемых к проверке: - уточняет распределение работ между государственными инспекторами, участвующими в проверке, и лицами, привлекаемыми к проверке. 5 ПРОВЕДЕНИЕ ПРОВЕРКИ5.1 Государственный надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов проводят в соответствии с правилами, изложенными в ПР 50.1.003 (раздел 3). 5.1.1 До проведения измерений и испытаний проверяемой продукции проводят проверку состояния средств измерений и испытаний: - обеспеченность производственных операций (включая контрольные операции) средствами измерений необходимой точности; - готовность средств измерений и испытаний к выполнению измерений и испытаний (наличие поверенных средств измерений, стандартизованных или аттестованных средств испытаний); - наличие и соблюдение методик выполнения измерений и испытаний; - правильность выполнения измерений; - достоверность результатов измерений (путем проведения повторных измерений). По результатам проверки состояния средств измерений и испытаний делают вывод об обеспеченности производства промышленной продукции средствами, гарантирующими точность измерений и испытаний. 5.1.2 Отбор образцов (проб) осуществляет государственный инспектор в присутствии представителей субъекта хозяйственной деятельности и других привлекаемых к проверке лиц в соответствии с требованиями стандартов на конкретную продукцию. Отбор образцов (проб) проводят из партий, принятых службой технического контроля или должностным лицом, ответственным за контроль соответствия продукции обязательным требованиям государственных стандартов*. ________________ * Далее - служба технического контроля. При отборе образцов проводят технической осмотр партии и отобранных образцов, в процессе которого с помощью идентификации устанавливают: - соответствие предъявленной к проверке продукции тому виду (типу, марке, модели) продукции, который определен в нормативном документе; - принадлежность отбираемых образцов к проверяемой партии; - соответствие упаковки, маркировки, консервации и комплектации продукции требованиям нормативных и технических документов; - соответствие объема предъявленной к проверке продукции объему партии, указанному в товаросопроводительной документации; - соответствие информации о продукции (на самой продукции, в паспорте и (или) инструкции по эксплуатации, в товаросопроводительной документации) установленным требованиям. Отобранные образцы изолируют от партии или опломбируют на месте в соответствии с "Типовым порядком обращения с образцами, используемыми при проведении обязательной сертификации продукции". 5.1.3 Если в стандартах на проверяемую продукцию количество отбираемых образцов не установлено, то решение о количестве образцов, подвергаемых измерительному контролю и испытаниям, принимает руководитель проверки. При этом для обоснования принимаемого решения можно пользоваться документами на методы статистического контроля (ГОСТ 18242, ГОСТ 18321, ГОСТ 20736). 5.1.4 Отбор образцов (проб) из партии продукции, не принятой службой технического контроля, не проводят до ее приемки этой службой. Если приемку партии продукции (включая отбор образцов, технический осмотр, идентификацию, измерительный контроль и испытания) проводят в присутствии государственного инспектора, то дополнительный отбор образцов и их испытания для целей проверки рекомендуется не проводить, а для оформления результатов проверки использовать протокол приемо-сдаточных испытаний. 5.1.5 Если в ходе проверки установлено, что часть партии, не принятой службой технического контроля, реализована, то это нарушение фиксируют в акте проверки. От оставшейся части партии отбирают образцы и проводят их испытания. При отрицательных результатах испытаний выдают предписание о запрете реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации) этой продукции. 5.1.6 Если в ходе проверки установлено, что проверяемая продукция не подвергалась испытаниям, предусмотренным обязательными требованиями стандартов, но принята службой технического контроля, то отбор и испытания образцов не проводят. Выявленные нарушения отмечают в акте проверки. 5.1.7 Если в ходе проверки установлено, что документация, необходимая для изготовления, контроля, приемки, поставки, эксплуатации и ремонта проверяемой продукции, отсутствует, то дальнейшую проверку продукции прекращают, о чем делают запись в акте проверки, и принимают меры в соответствии с 7.5 настоящих рекомендаций. 5.1.8 Оценку соответствия промышленной продукции обязательным требованиям государственных стандартов осуществляют на основе результатов предусмотренных стандартами измерительного контроля и испытаний, которым подвергают отобранные образцы продукции. Контроль, измерения, испытания, анализы на соответствие обязательным требованиям государственных стандартов проводят специалисты субъекта хозяйственной деятельности при обязательном присутствии государственных инспекторов-участников проверки и привлекаемых к проверке лиц. Результаты контроля, измерений, анализов и испытаний отобранных образцов распространяют на всю проверяемую партию продукции. 5.1.9 При проведении проверки соблюдения обязательных требований государственных стандартов анализируют работу субъектов хозяйственной деятельности по обеспечению соблюдения этих требований, в том числе: меры, принятые по результатам предыдущих проверок, по замечаниям и претензиям потребителей, обществ и союзов потребителей а также своевременность и действенность этих мер. 5.2 Государственный надзор за сертифицированной промышленной продукцией проводят в соответствии с 3.7 ПР 50.1.003 и 5.1 (5.1.1 - 5.1.9) настоящих рекомендаций с учетом требований конкретной системы сертификации однородной продукции. 6 ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕРОК6.1 По результатам проверки составляют: - акт отбора образцов по форме приложения 3 ПР 50.1.003; - протокол испытаний по форме приложения 4 ПР 50.1.003; - акт проверки по форме приложения 5 ПР 50.1.003 (в случае выявления нарушений обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и выпуска сертифицированной продукции). 6.2 В акте проверки указывают: - наименование и адрес проверенного субъекта хозяйственной деятельности, фамилию, имя, отчество его руководителя, наименование территориального органа Госстандарта России, фамилии государственных инспекторов и представителей других организаций, проводивших проверку, а также должностных лиц субъекта хозяйственной деятельности, в присутствии которых проводилась проверка; - объекты проверки (в соответствии с программой проверки), в том числе наименование и обозначение проверяемой продукции с указанием нормативных документов, соблюдение требований которых проверялось; - в разделе акта "Исходные данные" - краткую характеристику проверяемого субъекта хозяйственной деятельности с указанием сведений о предыдущих проверках, их результатах и мерах, принятых субъектом хозяйственной деятельности по результатам этих проверок; - в разделе акта "Результаты проверки" - все выявленные нарушения с указанием документов и их конкретных пунктов, требования которых нарушены; - в разделе акта "Причина нарушений" - причины всех выявленных нарушений и должностных лиц субъекта хозяйственной деятельности, виновных в этих нарушениях; - в разделе акта "Выводы" - общее заключение о соблюдении субъектом хозяйственной деятельности обязательных требований государственных стандартов и правил обязательной сертификации с учетом предыдущих проверок; - в разделе акта "Приложения" - "Акт отбора образцов" и "Протокол испытаний" (если это было предусмотрено программой проверки и они оформлялись), а также другие справочные материалы, если они оформлены как приложение к акту проверки. На все приложения должны быть ссылки в соответствующих разделах акта проверки. 6.3 При повторной проверке акт составляют по форме приложения 5 ПР 50.1.003 с простановкой в правом верхнем углу грифа "Повторно". Раздел акта "Исходные данные" в этом случае не заполняют. 6.4 Акт отбора образцов и протокол испытаний подписывают государственные инспекторы и привлекаемые к проверке лица, участвовавшие в отборе образцов и проведении испытаний. 6.5 Акт проверки подписывают: государственный инспектор (руководитель проверки), государственные инспекторы и представители других органов государственного контроля и надзора участвовавшие в проверке, и привлекаемые к проверке лица (кроме представителей проверяемого субъекта хозяйственной деятельности). 6.6 Руководитель проверяемого субъекта хозяйственной деятельности в случае несогласия с результатами проверки и сделанными выводами может письменно изложить свое особое мнение, которое прилагается к акту проверки. 7 РЕАЛИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА7.1 Акт проверки с приложениями и выданными предписаниями в течение пяти дней с момента окончания проверки направляют руководителю субъекта хозяйственной деятельности и в Ростест-Москва для обобщения информации о результатах государственного надзора, а в случае применения штрафов все материалы проверки, в том числе и оформленные постановления о наложении штрафов направляют в Ростест-Москва в течение пятнадцати дней с момента окончания проверки. Первый экземпляр акта проверки (с предписаниями и постановлениями) хранят в территориальном органе Госстандарта России, проводившем проверку. 7.2 В случае установления нарушений правил обязательной сертификации и выпуска сертифицированной продукции, не соответствующей обязательным требованиям государственных стандартов, один экземпляр акта проверки (без предписаний и постановлений) направляют в орган, выдавший сертификат, для принятия решения о приостановлении действия сертификата или о его аннулировании. 7.3 Информацию о нарушениях обязательных требований государственных стандартов и (или) правил обязательной сертификации территориальный орган Госстандарта России при необходимости направляет местным органам исполнительной власти и (или) общественным организациям потребителей. 7.4 В случае необходимости применения мер воздействия Главным государственным инспектором Российской Федерации по надзору за государственными стандартами и обеспечением единства измерений акт проверки направляют в Госстандарт России. 7.5 Главные государственные инспекторы и государственные инспекторы на основании акта проверки принимают в пределах предоставленных им прав меры, направленные на пресечение, устранение и предотвращение нарушений и причин их вызвавших. В этих целях субъектам хозяйственной деятельности выдают предписания и принимают постановления в соответствии с "Правилами выдачи предписаний и применения штрафов органами Госстандарта России за нарушение требований по безопасности и правил сертификации товаров (работ, услуг)", утвержденными приказом Госстандарта России от 24 февраля 1993 г. № 50, и "Порядком выдачи предписаний и применения штрафов Госстандартом России при проведении государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов", утвержденным приказом Госстандарта России от 27 июня 1994 г. № 112. 7.6 Для устранения выявленных в результате проверки нарушений руководитель субъекта хозяйственной деятельности в течение пяти дней после выдачи ему предписания разрабатывает план мероприятий и направляет его в территориальный орган Госстандарта России. О выполнении плана мероприятий по устранению выявленных нарушений руководитель субъекта хозяйственной деятельности в письменной форме уведомляет территориальный орган Госстандарта России. 7.7 Контроль за выполнением мероприятий по устранению выявленных нарушений и исполнением предписаний осуществляет территориальный орган Госстандарта России путем проведения повторной проверки. Если по результатам первичной проверки выдавалось предписание о запрете или приостановке реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации) продукции, то при положительном результате повторной проверки субъекту хозяйственной деятельности выдают разрешение на реализацию (поставку, продажу), использование (эксплуатацию) продукции. Форма разрешения приведена в приложении к настоящим Рекомендациям. ПРИЛОЖЕНИЕ(рекомендуемое)
СОДЕРЖАНИЕ
|